Обратиться к хорошо известным и даже навязшим в зубах проблемам, создаваемым миллионами личных автомобилей, меня заставил новый аспект этих проблем, с которым пришлось столкнуться непосредственно, что называется, лоб в лоб. Несколько жителей-автомобилистов из нашего дома потребовали спилить многолетние деревья во дворе, являющиеся его украшением, защищающие своими развесистыми кронами окна верхних этажей от прямых солнечных лучей в летнюю жару, не говоря уже о том, что они освежают воздух отравленной городской атмосферы. Своё требование автовладельцы объяснили, мол, деревья могут упасть под напором сильного ветра и повредить их припаркованные во дворе машины.
Я не склонен считать этих людей ненавистниками природы. Просто они, вероятно, не только автомобилисты, но ещё и дачники, имеющие дачи или даже загородные дома, в которых проводят весь летний сезон. Так что им есть где полюбоваться деревьями и подышать свежим воздухом. Двор же дома со своими городскими квартирами они рассматривают лишь как место парковки машин. А до соседей, вынужденных жить в городе весь год, этим эгоистам нет дела.
Примечание 1
Одно утешает: рак беспощаден и к таким людям, уравнивая всех. Интересно вспомнят ли они о дорогих их сердцам иномарках, когда онколог объявит приговор?
Да, деревья могут упасть (и падают), но чтобы гарантированно этого избежать, нужно уничтожить в городе взрослые, следовательно, высокие и массивные, тополя, клёны и карагачи.1 Во дворах и на улицах - везде, где могут стоять или проезжать автомобили. Взамен сажать новые, однако, не позволяя им вырастать сверх безопасного размера, т.е. тоже своевременно спиливать и начинать всё сначала. Правда, в таком случае встаёт вопрос: велика ли польза от деревьев-подростков?
Своим механическим повозкам люди уступили большую часть ширины городских улиц, покрыли живую землю панцирем асфальта, ограничили самих себя светофорами на перекрёстках. Теперь вот намереваются лишить места собственного обитания красоты и свежести, даруемых деревьями. Вот чем обернулась повальная автомобилизация населения, которая в свою очередь стала возможной благодаря беспредельной свободе постсоветского времени. А ведь именно от этой беды предостерегал двести лет назад наш мудрец Иван Андреевич Крылов:
"Как ни приманчива свобода,
Но для народа
Не меньше гибельна она,
Когда разумная ей мера не дана".
Лучше всего было бы запретить личные автомобили как излишество, вдобавок опасное. К сожалению, это нереально. Тут недалеко и до "русского бунта - бессмысленного и беспощадного".
Примечание 2
Тех, кто уже инфицирован "автомобильным вирусом", от него не вылечить. Разве что "вакциной ДТП" и пожизненной инвалидностью. Ну а если сосредоточиться на детях, начиная с самого раннего возраста, прекратить производство игрушечных машинок и придумать другие способы, позволяющие убрать из детского сознания мечту об автомобиле как жизненную доминанту?
Единственным д е й с т в и т е л ь н ы м решением "автомобильной" проблемы может быть лишь отказ от использования личных машин в городской черте. Передвижение в городах должно быть только пешком или на общественном транспорте. Велосипеды и самокаты не выход: их миллионные стада создадут такие же пробки, какие сегодня создают автомобили.
Примечание 3
Чудовищно затратные потуги решить транспортную проблему в Москве за счёт расширения городских магистралей, создания многоуровневых развязок и т.д., т.п. б е с с м ы с л е н н ы. Неограниченно растущее число автомобилей будет мгновенно "съедать" эти прибавки. А другим городам, даже миллионникам, включая Петербург, такие проекты просто не по карману.
Очевидно также, что добровольно люди от свободного использования автомобилей не откажутся. Если же власть попытается запретить их в городах, ограничившись при этом лишь призывами или даже принятием соответствующих законов, то её ждёт провал. С законопослушностью у нас всегда была напряжёрка.
Примечание 4
21 апреля 2021 года, когда Президент должен был выступить с очередным Посланием Федеральному собранию, телеканалы заранее включили трансляцию, и мы увидели толпящихся сенаторов, депутатов и приглашённых людей. В масках были единицы из них, о безопасной дистанции и говорить нечего, несмотря на то, что в Москве действует масочный режим в общественных местах. Это был образец законопослушности по-русски.
Однако можно обратиться к советскому опыту разумных ограничений, соблюдение которых населением обеспечивалось соответствующими мерами. Безусловно, это должны быть не удушающие лапы диктатора, не ежовые рукавицы фанатика и не унизительные христианские всепрощающие объятия как приложение к попустительству, а крепкие и надёжные руки доброго и вместе с тем строгого и требовательного отца. Руки заботливые и одновременно такие, в которых не забалуешь.
В Англии на заре технического прогресса "овцы съели людей".2 Вот уже когда он проявил свои людоедские наклонности. Сегодня его многочисленное отродье пожирает вообще всё живое. А человечество он превратил в раковую опухоль на теле Земли.
На пути ограничения использования дьявольских достижений прогресса и установления меры ему самому будет много трудностей и препятствий.3 Но в отличие от теперешнего этот путь не ведёт в н и к у д а.
P.S. В Калининграде по предписаниям ГИБДД спиливают деревья придорожных аллей - один из символов Калининградской области.4 Активисты требуют прекратить эти вырубки, но пока безуспешно. Разве что информация дойдёт до Путина, и он решит проблему. Вспоминается похожая история в Москве, когда по приказу Хрущёва, в то время первого секретаря горкома, были вырублены вековые липы на Садовом кольце. Говорят, Сталин по этому поводу пошутил: "Заставь дурака Богу молиться - он лоб расшибёт".5
P.P.S. Сегодня в России несколько десятков миллионов автовладельцев. Это отдельный класс, какой не снился Марксу и Ленину. И он агрессивно заявляет о своих интересах, требует и добивается их удовлетворения. Мало того, что в основном ради личного транспорта дымят нефтеперерабатывающие заводы, так для него создаётся ещё и комфортная среда. Вот дошло до вырубки деревьев.
______________
1 Именно эти неприхотливые и быстро растущие деревья раньше использовались для озеленения городов - А.У.
2 См. "Огораживания - Википедия"
3 Например, придётся решать проблему занятости работников автомобильных заводов, сокращённых из-за падения спроса на автомобили - А.У.
4 См. "Калининградские активисты требуют прекратить..."