Украинский Александр Иванович : другие произведения.

О природе души

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


О ПРИРОДЕ ДУШИ

   Поводом для написания этой статьи стали два обстоятельства. Во-первых, открытие свойства воды воспринимать,1 запоминать и хранить информацию, в том числе исходящую непосредственно от человека. Во-вторых, мысль о том, что многие дошедшие до нас из прошлого утверждения, кажущиеся фантастическими, на самом деле истинны, и лишь недостаточный уровень развития современной науки не позволяет сейчас убедиться в их справедливости. Эта мысль не нова, например, её некогда высказал В. Солоухин:2
   "Как о последней степени невежества и темноты, учителя в начальной школе в конце двадцатых, в начале тридцатых годов рассказывали нам о бабках-знахарках, прикладывающих к пораненному месту обыкновенную паутину.
   Мы содрогались, верили учителям и возмущались темнотой бабок.
   Теперь, когда науке стали известны сильные антисептические свойства паутины, позволительно спросить, так ли уж невежественны были бабки?".
   Одним из вышеуказанных утверждений, возникших, пожалуй, одновременно с разумом, является мысль о наличии у живых организмов души. Для верующих это утверждение бесспорно, остальными же людьми оно хотя и не отвергается, но и не признаётся полностью, главным образом потому, что пока нет убедительного объяснения природы души.
  
   Вопрос о сущности души интересовал людей с древности, и потому за многие века накопилось много разных представлений об этом предмете. Приведём главные моменты некоторых из них.
   "Душа, понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти...
   В теистических религиях душа человека--созданное Богом, неповторимое бессмертное духовное начало.
   В новоевропейской философии термин "душа" стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека".3
   "Душа, у человека--начало, обусловливающее жизнь организма и способности ощущения, мышления, сознания, чувства и воли".4
   "Душа, бессмертное духовное существо, одарённое разумом и волей... жизненное существо человека, воображаемое отдельно от тела и от духа, и в этом смысле говорится, что и у животных есть душа" (см. статью "Душа").5
   "...иные же видят в душе только то, что даёт жизнь плоти, а в духе высшую искру Божества, ум и волю или же стремление к небесному" (см. статью "Дух").5
   "Душа--внутренний, психический мир человека, его сознание".6
   Прежде чем непосредственно приступить к поискам ответа на вопрос о природе души, заметим следующее. Религия, утверждая реальность души, настаивает на её сверхъестественной природе, видимо, подчёркивая тем самым особый статус этого творения Бога. Такой взгляд выглядит странным и неубедительным. Неужели материальные творения Создателя чем-то ниже (хуже), несовершеннее иных, нематериальных? Ведь ценность любых творений (и не только вышедших из рук самого Бога) определяется прежде всего личностью творца. С другой стороны, зачем Богу могло понадобиться сотворённый им материальный земной мир дополнять несвойственными ему элементами, зачем было мешать кислое с пресным? Конечно, Он мог сделать и так, и всё же, будем считать, что Он руководствовался той же логикой, которая понятна и нам. Это необходимое допущение, потому что только если искомая природа души относится к материальной области, а возможно, и похожа на что-то уже нам известное, наши поиски имеют смысл.
   И ещё одно предварительное замечание. Слово "душа" кроме того значения, которое является объектом нашего исследования, имеет и ряд других значений. Среди них есть значение, возможно, содержащее намёк на искомую природу души как составной части живого организма. Вот оно: вдохновитель чего-нибудь (вдохновить значит побудить к с о в е р ш е н и ю чего-либо). Т.е. данное значение прямо указывает на вызываемое душой движение в широком смысле этого слова.
   Из вышеприведённых определений души видно, что разные точки зрения на неё отличаются прежде всего представлениями о её функциях. Является ли она тем, что лишь з а п у с к а е т и з а т е м п о д д е р ж и в а е т жизнь и без чего жизнь невозможна, или же её роль в организме этой ролью не ограничивается, т.е. она ответственна и за "способности ощущения, мышления, сознания, чувства и воли"?
   Вариант "узкой специализации" представляется более вероятным и в первую очередь потому, что он позволяет объединить все формы жизни: от элементарной живой системы--клетки--до сложных многоклеточных организмов (грибов, растений и животных, включая человека).
   Выяснение природы души начнём с поиска ответа на вопрос, как она проявляется, чем подтверждается само её существование.
   Существование души обнаруживается при смерти. Представим себе смерть человека из-за остановки сердца и прекращения дыхания, наступивших, например, в результате элетротравмы или если пострадавший захлебнулся в воде. Чем он отличается от себя же, но минутой раньше? Возможны два варианта ответа на этот вопрос в зависимости от того, в каком состоянии человек оказался.
   1-й вариант: человек оказался в состоянии клинической смерти.7 Тогда первоначально, в течение нескольких минут после случившегося, умерший человек отличается от себя живого именно отсутствием дыхания и пульса. И если ему незамедлительно и правильно оказать помощь, удалив воду из лёгких, сделав искусственное дыхание и непрямой массаж сердца, пульс и собственное дыхание могут восстановиться. Человек вернётся к жизни. В этом случае существование души никак не подтверждается.
   2-й вариант: человек оказался в состоянии биологической--истинной--смерти (либо сразу, либо по истечении времени состояния клинической смерти). Тогда оживить его уже нельзя, хотя возобновить процессы дыхания и кровообращения (последнее и обеспечивается работой сердца) можно--с помощью специальной аппаратуры. В нашем случае (у пострадавшего нет дыхания и пульса) биологическая смерть наступает быстро. Но её непосредственной причиной не могут быть процессы распада в клетках организма, поскольку эти процессы идут медленнее. Итак, что же получается? В организме в с ё и с п р а в н о (или, по крайней мере, работоспособно), н о н е р а б о т а е т. Учёные выяснили: с наступлением биологической смерти прекращаются обменные процессы в тканях. Для их восстановления недостаточно обеспечить (искусственно) дыхание и кровообращение, нужно что-то ещё, что с наступлением истинной смерти утрачивается. Вот оно-то и есть душа, а её отсутствием только что умерший человек отличается от себя живого.
   Существуют разные определения жизни. Но ни одно из них не признано удовлетворительным, вследствие чего, по свидетельству палеонтолога академика А.Ю. Розанова, некоторые учёные, изучающие проблемы жизни, включая и вопрос об её возникновении, даже договорились впредь не пытаться ответить на вопрос "Что такое жизнь?", дабы не тратить свои усилия и время впустую, тем более что такой подход не мешает исследованиям самих проблем. Воспользуемся разумным решением и займёмся конкретными вопросами, связанными с жизнью, оставив за скобками значение этого слова.
   Непременным условием жизни является наличие воды.8 В том или ином количестве она есть во всех клетках всех живых организмов. Давно известны её функции как одного из участников внутриклеточных биохимических реакций--вещества-реагента и вещества-растворителя. Думается, что и информационные свойства воды не могли быть не востребованы жизнью, настолько они значительны. И, возможно, они обусловили ещё одну--особенную--функцию воды, состоящую в том, чтобы запускать и поддерживать жизнь, делать неживое живым, т.е. о д у ш е в л я т ь.9 Что представляет собой содержащаяся в воде живых организмов информация, если таковая действительно существует, и как конкретно она участвует в жизненных процессах--на эти вопросы мы сейчас ответить не в состоянии,10 а потому ограничим нашу задачу лишь общими размышлениями о предполагаемой особенной функции воды.
   Сходство этой функции и функции души, как мы определили её выше, позволяет предположить, что г и п о т е т и ч е с к и й и н ф о р м а ц и о н н ы й к о м п о н е н т в о д ы, в х о д я щ е й в с о с т а в ж и в ы х о р г а н и з м о в, и е с т ь и х д у ш а, причём не локализованная в каком-то определённом месте организма, но содержащаяся во всех его клетках, а также и во внеклеточных жидкостях, будь то кровь или соки.
   Данный вывод не противоречит представлениям о душе, известным из Библии.
   "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою".11 Использованное здесь слово "душа", имеющее, как было сказано выше, несколько значений, в том числе "человек",12 в данном случае не означает особую составную часть организма, и потому конец этого отрывка следует читать так: "... и стал человек человеком живым". Под словами же "дыхание жизни" можно понимать именно душу как указанную составную часть. И приведённый текст содержит важные сведения о ней: во-первых, что она создана не "из праха земного" как весь остальной организм, во-вторых, что она создана отдельно и была введена (вдунуть значит ввести внутрь) в готовый организм, и, в-третьих, что именно после того, как Бог ввёл её внутрь человека, тот и стал живым. Важно также отметить, что введённое не было самой жизнью, но средством, делавшим возможным её возникновение и последующее существование. Способ же, которым оно было введено в организм, и его словесное определение ("дыхание жизни") позволяет предположить, что это средство невещественно, хотя и необязательно нематериально.
   А вот цитата, прямо указывающая на связь души и воды:
   "...ибо душа всякого тела есть кровь его...".13 Ведь жидкая часть крови--плазма--в основном состоит из воды. В организмах же, не относящихся к царству животных, хотя и нет крови, но зато есть соки, тоже водные растворы. Не забудем, что и цитоплазма, а также кариоплазма суть водные среды.
   Очевидно, что душа способна сделать живым не любое неживое, а только высокоорганизованную материю, в которой имеется потенция жизни. Точнее, только соединение двух этих компонентов становится живым. Например известно, что самые простые (неклеточные) организмы--вирусы вне клеток организма хозяина, в котором они паразитируют, находятся в неживом14 состоянии (данное состояние иногда даже называют кристаллической формой). И только в клетке они в полной15 мере ведут себя как живые объекты. Можно предположить, что этим своим превращением они обязаны душе, т.е информации, содержащейся во внутриклеточной воде.
   Теперь подумаем над тем, является ли душа универсальной, одинаковой у всех биологических видов, или у каждого из них она своя. Имея в виду одно из главных положений современной клеточной теории строения живых организмов, утверждающее, что клетки как одноклеточных, так и многоклеточных организмов сходны (гомологичны) по своему строению, химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности и обмену веществ, первый из перечисленных вариантов кажется более вероятным,16 т.е. душа должна быть одинакова (или почти одинакова) у всего живого. Вместе с тем нет оснований считать, что вода как носитель составляющей душу информации содержит её в себе изначально, находясь вне организмов. Наоборот, учитывая свойство воды воспринимать информацию от внешних источников и как следствие этого её незащищённость от информационных воздействий, способных исказить уже содержащуюся в ней информацию, логично допустить, что вода "обретает душу", только попав в живой организм. Другими словами, вне организмов вода должна быть неживой17 (за исключением, может быть, святой воды). Поступая в организм и контактируя с живой водой, уже находящейся в его клетках или в крови (соке), она тоже становится живой, получив это свойство от "старожила".
   Является ли превращение неживого в живое непременным актом при появлении каждого живого организма? Подтверждения этому нет. Напротив, существует закон, по которому любой живой организм появляется только от другого живого организма (или других живых организмов), из его (их) частей, например, половых клеток. В этих частях есть душа, когда они находятся в родительском организме, когда существуют отдельно от него и когда становятся зародышем нового организма. Так что никакого особого акта превращения неживого в живое ни на каких стадиях появления новых организмов не происходит.18 Есть лишь их развитие (рост, усложнение, переход в другие качественные состояния). В рамках описанного механизма появления новых организмов получаемая ими душа может быть только копией родительской души, или просто души, учитывая предположение об одинаковости её у всего живого. Необходимо также подчеркнуть, что поскольку при развитии многоклеточного организма его рост происходит путём деления клеток, при котором дочерние клетки унаследуют кроме прочего и душу родительской, то души всех клеток организма одинаковы и представляют собой вышеуказанную копию.
   Итак, первоисточником души в любом организме является родительская клетка (клетки).19 А когда вода покидает организм в процессе обмена веществ, она утрачивает душу. То же самое происходит после гибели организма, при его биологической смерти.20 Возможно, дело здесь в том, что сохранение души осуществляется путём её постоянного поддержания (так древние люди поддерживали огонь, полученный от подожжённых молнией деревьев, не умея добыть его иным способом), например, внутриклеточными процессами, которые поддерживает она сама, т.е. с помощью обратной связи.
   Попытаемся также увязать нашу гипотезу с религиозными представлениями души.
   Как утверждают христианские богословы, душа человека состоит из плотской и логосной (от греческого lСgos, одновременно означающего "слово" и "смысл"--см. "Краткую Российскую энциклопедию") частей. Под плотской частью имеется в виду нечто вещественное, а под логосной, наоборот, невещественное (в земном понимании этого слова), причём последняя считается бессмертной. После смерти человека она покидает его тело и продолжает существовать самостоятельно в виде некоего "тонкого, эфирного тела",21 которое, если бы мы могли его видеть, имеет облик, полностью совпадающий с обликом человека при его жизни.
   Как эти представления можно интерпретировать в рамках нашей гипотезы?
   Обе указанные части души можно идентифицировать следующим образом. Логосная часть есть информация, а плотская часть--её роль выполняет вода, содержащаяся в теле,--носитель этой информации.22 Как и всё в мире, информация суть одна из форм существования энергии, которая неуничтожима, так что бессмертие логосной части души тоже получает своё подтверждение.23 Вместе с тем наше предположение об одинаковости душ у всего живого, не вписывается в вышеизложенное представление об их виде после смерти тел, в которых они пребывали. Но, думается, это несоответствие обусловлено не пороком предлагаемой гипотезы, а неверными представлениями богословской науки, которая, утверждая двойственный (плотский и логосный) характер души, не наделяет тем же свойством тело и дух--две другие части человека. В действительности они тоже двойственны. Вещественной частью тела является его плоть, а невещественной--генетическая информация, содержащаяся в хромосомах. Вещественная же часть духа представлена мозгом, а невещественная--накопленной в нём информацией. И после смерти тело человека покидает не только логосная часть души, но вся связанная воедино логосная (информационная) его составляющая, индивидуальные особенности которой определяются не первым, а двумя последними логосами: внешний облик--генетической, а личность (Я)--мозговой информацией.
   Уточним, каким, по нашему мнению, может быть внешний облик логосной части человека. В течение жизни наша внешность сильно изменяется. Как бы ни был человек ребёнком похож чертами лица на себя в старости, всё-таки отличия в облике значительны. Так какую же внешность получает логос24 после смерти тела? Если предсмертную, это было бы обидно, поскольку в большинстве случаев мы умираем от болезней, а потому в последние свои земные мгновения имеем непривлекательный вид. И как быть в таком случае, например, с погибшими от взрыва, когда логос покидает тело, уже разорванное на куски? К тому же приоритет последнего состояния не очень убедителен. Логичнее допустить, что логос принимает п е р в о з д а н н ы й вид, т.е. тот потенциальный, который заложен в генотипе25 и соответствует полному развитию организма. Ни следов старения, ни следов полученных при жизни травм, включая внутриутробные и родовые, этот вид не несёт. По логике, указанный первозданный вид должны иметь также логосы умерших детей. Данный вывод подтверждается и следующим соображением. Богословская наука утверждает, что после Конца света умершие тела воскреснут и, обретя духовную природу, соединятся со своими душами, в результате чего люди восстановятся в своём полном виде, но при этом их тела уже не будут подвержены тлению (старению, возрастным изменениям), т.е. их вид будет оставаться неизменным вечно. В таком случае невозможно допустить, чтобы тела умерших детей и в первую очередь младенцев вечно пребывали в недоразвитом физическом состоянии.
   Религиозные представления о душе и духе не содержат чёткой границы между ними. Попробуем разобраться, в чём тут дело.
   Мы предположили, что душа запускает и поддерживает жизненные процессы в организме. В обычных клетках это процессы обмена веществ. В нервных же клетках к ним добавляются специфические процессы, следствием которых являются у м, м ы с л ь и н р а в с т в е н н о с т ь. Именно они по религиозному учению составляют содержание духа--той части человеческого существа, которая в его иерархии указывается первой. По непонятным причинам о сознании, личности, памяти, воле и чувствах--безусловных атрибутах духа26--богословы в связи с ним не говорят. Сделаем это за них и вернёмся к нашему вопросу, имея в виду физическую природу духа. Некоторые его элементы: ум, сознание, память, чувства, воля--суть способности. Соответственно: способность мыслить, способность определять своё отношение к действительности, способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления и опыт, способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, способность к выбору деятельности и внутренним усилиям для её осуществления. Иначе говоря, это способности к воспринятию, переработке и усвоению и н ф о р м а ц и и.
   А что такое мысль? Толковый словарь говорит: результат размышления, идея; то, что заполняет сознание, дума; убеждения, взгляды. Это значит, что мысль есть информация. Откуда она берётся? Из другой--исходной--информации, получаемой извне, после её переработки.
   Нравственность (мораль) как система норм и ценностных представлений, определяющих и регулирующих поведение человека, и личность, характеризующаяся смысловой структурой (системой взглядов, ценностных установлений, предпочтений и т.п.), очевидно, тоже имеют информационную природу.
   Теперь подумаем над тем, как реализуются способности духа. Известно, что они связаны с деятельностью головного мозга, в каждой клетке которого имеется информационная структура (душа), а поскольку способности духа есть возможности к действиям с информацией, то логично предположить, что именно душа и является ключевым элементом, порождающим эти способности. Вместе с тем сколь ни сложна душа, ни её информационного объёма, ни её внутренней организации, видимо, недостаточно, чтобы она могла стать непосредственным источником способностей духа. Таким источником может быть только совокупность душ всех клеток мозга (нейронов), соединённых друг с другом в единую сложную структуру с качественно новыми возможностями, превосходящими возможности её единичного элемента (души). Принципиально важно также, что эти возможности, следовательно, и способности духа, развиваются лишь в условиях взаимодействия указанной структуры с окружающей средой, причём ограничение взаимодействия, а в ещё бСльшей степени отделённость среды от человеческого общества обусловливают неразвитость (недоразвитость) способностей духа. Истории маленьких детей, случайно оказавшихся и чудом выживших в дикой природе, выросших, как Маугли, среди её обитателей, убедительно это доказывают.
   В соответствии с высказанным предположением способности духа, включая их развитие, являются производными души, а также--через структуру головного мозга--генетической информации. И коль скоро мы считаем, что оба эти информационные элемента наследуются от родителей, то и потенция указанных способностей тоже должна наследоваться. Иное дело--информация, являющаяся собственным продуктом духа, н а ж и т а я (п р и о б р е т ё н н а я) и п р о и з в е д ё н н а я в процессе жизни. Она от родителей детям не передаётся.
   Дух детей, успевший сформироваться за их жизнь, конечно, не сравним с духом нормальных взрослых людей как по размерам (объёму накопленной информации), так и по возможностям. Это значит, что логосы умерших детей в своей духовной части вначале остаются детьми. Вместе с тем, как было сказано выше, внешность они имеют полностью развитого человека. А вот духовно взрослеть им приходится уже на "том" свете. Данный вывод не противоречит религиозным представлениям об отсутствии в неземном мире изменений (тленности), поскольку это касается, по-видимому, только тела после его воскресения, но не логоса духа, который, следовательно, имеет возможность развиваться.
   Изложенное представление о природе духа позволяет заключить, что его логос, следовательно, и важнейшая его часть--личность в новом организме появляются позже логосов тела и души, а именно тогда, когда появляются нервные клетки и создаётся информационная структура, более сложная, чем информационная структура души. Это обстоятельство помимо чисто мировоззренческого может иметь и практическое значение, например, в вопросе об абортах.27
   Как показывает опыт эксплуатации компьютеров, информационные структуры подвержены искажениям и сбоям под воздействием различных факторов. Подобные явления, безусловно, должны быть свойственны и информационным структурам организмов. Примером тому могут служить генетические дефекты, многие из которых становятся причинами тяжёлых заболеваний. Но раз уж наша работа посвящена природе души, а после того, как мы предположили связь последней с духом, и его природе тоже, то сосредоточимся на вопросах, касающихся только этих информационных структур организма и их носителя--воды.
   Известно, что вода, освящённая обрядом водосвятия,28 называемая "святой водой", обладает особыми свойствами, отличающими её от обычной воды. В частности, она долго не портится, сохраняясь свежей. Учёные объясняют эти свойства структурой святой воды--правильной, симметричной и просто красивой.29 Совсем иначе--бесформенно и безобразно--выглядит структура воды после использования её в различных технологических процессах.
   Мы оставим без рассмотрения вопрос, как святая вода приобретает свои особые свойства: вследствие непосредственного Божественного акта, в результате воздействия неких космических сил, скажем, не известного людям излучения, в зоне которого оказывается Земля один раз в год на православное Крещение, или как-нибудь ещё.30 Заметим только, что в храмах в этот день святую воду приготавливают прямо на глазах людей, пришедших за ней, с помощью шланга наливая водопроводную воду в специальные большие чаны и совершая затем обряд водосвятия. Некоторые же люди, убедившись на своём опыте, что водопроводная вода, налитая на Крещение дома из кухонного крана, долго сохраняется, не портясь, пользуются ей как святой. Этот факт согласуется с утверждением, которое автор слышал от священника, выступавшего по телевидению накануне праздника православного Крещения, что в день Богоявления вся вода, где бы она ни находилась, даже в уличной луже,31 приобретает замечательные свойства, просто у воды, освящённой в церкви, они выражены сильнее. Но тогда встаёт вопрос: почему святая вода, принесённая из храма, долго сохраняет приобретённые свойства, а обычная вода--нет? Ответ на него дан выше. И обычная крещенская вода (т.е. обычная вода, запасённая на Крещение) из кухонного крана, сохраняет эти свойства. Всё дело в условиях, в которых находится вода после праздника: хранится ли она бережно или подвергается различным вредным воздействиям. Если бы, например, кто-то решился помыться святой водой, то, наверное, для организма это было бы благотворно, но использованная таким образом вода, вероятно, потеряла бы свои свойства и, в частности, уже не могла бы сохраняться.
   Нет оснований отрицать, что факторы, искажающие структуру воды, пагубно влияют и на информацию, записанную в её молекулах. Причём, как оказалось, этими факторами могут быть не только "вещественные" воздействия вроде химического загрязнения, но и информационное влияние, буквально слова, сказанные в присутствии воды.32 Такая уязвимость, по-видимому, свойственна всей воде, т.е. и внутриклеточной воде организмов. Отсюда прямо следует, что самочувствие организма зависит от состояния воды в нём, точнее, от состояния его души, от того, насколько эта информация искажена относительно своей первичной версии (не зря потому бытует мнение, что "все болезни от нервов"). Бог (или природа) не могли не предусмотреть возможность указанного искажения и главной его причины--пренебрежения людей правильным образом жизни. Так не являются ли структура и информационное содержимое святой воды этой самой первичной версией, а её регулярная процедура восстановления во всей земной воде защитным средством?
   Данное представление позволяет иначе взглянуть на биологическую смерть, когда она произошла не в результате несовместимых с жизнью повреждений организма, а, скажем так, как мы предположили в примере, приведённом в начале нашей статьи. В течение некоторого времени, пока не свернулась кровь и не начались (или не зашли слишком далеко) процессы распада в тканях, биологическую смерть, возможно, следует считать чем-то вроде "зависания" компьютера. Тогда для возвращения организма к жизни должно быть достаточно "перезагрузки" души, например, погружения тела в святую воду и прокачивания её же через пищеварительный тракт. Разумеется, процедуры искусственного дыхания и кровообращения тоже должны поддерживаться.
   В реальных условиях живые организмы используют ту воду, которая им доступна, в том числе и воду с искажённым информационным содержимым. И, похоже, в этом отношении в наиболее неблагоприятном положении по собственной вине находится человек, а вместе с ним и культурные растения и домашние животные, получающие воду от него. Если дикие растения и животные используют только природную воду, искажённую менее всего, то человек и живые организмы, которые он разводит, потребляют подвергнувшуюся тем или иным воздействиям воду, структура и, вероятно, информационное содержимое которой при её физической и биологической чистоте и безопасном химическом составе чаще всего бывают сильно искажены. Тем не менее и такая вода оказывается пригодной для жизни, что предполагает наличие у внутриклеточной воды исправляющих свойств. Но эти возможности, очевидно, не могут быть беспредельными. Если воду испортить негативной информацией достаточно сильно, превысив указанные возможности, то употребление её приведёт к отравлению организма.33
   Наши представления о духе будут неполными, если мы не скажем о подсознании, наличие которого у людей подтверждается фактами. Считается, что подсознание есть особенная память34 и особенные процессы в мозге или память и процессы в особых структурах мозга. Информация из этой памяти и результаты указанных процессов за редкими исключениями не отражаются в сознании. Мы предлагаем свою версию объяснения подсознания, определив его как способность мозга подключаться к глобальному информационному полю и получать оттуда необходимую информацию. Чаще всего (всегда?) эта способность проявляется в экстремальных, критических ситуациях, когда создаётся угроза жизни, или в состоянии сильного нервного напряжения.
   Предложенная версия подсознания позволяет истолковать феномен предчувствия, причём не прибегая к предположению о перемещении во времени. Вот как можно объяснить, например, предчувствие опасности и обусловленное им внешне ничем не мотивированное, т.е. бессознательное, поведение человека, на поверку оказывающееся для него спасительным. Опасность создаётся п р е д ш е с т в у ю щ е й причиной, отражающейся в глобальном информационном поле. И если в течение времени с момента появления причины и до момента, когда её действие приведёт к следствию, с м о ч ь и у с п е т ь воспринять соответствующую информацию из этого поля, то можно предотвратить или хотя бы уклониться от опасности.
   Настоящая гипотеза развивает представления о двусоставности жизни как результата взаимодействия высокоорганизованных вещества и информации (логоса). Носителями этой информации при жизни организма являются содержащиеся в его теле хромосомы и вода, а также создаваемое вокруг тела информационное поле35, которое, возможно, и есть б и о п о л е.36 Оно после смерти тела покидает его (отделяется от него) и продолжает существовать самостоятельно, о чём религия говорит прямо, но и материализм не должен отрицать, поскольку принцип "Ничто не появляется ниоткуда и не исчезает бесследно", видимо, следует отнести и к информации.
   Как совместить невещественность информационной составляющей организма с представлениями (пусть даже только религиозными) о телесном виде души в загробном мире? Мы предположили, что, возможно, душа, а точнее, полный логос, сам по себе, вне земного тела, есть особое физическое поле. Непосредственно поля мы не видим. В то же время, используя их способность взаимодействовать с веществом, мы можем не только обнаружить поле, но в некоторых случаях даже увидеть его структуру. Взять, к примеру, магнит--источник магнитного поля. Если положить на него лист бумаги, на который насыпать железные опилки, то они расположатся вдоль магнитных силовых линий поля, протянувшихся между полюсами магнита. Ясно, что эта структура магнитного поля существует и в отсутствие опилок, они лишь делают её видимой. Так может быть, логос как особое информационное поле, покинув земное тело и перейдя в иной мир, структурируя тамошнее "небесное вещество", какого нет на земле, создаёт себе то самое эфирное почти невесомое тело, о котором говорят богословы и священники? В нём он и пребывает до воскресения земного тела и воссоединения с ним.
   Исходя из представления о двусоставности жизни, схема искусственного создания живого организма в простейшем случае37 выглядит следующим образом:
   а) расшифровка составляющей душу информации, содержащейся в воде в живого природного организма (при условии, что существование такой информации подтвердится и будет найден способ её чтения), а также освоение записи её на воду-носитель;
   б) изготовление точной (на молекулярном уровне) копии тела организма;
   в) запись расшифрованной информации на воду изготовленной копии тела организма.
   Очевидно, что, по крайней мере в настоящее время, приведённая схема не может быть реализована, хотя бы и удалось расшифровать душу и научиться записывать её на воду: слишком сложно устроена даже самая простая бактерия. Правда, есть ещё более простые организмы--вирусы. Их копии, наверное, можно было бы изготовить. Но в этом случае сложность заключается в том, что вирус проявляет себя как живой организм только в контакте с клеткой-хозяином, к тому же ещё, предположительно, в присутствии межклеточной воды. Даже если синтезированный вирус вместе с клеткой-хозяином поместить в искусственно приготовленную "живую" воду, эксперимент нельзя будет признать чистым, поскольку невозможно будет уверенно утверждать, что оживило вирус: искусственная информация этой воды или душа, содержащаяся в воде клетки-хозяина,--потому что контакт с обеими у вируса будет (с внутриклеточной водой через поры плазматической мембраны клетки). Вдобавок контакт двух вод (через те же поры) даст повод для сомнения: не повлияла ли душа внутриклеточной воды на информацию искусственной "живой" воды.
   Но можно пойти другим путём, заменив задачу создания живого задачей оживления умершего. Этим способом тоже можно проверить предложенную гипотезу о природе души.
   Объектами такого эксперимента должны быть три подопытных животных (два из них контрольные), смерть которых наступила от фактора, не нанёсшего их организмам существенных повреждений, например, от электрошока, и представляла вначале клиническую смерть, сопровождаясь остановкой сердца и прекращением дыхания. Выждав время, заведомо бСльшее длительности состояния клинической смерти, т.е. дождавшись наступления биологической смерти, доказательством чего должна стать безуспешность попыток оживить первое контрольное животное обычными способами, необходимо удалить всю кровь из кровеносных систем двух других животных. Затем одному из животных (второму контрольному) нужно ввести консервированную кровь, заготовленную накануне опыта и хранившуюся с соблюдением установленных правил, последнему же оставшемуся сделать прямое переливание (в обоих случаях должны быть введены полные объёмы крови и, конечно, тех же групп, какие были у подопытных животных). Непосредственно после этого следует произвести оживляющие мероприятия.
   Если вышеизложенная гипотеза верна, то лишь третье животное будет оживлено, поскольку введённая ему кровь, содержащая "живую", т.е. не успевшую утратить душу, воду, восстановит главное условие жизни--её двусоставность. Консервированная кровь с "мёртвой" водой этого сделать не сможет.38
   Предложим также идеи ещё пары экспериментов.
   Первый из них может выявить связь состояния воды, содержащейся в организме, с его жизнью и смертью. Известно,39 что в жидком состоянии вода структурирована, причём в зависимости от содержащейся в ней информации эта структура различна. Её можно увидеть, если исследуемую воду очень быстро заморозить с помощью криогенной техники, сохранив тем самым структуру, а полученный лёд рассматривать под микроскопом. Суть предлагаемого эксперимента в следующем: сравнить структуры воды живого организма, организма, находящегося в состоянии клинической смерти, и организма в состоянии наступившей биологической смерти.
   Цель второго эксперимента--обнаружение информационного поля. Он сводится к взвешиванию носителя информации до и после её записи. Если информационное поле (в том числе и информационное поле Земли) действительно существует, то результаты взвешиваний окажутся различными. При этом следует иметь в виду, что информационное взаимодействие, скорее всего, должно быть слабее гравитационного, а потому для его обнаружения на фоне последнего в эксперименте необходимо использовать носитель информации с как можно меньшей массой и как можно бСльшей ёмкостью.
   В заключение нашей работы необходимо особо сказать о её мировоззренческой стороне. У автора не было не только цели, но даже мысли придать ей антирелигиозный и уж тем более богохульный характер. Если какие-то её места и могут быть расценены таким образом, то их следует считать лишь упущением автора, не замеченным им, а никак не результатом его тайного умысла. Вместе с тем материалистический уклон статьи совершенно очевиден. Но в этом нет ничего богоотрицающего. Ведь, по религиозным представлениям, Бог создал в с ё в нашем мире: вещество, физические поля, ДНК и т.д. и т.п., даже чёрные дыры. И именно Он наделил воду способностью воспринимать и хранить информацию. М а т е р и а л ь н о с т ь Б о г у н е п р о т и в о р е ч и т, потому что она Его же порождение. Люди многократно убеждались, что различные сверхъестественные явления остаются таковыми лишь до тех пор, пока не постигнуты ими. Скажем, то же солнечное затмение. Для наших далёких предков оно было не только сверхъестественным, но внушающим ужас событием. И объяснения ему придумывались соответствующие, самые фантастические, притом что с аналогичным явлением--отбрасыванием непрозрачным предметом тени в солнечный день--люди сталкивались постоянно, не видя в нём никакой загадки.
   Любые гипотезы, предположения, догадки в действительности и не могут противоречить религиозным представлениям, поскольку все они оперируют какими-либо объектами, а их-то (все--известные и ещё не известные людям, включая законы, в соответствии с которыми устроен наш мир), по этим самым представлениям, сотворил Создатель. И нет оснований считать, что Ему неугоден процесс познания человеком природы или что Им установлены какие-либо границы для этого процесса. Просто все перечисленные предвосхищения либо подтверждаются путём наблюдений, экспериментов, опытов, когда появляются более совершенные средства для них, либо таким же образом опровергаются.
   1 Может показаться, что это слово в данном случае использовано неправомерно (воспринимать значит понять и усвоить: С.И. Ожегов. Словарь русского языка. М., "Русский язык", 1986). Однако экспериментально доказано (см. телевизионный фильм "Великая тайна воды" ООО ПЦ "Мастерская" 2006 год, режиссёр-постановщик А. Попова), что вода способна не только фиксировать информацию, но и реагировать на неё, в зависимости от её содержания по-разному структурируясь. Позитивная информация приводит к симметричным и красивым структурным формам, а негативная--к бесформенным и безобразным. Так что ф о р м а л ь н о здесь можно говорить не только о "понимании" водой информации, но даже об её "отношении" к последней
   2 В.А. Солоухин. Осенние листья
   3 Краткая Российская энциклопедия. М., "Большая Российская энциклопедия", "ОНИКС 21 век", 2004
   4 Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Иллюстрированный энциклопедический словарь. Современная версия. Москва, "ЭКСМО", 2006
   5 В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва, "Русский язык", 1989
   6 "Словарь русского языка" С.И. Ожегова
   7 Строго говоря, клиническая смерть--это не состояние, а п р о ц е с с покидания организма жизнью. Сделав эту оговорку, всё же будем пользоваться в отношении клинической смерти термином "состояние" как общеупотребительным
   8 "Без воды невозможно существование живых организмов..." (см. статью "Вода" в "Краткой Российской энциклопедии")
   9 Одушевлённый--относящийся к миру живых существ. Неодушевлённый--не относящийся к животному миру (см. "Словарь русского языка" С.И. Ожегова)
   10 Однако некоторые соображения по этим вопросам всё же приведём.
   Даже школьный курс общей биологии даёт ясное представление о многообразии и сложности процессов, протекающих в живой клетке. И не может быть сомнения в их организованности и взаимоувязанности. Чтобы суммарным результатом этих процессов стала жизнь, должна существовать партитура, как при игре оркестра, где для каждого инструмента написана своя партия. Но только партитуры недостаточно. Нужен ещё дирижёр. Именно он превращает группу музыкантов в оркестр, единый ансамбль. Без него слаженное исполнение невозможно. На роль партитуры очень подходит генотип, а на роль дирижёра--информация, предположение о которой мы высказали
   11 Библия. Ветхий Завет. Первая книга Моисея "Бытие", глава 2, стих 7. Издание Московской Патриархии, Москва, 1992. Цитата приведена с сохранением орфографии источника
   12 См. "Словарь русского языка" С.И. Ожегова
   13 Библия. Ветхий Завет. Третья книга Моисея "Левит", глава 17, стих 14
   14 Не смешивать с неактивным (спящим) состоянием, например, семени растения, находящегося вне условий, при которых оно может прорасти. В живом семени есть некоторое количество воды (в клетках и межклеточном пространстве), значит, есть и душа. Поэтому для приведения его в активное состояние, т.е. для прорастания, достаточно поместить его во влажную среду, обеспечив также доступ воздуха. С помощью подобной процедуры невозможно активировать вирус
   15 Признаки жизни вирусы проявляют ещё до внедрения в клетку, при соприкосновении с ней. Процесс внедрения не является простой диффузией. Это подтверждается, в частности, наличием у многих вирусов специальных аппаратов прикрепления к клетке, с помощью которых и осуществляется внедрение
   16 Действительно, хороший дирижёр (см. сноску выше) одинаково успешно способен исполнять разные произведения и с разными оркестрами. А в том, что душа должна быть выдающимся дирижёром, не может быть сомнений
   17 Не следует смешивать неживую воду с "мёртвой" водой. Если последняя реально существует, будем понимать под ней воду, утратившую в результате каких-то воздействий свойство воспринимать информацию. Кстати заметим, что сказочная мёртвая вода, которой сначала обмывали убитых, перед тем как их оживить с помощью живой воды, вполне вписывается в нашу гипотезу о природе души. Можно допустить, что роль мёртвой воды заключается в том, чтобы "обнулить" остаточную информацию в воде организма умершего и тем самым подготовить её к переписыванию души от живой воды. Именно так был оживлён Руслан, герой поэмы Пушкина:
   "...Руслан лежал
   В крови, безгласный, без движенья;
   И стал над рыцарем старик,
   И вспрыснул мёртвою водою,
   И раны засияли вмиг,
   И труп чудесной красотою
   Процвёл; тогда водой живою
   Героя старец окропил,
   И бодрый, полный новых сил,
   Трепеща жизнью молодою,
   Встаёт Руслан..."
   18 За, возможно, единственным исключением--вирусов. Они могут существовать в неживом и живом состояниях и переходить из одного состояния в другое
   19 Вопрос "Откуда же душа взялась изначально?" в рамках материалистической гипотезы происхождения мира оставляем открытым
   20 Предлагаемая гипотеза об информационной природе души позволяет, правда, тоже предположительно, объяснить, почему тело только что умершего человека якобы легче, чем живого, на величину веса утраченной телом души (на несколько граммов). Не в том ли причина, что информация, составляющая душу, взаимодействует с информационным полем Земли, если таковое существует? И пока душа находится в теле, она притягивается к Земле, увеличивая его вес. То же самое происходит, например, с намагниченным куском железа, который весит меньше или больше (в зависимости от ориентации его магнитного поля относительно магнитного поля Земли), чем он же ненамагниченный
   21 Термины, принятые в святоотеческой литературе, указывающие на неземной характер телесности души
   22 Что такое, например, написанное слово? Его вещественная часть--след карандаша на бумаге. А вот его информационная часть--его значение
   23 Энергетическая версия не противоречит и богословской науке, которая утверждает, что весь тварный мир представляет собой воплощение Божественных энергий
   24 Совокупность логосных частей тела, души и духа
   25Включая индивидуальные особенности генотипа, обусловленные мутациями
   26 Элементы этой составляющей, по крайней мере память и некоторые чувства, есть и у животных, разумеется, примитивного (по сравнению с аналогичными человеческими) уровня
   27 Вопрос о допустимости или недопустимости искусственного аборта, совершаемого не по медицинским показаниям, в настоящее время и, по крайней мере, в нашей стране имеет не столько нравственный или религиозный, сколько прагматический характер. Государство заинтересовано в высокой рождаемости, но его стремление дополнительно обосновать этот свой интерес моральными и религиозными соображениями следует считать неубедительным, если вообще не обманом. Действительно, вид аборта, о котором идёт речь, производится в сроки до 12 недель беременности, в то время как считается, что рождение жизнеспособного плода возможно только после 28 недель (см. статью "Аборт" в "Краткой Российской энциклопедии"). Известно также, что на первых стадиях развития человеческий зародыш по своему строению подобен зародышам животных (см. там же статью "Зародыш"), т.е. в этот период он не человек даже анатомически, не говоря уже о личности, которой у него просто не может быть, поскольку нет развитого мозга. Поэтому уничтожение зародыша в указанный период не более безнравственно или богопротивно, чем обычная контрацепция. А вот что на самом деле аморально, так это природная связь сексуального удовольствия, столь привлекательного для людей, с репродуктивной функцией. Не будь её, проблемы абортов просто не существовало бы, и, кроме того, человечество не было бы столь избыточно многочисленным
   28 Водосвятие--у христиан освящение воды троекратным погружением креста. Совершается в повечерие (повечерiе--вечерняя церковная служба, ко сну; обычно соединяется с вечернею, вечернями--см. "Толковый словарь живого великорусского языка" В.И. Даля) и в день Богоявления (Крещения). Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Иллюстрированный энциклопедический словарь. Современная версия
   29 См. телевизионный фильм "Великая тайна воды"
   30 Относительно временных границ ежегодного чудодейственного воздействия на воду следует заметить, что их ещё предстоит точно определить. Поскольку они не обнаруживаются вследствие введения декретного времени, можно предположить, что время пребывания Земли в зоне этого воздействия простирается за пределы вечера сочельника и календарных суток 19 января. И ещё одно попутное замечание. Совпадение Крещения с моментом временного обретения водой особых свойств можно объяснить двояко: тем, что для крещения Христа с п е ц и а л ь н о был выбран день, когда с водой происходит чудо, либо тем, что крещение Спасителя положило начало этому чуду. Последнее предполагает, что до Крещения чудесного превращения воды не происходило
   31 Разумеется, это вовсе не значит, что на Крещение безопасно пить воду даже из лужи. Могущие содержаться в ней грязь и микробы так же опасны, как и в обычные дни, хотя сама вода в луже, повторим, тоже "крещенская"
   32 См. телевизионный фильм "Великая тайна воды"
   33 Об одном подобном случае рассказано в фильме "Великая тайна воды"
   34 Элементы духа предков, отобранные по некоему принципу (как правило, хотя и не обязательно, жизненно важные) и получившие возможность передаваться по наследству
   35 По аналогии с тем, как электрический ток, протекающий по проводнику, создаёт вокруг него электромагнитное поле, изменяющееся по закону изменения самого тока
   36 Термин "биополе" в настоящее время применяется довольно часто, хотя природа самого явления неизвестна, а "возможность регистрации биополя научным методом вызывает дискуссии" (см. "Краткую Российскую энциклопедию", статью "Биополе")
   37 Когда предполагается создать организм, аналогичный существующему в природе
   38 Очевидный вопрос "Почему же переливание консервированной крови, применяемое в медицине, эффективно?" имеет и очевидный ответ: потому что переливаемое количество консервированной крови всегда гораздо меньше количества собственной крови пациента. От неё консервированная кровь и воспринимает душу
   39 См. телевизионный фильм "Великая тайна воды"
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"