Если бы у Буриданова осла не было выбора, он не издох бы от голода.
***
Из книг и фильмов о жизни на Западе, наших, отечественных, тем более европейских и американских, можно заключить, что тамошние граждане шагу ступить не могут без адвокатов. В первую очередь в конфликтных ситуациях и уж, конечно, при столкновении с законом. Первое требование задержанного--вызвать его адвоката. Но зачем нужен адвокат при допросе задержанного? Неужели тот сам (оговоримся, речь идёт о взрослых полноценных людях, не подростках и не умственно отсталых, неспособных в полной мере понимать, о чём их спрашивают) не в состоянии ответить на вопросы полицейских? В состоянии, однако при этом может непроизвольно навредить себе. Почему при задержании полицейские и обязаны зачитать гражданину его права.* Считается, что сами эти права понятны любому человеку и не требуют растолковывания адвокатом. А вот вопросы на допросе могут содержать "подводные камни", которые видны только юристу. Для этого задержанному и нужен адвокат. Он посоветует своему клиенту, как правильно (безопасно для себя) отвечать на вопросы, и не даст ему сказать "лишнее".
Что же получается? Права человека, о соблюдении которых так заботится западное общество, где и родилось это понятие, не содержит главного права--право на законы, понятные каждому гражданину без участия посредника-юриста, специалиста-законника. В частности, право на допрос без "подводных камней", не говоря уже о ловушках. Это лицемерная забота.
____________
* В США это "Правило Миранды": "Вы имеете право хранить молчание. Всё, что вы скажете, может и будет использовано против вас в суде. Ваш адвокат может присутствовать при допросе. Если вы не можете оплатить услуги адвоката, он будет предоставлен вам государством. Вы понимаете свои права?". В некоторых других странах существуют аналоги приведённого текста-предупреждения
***
Когда говорить не о чем, принято говорить о погоде. Есть и другие н е й т р а л ь н ы е темы, служащие для поддержания разговора. Но почему в таких случаях не помолчать? Да потому что молчание хотя бы и незнакомых людей, оказавшихся в одной компании, считается признаком невежливости или даже скрытой неприязни. Хорошо, но разве может быть, чтобы не нашлось с о д е р ж а т е л ь н ы х тем, интересных всем присутствующим? Жизнь предоставляет нам весьма широкий их выбор. Конечно, заслуживающих внимания тем хватает, однако далеко не всегда у нас есть желание их обсуждать. Мы предпочитаем просто о б щ е н и е,* имея в виду именно разговор ни о чём, по сути болтовню. Т.е. нам хочется поговорить, но при этом не напрягаясь умственно или эмоционально, тем более не расстраиваясь. И мы не приемлем в таких разговорах назиданий, даже если они высказываются в самой мягкой и ненавязчивой форме--лишь как мнение собеседника. Ведь многие из нас считают, что "сами с усами" и уже нашли ответы на все важные вопросы, а потому не хотят даже слушать альтернативные, воспринимая это как посягательство на личный суверенитет. Особенно их раздражает стремление оппонентов аргументировать своё мнение. Они опасаются, что приведённые аргументы могут зародить в них сомнение в правоте собственных взглядов или даже лишить уверенности в себе. Вот почему способность сомневаться рассматривается нами как чуть ли не доблесть. Слаб человек.
___________
* Первоначальное значение слова "общение" (см. "Словарь русского языка" С.И. Ожегова): взаимные сношения, деловая или дружеская связь--в настоящее время дополнено следующим: встреча ради того, чтобы поболтать
***
Поощрение современным обществом равенства мужчин и женщин не учитывает важный момент: всё-таки вина Адама и Евы в истории грехопадения не одинакова.
***
Тайна п р е л е с т и любви--в недосказанности, незавершённости. Чтобы сохранить это трепетное пленительное впечатление, не надо делать последний шаг.
***
Колхозы как "форму организации сельскохозяйственного труда"* не критиковал только ленивый. Даже в советское время, не говоря уже о нынешнем. Критики характеризуют их как экономически крайне не эффективные, причиной чего называют коллективную собственность.
Но что такое общедомовая собственность многоквартирного дома, и кто по отношению к ней его жильцы? Колхоз на сто процентов. Тем не менее постсоветская реформаторская власть навязала населению эту форму владения недвижимостью (хотя только её частью, зато важной, инфраструктурной), объявив её более эффективной, чем государственная в лице муниципалитетов, владевших жилым фондом раньше.
______________
* См. "Краткую Российскую энциклопедию"
***
Детство! Счастливейшая пора жизни. Как хочется вновь вернуться туда. Однако это желание омрачается мыслью, что потом надо будет опять прожить взрослую жизнь с её заботами и тревогами, разочарованиями и неудачами, падениями и поражениями, а также рутиной и скукой и лишь редкими искорками радости.
Но у нас есть возможность возвращаться в детство, не платя такую дань. Во снах. Правда, и здесь не обходится без ложки дёгтя: мы не можем заказывать сны по своему желанию и вынуждены довольствоваться случайностью.
***
Считается, что настоящая литература должна поднимать важные проблемы и вопросы и заставлять читателя з а д у м а т ь с я над ними. Но если мы задумываемся, значит нам что-то не понятно. Это в свою очередь означает, что автор произведения только обозначил проблему, поставил вопрос и привлёк к ним внимание читателей. Тоже, конечно, вещь не бесполезная, однако не готовый продукт, а всего лишь полуфабрикат.
В принципе можно задуматься даже над таблицей умножения. Скажем, чтобы узнать, сколько будет семью пять, можно взять спички, отсчитать семь штук и сложить их в кучку. Потом сделать ещё четыре такие же кучки, после чего пересчитать спички во всех них. Явный процесс размышления (задуматься, значит, предаться размышлениям--см. "Словарь русского языка" С.И. Ожегова). Но кто так делает? Мы просто говорим про себя "семью пять--тридцать пять", потому что выучили это ещё в первом классе.
Так же должно быть и в настоящей литературе. Если автор понял нечто жизненно важное для людей, или оно ему открылось, вот тогда он и может сообщить об этом в своём сочинении. Всего лишь несколько примеров таких произведений: "Гамлет" ("Мириться лучше со знакомым злом, чем бегством к незнакомому стремиться!"*), "Борис Годунов" ("Да, жалок тот, в ком совесть нечиста"), "Silentium"** ("Мысль изречённая есть ложь"), "Веселье"*** ("Блевотина войны--октябрьское веселье!"), "Второй сын"**** ("Великая война оставляет страну с тремя армиями: армией калек, армией скорбящих и армией воров"). Над чем здесь задумываться? Прочитав, это просто нужно запомнить, как таблицу умножения.
_____________
* Усвоить бы это реформаторам, прежде чем браться за переделку жизни
** Стихотворение Тютчева
*** Стихотворение Гиппиус
**** Рассказ Ли Чайльда
***
В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова приведено следующее значение выражения "просто так": без всякого умысла, намерения. По сути, без цели. Или, как говорят, без задней мысли.
Например, человек может что-нибудь сказать просто так. Вместе с тем совершенно не обязательно, что сказанное бессмысленно, и потому окружающие могут отнестись к произнесённым словам как к содержательным, требующим ответа или даже каких-либо действий. Т.е. сказанное просто так может стать причиной недоразумения, а то и более серьёзных неприятностей. Выход тут один: просто так следует говорить п р о с е б я.
***
Забыв стыд (да и знакомо ли им это чувство), телевизионщики со своими камерами и микрофонами давно освоились в церкви. А тамошние служители не препятствуют святотатству. И нет никого, кто изгнал бы осквернителей и попустителей из священного места, как Христос изгнал торговцев* и менял из храма Иерусалимского.
____________
* Кстати, в наших храмах есть и торговля, хотя только церковными товарами
***
Путин, находясь на высших государственных должностях, не наградил себя ни одной наградой. Очень достойно. Многие (если не все) его предшественники, хозяева и руководители нашей страны, включая российских императоров, перед этим соблазном не устояли.
Но у данного обстоятельства имеется ещё одна важная сторона. Нет, и, думаю, не может быть материальной награды, которая в полной мере соответствовала бы заслугам Путина перед государством и народом.