Украинский Александр Иванович : другие произведения.

Лоскутки 38

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


ЛОСКУТКИ 38

  

СЛЕПАЯ ЗАВИСТЬ

  
   Многие советские люди в прошлом и россияне теперь считали и считают жизнь на Западе л у ч ш е нашей. Это не так. Тамошняя жизнь всего лишь м а т е р и а л ь н о б л а г о п о л у ч н е е, к о м ф о р т н е е. Заметим, что в словаре Даля слово "комфорт" кроме прочих значений имеет и такое - "избыток", т.е. - по тому же словарю - "всё, что сверх известной меры..., излишество". Ещё раз подчеркнём: в данном случае излишество м а т е р и а л ь н о е.
   Но ведь "не хлебом единым жив человек". Да, в Европе и Америке музеев, театров, концертных залов, библиотек и других заведений культуры множество. Однако где результаты их воздействия на население? И как понимать массовое закрытие церквей в Европе? Как победу маммоны над Богом?*
   В СССР власть боролась с религией, видя в ней врага коммунистической идеи. При этом в народе вера оставалась жива. В современном же западном обществе с религией никто специально не борется, просто люди перестали в ней нуждаться. Такая беда страшнее.
   Поразительно, что приоритет материального благополучия и абсолютную власть денег признают даже те, кого считают умными. Вот, к примеру, что сказал Михаил Жванецкий--я сам это слышал--в одном из выпусков телепрограммы "Дежурный по стране":
   "Хватит уже искать бескорыстных... Учёные нам показали, самые лучшие, самые умные показали: "Нет, ребята, деньги важнее.
   ...Мой приятель Толя Молодецкий, катала, мне говорил: "Миша, ... деньги--это жизнь".
   И действительно, чем ещё мерить? Деньги--это жизнь".
   Странный вопрос даже для обычного человека, не гиганта ума. Как чем мерить? Добром, милосердием, сочувствием, состраданием, жалостью, любовью. Ч е л о в е ч н о с т ь ю. Да и деньги можно использовать по-разному. Не обязательно их проедать, пропивать, прогуливать или тратить на взятки.
   Западное общество погрязло в потребительстве.** Нечему тут завидовать.
   _____________
   * "Не можете служить Богу и маммоне" - см. "Евангелие от Матфея", 6, 24
   ** Потребительство--совокупность регулятивных идей, ожиданий и настроений, ориентирующих поведение, стиль жизни и отношений, где ведущей установкой деятельности выступают стремление к престижному потреблению, к получению максимума наслаждений и развлечений, ...отказ от требований умеренности, углубление разрыва между целями и средствами, ограничение сферы применения моральных оценок межличностными отношениями, дальнейшая формализация моральных обязанностей, приравнивание моральности поведения к исполнению правил и норм, одобренных конформистским общественным мнением (см. dic.academic.ru. Словари и энциклопедии на Академике. Словарь по этике. Потребительство)
  

ВСЕ ЛИ РУССКИЕ ЛЮДИ - РУССКИЕ?

  
   Если крикнет рать святая:
   "Кинь ты Русь, живи в раю!"
   Я скажу: "Не надо рая,
   Дайте родину мою".
   (С. Есенин)
  
   Русский человек, мечтающий жить за границей, не говоря уже о живущих там и довольных своей жизнью, не может называться н а с т о я щ и м русским, даже будучи во всех отношениях достойным человеком. Он русский только по происхождению и паспорту, но не по существу.
   Да, "дураки и дороги", произвол власти, главным образом бюрократов-чиновников на местах, да, далеко не сытое существование и прочее, прочее, прочее, включая ужасы ГУЛАГа, однако такая, неприглядная с виду, родина для и с т и н н о русского человека - часть его души. Утратив родину, он становится неприкаянным, возможно, не сознавая причины своего состояния. Его душа томится. У ненастоящих русских этой части души нет. Она не сформировалась, и получилась душа-пустоцвет.
   П о д л и н н о русских людей в нашей стране становится всё меньше. Вот чем обернулась для нас интеграция в мировое сообщество.
  

***

   Что такое мудрость?
   В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова мудрость определена так:
   "Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт".
   В этом определении вызывает сомнение слово "опирающийся". Опираться (опереться) - значит "воспользоваться чем-нибудь как опорой", т.е. предметом, "служащим для поддержки чего-нибудь" (см. в том же словаре). Откуда прямо следует, что опора первична по отношению к расположенному на ней объекту. Сначала опора, и только потом что-то на ней. Но ведь ум, являющийся природной данностью, предшествует жизненному опыту, который накапливается (наживается) в процессе жизни. Стало быть, ум не может опираться на опыт. В действительности их взаимодействие другое. Опыт подвергает цензуре и допускает к воплощению лишь сугубо целесообразные действия, предлагаемые умом.
   Интересно, что в словаре Даля мудрость определена совсем иначе, чем у Ожегова.
   "Мудрость - свойство мудрого; премудрость, соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви и истины, высшего состояния умственного и нравственного совершенства".
   "Мудрый - основанный на добре и истине; праведный, соединяющий в себе любовь и правду; в высшей степени разумный и благонамеренный".
   "Премудрость - высшая мудрость, согласующая плотскую жизнь человека с бытием духовным".
   Однако наряду с приведённым значением слова "мудрость" у Даля есть и другое:
   "Хитрость, искусство, умение; замысловатость, трудность".
   Думаю, это второе значение возникло позже как вынужденная необходимость учёта реалий, извращающих первоначальный смысл мудрости и к нашему времени не оставивших от него даже следа.

***

   Я планов наших люблю громадьё...
   (В. Маяковский)
  
   Это знакомо каждому. Когда мы что-нибудь намечаем, например, как провести отпуск, то ждём не дождёмся прихода дня "Д". А все предшествующие ему дни словно утрачивают своё значение, мы даже досадуем, что их слишком много и они долго тянутся. Но ведь этот период - тоже часть нашей жизни. Легкомысленно обесценивая её, мы сами себя обкрадываем.
  

***

   Хорошими считаются такие адвокаты, которые умеют найти упущения в законах, чтобы, используя их как лазейки, добиться смягчения приговора своим подзащитным или - и это высший пилотаж - вовсе "отмазать" их, даже если те очевидно виновны. Конечно, совершенные законы, свободные от всяких недостатков, написать вряд ли возможно, во всяком случае сразу, но что (или кто) мешает улучшать их, используя опыт процессов, выигранных вышеуказанными ловчилами? "С паршивой овцы хоть шерсти клок". Инициировать корректировку законов могут и должны прокуратура и судебные органы.

***

   Эта мысль пришла после прочтения романа И. Штемлера "Архив".
   Один из персонажей романа, работник архива, в документах личного фонда некоего юриста и археографа Виктора Алексеевича Гагарина случайно обнаружил не известное ранее короткое письмо Льва Толстого. Как сказано в романе, это было "не письмо, скорее пространная записка" и вместе с тем "состояние, которое помещается в портмоне".
   А вот если бы сохранилась и дошла до нас бумажка, которой великий писатель когда-то подтёр свой зад,* она тоже удостоилась бы быть выставленной на аукционе Сотбис и оценена в миллионы?
   _____________
   * И как практичная Софья Андреевна не догадалась собирать измазанные гов...м бумажки после мужа?
  

***

   Западный образ жизни хорош для людей умных, сильных, смелых (может, даже рисковых), волевых, решительных и жёстких, если не жестоких. Конечно, в современных цивилизованных странах, той же Швеции, этот образ жизни позволяет существовать и слабакам, причём - по прежним советским и нынешним российским меркам - материально совсем неплохо. Правда, только на правах приживал.*
   Причиной такого положения является свобода конкуренции. Даже честная, она не позволяет слабым и неодарённым людям занять достойное место в обществе, лишая их права на самоуважение. Между тем в основе этого права лежит принадлежность к человеческому роду. Личные качества как изначально природная данность, счастливый лотерейный билет, выпавший кому-то ни за что, не могут ставиться в заслугу. Нельзя уважать себя за ум, силу, храбрость или талант. Это всё равно, что гордиться, к примеру, своей красивой внешностью.
   "Человек - это звучит гордо!". Не умник, не силач, не храбрец, не талант, а ч е л о в е к.
   ______________
   * Приживал - бедный человек, живущий из милости в богатом доме (см. "Словарь русского языка" С.И. Ожегова)
  

***

   Политологи, например, Александр Рар (см. его книгу "Россия - Запад. Кто кого?") характеризуют современное западное общество как постхристианское. Но это значит, что, отказавшись от христианства, европейцы и американцы отказались от Бога, хотя бесспорных доказательств того, что Его нет, не существует.
  

***

   Читаем в "Словаре русского языка" С.И. Ожегова:
   "Штаны - брюки, панталоны".
   Неверно. У брюк должны быть стрелки, которых нет у штанов. Например, так полюбившиеся нам джинсы - это штаны.
   Любопытно, что в указанном словаре отсутствует значение слова "стрелка" как "специально сделанной складки на одежде" (см. kartaslov.ru?значение-слова/стрелка).
  

***

   По костям, в частности, зубам умерших специалисты могут многое сказать о людях, живших даже в древности. А что скажут специалисты далёкого будущего, изучая фарфоровые зубы наших современников?

***

   Известно, что любой закон в немалой степени формален и другим быть не может, поскольку не в состоянии учесть все разнообразные нюансы регламентируемых им жизненных ситуаций. Данное обстоятельство отражает, хотя и в неявном виде, формула "Закон суров, но это закон". Здесь под суровостью закона кроме жёсткости или даже жестокости в отношении его нарушителей следует также понимать возможное в некоторых случаях противоречие со здравым смыслом и справедливостью.*
   Существующая судебная система указанный дефект принимает как неизбежное зло, с которым просто нужно мириться. Нет, думаю, положение не такое безнадёжное. С древности известен порядок рассмотрения сложных случаев споров и конфликтов у в а ж а е м ы м и л ю д ь м и, т.е. такими, чьи авторитет и репутация абсолютно безупречны и потому признаются обществом фактически, а не по формальным основаниям, как в случае с назначаемыми сегодня судьями.
   Уважаемые люди должны разбирать дела, руководствуясь только здравым смыслом и совестью, без оглядки на закон. Собственно, в этом и заключается смысл такого суда, когда обычный суд оказывается неправым по причине вышеупомянутой формальности закона, не говоря уже о нередкой продажности судей из-за их алчности или страха.
   Мне могут возразить, мол, зачем изобретать велосипед, когда есть суд присяжных, который тоже призван руководствоваться здравым смыслом и принципами справедливости. Да, есть, однако у этого суда имеется слабое место - формальность критериев отбора присяжных. Как показывает практика, присяжные могут лишь к а з а т ь с я порядочными людьми, а на деле не устоять перед взяткой или уступить шантажу. Уважаемых же людей нельзя ни купить, ни запугать. Они не отступят даже перед угрозой для жизни их родных и близких. Не пойдут против совести ни при каких обстоятельствах. Примером такого человека был Тарас Бульба, убивший за предательство собственного сына.
   Но где взять реальных уважаемых людей? Не выдумка ли они? Уверен, не выдумка. Если захотеть, их можно найти. К тому же таких людей для предлагаемого суда не потребуется много. Несмотря на отмеченный недостаток в большинстве случаев закон адекватен регламентируемым жизненным ситуациям, и потому они могут успешно рассматриваться обычными судами.
   _____________
   * Dura lex sed lex -- латынь: "Закон суровно это закон". Каким бы суровым, глупым, нелепым, несправедливым ни был закон, его необходимо уважать и неукоснительно соблюдать и выполнять (см.ChtoOznachaet.ru?dura-lex-sed-lex.html)

***

   Человека создал труд. А его тело - ф и з и ч е с к и й труд. Не спорт, не физкультура и не занятия на тренажёрах.
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"