Украинский Александр Иванович : другие произведения.

Лоскутки 42

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


ЛОСКУТКИ 42

***

   В Евангелии от Матфея (10, 1-8) рассказывается, что Христос, дав Апостолам власть над нечистыми духами, заповедал исцелять больных, воскрешать мёртвых и изгонять бесов д а р о м, т.е. бесплатно. "Даром получили [способность творить чудеса - А.У.], даром давайте".
   Аналогичным образом одарённые люди должны распоряжаться талантом, который они тоже получают даром.

***

   Если жизнь человечества с а м а п о с е б е, к а к б ы т и е, с у щ е с т в о в а н и е есть абсолютная ценность, то любые угрозы ей, могущие исходить от людей, должны быть исключены. Нельзя рубить сук, на котором сидишь. Но если важно к а ч е с т в о жизни, тогда исключить угрозы невозможно, в том числе и такие, которые способны уничтожить человечество или даже Землю вообще. Замена сука креслом или диваном обходится дорого.
   По первому варианту живут немногие оставшиеся в мире первобытные народы, по второму - так называемое цивилизованное общество.

***

   Способность писать грамотно в немалой степени вырабатывается, а поддерживается так в основном, ч т е н и е м. Долго ли после окончания школы мы помним правила орфографии и синтаксиса? Тем более, что в нашем языке много слов, верно написать которые никакие правила не помогут. Такие слова нужно просто запоминать. Например, слово "винегрет". Встречая при чтении подобные слова, впрочем, как и другие "трудные" для написания, хотя бы и допускающие проверку, мы каждый раз "возобновляем" их в памяти. То же самое и с пунктуацией. Читая, мы "набиваем руку" в употреблении знаков препинания. Но всё это, конечно, если читаемые тексты написаны грамотно.
   До появления Интернета так и было: газеты, журналы и книги представляли собой образцы письма без ошибок. А вот безграмотность помещаемых в н ё м текстов поражает. Куда смотрят модераторы сайтов, или они сами не владеют письменным русским языком?
   Учитывая, что молодёжь читает в основном как раз интернетовские тексты, их безграмотность наносит огромный вред развитию подрастающего поколения и, разумеется, нашему языку.
   Интернет - это рассадник неграмотности.
  

***

   У Василия Шукшина есть такое высказывание: "Сильный в этом мире узнаёт всё: позор, и муки, и суд над собой, и радость врагов".
   Воздержусь плакать от жалости. Лучше спрошу: "А как сильный узнаёт, что он силён?". Ну, с Робинзоном Крузо понятно: о его физических способностях и силе духа говорит двадцативосьмилетняя жизнь в одиночестве на необитаемом острове. Если же человек живёт среди людей, то о своём особенном качестве он узнаёт, о б щ а я с ь с ними. При этом для многих его превосходство оборачиваются, по меньшей мере, огорчением. Но нередко - серьёзными потерями и всегда унижением в собственных глазах. Заметим, ничем не заслуженными.
   "Так [аморально] устроен мир". Вот о чём следует жалеть.
   Примечание
   Говорят, что некоторые физически сильные люди стесняются своей силы.
   Приведённое высказывание лишь выглядит глубокомысленным. Негативные моменты, которые имеются здесь в виду, являются следствием неправильного использования человеком данных ему сверх обычной нормы сил и возможностей. Не надо выпендриваться, тем более смотреть на других свысока. Способность написать, к примеру, "Закружилась листва золотая / В розоватой воде на пруду..." означает лишь то, что автор - великий поэт. И всё! Больше он ничем не отличается от обычных людей. "Позором, и муками, и судом над собой, и радостью врагов" оборачиваются для него п р е т е н з и и н а п р и в и л е г и и.
   Справедливому осуждению общества подвергается и р а с т р а ч и в а н и е сильными выпавшего им дара. Примером может служить сам Шукшин, имея в виду под силой талант, которым он был щедро наделён. Хотя, с другой стороны, алкоголь и женщины, до которых автор "Калины красной" был большой охотник, могли являться допингом, без которого его талант не проявил бы себя в полной мере.
  

***

   В своём интервью* И.А. Ефремов кроме других интересных мыслей, высказал и такую:
   "Я не сомневаюсь, что одной из самых важных проблем, которая не снимется и у весьма отдаленных поколений, будет именно психологическое исследование мотивировки поступков и глубокий анализ их причин. Разумеется, не в порядке бихевиоризма,** тут надо сразу отмежеваться. Существует такое течение, во многом смыкающееся с фрейдизмом, которое вообще оправдывает поведение человека, в том числе неблаговидное. Оправдывает какими-то атавистическими инстинктами, какими-то древними психологическими пережитками, подсознательными эмоциями. Вспомним, сколько романов написано на тему о том, что каждый из нас низок, гадок, что в каждом из нас сидит убийца, что мы с трудом подавляем в себе изначальное желание убивать, разрушать, уничтожать (выделено мной - А.У.).
   Именно для того, чтобы парализовать все эти псевдоученые разговоры и мнимые научные обоснования, мы и должны разрабатывать свою психологическую науку, которая должна опираться на философское осмысление мира.
   Разрабатывать затем, чтобы показать человеку правильный путь развития своих склонностей, анализировать ошибки, устанавливать их причины и, так сказать, закрывать человека на ключ от всего дурного, аморального. Впрочем, однозначно тут ничего не решить".
   Думаю, в выделенной части представленного текста содержится намёк и на романы Достоевского, так любимого пресытившимися интеллектуалами. Намёк и нелицеприятная оценка.
   _______________
   * См. "Интервью с Иваном Ефремовым. 1969 год"
   ** Бихевиоризм - систематический подход к изучению поведения людей и животных. Он предполагает, что всё поведение состоит из рефлексов, реакций на определённые стимулы в среде, а также последствий индивидуальной истории, таких как подкрепление  и наказание, совместно с настоящим мотивационным состоянием индивида и контролирующими стимулами. Хотя бихевиористы, как правило, принимают важную роль, которую играет наследственность в предопределении поведения, они, прежде всего, фокусируются на средовых факторах (см. "Бихевиоризм - Википедия")

***

   Два высказывания В.П. Астафьева:
   "Я пришёл в мир добрый, родной и любил его безмерно. Ухожу из мира чужого, злобного, порочного".
   "Чтобы нация жила, в ней должно быть не меньше половины порядочных людей".
   Из сопоставления этих высказываний следует, что, по крайней мере, в детские годы писателя наш русский мир - о нём же, конечно, приведённые выше слова - не менее чем наполовину состоял из порядочных людей. А поскольку детство Астафьева (он родился в 1924 году) прошло в деревне и пришлось на период, когда большую часть населения страны составляло крестьянство, то, надо полагать, оно и было "порядочной" половиной тогдашней русской нации.
   Так получается по Астафьеву.
  

***

   Бог создал человека не хорошим и не плохим, как других тварей.* Но Адам и Ева вкусили плод с дерева познания добра и зла, после чего в жизнь людей и вошли понятия "хорошо", "плохо". Тогда Создателю пришлось дать людям ветхозаветные заповеди в качестве правильных жизненных ориентиров, а потом ещё и корректировать их в "Новом Завете". Со временем человечество обзавелось собственной системой, разграничивающей хорошее и плохое, - моралью, а лучшие его представители включились в работу по развитию этой системы и утверждению её в обществе.
   Результаты есть, но очень скромные.
   _____________
   * В данном контексте это слово не несёт унизительного смысла - А.У.
  

***

   Чтобы избавиться от мучительной безответной любви, необходимо в ней р а з о ч а р о в а т ь с я. Лучше всего для этого подходит постель. Надо уговорить возлюбленного один раз с вами переспать. Такой способ не подходит юным, а вот взрослым людям - вполне.
   Влюблённым мужчинам труднее уговорить женщин, хотя, более склонные к жалости, и они могут уступить, войдя в ваше положение.* Дело обстоит проще, если безответно влюблены женщины. Мужчины ввиду большей сексуальности, и к тому же оправдывая себя необходимостью помочь, согласятся легче.
   Секс в таких обстоятельствах с высокой вероятностью не оправдает ожиданий. Но как раз именно это от него и требуется.
   ______________
   * Войти в положение - посочувствовать, помочь кому-нибудь (см. "Словарь русского языка" С.И. Ожегова)
  

***

   Зверства, которые творили в войну немцы на оккупированных территориях Советского Союза, не выдумка. Есть много свидетельств и подтверждающих фактов. А как вели себя наши солдаты, когда пришли в Германию? Об этом, по крайней мере, в доступной обычным людям художественной литературе нет почти ничего. Вспоминаю лишь н а м ё к в романе "Берег" Ю. Бондарева. Там есть эпизод, когда сержант Меженин пытался изнасиловать немецкую женщину, но ему помешал его командир.
   Конечно, и среди красноармейцев встречались и мародёры, и грабители, и насильники. Безусловно также, что совершённое ими - преступление, однако оно имело моральное оправдание: их зло было о т в е т н ы м.
   Око за око.

***

   Лучшее время в школьные годы - каникулы.
  

***

   По воспоминаниям учёного-экономиста А.А. Аузана, который был знаком с писателем Д.А. Граниным, тот однажды так высказался о России и русских людях:
   "В России можно сделать многое, если не спрашивать разрешения".
   Здесь ключевым является слово "многое", хотя, как может показаться на первый взгляд, на эту роль больше подходят слова "не спрашивать разрешения". Так было бы правильно, если бы указанное "многое" означало исключительно п о л е з н о е. И не только для того, кто сделал, а о б щ е с т в е н н о полезное. Ведь, к примеру, чеховский "злоумышленник" отвинтил гайку с рельса, "не спрашивая разрешения", не из баловства, а для с в о е г о дела. При этом проявил смекалку, сообразил, что гайка очень подходит в качестве грузила для удочки ("...тяжёлая и дыра есть"), и нашёл, где её взять. Но чем могла обернуться такая самовольная предприимчивость?
   Вряд ли кто-нибудь и когда-либо пытался определить баланс плюсов и минусов того или иного к о н к р е т н о г о дела. Однако глобальный итог развития цивилизации при вдумчивом рассмотрении восторга не вызывает. Прежде всего, конечно, предметом беспокойства являются экология и к о р р о з и я человеческой личности, в которой практицизм всё больше подавляет нравственность. Движущей силой этого разрушительного процесса следует считать стремление делать то самое "многое" свободно, точнее, бесконтрольно.
   Другой наш большой писатель, а ещё и философ, И.А. Ефремов придумал красивую аналогию м е р ы между двумя сторонами всякого явления, уподобив её лезвию бритвы. Природе удаётся соблюдать эту меру, балансируя на острой опоре, иначе она не могла бы существовать.
   Воспользуемся данной аналогией в наших рассуждениях.
   Делать что-то бесконтрольно если и допустимо, то лишь при наличии у себя особой осмотрительности. Только тогда можно удержаться на "лезвии бритвы" и, с д е л а в, не н а д е л а т ь.* Имел ли в виду Гранин безусловную необходимость такого самоограничения? И многие ли люди способны "наступить на горло собственной песне"?**
   ______________
   * Наделать (3-е значение) - доставить, причинить кому-нибудь то, что названо существительным (о чём-нибудь неприятном) - см. "Словарь русского языка С.И. Ожегова"
   ** Наступить на горло собственной песне - делать что-либо вопреки собственному желанию, склонности, мнению и т.д. - во имя долга, под давлением обстоятельств (см. dic.academic.ru?dic.nsf/dic_wingwords... Наступить)

***

   Иосифу Бродскому приписывают следующее высказывание:
   "Всегда лучше та страна, из которой можно уехать, если она вам не нравится".
   Сказано очень с а м о у в е р е н н о (всегда!). И сама фраза смахивает на формулу: вставляй в рамку и вешай на стену. Хотя согласиться с ней можно разве только в отношении ч у ж о й страны, но не р о д и н ы. Действительно, а если человек н у ж е н своей стране? И потому, стало быть, она хуже страны, которой он н е н у ж е н? Например, как можно было уехать из Советского Союза во время Великой Отечественной войны, пусть даже если это не было бы запрещено? Да и "нравиться" не подходящее слово, для определения отношений между гражданином и его родиной. Родину л ю б я т, как любят мать. Родина-мать - это не метафора.
   В любой стране есть и то, что может нравиться, и то - что может не нравиться. Вдобавок - кому как: "Один любит арбуз, а другой - свиной хрящик".
   Да и минус с плюсом способны к взаимному превращению. К примеру, пресловутая российская беда - плохие дороги - в наш автомобильный век спасает от осквернения хотя бы некоторые уголки природы.
   "Не нравится" - слишком легковесное основание для добровольной эмиграции. Уж родину-то по этой причине могут покинуть только глупцы или люди с дефектами нравственности, и потому я не верю в искренность вышеприведённого утверждения. В нём чувствуется бравада обидевшегося человека, вызов при очевидной спорности и даже абсурдности.
   А вот другое высказывание, тоже якобы принадлежащее Бродскому, но по сути дезавуирующее первое:
   "Я приехал сюда [за границу - А.У.] доживать".
   По сути, говорится о том же самом - об отношении человека к стране, в которой он живёт, - однако уже без претензии на обобщение. Это не формула на все времена, не пригодный для каждого рецепт. Всё лично, искренно и горько. Таким словам можно верить. Человек говорит только о себе, причём в конкретных обстоятельствах. Выходит, все блага Америки смогли создать Бродскому условия только для д о ж и в а н и я, не для ж и з н и. Жил он несмотря ни на что, лишь когда находился в СССР. А ссылку* называл одним "из лучших периодов моей жизни. Бывали и не хуже, но лучше -- пожалуй, не было".**
   Два противоположных мнения, которые свидетельствуют об особенном патриотизме поэта, совмещающем в себе стремление к личной свободе и любовь к родине.
   Жить там, где нравится, - это принцип человека мира.
   Можно высмеять такой образ жизни:
   "Жена, да квартира, да счёт текущий -
   Вот это - отечество, райские кущи".
   А можно и пожалеть того, кто покинул родину:
   "Дубовый листок оторвался от ветки родимой
   И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
   Засох и увял он от холода, зноя и горя...".
   Впрочем, для людей, подобных Бродскому, эти оценки не действительны.
   ______________
   * Бродский был сослан в Коношский район Архангельской области и поселился в деревне Норенская (см. "Бродский, Иосиф Александрович - Википедия")
   ** См. там же

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"