В своих сочинениях я неоднократно высказывался насчёт смертной казни, приводя контраргументы против доводов о необходимости гуманного отношения даже к самым страшным преступникам. Но эта тема не выходит из головы, и вот возникли новые мысли, как мне кажется, дополнительно доказывающие несостоятельность главного положения, якобы обосновывающего недопустимость смертной казни. Оно, полагая земной мир творением Бога, уверяет, что лишь Творцу, дающему человеку жизнь, принадлежит и право её отбирать.
Однако не всё тут так просто.
Бог дарует людям жизнь н е н е п о с р е д с т в е н н о, а исключительно ч е р е з л ю д е й же. Через родителей.
Примечание
Даже Его Собственное Воплощение1 осуществилось как рождение обычного человека, правда, только наполовину. Матерью Иисуса Христа стала дева Мария, которая забеременела непорочно "от Духа Святаго".2
При этом потенциальные родители вполне свободны в выборе, заводить или не заводить детей и, мало того, рожать или не рожать уже зачатого ребёнка. Здесь и Бог им не указ, поскольку Он Сам предоставил людям свободу, включая свободу совершать грехи.
Следовательно, каждый человек обязан своим появлением на свет не только Ему, но и людям: матери и отцу. Причём им даже больше, исходя из сказанного выше. Тогда почему Бог имеет право отбирать жизнь, а родители у своих детей - нет? Разумеется, лишь в определённых обстоятельствах. Как, например, в случае с Тарасом Бульбой, который воспользовался этим правом, убив сына-предателя: "Я тебя породил, я тебя и убью".
А право о б щ е с т в а казнить преступников, совершивших самые тяжкие преступления, основывается на том, что человек является не просто существом,3 но существом о б щ е с т в е н н ы м. Особь биологического вида Homo sapiens (Человек разумный) становится человеком в полном смысле, только живя в обществе и общаясь с другими людьми. Бог и родители создают организм, общество, наполняя его содержанием, формирует личность4. Оно является равноправным участником сотворения человека, и потому должно иметь такие же права в отношении него.
_____________
1 Боговоплощение - принятие Богом образа человека (см. "Боговоплощение - Википедия")
2 См. Евангелие от Матфея, 1, 18
3 Существо - живой организм, живая особь, животное (см. "Существо - Википедия")
4 Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности (см. "Личность - Википедия")
***
Посмотрел на телеканале "Россия-Культура" (17 марта 2021 года, 1835 мск.) документальный фильм "Величайшие изобретения человечества. Рентгеновские лучи". Фильм интересный, однако, на мой взгляд, он имеет серьёзный недостаток.
Рассказав о колоссальных возможностях, открывшихся в медицине с появлением рентгеновских аппаратов, и не забыв сообщить про опасность чудо-лучей и найденные способы защиты от неё, авторы упустили важнейший принципиальный момент, присущий в с я к о м у н о в о м у.
"Кто умножает познания, умножает скорбь".*
Эта древняя мудрость пришла в голову на кадрах фильма о Первой мировой войне, во время которой рентгеновские аппараты помогли спасти многих раненых солдат, точно указывая хирургам, где в теле засела пуля или осколок снаряда. Но почему авторы даже не заикнулись о том, что винтовки и пушки тоже являются порождениями прогресса? Когда люди воевали дубинами, рентген, наверное, был не так необходим. Выходит, новые изобретения делаются, в первую очередь, затем, чтобы нейтрализовать негативные последствия предыдущих.
Сев на велосипед, надо всё время крутить педали, иначе упадёшь. А на велосипеде прогресса педали требуется крутить всё быстрее и быстрее. Об этом стоило сказать.
________________
* См. Ветхий Завет, Екклесиаст, 1, 18
***
В Уголовном кодексе РФ мошенничество определяется так (статья 159):
"Мошенничество... есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием".
Как видим, преступный характер данного деяния сводится к незаконным действиям в о т н о ш е н и и и м у щ е с т в а.
Это неверная квалификация.
Истинная преступность мошенничества состоит в п р и ч и н е н и и у щ е р б а д о в е р и ю посредством злоупотребления им или обмана. Доверие есть один из основных факторов, сделавших возможным о б щ е с т в е н н о е существование человека, т.е. по сути возможность возникновения и существования цивилизации. Потому мошенничество следует считать тягчайшим преступлением против человечества и применять в отношении лиц, совершивших его, самые суровые меры наказания или даже единственную - смертную казнь.
***
Краткая и вместе с тем исчерпывающая характеристика героя рассказа Чехова "Человек в футляре": Беликов б о я л с я ж и т ь. До этой очевидной мысли додумается каждый, прочитавший рассказ, и потому о её первооткрытии речь не идёт. К тому же она мне нужна сейчас не сама по себе, а чтобы прейти к другой, не столь очевидной, и даже, на первый взгляд, абсурдной мысли: жизни и н у ж н о б о я т ь с я. Во всяком случае, нельзя быть с ней запанибрата. Как с огнём, являющимся великим благом, но могущим стать страшным бедствием при неосторожном обращении.*
Особенность страха перед жизнью заключается в его не безотчётности (осознанности), в понимании человеком своей вторичности, зависимости, уязвимости. Этот страх предохраняет от пагубных заблуждений самонадеянности и вседозволенности. Он спасителен, как инстинкт самосохранения.** Только инстинкт имеет животную природу, а страх жизни является продуктом опыта, усваивать который, по крайней мере, сложный, способен лишь человек.
Примечание
Благодаря инстинкту самосохранения живые существа боятся падения с высоты и избегают ситуаций, которые могут к этому привести. Однако он не срабатывает, например, когда животные выходят на лёд реки, чтобы перебраться на другой берег. И крупные из них часто проваливаются и гибнут, если им не помогут люди. Такими видеосюжетами переполнен Интернет.
У Беликова страх жизни гипертрофирован, думаю, произволом Чехова. В художественном произведении это допустимо и делается для усиления впечатления читателя. Но в данном случае указанный приём играет незавидную роль. С его помощью высмеивается очень серьёзный и необходимый людям предмет. Наверное, "Человека в футляре" Чехов и Антоша Чехонте писали на пару.
** Инстинкт самосохранения - это врожденная форма поведения живых существ в случае возникновения опасности, действия по спасению себя от этой опасности. Реализации этого инстинкта служат такие чувства, как боль и страх. Боль ощущается обычно как аномальное состояние организма, которое необходимо каким-либо образом устранить. Страх заставляет живое существо искать убежище и иногда провоцирует выброс в кровь адреналина (см. "Инстинкт самосохранения - Википедия")
***
Судя по отношению театральных и кинорежиссёров к молодым и привлекательным артисткам, явись к ним Муза не в виде вдохновения, а в обличье земной женщины, они и её потащили бы в постель.
***
Над мужчинами, которых жёны женили на себе, смеяться не стоит. Скорее, им можно позавидовать. Ведь в случае неудачного брака вся ответственность за ошибку ложится на женщину. В том числе и перед детьми.
***
Повторю мысль, которую уже неоднократно высказывал.
Главная часть определения жизни, данное Энгельсом,* нуждается в дополнении. Приведём её уже вместе с ним (выделено жирным шрифтом):
"Жизнь во всех её проявлениях есть способ существования белковых тел...".
Это значит, что белками и биохимическими реакциями с их участием определяется и п о в е д е н и е человека. В частности, недолжное, включая преступное. Оно вызывается недостатком или избытком по сравнению с нормальным количеством каких-нибудь белков в организме, либо их дефектностью.
Примечание 1
Здесь следует оговориться. Под нормальным количеством тех или иных белков имеется в виду их количество, свойственное организму человека, являющегося п о л н о ц е н н ы м о б щ е с т в е н н ы м с у щ е с т в ом. Оно отличается от количества таких же белков в организмах людей с сильным природным (биологическим, животным) началом, поведение которых в большой степени определяется борьбой за существование (её внутривидовой составляющей) в ущерб морали.**
В "непорядке" с белками*** организма человек не может быть в и н о в а т, следовательно, и не может быть н а к а з а н за обусловленные этим обстоятельством деяния. Однако, если он из-за своей патологии опасен для других, то общество вправе принимать защитные меры, в том числе, в случае особой опасности, право изолировать его аналогично больным инфекционными заболеваниями. Временно, при возможности успешного лечения, или пожизненно в случае неизлечимости.
Сегодня фактически так и есть за исключением о с н о в а н и я и ц е л и лишения человека свободы, т.е. вины и наказания.
При новом подходе лишение свободы утрачивает репрессивность, тогда как практическое осуществление этой меры остаётся прежним (закрытые лечебницы, места заключения). А смертная казнь, являющаяся чисто карательным средством, вообще теряет смысл, если, конечно, надёжно обеспечивается пожизненная изоляция особо опасных людей.
Собственно, этот подход не нов. "А" было сказано тогда, когда стало понятно, что к людям с психическими расстройствами, совершившим преступления, нельзя относиться как к обычным уголовникам. Почему же до сих пор не сказано "б"? Ведь природа психических отклонений и антиобщественного поведения одна и та же - белковая.
Нужно понять и принять: жизнь есть п р о и з в о д с т в о, на котором, как на любом другом, имеют место случаи брака. Браком э т о г о производства являются организмы с отклонениями белков от нормы.
Примечание 2
В большинстве своём "некондиционные" люди - как бы чудовищно ни звучало это название, - если они не нарушают установленных правил общежития, могут жить и живут вместе с обычными людьми, испытывая неудобства и ограничения только п р и р о д н о г о характера, т.е. исходящие не от окружающих. Наоборот, общество помогает им, устраняя или снижая влияние таких неудобств и ограничений.
_______________
* См. Ф. Энгельс "Диалектика природы"
** Борьба за существование (англ.Struggleforexistence) - один из движущих факторов эволюции, наряду с естественным отбором и наследственной изменчивостью, совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды...
Внутривидовая борьба - борьба, которая протекает наиболее остро, так как у всех особей вида совпадает экологическая ниша... Внутривидовая борьба приводит к гибели менее приспособленных особей, способствуя таким образом естественному отбору (см. "Борьба за существование - Википедия")
*** Точнее, с генами, поскольку белки синтезируются по ним - А.У.
***
"Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!".
Вот, значит, почему во время войны 1812 года Наполеону удалось, хотя всего лишь на месяц с небольшим, занять Москву. Заметим, на тот момент уже в течение века не столицу России. Воля Господа была явлена через приказ Кутузова к отступлению после Бородинского сражения. Этот приказ Главнокомандующий русской армией я к о б ы1 аргументировал так:
"Оставив Москву, мы сохраним армию, потеряв армию, мы потеряем и Москву, и Россию".
Проведя параллель, можно предположить, что в 1941 году Господь уготовил Москве - столице Советского Союза - другую судьбу. Его воля воплотилась в решении Сталина несмотря ни на что защищать главный город страны. К благоволению Высшей Силы, несгибаемой воле, твёрдости и безжалостности Сталина простые советские люди добавили свою самоотверженность:
"Отступать некуда - позади Москва!"
"За Волгой для нас земли нет!".
У немцев - ничего подобного. Хотя они самоуверенно провозгласили "Gott mit uns" ("С нами Бог"),2 тем не менее поддержки Господа не получили, Гитлер оказался слабаком против Сталина, а весь немецкий народ - жиже нашего, за исключением, может быть, мальчишек-фаустников, участвовавших в обороне Берлина. Для них немецкая столица действительно стала последним рубежом, с которого они не отступили. Но погоды, конечно, не сделали: Берлин пал.
Про французов и говорить не стоит: менее чем через десять месяцев после начала Второй мировой войны, в июне 1940 года, Франция капитулировала. Немцы вошли в Париж.3
Убеждён, если бы Гитлер после побед в материковой Западной Европе и до похода против СССР решил захватить Англию,4 он разделался бы и с ней.
Насчёт Америки такой уверенности нет. Слишком уж трудно было её "достать" в условиях, когда для уничтожения этого противника немцам нужно было переправить свою армию через океан.
После разгрома Германии наши бывшие союзники не решились воевать с Советским Союзом, хотя, безусловно, ненавидели нас (и ненавидят сегодня). Ограничились "холодной" войной. Думаю, потому, что им, как и немцам, слабо поклясться: "Отступать некуда - позади Вашингтон (Лондон)!" - и сдержать клятву. Для нас5 же Москва и Волга - остаются рубежами, которые сдать нельзя. Так и будет, во всяком случае, пока власть в стране находится в руках н а ш е г о6 человека.
Впрочем, за нынешние поколения не поручусь. Здесь я солидарен с солдатом, сражавшимся под Бородино.
______________
1 Есть версия, что вышеприведённых слов Кутузов не говорил, а заложенную в них мысль высказал на военном совете в Филях Барклай-де- Толли - А.У.
2 Этот девиз был выбит на пряжках солдатских ремней прусской армии, рейхсвера и сухопутных войск вермахта (см. "Gott mit uns - Википедия")
3 Французская армия в результате войны потеряла 84 000 человек убитыми и б о л е е м и л л и о н а п л е н н ы м и (выделено мной - А.У.) - см. "Франция во второй мировой войне - Википедия"
4 См. "Операция "Морской лев" - Википедия"
5 Имею в виду себя и поколения, родившиеся сразу после войны или немного позже, ещё н а с т о я щ и х советских людей, не подвергнувшихся в молодом возрасте развратному влиянию Запада через телевидение и Интернет - А.У.