Значение слова "свобода" (см. "Краткую Российскую энциклопедию"):
"Свобода, одно из основных понятий религии, философии и общественной жизни, имеющее негативный ("свобода от"--независимость от какого-либо внешнего принуждения, судьбы и т.п.) и позитивный ("свобода для" как способность и возможность самополагания, самоопределения) аспекты.
Сейчас нас будет интересовать только значение этого слова как понятия общественной жизни, т.е. применительно к существованию человека среди других людей.
Представление "свободы от" однозначно негативным, а "свободы для" однозначно позитивным аспектами нельзя признать правильным. Например, что негативного в свободе человека как возможности не подчиняться н е з а к о н н о м у или а м о р а л ь н о м у принуждению со стороны другого человека, общества и даже высших сил? И что позитивного в его свободе как возможности действовать произвольно, руководствуясь только собственными интересами?Последствия "свободы для", понимаемой как полностью развязанные руки, принесли и продолжают приносить несчастья и беды. Активность, инициативность и предприимчивость, представляющие собой способы к о н в е р т и р о в а н и я свободы в материальные ценности, не являются безусловно позитивными формами поведения людей.
Всякой свободе тоже нужна м е р а. Вот что бывает, если она нарушается, скажем, в свободе слова.
Лидер рок-группы "Машина времени" А. Макаревич неоднократно публично уничижительно высказывался о нашей стране и её гражданах. В частности, 18 марта 2018 года, на своей странице в сети Facebook он написал:1
"Каких-то три года не был в Америке. И впервые поразило--насколько они спокойнее, веселее и добрее нас. Это не они стали лучше--они не стали лучше. Это с нами происходит что-то ужасное... Ей-богу, мне кажется, они (видимо, российские власти--А.У.) открыли какой-то двадцать пятый кадр, который реально превращает людей в злобных дебилов".
Так говорить не о конкретных людях и даже не о каких-то их группах, но о в с е х гражданах своей страны,--это уже не свобода слова, а её извращение. Вот именно, нарушение меры. Точно в соответствии со значением данного слова:
"Мера--философская категория, выражающая единство качества и количества объекта; указывает предел, за которым изменение количества влечёт за собой изменение качества объекта".
Возможно, с Макаревичем произошло то же, что с профессором Плейшнером из "Семнадцати мгновений весны": "Воздух свободы сыграл с профессором злую шутку". Или так: он хапнул столько свободы, что оказался не в состоянии её нести. Или вот ещё: пожадничал и объелся, а теперь отрыгивает.
И американцев он оценивает неадекватно. Об их не сходящей с лиц улыбке-гримасе говорить не будем. Она давно стала общим местом. Но что касается спокойствия, веселья и доброты, то наши заокеанские партнёры остаются белыми и пушистыми, только пока их не погладят против шерсти. Пока им не противоречат и им подчиняются. Так, может, Макаревич хочет видеть нас послушными и покладистыми в отношениях с американцами? Хрен ему и им. Диктата мы не потерпим. "Мы обернёмся к ним своею азиатской рожей".
По Интернету уже гуляет коллаж с портретом Макаревича и цитатой из агитационного плаката далёкого советского прошлого:
"Сегодня ты играешь джаз
А завтра родину продашь".
Но давайте всё же разберёмся. И, как всегда в таких случаях, обратимся к толковому словарю.2
Продать (2-е значение)--предать, совершив измену из корыстных побуждений.
Верность (2-е значение)--стойкость и неизменность в своих чувствах, отношениях, в исполнении обязанностей, долга.
Джаз, когда он у нас появился, был символом чужеродности, и, стало быть, опасности. Опасность всего чужого заключается во влиянии на национальную культуру, а через неё на сложившиеся в течение веков устои жизни. Например, бесконтрольное использование иностранных слов уродует русский язык. Плачевный результат такого воздействия очевиден: сегодня многие русские люди у с е б я н а Р о д и н е часто буквально не могут понять, о чём им говорят. Так что приверженность джазу неизбежно означает и з м е н е н и е отношения к национальной музыке. А это и есть предательство, и потому приведённая выше оценка Макаревича вполне им заслужена.
Однако сам себя он считает патриотом. Вот как он высказался на сей счёт:
"Господа холуи, приспособленцы и просто идиоты!
Не смейте меня учить любить родину! Научить любить нельзя. Заставить любить нельзя. Неужели это непонятно?Ту Россию, которую я любил и буду любить, меня учить любить не надо.А то чудовище, которое вы пытаетесь родить, калеча и уродуя мою страну, вы меня полюбить не заставите. И гореть вам в аду, клоуны".
Интересно, какую же Россию любит Макаревич? И на этот вопрос он тоже ответил сам:
"Власть устроила народу моей страны, всем нам проверку на вшивость. И власть может ликовать--я думаю, она даже не рассчитывала на такой успех. Замечательно входит и выходит! Как будто не было четверти века, где нам давался шанс, хотя бы почувствовать себя свободными, самостоятельно думающими людьми. И с какой же скоростью все вернулось в совковую империю--со всеми "единогласно одобряем", "гневно осуждаем", с вводами войск, куда посчитаем нужным, и конфронтацией со всем человеческим миром!".
Понятно, что не Советский Союз, который назван "совковой империей". И не путинскую Россию. Тогда откуда же взялась "четверть века"? Ельцинские 90-е--всего лишь десять лет. Наверное, можно добавить время горбачёвской перестройки (если я не ошибаюсь, Горбачёв благоволил к Макаревичу, даже пригласил его на своё 80-летие), т.е. ещё пять лет. В общей сложности получается пятнадцать. И это годы, о которых подавляющее большинство людей, переживших их, вспоминают с ужасом. Кроме того, Родина, страна--не просто территория, но и живущий на ней народ. Выходит, Макаревич любит Россию только того времени, которое принесло великие страдания нашему народу. С другой стороны, из своих шестидесяти с лишним лет он любил Родину лишь пятнадцать. Несчастный человек.
За примерами предателей из числа артистов далеко ходить не надо.
Тенор Большого театра Иван Жадан, оказавшийся осенью 41-го года в подмосковном посёлке, который на короткое время был оккупирован немцами, ушёл с ними, когда они отступили под ударом Красной Армии.3
Балетные танцовщики Рудольф Нуриев и Михаил Барышников, "невозвращенцы". Они нарушили верность своей стране, поскольку оказались нестойкими в исполнении обязанностей и долга перед ней, а, значит, её предали (см. выше определения слов "верность" и "предать").
А ведь все трое названных были в почёте на Родине, имели полную возможность для самореализации и не перебивались с хлеба на квас. Наоборот, материально жили лучше большинства советских людей. Но им хотелось большего, хотелось жить, как западные звёздные артисты. И, по их мнению, законным основанием для таких желаний является талант, который они считали своей собственностью, а себя имеющими право получать всю выгоду от его эксплуатации. К сожалению, так думали и думают многие талантливые люди (не только артисты), хотя совершенно очевидно, что талант, полученный от природы или Бога н и з а ч т о, ни за какие заслуги, его н о с и т е л е м приватизирован быть не может. Он есть достояние народа, к которому принадлежит этот человек. И потому наших талантливых соотечественников, эмигрировавших за границу в погоне за высокими заработками, следует считать не только предателями, но ещё и ворами.
Наше, по словам Макаревича, противостояние всему миру--тоже выдумка злобствующего ума. С Китаем и Индией, население которых сегодня составляет треть земного, у России нормальные отношения, как и со многими другими странами, в том числе частью европейских. С теми, кто не пытается навязать нам свой образ жизни и свою систему ценностей.
Отношение к свободе как к абсолютной ценности, придание ей неоправданно важного значения в жизни пришли к нам из Европы во время петровских реформ. Но поначалу эта инфекция развивалась медленно. Сильный импульс развития она получила в середине XIX-го века в лице "западников", ставших предтечей российских либеральных партий, в начале XX-го века ввергших нашу страну в хаос и катастрофу. В советское время свобода была поставлена в рамки, как и советовал мудрый баснописец:
"Как ни приманчива свобода,
Но для народа
Не меньше гибельна она,
Когда разумная ей мера не дана".
А вот в России 90-х всякие ограничения свободы были признаны позорными и уничтожены. Даже теперь в стране, которую Макаревич назвал чудовищем, налицо избыток свободы, из-за чего страдают простые россияне, когда их безнравственные сограждане используют её в качестве "лома, против которого нет приёма".
Философское отступление
Свобода является врождённой данностью, частью природы любого живого существа. Именно она отличает с у щ е с т в а от других живых объектов, скажем, от клеток многоклеточного организма, которые в нормальном состоянии ему подчинены, т.е. не свободны. Вместе с тем они могут становиться опухолевыми, и тогда выходят из подчинения.
У свободы всех существ имеются е с т е с т в е н н ы е ограничения. Это в первую очередь условия их жизни, бытия. "Рождённый ползать, летать не может".
Свобода естественна, как, например, обмен веществ в организме. И в принципе естественное не подлежит оценкам. "Что естественно, то не безобразно". Однако с некоторых пор человек перестал следовать этому правилу. Правда, в отношении обмена веществ ему пришлось довольствоваться только ограничениями форм отправления естественных потребностей, имеющих неприглядный характер. Сам обмен отменить нельзя, поскольку без него жизнь невозможна. А вот в отношении своей свободы у человека оказалось больше возможностей. И он придумал мораль как инструмент с а м о о г р а н и ч е н и я собственной свободы в дополнение к естественным ограничениям. Мораль не извращение и не мазохизм, а результат объективной оценки отношений людей.
Понятие свободы как возможности проявления субъектом своей воли имеет смысл только при наличии хотя бы двух субъектов. Лишь тогда для любого из них возможность действовать произвольно становится потенциально ограниченной, поскольку всякие его действия так или иначе (явно или неявно, прямо или косвенно, сразу или в будущем и т.д.) затрагивают других, с чем они могут быть не согласны. Из этого непосредственно следует, что свобода принципиально аморальна. Действительно, мораль (нравственность) как "правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение",4 регламентируя образ жизни и действий людей, не оставляет места для проявления их собственной независимой воли, т.е. для свободы. Если такое всё же происходит, то становится нарушением морали, стало быть, аморальным.
С появлением морали свобода стала пережитком.
P.S. Эта статья была уже почти готова, когда появилось сообщение о смерти Мавроди, мошенника-организатора МММ--самой большой финансовой пирамиды в России в 90-х. Он подох на лавке троллейбусной остановки вроде бы от сердечного приступа в возрасте 62-х лет. Отрадно, что не дожил до возраста средней продолжительности жизни российских мужчин, но досадно, если это всего лишь Божья кара, тем более сильно запоздавшая. Мавроди был достоин большего--публичной казни на Лобном месте Красной площади. А его подельников: тогдашних телевизионных начальников, разрешивших рекламу МММ, и актёра, который сыграл Лёню Голубкова, соблазнявшего простодушных и легковерных соотечественников нести свои последние рубли мошеннику,--там же, на Лобном месте, следовало высечь кнутом.
Вот вам ещё одно доказательство, что свобода--как девка из борделя: даёт всем, кому приглянулась, без разбора. Потому не случайно на знаменитой картине Делакруа "Свобода, ведущая народ" (другое название "Свобода на баррикадах") она изображена в виде полуголой женщины. При этом флаг французской республики, который она держит,--излишняя деталь. За её пышной грудью мужики и так бежали бы, словно кобели за течной сучкой.