Украинский Александр Иванович : другие произведения.

Советы пострадавшего

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


СОВЕТЫ ПОСТРАДАВШЕГО

  
   "Мы все учились понемногу
   Чему-нибудь и как-нибудь...".
   Нет. Я учился не мало. 11 лет в школе и 5 в институте при восьмидесятилетней жизни--если доживу до такого возраста--это 20% всех прожитых лет. Разве мало? И изучал много чего, причём совсем не как-нибудь, а весьма прилежно, считая учёбу своей обязанностью, правда, очень неприятной. Такой путь прошли многие. Однако мало кто в зрелом возрасте задумывается над тем, правильно ли нас учили. Большинство если и оглядывается назад, то разве чтобы вспомнить и погрустить о прошедших детстве и юности.
   "Как молоды мы были,
   Как искренне любили,
   Как верили в себя!".
   Я не призываю быть неблагодарными школьным учителям и вузовским преподавателям. Они делали своё дело честно и добросовестно, а многие ещё и душу в него вкладывали. Низкий им поклон. Но это не исключает критику и претензии к существующей системе образования и воспитания, точнее даже к системе в ы р а щ и в а н и я новых поколений.
   Принято считать, что компетентно об образовании могут судить только работающие на его ниве профессионалы. Это заблуждение. Ещё или даже более важно мнение тех, кто п о д в е р г с я образованию и теперь пожинает его плоды. Конечно, педагоги тоже когда-то учились, однако опыт последующей работы (по сути тот самый профессионализм) не позволяют им довериться своим детским и юношеским представлениям об учёбе, даже если те у них сохранились. Я свободен от такого ограничения.
   Что же в существующей системе образования негодно?
   Школа
   Негодна сама цель школьного образования. Оно сводится к с о о б щ е н и ю учащимся знаний и навыков. При этом очень велик объём частных знаний, которые если и пригождаются в дальнейшем, то лишь в случае выбора определённых профессий. Такой подход не способствует формированию у школьников целостной картины мира, правильного мировоззрения и достойной личности. Вместо п р и д а н и я человеческому существу человеческого образа, его напичкивают разрозненными и в большой степени бесполезными сведениями, утрачиваемыми от невостребованности почти сразу.
   Воспитание как самостоятельная функция, реализуемая с помощью специальных мер, в школе разве что декларируется. Неформальной, систематической, содержательной и эффективной воспитательной работы не ведётся. "Сеять разумное, доброе, вечное" в душах детей школа не хочет.
   В итоге выпускники выходят из неё неготовыми к самостоятельной жизни ни как граждане, ни как работники. И если послешкольное обучение молодёжи делу, ремеслу, профессии ещё можно признать удовлетворительным, то осуществляемую где и как придётся, т.е. бесконтрольно, с негарантированным результатом, доводку её гражданской ипостаси до сомнительных кондиций,--нет.
   Высшая школа
   У этой школы своя беда. Имея правильную цель--подготовку специалистов высшей квалификации, она пытается её достичь, используя негодный материал и негодные же средства.
   Порочность вузовской системы выявляется уже при наборе студентов. Получившие проходной балл (на вступительных экзаменах, как было раньше, или по итогам Единого государственного экзамена--ЕГЭ, как сейчас), зачисляются независимо от того, есть ли у них призвание к выбранной профессии. Конечно, сдать вузовские приёмные или набрать высокие баллы на ЕГЭ под силу не каждому окончившему школу, однако при известных и вполне скромных способностях, но достаточном старании это возможно.
   1-е личное воспоминание
   При поступлении в 1966 году в Куйбышевский электротехнический институт связи на факультет радиосвязи и радиовещания я на экзамене по физике получил пятёрку, решив задачу, которую сразу узнал, как только прочитал экзаменационный билет (задача была взята из сборника задач по физике под редакцией Знаменского; при подготовке к экзамену я прорешал этот задачник от корки до корки), и пересказал экзаменатору параграфы из учебника физики под редакцией Пёрышкина по вопросам билета, а затем ответил на дополнительный вопрос, написав формулу резонансной частоты колебательного контура. Как видим, ничего сверхъестественного от меня не потребовалось.
   Учился я тоже хорошо, но радости от постижения радиотехнических наук не испытывал. Работа после окончания института в Куйбышевском отделении НИИ радио, подтвердила: это не моё. А вот некоторые мои однокурсники, учившиеся хуже меня, потом стали даже учёными--кандидатами и докторами наук. Так проявило себя призвание.
   Система приёма в вузы имеет неправильные фильтры. Нередко старательные, но не способные к данной профессии абитуриенты оттесняют на вступительном конкурсе одарённых ребят, которые из-за своей увлечённости любимым занятием часто пренебрегают не интересными им школьными уроками, в то время как старательные учат всё подряд, им без разницы. При поступлении в институты такие пробелы могут оказаться роковыми.
   Вузовская система обучения тоже способствует успеху прилежных студентов. Посещение всех аудиторных занятий, запись лекций под диктовку лектора, каждодневная домашняя работа над учебным материалом и, разумеется, тщательная подготовка к зачётам и экзаменам практически гарантируют получение диплома о высшем образовании. Талант и призвание не требуются.
   2-е личное воспоминание
   Вот как я готовился к экзаменам во время сессий.
   Выучивал конспект лекций по вопросам экзаменационных билетов (перечень этих вопросов лекторы диктовали на последней лекции прочитанных курсов; его можно было переписать и с доски объявлений кафедр). Потом придумывал возможные дополнительные вопросы к каждому из основных и заготавливал ответы на них.
   На экзамене пересказывал экзаменатору его же лекции по вопросам билета, решал типовую задачу, из тех, что прорешивались во время семестра на практических занятиях, и отвечал на пару дополнительных вопросов. Эти вопросы и по объёму, и по содержанию проще основных, они не требуют сообразительности, а лишь знания конкретных вещей по сдаваемому курсу: формул, определений и т.п. К тому же, как я сказал, у меня были домашние заготовки. Такая метода всегда себя оправдывала. Из почти пятидесяти экзаменов, сданных за время обучения, я только один раз вместо пятёрки получил четвёрку. Но вовсе не потому, что моя система дала сбой. В тот раз читал лекции и принимал экзамен молодой, только что окончивший аспирантуру и защитивший диссертацию преподаватель. Наш курс стал для него первым опытом. И он, выслушав мой ответ по билету и оставшись им доволен--это было видно--нарушил затем правила игры, возможно, сам того не подозревая: задал дополнительный вопрос из другого курса, который изучался два года назад и который я, конечно, уже забыл. Правда, заданный вопрос логично вписывался в контекст основного вопроса. Как потом оказалось, он и не был сложным. Подумав, я, наверное, смог бы на него ответить, но, во-первых, раздумывать над дополнительными вопросами, сидя перед экзаменатором, некогда, отвечать нужно сразу, "с листа", а во-вторых, меня возмутило, что по его вине я оказался в неловком положении. И это возмущение вылилось в резкий ответ, мол, прошлый курс я уже сдал и сейчас вспоминать его не собираюсь, что в свою очередь возмутило преподавателя. Так я получил мой единственный экзаменационный "хор".
   Следствием всех представленных обстоятельств высшей школы являются толпы дипломированных работников, горе-специалистов, в лучшем случае равнодушных к своей профессии, а в худшем тяготящихся ею и мечтающих о другой работе.
   Примечание 1
   Не могу не привести пример, когда даже талантливый по части физики человек--другие в Московский физтех просто не могут поступить, туда на одной только старательности не въедешь,--Александр Филиппенко, окончив этот институт, своё настоящее призвание нашёл совсем в другой области. Хотя, чтобы утвердиться в ней, ему пришлось окончить ещё один знаменитый вуз--театральное училище им. Б.В. Щукина (так это учебное заведение называлось в советское время). И здесь сомневаться не приходится: Филиппенко занял в физтехе место каких-нибудь парня или девушки, возможно, радикально изменив их судьбу.
   А теперь--мои советы насчёт того, какими должны быть школа и вузы.
   Школа
   Её цель триедина:
   --формирование и развитие личности;
   --воспитание;
   --выявление природных данных, способностей и призвания.
   Содержанием первой из указанных задач является формирование у школьников правильного мировоззрения, адекватного представления о жизни и российского национального менталитета. Критерием успешного решения данной задачи следует считать е д и н о м ы с л и е по жизненно важным и принципиальным вопросам, имея в виду, что даже небольшие расхождения в этих моментах могут стать причиной конфликтов в обществе. Единомыслие должно быть не формальным, на словах, а искренним, осознанной приверженностью к составляющему его образу мыслей каждого школьника. Возможность формирования такого качества у детей и молодёжи доказана в Советском Союзе в 20-е--40-е годы.
   Развитие личности не может быть безвекторным. Пресловутый человек мира, т.е. личность, якобы не имеющая национальных ментальных особенностей, культурно-всеядная, это нонсенс. И потому школа должна выращивать из детей н а ш и х людей, для которых Родина--единственное место на Земле, где им по-настоящему хорошо несмотря на любые трудности в жизни.
   Воспитание из попутной задачи, каковой оно было даже в советской школе, необходимо сделать важнейшей самостоятельной составляющей школьного образования, подразумевая под ним не только просвещение как сообщение знаний, а именно придание детям человеческого образа, написание на изначально чистом листе бумаги достойного текста.
   Основной формой обучения в школе являются уроки. А воспитание--это о б у ч е н и е правилам поведения, правилам жизни в обществе среди других людей. И потому к привычным "предметным" школьным урокам нужно добавить уроки воспитания. На них всесторонне и тщательно должны рассматриваться различные сложные жизненные ситуации, в которые может попадать человек, с целью научить ребят находить выход из затруднительных положений. При этом очень важно подробно разобрать компромисс как эффективное и вместе с тем неоднозначное средство разрешения конфликтных ситуаций, предостерегая от иллюзий насчёт его универсальности и указав на часто встречающиеся случаи противоречия с моралью. Компромисс не панацея, а нравственные компромиссы не допустимы.
   Особое внимание следует также уделить разъяснению понятия свободы. На доступных примерах внушить детям представление о ней как о небезопасной вещи, кажущаяся лёгкость обращения с которой--захотел и сделал--чревата тяжёлыми последствиями. С другой стороны, и тоже на примерах показать, что самоограничение, умение не поддаваться любой своей прихоти способно доставлять удовольствие и завидную возможность уважать себя. Важно, наконец, в сознании детей превратить запрет из врага в друга, разумное средство осторожности и безопасности, а умение считаться с запретами представить свидетельством истинной зрелости (взрослости).
   Примечание 2
   Думаю, во время грехопадения никакого змея-искусителя не было. Его роль сыграла свобода. Именно она, т.е. реальная возможность поступать произвольно, руководствуясь только своими желанием и волей, соблазнила наших пращуров, заставив польститься на плод дерева познания добра и зла, хотя всяких других плодовых деревьев в раю было достаточно.
   Принципы и ценности, внушаемые школьникам на уроках воспитания, должны быть вневозрастными, не требующими отказа от них впоследствии как от детских.
   Настоящее воспитание невозможно без строгости и наказания нарушителей правил поведения. Но при безусловной соразмерности с совершёнными проступками и действенности наказания должны быть неунизительными, чтобы наказуемый мог признать кару справедливой и стыдиться не её, а своей провинности. Необходимо прививать детям отношение к наказанию как к очищающему средству, единственно способному смыть грязь совершённого проступка и вернуть душе покой.
   Прощение может использоваться, но только в случаях, когда проступок оказался ошибкой. Однако и её нельзя оставлять без последствий, поскольку причиной ошибок чаще всего являются легкомыслие или безответственность, т.е. качества, заслуживающие наказания. Прощение лишь смягчает его и должно инициироваться не снизу, провинившимся, а сверху, наказывающим. Детям надлежит усвоить, во-первых, что просьба о прощении есть проявление слабости, неспособности отвечать за свои поступки и, во-вторых, что чьё бы то ни было прощение ничего не стоит, если совесть не позволяет провинившемуся самому себя простить. Потому раскаяние хотя и нужно приветствовать, однако следует преподносить воспитуемым только как способ облегчить душу, а не как заявку на индульгенцию.
   Наказание в виде лишения провинившегося каких-либо удовольствий без замены их принудительным, но полезным занятием является мучительством сродни садизму и, очевидно, неприемлемо. Другое дело, если такое отнятие становится следствием, например, если в наказание ребёнку поручается дополнительная (к той, что он выполняет обычно) работа, не позволяющая ему заняться тем, чем хочется. И вообще, наказание сверхурочной работой представляется наилучшим его видом.
   Крайней мерой наказания в школе должно быть исключение неподдающихся общему воспитанию учеников. Дальнейшей их судьбой будут обязаны заниматься другие государственные учреждения. О них, а также о прочих структурах, могущих иметь влияние на детей и молодёжь, здесь говорить не будем. Заметим только, что без устранения существующего беспредела на телевидении и в Интернете вырастить достойных людей невозможно.
   Ещё одной задачей школы, новой для неё, предлагается сделать выявление индивидуальных природных данных учащихся, склонности к какому-то определённому делу, профессии. Прежний опыт, когда своё будущее занятие юные выбирали сами, исходя из сиюминутных увлечений, или за них выбирали родители, руководствуясь собственными представлениями (интересами), следует признать негативным и отвергнуть. Результатом такого положения становились, с одной стороны, люди, всю жизнь не знавшие радости труда, а с другой, малоэффективная работа. Человек, не любящий своё дело, полноценным работником быть не может. Заманчивая возможность выбора любой из тысячи дорог, якобы открывающихся перед выпускниками на пороге школы, на деле оборачивалась для многих из них растерянностью, беспомощностью, разочарованием, неудачами и нередко трагедиями. Определение призвания позволит избежать таких потерь.
   Отличниками в школе принято гордиться. Между тем пятёрки по всем или основным предметам, даже обусловленные не простым старанием, а большими способностями учеников, должны вызывать повышенное внимание к ним педагогов. Чрезмерная старательность при средних способностях как средство удовлетворения непомерных амбиций (и сами такие амбиции) исключительно вредны. Прежде всего, конечно, для здоровья детей. Но, кроме того, учёбой можно обожраться, возненавидев её на всю оставшуюся жизнь. Именно так случилось с автором этих строк. Успехи отличников-гениев, которым все школьные науки даются легко, тоже не повод для радости. Мало кто достигает действительно стоящих результатов сразу в нескольких областях. Энциклопедисты ещё более редки, чем гении. Одарённым ребятам нельзя позволять разбрасываться.
   Школьные программы обучения и методы преподавания должны быть подчинены триединой цели школы. Это же требование относится и к школьным учебникам. Необходимо избавить их от материалов частного характера, абстракций и формальных объяснений, не подкреплённых толкованием смыслов, например, физического смысла явлений. Простое запоминание всегда менее эффективно понимания. Составление учебников следует поручать талантливым популяризаторам науки. Они лучше всего способны изложить необходимые школьникам развивающие знания.
   Нам требуется единообразное развитие и воспитание детей, поскольку только так можно обеспечить консолидацию общества. Поэтому все школы должны быть государственными и работать по единым программам и учебникам. Всякая дифференциация и специализация допускаются лишь после получения базового школьного образования. Исключение составляют музыкальные, балетные и другие подобные учебные заведения, в которых обучение профессии необходимо начинать с раннего возраста. Однако упомянутое базовое образование должно присутствовать в них в полном объёме.
   Высшая школа
   Главный принцип: в вузы не должны попадать с л у ч а й н ы е люди, для которых выбранная профессия не является призванием. Первичный отсев производится при рассмотрении школьных аттестатов, где кроме прочего указываются выявленные способности выпускников. Затем абитуриенты подвергаются специальным тестам.
   Примечание 3
   Я противник ЕГЭ, о чём неоднократно высказывался в своих сочинениях. Однако признаю, что для выявления с п о с о б н о с т е й тесты подходят больше, чем традиционные экзамены. Здесь дело в том, что обычный экзамен выявляет знания как запомненные сведения, а тест--умение пользоваться ими на практике, на что способен не каждый человек.
   Хорошо бы также применить самофильтрацию желающих поступить в вузы. Не секрет, что немалое число их стремиться к высшему образованию лишь ради получения его дивидендов--"чистой" нетяжёлой и одновременно достаточно высокооплачиваемой работы "белых воротничков".* И если этой категории работников платить не за занимаемые ими должности, а за конкретные результаты, например, инженерам за полезные изобретения и удачные проекты, то творчески несостоятельные отсеются сами собой.
   Предлагаемый подход при наборе студентов в вузы не является дискриминационным. Просто он избавляет людей от бесплодных мечтаний и бессмысленных усилий, сохраняет им здоровье и экономит жизнь, а обществу позволяет избежать бесполезных затрат. Вузовские дипломы должны быть свидетельством квалификации, а не документом, всего лишь подтверждающим, что их обладатели окончили институты или университеты.
   Ещё один важный момент: знаниями невозможно запастись впрок. Без постоянного практического п р и м е н е н и я или хотя бы п о в т о р е н и я они быстро улетучиваются. Например, знания математики и физики, изучаемых в технических вузах на младших курсах, можно поддерживать упражнениями по решению задач на протяжении всего обучения. Таким же образом следует поставить дело и с русским языком, включив его в вузовские учебные программы, поскольку опыт показывает, что школьных знаний грамматики нам на всю жизнь не хватает.
   Кому-то высказанные здесь мысли покажутся наивными, глупыми или даже бредовыми. Именно к о м у-т о, не многим, потому что, по моим наблюдениям, как раз большинство людей добывает и ест свой хлеб в поте лица, а не в радости. Привыкли, притерпелись и бездумно тянут лямку. Не в последнюю очередь виновата в такой нашей судьбе существующая система образования.
   _____________
   * Белые воротнички--обозначение, принятое в западной социологии для наёмного работника, занимающегося умственным трудом (см. Википедию)
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"