Украинский Александр Иванович : другие произведения.

Реплики по поводу 52

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


РЕПЛИКИ ПО ПОВОДУ 52

***

   На первой неделе сентября (2020 г.), не иначе, как в связи с началом нового учебного года, телевидение предоставило аж целых три повода для моих реплик, притом все на одну тему - о школьном образовании.
   Появилась инициатива исключить из программы по литературе "Войну и мир". Мол, не по зубам школьникам роман Льва Толстого. Б е з у с л о в н о. Добавлю, и н е и н т е р е с е н. По словам самих ребята, им более интересны романы про Гарри Поттера англичанки Джоан Роулинг.
   Я не раз писал об этой проблеме - не соответствии уровня развития школьников великим классическим произведениям. По-другому и быть не может. Скажем, тот же Толстой адресовал свои романы в з р о с л ы м людям. Вот вырастут сегодняшние мальчишки и девчонки, тогда и прочтут и "Войну и мир", и "Анну Каренину", и "Воскресение". Если, конечно, в школе им привьют вкус и тягу к чтению (а не отохотят, заставляя п р о х о д и т ь то, что не понятно и не интересно в их возрасте).
   За примером далеко идти не пришлось (и это второй повод для реплики). В программе "Правила жизни" телеканала "Россия-Культура" (выпуск от 2 сентября 2020 г.) её ведущий Алексей Бегак признался одному из своих гостей, что впервые прочитал "Евгения Онегина" в возрасте тридцати пяти лет. И был в восторге. Удивляться нечему, ведь сказано: "Всему своё время...".1
   Третий повод для реплики дал Министр обороны России, президент Русского географического общества Сергей Шойгу, заявивший, о необходимости включения в перечень обязательных выпускных школьных испытаний экзамен по географии. Своё мнение он обосновал тем, что, как показывают опросы, современная молодёжь не имеет даже элементарных знаний по географии, включая знания о своей Родине.
   Он прав, я сам видел по телевизору, как отвечали ребята на улицах Москвы на очень простые "географические" вопросы журналистов.2 Волосы дыбом встали. Однако, думаю, спроси тех же ребят об истории, они ответили бы не лучше. Тогда, значит, и экзамен по истории нужно сделать обязательным? А биология?! Разве можно в наше время не иметь хотя бы поверхностного представления о с а м о м с е б е? Стало быть, и её в обязательные. Также химию, иностранный язык (сегодня без него никуда). Да и вообще, если принять точку зрения, защищаемую Министром, то окажется, что нет в школьном курсе н е в а ж н ы х предметов.
   Только не стоит обольщаться. Сдача экзамена даже на пятёрку не гарантирует сохранение подтверждённых на нём знаний на всю жизнь. Это зависит от их востребованности. Если какие-то знания, например, по географии, не используются хотя бы время от времени, они выветриваются из памяти. Справедливость данного утверждения очевидна, хотя её можно и легко проверить. Пусть журналисты опросят зрелых и пожилых людей. Уверен, их знания по той же географии нисколько не лучше, чем у молодёжи.
   Впрочем, всё это, в том числе и упомянутая обеспокоенность Шойгу, в т о р о с т е п е н н о.
   Говорил и вновь повторяю: исправлять бедственное положение в школьном образовании надо, начиная с чёткого определения его ц е л и. Зачем наши дети мучаются3 9 (11) лет? Чтобы обучиться грамоте: чтению, письму и счёту. Это безусловно необходимо, неграмотным в наше время не проживёшь. Так что здесь труд школьников оправдан. И, заметим, единственно эффективен. Никто из учившихся в школе, кроме разве страдающих некоторыми психическими заболеваниями, не разучивается читать, писать (хотя бы как чеховский Ванька Жуков) и считать в течение всей жизни.
   А вот с тем, чему ещё должна учить школа, следует разобраться. Определить, какие знания и навыки и в каком объёме требуются для начального формирования личности. Она складывается уже во взрослом возрасте, однако качество заготовки имеет первостепенное значение.
   "Вырастет из сына свин,
   Если сын - свинёнок".
   Но вообще-то стратегическая4 цель школы давно определена - "сеять разумное, доброе, вечное" в детских душах. И набор школьных предметов, и их программы должны быть подчинены этой цели. Что толку от знаний по географии или истории, если у ребёнка в школе сформировалась уродливая личность, из которой не получится Человек?
   Примечание
   В школе дети должны также приучаться к труду - т р у д у в о о б щ е, без уклона в какие-либо профессии, но как обязательному атрибуту жизни человека.5 На профессиональное обучение, хотя бы и его азы, нельзя тратить учебное время. А для ребят, обнаруживших склонности к той или иной профессии, следует создавать специальные кружки.
   _____________
   1 См. Библия, Ветхий Завет, Книга Екклесиаста, или Проповедника, 3, 1
   2 Интересно, а если бы проверить самих этих журналистов - тоже молодых ребят - на знание географии, каков был бы результат? - А.У.
   3 Убеждён: для подавляющего большинства детей учёба является п о в и н н о с т ь ю, т.е. обязанностью (в том числе осознаваемой как долг ими самими), но никак не удовольствием. "Школьные годы чудесные..." - так мы говорим, став взрослыми и сняв с себя ярмо уроков и домашних заданий. Годы учёбы в школе, совпадающие с годами детства и юности, действительно самыми чудесными в жизни, неправомерно присваивают себе их прелесть - А.У.
   4 Тактической целью является обучение грамоте, о чём сказано выше - А.У.
   5 В принципе это требование как отдельное излишне, поскольку "разумное, доброе, вечное", безусловно, включает в себя трудовое воспитание - А.У.

***

   Нет, не зря Михалков в "Бесогоне" покусал Грефа!
   Это же надо было додуматься - превратить название "Сбербанк" в "Сбер". Вот до чего можно дойти, ненавидя русский язык. Сначала бесы-революционеры в патологическом стремлении изменить мир превратили название сберегательных касс в уродливое "сберкассы". Потом, видимо, руководствуясь желанием выглядеть значительнее, хотя, скорее, подражая загранице, наши финансовые начальники слово "кассы" заменили на слово "банк". А теперь и от него отказались, превратив название учреждения, услугами которого пользуются многие миллионы людей, в блатное погоняло.
   Инициативы Грефа, выходящие далеко за рамки его компетенций, убеждают: он в р а г в с е г о р у с с к о г о. И, к сожалению, могущественный, коли даже Путин не может избавить нас от этого ненавистника.

***

   В день своего семидесятипятилетия Н. Михалков удостоился личного поздравления Президента, правда, по видеосвязи из-за эпидемии коронавируса. Эту онлайн-встречу, а вероятнее, её фрагмент, показали все центральные телеканалы. И за одну-две минуты, что мы видели, юбиляр ухитрился совершить сразу несколько непозволительных в данной ситуации вещей.
   Он перебил Путина, когда тот с бокалом в руке произносил здравицу в его адрес, два раза назвал Главу государства "дорогой" и вдобавок похвалил, как школьника-отличника: "...Вы всё знаете, всё понимаете...".
   Так можно вести себя с товарищем, с р о в н е й, а Михалков несмотря на все свои многочисленные звания и награды Президенту не товарищ и тем более не ровня. Кстати, как раз награды это лучше всего и доказывают. Путин, по крайней мере, в бытность Президентом и Председателем Правительства никаких отечественных государственных наград не получал.* Понятно почему: нет такой награды, которая была бы адекватна его заслугам.
   Вспомнилась давняя история, случившаяся с Раневской, и рассказанная по телевизору кем-то из её знакомых.
   Однажды Фаина Георгиевна ехала в такси. Водитель её узнал и с ней заговорил. Оказалось, что чуть ли не накануне он был на спектакле с участием Раневской, игру которой оценил так: "Вы нигде не наговняли". Знаменитая актриса, сама не чуравшаяся неприличных слов в разговорах, была в восторге от такого отзыва.
   Михалков, принимая поздравления Путина, сильно наговнял.
   ______________
   * Зарубежные, не в счёт, поскольку являются элементами политики. Как, например, орден Победы, высший военный орден СССР, которым был награждён румынский король Михай - А.У.

***

   Цитата из выступления Президента на заседании клуба "Валдай" 22 октября 2020 года:
   "Считаю, что гражданское общество будет играть ключевую роль в развитии России в будущем. Поэтому мы стремимся, чтобы голос наших граждан был решающим, а конструктивные предложения и запросы, причем разных общественных сил, были реализованы.
   Но естественный вопрос: как формируется такой запрос? Чей, собственно говоря, голос должно слышать государство? Как распознать, действительно ли это голос народа или это закулисные нашептывания либо вообще не имеющие отношения к нашему народу чьи-то шумные крики, переходящие порой в истерику?
   Приходится сталкиваться с тем, что подчас подлинный общественный запрос пытаются подменить интересом какой-то узкой социальной группы. А то и, прямо скажем, внешних сил".
   Наконец-то об опасности непосредственного вмешательства народа в политику сказано о ф и ц и а л ь н о, хотя и в свойственной Путину "аккуратной" манере. Очевидно также, что поставленные им вопросы риторические. Понять, не поёт ли народ с чужого голоса, нетрудно, только что толку, если убедить людей в ошибочности их взглядов невозможно. И поэтому первый абзац цитаты следует считать привлекательной обёрткой горькой пилюли.
   Народ, гражданское общество как реальный источник власти - опасная фантазия, а общенародные выборы - игра с огнём. Пример Украины перед глазами. Увы, кажется, и белорусы соблазнились вступить на вымощенную благими намерениями, но ведущую в ад дорогу. Дай Бог, чтобы у Лукашенко хватило сил удержать их от самоубийства.
   Примечание
   Смена власти, даже диктатуры, внешними силами тоже ни к чему хорошему не приводит. Это доказывают примеры Ирака и Ливии.
   Либеральная идея в настоящее время, время пошедшего в разнос прогресса, который нарушил меру и оттого превратился из блага в беду, наконец, явила на свет своё истинное дьявольское лицо.
   Но как же формировать верховную власть?
   Никак, нужно довольствоваться той, какую Бог дал. Это Его прерогатива. Когда потребуется, Он Сам её сменит, послав подходящего человека. И здесь наш собственный, России, пример перед глазами.

***

   Наша либерально-демократическая оппозиция в восторге от президентских выборов 2020 года в США. Адресуясь в своих комментариях по этому поводу к Путину, она говорит, мол, смотри, какими должны быть настоящие выборы. Кандидаты-соперники идут ноздря в ноздрю, с разницей в голосах избирателей в доли процента, это не твои дутые семьдесят с лишним. Шуты гороховые.
   "Не верьте, юноши!..". Американцы морочат голову нам, да и всему миру. Никакого раскола общества у них нет. Б а з о в ы е характеристики американской жизни давно устоялись и не зависят от личности того, кто является хозяином Белого дома или придёт в него. И потому граждане США могут позволить себе выбирать Президента, руководствуясь самыми разными критериями, даже вздорными. Например, внешностью. Хотя, на мой взгляд, оба нынешних претендента не красавцы, а Байден вообще вызывает ассоциацию с бледной спирохетой.
   Примечание
   По-настоящему красивым был Президент Франклин Делано Рузвельт. И чертами лица, и его одухотворённостью.
   Но когда дело доходит до с е р ь ё з н о г о, американцы откладывают игры в демократию. Ничего удивительного: "Бытие определяет сознание". Так, Рузвельт, будучи инвалидом, избирался четырежды(!) несмотря на то, что Президентом можно быть лишь два срока. При этом всякий раз он побеждал с заметным перевесом даже по голосам граждан, по голосам же выборщиков - с подавляющим преимуществом.*
   А если действующий Президент переставал кого-нибудь устраивать, то с ним не церемонились. Могли просто убить.** Вот такая в Америке демократия. Диалектическая. Была и есть.
   Рузвельта и Путина послал Бог в тяжёлые времена для их стран. В США это была "великая депрессия", в постсоветской России - 90-е годы XX-го века, показавшие полную неспособность наших либералов-демократов ни к чему, кроме краснобайства. Но в отличие от истории двухтысячелетней давности Господь ещё и в р а з у м и л людей принять посланных "кризисных менеджеров". Без такой дополнительной меры американцы и россияне могли отвергнуть их, как израильтяне отвергли Христа.
   ______________
   * Результаты выборов с участием Рузвельта (см. Википедию)
   1932 год
   По голосам избирателей:
   - Рузвельт - 57,4%;
   - Герберт Гувер - 39,7%
   По голосам выборщиков:
   - Рузвельт - 472;
   - Герберт Гувер - 59
   1936 год
   По голосам избирателей:
   - Рузвельт - 60,8%;
   - Альфред Моссман Лэндон - 36,5%
   По голосам выборщиков:
   - Рузвельт - 523;
   - Альфред Моссман Лэндон - 8
   1940 год
   По голосам избирателей:
   - Рузвельт - 54,74;
   - Венделл Льюис Уилки - 44,78%
   По голосам выборщиков:
   - Рузвельт - 449;
   - Венделл Льюис Уилки - 82
   1944 год
   По голосам избирателей:
   - Рузвельт - 53,4%;
   - Томас Эдмунд Дьюи - 45,9%
   По голосам выборщиков:
   - Рузвельт - 432;
   - Томас Эдмунд Дьюи - 99
   ** За всю историю США было совершено свыше двух десятков покушений на 13 из 45 действующих президентов. Четыре из них завершились успешно для преступников, политики  были убиты. Предполагают, что число успешных покушений выше, так как некоторые из "естественных" смертей руководителей могли на самом деле быть результатом заговоров (см. newslenta.com?strange-and...prezidenty-ssha...ubijstv...)
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"