Упадок семьи как социального института общества в наше время очевиден: большое число неполных семей, безотцовщина1 при живых родителях, одинокие старики при живых детях... И это не кризис, не временное явление, а устойчивая тенденция. Для многих наших современников семья перестала быть единственным способом организации личной жизни и быта. Да и статус семейного человека, ещё недавно высоко ценимый (особенно женщинами) как свидетельство удачно сложившейся жизни, постепенно утрачивает свою привлекательность.
Примечание 1
Пусть никого не обманут нынешние внешне благополучные семьи. На поверку значительная часть из них представляет собой формальные "бесчувственные" отношения, когда у одного или у обоих супругов есть связь на стороне.
Причиной девальвации семьи стало нарушение меры прогрессом(?) семейных отношений. Что бы и кто ни говорил, самой надёжной скрепой семьи на протяжении тысячелетий была материальная зависимость жены от мужа, а пожилых родителей от их взрослых детей. Эмансипация женщин и пенсионное обеспечение эту скрепу уничтожили.
Примечание 2
Поскольку бесплатного ничего не бывает, то, устранив зависимость слабого пола от сильного, эмансипация одновременно освободила мужчин от ответственности за женщин. Пожалуй, это справедливо: если ты свободна и сама с усами, то свои проблемы решай без меня.
Другим важным моментом, обеспечивавшим прочное существование семьи, были традиции, в первую очередь, традиционный жизненный уклад. Да, часто старикам отводилось место за печкой, однако без присмотра они не оставались. А чтобы бросить детей - об этом и речи не шло. Здесь проявляли себя не только зов крови (где он сегодня?), но и исконная мораль, православие, осознание греховности попрания родственных отношений, чувство долга, наконец, страх перед общественным осуждением. Любовь, конечно, тоже, хотя и в особенной русской форме - жалости.
"Встало над речкой село наше русское:
Крыши покатые, тропочки узкие,
Где до седин все теплей и нежней
Жены всем сердцем жалеют мужей...
В селах Рязанщины, в селах Смоленщины
Слово "люблю" непривычно для женщины.
Там, бесконечно и верно любя,
Женщина скажет: "Жалею тебя".
Сколько тепла в каждом женском характере,
Как нас жалеют усталые матери!
Как до сих пор вечерами грустят
Вдовы, жалея погибших солдат...
Годы идут, наши матери старятся,
Ласка внучатам родившимся дарится.
Женщины вечно добры и нежны...
Как же мужчины жалеть их должны!".2
Все перечисленные моменты в наше время отступают под натиском стремления к личным свободе, самореализации и счастью (или хотя бы радостям). И у такой тяги есть объективная причина, о которой, правда, не принято говорить вслух. Дети "заедают" жизнь молодых родителей, те же, став пожилыми, ответно "заедают" жизнь своих взрослых детей. Не дают друг другу жить, как хочется, а не под гнётом долга.
Примечание 3
Эта сугубо человеческая проблема3 является результатом природной (или божественной) не совместимой с моралью у н и ф и к а ц и и процесса воспроизводства живых организмов, при котором новые (дочерние) особи появляются только от других особей того же вида (родительских). У животных из-за отсутствия морали данной проблемы нет.
Взять, к примеру, известное явление "кризиса среднего возраста", которое далеко не всегда заслуживает насмешки "Седина в голову, а бес в ребро". Порядочные и ответственные люди, совершив распространённую ошибку раннего брака, когда увлечение под влиянием бушующей физиологии принимается за любовь до гроба, потом, разобравшись в случившемся, заставляют себя терпеть и жить с нелюбимым человеком. Чаще всего, ради детей, принося себя в жертву семье, хотя имеют право на личное счастье. И если таким людям по прошествии долгих п о с т ы л ы х лет, пошедших в оплату "ошибки молодости", встретится любовь, кто, положа руку на сердце, включая выросших детей, ставших способными понимать "взрослые" проблемы, посмеет их укорить, если они не откажутся от неё, а достойно уйдут из семьи и попытаются начать жизнь сначала?
Особо следует остановиться на роли семьи в жизни детей. Её влияние на подрастающее поколение обществом р е а л ь н о не контролируется. Самый убедительный пример, на мой взгляд, - чеченская семья. Несмотря на то, что в советское время дети в Чечне, как и во всей стране, проходили через пионерию и комсомол с их коммунистической, интернациональной и антирелигиозной идеологией, настоящее воспитание и представление об истинных ценностях они получали в семье. Вот почему немалая часть чеченской молодёжи после развала СССР вступила в ряды боевиков, боровшихся за отделение Чечни от России, и оказалась поголовно правоверно мусульманской.
Конечно, это крайний случай. Типичным же положением является отсутствие в семьях системного, целенаправленного о б щ е с т в е н н о п о л е з н о г о воспитания детей. В большинстве случаев из-за недостатка у работающих родителей времени дети оказываются предоставленными самим себе, улице, телевизору и компьютеру, что делает воспитание по сути стихийным,4 либо оно сводится к простому следованию примерам родителей и окружающих, примерам далеко не всегда достойным подражания. Чрезмерное родительское внимание тоже ни к чему хорошему не приводит: дети вырастают избалованными. И совсем уж уродливыми становятся отношения в семье, когда состоятельные родители откупаются от детей деньгами и дорогими подарками.
А школа, даже советская, с её фактически формальным подходом к задаче воспитания не создавала в сознании детей у б е д и т е л ь н о г о представления о том, какими людьми им нужно стать, представления, которым дети реально бы руководствовались. О нынешней школе и говорить нечего: она вообще воспитанием не занимается.
Декларируемое как исключительно важное дело, воспитание человека, личность которого была бы адекватна общественному образу жизни, не получало раньше и не получает сегодня соответствующего воплощения. В результате люди, обречённые жить вместе, рядом, бок о бок, оказываются м е н т а л ь н о5 о ч е н ь р а з н ы м и. В этом (не только, но в первую очередь) и кроется причина противоречий и конфликтов, градус которых дополнительно повышается нашим эгоизмом, являющимся по сути развитием инстинкта самосохранения (ещё один пример вышеупомянутой природной унификации).
О семье и о том, что детей нужно воспитывать иначе, чем принято, в своё время высказался наш знаменитый писатель-фантаст и философ Иван Антонович Ефремов. Приведу отрывки (объёмность не позволяет назвать их цитатами) из его интервью.6 Оно того стоит.
"Как известно, они [классики марксизма - А.У.]7 считали, что семья, эта экономическая ячейка, созданная в классовом обществе, будет тормозом при переходе к коммунизму, серьезной помехой на пути воспитания человека, который обладал бы нужными для коммунистического общества качествами. Так что будущее - за коллективным воспитанием, за воспитанием детей вне семьи...
Первостепенная задача общества будущего - выбить клин, который отделяет ребенка в семье от внешнего мира, позволяя ему думать о себе как о какой-то несколько привилегированной единице, претендующей на особые права. Так часто воспитываются агрессивные натуры параноидального склада. Если же, наоборот, мы постоянно одергиваем дитятю, постоянно тычем ему в нос, что он делает все не то и не так, мы нередко воспитываем людей депрессивного склада, которые при малейших неудачах винят во всем сами себя и никого другого.
...Разные ученые и мыслители в разные времена задавали себе и миру вопрос: каков критерий нормальной психологии? Творческий экстаз, фанатичная увлеченность любимым делом, одержимость гениальной идеей, - где здесь грань между нормальностью и психопатией?
Единственный критерий - общественное поведение человека. Его забота о ближнем, о счастье себе подобных существ. Все другое, что не связано с человеколюбием, - более или менее замаскированные честолюбивые устремления, завуалированный практицизм, растворенный в красивых словах эгоизм.
... Любовь и отношения мужчины и женщины должны быть абсолютно свободны. Даже не связаны рамками семьи, потому что семья коммунистического общества - это брак двух любящих людей, свободных от экономических обязательств по отношению друг к другу. (Хочу повторить, что важнейшая предпосылка для создания подобного союза двух любящих сердец - коллективное воспитание детей - совершенно необходимая ступень к человеку будущего)".
Примечание 4
Не могу не привести ещё одну мысль Ефремова из того же интервью, которая касается вопроса о "кризисе среднего возраста":
"По моему глубочайшему убеждению, человек как личность сформировывается годам к сорока".
Так, может, не случайно и тем более не от легкомыслия у человека в возрасте, близком к середине отведённого ему срока пребывания в этом мире,8 возникает желание попытаться начать жизнь с чистого листа, уже п о-в з р о с л о м у, без ошибок молодости?
Семья как стабильная структура была в полной мере адекватна только сельскому патриархальному укладу, который предполагает с о в м е с т н о е проживание её членов, что ограничивает их возможности. В первую очередь взрослых детей. Жизнь родителей и взрослых детей, особенно семейных, редко когда бывает благополучной.
Сегодня семья если и похожа на прежнюю, то лишь пока дети малы, когда для них весь мир или его главная часть - это мама и папа. А для тех такое к ним отношение - ни с чем не сравнимый кайф.
Современная семья, утратившая прежние скрепы и для многих людей переставшая представлять значимую ценность, теряет смысл. Он ещё остаётся, если, во-первых, это счастливая семья, т.е. супруги действительно любят друг друга, и, во-вторых, если её главная продукция - дети гарантированно обещает быть кондиционной с точки зрения общества. Под кондиционностью в данном случае следует понимать не соответствие какой-либо идеологизированной норме, а прежде всего и главным образом б е з о п а с н о с т ь молодёжи для других людей. В противном случае воспитание детей, начиная с сознательного возраста, должно быть общественным, хотя, разумеется, не имеющим ничего общего с существующими детскими домами.9 Рисковать, оставляя их в семье только ради сохранения родителям возможности утолять свои материнские и отцовские чувства, нельзя. К сожалению, в постсоветском обществе в условиях безмерной свободы, даже посягающей на закон, семья в большинстве своём не справляется с задачей обеспечения нужного качества нового поколения. Причём к невежеству, стремлению к лёгкой и комфортной жизни, потребительству, распущенности, наркомании, преступности и прочим порокам как следствию брака семейного воспитания сегодня добавилась самоуверенное представление молодых людей и даже подростков о своём якобы понимании того, какими должны быть страна и общество. Мало того, молодёжь, подстрекаемая внутренними и внешними врагами России, всё чаще переходит к активным действиям по воплощению этих по сути инспирированных представлений, что создаёт прямую угрозу самому нашему существованию.
В нынешней реальности большинство семей существуют не благодаря центростремительной силе счастья, а за счёт чувства долга или привычки, сдерживающих центробежные силы. Но если семейные отношения превратились в ярмо, разве люди не имеют права от него освободиться? Равно как и не надевать вовсе, поскольку продолжение рода не является обязанностью человека.
В условиях противоборства указанных сил о надлежащем воспитании детей говорить не приходится, и вмешательство общества в семейные отношения становится абсолютно необходимым. Ограждая детей от стихии бесконтрольного развития, а также от развращающего влияния телевидения и Интернета, общество спасает их будущее, значит, и себя.
_______________
1 Безотцовщина - о детях, растущих без отца (прост.) - см. "Словарь русского языка" С.И. Ожегова. Однако сегодня есть немало (и появляется всё больше) неполных семей, в которых ребёнок (дети) воспитывае(ю)тся только отцом, в том числе из-за того, что из семьи ушла мать. (Такое бывало и раньше, но как исключение. Вспомним: "...И, брося маленькую дочь, / Ушла за ними Мариула"). Теперь значение слова "безотцовщина" следует трактовать шире - это дети, растущие без одного родителя, или от которых родители отказались, либо чьи родители были лишены родительских прав. (Не смешивать с сиротами, т.е. детьми, у которых умер один или оба родителя) - А.У.
2 Стихи Ф. Лаубе - А.У.
3 Оговорюсь: это проблема не для всех людей - А.У.
4 Вспоминаются слова из давнишней советской песни: "...девчоночка фабричная росла, к а к п р и д о р о ж н а я т р а в а" (выделено мной) - А.У.
5 Ментальность - определённый образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе, народу (см. "Ментальность - Викисловарь")
6 См. "Интервью с Иваном Ефремовым. 1969 год"
7 Пусть упоминание марксизма не испугает читателя: времена, когда его предавали анафеме, прошли - А.У.
8 Этот возраст называется "второй молодостью", а у женщин дополнительно он украшен озорной поговоркой "В сорок пять баба -ягодка опять" и чудной метафорой "бабье лето" - А.У.
9 О возможном устройстве общественного воспитания см. мой роман "Миссия "Принуждение к добру" - А.У.