Рискуя быть высмеянным вслед за персонажем известного чеховского рассказа, я всё-таки решился написать Вам после просмотра программы "Очень личное с Виктором Лошаком" на телеканале ОТР (выпуск от 20 мая 2023 года), в которой ведущий беседовал с Вами.3 Меня сподвигло к этому ощущение неудовлетворённости от услышанного. Если же сочтёте мой опус бредом возомнившего о себе невесть что невежды, то отнеситесь к нему как к попытке ремейка рассказа Чехова (на самом деле тогда ещё не именитого писателя, а двадцатилетнего Антоши Чехонте).
Вот фрагменты вашего разговора, которые хочу обсудить.
1
Ведущий: Кто это спорит внутри нас?
Вы: Хороший вопрос ... я его сама себе задаю... Предположим, мне надо идти ... в ... гости или ещё куда-нибудь. И некто - хотелось бы знать, кто это, - говорит: "Ты туда не ходи, ... добра не будет"... И второй, этот ... Я вообще там есть всё ещё или нет? Потому что этот второй говорит: "Да нет, там надо, неудобно". В общем, между ними начинается какой-то базар. А я зритель, что ли? Я вообще участник этого дела?".
Нет никаких двоих, и Вы верно (в дальнейшей беседе - А.У.) сказали, что это не диалог двух полушарий мозга. Ваш мозг как единое целое рассматривает ситуацию "идти или не идти в гости" одновременно с двух точек зрения. А его содержимое, информационное по своей природе, и есть Ваше Я.
Неправильно считать личность производной лишь сознания, без участия подсознания.4 Обе эти сущности являются порождениями мозга, в нём обретающиеся и взаимодействующие друг с другом. Они вместе и составляют личность, только сознание аналогично видимой части айсберга, а подсознание невидимой. Для отдельного от них Я человека в мозгу места нет.
Помните сцену из фильма "Белый снег России", когда Алёхин в оккупированном Париже вслепую играет с 32-мя немецкими офицерами? Сдавшемуся генералу он показывает, как тот, игравший чёрными фигурами, мог бы победить, а потом, повернув к себе шахматную доску другой стороной, демонстрирует возможность выигрыша и белыми фигурами. Ведь у нас, зрителей, не возникает вопроса, кто решает, какие делать ходы в том и другом случае, и присутствует ли при этом сам великий гроссмейстер.
Итак, формула "базара" в предложенном Вами примере не (2x + Вы), а 2 в 1-ом, причём эти 2 - Вы.
2
Вы: Есть особое состояние мозга... дефолтное..., когда он как бы ничего не делает... Считается, что [оно] наиболее продуктивно... для открытий... Независимо от того, речь идёт об искусстве или речь идёт о науке. Это самое продуктивное состояние.
У сосуществующих в мозгу сознания и подсознания разные роли. Сознание имеет дело с явно значимыми объектами, а подсознание подобно старателю, промывающему породу, пропускает через себя всё, воспринятое органами чувств, отбирает "золотинки информации" и пытается сложить из них пазл. Если картинка получается и, кроме того, подсознание данного конкретного человека имеет достаточную мощность, чтобы решить эту задачу, оно транслирует полученный результат на уровень сознания.
Примечание 1
Способности сознания и подсознания, как и все другие возможности организма, у людей неодинаковы.
В обычной повседневной жизни важнее работа сознания, потому оно находится на сцене, тогда как подсознание - на заднем плане.
Разные роли этих ипостасей мозга обусловили и разные технологии обработки поступающей в него информации. В сознании более сложный (возможно, аналоговый) алгоритм при относительно невысокой скорости, а в подсознании менее сложный (цифровой) алгоритм при высокой скорости. Последнее объясняется громадным объёмом породы-информации.5
Примечание 2
Различия технологий обработки информации обуславливают и разный вид самого процесса. В сознании он явный, открытый, с уяснением каждого этапа, а в подсознании неявный, подспудный, видимым становится только результат, к тому же, лишь когда он окажется в сфере сознания.
Возможности подсознания количественно и качественно многократно превосходят возможности сознания.
Примечание 3
Наглядное представление о том, как работает подсознание, можно получить из рассказа Карела Чапека "Поэт". Это история о поэте, ставшем свидетелем, говоря современным языком, дорожно-транспортного происшествия, в котором автомобиль, сбив на перекрёстке женщину, скрылся. На расспросы полицейского комиссара о марке машины, её цвете и номере герой рассказа не смог сказать ничего вразумительного. Однако он вспомнил, что под впечатлением от увиденной трагедии написал стихотворение. Вот оно:
"Дома в строю темнели сквозь ажур,
Рассвет уже играл на мандолине.
Краснела дева. В дальний Сингапур
Вы уносились в гоночной машине.
Повержен в пыль надломленный тюльпан.
Умолкла страсть. Безволие... Забвенье.
О, шея лебедя! О грудь! О барабан!
И эти палочки - трагедии знаменье!".
При дальнейших расспросах поэт так объяснил свои ассоциации: в Сингапуре живут малайцы, у которых коричневый цвет кожи; на шею лебедя похожа цифра 2, на женскую грудь - цифра 3, а нижняя часть цифры 5 напоминает барабан, верхние же её штрихи - барабанные палочки. Полицейский комиссар оказался умным человеком, он не пренебрёг такими странными показаниями, и в результате виновника ДТП разыскали. Действительно, его автомобиль был коричневого цвета и имел номер 235.
Работа сознания и подсознания происходит независимо. Вместе с тем по ресурсообеспечению они не равноправны. Сознание имеет приоритет, который использует, находясь в активном состоянии (фактически всё время, кроме сна), задействуя общие обслуживающие структуры мозга и потребляя большую часть отводимой ему организмом энергии. Перетягивает одеяло на себя. Подсознание же сидит на голодном пайке. Однако сознание может изменить это положение "самопритушившись", переведя себя в неактивное "дефолтное" состояние (именно только себя как функцию, а не весь мозг по Вашему утверждению: см. второй фрагмент беседы - А.У.). Например, так, как делал Жванецкий, закрывавшийся в своём кабинете, чтобы изолироваться от всяких внешних помех (мы узнаём об этом из беседы - А.У.), или как Алёхин в вышеупомянутом фильме, использовавший специальные затычки для ушей во время домашних шахматных занятий.
Естественным "дефолтным" состоянием является сон, когда сознание отдыхает (находится в неактивном состоянии). Тогда ресурсы мозга поступают в распоряжение подсознания, т.е. создаются условия для его плодотворной работы. И если в нём накоплено достаточно информации, её переработка в этот момент может привести к "озарению" (см. сноску 7), "счастливой мысли", догадке, созданию литературного, музыкального и т.п. шедевра. Так что напрасно Менделеев обижался, когда говорили, будто Периодическая система химических элементов ему приснилась. Его многолетние размышления о периодичности свойств элементов были тем самым (и всего лишь) накоплением информации в подсознании, а "озарение" как переход количества в качество действительно было одномоментным, хотя пришедшим, может, и не во сне.
Искусственное "дефолтное" состояние ("самопритушение") сознания является в некотором смысле насильственным приёмом по отношению к подсознанию, лишающим его свободы. Сознание, освобождая сцену, принуждает подсознание к работе, причём жёстко назначая время сеанса и ограничивая его продолжительность. Торопит. Очередной монолог - если вернуться к Жванецкому - должен быть написан, хоть умри, к концерту, билеты на который уже проданы. Подсознание подчиняется (не всегда), но работает в этом случае нехотя, даже спустя рукава. Максимально оно раскрывает свои возможности лишь при абсолютной свободе от всякого присмотра со стороны сознания, когда последнее не самоограничивается, а вообще о нём не думает, словно его не существует. Вот тогда только случается "озарение" и совершается открытие, достойное Нобелевской премии, появляется Пятая симфония Бетховена, да, кстати, и лучшие остроты Жванецкого. В подсознании блюдо из исходной информации должно быть сварено до полной готовности и без применения принципа скороварки. Сознание же, находящееся в "дефолтном" состоянии, как раз его и использует, и потому вместо настоящего кушанья получается полуфабрикат, который, впрочем, тоже может быть съедобным, хотя, конечно, не деликатесным.
Но даже совершенно готовый продукт, произведённый подсознанием, непосредственно потребить нельзя, поскольку он имеет закодированный вид, как наиболее удобный при обработке. Лишь транслированный в сознание, он обретает пригодный для дальнейшего использования образный вид. Например, мысли и чувства облекаются в слова, краски и звуки. Подобно тому, как в компьютере цифровая информация, поступающая на дисплей, отображается в виде текста и картинки.
Доказательством реального существования изначально безобразного (ударение на втором слоге) вида произведённого в подсознании продукта (на примере мыслей) могут служить следующие рассуждения.
Что такое редактирование текста? Это не только устранение грамматических ошибок, но и подбор слов, замена некоторых из них другими, представляющимися более точными. Сделать же вывод о недостаточной точности ранее выбранного слова можно только путём сравнения выраженной с его помощью мысли с мыслью-первоисточником, не имеющей словесного выражения (иначе её слова и были бы использованы в тексте). Значит, в данном случае производится перевод с языка подсознания на язык сознания.
Примечание 4
Думаю, с музыкой и изобразительным искусством происходит то же самое. Сначала произведения создаются в закодированном виде в подсознании, а звуковое и зримое обличие обретают в сознании.
(Это ответ на вопрос ведущего:
Я ... могу понять творчество писателя, художника... Я не могу понять творчество композитора).
В качестве ещё одного доказательства осмелюсь привести известное из Евангелия чудесное явление сошествия на Апостолов Духа Святаго,6 когда они были наделены способностью говорить на "иных языках". На самом деле ученики Христа обрели при этом возможность бессловесной коммуникации. Только так можно объяснить следующее место из "Деяний":
"И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим [одновременно - А.У.] каждый собственное наречие, в котором родились?".
В действительности люди воспринимали передаваемые им Апостолами мысли не при помощи слов, произносимых голосом и улавливаемых слухом, а непосредственно в их (мыслей) первозданном бессловесном виде, усваиваемом мозгом человека любой национальности.
3
Ведущий: Интуиция... Что это такое? Как это работает?.. Можно ли это воспитать?
Вы: Я думаю, что нельзя... Если мне интуиция, один из этих двоих [см. первый фрагмент беседы - А.У.], говорит: "Не делай этого", и если я это сделаю, провал гарантирован, хотя все рациональные факты ... всё говорит о том, что это, это и это нужно сделать... Интуиция играет первую, главную роль, а разум потом подходит.
Оперируя понятием "интуиция",7 Вы ни разу не употребили понятие "подсознание", хотя судя по всему, интуиция есть одна из его возможностей.
Не подвергая сомнению корректность значения слова интуиция, приведённого в энциклопедии (см. сноску 7), позволю себе представить своё понимание этого реального явления, в котором нет не только ничего сверхъестественного, но даже, на мой взгляд, и не объяснимого с помощью имеющихся на сегодняшний день знаний.
Интуиция есть способность подсознания мозга воспринимать информацию, не фиксируемую сознанием, обрабатывать её (анализировать) и транслировать результат анализа в структуры сознания. Этот результат представляет собой прогноз и воплощается как предчувствие. Но такое происходит очень редко, и у меня нет предположений, почему.
Ведущий: Интуиция есть у всякого человека?
Вы: Думаю, что нет. Но доказать я этого не могу. Может, она в каком-то микроварианте и есть, и он сам этого не знает.
А я полагаю, у всякого, поскольку у всех людей есть подсознание. Только, как уже сказал выше, оно разное по мощности. Следовательно, и интуиция тоже у кого сильнее, у кого слабее. Но, мне кажется, её можно развивать. Вспомним "чуйку" опытных ментов-оперов из телесериалов. Не верю, что это всего лишь выдумка сценаристов.
4
Ещё одним феноменом, связанным с подсознанием, является творческое вдохновение.
"Вдохновение - особое состояние человека, которое характеризуется высокой производительностью, огромным подъёмом и концентрацией сил... Как эмоциональный концепт это состояние является типичной чертой и составным элементом творческой деятельности. Нередко оно воспринимается как явление, существующее отдельно от своего носителя, которое приходит ему извне. Как дар высших сил, его уникальность объясняет редкость и кратковременность вдохновения, которое недоступно простому смертному, за исключением избранных.
Основой возникновения данного состояния является доминирующий очаг возбуждения в коре головного мозга, который подавляет другие активные центры. Очаги возбуждения являются следствием как реакции на внешние раздражители. Чаще всего, таких очагов несколько, так как человек воспринимает много разных объектов.
Вдохновение - состояние наивысшего подъёма, когда познавательные и эмоциональные сферы человека соединены и направлены на решение творческой задачи. Человека в состоянии творческого вдохновения как бы несёт "поток", он не всё понимает в своих действиях, не всегда может сказать, сколько прошло времени (час, день, сутки). Нередко с пребыванием в состоянии творческого вдохновения связано и возникновение инсайтов (озарений).
Вдохновение также определяется как особое психическое состояние активизации всех эмоциональных и физических сил человека.
Состояние вдохновения возникает у человека, страстно и упорно стремящегося к творческому решению поставленной задачи.
Состояние вдохновения характеризуется лёгкостью движения мысли и образов, их ясностью и полнотой, глубокими переживаниями. На фоне состояния вдохновения все познавательные процессы протекают особенно продуктивно.
Вдохновение тесно связано с инсайтом, внезапным пониманием того, каким именно способом можно решить задачу или проблему. Данному состоянию, как правило, предшествует напряжённый поиск решения поставленной задачи. Пребывание в подобном состоянии может быть как кратковременным (минуты), так и протяжённым (несколько часов).8
Мои представления о вдохновении во многом совпадают с приведёнными. Но есть и некоторые особенности, связанные с его трактовкой как свойства подсознания. Надеюсь, они не станут здесь лишними.
Из данной характеристики вдохновения можно понять, что это состояние, когда осуществляется творческий акт. Неверно. К моменту прихода вдохновения он уже состоялся в подсознании, т.е. продукт изготовлен, хотя только в закодированном виде. Скажем, Пятая симфония создана, причём Бетховен никак не ощущал процесса сочинения. Музыка ему открылась, приняв образный вид, после передачи сочинённого из подсознания в сознание. Тогда она зазвучала и стало возможным записать её нотами. И именно тогда композитор переживал вдохновение.
Вдохновение - это процесс преобразования кодированного вида продукта подсознания в образный вид сознания. Он не занимает много времени, потому вдохновение не бывает длительным. Кроме того, созданный образ изначально эфемерен и может исчезнуть (угаснуть), если его каким-либо способом не зафиксировать (аналогично процедуре сохранения в компьютере), например, записать.9
А отсутствие вдохновения говорит об отсутствии в подсознании материала для работы или о неготовности продукта.
5
Нельзя обойти вниманием удивительную особенность восполнения организмом энергии, потраченной при работе подсознания (возможно, это касается только творческой работы). Если затраты от "сознательной" работы восполняются едой и отдыхом, в первую очередь сном, то расходы, понесённые "подсознательной" работой, для возмещения требуют странных средств: алкоголя, азартных игр, секса, включая извращённые формы. Не потому ли в среде творческих личностей больше, чем среди обычных людей, распространена тяга к этим сильным ощущениям? Слухов о таких личностях из мира искусства достаточно.
Примечание 5
Говорят, Достоевский писал некоторые свои романы очень быстро, чтобы, получив гонорар, расплатиться с долгами, образовавшимися из-за страсти к игре в рулетку. А может, наоборот, он мог писать, только взбодрённый игрой?
Однажды - это было в тот период, когда Белла Ахмадулина сильно злоупотребляла алкоголем,- кто-то из близких ей людей, имевший право говорить с ней откровенно, спросил, почему она не прекратит пить. Та ответила, что пробовала, но как только бросает пить, то перестаёт и писать стихи.10
О деятелях науки подобных слухов меньше. Но, думаю, не потому, что моё предположение не действительно для мира учёных. Просто обыкновенный обыватель, который и распространяет слухи, мало интересуется этим миром.
Примечание 6
Вместе с тем могу привести один пример. В далёкие советские времена у нас, тогда в Куйбышеве, поговаривали, будто была разоблачена группа вузовских профессоров, уже пожилых людей, устраивавших на квартире одного из них сеансы стриптиза в исполнении студенток.
6
Вы[по памяти приводите цитату из книги Сеченова]:
"Мозгу всё равно... он имеет дело с реальным миром..., с тем, что он вспоминает, или с тем, что он придумывает".
В доказательство данного утверждения Вы ссылаетесь на идентичность результатов томографии мозга человека, осуществляющего какое-нибудь действие и лишь представляющего его.
Такое доказательство некорректно. Одинаковы только конечные состояния мозга (и соответствующие снимки томографа). Предшествующие же его состояния во время реального и представляемого действий, безусловно, разные. Например, движения тела происходят по командам мозга, которые отсутствуют при воображаемых движениях. Что и покажут снимки, сделанные в указанные промежутки времени (правда, я не представляю, как можно снять томограмму движущегося человека, допустим, теннисиста, на пример которого Вы сослались).
7
У меня нет иллюзий, что вышесказанное - откровение или хотя бы открытие. В умных книгах наверняка всё есть. Но тогда почему Вы об этом даже не заикнулись? Так что моя неудовлетворённость, с заявления о которой я начал своё письмо, объяснимо.
Или, может, Вы считаете, что обычные люди просто не поймут сложные материи? Тогда Вы неправы. Всё зависит от того, как объяснять.
________________
1 В данном случае я употребил это слово в предположении, что граждан одной страны можно называть соседями, как, например, жителей многоквартирного дома, даже живущих не на одной лестничной площадке - А.У.
2 Татьяна Владимировна Черниговская - советская и российская учёная в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Доктор биологических наук, доктор филологических наук, член-корреспондент РАО. Заслуженный деятель высшего образования и Заслуженный деятель науки РФ. Профессор кафедры общего языкознания СПбГУ, заведующая лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ (см. "Черниговская, Татьяна Владимировна - Википедия")
5 Как тут не вспомнить Маяковского ("Разговор с фининспектором о поэзии"):
"Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды".
6 См. Библия, Новый Завет, Деяния святых Апостолов, 2, 1-8
7 Интуиция - способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения без обоснования с помощью доказательства; субъективная способность выходить за пределы опыта путём мысленного схватывания ("озарения") или обобщения в образной форме непознанных связей, закономерностей (см. "Краткую Российскую энциклопедию")