Герой этого сочинения Артём Оганов - один из самых талантливых современных российских учёных.1 Он "вырос в Москве, где окончил школу с золотой медалью, а в 1997 году - с отличием геологический факультет МГУ по специальности "кристаллография и кристаллохимия".2
"По окончании ВУЗа молодой аспирант получил президентскую стипендию в размере 24 тыс. долларов на учебу в престижном Лондонском университете".3
Выступая в программе "Линия жизни" телеканала "Россия-Культура" (выпуск от 8 февраля 2020 года), Оганов рассказал о себе и ответил на вопросы собравшихся в студии.
Далее - несколько цитат из его выступления с моими комментариями.
"...Я уехал за границу в конце 1998 года, когда ... перспектив занятия наукой в России, казалось, что нет никаких. Кроме того, не было никаких возможностей выжить. Доктора наук тогда торговали стиральным порошком или помидорами в переходах. Я считал тогда, в конце 90-х годов, что Россия как страна либо умерла, либо вот-вот умрёт. Присутствовать на похоронах дело не самое благодарное, если хоронят тебя.
...Получил стипендию Президента для обучения за рубежом. Эта стипендия давала мне возможность стажироваться там год, и если я хочу, вернуться, если не хочу, остаться там навсегда".
Уехать, бросив умирающую Родину-мать ради возможности заниматься наукой за границей, - это круто, выражаясь на современном молодёжном сленге. А не постесняться взять деньги на учёбу из почти пустой тогда казны - круто вдвойне.
Но Россия не умерла, вот только к выздоровлению нашего Отечества её талантливый сын Артём Оганов отношения не имеет. Страну выходили другие дети - верные и преданные, среди которых были и таланты не меньше.
В нарисованной фигурантом картине российской жизни конца 90-х годов отсутствует важная деталь, о которой он не может не знать. В это время имели место трудности с призывом в армию. Не все призывники являлись по повесткам в военкоматы, и таких приходилось чуть ли не отлавливать с помощью милиции.4 Призыву подлежали ребята соответствующего возраста, не имевшие права на отсрочку, в том числе окончившие институты и университеты. При этом выпускники ВУЗов, в которых не было военных кафедр, призывались рядовыми, а выпускники учебных заведений, где такие кафедры имелись, призывались лейтенантами.5 Стало быть, в 1998 году, т.е. на пороге 2-й чеченской войны,6 Оганов попадал в категорию призывников. Он мог получить ещё одну отсрочку как аспирант, однако только на время учёбы плюс ещё один год на защиту диссертации. Я не утверждаю, будто он уехал за границу, спасаясь от призыва в армию, но то, что он, уехав, а затем, не вернувшись домой после года учёбы, избежал службы, это факт.
"...Социальный дарвинизм,7 в то время это была моя философия жизни. К счастью, я от неё избавился. Я понял, что в этом много несправедливости. Но тогда я думал... кого-то на дно жизнь опускает, кого-то вверх возносит. Те, кто трудолюбив, идут наверх, те, кто ленив, идут вниз. В этой философии много лукавства, это лживая философия".
Не совсем так. Открытые Дарвиным борьба за существование8 и естественный отбор9 присущи всему живому. Но в человеческом обществе им противостоят законы и мораль. В своё время я написал по поводу приложения идей Дарвина к жизни общества: "...в живой природе постоянно идёт борьба за существование. Её следствием является естественный отбор. В жизни человеческого общества законы и мораль ограничивают роль этих процессов. Устранив или ослабив ограничения, можно "развязать им руки", и они тут же начнут свою страшную селекционную работу".
Однако "наиболее приспособленные" (см. сноски 8,9) ч е л о в е ч е с к и е о с о б и, играющие главные роли в обществе, увидев в борьбе за существование выгоды для себя, используют её "цивилизованные" формы, такие, как, например, конкуренция. Поэтому, если в ходе "честного" состязания ваш соперник, скажем, в бизнесе, раздел вас догола и пустил по миру, винить в случившемся, кроме самого себя, вам некого. Как в боксе: пропущенный удар в голову, сделавший человека овощем или даже отправивший на тот свет, убийством не считается.
Мне кажется, увлечение Оганова социальным дарвинизмом в ответственный период жизни не случайно. Молодому человеку из интеллигентной семьи, чуть ли не с младенчества начавшему читать серьёзные книги и, безусловно, знавшему "что такое хорошо и что такое плохо",требовалось оправдать своё решение "свалить" за границу в трудное для его Родины время. Самоувериться, что не предаёт её. Талант как аргумент подходил для этого лучше всего. Ведь понятно же, кого он имел в виду, говоря о жизненном лифте (см. цитату выше): жизнь возносит вверх одарённых, а опускает на дно бездарных. Дополнительный довод о трудолюбии и лени - фиговый листок. По-настоящему большого успеха - именно такого хотелось нашему герою - одним трудолюбием не добьёшься. Здесь нужен и н т е р е с к делу, которым занимаешься. Даже, пожалуй, увлечённость и страсть. Если они есть, о трудолюбии речь вообще не зайдёт.
Примечание 1
К слову сказать, именно интерес не в последнюю очередь заставлял работать с полной отдачей учёных и инженеров бериевских "шарашек".10
Это трагедия талантливых людей. Сознавая свою уникальность, им нужно выбирать между служением таланту и поступком по совести. К сожалению, здесь не помогут даже христианские установки.
Примечание 2
Христианство, характеризуя совесть и талант как великие ценности, почему-то не задалось вопросом, что же из них следует выбрать, если жизнь поставила человека перед таким выбором.
Ориген дал точные разъяснения относительно понятия "совесть" как особого фундаментального сознания и определил совесть как некий внутренний очаг, излучающий свет на всю нравственную и религиозную жизнь человека, живущего верой во Христа и пребывающего в благодати Святого Духа.
Блаженный Иероним описывает совесть как внутренний свет и как высший ум, который судит, что добро и что зло.
Блаженный Августин подчеркивает фундаментальный характер совести и говорит, что человек -- это его совесть, ибо она есть центр внутренней жизни человека и даже бездна, в которой обитает Бог.
Климент Александрийский считает необходимым в своем известном сочинении "Строматы" указать на совесть как на основание правильной жизни, поскольку совесть является средством для безошибочного выбора добра.
Святитель Григории Богослов говорит, что, всматриваясь в свою совесть, можно идти прямым путем.
Святой Григорий Нисский отмечает, что чистая совесть не вызывает страха за будущую участь после смерти.
Святитель Иоанн Златоуст обличения совести называет неким священным якорем, не допускающим человека совершенно погрузиться в бездну греха. Он говорит, что ничто так не радует человека, как чистая совесть.
Преподобный Нил Синайский в своих наставлениях учит тому, чтобы человек в качестве светильника при рассмотрении своих поступков употреблял совесть".
А вот, что христианство говорит о таланте:12
"Талант - дар Господень. Все, что люди привыкли называть своим: здоровье и силы телесные, богатство и житейская смекалка, умелые руки мастера, глубокий ум ученого, чувство красоты у художника - все это не наше, а Божие. Эти дарования даются людям не просто так, но чтобы каждый в меру сил приумножал их ревностным служением Всевышнему и ближним. И в урочный час Правосудный Господь строго спросит каждого: на добро или на зло использовал ты вверенные тебе таланты?
Выражение "зарыть талант в землю" -- прямая цитата из притчи Христа о трех слугах, каждому из которых хозяин вручил определенное количество серебра, измеряемое в талантах. Двое слуг свои таланты преумножили, а третий зарыл в землю -- и был наказан за это.
Вывод напрашивается сам собой: христианство считает пренебрежение талантами - грехом, а максимальную самореализацию талантливого человека в избранной им сфере деятельности - добродетелью. Значит, совершенствовать свой талант можно, нужно и должно именно потому, что это угодно Богу".
Как видим, по христианским представлениям, совесть является важнейшим предметом жизни человека, обеспечивающим её правильный ход, а талант - даром, которым нельзя пренебрегать, напротив, им надлежит правильно распорядиться. И совесть надо слушать, и талант в землю не зарывать. Однако случай с Огановым показывает, что не всегда это можно совместить. Вдобавок человек вынужден делать выбор с а м, без чьей-либо помощи. Не знаю, были ли люди, которые в такой ситуации предпочли поступить по совести, а вот приносили её в жертву таланту многие.
________________________
1 Артём Ромаевич Оганов (род. 3 марта 1975) - российский кристаллограф-теоретик, минералог, химик, педагог, профессор РАН (см. "Оганов, Артём Ромаевич - Википедия")
2 См. там же
3 См. "Артём Оганов: биография, творчество, карьера, личная..."
4 В то время органы внутренних дел ещё назывались по-советски - милицией. Полицией они стали при Президенте Медведеве в 2011 году - А.У.
5 Такой контингент подлежал призыву до 45 лет - А.У.
6 Вторая Чеченская война ... началась 7 августа 1999 года ... официально завершилась ... 16 апреля 2009 года (см. "Вторая чеченская война - Википедия")
7 Социальный дарвинизм (социал-дарвинизм) - совокупность псевдонаучных теорий и общественных практик, биологизаторское течение и идеологическое движение в общественной мысли конца XIX начала XX века, которое объясняло устройство и развитие общества преимущественно действием законов живой природы и предполагало применение биологических концепций естественного отбора и выживания наиболее приспособленных к социологии, экономике и политике (см. "Социальный дарвинизм - Википедия")
8 Борьба за существование (в биологии) - одно из основных понятий в теории эволюции Ч. Дарвина которое он употреблял для обозначения отношений между организмами..., приводящих к гибели менее приспособленных и выживанию наиболее приспособленных особей, т.е. к естественному отбору (см. "Краткую Российскую энциклопедию")
9 Естественный отбор - процесс выживания и воспроизведения организмов, наиболее приспособленных к условиям среды, и гибели в ходе эволюции неприспособленных (см. там же)
10 Шарашка - разговорное название НИИ и КБ тюремного типа, подчинённых НКВД/МВД СССР, в которых работали осуждённые учёные, инженеры и техники (см. "Шарашка - Википедия")
Берия - советский государственный и партийный деятель (см. "Берия, Лаврентий Павлович - Википедия")
11 См. "Святоотеческое понимание совести.|Храм всех святых"
12 См. "О талантах человека|Приход храма святых праведных..."