Урицкий Никита Алексеевич : другие произведения.

Влияние Крестовых походов на Палестину

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 5.19*6  Ваша оценка:


   Урицкий Никита

Влияние Крестовых походов на Палестину

Введение

   Конечно же, ни для кого не секрет, что Крестовые походы XI - XIII веков являются одной из самых ярких страниц истории Средневековья. Также каждый здравомыслящий человек может сделать выводы о том, что такое заметное событие не могло не отразиться на столкнувшихся в войне сторонах. Некоторые историки считают, что Крестовые походы никак не повлияли ни на Запад, ни на Восток. Некоторые же историки, наоборот считают, что Крестовые походы оказали огромное влияние, изменив и жизнь рыцарей, и жизнь крестьян, изменив вообще всю Европу, практически при этом не затронув Восток.
   Предметом нашей работы, как можно догадаться из названия, являются Крестовые походы западноевропейских рыцарей в Палестину в XI - XIII веков, а точнее их влияние на жизнь, внутри- и внешнеполитические отношения в Палестине, а также в остальных землях, захваченных крестоносцами.
   Целью данной работы является доказательство того, что такое влияния было и выявление того, как и в чем оно выражалось.
   Работа хронологически ограничена с одной стороны - началом Крестовых походов, то есть концом XI века, точнее 1096 годом, а с другой стороны - 1270 годом, смертью Людовика Святого в Египте. Географические рамки: отчасти Западная и Центральная Европа, Малая Азия, Палестина.
   Наша работа состоит из 3 глав, введения и заключения. В первой главе говорится о причинах Крестовых походов, она является как бы предварительной. Вторая глава посвящена очень важной теме - понятию священной войны и на Востоке, и на Западе, а также изменению этого понятия в результате Крестовых походов. Третья глава - о влиянии Крестовых походов на жизнь Палестины.
   Источники
   Источников по Крестовым походам мы находим довольно много. Это и европейские хроники, и свидетельства очевидцев и участников событий, и сочинения арабских авторов.
   Итак, произведения христианских авторов. Естественно, христиане, описывая Крестовые походы, в высокой степени необъективны (то же самое, на самом деле, можно сказать о сочинениях арабов) из-за своей приверженности к собственной религии и ненависти к иноверцам. В основном сочинения христиан представляют собой свидетельства рыцарей участвовавших в Крестовых походах. Их было довольно много, но все-таки следует назвать основные.
   Самым интересным для нас сочинением того времени является книга архиепископа Вильгельма (Гильома) Тирского "История деяний за морем", написанная им в Святой земле между 1170 и 1174 годами. Этот труд превосходит все современные ему сочинения и является основным источником по истории Крестовых походов и латинских королевств в Палестине. Интересно, что он в высшей мере объективен (насколько это вообще возможно для христианина, пишущего о войне с мусульманами). Также он составил "Историю деяний царей Востока", но она, к величайшему сожалению историков, была утеряна.
   Интересны сочинения Жоффруа де Виллардуэна, одного из предводителей четвертого похода. Он пишет о взятии Константинополя крестоносцами и о том, как они поделили между собой Византийскую империю. Виллардуэн во многом необъективен, для него византийцы - еретики, с которыми, как он считает, должно быть покончено. И это притом, что две христианские церкви никогда не признавали друг друга еретическими, так как обе обладали апостольским преемством.
   О поздних походах нам дает представление Жуанвиль, приближенный Людовика IX Святого, писавший о седьмом и восьмом походах. В его сочинении мало примечательного, разве что его возможность описать не только сам поход, но и короля, его возглавлявшего.
   Особенно много свидетельств мы находим о первом походе. О нем писали многие - и множество анонимных хронистов, и Фульхерий Шартрский, капеллан Балдуина I. Также мы использовали некоторые фрагменты сочинения Анны Комниной (дочери византийского императора Алексея Комнина) под названием "Алексиада". Часть его посвящена приходу крестоносного войска в Константинополь, его остановку там и продвижение дальше - на Восток. "Алексиада" очень живо представляет нам предрассудки греков в отношении католиков. Для Анны они все - варвары, всех их она называет кельтами (хотя они были потомками древних германцев, имевших к кельтам очень мало отношения). Она считает, что они все решили переселиться на Восток, что звучит немного странно. Но в общем сочинение Анны Комниной дает нам некоторое представление о пути крестоносцев в Палестину.
   Если же говорить об арабах, то их книги являют собой в основном рассказы о собственной жизни или путешествии, где описаны все события. Примером этого может послужить "Книга назидания" Усамы ибн Мункыза, жившего во времена Крестовых походов, участвовавшего в битвах и т.д. Он рассказывает просто о своей жизни и занимательных случаях из нее. Это дает нам возможность понять, какова была цивилизация мусульман в то время. Некоторые сведения мы можем получить из рассказа о поездке в Иерусалимское королевство арабского путешественника Ибн Джубайра.
   Литература
   Проблема, поставленная нами, видимо не очень популярна среди историков. Конечно, некоторые из них посвящают ей своей книги, но большинство из них, когда пишет книгу о Крестовых походах включает главу о влиянии и значении Крестовых походов в заключение.
   Интересна позиция Г. Мишо, считающего, что влияние походов на Восток было не очень велико, если вообще не отсутствовало, а влияние на Европу, особенно на Францию, напротив, очень сильным и важным для всей ее истории. По его мнению Крестовые походы принесли в Европу (а особенно во Францию) множество технических новшеств, предопределили централизацию Французского королевства и чуть ли не Столетнюю войну.
   Заборов же, в своей книге "Папство и Крестовые походы" говорит о том, что Крестовые походы не могли принести ничего хорошего, потому как были военной агрессией Запада против Востока, имевшей только корыстные цели. По его мнению единственное следствие походов - разруха и экономический упадок Малой Азии и Палестины. Мы позволим себе поспорить и с Мишо, и с Заборовым, наша точка на эту проблему будет высказана ниже.
   Очень интересна работа арабского историка Амина Маалуфа (Amin Maalouf), оценившего Крестовые походы с точки зрения мусульман. Книга описывает отношение арабов к тому, что земли, которые они населяли уже несколько веков, были захвачены "неверными". Он говорит о том, как изменилось понятие джихада с приходом крестоносцев в Палестину, о борьбе против них.
   Книга французского историка Режина Перну "Крестоносцы" посвящена в основном описанию того, как было организовано завоевание, тех, кто в нем участвовал. Он довольно много пишет о латинских королевствах, об их устройстве и жизни в них.
   Статья австралийца Сондерса (Saunders) под названием "Идея священной войны" интересна пониманием того, как развивалось это понятие у христиан, и какое значение в этом имели Крестовые походы.
   Мерон Бенвениести (Meron Benveniesti) из Израиля пишет о том, как крестоносцы жили в Святой земле, и в принципе его сочинение пересекается с книгой Перну.

Глава I. Причины Крестовых походов

   Говоря о влиянии Крестовых походов просто необходимо сказать о том, что подвигло огромные толпы людей (по подсчетам некоторых историков количество людей, принимавших участие в крестовых походах достигало чуть ли не 100 000) бросить все и двинуться войной на мусульман в Святой земле. Совершенно понятно, что участниками этих походов преследовали не только корыстные цели, как считают советские историки, но, конечно же, и не только религиозные.
   Говоря о религиозных причинах Крестовых походах следует, в первую очередь сказать об идеологии священной войны, возникающей у христиан как раз в XI веке. Изначально Христианство было полностью мирной религией и в сообщества ранних христиан на первых порах не принимали людей, служивших в римской армии. Позже христианин, убивший человека на войне на некоторое время (обычно на три года) лишался общества своих единоверцев. Но постепенно война входила в жизнь людей и становилась делом даже не просто не греховным, но и благородным, делом во имя Бога. Как раз в IX - X веках Карла Великого начинают воспринимать как идеального христианского государя и тут же появляются легенды, повествующие о его борьбе с сарацинами (см. например "Песнь о Роланде"). Можно также сказать, что идеология войны во имя Христа появилась с приходом в Европу германцев и принятием ими христианства. "Племя кельтов - вообще, как можно догадаться, очень горячее и быстрое - становится совершенно необузданным, когда к чему-то стремится". Германцы, в отличие от образованных греков и римлян, были людьми, всю жизнь проводившими в войнах, которые, следовательно, были их привычным занятием. И вполне естественно, что они, как неофиты в религии готовы сделать все самое лучшее для нее, а лучшее в их понимании - война во имя своего Бога, которая не замедлила начаться, как только появился для нее повод. Из всего этого ясно, что призыв подниматься и идти на борьбу с "язычниками", как называли тогда мусульман, на отвоевание Святой земли, Иерусалима и Гроба Господня, нашел поддержку в широких слоях населения Европы.
   Следующая религиозная причина Крестовых походов - конечно же приход в Малую Азию турков-сельджуков в X - XI веках. Они приняли Ислам, но в отличие от арабов, веротерпимых к "Народам Книги" - иудеям и христианам, притесняли и евреев, живших в Святой земле, и христианских паломников. Они захватили и территории Халифата, и Малую Азию, принадлежавшую Византийской Империи. Ситуация была невыносимой и императору Алексею I Комнину пришлось обратится к папе Урбану II за помощью. Папа естественно с радостью согласился. Для него это было поводом подчинить Восточную церковь себе. Раскол церкви произошел всего за 40 лет до описываемых нами событий, в 1054 году, а следовательно Урбан II имел шанс помирить схизматиков, объединяя церковь. "Именно необходимо, - говорил он на Соборе 1095 году в Клермоне - чтобы вы как можно быстрее поспешили на выручку ваших братьев, проживающих на Востоке, о чем они уже не раз просили вас. Ибо в пределы Романии вторглось и обрушилось на них, о чем большинству из вас уже сказано, персидское племя турок, которые добрались до Средиземного моря, именно до того места, что зовется рукавом Св. Георгия. Занимая все больше и больше христианских земель, они семикратно одолевали христиан в сражениях, многих поубивали и позабирали в полон, разрушили церкви, опустошили царство Богово. И если будете долго пребывать в бездействии, верным придется пострадать еще более".
   Следует сказать, что в добавок ко всему вышесказанному некоторые теологи ожидали Второе пришествие именно в 1100 году и вполне естественным было стремление основать в Святой земле королевство с центром в городе Иисуса - Иерусалиме, чтобы по его пришествию власть его была подготовлена. В этом отношении интересен тот факт, что первый правитель Иерусалима, Готфрид Булонский, отказался принять корону, сказав что он всего лишь наместник Христа, который и будет настоящим королем.
   Теперь пришла пора сказать о нерелигиозных причинах Крестовых походов. К 1000 году население Европы заметно увеличилось, на всех не хватало земли и места в городах, поэтому многие европейцы были рады отправиться на завоевание земель, где они смогли бы после этого жить. Это - демографическая причина походов, которая связана с другой причиной - экономической. Младшие сыновья баронов, у которых было слишком мало шансов получить наследство, видели в Крестовых походах возможность получить новые земли и жить на них в достатке. И простой люд, и рыцари, и даже бароны также понимали, что захватывая богатые мусульманские города в Малой Азии и в Святой земле, они получают богатейшую добычу, грабя дома, общественные здания и мечети.
   Конечно же это не все причины Крестовых походов, мы назвали только основные и самые важные, но каждому ясно, что у такого большого события не может быть только несколько определенных причин.

Глава II. Влияние Крестовых походов на идеологию священной войны у христиан и мусульман

   Изменение понятия джихада у мусульман
   Говоря о влиянии Крестовых походов на две цивилизации невозможно не сказать о том, как они изменили понятие войны и убийства во имя Бога, будь то Аллах или Христос.
   "Of the great world-religions, Islam is the only one which was born militant. ...... The aim of the jihad, or holy war, was to enlarge the domain of Islam until the entire globe had been subdued, but this did not imply forcible conversion: on the contrary, the Peoples of the Book (that is, nations with holy scriptures of their own) were to be assured of freedom of worship, and thus under Caliphs, Christians and Jews all enjoyed toleration". Все это продолжалось примерно до X века, когда на территорию Малой Азии, Ближнего Востока и еще некоторых частей мусульманского мира вторглись турки-сельджуки, быстро перенявшие у арабов ислам, но сами этих же арабов и завоевавшие. Сельджуки, как и все новообращенные были ярыми защитниками своей веры и в результате понятие джихада превратилось для них в войну, направленную на уничтожение или подчинение всех неверных, будь то язычники или Народы Книги. Как следствие, паломничество в Святую землю для христиан стало затруднено, так как участились случаи ограблений и убийств. После захвата Святой земли крестоносцами антихристианские настроения в мусульманском мире только набирали силу. "With it the spirit of holy war (jihad) shifted to the Moslem camp. It sparked a dormant pan-Islamic spirit, which materialized in counter-crusades that continued until the last Crusader was thrown out of the land". В конце концов это закончилось тем, что Саладин выбил христиан из Палестины, мотивируя это даже не отвоеванием древних территорий, но джихадом против неверных. Даже сельджуки, не очень веротерпимые по отношению к христианам не объявляли джихада "франкам" так, как это сделал Саладин. То есть можно сказать, что защита своей земли превратилась в священную войну.
   Понятие священной войны у христиан и распространение крестоносного движения по Европе.
   Понятие священной войны у христиан ко времени первого похода, как уже сказано в предыдущей главе, присутствовало, и более того, такая война считалась благородным делом, приближающим человека к спасению ("Если кто, отправившись туда, окончит свое житие, пораженный смертью, будь то на сухом пути, или на море, или в сражении против язычников, отныне да отпускаются ему грехи. Я обещаю это тем, кто пойдет в поход, ибо наделен такой властью самим Господом" - говорил папа Урбан II на соборе в Клермоне). Крестовые походы в Палестину привели к тому, что крестоносное движение поднялось по всей Европе, плюс ко всему во времена первых походов образовались три сильнейших духовно-рыцарских ордена: Св. Иоанна (госпитальеры), Храма (тамплиеры) и Тевтонский, которые долгие века после этого боролись во имя Бога. Крестовые походы привели к усилению реконкисты в Испании, к тому же в ней участвовали ордена, появившиеся в Святой земле. Крестоносное движение существовало и в других частях Европы. Тевтонцы, объединенные с Орденом меченосцев полностью уничтожили пруссов, и долгое время продолжали войны с Литвой и Русью. Священной войной назвали даже четвертый Крестовый поход, направленный в общем не против мусульман, а против византийцев-христиан, а захват Константинополя в 1204 г. рассматривался чуть ли не как великий подвиг во имя Христа.
   Но чем дальше, тем больше крестоносное движение приходило в упадок - все меньше людей откликались на проповеди, все меньше рыцарей стремились в Святую землю на завоевание Гроба Господня. Последние - седьмой и восьмой походы (1248 - 1254, 1269 - 1270 годы соответственно), возглавляемые Людовиком IX Святым были слишком малочисленны и потерпели неудачу. Смертью Людовика Святого в Тунисе от чумы заканчивается двухвековая история Крестовых походов в Палестину.

Глава III. Влияние походов на жизнь Палестины

   Мусульмане в Святой земле
   Говоря о влиянии крестовых походов на жизнь Востока мы в первую очередь, естественно, говорим о влиянии на жизнь той части мусульманского мира, которая оказалась под властью крестоносцев, то есть о Святой земле и возникшем там Иерусалимском королевстве. Строго говоря и влияние на цивилизацию Запада мы будем рассматривать также в основном в рамках латинских королевств в Палестине.
   Интересен факт, что крестоносцы, пришедшие в Палестину и разграбившие ее, на самом деле не очень сильно притесняли мусульман, оказавшихся у них в подчинении. В принципе, уклад жизни местного населения остался прежним, сменились только те, кому это население платило налоги. На самом деле, как ни странно это звучит, мусульмане в экономическом отношении жили даже лучше христиан, вынужденных платит кроме общих налогов еще и церковную десятину. Даже ярый поборник Ислама и противник франков арабский путешественник Ибн Джубайр в 1184 году подметил хорошее состояние мусульман в рассказе о своем путешествии в Палестину: "Мы двинулись из Тибнина по дороге, вдоль которой тянулись фермы, где живут мусульмане, пребывающие в великом благополучии под франками - да сохранит нас Аллах от подобного искушения! Условия, навязанные им, заключаются в уступке половины посева в период жатвы, выплата поголовного налога в один динар и семь кират, и вдобавок легкий налог на фруктовые деревья. Мусульмане являются владельцами своих домов и управляют собой как сами разумеют. Таково устройство ферм и поселений, где они обитают на франкской земле. Сердца многих мусульман исполняются соблазна осесть там, когда они видят положение своих собратьев в областях, управляемых мусульманами, ибо состояние тех весьма далеко от процветающего. К несчастью для мусульман, в странах, где правят их единоверцы, они всегда жалуются на несправедливость своих владык, но зато хвалят поведение франков, правосудием которых могут только гордиться". Это сообщение свидетельствует о том, что новые хозяева земли никоим образом не притесняли живших на ней мусульман. Их часто даже назначали на довольно значительные должности. Тот же Ибн Джубайр пишет: "Мы остановились в пригороде Акры. Управитель, ответственный за надзор, оказался мусульманином; он был назначен франками и приставлен управлять земледельцами, жившими в этом месте". Некоторые сарацины даже становились приближенными баронов. Камерарием короля Балдуина I был сарацин, принявший Христианство. "Он был сарацином, но некогда, стремясь к благому делу, испросил крещения, причем, казалось, так истово, что сам король снизошел до него: он приказал крестить его, сам держал над купелью, и дал ему свое имя; затем же он принял его в свой дом". И этот сарацин стал одним из ближайших людей короля.
   Понятно, что положение местного населения отнюдь не было бедственным, как считают некоторые советские историки, как например М.А. Заборов, пишущий, что крестоносцы были безжалостными эксплуататорами, грабящими и убивающими мусульманское население Палестины. Следовательно мы не можем говорить о неравных правах мусульман и христиан. Неравенства не могло быть по одной причине: в Иерусалимском королевстве каждого судили по тем законам, по которым он жил. То есть спор между баронами решался с помощью ассиз (своего рода феодальных законов в латинских королевствах), а спор между мусульманами - с помощью Шариатского права и мусульманских судей - кади. Каждый народ жил по своим законам и неравенство здесь могло быть только в одном случае - в случае отношений мусульман с христианами, но и тут случаи притеснения местного населения были редки. Как мы уже видели, налоги не были слишком тяжелыми и мусульмане жили даже лучше, чем при власти своих единоверцев.
   Христиане в латинских королевствах
   Европейцы, осевшие в Палестине после Крестовых походов постепенно переставали быть европейцами. Они и сами понимали это. "Люди с Запада, мы превратились в жителей Востока. Вчерашний итальянец иль француз стал галилеянином или палестинцем. Житель Реймса или Шартра теперь обратился в сирийца или антиохийца. Мы позабыли свою родную страну. Здесь же один владеет домом и слугами с такой уверенностью, как будто это его наследственное право с незапамятных времен. Другой берет в жены сирийку, армянку, или даже крещеную сарацинку. Третий живет в семье местных. Мы все говорим на нескольких языках этой земли" - пишет Фульхерий Шартрский, хронист и капеллан Балдуина I в первом походе. Из этого примера понятно, что крестоносцы не были склонны чувствовать себя чужими в захваченной ими местности. Наоборот, они старались как можно больше приблизиться к местному населению, принимая часть его культуры, а тем более быта. Вполне естественно, что живя в какой-либо стране человек принимает условия жизни этой страны - ест то же, что и ее исконные жители, похоже одевается и так далее. Это было заметно по крестоносцам, которые никогда не брезговали арабской пищей. Что уж говорить о том, что только побывав в Святой земле, европейцы узнали что такое белье. Также вполне естественно, что те из них, что впоследствии вернулись домой не хотели жить в холодных пустых замках и обустраивали их роскошно - на восточный манер. Да и мыться часто крестоносцы научились в Палестине.
   Неправы историки, считающие, что крестоносцы не могли перенять арабской культуры и мотивирующие это тем, что Крестовые походы - это война, а война - разрушение, следовательно никакого восприятия культуры и науки быть не может. Они видимо забывают о том, что больше было мирных лет за время существования Иерусалимского королевства, чем лет войны. В эти то мирные годы и узнали европейцы Аристотеля и других античных гениев, правда только в арабских переводах. Те историки, которые говорят, что крестоносцы не могли перенять часть культуры потому что все были необразованными рыцарями также ошибаются. Среди принявших крест были и монахи, и священники, и даже более серьезные церковные чины. Европейцы не гнушались и арабской медицины, считая ее намного лучше своей. Это даже привело к тому, что она стала престижной и модной.
   Крестовые походы позволили венецианцам и генуэзцам развить торговлю с арабским миром, а через него - с Индией и с Китаем. Среди европейских баронов стало модным покупать шелка, дамасскую сталь, специи из Индии, арабских коней - все это были предметы престижа, признаки принадлежности к высшему обществу не только в среде всех европейцев, но и в среде благородных.
   Мы видим, что жизнь христиан также подверглась довольно серьезным изменениям в результате Крестовых походов, и даже те из них, кто впоследствии вернулся домой, до конца жизни сохранили привычки и знания, полученные в Святой земле.
   Влияние походов на экономику Палестины
   Естественно, война привела экономику в упадок: поля были выжжены или вытоптаны, деревни разрушены, города разграблены, а скот был уведен на прокорм армий. "Крестоносцы рассеялись по всему городу, хватая золото и серебро, коней и мулов, забирая [себе] дома, полные всякого добра. [Потом], радуясь и плача от безмерной радости, пришли поклониться гробу Спасителя Иисуса и вернуть ему свой долг" - пишет анонимный хронист о взятии Иерусалима. Крестоносцы устроили в городе настоящую резню, тот же хронист пишет о том, как рыцарь Летольд первым из крестоносцев взобрался на стену: "Едва только он оказался наверху, как все защитники города побежали прочь от стен, через город, а наши пустились следом за ними, убивали и обезглавливали их, [преследуя] вплоть до Соломонова храма, а здесь уж была такая бойня, что наши стояли по лодыжки в крови". Эти примеры дают понять, как была разграблена Палестина, ведь каждый город брали примерно также, как Иерусалим. Но страна довольно быстро оправилась - как мы уже говорили, крестоносцы создали вполне благоприятные условия для большинства местного населения, мусульман, к тому же разрушенные города были восстановлены - европейцам самим предстояло в них жить, богатства не были вывезены, а так и остались в Святой земле вместе со своими новыми хозяевами. Крестоносцы надежно защитили дороги огромными замками, строительство которых давало множество рабочих мест для населения стран, завоеванных крестоносцами. К тому же, как уже было сказано, местные жители мирно существовали бок о бок с новыми хозяевами (тем более, что небольшая часть этих местных жителей была христианами).
   Купцы из Италии везли в Святую землю основные товары с Запада - ткани, шерсть. Оттуда они увозили то, что привозили караваны из глубины Азии - китайский шелк, дамасскую сталь, ковры, благовония, и, конечно же специи из Индии. Палестина в XII - XIII веках стала центром торговли Европы с Западом, что, естественно, приносило ей большую прибыль. Во многих городах целые районы были занимаемы купцами, караваны из глубины материка подходили постоянно и вполне понятно, что при таких условиях край богател. Многочисленные пошлины и плата на таможне приносили большую часть денег, поступавших в казну короля или его вассалов. Деньги шли на строительство церквей и крепостных стен, на воздвижение монументальных замков, таких как Маргат или знаменитейший Крак де Шевалье.
   Если уж пошла речь о замках, то следует сказать, что именно на Востоке европейцы по настоящему научились строить замки. То, что было построено крестоносцами в Палестине поражает размахами и тем, в какие короткие сроки эти замки были воздвигнуты. Известен случай, когда при осаде Антиохии крестоносцами в 1098 году за 12 (!) дней был воздвигнут замок Магомерия, вмещавший 500 воинов и имевший две башни. Все территории, на которых осели европейцы, принявшие крест застроены замками, которые поражают и сейчас. Ясно, что на постройку их уходило приличное количество денег, но оно быстро восполнялось относительной безопасностью Иерусалимского королевства, которую эти замки обеспечивали. В крестоносном войске при баронах было множество инженеров и искусных плотников, а строили всем войском - при завоевании, и с привлечением местных жителей в мирное время. Восстановление крепостных стен городов давало рабочие места жителям, выжившим после захвата.
   Может показаться, что Палестина стала благополучным краем, но не стоит забывать о том, о чем было сказано выше - о пробуждении духа джихада в сердцах арабов и турков, вытесненных из Святой земли. Конечно же, основной статьей расходов крестоносцев была война. На нее уходила большая часть денег, получаемая с таможен, налогов и податей. В те времена война еще не была прибыльным занятием, то есть завоевания чаще всего приносили меньше денег, чем было на них затрачено, поэтому богатства постоянно утекали из казны Иерусалимского королевства. Но несмотря на это земли крестоносцев в конце концов все же были завоеваны. Это случилось в многом потому, что крестоносцы мало заботились о колонизации земли - вещи вполне естественной для нашего времени. Рыцари из Европы приходили, захватывали земли, а потом большая их часть отправлялась домой, на смену им приходили другие, после также уходившие. Но здесь надо понимать, что для средневековых людей было естественно такое поведение. У них не было цели закрепиться в Святой земле навечно, ведь если бы такая цель была и приложи к ее достижению крестоносцы совсем немного усилий, Иерусалимское королевство могло бы просуществовать намного дольше.
   Политическое устройство Иерусалимского королевства.
   Рассматривая влияние Крестовых походов на жизнь Палестины необходимо сказать о том, как она была устроена политически.
   Устройство Иерусалимского королевства часто называют идеальным феодализмом, и эта оценка вполне верна. Итак, сюзереном был Иерусалимский король, которого выбирал совет баронов. Первым королем был Готфрид Булонский (кстати, отказавшийся принять корону и мотивировавший это тем, что он не будет носить ее там, где Иисус носил терновый венец), ему наследовал его брат Балдуин I. Король на самом деле не обладал очень большой властью - каждое важное решение согласовывалось с советом его вассалов, а по отношению к ним король вообще имел только обычные права феодального сеньора. То есть он имел права требовать у баронов "совета и помощи", военной поддержки. Феоды, как и везде были наследственными условными владениями, дававшимися за службу. Король также был верховным судьей, выносящим свои решения на основании кутюмов - феодальных традиций. Постепенно стало набираться довольно большое количество толкований кутюмов и в 1197 году началось составление сборника "Иерусалимских ассиз", то есть записанных постановлений, имевших статус кутюмов, или даже выше их. На основании этих ассиз и жило королевство крестоносцев в Святой земле. Как уже было сказано, все важные вопросы (о войнах, о налогах, о мирных договорах и так далее) обсуждались в собрании высших аристократов королевства. Также существовали палаты горожан, нечто вроде народных собраний, где судили преступников и принимали некоторые маловажные решения.
   Может показаться, что в политическом плане Крестовые походы ничего не дали, но это не так. На примере Иерусалимского королевства мы видим идеальный феодализм, отличный от европейского. На Западе он складывался постепенно и естественно, а в Палестине, напротив он был построен за короткое время. Здесь присутствует даже что-то наподобие законов - ассизы, которым все без исключения христиане обязаны были подчиняться, чего в Европе просто быть не могло, ведь феодализм изначально традиционен. В Палестине произошел первый среди европейцев опыт рационального построения государства, и к этому привели именно Крестовые походы.

Заключение

   Итак, мы рассмотрели проблему, заявленную в названии. Попробуем теперь обобщить все, нами сказанное. Итак, первейшее (во всяком случае по значимости) следствие Крестовых походов - распространение крестоносного движения по всей Европе, появление четкого понятия священной войны. Это же можно сказать и о Востоке - дух джихада пробуждается с приходом европейцев в Святую землю. С этого момента у мусульман появляется новый объект джихада - Народы Книги, которых до этого предпочитали не трогать.
   Мы увидели, что Крестовые походы мало чего изменили в жизни местного населения Святой земли, но все таки при новых хозяевах оно стало жить немного лучше. Приход христиан к власти в Палестине делает ее притягательным объектом для купцов из северо-итальянских городов, в основном Генуи и Венеции. Палестина становится основным пунктом торговли Запада с Востоком, что приносит ей немало прибыли. Крестоносцы строят по всем захваченным землям замки, защищающие важные дороги, что обеспечивает относительную безопасность Иерусалимского королевства на некоторое время. Сами католики, пришедшие в Святую землю перенимают часть мусульманского быта, культуры, науки. Многие, вернувшись домой заводили у себя порядки, похожие на восточные, вводили некоторые технические приспособления, ранее в Европе неизвестные.
   Иерусалимское королевство - первый опыт построения государства путем его "придумывания". Оно является примером "идеального феодализма", причем именно потому, что было "придумано" (правда, конечно, на основании традиций, но факт все равно остается фактом).
   Крестовые походы радикально изменили облик Палестины и образ жизни тех, кто в них участвовал. Влияние Крестовых походов очевидно и довольно важно для истории. Они во многом предопределили средневековую историю Испании и Пруссии, а историю мусульманского мира непосредственно затронули и изменили.
   Список литературы
      -- М.А. Заборов. Папство и Крестовые походы. - М.: Изд-во Ак. Наук СССР, 1960.
      -- Г. Мишо. История Крестовых походов. - М.: Алетейа, 1999.
      -- Р. Перну. Крестоносцы. - СПб.: Евразия, 2001.
      -- Maalouf, A. The Crusades trough Arab eyes. - London: Al Saqi books, 1984.
      -- J.J. Saunders. Aspects of the Crusades. - Univ. of Canterbury, 1962.
      -- A history of the Crusades. Vol.5. The Impact of the Crusades on the Near East. - Univ. of Wisconsin Press, 1989.
      -- A history of the Crusades. Vol.6. The Impact of the Crusades on Europe. - Univ. of Wisconsin Press, 1989.
      -- M. Benveniesti. The Crusaders in the Holy Land. - Jerusalem: Israel Universities Press, 1970.
   Список источников
      -- М.А. Заборов. История крестовых походов в документах и материалах. - М.: Высш. школа, 1977.
      -- Усама ибн Мункыз. Книга назидания. - М.: Изд-во восточной лит-ры, 1958.
      -- William, Archbishop of Tyre. A history of deeds done beyond the sea. - N.Y.: Columbia Univ. press, 1943.
      -- Joinville & Villehardoun. Chronicles of the Crusades. - Penguin books, 1963.
      -- Анна Комнина. Алексиада. - М., 1965.
   Анна Комнина. Алексиада. - М., 1965. С. 275.
   М.А. Заборов. История крестовых походов в документах и материалах. - М.: Высш. школа, 1977. С. 48-49.
   "Из трех великих мировых религий Ислам - единственная, изначально бывшая воинственной.... Целью джихада, или священной войны, было увеличивать мусульманские территории до тех пор, пока весь мир не будет подчинен, но он не предполагал только обращение силой, но напротив, Народы Книги (народы, у которых существовали их собственные священные письмена) не были лишены свободы вероисповедания, и под властью Праведных халифов христиане и евреи жили в согласии и спокойствии".
   J.J. Saunders. The idea of a holy war. // J.J. Saunders. Aspects of the Crusades. - Univ. of Canterbury, 1962.
   "Вместе с тем дух священной войны (джихада) переместился в мусульманский лагерь. Этот дух джихада разбудил спавшее ранее всеисламское движение, которое материализовалось в контр походах, которые продолжались до тех пор, пока последний крестоносец не был изгнан из мусульманских земель".
   P.K. Hitti. The Impact of the Crusades on Moslem land. // A history of the Crusades. Vol.5. The Impact of the Crusades on the Near East. - Univ. of Wisconsin Press, 1989. С. 35.
   Заборов М.А. Ук. соч. - С. 49.
   Цит. по: Р. Перну. Крестоносцы. - СПб.: Евразия, 2001. С.147.
   Цит. по: Р. Перну. Ук. соч. - С.147.
   Цит. по: Р. Перну. Ук. соч. С.150.
   М.А. Заборов. Ук. соч. С. 132.
   М.А. Заборов. Ук. соч. С. 131.
  
      --

Оценка: 5.19*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"