Аннотация: Рассказ о осуществлённых психологических комплексах.
Ата или дед.
Всё в этой семье было удачно.
Даже долгожитель дедушка никогда ничем не болел, оставаясь здоровым вплоть до своей естественной смерти в 90 лет то ли от старости, то ли оттого, что ему надоела суета мирской жизни.
Он только кряхтел, наблюдая, как вырождается человеческое племя.
У самого деда, несмотря на длительное проживание в большом городе, почти до самой смерти были целы все 32 собственных зуба.
Трудно сегодня сказать, что больше тревожило его в старости: неумеренное пьянство внуков или воспоминания о своей буйной юности, когда он в бескрайней степи грабил бегущих и спасающихся от большевиков русских князей, дворян, врачей, учителей... Всех тех, кто, на его взгляд, совпадавшим с мнением победившей советской власти, представлял зажиточное сословие развалившейся Российской Империи.
Тогда во время страшных смутных лет гражданской войны, он и его товарищи частенько безнаказанно насиловали и убивали беззащитных людей, потерявшихся в социальном катаклизме.
Мольбы и плач обречённых женщин, стариков и детей являлись, вероятно, старику в конце жизни в виде снов и воспоминаний.
Вдоль центрального улицы города, в советское время известной под названием проспект Коммунистический, или, по его предыдущему названию, проспект имени Сталина, напротив здания Драматического театра имени Мухтара Ауэзова, в котором в наше время разместился Театр Юного Зрителя, стоит памятник казахскому разбойнику Амангельды Иманову. Славному казахскому представителю криминальных героев революции, одному из тех людей под началом кого выжил и выслужился старый дед. Такие памятники и сегодня украшают города бывших советских республик. Их имена усилиями большевистской пропаганды остались теперь уже надолго в исторической памяти народа. Как бы оставаясь лидерами национальной освободительной борьбы против колониального ига Российской Империи, они теперь современниками провозглашаются едва ли не борцами с большевистским режимом.
Как и большинство казахских стариков, став на склоне лет чрезвычайно набожным, дед рассчитывал, что своими пятиразовыми молитвами, обращёнными к Аллаху, соблюдением ораза (мусульманский обычай, запрещающий принимать пищу, пить воду и даже сглатывать собственную слюну при свете дня, аналог христианского поста, требующего не принимать скоромную еду в течение определённого времени), вынужденным старческим воздержанием, он вымолит прощение у Всевышнего Господа за свои страшные дела прошлых лет.
Испытывал ли он настоящее покаяние, сказать трудно, но злость, с которой он гонял мальчишек во дворе, говорила о том, что скорее нет, чем да. Просто он оправдывал свои грехи обстоятельствами истории и необходимостью выживать себе и своей семье.
Впрочем, большинство пожилых уверовавших на старости лет в Аллаха или Бога людей рассуждают также на всём белом свете.
Они считают, что ежегодно летая на комфортном самолёте на хадж в Мекку, оплаченном часто ворованными или награбленными деньгами своих отпрысков, соблюдая пост или ораза ради собственного здоровья, исполняя в последние годы жизни все религиозные обряды, они обеспечивают себе райское блаженство после смерти. Так, словно праведная жизнь напоследок может вернуть загубленные в юности судьбы врагов, конкурентов и обычных случайных жертв, попавшихся на их пути.
Словно Бог, если он только есть, так глуп, что отправит в рай и невинных праведников, и их, пусть раскаявшихся, убийц.
И так думает множество одряхлевших обывателей, когда физическая и интеллектуальная немощь выбрасывает их из реальной жизни.
Пусть.
Наверное, привыкнув всю жизнь жить во лжи, они хотят обмануть в конце и Господа.
Им в большинстве невдомёк, что в этих их предсмертных муках совести и состоит величайшее возмездие и справедливость. Нельзя укрыться от собственного суда никому, конечно, если ты не обычный криминальный душегуб и дикарь, неведающий понятий ни добра, ни зла, или если ты не впал из-за возраста в детство.
Благополучно проскочив времена революционных потрясений дед сохранил жизнь, награбленное богатство, семью, состряпав какую-то бумагу о неизлечимой хвори, избежал мобилизации в годы войны и, наконец, дожил до спокойной поры застойного времени в семье продвинутого партийного функционера.
Аке или отец.
Он жил у своего старшего сына Биржана, доцента кафедры научного коммунизма в Высшей партийной школе при Центральном комитете Коммунистической партии Казахстана. Не трудно догадаться, что эта специальность была об экспорте революции в развивающиеся страны на основе выжимок из общей теории философии, совокуплённой с вольно трактуемой теорией эволюции, в свободном пробольшевистском истолковании. Удобство этой дисциплины было в том, что при заранее известном содержании тебе надо было лишь добавлять некий провинциальный орнамент идеям Ленина.
Точно так же, как и памятники, посвящённые вождю революции, которые неукоснительно устанавливались во всех как бы строящих коммунистическое общество государствах, республиках, автономных округах, всегда внешне напоминали местную титульную народность, так же и научные изыскания партийных учёных отличались друг от друга только разрезом глаз. Суть всех их была одна раз и навсегда принятая истиной в последней инстанции, разработанная Лениным-Сталиным, трактовка экономических идей Карла Маркса о неизбежном наступлении эры коммунизма. При полной неизвестности того, что означает последнее в реальной действительности.
Вероятно, большевики подразумевали райское блаженство, утверждая: 'Каждому по потребностям, от каждого по способностям', - иначе невозможно представить, кто бы мог определить эти способности и потребности.
Биржан Гылымиев был удачливым, как и его отец, приживалой. Вовремя родившись, он не успел попасть на фронт Великой Отечественной. Но после войны, благодаря связям отца, он получил высшее образование, что в 1950-ых годах было большим дефицитом в Казахстане. Затем, почуяв момент, молодой коммунист поучаствовал в компании по освоению целины, что быстро продвинуло его карьерный рост.
В 1960-ых годах он уже был признанным специалистом в своей области, защитившим диссертацию, как представитель казахского народа, в Москве.
При советской власти для местного населения всегда были квоты по количеству дипломов с высшим образованием, для кандидатских и докторских диссертаций. Таким образом соблюдалась национальная справедливость и как бы ковалась 'дружба' народов СССР.
Естественно, что большинство студентов и аспирантов, представляющих малые и большие народы в этих списках, были выдвиженцами семейных средневековых кланов, корыстного блата, так называемой номенклатуры, к которой относились особо преданные партийные функционеры, связанные с советской властью преступлением или круговой порукой, но никак не интеллектуальной элитой нации.
Вызывая откровенный смех научных кругов Москвы, они носились со своими никчёмными трудами, выпрашивая себе учёные звания, как вымаливает у учителей вожделённую 'троечку' беспросветный двоечник. Их 'великие' работы по выдуманным научным дисциплинам, накладываясь на безграмотность и циничность преподавателей, порождало в СССР целую плеяду абсолютно равнодушной к истине образованной элиты общества, которая выше всех ценностей ставила двуличие и чиновничью должность. В своих республиканских столицах, областных и районных центрах они превращались в зависимости от размеров наследственного тщеславия и честолюбия в жестоких монстров, что силою и авторитетом центральной власти подавляли любое инакомыслие на местах.
Некоторое число нравственной и просто порядочной молодёжи, родители которой внушали своим детям простейшие понятия морали, по недомыслию людей, осуществлявших отбор, и уму самих молодых людей, всё же прорывалось на учёбу в Москву. Они после своего возвращения на Родину попадали на теоретическую работу, под надзор беспощадной и аморальной местной номенклатуры.
Наиболее беспощадные и циничные учащиеся становились 'гвардией' в национальном руководстве, где по большей части и сегодня они находятся у власти. В республиках, в областях, краях и районах подавляющего большинства стран бывшего СССР. Но время их уже кончается. В странах Балтии, в Украине, в Азербайджане, да и в России к высшей власти уже пришли и продолжают приходить новые, современные люди. Среди них, как это обыкновенно по всему миру, много национал-патриотов, провозглашающих превыше всех интересов интересы собственного народа. В какой-то степени приход к власти людей такой ориентации можно понять в колониальных окраинах Российской Империи, где много лет практически истреблялась традиционная культура и родной язык, подменяемый суррогатом, то есть суржиком, из местного диалекта и коверканного русского языка. Но мне трудно объяснить это в республиках со сложившейся культурой и языком. Тем более, это совершенно неприемлемо во многонациональной и многоконфессиональной России.
Но в начале 1970-ых в Алма-Ате был разгар коммунистического процветания.
Вот только случайное совпадение фамилии Биржана с известным киргизским каннибалом из села Узунагач несколько портило картину, вызывая у подозрительных нравственных контролёров советской власти из КГБ сомнение в чистоте родословной клана Гылымиевых. Так Биржан и остался на службе в Высшей партийной школе. Хотя по меркам советского времени это было тоже весьма высокое место в иерархии республиканской жизни. Его слушателями являлись будущие и действующие партийные функционеры, что позволяло всегда иметь нигде не декларируемый многообразный доход в виде служебных возможностей в местах службы и проживания своих учащихся. Этими краями, областями, районами мог оказаться любой регион Средней Азии и Казахстана. Среди его учеников был и современный президент суверенного Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев или, говоря на казахский лад, Нурсултан Абыш-улы Назарбаев.
В своё время, как выяснится позже, Биржан удачно женился. Нельзя сказать, что он сделал это случайно. Конечно, безродный по советским временам красавец-мужчина выбрал в послевоенные вдовьи годы жену с расчётом на её родственников.
Жена Сара была из военной семьи казахских революционеров, то есть тех представителей казахского народа, что, прикинувшись бедными батраками, приспособились служить новой власти.
Это были часто образованные люди без комплексов, что, поупражнявшись на грабежах беглых русских дворян и служащих, переключились затем на собственных, по их мнению, излишне зажиточных людей. В конце 1930-ых годов они практически вырежут весь немногочисленный цвет развивающейся казахской культуры. Конечно, трудно сравнивать, но, пожалуй, казахский интеллект понёс больший урон, чем российский. Ведь часть представителей русского искусства спаслась от 'карающего меча революции', укрывшись в иностранных государствах. Казахам спасаться было негде, кроме России и Москвы. Там и укрылся от неминуемой смерти будущий национальный гений Мухтар Ауэзов, автор романа 'Путь Абая' о гениальном казахском поэте и мыслителе. Как и повсеместно, спасением одного, максимум двух человек, будут оправдывать свою причастность к событиям того времени большинство представителей партийной номенклатуры сталинского периода.
В итоге, министр культуры Казахстана в 1960-х годах Ильяс Омаров сделает самым главным делом в жизни спасение выдающегося писателя Мухтара Ауэзова. Возможно так оно и есть ...
Впоследствии брат Сары дослужился до звания генерала КГБ, что всегда служило прикрытием и семье Биржана. Современным языком брат жены Нуртай служил 'крышей' при всём клане своих родственников.
Эти методы самозащиты вошли и в нашу жизнь путём того, что военные чины 'как бы' обеспечивают безопасность неких родственных или близких себе людей и их бизнесу. Между тем, именно сами военноначальники, оставаясь как бы в стороне от владения самими компаниями, являются истинными собственниками множества предприятий. Естественно, они не имеют отношения к реальной деятельности фирмы, им это ни к чему и часто просто недоступно интеллектуально. Они откровенно, не скрывая это ни от кого, фактически через подставных лиц неофициально владеют контрольными пакетами акций этих компаний.
Некоторое постперестроечное время, побыв в растерянности, генералы быстро прибрали весь бизнес Казахстана в свои руки. Впрочем, я не уверен, что, то же самое, не произошло повсюду на территории бывшего СССР.
С очень важным и государственным видом эти военные господа, наделённые чудовищной властью, сидели в своих кабинетах и, попивая коньяк, решали судьбы множества невинных людей. Взятые в Москве с потолка директивы требовали от них неукоснительного выполнения плана по искоренению и разоблачению всех инакомыслящих людей, для заполнения партийных циркуляров требовались живые люди. Они их и вычисляли, по своему личному усмотрению, среди неугодных родственников, враждебных кланов. Таким образом, продолжалась средневековая феодальная борьба за влияние в стране. Нет сомнения, что она продолжается и поныне.
Биржан и Сара составляли счастливую семью. У них родилось четыре ребёнка. Старшая дочь Мадина, старший сын Бахытжан, младшая дочь Рыскуль, младший сын Ержан.
В 1960-ых годах в центре Алма-Аты был выстроен жилой дом для сотрудников Центрального Комитета Коммунистической партии Казахстана, впоследствии он так и назывался в просторечии 'цэковский дом'. Там, в огромной, по тем временам, квартире, площадью в 150 квадратных метров и поселилась многочисленная семья Гылымиевых.
В ней была комната для прислуги, которую семья выделила для деда.
Немыслимая для советского времени роскошь.
Безусловно, что Биржан любил погулять, покутить. Но кто из чиновников той поры не любил такого времяпрепровождения? Скорее это было служебной необходимостью, чем вредной привычкой при правлении постсталинских вождей Хрущёва и Брежнева. Надо отдать должное Биржану, он умел умерять свой пыл. После попоек всегда возвращался ночевать домой, не приводил в дом подруг, пьяных друзей. В меру своих способностей, оставаясь убеждёнными ленинцами, он и его жена служили коммунистическим идеалам, верноподданнически отрабатывая уникальные условия существования. Только в этой суете карьерной возни в условиях совкового бытия дети оставались без должного родительского внимания и любви, особенно старшие из них, рождённые во время эгоистичной молодости своих родителей. В борьбе за выживание, за место под жадным советским солнцем люди забывали учить своих отпрысков понятиям добра и справедливости.
Вероятно, поэтому дети так и остались у Биржана и Сары 'без царя в голове'. То есть их понятия о добре и зле остались размытыми, смещёнными в результате влияния ханжеской коммунистической идеологии, позволявшей грешить втихомолку всем, более того, всегда потворствующей криминальным, но недоказуемым действиям.
'Не пойман - не вор!' - вот жизненный принцип, которым руководствовались их дети.
Преступления связывали настоящих коммунистов круговой порукой. Чем выше был пост служащего в СССР, тем более кровавое дело было на совести нового народного 'выдвиженца'. Кровь и порушенные судьбы правозащитников, по мнению руководителей государства, всегда вязала клику высших чиновников страны лучше клятв в верности и прошлых юношеских подвигов во время войны.
Апа или старшая сестра.
Мадина, получив прекрасное образование в Москве, задрав нос, будет глядеть на всех претендентов на её руку и сердце. После многочисленных абортов она, уже потеряв возможность иметь собственных детей, выйдет замуж за какого-то деревенского отличника из малообеспеченной среды, который, попав вдруг в богатую жизнь, будет медленно, но верно спиваться, работая начальником в научной конторе, где не требовалось от него ни знаний, ни умений, ни мастерства. В таких конторах обычно самое важное - это отчёты о проделанной работе, поэтому главными специалистами в них всегда служили бездарные и беспринципные литераторы, которые без зазрения совести описывали всякую околонаучную брехню в качестве обоснования новых финансовых вливаний в их научную деятельность.
Непонятно зачем, быть может, в качестве игрушки старшая сестра принудит или упросит младшую, когда та уже будет замужем и у неё будет двое своих детей, родить ей ребёнка, чтобы с рождения забрать его себе. Так и будет расти этот мальчик - избалованной, капризной витриной семейного клана Гылымиевых.
Только его родная мать и отец по ночам будут рыдать о его несчастной судьбе.
Кому, как не им было знать, каким человеком является Мадина.
Какое страшное больное тщеславие воспитает она в их мальчике.
Но добрая Рыскуль искренне верила в то, что ребёнок сможет изменить ханжескую, исковерканную суть старшей сестры, а муж Рыскуль не рискнул пойти против воли своего высоко вельможного и авторитетного тестя.
Ага или старший брат.
Бахытжана все по-простому кликали во дворе Боча, за его огромный рост под два метра, за физическую силу, за подростковую, так и не прошедшую с возрастом, браваду и наглость, граничащую с хамством.
Он настолько выделялся среди казахов с юности, что девушки толпами кидались ему на шею. Такое внимание ни для кого не проходит бесследно.
Бахытжан учился отвратительно, любил выпить, часто хулиганил. Лет в 25 он поучаствовал в вооружённом ограблении с отягчающими обстоятельствами, что привело его в тюрьму на длительный срок. Но благодаря родственным связям родителей, Бочу выпустили через 4 года. Сколько потом не устраивали его в различные службы родители, он непременно со скандалом вылетал отовсюду.
Единственной его настоящей любовью было воистину всепоглощающее чувство по отношению к своей телесной оболочке. Таким же 'Нарциссом' был его дед. Боча даже в 50 лет с упоением подростка демонстрировал всем встречным поперечным бицепсы и трицепсы, хвастая своим природным здоровьем, дарованным ему природой и предками и к его личности имевшие самоё отдалённое отношение.
Ему повезло.
Где-то в 1992 году он познакомился с молодой женщиной, которая взяла его в жесткий оборот. Неизвестно, что привлекло её в этом аморальном типе. Быть может, находясь в очередной своей 'завязке', он выглядел красавцем и не ругался со всеми направо и налево, не грабил мелких лавочников из близлежащих коммерческих киосков, которые он якобы оберегал от наездов криминальных структур. Но она вышла за него замуж, родила двух детей, заставила его бросить пить, и, что самое удивительное, научила работать. Так, только к 60 годам остепенившись, Бахытжан начал в 2000-ых годах взрослую жизнь.
Апке или младшая из старших сестёр.
Рыскуль была самой ласковой и бесхитростной в составе семьи Гылымиевых. То ли любил её Биржан особенно нежно, то ли она по наследству от далёких дореволюционных вольных степных предков получила свою добрую, порядочную и верную душу.
Она, пожалуй, в единственном числе пыталась строить мир внутри своей большой семьи, порой жертвуя самим дорогим, что было у неё в жизни.
Практически только она одна из всей семьи вышла замуж не по расчёту, но по духовной приязни. Можно было подумать по любви, но тогда пришлось бы определять её сложные отношения с мужем, как любовь. Это было бы неправдой.
Её собственная родня, как могла, совратила и развратила зятя, обучая его, как они считали, реальной жизни,
Обыкновенного парня, такого же бесхитростного, как и сама Рыскуль.
Его спаивал Бахытжан и Ержан, тёща приучала к 'халяве', так назывались в советское время многочисленные социальные и незаслуженные льготы, тесть обеспечивал карьерный рост.
В такой атмосфере любой человек превращался в неблагодарного потребителя всех существующих и возможных благ.
Без ропота, подарив своего третьего ребёнка Мадине, так, как дарят машину, то есть дорогую, но неодушевлённую вещь. Рыскуль и её муж никогда не простили друг другу этот свой широкий и жертвенный, возможно благородный для аристократии 19-го века в России жест. Тем более, когда они видели, как Мадина превращает усыновленного ею их родное дитя в нечто страшно замкнутое, капризное и нервно больное.
Мучаясь душевной болью, страдала Рыскуль, растрачивая своё сердце впустую, ради ненужного ни в этой стране, ни в семье милосердия.
Только две её старших дочери радовали и несли в будущее тепло и добро Рыскуль.
В этом была какая-то высшая справедливость земного провидения, когда добро и искренность наперекор всему пробивает себе дорогу даже в самой циничной среде.
Кенже-бала Ержан или наследник.
Рождение его было долгожданным.
В казахских семьях самыми любимым ребёнком всегда становится младший.
Все старшие дети крутятся вокруг него и умиляются им. Самое младшее чадо в семье называют кенже-бала.
Обычно в богатом казахском доме много детей. Это испокон века было одним из признаков благосостояния и могущества рода. Так казахи, да и не только они, но и вообще представители всех народов на свете, выращивая и воспитывая большее количество отпрысков, демонстрировали себе и миру эволюционную жизнестойкость своего генетического фонда.
Это общий закон биологии. Составная часть эволюции. Одно из основных конкурентных преимуществ в борьбе вида за выживание в бесконечной череде изменений условий жизни среди агрессивной и беспощадной враждебной внешней среды.
Так было всегда и повсеместно, пока цивилизация не научила женщин ремеслу профессионально и безопасно для жизни прерывать беременность.
Кустарная практика различного рода целителей уносила и раньше жизни малого количества женщин, но делать это было очень страшно, запретно, греховно. На это решались немногие.
Бизнес и равноправие мужчин и женщин в современном мире быстро решили эту проблему. В целях сокращения числа погибающих и искалеченных женщин от полуграмотных рук повитух, люди открыли сосуд Пандоры, сняв с них запрет природы на беспорядочные половые связи.
Зная, что можно легко и почти без урона для здоровья избавляться от беременности, женщины стали соревноваться с мужчинами в числе своих сексуальных партнёров, в бесконечном поиске изощрённого наслаждения.
Не числом кавалеров в прихожей, вожделеющих их красоты, гордятся современные девицы, а списками извращённых соитий.
Кто может точно сосчитать, сколько женщин, культивируя в своей душн только циничное наслаждение, лишились вовсе потомства, семьи, нормальной жизни?!.
Не случайно вошёл в современную жизнь термин 'тусоваться', производное от жаргонного английского слова, обозначающего случайные половые связи, а также старое обозначение в русском языке беспорядочного перемешивания игральных карт перед раздачей.
Маленькому сыночку, по традиции, давал имя дед. Он назвал его Ержаном, подразумевая то, что носитель его в будущем должен стать опорой всего большого клана, а, может быть, и рода. В переводе с казахского языка это слово означало мужественную и надёжную душу.
Мальчик рос в любви и достатке.
Единственным наследственным дефектом, доставшемуся ему от предыдущих поколений, было слабое зрение. Как известно, такая неприятность свойственна вдумчивым и внимательным людям, но также она способствует раннему зарождению комплекса неполноценности.
Наследственные 'очкарики' обычно становятся недоверчивыми эгоистами, в любой жизненной ситуации во главу угла ставящие исключительно собственные интересы в ущерб всем окружающим. Слабое зрение часто в прошлом становились непреодолимым барьером в равноправном общении детей до 10 лет. Оттуда, из глубокого детства растут корни ощущения своей ущербности у многих чрезвычайно тщеславных натур.
Дом.
Только вот дед любил периодически продемонстрировать всем свой нешуточный нрав. Уже давно не решаясь наезжать на своего сына, он оттягивался на невестке и внуках. Многие старики, пережившие гражданскую войну в России, в силу обстоятельств и по глупости в юности, вкусив запретного, преступного плода лёгкой наживы и преступных удовольствий, к старости превращались в беспредельных циников. Обречённые в силу своей неграмотности на длительное прозябание, от достатка и безделья, они видели окружающий мир только в чёрных цветах, представляя свою буйную юность, как нечто прекрасное, но запретное даже для воспоминания.
Многие современные пенсионеры-военные также ностальгируют по своим годам службы в Афганистане, Алжире, Вьетнаме, Египте, Корее, Европе и ещё чёрт знает где, романтизируя в своих мыслях армейский быт. Им чужды обыкновенные искренние чувства и наивная сдержанность юности. Они продвигают, как нечто единственно верное и воистину прекрасное, бескрайнее насилие и безудержную ярость, с которой они предавались наслаждению в покорённых ими деревнях, селениях и кишлаках. Эти извращённые люди и по сей день думают, что в этих странах девочки, в силу своих диких нравов, начинают половую жизнь с 9 лет, поэтому в своих воспоминаниях они представляются себе викингами, дарящими радость женщинам отсталых стран, которых они насиловали. Хотя в действительности все они там становились настоящими педофилами.
Но дома, на Родине, вернувшись с опостылевшей службы и муштры, в связи с тем, что этот циничный прежний опыт никакого достойного применения в светской жизни не находит, они превращаются в склочных, вредных, домашних деспотов. Эти люди, если им дать волю, превращают жизнь своей семьи в кромешный ад.
Так и дед Ержана любил получать удовольствие от чувства своей неограниченной власти над безответными, в силу традиционного воспитания, невесткой и внуками. Дети, по этой причине, терпеть не могли старика.
Всё свое детство Ержан привыкал, вместе со своей матерью в сговоре, вести тайную, исподтишка, войну в собственном доме с, якобы, самым уважаемым членом большой семьи. Так двуличие на словах и на деле входило в плоть маленького мальчика.
Упустив по молодости и по требованию советской педагогики, пришедшей взамен традиционных казахских обычаев, воспитание старших детей, которые из-за этого учились слабо, Биржан и Сара делали всё, что было в их возможностях, чтобы обеспечить двум младшим самое современное образование. Впрочем, и детям учиться нравилось.
Школа.
Так доучился Ержан до седьмого класса специальной школы ?39 имени С.М.Кирова с химическим уклоном в центре города Алма-Аты.
Это было в 1970 году.
Тот год был знаменательным в истории СССР.
Вся страна в едином порыве праздновала столетие со дня рождения своего вождя В.И.Ленина.
Весной высоко в горах в урочище Медео открыли спортивный высокогорный стадион, где потом долго бились рекорды скорости в беге на коньках. Сегодня химическая формула воды, что нужна для обеспечения высокой скорости скольжения, доступна для любого стадиона.
А тогда каток в Алма-Ате был уникальным сооружением, специально созданным для мирового господства хотя бы в скоростном беге на коньках, путём владения всеми мировыми рекордами.
Надо заметить, что это превосходство продержалось до конца 1980-ых лет.
А в 1970-ом году в школе детей седьмых классов разбили на учащихся с усложнённой программой обучения и просто учащихся. Получилось два класса со специальной системой и два обычных.
Ержан, естественно, попал в класс с химическим уклоном, то есть со специальной системой.
В этот новый класс собрали много успешных учащихся из соседних школ и из прежних классов. Но по обычной практике тех лет в этот же класс были помещены для перевоспитания некоторые отпрыски партийных бонз, лишённых из-за своего происхождения достойного воспитания.
Советские начальники часто были из среды простолюдинов, что не придавали никакого значения малым детям, в силу, как они считали, их глупой несознательности, поэтому их наследники на каждом шагу были предоставлены сами себе и совершали массу преступлений.
Впрочем, это происходит со многими и сейчас среди той самой 'золотой молодёжи' или детей элиты современного общества, что говорит только о том, что мы всё ещё очень дикие люди.
Позже, кажется в 10 классе, в возрасте 17 лет, двое мальчишек из класса Ержана, Серик Спатов, Абрек Шаяхметов и ещё несколько старших представителей из числа детей советской номенклатуры получат уголовный срок за групповое изнасилование малолетней девочки.
Подробности этой истории так и останутся неизвестными для всех окружающих людей.
Тогда же в 1970-ом году в школе ?39 собрался новый, четвёртый по счёту, седьмой класс под буквой 'Г'. В нём собралось сорок человек. Из прежних классов 'А' и 'В' было по 12 детей, из 'Б' - 4, а 12 были новенькими учащимися в школе.
Николай Иванович.
Собранный таким неестественным образом класс был дан в управление молодому преподавателю Николаю Ивановичу Кривошеину.
Практика тех лет была безжалостна по отношению к начинающим специалистам. Вместо того чтобы аккуратно и взвешено, под наблюдением опытного педагога, подготовить молодого человека к практической работе, его просто вбрасывали в самое пекло педагогических проблем внутри школы. Часто на такие задачи, от которых отказывались все благоразумные и опытные люди. Тем самым подвергая и его, и вверенных ему детей чрезвычайному риску. Такая методика позволяла стать хорошим учителем любому талантливому и порядочному человеку безо всякого образования.
Зачем нужно было пятилетнее обучение прокоммунистическим бредням, если впереди предстояла беспощадная школа, к которой никто в университете никак не готовил?
Не всякий человек мог выдержать подобный жизненный экзамен. Но любой после подобного стресса был обречён на тяжёлую психологическую травму.
Козы-Корпеш.
Наш дорогой классный руководитель Николай Иванович Кривошеин, преподаватель не профильной и не престижной географии, свой экзамен выдержал блестяще. 8-ой класс неполной средней школы закончили даже закоренелые завсегдатаи детской комнаты милиции крохотный Вася по кличке 'Шуня' и здоровый троегодник Камиль 'Ляпа'. Когда в 5-ом классе в их класс 'Б' попал новенький мальчишка Козы-Корпеш, член их детской ещё шайки Амир Идрисов решил прогнуть 'новенького'. Придираясь и прикалываясь над спокойным и незаметным поначалу из-за восточного воспитания пацаном, Амир хотел втянуть его к себе в 'шестёрки', как требовали криминальные принципы будущих уголовников. Но не стерпел Козы выходок 'староклассника' и неплохо вздул Амира на виду у всего класса. Месяц затем истязала эта маленькая банда Козы-Корпеша, ежедневно по трое и по четверо вылавливая его на переменах, до и после уроков в школе. Но, быть может, зауважали они, в конце концов, упрямого мальчишку, что ходил весь в синяках, но никому ни дома, ни в школе не жаловался, а только скрипел зубами, когда его били два или три маленьких садиста.
Через несколько лет на Иссык-Куле в 1974 году эти 'друзья' вступятся за Козы-Корпеша, когда какие-то киргизские ребята попробуют напасть на него по дороге из Чолпон-Аты в туристский лагерь отдыха Казахского государственного Университета.
Долгие годы он будет вспоминать и анализировать этот порыв очень далёких к нему по духу ребят.
Зачем это было им надо? Из подросткового гусарства? Из стайного чувства защиты одного из своих соплеменников?..
Учителя.
Естественно, что продвинутый педагог Мария Игнатьевна, учительница математики, забрала после 8-го класса в 1972-ом году уже сформированный дружный коллектив из добрых и надёжных рук Николая Ивановича.
Молодые и неопытные люди всегда были предметом эксперимента в СССР, что в армии, что на службе.
Основным отличием опытных наставников, как и старослужащих в армии, было в том, что они наловчились мастерски избегать ответственности, 'спрыгивать', 'переводить стрелки', снимать с себя обязанность отвечать за духовные искания вверенных и подчинённых им по служебной обязанности ребят или за проявления индивидуальности в армии. Главной задачей в их понимании и в требованиях советского воспитания было привить ребёнку рабскую психологию, набить его голову набором вызубренных, не подвергаемых сомнению истин, сотворить из живых людей толпу, состоящую из 'винтов', 'болтов', 'шурупов' для обслуживания коммунистического режима.
Властная, с жестко сдвинутыми бровями, мясистым носом, маленькими, глубоко посаженными, злыми глазами, ненавидящая весь мир тётка, закрытая на все замки в чеховском футляре, словно мстила ребятам за свою бессмысленную жизнь.
Как-то ребята в 9-ом классе собрались сходить походом в горы.
Они бывало и раньше, хотя бы раз в год, выходили с Николаем Ивановичем на прогулку по местным природным красотам, и, естественно, пригласили поучаствовать в этом Марию Игнатьевну.
Ответом её было:
'Если хотите, то идите, но я ничего об этом знать не желаю'.
Прекрасный педагог и порядочный человек Николай Иванович, как и другой замечательный преподаватель не профильной и не престижной истории Иван Иванович Воробей, как-то незаметно спились ещё в 1980-ых годах, честно работая в средней школе, погрязшей в карьерной женской суете бесчисленных интриг ради 10-20-ти рублей прибавки жалования.
Этим бескорыстным простым людям должна быть благодарна советская власть за то, что, практически брошенные своими родителями на произвол непонятной им городской жизни советских функционеров дети казахских чиновников, попавших волею судьбы и подлой натуры в число советской провинциальной номенклатуры, тянулись не только к корыстной выгоде и наслаждениям, но и к свету знаний.
Обычные честные люди, не обладавшие повышенным тщеславием и амбициями, но сверх меры наделённые добротой и порядочностью, время от времени получали от советской власти листы почётных грамот или какие-то медальки и ордена на грудь.
Так в древности первобытные люди получали от вождей амулеты из кусочков поверженной жертвы или съеденного зверья, как знаки особого отличия.
Не имея в жизни никакой перспективы для своего интеллектуального развития, они были обречены опускаться в СССР в общественном статусе всё ниже и ниже. Не в состоянии как-либо прилично содержать свою семью, множество замечательных учителей-мужчин превращались в чудаков-неудачников, подкаблучников и горьких одиноких пьяниц. Их любовь непосредственно к педагогике, а не к администрированию, превращала их в вечно униженное и просящее ничтожество.
Даже те из педагогов, которые, прославившись благодаря успехам учеников, и были заслуженно признаны обществом, зарабатывали гроши, нося в качестве высших наград звания народных учителей, которые ничего материального в их быту не обеспечивало.
Сколько этих удивительных людей сгинули в полном одиночестве в своих лачугах?
Я помню имена замечательных наставников, встретившихся мне в жизни: Светлана Михайловна Лопатина, учитель химии; Шегай, Кох, Валентина Андреевна Белова - учителя математики; Нина Павловна, Елена Михайловна - учителя литературы. В любой цивилизованной стране гений этих людей воспитал бы тысячи прекрасных учёных и просто порядочных высокообразованных людей, а сами они стали бы миллионерами.
Девочка и образцовый советский педагог.
Вот в такой класс попал Ержан.
Сюда же попала девочка Гуля или, как будут звать её близкие друзья, Гулька.
По-настоящему её звали Гульнар, но ей как-то не шло это распространённое среди девочек в Казахстане имя.
Это была крохотная маленькая девочка с двумя косичками и бесконечно ответственная. С первого взгляда на неё было видно, что это отличница. Трудно найти человечка, который относился бы к требованиям школы, столь же серьёзно, как она.
Тем не менее, в 9-ом классе новый классный руководитель Мария Игнатьевна, образцовый советский педагог, решил именно на ней продемонстрировать свою власть.
То ли гордостью этой мелкой, но смелой 'кнопки', то ли желанием тупой тщеславной женщины унизить слабого, можно объяснить случившийся тогда конфликт.
Это было сюрпризом для всего класса. Так и по сей день не ясно, почему золотые серёжки, по традиции бывшие у всех казахских девчонок, так возмутили педагога. Вероятно, было у властной учительницы - истинной коммунарки, воспитанницы советской педагогической школы, собственное понимание идеальной отличницы, которой должна была соответствовать Гуля. Видимо, она решила у ребёнка выковать настоящий большевистский характер строителя коммунизма.
Армейское, рабское беспрекословное послушание распоряжениям руководителей с полным пренебрежением к внешним проявлениям половой сексуальной ориентации - вот идеал настоящей комсомолки советского образца. Образцом истинной коммунистической обобществлённой ячейки общества популярной среди большевиков и их молодёжи в 1920-ых годах были некоторые коллективные учреждения. Чем-то они невольно напоминали организацию жизни пингвинов. Родильные дома, где все женщины избавлялись от своего естественного бремени (у меня не поворачивается язык называть эти богоугодные заведения местами рождения детей), сады-ясли и школы-интернаты для детей общежитие для девушек и юношей репродуктивного периода, дома для престарелых, крематорий. Вот перечень жилищ идеального частного времяпрепровождения 'свободного' гражданина советской республики. Для обеспечения равноправия настоящей комсомолке вменялось в обязанность оказывать половые услуги любому комсомольцу по первому требованию.
Слава богу, что этот идеал оказалось невозможным осуществить, в первую очередь, из-за частнособственнических интересов самих коммунистов. Всё-таки уже не совсем дикими были даже ортодоксальные большевики и у них успели сформироваться при царе и под воздействием христианской религии зачатки понятия о частной собственности. Как минимум, хотя бы по отношению к собственным жёнам, мужьям и детям.
В результате действий ортодоксального ученика Макаренко Марии Игнатьевны, девочка ушла в другой класс. Её родители, Сауле Хамитовна и Мухтар Майлин, были простыми, честными людьми, благодаря их уму и неравнодушию к собственному чаду, Гуля перешла в 9-ом классе в другой, соседний коллектив, возглавляемый наставником нового поколения Светланой Михайловной Лопатиной.
Воспитатель.
Замечательный учитель химии, талантливый педагог, прекрасный российский интеллигент Светлана Михайловна, жива и по сей день.
Она прожила успешную жизнь блестящего наставника детей старших классов средней школы. Её учениками до сего дня заполнены коридоры научных, медицинских и деловых учреждений Казахстана.
В любом развитом государстве этой женщине была бы обеспечена полноценная и богатая старость достойного пенсионера. Даже если бы страна в силу многих частных причин не смогла бы ей выделить приличествующие условия, то уж благодарные весьма обеспеченные ученики никак не забыли бы её участие и значение в своей судьбе.
Но, к сожалению, пока в Казахстане не так.
Одинокая пенсионерка доживает свой век в двухкомнатной квартирке, выделенной ей ещё в советское время, иногда ругаясь с соседями, с плохими врачами в поликлинике, с продавцами магазинов, с такими же пенсионерами, как и она сама. Только рождённая когда-то вне брака (а было ли время на замужество у честного советского учителя?) собственная дочь является единственной её моральной и материальной опорой, состоявшейся в этой жизни.
Дочка вышла замуж в перестроечные годы за бизнесмена-голландца азиатского происхождения и теперь живёт в Голландии. Она довольно состоятельна, и совершенно не страдает ностальгией по своей молодости и Алма-Ате, поэтому Светлана Михайловна сама навещает её раз в год, выезжая из Казахстана в Европу на деньги зятя.
Не было благодарности и милосердия в учебниках советской педагогики, поэтому неоткуда было взяться им у её советских учеников без различий в происхождении, в национальной принадлежности или, даже, в собственном воспитании. Советских детей учили восхвалять достижения, превознося их до небес, и одновременно не обращать внимания на недостатки, считая их не закономерными, а случайными. Наше бескорыстное и, якобы, доброе государство с детства отбивало охоту сочувствовать, кому бы то ни было.
Так и носились по свету люди Страны Советов, вызывая своим побирательством, мелким воровством и чрезмерным бахвальством снисходительный смех у всего цивилизованного мира. Их учили не замечать в своём глазу бревна. Они и не видели ничего ужасного в СССР, как и не видят и по сию пору. Для большинства из них возможность посещать заморские страны давала материальные зримые преимущества перед нищими 'не выездными' соседями, что более чем удовлетворяло их жизненные запросы.
В жизни всегда так. Кто старается не замечать свои изъяны, всегда загоняет проблемы внутрь, что приводит к разрастанию болезни, иногда с летальным исходом. Человеку свойственно обманывать себя, преувеличивая свои достоинства и уменьшая недостатки.
Единственный объективный показатель - это взгляд со стороны.
А для этого надо, в первую очередь, обеспечить гласность и доступность к своим истинным проблемам специалистов. Для человека - это врачи, для общества - журналисты.
Эти люди, раскрывая существующие болезни, помогают вам определить ваше поведение на будущее.
А как же достижения?
Они умеют говорить сами за себя. Если здоров человек, то он становится чемпионом в своём виде деятельности, если здорово общество, то его члены блещут богатством во всём мире. Чем здоровее и богаче состояние жителей, чем свободнее законы и права граждан, тем большее их число гуляет по миру. Люди, успешные сами и наблюдавшие успехи других, будут разносить вести об этом по всему свету.
В 2005 году один из детей какого-то большого финансового ведомства Казахстана собрал одноклассников в собственном ресторане по случаю юбилея выпуска своего класса. Естественно, на этот сбор пригласили и классного руководителя учеников того класса Светлану Михайловну Лопатину.
Она тихо глазами улыбалась, глядя на своих стройных 40-летних выпускниц и их погрузневших однокашников. Понимал учитель, что самые толковые её ученики давно живут за границей, а в родном городе заправляет богатый оболтус, сын государственного чиновника. Радость от встречи со старым своим выпуском омрачалась для неё сознанием того, что не сбылись её ожидания. Не справедливой оказалась советская жизнь для её любимых учеников. Лучшие её ученики выучились у отстающих ловчить и обманывать. Самые подлые и безнравственные добились успеха, а самым удачливым оказался потомственный чиновник, 'мандарин' казахского образца.
Уже пожилой учитель поднял тост во время юбилея за справедливость жизни. Только сама она понимала продуманную иронию своего слова, обозначавшего её сожаление о том, что её лучшие и любимые дети отправились работать за границу в поисках лучшей жизни, а дома остались лишь приспособленцы и неудачники.
Класс.
Тогда, в 1970-том году, в школе образовался класс удивительно разношёрстных детей.
Из класса 'Б' пришло немного детей.
Да и зачем ослаблять ровный и устойчивый коллектив?
Более слабых определили в классы 'А' и 'В'. Продвинутых из этих классов большей частью перевели в 'Г', меньшей - в 'Б'.
Так получилось, что дети-двоечники, но отпрыски 'блатных' родителей, попали в класс 'Г'. Самым ровным и нацеленным на учёбу стал класс 'Б'.
В 1974 году этот выпуск поставит вечный рекорд средней школы ?39 имени Сергея Мироновича Кирова. Среди его выпускников будет 11 детей, которые окончат школу с золотой медалью.
Старостой седьмого класса 'Г' стал мальчик по имени Козы-Корпеш, комсоргом в тот же год избрали Маскеубека, что переводилось с казахского языка, как руководитель московской мечети.
Ержан в этом классе стал негласным лидером, по причине наличия у него старшего брата.
Уже тогда гремела блатная слава Бочи-Бахытжана в окрестностях 'цэковского' дома, а школа ?39 была как раз в двух шагах от него. Его рост, физическая мощь, восхищение окрестных девиц настолько контрастировали с маленьким Ержаном, что он, сам того нехотя, незаметно приобрёл комплекс неполноценности.
Это подростковое приобретение его личности останется с ним до конца жизни. Так и будет преследовать его и днём, и ночью зависть и ощущение собственной ущербности.
Не восстановит его даже внезапный выброс мужского гормона тестерона в кровь, который приведёт к тому, что самый мелкий пацан в классе стал в одночасье самым крупным в течение одного лета после окончания 9-того класса в 1973 году. Проснувшаяся в Ержане мужская природа быстро сделает его большим и статным, но никогда не сможет ему вернуть психологию нормального человека. Вероятно, окружающему его обществу была более необходима мелкая, подлая душонка приспособленца и проходимца, чем широкая и добрая натура, что была свойственна Ержану от рождения.
Так случилось в школе, что три мальчика на два с половиной года стали главными в классе авторитетами и среди отличников и среди двоечников.
Одноклассники.
Ержан запомнил хорошо почти всех своих однокашников.
Маленькая 'статуэтка' Леночка Маслова, будущая красавица и покорительница многих мужских сердец. Её неразлучная подруга Светлана Жандарова. Как-то они не захотели уйти с уроков вместе со всем классом. Ребята в отместку решили объявить им бойкот, что вынудило подружек перейти в другой класс.
Рыжая глуповатая Жанна Котельникова.
Рано сформировавшаяся Люда Пономорёва. Мечта всех мальчишек-одногодок и даже учащихся из старших классов. Она была из простой рабочей семьи. Рано постигнув азы женской психологии, она рано вышла замуж, быстро и навсегда обабилась В 25 лет она обратилась в какую-то бесформенную груду, в которой никак не угадывалась точённая фигурка юной девушки из седьмого 'Г' ...
Большая статная и красивая Лариса.
Настоящая русская красавица-казачка, с широкими бёдрами, высокой грудью, гордо и высоко посаженной головой. Она излишне, в понятиях восточной страны, которой, несомненно, всегда являлся Казахстан, любила свободу. Её дарованной природой женской сути было определённо рожать 20 детей. Так она была крута, здорова и заносчива.
Но разве допустила бы такое безобразие в СССР городской девушке ханжеская советская мораль? Мне кажется, поэтому с ней случилось то, что случилось.
В конце 1973 года её мать в панике от зачастивших к ней ухажёров заперла её в комнате своей квартиры на 4-ом этаже обычного дома. Лариса, решив ослушаться мать, в попытке перебраться из окна комнаты на балкон, сорвалась и разбилась о голый твёрдый асфальт под окнами дома. Погибла она мгновенно ...
То ли в 5-ом, то ли в 6-ом классе девочка-еврейка, как это обыкновенно, отличница из параллельного класса 'А' на зимней прогулке подхватила менингит и быстро в течение недели умерла.
Ержану запомнилось, как дети бегали за венками для её похорон, а её классный руководитель Анна Николаевна, преподаватель русского языка и литературы, тоже из плеяды настоящих 'макаренковцев', в это время отмечала свой день рождения со своими друзьями. Дети, по своей инициативе собравшись вечером помянуть девочку в канун похорон, случайно застанут её вечеринку в самом разгаре, когда зайдут к ней, чтобы приобщить классного руководителя и путеводителя по литературным мирам к своей печали.
Был мальчик-инвалид Ибраев, который явно отставал в развитии и поэтому беспощадно подвергался детьми издевательствам и насмешкам, в которых он, правда, мало что понимал.
Жирненький пацанчик Хорошкин, которого любил всячески донимать Козы-Корпеш, непонятно почему сразу невзлюбивший этого безобидного доброго, но глупого мальчишку.
Юра Францев - очень толковый мальчик из интеллигентной семьи, вероятно, сосланных из 'Питера' родителей. Он как-то странно говорил 'конечно', 'что', не как все через 'ш', а через 'ч'. У Юры были очень серьёзные проблемы со зрением, поэтому он был страшно рассеянным, нерасторопным и часто выглядел глупо. Из-за чрезмерного усердия к учёбе и любви к чтению, он не особо следил за своей внешностью. От этого у него были вечно немытые волосы, с которых сыпалась перхоть, которая вызывала у многих одноклассников чувство брезгливости. Он был чем-то неуловимо похож на известного актёра Юрия Никулина в роли дедушки из знаменитого фильма Ролана Быкова 'Чучело'.
Также интеллигентен, образован, но до смешного неряшлив и неприхотлив.
Наша выдающаяся спортсменка, которую чаще мы видели на экране телевизора или слышали о ней в обзорах журналистов, Сауле Барлыбаева уже в 8-ом классе выполнила норматив на звание мастера спорта международного класса по художественной гимнастике. Потом она станет ведущей спортивных новостей на казахском телевидении, и все её однокашники, живущие в Казахстане, станут хвастать знакомством с нею.
В 1980-ом году Сауле, единственная из класса, примет участие в Московской Олимпиаде в качестве комментатора, будет лично присутствовать на Таганской площади, в день похорон Владимира Высоцкого. У неё разовьётся в 1980-ых страшное заболевание на ноге, но она каким-то чудом сможет избавиться от совершенно неизлечимого недуга.
Двоечники Абрек Шаяхметов и Серик Спатов были внебрачными детьми каких-то высших сановников советской власти, поэтому им перепадало много дармовых подарков с барского стола, но совсем не было истинной родительской любви и воспитания. Они так и прожили всю свою молодость без царя в голове, периодически отсиживая сроки за какие-то уголовные преступления. Сначала за групповое изнасилование, затем за грабёж и воровство.
Певцы и поэты национальных окраин советского образца.
Они были дружны с Нуржаном Тегалином и Саулебеком Курмангалиевым, по кличке 'Малёк'. Это были дети известных казахских интеллигентов советской поры. Отец Нуржана был писателем, представителем социалистического реализма в литературе. А папа 'Малька' был знаменитым музыкантом-домбристом, что умел так выпячивать глаза, что казалось, они вот-вот выпадут из орбит. Это веселило всё руководство нашей партии.
В СССР были всегда популярны фокусы наподобие рекордов из книги Гиннесса.
Великая казахская домбристка Дина Нурпеисова, которая в одночасье стала великой, случайно попав на глаза московскому начальству, за то, что смогла играть на музыкальном инструменте в 90 лет.
Скорее всего, какой-нибудь Н.И.Ежов представил её Сталину или кому-нибудь ещё, как старую обезьяну, что не только долго живёт, но ещё умеет разговаривать и даже умеет довольно гармонично бить по струнам.
Таким образом, людям вбивалась мысль о Золушках советского образца и 'кухарках' из самых отсталых районов страны, что могли 'управлять' страной.
Но, на всякий случай, был ещё и выдающийся старик 90-летний Джамбул, который стал знаменитым казахским поэтом на старости лет, благодаря многочисленным, сосланным в Казахстан московским и питерским литераторам. Конечно, Джамбул Джабаев никогда не был ни поэтом, ни даже писателем. Он просто иногда пел на праздниках казахские кюи, некий экспромт-речитатив или, говоря современным языком, рэп, при некотором музыкальном сопровождении домбры. Может быть, в юности он и был неплохим певцом, как и Дина Нурпеисова недурной домбристкой, но в 90 лет они оба выглядели весьма неприглядно.
О этих гениальных советских старцах из национальных меньшинств написал Осип Мандельштам:
Сулейману Стальскому
'Там, где край был дик,
Там шумит арык,
Где шумел арык,
Там пасется бык,
А где пасся бык,
Там поет старик'.
Валерка Хожиков.
Валерка Хожиков - очень толковый мальчик, сын режиссёра, постановщика знаменитой казахской поэмы 'Кыз Жибек' (девушка 'Нежность') на киноэкране.
На съёмках этой картины были специально нанесены на камни письмена, якобы, образцы древней письменности казахов. Лет через 10 после окончания работы над фильмом некий археолог обнаружит эти камни и привезёт их в Академию Наук. Пару лет они простоят в фойе солидного здания в качестве неопровержимого свидетельства для полуграмотных казахских хвастунов-учёных наличия у древних казахских племён сформировавшегося собственного алфавита где-то около 7 века нашей эры. Согласно каким-то физическим измерениям, слой, на котором был нанесён найденный текст, соответствовал этому времени. Совершенно случайно визит в научную Мекку режиссёра фильма обнаружил эту курьёзную ошибку. Весь археологический мир долго хохотал над незадачливым бахвальством гениальных казахских находок, противоречащих всем историческим фактам. До сих пор диссертации той поры, посвящённые обоснованию возникновения ранней письменности в Казахстане, служат доказательством для глупых или хитрых историков, подвизавшихся на стезе национализма и патриотизма. Впрочем, некоторые из тех учёных служат теперь на самых высоких постах республики по организации культуры в Казахстане.
'А почему нет', - считают они, - 'вот в Татарстане тоже 1000-летие Казани отмечают'.
Действительно, почему нет?
Но к этой анекдотической истории Валерка и его отец имели лишь косвенное отношение. Русская мама Валеры долго смеялась над этим случаем повсюду, где ей приходилось бывать, невольно распространяя по свету историю об уровне советской казахской науки. Впрочем, судя по многочисленным многовековым юбилеям различных городов России, отнюдь не только казахстанской.