Устиловская Инна Геннадьевна : другие произведения.

Цикл поучительно-познавательных и сказочных рассказов для детей, которые не вредно почитать и взрослым

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Цикл поучительно-познавательных и сказочных рассказов для детей, которые не вредно почитать и взрослым

ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ГРАДУСА

  
   Была ранняя Весна. И совсем ещё не было жарко. Только 1 градус. Да и тот лишь недавно появился - он полчаса, как проснулся и всё ещё ёжился от холода.
   Но нашёл в себе мужество распрямиться и стал похож на стройную единицу, приблизительно вот такую: 1, только без носика.
   Сделав все необходимые утренние дела, Градус остановился и задумался. Ему было скучно и немного страшновато - ведь он был один, а на улице было ещё темно.
   Чтобы хоть чем-то заняться, он огляделся по сторонам и заметил Солнышко, которое выглянуло из-за Тучки. Увидев одинокого и печального Градуса, Солнышко стало его утешать: посмотри, я ведь тоже одно, но никогда из-за этого не огорчаюсь и не плачу.
   "Но ты ведь большое", - возразил Градус, и никак не хотел утешаться. Но от того, что Большое Солнце заметило его и поговорило с ним, Градусу почему-то стало теплее на душе, и он вдруг почувствовал, что он уже не один.
   И действительно, Термометр показывал уже 3 Градуса.
   Термометр - это такое устройство, которое показывает, сколько у тебя друзей. При условии, что ты - Градус, и твои друзья - Градусы.
   Вообще-то, чем больше друзей, тем лучше. Опять же таки, при условии, что это настоящие друзья.
   Потому что Градусы бывают ещё и алкогольные. С ними надо быть осторожными. Особенно, когда их много.
   Да и температурные 40 выдержать не просто.
   То есть, всего должно быть в меру.
   А сейчас, кроме него, было ещё 2 Градуса - как раз столько, сколько должно быть друзей, на которых можно положиться. И появились они с самого начала. А те, которые придут позже, - они бывают и не столь надёжными - могут бросить при первой возможности. Чуть похолодает - и их уже нет.
   Даже поговорка такая есть: "Старый друг лучше новых двух!"
  
   Пока наш Градус думал обо всём этом, становилось теплей, количество Градусов увеличивалась, и на улице становилось многолюдней.
  
   К Градусам люди всегда относились с большим вниманием. И когда о них передавали по радио, или телевизору, то все громко кричали "Тихо!" и напряжённо слушали.
   Возможно, это сложилось исторически, ещё с тех времён, когда не было одежды и люди должны были знать, можно выходить из пещер, или лучше переждать непогоду в уютной норке.
   А ещё Градусы ценили за то, что они были испытанной темой разговора при отсутствии других тем.
   По правде говоря, некоторые люди любили не только говорить и слушать о Градусах, но и набираться ими, чтобы было теплее и веселее.
  
   К вечеру, как всегда, Градусы стали расходиться, а наш Градус пошёл спать. Расставаться с другими Градусами ему не хотелось и, чтобы удержать их возле себя, он натянул на себя Одеяло и сразу же растворился во сне - наяву его не стало. Люди о таком состоянии говорили 0 Градусов.
   Потом температура ещё падала, но Градус об этом не знал - он спал, а вокруг был Антимир - мир противоположностей, мир отрицания, где всё было наоборот - вместо света была тьма, а Градусы были такие же, как днём, но только со знаком "-".
   Быть может, ему об этом рассказывали (Мама, или Папа), а может ему это приснилось.
  
   Когда же он утром проснулся, то снова был один. Но теперь он не растерялся - он знал, что скоро появится Солнышко, придут другие Градусы и всё повторится снова.

ВЫШИВКА МОЕЙ БАБУШКИ

   - Я не буду вышивать, - упорно твердит мне дочка.
   Я беру у неё лоскуток канвы и аккуратно распутываю нитку, которую она в десятый раз за те 15 минут, которые мы учимся вышивать, умудрилась запутать.
   - Ты ведь никогда ничему не научишься, если не будешь усердно стараться, - говорю я ей тихо, наставительно.
   - Мама, это ведь скучно!
   - Но зато потом, когда ты научишься, ты сможешь вышить всё, что тебе захочется. И даже вот на 8-е Марта мы с тобой сделаем салфеточку, и ты отнесёшь её в садик на выставку. Все увидят, какая ты мастерица.
   - Я лучше им песню спою! - "Маленькой ёлочке холодно зимой ..." Я на Новый Год пела. И слова уже знаю.
   Я возвращаю дочери её ткань.
   - Гляди, я распутала.
   В глазах ребёнка никаких эмоций. Я смотрю на неё и думаю: "Как же ей объяснить-то, что нельзя жить всё время, доставая из кармана заготовки. Их запас иссякнет, а нового ничего не появится, если не учиться и быть ленивой.
   - Но ведь "про ёлочку" - это зимняя песня. А 8-е марта - праздник весенний. Давай мы с тобой научимся делать что-то новое к весне - то, чего раньше ты не умела.
   - Мамочка, я снова запутала.
   Она глядит на меня так, будто и смущена тем, что у неё никак не получается, и одновременно рада, что вот, может ничего не делать, а просто сидеть и смотреть, как я вожусь с нитками.
   - Доча, тебе понравились картины, которые мы видели вчера в Третьяковской галерее?
   - Та девочка с абрикосами была ничего. На мою соседку по кровати в садике похожа. Только у Люси волосы тёмные, - "со знанием дела" отвечает моя крошка.
   - Не с абрикосами, а с персиками, - поправляю её я.
   - Пусть будет с персиками.
   - Хорошо. А стихи Маршака тебе же нравятся?
   - Очень нравятся!
   Ещё бы! Она их так любит, что я ей раз по 10 каждый перечитывала, а особо любимые по 15. Чуть наизусть не выучила!
   Я замечаю, что глаза дочери заблестели. Значит, эта тема её заинтересовала. Возможно, сможет и поколебать её уверенность.
   - Маршак - очень хороший поэт. Его стихи все знают и почти все любят. Но ведь их он написал, будучи образованным человеком. Он учился в одной из лучших гимназий Петербурга. Как ты думаешь, это было легко?
   - Наверно нет ....
   Дочка смотрит на канву. Маршака она любит, но его личность ей явно неинтересна. Я сделала ещё одну попытку.
   - Маршак всё время проводил в библиотеке. Он учился, он не стоял на месте. И не говорил, что споёт "песенку про ёлочку", которую уже знает, как одна моя знакомая.
   - Мама, снова запуталась. Можно я пойду поиграю с Барби?
   Я вздохнула.
   - Иди играй ...
   - Что же делать, если ребёнку не дано упорство, и убедить его в том, что "без труда не вытащишь и рыбку из пруда", а тем более не сотворишь ничего значительного, не добьёшься успехов в жизни - труднее той задачи, которую ты в состоянии решить.
   Я вытянула иголку из канвы и воткнула её в алую клубничку - подушечку. Потом сложила вышивку.
   Возможно, она ещё слишком мала, - утешаю я себя. Я положу её работу на время в шкаф. 6 лет - очень маленький возраст, чтобы понимать, что труд - это не только способ, в какой-то мере, и смысл жизни, а тем более творческий, созидательный.
   Я отворила шкаф и выдвинула ящик, в котором у меня лежали рукодельные работы: вышивки, вязаные салфетки, скатерти, полотенца, картины.
   Положив работу дочери в ящик, я вдруг увидела там коробку. Сама когда-то клала ту вышивку в неё. Ту - одну единственную. Вышивку моей бабушки. Одной рукой я снимаю крышку, а другой достаю из ниши скатерть.
   Когда я держу в руках это сокровище, у меня всегда замирает сердце. Полотно - метр на метр. И всё сплошь покрыто цветами: раскрывшимися, бутонами всевозможных оттенков. Веточки цветов переплетаются в танцевальных позах, образуя замысловатый узор. Каждый цветок несёт своё очертание, свою диковинку, даже, кажется, свой аромат. Здесь: гвоздики и розы, васильки и ландыши, фиалки и георгины, и совсем невиданные цветы. Где бабушка могла их видеть? Возможно, только на просторах своей фантазии.
   У моей бабушки была большая душа. Ею она и создавала шедевральные вышитые картины с сюжетами, взятыми из сказочных королевств мечты. Скатерть, которую я держу в руках, она вышивала до смерти. И говорила, что больше всего хочет успеть закончить её. Это был своеобразный итог её жизни. Самая большая и трудоёмкая её работа. Бабушка закончила вышивку и на следующий день умерла. Мама говорила, что она перенесла на полотно свою душу.
   По краям полотна струилась белая ажурная окантовка, а в правом нижнем углу было вышито тоже крестом: Н.В. - Наталья Васильева.
   Сколько ночей провела бабушка над работой?! Сколько раз вкалывала она иглу в тонкую ткань, чтобы освятить её узорами и дать ей жизнь?!
   Эту работу вряд ли удалось бы повторить кому-то. Это был шедевр. За него можно было платить фортуной.
   - Доча!, - позвала я. Малышка прибежала сразу.
   - Да, мам.
   - Смотри. Это вышивала моя бабушка.
   Я положила скатерть на стол.
   Девочка смотрела так внимательно, как, кажется, никогда в жизни. И она вдруг стала такой серьёзной.
   - Что ты молчишь? - спросила я её робко.
   - Мама.., - почти немым голосом проговорила она. - Я замерла. - Мама, это чудо.
   - Правда?
   Дочка больше ничего не говорила. Она стояла и молчала. Я по глазам видела, какое впечатление произвела на моего ребёнка эта вышивка.
   - Это работа твоей прабабушки. Она была мастерицей ...
   Я умолкла, потому что поняла: она меня не слушает.
   Дочка одним пальцем прикоснулась к краешку скатерти и потрогала нитки, которыми она была вышита.
   - Мама, я буду вышивать. Я буду вышивать сколько нужно. Я хочу суметь когда-нибудь сделать что-то подобное.
   - А у тебя хватит терпения? - спросила я. - Бабушка всю жизнь училась, чтоб вышить это. Такая работа - колоссальное умение и труд.
   - Хватит, - ответило моё дитя.
  
   Она действительно стала вышивать. И в других делах у неё появилась терпимость к работе. Я уже не заставляла её писать те палочки и крючочки, которые ей задавали в садике. Она делала это сама.
  
   А кто знает, может когда-нибудь, когда меня уже не будет на свете, моя правнучка покажет вышивку, или другое творение моей дочери своей дочке. И скажет: "Это сделала моя бабушка".
  
  

ШУТОЧНОЕ НЕДОРАЗУМЕНИЕ, ИЛИ

БЕЗ ПЯТИ ТРИ

  
   - Который час? - спросил Серёжа у Папы.
   - Без пяти три, - ответил Папа.
   - Такого не может быть, - уверенно возразил Серёжа, - отрицательных часов не бывает.
   - А вот и бывает, ещё и разных типов.
   - И что это за типы?
   - Всё очень просто, - начал объяснять папа, который только сейчас начал думать о том, что он говорит. Во-первых, типы бывают отрицательные и положительные. Смотри, у тебя есть друг Коля, с которым ты любишь играть - он, конечно, положительный тип. А есть ещё Мишка, который отбирает у тебя игрушки и всё время задирается - это отрицательный тип.
   - Папа, но мы же о часах, - робко возразил Серёжа.
   - Да?, - удивился Папа, но отступать не собирался и предложил считать отрицательными часами часы отрицательных типов. Таких, например, как Мишка.
   - Но у него ведь ещё нет часов, - стоял на своём Серёжа.
   - Вырастет - будет!
   - А если когда он вырастет, станет положительным типом, - не унимался Серёжа, - у него часы будут положительного, или отрицательного типа?
   - Вот видишь, - обрадовался Папа, - ты уже сам признаёшь, что часы бывают положительных и отрицательных типов.
   - Ну, допустим, а какие ещё бывают отрицательные часы? - поинтересовался Серёжа.
   - Отрицательными можно считать часы, которые ты потерял, то есть, провёл зря. Например, вчера смотрел по телевизору какую-то ерунду.
   - А когда ты смотришь свой футбол и новости - это тоже отрицательные часы? - обиделся Серёжа.
   - Это когда как, - примирительно сказал Папа, - бывает футбол стоящий, а бывает, действительно теряешь время.
   - Ну, ладно. А еще какие бывают типы часов? - потребовал Серёжа.
   Папа продолжал:
   - Можно предположить часы, которые показывают часы не прошедшие, а те, сколько осталось до заданного времени.
   - Хорошо, а сейчас всё-таки который час?
   - Сейчас 3 часа.
   - То есть время уже стало положительным?
   - Во-первых, за 5 минут и не такое может случиться, а во-вторых, то время, которое ты проводишь со мной, всегда положительное, - гордо заявил Папа.
   - Это, смотря для кого, - уточнил Серёжа. И добавил: "И смотря, в каких случаях..."
   - Ты это на что намекаешь?!, - насторожился Папа.
   - Да так, ни на что. Просто, когда ты на меня ругаешься, это время нельзя считать положительным.
   - Можно, - упрямо сказал Папа. Во-первых, потому, что я не просто ругаюсь, а тебя воспитываю, а во-вторых, даже если ты это не принимаешь, то оно полезно для Мамы, так как я её в этот момент не беспокою.
   - Вот видишь, на этот раз поймал Папу Серёжа, - теперь ты сам подтверждаешь, что время может быть положительным и отрицательным в разных случаях.
   - А ты ещё раз подтверждаешь, что время бывает отрицательным, - тут же нашёлся Папа.
   И вообще, продолжал Папа, надо отличать время - продолжительность и время текущее.
   - А что, есть ещё и нетекущее? По-твоему есть время, как кефир, или молоко, и время-камень?
   - Ну, можно и так сказать.
   - А пример ты привести сможешь?
   - Пожалуйста: в известном предложении "Казнить нельзя помиловать" если запятую поставить после казнить, то время до казни будет, как камень, или как верёвка на шее. А время, в которое поставили эту запятую, как выстрел, или как приговор.
   - Ого, так это, по-твоему, время ещё и гибкое?
   - И более того, сравнивать его можно и с материальными предметами, и с понятиями.
   - Ладно, Папа, мне, кажется, на сегодня достаточно. Так что не теряй времени, а я пойду поиграю с Колей.
   - Иди, но чтоб без 5 4 был дома.
   - А можно я приду в 5 и 4, то есть в 9? А то, несмотря на твои объяснения, я всё-таки в отрицательное время прийти не могу.
   - Погоди, а откуда взялось 9? - Ты что, с цифрами арифметические действия совершаешь? - начал потихоньку "врубаться" в логику сына Папа.
   - Конечно, - нас так на математике учили...
   - А думать, когда какие знания применять слабо?! - Я 15 минут пытаюсь тебе объяснить очевидные вещи, - стал кипятиться Папа.
   - Да ладно, что ты так волнуешься - я ведь просто балуюсь - на самом деле я с самого начала всё понял, и, к тому же, узнал много интересного. Так что не расстраивайся. И время, проведенное с тобой, действительно всегда положительно.
   - Тогда хорошо, - улыбнулся Папа, но на всякий случай не преминул напомнить, что домой надо вернуться вовремя.
  

5-й ВАГОН

  
   Жил был 1 умный вагон. Всё он любил делать по-своему. И вот однажды, когда электровоз проехал Светофор, тот, подмигнув, как всегда, зелёным светом, переключился на красный.
   Увидев красный цвет, 5-й вагон проскрипел "Я дальше не поеду - меня мама Паравозиха ещё в вагоностроительном депо в детстве учила при виде красного цвета тормозить" и стал упираться всеми своими колёсами в рельсы.
   Кое-как добравшись до места назначения, Машинист доложил о происшествии и 5-й вагон повели к Врачу.
   "Что-то ты тормозишь не только в прямом смысле, но и в переносном - в умственном развитии" - сказал ему Врач и, как водится, прописал анализы.
   Ничего подозрительного не обнаружив, Врач направил его к Психологу, который классифицировал повышенную сознательность.
   Собрался консилиум и > всех пациентом заинтересовался глазник - больной отлично разбирался в цветах и чётко выполнял все команды.
   Услышав о цветах, глуховатый отоларинголог вспомнил
   - о школьных уроках ботаники,
   - о даче,
   - о своём дне рождения
   - о дне рождения своей близкой подруги.
   За то, что 5-й вагон напомнил ему обо всём этом, он проникся к нему глубокой симпатией.
   Тем не менее, консилиум продолжался.
   Некоторые предлагали ставить 5-й вагон последним, чтобы он никого не задерживал, но тот категорически отказался менять свой номер, что могло создать путаницу.
   Другие предлагали обратиться с просьбой к Светофору, чтобы тот переключался после прохождения не первого, а последнего вагона, но тот возражал, что, во-первых, приветствует первый вагон, а, во-вторых, что так привык. В пример приводил Змею - не ждать же когда она проползёт мимо тебя, а затем здороваться с её хвостом?!
   В конце концов, Светофор признался, что подмигивает Машинисту.
  
   Убедившись, что со Светофором не договоришься, было решено привить 5-му Вагону "стадное чувство" - это когда думать не надо, а надо поступать, как соседи.
   Для этого пригласили лучших учителей - Баранов. Отвести их к Вагончику было очень просто - достаточно было увлечь Вожака, а все остальные потянулись за ним.
   Многие Бараны смотрели на Вагончик, "как на новые ворота".
   "Смотреть как на новые ворота" - это такое выражение, и сейчас я вам расскажу, откуда оно произошло.
   А произошло оно именно из этой истории. Дело в том, что когда Бараны пришли к Вагончику, то многие из них не знали, что это такое, но только самый Маленький Баранчик спросил у Вожака: "Это кто?" Умудрённый опытом старый Вожак ответил: "Это - ворота", вкладывая сюда философский смысл и подразумевая, что вагон - это ворота в новый мир. Ведь если забраться внутрь, он повезёт тебя в далёкие неизведанные края.
   Бараны услышали этот ответ, но смысла им никто не объяснил, и они для себя уяснили, что если видишь что-то новое, надо говорить "смотреть, как на новые ворота".
  
   У 5-го Вагончика и Маленького Баранчика было что-то общее - любознательность и индивидуальность - и они сразу подружились.
   Наигравшись вдоволь на воздухе, Баранчик попросил Вагончик его покатать.
   "Не могу, - сказал Вагончик, - мне не разрешают".
   "Почему?" - удивился Баранчик.
   И Вагончик рассказал ему всю историю, которую вы только что прочитали.
   Внимательно всё выслушав, Баранчик спросил:
   "Значит, ты не можешь ехать на красный цвет из принципа?"
   "Не из принципа, а по правилам" - возразил Вагончик.
   "А что будет, если ты всё-таки поедешь, как тебя об этом просят?" - продолжал задавать вопросы Баранчик.
   Вагончик задумался и произнёс:
   "Да, пожалуй, ничего плохого не случится".
   "Вот видишь, - обрадовался Баранчик, - раз ты это понял, теперь ты сможешь меня покатать!"
  
   Так они поняли, что правила надо применять "с умом".
   И что правила нельзя применять слепо.
   Но вместе с тем, нельзя ими и пренебрегать - ведь созданы они были как обобщение опыта, а это значит, что в большинстве случаев они справедливы и должны применяться.
   Вообще, всегда надо думать. И при применении правил тоже.
   А ещё из этой истории можно узнать, что добиваться и добиться не всегда надо силой - в этой истории, например, для достижения цели хватило одного маленького любознательного Баранчика.
   И, конечно же, мы ещё раз убедились, что может Дружба - ведь желание покатать своего маленького Друга послужило толчком для решения всех проблем.
  
   Вы спросите, зачем я рассказал Вам эту историю?
   Затем, чтобы Вы знали, что всё надо делать в меру и упрямым быть тоже.
   И что иногда надо делать "как все".
  
   А вообще, каждый прочтёт и возьмёт для себя то, что нужно ему.
  
   Устиловская Инна Геннадьевна 255432@mail.ru
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"