Васильев-Ишимец Владимир : другие произведения.

Записки Апостола Господа Иеговы -354

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  3.03.21 Проект постов в ФБ закрыл. Начал другой.
   ** Обязательно прочитайте Предисловие в Выпуск 1-А
  
   Духовный Факел Русский
  
   Записки агента ЦРУ Выпуск 248
  
  
   ** Мои мнения выделены так: ==... ==
  
   8.09.22 Взялся читать замечательную, но скорее -великую... -книгу Дмитрия Быкова "Страсть и власть".
   Не знаю, как быстро прочитаю. Сейчас у меня читаются 4 или даже 5 книг и идёт работа с 3 -5 текстами...
   По моей литературной новации -изобрёл новый жанр литературы... - я эту книгу скопировал себе в файл типа .odt (бесплатный ОпенОфис) там читаю и по ходу чтения туда же вписываю мои мнения.
   А потом весь этот текст Быкова и мой выложу в Самиздате.
  
   Тут размещаю первые страницы. Мой текст выделен в тексте Быкова так: ==... ==.
  
   Д.Быков
  
  
   Страсть и власть
  
  
   Русская литература: страсть и власть
  
  7.09.2022 Протопоп Аввакум
  
   "Житие протопопа Аввакума" и древнерусская литература
  Два произведения, две исповеди, лежат в основании двух литератур, русской и европейской. В основании европейской - "Исповедь" Блаженного Августина, из которой выросли все великие романы Франции, Германии, Англии, да и Америки тоже. А вот в основании русской литературы, ее матрице, заложена исповедь протопопа Аввакума, первый русский роман. Причем роман автобиографический, довольно страшный. Один из величайших вообще текстов в русской литературе. Текст, с которого все началось. До сих пор вся русская проза развивается по этой матрице.
  Но прежде поговорим об обстановке, в коей этот феномен появился.
  
  Это время царствования второго Романова - царя Алексея Михайловича по прозванию Тишайший. Тогда и произошло деление русской церкви, деление во многих отношениях роковое, на никонианство и старообрядчество.
  Никон, игумен Кожеостровского монастыря, был много старше Алексея Михайловича, сумел ему понравиться, был им приближен, а в 1652 году сделался патриархом. У нового патриарха была своя точка зрения на русскую историю, на предназначение русского православия.
  В то же время в 1654 году произошло еще одно важное для государства событие - Переяславская рада. Присоединение Украины к Русскому царству. Малороссии, условно говоря.
  
  В Украине богослужение проводилось по греческим образцам, по греческим книгам, а в Московии - по византийским. И для того, чтобы обеспечить единство, чтобы привести богослужебные книги к единому образцу, задумано было произвести их новый перевод. Этот новый перевод внес в русские православные обряды довольно радикальные поправки.
  Представьте себе, пусть даже абстрактно, что вы абсолютно верите в существование Бога, что вы находитесь в постоянном диалоге с ним, что от того, как именно вы молитесь, от обряда, от ритуала, от постных дней, - от всего этого зависит непосредственно ваша жизнь.
  
  Раскол произошел не только из-за того, двоеперстием или троеперстием надо креститься, это огромная культурная драма - полная перемена обряда. И люди идут на смерть, и смерть иногда мучительную, ради этих, казалось бы, мелочей богослужения. Раскол и есть религиозная война, и трудно представить, до какой степени тогда доходило взаимное ожесточение.
  
  Старообрядцы объявили Никона антихристом, никониане старообрядцев - еретиками. После Никона церковь стала в некотором смысле государственной. Появилась государственная вера. А старообрядчество осталось народной верой.
  
  И Аввакум, который одно время был другом и соратником Никона, входил в его круг "ревнителей благочестия", сам говорил о необходимости реформ в русской церкви (его даже прочили в одного из справщиков, переводчиков с греческого), вот этот Аввакум стал вождем сопротивления реформе. Потому что для него старая вера, старообрядчество - это тот символ, та опора, на которой он стоит. Даже если нововведения по греческим книгам правильные, он все равно считает, что нельзя.
  
  Вот в чем еще предмет раскола: нельзя учить народ, как ему верить. Народ уже верит так, и переучивать его бессмысленно.
  
   == А в 21 веке про население России можно сказать что это двуногое говно у которого в головах кроме говна нет ничего. Посмотрим хотя бы на все "поветрия" пролетевшие через головы россиян за прошлые 40 лет, если россияне моложе 27 лет?
   Конечно, верующих любого возраста невозможно ставить в один ряд с безбожниками.
   Но... Текст Нового Завета был "канонизирован около 4 века.
   Затем за некоторое время были написаны первые 40 книг из вероятно 200 тысяч книг написанных по темам христианства к 21 веку...
  
   Допустим, эти первые 40 книг христианских все вместе занимают 4000 страниц. Мы сегодня должны хотя бы эти книги прочитать хотя бы один раз в жизни? Библию ведь мы должны прочитать хотя бы 3 раза за 30 лет жизни.
  
   Грамотность -величайший дар людям от Господа? Или подарочек от Сатаны? Если грамотность -от Господа, то должна для нас быть огромная разница между христианином который каждый год читает 500 страниц в разных христианских книгах и христианином который за 30 лет в Библии прочитал 12 страниц, в Новом Завете 30 стараниц, из прочитанного всё забыл за 70 минут.
   В каком смысле христианин должен "и бежать и гореть"? Неужели -как можно больше намахаться руками когда крестится перед иконами?
   Христианин как человек в быту должен весьма отличаться от безбожника который за всю жизнь не прочитал в книгах даже 10 страниц (я имею в виду книги безбожные)?
  
   И если мы должны признавать разницу между христианами которые каждый год читают по 15, по 500 и по 2000 страниц в книгах, то тем более как мы должны относиться к христианину, единственному на 500 километров вокруг города, который успел про Бога написать не меньше 20 страниц?
  
   И как же на деле христиане относятся к людям читающим и пишущим? Если христианин -ничего не читает, или как свинья относится к христианину который за год больше читает, то может перед нами один из тех, кто в Новом Завете называется "плевелами", "сборищем сатанинским", не избранным по определению "много званых, но мало избранных"?
  
   Конкретные люди, которые за прошлые 2000 лет написали под 200 тысяч христианских книг -были голосом Бога, самыми избранными среди всех избранных?
   Сегодня среди нас люди, не способные по темам христианства написать даже 25 страниц ни в 27, ни в 77 лет -имеют ли право криво и косо смотреть на тех, кто смог написать от 10 до 2000 страниц о христианстве?
   Писатели в духовном смысле стоят выше священников писать абсолютно не способных? Каждого, кто написал больше 100 страниц нужно автоматически рукополагать во священника?
   Церковь -это братство людей, одна семья, или сборище попов "из конторы"?!
  
   Поезжайте в любую деревню и поищите там что-то похожее на одну семью христиан... ==
  
  В этом случае, конечно, Аввакум выступает против прогресса. Он выступает на стороне самой что ни на есть архаики, самой что ни на есть старины. Но пафос его, его искренность, его отчаяние, его готовность претерпеть за свою веру любые казни и поношения делают его в наших глазах святым. И это ключевой момент в истории Аввакума.
  
  Он, я думаю, был человек совершенно невыносимый. Аввакум Петров, который родился, предположительно, в 1620-м, возможно, в 1621 году и был заживо сожжен в 1682-м в срубе в Пустозерске, а до этого четырнадцать лет просидел в земляной тюрьме, где написал главные свои произведения, еще задолго до русского раскола был известен невероятным рвением в вопросах веры.
  В исповеди своей он рассказывает, что отец его тоже был священником и грешил слишком большим пристрастием к хмельному. А мать Аввакума, Мария (в иночестве Марфа), воспитывала детей в послушании, в вере, в смирении.
  Сам Аввакум впервые задумался о смерти, когда увидел дохлую лошадь и понял, что он тоже умрет. И такое это произвело на него оглушительное впечатление, что он начал по ночам страстно молиться.
  
  Людям особенного душевного склада присуще чувство беспредельности, неограниченности собственной личности, чувство, что все не может кончиться со смертью. Таким был и Аввакум - тип человека настолько умного, темпераментного, страстного, выносливого, мощного телом и духом, как о нем писали современники, что мысль о своей конечности для него казалась невыносимой.
  
   == Чего было проще осознавать разницу между жизнью сейчас и ждущей нас жизнью после смерти... Много разного можно узнать по этому поводу если читать Новый Завет вдумчиво, а не с прытью "за 10 лет я его прочитал 450 раз..."
   А на самом деле сколько раз прочитали Новый Завет за всю жизнь вот эти лица, которых мы видим сегодня в любом храме во время богослужения?
   Очень не верится, что писания Аввакума хотя бы на треть состоят из цитат Нового Завета, остальное -обсуждение цитат, а личные мнения укладываются в 10-15 страниц... ==
  
  В семнадцать лет он женился на четырнадцатилетней Настасье Марковне, дочери кузнеца Марко, богатого человека, после смерти которого семья пришла в полное запустение.
  
   == То есть он крестился и бил поклоны по 4-7 часов в день. Вместо того чтобы пахать и сеять, тем более самому, могучему богатырю, работать кузнецом...
   Что в Новом Завете сказано про обязанность человека трудиться при жизни? Где там сказано "плюнь на всё, живи бездельником и только стучи головой в пол перед иконами"?! 14 лет в яме просидел и не умер там раз 12, не сошел с ума. Может ли сумасшедший дополнительно сойти с ума? Конечно не может... ==
  
  Настя ходила в церковь вседневно, сама хотела замуж за Аввакума. Он же молился, чтобы Бог дал ему жену-помощницу, жену-соратницу. Прожили они всю жизнь вместе, и она действительно была ему идеальной соратницей. Понимала все лишения, которые он навлек на себя и семью, и благословляла его на эти лишения, на эти подвиги.
   == Да много ли у неё ума было, у деревенской, из деревни на 45-80 дворов? Такая же умственно короткая, как все в деревне была... В 21 веке по деревням России где у богомолок признаки наличия хотя бы подлинно полноценного знания Нового Завета? А ведь от этого знания очень далеко до "христианской культурности". И ещё дальше до христианского склада ума.
  
   Вообще как нам деревенских различить по уму посмотрев, как они работают у себя по домашнему хозяйству? Вроде бы умные должны заметно больше иметь урожаев, чем "люди привычки"? ==
  
  Он стал священником в селе Лопатицы и там, в этом селе, быстро восстановил всех против себя: стыдил прихожан, порицал баб за блуд. Хотя и сам был подвержен искушениям. Однажды, когда пришла к нему некая девица и начала каяться во всякого рода разврате, ---
  
   == По тем временам и 70 дворов уже "огромное село"... Значит он про эту "девицу" всё это знал и без её рассказа... Да неужели там такие девицы брались за эти резвости уже с 15 -16 лет? Или данной девице было лет 35?
   Почему девица шастала мимо этих 70 или даже 200 домов в селе уже лет 5-15, а не стремилась стать женой первого же желающего её иметь всегда?
   Без полного и точного описания тогдашней жизни на 30 километров вокруг этого Аввакума мы не имеем оснований признавать его за умного и праведного человека... ==
  
   --- он почувствовал страстное возбуждение, внезапный прилив похоти.
   == Священник... Имеющий несколько лет жену... Заедающий всю деревню за резвости... А вот заведомо сумасшедший без проблем моментально бы про жену забыл... ==
  
  Что он сделал? Пишет: "...зажег три свещи и прилепил к налою, и возложил руку правую на пламя, и держал, дондеже во мне угасло злое разжжение", - то есть пока низменные желания не исчезли. Впоследствии этот эпизод перекочевал в "Отца Сергия" Льва Толстого, где отец Сергий, почувствовав, что его искушает женщина, топором отсек себе два пальца.
   == На каком основании мы должны этого Аввакума как писателя признать за честнейшего человека?! Ну, Толстой мог себе позволить полёт фантазии... ==
  
  Кстати, о пальцах. Один из местных начальников, которого Аввакум обличал, начал с ним драться "и у руки отгрыз персты, яко пес, зубами". Весь рот, пишет Аввакум, кровью наполнился. Потом едва не пристрелил, двор отнял и из дома изгнал "всего ограбя, и на дорогу хлеба не дал".
  
  Били его не раз, а Аввакум все равно выступал сторонником справедливости.
   == Прихожане били своего единственного священника... И вот нужно было Аввакуму дойти до такого исступления чтобы у этих прихожан "обычаи и порядки веры" оставались теми, при которых прихожане были вот такими гадами... ==
  
  Один из местных начальников у бедной вдовы похитил дочь для блудных своих надобностей. Аввакум пошел его изобличать, за что был страшно избит.
  
  Ища спасения, ориентировочно, в 1651 году пришел он в Москву; ему удалось представиться духовнику царя Алексея Михайловича Стефану Вонифатьеву, на которого он произвел самое приятное впечатление; тот отрекомендовал его Алексею Михайловичу, и царь приблизил Аввакума к себе.
  
  После избрания Никона патриархом многие увещевают Аввакума, просят его взять сторону никонианцев. Тот самым радикальным образом отказывается, настаивает: народ должен верить так, как верит. Разрушение этой традиции приведет к разрушению веры.
   == То есть Аввакум даже приблизительно не имел понятия о ходе разных перемен в народе за прошлые 30 лет его сознательной жизни... А что он знал о жизни народа... Только в церкви молитвы отчитывал каждый день с утра до вечера... ==
  
  Какое-то время Алексей Михайлович защищает его от гнева Никона. Потом царю надоедает заступаться за опасного еретика, который возражает против церковной реформы. И Аввакума бросают в подвал Андроникова монастыря, затем отправляют в сибирскую ссылку. Сперва в Тобольск, потом в Енисейск, потом в Забайкалье - в сопровождении нерчинского воеводы Афанасия Пашкова. В "Житии", этом гениальном художественном тексте, Аввакум говорит: "Десять лет он меня мучил или я ево - не знаю, Бог разберет". Вот это замечательная фраза! Вот это замечательная такая амбивалентность.
  
  Каков был путь, каковы были тяготы его пути в эту десятилетнюю ссылку, Аввакум описывает с изумительными подробностями, очень непосредственным слогом, слогом абсолютно живого рассказа.
  Аввакум дивится Божьим чудесам, но не забывает об ужасах, о страшно суровой зиме, о ледяных урочищах, по которым ему с женой и детьми приходится карабкаться. После ссоры Пашков велел высадить протопопа и его семью с дощаника, на котором тот плыл по Тунгуске, на берег и идти пешком.
  
  Аввакум - здоровый, сильный мужчина, а протопопица - женщина слабая, молодая, трижды рожавшая, ей идти очень трудно. Она все время оскользывается, падает. И вот во время одного из таких падений, когда уже не смогла подняться, она спросила: "Долго ли муки сея, протопоп, будет?" На что Аввакум ответил: "Марковна, до самыя смерти". И она сказала знаменитую свою фразу: "Добро, Петрович, ино еще побредем".
  
  Вот это "ино еще побредем" стало девизом русского протеста. Вот это "ино еще побредем" стало девизом всех угнетенных. Такое вечное, упрямое терпение.
  Потом вдруг пришла грамота: Аввакуму вернуться в Москву. Путь обратно занял три года. Он вернулся, помирился с царем. Какое-то время молчал. Понял, что молчать не может, начал опять свою проповедь. Самого Никона уже сослали в монастырь, но бороться с никонианством публично никоим образом было нельзя. И в результате как царица ни заступалась за Аввакума, его предложили расстричь. Не расстригли, он остался в сане, но сослали в Пустозерский монастырь.
  
  Он и в Пустозерске не унимается, продолжает рассылать через тайных людей, через сеть старообрядцев свои письма, книгу бесед, книгу толкований, продолжает настаивать на старообрядческой вере, полемизирует с Никоном. Это все распространяется по стране. Тогда и принимается решение его сжечь. И в июне 1682 года его сжигают в срубе вместе с пятнадцатью единомышленниками.
  
  Вот эта чудовищная жизнь и смерть человека, который погиб, в сущности, за абсолютную условность, не может не вызывать недоумения у человека сегодняшнего. И в то же время "Житие протопопа Аввакума" - небольшая совсем книга, но поразительно мощная - показывает, что человек, который жил за четыреста лет до нас, ментально от нас очень мало отличался. Его сомнения, его человеческая слабость нам очень понятны, мы проецируем его на себя.
  
  Мы другого не понимаем: откуда эта безумная вертикаль веры? Откуда в нем такая опора духа? Почему его дух так и не удалось смутить? Но когда мы читаем этот текст - это как инициация - в нас входит страстное желание во что-то так же, как Аввакум, верить до конца. Чему-то так же служить до конца.
  
   == В кого это "в нас"?! В одного за 40 лет среди 100 тысяч прочитавших данную книгу? В другого тихого сумасшедшего нашедшего себе пенёк для героического сотворения чего-то?
   Но за 400 лет разных сумасшедших на Руси было несчитано... И хоть бы один свихнулся на деле о котором смог бы как Аввакум написать книгу.
   Прочитайте внимательно обе книги Валерии Новодворской. Лежат в Сети. Она же фактически равна Аввакуму по своей способности стоять на своём...
   Подумаем и об этом? ==
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"