Доктор Клац позвонил вечером, оторвав меня от ужина. Голос психиатра звучал до ужаса чопорно:
- Здравствуйте, Илья. Я вас не отвлекаю?
- Нет... - пробормотал я с набитым ртом. - Говорите.
- Думаю, вам стоит заехать ко мне завтра утром. У меня есть кое-что интересное.
Я едва не поперхнулся:
- Клевцов? Ему лучше? Он заговорил?
- Нет. Мальчик до сих пор молчит. Но терапия принесла свои плоды, и вам стоит на них взглянуть. Они... озадачивают.
- Я приеду.
- Жду вас девять, - сказал доктор Клац и повесил трубку.
Звонок психиатра отбил весь аппетит, поэтому на кухню я не вернулся, а сразу направился в спальню, где в подшитой папке у меня хранились материалы по делу Клевцова. Копии криминалистических отчётов, протоколы допросов и фотографии. Много-много фотографий.
Дело Клевцова... Дрянное дело! Настоящая загадка. Причём из той категории логических головоломок, что поначалу кажутся простыми, но в итоге оказываются нерешаемыми. Как кроссворд, составленный из слов с орфографическими ошибками.
Две недели назад пятнадцатилетний Максим Клевцов и его подруга Лилия Плай забрались в 'ягуар' и уехали кататься на ночь глядя. Домой никто из подростков не вернулся. Дорогая машина, которую Лилия позаимствовала у отца, тоже исчезла без следа.
На следующее утро к списку пропавших без вести добавился Виктор Плай - брат Лилии. Встревоженный, что его сестра не вернулась, Виктор принялся обзванивать её друзей и подруг, а потом куда-то собрался, сел в серебристую 'тойоту' и уехал. Больше его никто не видел.
Дело об исчезнувших подростках досталось мне. И я бы покривил душой, заяви, что был этому рад. Семейка Плай - видные люди в городе, а Эрик Плай - не тот человек, с которым можно шутить. Этот поляк заявился ко мне в кабинет и полчаса внушал, что лучше бы мне найти его детей, да поскорее. Иначе он с меня не слезет.
Увы, дело застопорилось в самом начале, а первоначальные версии разлетелись в пыль.
Обыск в квартире Максима Клевцова ничего не дал. Поиски 'тойоты' и 'ягуара' тоже успехом не увенчались. А три подростка словно сквозь землю провалились.
Никто не знал, что и думать. Если Максим и Лилия (подростки-готы и два бунтаря до мозга костей) могли просто сбежать из дома, то как объяснить исчезновение Виктора, который принялся их разыскивать?
Дело сдвинулось с мёртвой точки ровно через сутки, когда на горячую линию '102' позвонила какая-то испуганная девица и попросила проверить старый блиндаж в лесу, неподалёку от водохранилища.
Анонимная информаторша не обманула: высланный к блиндажу наряд милиции обнаружил Максима Клевцова. Живого! Паренёк сидел на краю свежевырытой могилы и истерически посмеивался. Перепачканный в грязи, в рваной одежде, с безумными глазами и содранными ногтями... Максим Клевцов просто спятил.
После быстрого медицинского освидетельствования мальчика направили в психиатрический стационар местной лечебницы, на попечение доктора Клаца.
И вот, спустя неделю, этот заслуженный психиатр звонит мне и говорит, что есть новости. Надеюсь, что Максим заговорит... Потому, что Лилия Плай и её братец до сих пор не найдены. И есть у меня большое подозрение, что им повезло чуть меньше, чем Клевцову. И эти детишки так не выбрались из своих могил...
В назначенное время Клац меня принял. Психиатр не стал ходить вокруг да около и сразу перешёл к делу:
- Есть подвижки! Мальчик стал отвечать на лечение. Мы применили немного нестандартную терапию и...
Я протестующее замахал руками:
- Избавьте меня от подробностей, доктор. Давайте по существу.
Психиатр вздохнул:
- Мальчик пишет.
- Пишет? - я растерялся. - Что он пишет?
- Всякое-разное. Истории. Рассказы. Сказки. Даже стихи. Пациент по-прежнему молчит, но подобное творчество - отличный признак! У нас есть хороший шанс вытащить разум мальчика из темноты.
- Вам бы самому поэтом стать, доктор, - проворчал я. - Вы меня позвали только ради этого? Чтобы сообщить, что мальчик начал писать стихи и сказки?
- Вы недооцениваете человеческое подсознание, Илья! Мальчик пишет не просто абстрактную беллетристику. Он пишет рассказы, вставляя в них реальных людей. Это удивительный текст! Мальчик словно хочет рассказать, что с ним случилось, но... не может. Поэтому и выражает свои мысли... метафорически. Образно.
- Можно взглянуть на его творчество?
Клац сунул руку в ящик стола и извлёк оттуда несколько тетрадных листков, скреплённых степлером. От взгляда на каракули, что густой вязью покрывали бумагу, мне стало не по себе. Письмо подлинного безумца... Один только почерк уже свидетельствовал о том, насколько сильно сдвинулись шарики в голове Максима Клевцова. Почерк шизоида...
- Господи, да тут же ничего не разобрать! Как вы сумели это расшифровать?
- Мы, врачи, любой почерк расшифровать можем, - улыбнулся Клац. - Но специально для вас моя секретарша набрала этот рассказ на компьютере.
Клац протянул мне распечатку:
- История вам понравится - почитайте на досуге. Возможно, она поможет вашему расследованию. Мальчик пишет серию рассказов о частном детективе Максиме Молоткове, выписывая себя в роли заглавного героя.
- Почему 'Молотков'? Он же Клевцов.
- Воображение причудливо. Знаете, какое прозвище у вашего Клевцова среди друзей? Молот. Вот и получился 'Молотков'.
Я пролистал распечатку, не особо вчитываясь в текст.
- Словно ребёнок писал. Какие-то приключения удалого парня и его боевой подруги.
- Это регрессия. Откат психики на детский уровень восприятия мира - известный механизм психологической защиты. Мальчик подменяет себя-реального вымышленным персонажем. Но пишут он именно про себя. Обратите внимание как зовут его подругу в этом рассказе.
Я быстро нашёл нужную строку:
- Лепесток? Хм... Лепестки бывают у цветков. Цветы - Лилия. Имеется в виду Лилия Плай?
- В яблочко. Я специально отобрал для вас этот рассказ. Мне кажется он описывает события именно той ночи, когда детишки и пропали... - Клац встал. -Я не знаю, Илья, зашифрована там правда, или это фантазии заболевшего ребёнка. Но вы прочтите. И составьте своё мнение.
2
Текст Клевцова назывался 'Максим Молотков и дело о чёрном Хаммере'. Я пробежал текст глазами и убедился, что на самом деле это не рассказ, а лишь выдранная с корнем глава более объёмного произведения. Но смысл уловить было можно.
Суть такова: Максим Клевцов, прославленный частный детектив, получает задание следить за мужем некой клиентки. Имя мужа ни разу не всплывает в тексте, зато назойливо муссируется марка его машины - чёрный 'Хаммер'.
В общем, Максим, вместе со своей помощницей по прозвищу Лепесток, следят за блудливым мужем целую неделю, и вот однажды они попадают вслед за его чёрным 'Хаммером' на старое кладбище, что притаилось 'за скрипучими чугунными воротами, ощетинившимися пиками'.
Человек в тёмном плаще - тот самый изменщик-муж - принялся раскапывать старую могилу.
'Могилу девственницы, с певчей птичкой, выбитой на мраморе'.
(Я машинально отметил опечатку в тексте: на самом деле машина называется 'Hummer', а не 'Hammer'. На мой взгляд - убедительное свидетельство, что парень всё выдумывает. Никаких 'Хаммеров' он в глаза не видел, а его рассказ - выдумка от начала и до конца.)
Дальше сюжет закрутился туже: Максим Молотков попытался сфотографировать человека из 'Хаммера', но забыл отключить вспышку 'и предатель-фотоаппарат вспыхнул в ночи, обозначив их присутствие'.
Дальше сумасшедший мальчик описывает сцену погони от какой-то собаки по кличке Рекс (собака-то откуда взялась?) и то, как этот Рекс кусает частного детектива за щиколотку...
На этом месте рассказ обрывался.
Я отложил чтение и потянулся к отчётам. Так, 'Медицинское освидетельствование Клевцова Максима Витальевича'... А, вот!
'На левой лодыжке подозреваемого обнаружены следы зубов, предположительно собачьих. Исходя из цвета кровоподтёка и состояния места укуса, рана нанесена за двое суток до бла-бла-бла'.
Я отшвырнул отчёт в сторону. Выходит, парень не так уж и сильно фантазирует. В ночь исчезновения его действительно укусила какая-то собака...
Но остальной бред куда девать? Это же ни в какие ворота... Ни одного чёрного 'Хаммера' в городе не зарегистрировано. Хотя можно проверить кладбища. В конце концов - и Максим Клевцов и Лилия Плай были готами. Нет ничего невероятного в том, что они отправились гулять на кладбище.
В полдень я уже стоял перед нужными воротами. Скрипучие, чугунные - всё как в рассказе Клевцова. И даже пики на месте.
Полчаса я бродил среди могил, высматривая хоть что-то похожее на 'могилу девственницы, с певчей птичкой, выбитой на мраморе'. За этим занятие меня и застал сторож - мерзкий старик, ведущий на поводке здоровенного добермана. Пёс беспрерывно рычал.
- Тихше, Рекс! - осадил собаку сторож и подозрительно взглянул на меня. - Помочь чем?
Я продемонстрировал 'корочку':
- В последние дни видели что-то странное? Может, были какие-нибудь вандалы?
- Да... То есть нет... - запинался сторож. - В смысле - тут каждую ночь всякие нехристи лазают.
- Два дня назад. Попытайтесь вспомнить. Возможно, ваша собака укусила кого-то из них. Парень и девушка? Может, помните?
Лоб старика вспучился морщинами, а потом лицо сторожа просветлело:
- Как же - было дело! Хотя самих поганцев я не видел. Я вот Рекс, помню, притащил кусок штанины в пасти. Хороший пёсик!
- А 'Хаммер' видели? Машина такая. Здоровая.
- Не было тут никаких машин. Не ездиют тут они.
В общем, от сторожа я так ничего и не добился. В ту ночь он, по собственному признанию, 'был пьяненький' и плохо что помнил. Говорит, услышал крик часа в два ночи. Женский крик. Отправился проверить и заметил какую-то тень у ворот. Вроде, какой-то молодчик что-то тащит. Вот он и спустил собаку.
Отпустив сторожа на все четыре стороны, я продолжил изучение кладбища. Ясно одно - Максим и Лилия тут были. А вот что с ними случилось потом? И причём тут безымянный человек из чёрного 'Hammer'`а? И осквернённая могила?
Я искал могильную плиту 'с птичкой' до половины четвёртого - исходил всё кладбище, и уже совсем отчаялся, как наткнулся на нужный камень абсолютно случайно. Всё, как и описывал Клевцов: выгравированная на мраморе птичка. И маленькая девочка, похороненная под холодной могильной плитой.
Участок выглядел потревоженным. В кладбищенской земле явно кто-то недавно ковырялся - глинозём выглядел так, будто в нём копали яму, а потом небрежно засыпали.
Заинтригованный, я закатал рукава рубашки и попробовал немного разгрести податливую насыпь. Влажные комочки глины легко подавались нажиму пальцев. Благо, долго копать не пришлось - через пять минут пальцы мои натолкнулись на что-то твёрдое, металлическое...
Потянув предмет на себя, я извлёк из толщи земли лопату. Самую обычную лопату - грязную и короткую. Только вот держак её был покрыт бурыми пятнами подсохшей крови, а к штыку прилипли тёмные женские волосы, содранные вместе с кусочками скальпа...
На волосах эксперты обнаружили чёрную краску той самой марки, что пользовалась Лилия Плай. Группа крови тоже совпала. Сомнений не оставалось - на кладбище девушку забили до смерти. Вот только кто? Максим Клевцов? Это самый вероятный вариант, ведь именно его отпечатки 'украшали' держак лопаты. Но ведь в его рассказе был ещё и третий человек! Безымянный мужчина из чёрного 'Хаммера', пугающий и загадочный осквернитель могил...
Что же на самом деле случилось на кладбище?
Да, и не стоит забывать третьего подростка - Виктора, старшего брата Лилии. Он ведь тоже как-то замешан во всём этом бедламе...
Я опять оказался в тупике. Оставалось ждать продолжения бестселлера от Максима Клевцова.
3
Доктор Клац позвонил поздно вечером и сказал, что новая глава готова. Полный текст он переслал по электронной почте.
Эпизод вышел совсем коротким. После приключений на кладбище частный детектив Максим Молотков и его подруга Лепесток поехали домой. Собачий укус нужно было перевязать.
Но перед собственным домом Максим заметил тот самый чёрный 'Hammer' с кладбища: таинственный человек знает, где он живёт и преследовал бедного детектива!
Оставив подругу в машине, Максим отправился на разведку.
Глава заканчивалась тем, что Максим убивает неизвестного врага и задумывается, что же делать с его трупом...
На следующее утро я отправил в дом Максима Клевцова бригаду криминалистов, а заодно приказал операм повторно опрашивать соседей. До этого дом Максима проверяли, но не очень тщательно - частично из-за правовых закорлючек. Мать Клевцова уехала на заработки в Италию, связаться с ней не получилось, вот прокурор и не подписал санкцию на обыск. Дом просто осмотрели, убедились, что всё в порядке и опечатали.
Теперь же я настоял на более тщательной проверке.
Эксперты сразу нашли кровь. Старые следы крови - на полу, на умывальнике, везде. Здесь явно кого-то убили - жестоко, кроваво... После этого убийца прибрался. Выдраил полы, ополоснул раковину... Уничтожил все возможные улики.
И куда-то дел труп.
Опросы соседей тоже выявили новые, интересные факты. Теперь, когда я точно знал, где копать, на свет божий стали потихоньку всплывать подробности той ужасной ночи, когда исчезли подростки.
Оказывается, что перед домом Максима целый час простояла серебристая 'тойота', принадлежащая Виктору Плаю. Теперь понятно куда именно поехал братишка Лилии, разыскивая сестру. Но что же случилось в самом доме? Кого там убили?
Виктора Плая? Или кого-то другого?
Я бы поставил на Виктора.
Рукопись Клевцова вела меня вперёд и одновременно запутывала ещё больше. Обстоятельства дела расплывались в тумане. Я меня есть лишь финальная точка - заходящийся в истерике мальчишка, сидящий на краю раскопанной могилы, и брат с сестрой, пропавшие без вести...
Максим кого-то убил в своём доме - это очевидно. Либо Виктора Плая либо загадочного человека из чёрного 'Хаммера'.
Но что паренёк мог делать дальше? Ему нужно было избавиться от трупа - раз. Избавиться от 'Тойоты' - два.
К тому же непонятно куда делась Лилия после кладбища. В рассказе Максима она жива. В реальности на лопате нашли следы мозгового вещества, а значит девушка умерла.
Кому верить?
Загадки...
4
Очередную главу я получил через день. В этот раз Клевцов не торопился и заставил меня понервничать.
В новом рассказе шла речь о том, как Максим оставил свою подругу дома, а сам поехал в офис, где обнаружил полнейший разгром.
(В офис? Что, чёрт возьми, имеет в виду это бедный сумасшедший парень?)
Я прервал чтение, чтобы хлебнуть кофе. От прозы Максима разило какой-то мертвенной, шизофренической бессвязностью, а события вот-вот грозили рассыпаться в полнейший бред.
И Лепесток - подруга частного детектива - меня откровенно пугала. Молчаливая, безынициативная. Ни одной её реплики в тексте рукописи не встречалось, и я всё больше убеждался, что Максим описывает свою возню с трупом.
Чёртовы готы, у них с мозгами явно беда...
Хотя версия выглядела логичной. Именно он убил свою подругу на кладбище и не было там никого постороннего в чёрном 'Хаммере'!
Размолвка влюблённых, вспышка гнева и - бах! - лопатой по голове.
Страх... Бегство с кладбища вместе с трупом любимой. Наверное, Максим решил заехать домой, и вот здесь столкнулся с Виктором Плаем. Завязалась драка и Виктор погиб.
Но что Максим сделал дальше? У него на руках уже два трупа. И две машины, которые скоро будут искать менты. Без помощи не обойтись.
Я вернулся к бессвязному произведению Клевцова.
Его лирический герой застал офис в полнейшем беспорядке. Внутри он заметил каких-то людей, поэтому проехал мимо и не стал останавливаться.
(Возможно он поехал к кому-то из своих друзей! Ведь к этому моменту старший Плай уже поднял на ноги всех ментов в городе, и друзей Максима как раз допрашивали. Возможно именно эта сцена отразилась в рассказе...)
А потом частный детектив Максим Молотков вспомнил о старом друге. Тарантул - вот, кто его выручит!
На этом рассказ обрывался - резко обрывался, будто автора прервали.
5
Я повторно вызвал на допрос всех друзей по готской тусовке Максима. 'Тарантул' - вот моя единственная зацепка! Я уже успел убедиться, что фамилии и прозвища возникают в рассказе Максима не просто так. Обязательно есть цепочка ассоциаций, причём довольно простая.
Лилия - цветок - Лепесток.
Максим по прозвищу Молот - Максим Молотков.
'Тарантул' тоже должен иметь объяснение. И человек из чёрного 'Хаммера' - тоже.
Допросы растянулись на два дня - друзей у Максима Клевцова оказалось много. И с каждым я беседовал лично и подолгу. Я блефовал, я угрожал, я запугивал. Не хотелось вновь допустить ошибку и пропустить что-то важное... Я уже лопухнулся с обыском дома, больше такой ошибки не будет.
Едва я увидел Татьяну Паукову, как понял, что нашел того, кого хотел.
Губы девушки дрожали мелкой дрожью, и хоть она ушла в несознанку, я ни на секунду не сомневался, что смогу её расколоть.
Чёрт, какой же я идиот! Нужно было сразу искать девушку! Ведь именно девушка позвонила в отделение и сообщила, где искать Максима.
Татьяна Паукова раскололась, когда я рассказал ей о затёртых следах крови, найденных в доме Максима Клевцова. Старый трюк с прямым, ничем не подкреплённым обвинением, сработал на все сто. Я просто сказал 'Я знаю, что ты ему помогла избавиться от тел', как девушка вдруг побледнела (казалось бы - куда ещё больше?) и расплакалась. Чёрный макияж потёк по её щекам, и я предложил ей салфетку.
После этого девушка сломалась и начала говорить.
6
Максим не планировал убивать Лилию - всё получилось так, как я и предполагал: он повёл её на кладбище, чтобы накопать земли с могилы девственницы. Эта грязь была ему нужна для какого-то ритуала, очередная готическая дурость. Но, слово за слово, между влюблёнными вспыхнула ссора. Были для неё реальные поводы, или нет -Татьяна не знала. Но дело закончилось проломленным черепом, и Лилия Плай скончалась на месте.
И вот тут парень испугался. По-настоящему испугался.
Труп! Настоящий, всамделишный, реальный труп. Ничуть не похожий на гламурный реквизит в музыкальных клипах готик-рока. Максим запаниковал. Не рискнув брать с собой орудие убийства, мальчишка бросил его в ямку и забросал землёй. А вот труп Лилии решил прихватить с собой.
Максим понимал, что такой человек, как Эрик Плай спустит с него шкуру за то, что он сделал с его дочкой. Поэтому Максим решил по-быстрому избавиться от тела и бежать.
Вот за этим делом его и настиг сторож с собакой по кличке Рекс.
Максим кое-как отбился от пса, запихнул тело мёртвой возлюбленной в багажник 'ягуара' и помчался домой. Припарковать 'ягуар' рядом с жилищем он не решился, и оставил машину неподалёку. Сам вернулся в домой пешком. Тут-то его и застал Виктор Плай и поплатился за это жизнью.
Ситуация ухудшилась ровно вдвое! Две машины, два трупа. Выхода нет - придётся обратиться за помощью.
Татьяна не знала к кому Максим обратился в первый раз (и почему этот эпизод всплыл в его воспалённом разуме в виде посещения разгромленного офиса), но ей он позвонил по телефону и попросил приехать к нему домой. Татьяна откликнулась. К тому времени она уже знала, что Максима ищет милиция, но всё равно откликнулась. А когда поняла, чего именно он просит - отступать было поздно. Она уже стала соучастницей, когда согласилась приехать к нему домой.
Дождавшись ночи подростки на двух машинах отправились в лес. Максим на 'ягуаре' отвёз тело Лилии, а Татьяне досталась 'тойота' и труп Виктора.
Машины они столкнули с горы и утопили в водохранилище (чёртов я идиот! Нужно было вызывать аквалангистов, проверить дно!)
Оттащив тела в лесок за старым блиндажом, Максим и Татьяна несколько часов копали общую могилу. В самом блиндаже нашлись гнилые ящики из-под байдарок, которые вполне годились под гробы: Максим хотел похоронить свою подругу по-человечески...
Уже светало, когда они с Татьяной закончили рыть могилу. Девушка ушла к ручью отмыть грязь с одежды, а Максим должен был в это время запихнуть тела в ящики.
Когда Татьяна возвращалась, она услышала чей-то разговор. Подкравшись поближе, увидела в чём дело.
Эрик Плай! Он каким-то образом обнаружил их! Скорее всего в навороченном 'ягуаре' была установлена система спутникового слежения, по которой старый поляк проследил их путь до водохранилища.
Плай кричал на Максима, терзался, рыдал, глядя на мёртвые тела своих детей. А потом он приказал Максиму лезть в ящик. Он хотел похоронить его заживо.
И похоронил.
Примерно с полчаса Татьяна, замирая от ужаса, наблюдала за тем, как обезумевший от горя Плай закапывает в землю Максима, и как тот кричит от ужаса, запертый в узком деревянном ящике...
Закончив дела, Плай перенёс тела своих детей в машину и уехал прочь. А Татьяна бросилась откапывать Максима.
Уставшая, хрупкая девушка, она гребла землю, что было сил, слушая как под землёй визжит её перепуганный друг. А когда обнажилась крышка 'гроба', Татьяна поняла, что Максим и правда тронулся умом - и испугалась по-настоящему.
Поэтому она и убежала. Поэтому и позвонила в '102' анонимно.
Она боялась, что Плай попытается убить и её тоже, когда узнает, что она спасла убийцу его детей от справедливого возмездия.
7
Где сейчас трупы детей Плай? Я не знаю. Возможно, похоронены где-нибудь в укромном месте, или (что вероятнее) сожжены в частном крематории и обращены в прах. Плай сознательно лишил себя возможности похоронить детей по-человечески - вместо этого он предпочёл месть.
Сидя в офисе я размышлял, что мне теперь делать. История - грязь...
Чисто по-человечески я понимал чувства старого поляка. Эрик Плай поступил так, как мог поступить всякий отец на его месте, и не мне судить его за это.
Единственный виновник трагедии уже наказан, и наказание его сурово - безумие. Сумерки сознания. Максим Клевцов совсем рехнулся, проведя какое-то время в гробу. И даже доктор Клац не уверен в его выздоровлении - скорее всего парень навсегда останется безумцем, пишущим странные рассказы.
В этот момент я понял кем был тот зловещий человек в чёрном 'Хаммере', что неустанно преследовал главного героя в рассказах Максима Клевцова. Марка машины не зря была написана с ошибкой - 'Hammer' вместо 'Hummer'.
'Hammer' по-английски - 'молот'. Ещё одна ассоциация безумного разума...
Максим бежал от самого себя. И боялся он тоже самого себя. И именно с самим собой ему предстоит коротать остаток жизни в жёлтых стенах сумасшедшего дома.
Сам не знаю почему, но мне очень хочется верить, что частный детектив Максим Молотков и его верная подруга по прозвищу Лепесток по-прежнему живы-здоровы, и доживают свои дни где-то в мире фантазий. И всё у них хорошо, и свадьба не за горами.
И я очень надеюсь, что у последнего рассказа Максима Клевцова будет счастливый финал, которого часто не хватает в реальной жизни.
В любом случае - следующую главу я буду ждать с нетерпением.