|
|
||
Делюсь своим сегодняшним размышлением о общности хорошего фентези. |
Теперь подробнее. Скребя сегодня мозгами в попытке осознать и применить стратегии мышления Аристотеля, описанные Робертом Дилтсом в книге "Стратегии гениев. том 1", я решил поискать некую общность в любимых моих произведениях в жанре фэнтези/фантастики.
Общая стратегия мышления сводится к тому, что надо взять несколько объектов исследования и искать в них общие свойства, сохраняющиеся и наблюдаемые у всех взятых представителей.
В подборке я взял следующих авторов, в свое время полностью захвативших меня своими книгами (привожу названия некоторых их циклов, но у всех прочитал всё).
Асприн Роберт - МИФология и Извегения, главным образом юмористическое приключение.
Ник Перумов - Алмазный меч / Деревянный меч, и все странствия и приключения Мага. Боевое фэнтези.
Джордан Роберт - Цикл "Колесо Времен" - Эпическое фэнтези
Макс Фрай - Всё про Макса из Эхо. Юмористически / детективно-сериальное фэнтези.
Злотников Роман - Боевое.
Лукьяненко Сергей - Лабиринт отражений и куча другого - Пожалуй ближе к боевому.
Анастасия Парфенова - Танцующая с Ауте - полет фантазии и приключения
Эйчиро Ода - Ван Пис - кто скажет что это произведение нельзя отнести к фэнтези приключению пусть первым бросит в меня камень.
Роджер Желязны - 12 принцев янтаря - драматические приключения.
Джон Роналд Рейел Толкиен - Властелин колец.
Волков Александр - Волшебник Изумрудного города - Детское приключенческое фэнтези.
Список можно продолжать и продолжать, но это то, что первое всплыло в голове на запрос "хорошее фэнтези, которе меня увлекло".
Далее я начал искать общие моменты и вот те тезисы, которые я стал набрасывать и проверять по авторам.
1. Решение проблем через агрессию и силовой метод
Есть у многих, но не у всех. Так например ГГ (главный герой) Асприна предпочитает юлить и обманывать, Макс (у Фрая) хоть и применяет иногда силовой метод, но сам по себе не агрессивен, ГГ Волшебника изумрудного города тоже работает главным образом через устрашение а не кулаками.
Поэтому переформулируем как "Готовность применить силовой метод решения проблем в случае необходимости, Устрашение."
2. Множество стран/орденов/фракций/расс/культур в мире книги. В целом можно назвать это множественностью "людских" объединений, каждое из которых имеет свои внутренние правила, культуру, традиции и свой взгляд на мир и происходящие в нем события.
3. Наличие у ГГ уникальных либо крайне редких способностей/магии. Без комментариев, просто есть.
4. Путешествие ГГ - пожалуй только Макс у Фрая прописан в одном и том же городе, но на сам деле он постоянно путешествует как вне города так и по нему открывая всё новые стороны окружающего мира.
5. Союзники ГГ в мире - да, всегда находится хоть кто-то кто поддержит ГГ хотя бы в ряде вопросов. Даже отвергаемый всеми некромант у Перумова не абсолютно одинок.
6. Относительно жесткие принципы ГГ, из-за которых постоянно происходят конфликты. В данных произведениях у всех ГГ есть своя точка зрения и он её отстаивает.
7. Эпичные схватки - Да. Рано или поздно но они случаются.
8. Упертые злодеи, побежденные силой. - Не все, но некоторые "злодеи" не поддаются на переговоры и их приходится бить.
9. Развитие материального благополучия ГГ с течением времени. - все ГГ потихоньку обрастают "плюшками", даже если не материальными, так хотя бы знаниями и связями с "сильными мира сего".
10. (Не) изменчивость внутренних принципов ГГ - как ГГ начинает с благородства так на нём и заканчивает. "Общечеловеческие" ценности сохраняются у ГГ от начала и до конца.
11. Изменения их у противников - не у всех и не всегда. Есть упертые.
12. Жертвенность ГГ ради других - ДА. Главный герой данных произведений способен пожертвовать своим благополучием и "рискнуть здоровьем/настроением/социальным положением и тд." ради других. Факт.
13. Небольшие изменения в умении вести себя в критических ситуациях с течением времени (ГГ). - Да, герой растёт, "набивает шишки" и получает от этого уроки. В целом начинает вести себя более разумно, но принципам своим по прежнему не изменяет.
14. Смертность (конечность) персонажей. - Даже в самых "детских" из указанных произведений есть персонажи с "точкой невозврата". Главный герой понимает то что и он и его союзники тоже смертны, тем и ценна его способность на "жертву".
15. Способность ГГ прощать ? - нет.
16. Воспитанник ГГ (типа Робина у Бэтмена) - не всегда но часто.
17. Непременный конфликт ГГ с некоторыми группами людей. - ДА.
Объединяя все выше перечисленные факты мы можем увидеть что по сути всё это можно свести к "Смелости". Смелости физической, смелости духовной, смелости мышления и взгляда на ситуацию. ГГ живёт в мире и живёт Смело. Как только ГГ теряет свой "внутренний стержень" книга становится уныла и неинтересна. Как только ГГ становится настолько крут, что ему не нужна смелость для "спасения мира", интерес к книге пропадает. На мой взгляд именно Смелость и отличает хорошее фэнтези от посредственного.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"