Аннотация: Хотя такой жанр, как драматургия на этом сайте не в большом почёте, всё же решил вывесить свою старую пьесу - драматические импровизации по Чехову для небольшой театральной труппы.
Весь этот бред
драматические импровизации для небольшой театральной труппы
Сцена представляет собой пустой подиум, на нём разбросано пять венских стульев, а из-под колосников спускаются верёвки с вешалками, на которых висят мужские костюмы и женские платья.
(Из зрительного зала поднимаются несколько человек и выходят на сцену. Для простоты эти пятеро поименованы цифрами, все они равновеликие персонажи и исполнители)
1-й: Ну, что - начнём?
2-й: Да что начинать, когда нечего начинать?
1-й: Да, вот такая проститутская наша натура - не играть мы уже просто не можем!
1-я: Да, это ты верно подметил. Но ведь играть-то нечего!
1-й: Можно просто размяться: обыкновенная актёрская разминка.
2-я: Ну уж нет! Я так просто тратить себя не могу.
3-й (дразня): Не для того тебя мама, ягодку, родила!
2-я (совершенно серьёзно): Не для того. Я - актриса, и выйду на сцену только тогда, когда позовёт меня Он.
ВСЕ (на разные лады, как распевка): Он, он, он...
2-я: Он - наш режиссёр - меня вывел на сцену первый раз, и в чём-то для меня это больше, чем первый мужчина.
3-й: Повезло тебе, первый мужчина... А у меня вообще мужчин никогда не было, одни женщины.
2-й: Будешь языком трепать, прямо сейчас буду твоим мужчиной, первым и последним.
3-й: Молчу-молчу, и самоудаляюсь до полного самоудовлетворения!..
1-й: Ладно, господа, я всё понимаю, все мы ждём Его, нашего общего мужчину. Но его нет! Мы захиреваем, работы не предвидится, а
артисты без работы портятся. Поэтому я и собрал нас всех, чтобы наша маленькая труппа продолжала жить.
1-я: Лично я согласна. Только нас всех объединял Он, наш режиссёр, и как быть без него...
2-й: Начнём. Просто начнём. Неважно что: разминку, капустник, а он должен подъехать, он же обещал...
1-я: Обещал ещё месяц назад...
2-я: Сейчас у него постановка, ему там платят большие тысячи долларов, и лично я согласна ждать его столько, сколько нужно.
3-й: Ожидание Годо.
2-я: Что?
3-й: В ожидании Годо проходят года.
1-я: Это правда.
2-й: Кстати, а где он? Всё в том же вечном городе?
1-й: Да, последний раз звонил из Рима.
3-й: Рим - вечный город?! Вечный город - это Иерусалим! А Рим - это просто Рим!
1-й: Нет, они оба вечные. Вот мы тут загниваем, тухнем, и все мы тут далеко не вечны, а те города стоят себе и им хоть бы хны... Вот потому они и вечные.
3-й: Кстати, помнится, наш общий мужчина звонить обещался, руководить на расстоянии, так сказать...
1-й: Он звонил.
ВСЕ: Ну? И что сказал? Когда приедет?
1-й: Когда приедет, не сказал. А вот что ставить будет...
2-й: Да не тяни душу!
1-й: "Три сестры".
(пауза)
2-й: Тьфу! Так я и думал.
3-й: Чего, других что ли пьес нету?
1-я: Как-то не современно...
2-я: Хотя б "Вишнёвый сад", я бы ещё на Раневскую потянула...
3-й: Так ты и так на Раневскую тянешь. Фаину Григорьевну. Последние дни.
2-я: Если надо - то и Фаину Григорьевну в последние дни. А если надо - то и в первые.
3-й: Молчу-молчу.
1-й: Он и распределение ролей мне продиктовал...
ВСЕ: Ну! Ну, не тяни! Давай!
1-й: Но сказал обождать, пока не говорить.
2-й: Тьфу! Ладно, ребята, давайте быстрее - у меня завтра съёмки, хочется пораньше закончить, надо ещё отдохнуть.
3-й: Снова будешь играть шоколадку в той дурацкой рекламе?
2-й: Дурацкой - не дурацкой, а в отличие от тебя на машине езжу.
1-я: Да тихо вы! (первому) Так он тебе поручил провести репетицию, разминку с учётом его будущих "Трёх сестёр"?
1-й: Какая ты грамотная! Всё правильно понимаешь.
2-й: Ладно, поехали! Люди, звери, львы и куропатки!..
3-й: Дурак, это же "Чайка"!
2-й: Да у него все пьесы на одно лицо!
2-я: У кого - у него?
2-й: У Чехова. Да и у режиссёра нашего... Гения... Изуродует классику, как Бог черепаху, сделает Отелло эскимосом, а Анну Каренину дамой с собачкой, всех раком поставит, и уедет. А нам потом разгребать это говно...
2-я: Ой-ой-ой! Говно он разгребает! Не нравится - вали! А я его действительно считаю гением!
1-й: Господа! Чего мы тратим время, давайте и вправду начнём. Он мне всё рассказал: как, что, когда - так давайте работать.
1-я: Лично я согласна. Только как он собирается ставить "Три сестры", если у нас всего две актрисы?
2-я (примеряя одно из платьев): Неважно, Он - гений... "Три сестры"... Кстати, мой отец был полковник, правда, не царский, но в то время тоже были и честь, и выправка, и мне эта пьеса по-своему близка (пока она говорит, 1-й надевает один из мундиров, и встаёт на заднем плане под луч прожектора, направленного сверху вниз; звучит музыка военного оркестра, и остальные актёры кружатся по сцене в вальсе). Наша семья жила в небольшом провинциальном городке, в городе был мединститут, пединститут и военное училище, стандартный набор провинциального городка. По субботним вечерам в городском Доме Культуры устраивались танцы, сразу после гуляний в городском парке, но мы, девчонки, туда не допускались, это считалось чем-то не просто запретным, а запредельным, из области мечтаний о взрослой жизни. И когда мне исполнилось шестнадцать, в девятом классе, я была отпущена родителями на первые в своей жизни танцы!.. Я так готовилась к этому дню, так мечтала о нём!.. Ещё бы, первый бал Наташи Ростовой, военные, музыка... Я стояла у самой стены, почти в углу, казалась себе самой некрасивой, почти гадким утёнком, и в то же время ощущала себя королевой бала... Просто
раздвоение личности какое-то. Я была в белом платье, которое мне сшила тётка, профессиональная портниха, платье казалось мне эталоном моды и красоты, это потом я поняла, что оно было совсем не красивым, но тогда я казалась себе феей, и стыдилась этих своих ощущений... И тут ко мне подошёл Он - молодой мальчик, курсант, от него пахло каким-то странным, незнакомым мне одеколоном, и глаза блестели влюблённым блеском. Странно, подумала я, когда же он успел в меня влюбиться? Но он уже повёл меня в танце, закружил, неловко прижимаясь к моему телу; танцевал он неумело, касался всего того, чего не стоило касаться, от неумения одну из рук положил не на талию, а чуть ниже, и водил этой своей рукой по мне, наверное, в поисках талии, и прижимался ко мне, краснея при этом. Неумеха, стесняется - так думала я тогда, кружась с ним в своём первом в жизни танце... Неумеха...(музыка обрывается, актёры разбредаются по сцене, рассаживаются на стулья) Это потом я поняла, что запах странного одеколона - это запах дешёвого портвейна, и рукой он водил и прижимался не от неумения - просто он меня щупал, и в этом своём белом платье, сшитом тёткой, я была как дура последняя на первом своём бале...
1-я (выбегает, звоня в колокольчик): Но вскоре случилось событие, гораздо важнее всех танцев на свете!..
ВСЕ (оживляясь): Что такое? Что произошло?
1-я: К нам в город приехал театр!
1-й: Нет, театр в нашем городе был, но это приехал Театр...
ВСЕ: Настоящий!
1-й: Из Москвы!
2-й: МХАТ!
2-я: На гастроли!.. И мы, молодые девчонки...
3-й: Да, в общем-то, и мальчишки тоже...
2-я: Мы, молодые девчонки, увидели свою Мечту.
1-я: Мы верили всему, что происходило на сцене, ходили, как зачарованные, были влюблены в артистов...
3-й: И в артисток...
2-я: Мы увидели свой, долгожданный мир - мир сцены.
(в это время 1-й и 2-й надевают костюмы и присаживаются за столик; 3-й надевает сюртук официанта и их "обслуживает")
1-й: А всё-таки согласитесь, Константин Сергеич, что ваш золотоканительный заводик - это такая канитель, что удавиться хочется.
2-й: Владимир Иваныч, это же, как вы понимаете, так, безделица, для души у меня есть нечто большее.
1-й: Официант! Это не "Славянский базар", а "Славянский бардак" какой-то - мы уже четверть часа ждём!
3-й: Сию минуту-с!
2-й: Слушай, Владимир Иваныч! Давай по-простому - это после нас критиканствующие потомки станут нам с тобой всякие небылицы прикручивать, начнут наши с тобой жизни в искусстве, методы работы, школы и принципы гениальности выдумывать. А я предлагаю, давай без всяких этих надуманных глупостей просто создадим свой театр - ни для чего, а чтобы самим в радость было. А? Просто чтобы в удовольствие...
1-й: Константин Сергеич, я только за - просто театр, самим себе в радость...
ОБА: Для души! Чтобы верить, в то что делаешь!
1-й: Константин Сергеич, это же как хорошо: не маски, не костюмы на ходулях, не пустые слова и ненаполненные ничем движения, а чтобы душа согревалась, чтобы хотелось плакать и смеяться, чтобы было душевно!..
2-й (прослезимшись): Владимир Иваныч!..
1-й: А ставить будем тоже что-нибудь задушевное - попросим Антона Палыча, он напишет, и так хорошо будет!..
(подходит 3-й с подносом)
1-й: Голубчик, поздно! Мы уже всё порешили!
3-й: Тьфу! (все трое переодеваются обратно в артистов)
2-я: И с тех самых пор...
1-я: С тех самых гастролей в нашем городе МХАТа...
2-я: С тех самых пор в нашу жизнь пришёл театр.
1-я: В Москву, в Москву...
2-я: В Москву поступить не удалось, я поступила в Ленинград, с первого раза!
1-я: А я с третьего, но тоже неплохо!
2-я: И тут началось...
1-я: Начался Театр...
2-й: Да не какой не театр, начался весь этот бред: репетиции, лекции, какие-то странные люди, называвшиеся педагогами...
1-й: Гогами?
1-я: Если бы Гогами, педа-гогами!
2-я: И к тому Театру, о котором мечталось, это всё не имело никакого отношения.
1-й (в костюме и нацепив на нос очки): Товарищи студенты! Вы готовы к репетиции? Тогда приступим. И...
(звучит фонограмма I акта "Трёх сестёр", стилизованная под старинный МХАТовский спектакль, под которую актёры изображают сцены из пьесы, лишь открывая рты).
2-й: Подполковник Вершинин!
1-й: Честь имею представится: Вершинин! Очень, очень рад, что наконец я у вас. Какие вы стали! Ай! Ай!
1-я: Садитесь, пожалуйста. Нам очень приятно.
1-й: Как я рад, как я рад! Но ведь вас три сестры. Я помню - три девочки. Лиц уж не помню, но что у вашего отца, полковника Прозорова, были три маленьких девочки, я отлично помню и видел собственными глазами. Как идёт время! Ой, ой, как идёт время!
2-й: Александр Игнатьевич из Москвы.
1-я: Из Москвы? Вы из Москвы?
1-й: Да, оттуда. Ваш покойный отец был там батарейным командиром, а я в той же бригаде офицером. (2-й) Вот ваше лицо немножко помню, кажется.
2-я: А я вас - нет! Вы из Москвы!..
1-й: Да. Учился в Москве и начал службу в Москве, долго служил там, наконец получил здесь батарею - перешёл сюда, как видите. Я вас не помню, собственно, помню только, что вас было три сестры. Ваш отец сохранился у меня в памяти, вот закрою глаза и вижу, как живого. Я у вас бывал в Москве... (в это время 3-й надевает мундир, и становится на заднем плане в луч прожектора, звучит духовая музыка)
2-я: Мне казалось, я всех помню, и вдруг...
1-й: Меня зовут Александром Игнатьевичем...
1-я: Александр Игнатьевич, вы из Москвы... Вот неожиданность!
2-я: Ведь мы туда переезжаем.
1-я: Думаем, к осени уже будем там. Наш родной город, мы родились там. На Старой Басманной улице...
2-я: Вспомнила! Вы были тогда поручиком и в кого-то были влюблены и вас все дразнили почему-то майором...
1-й: Вот, вот... Влюблённый майор, это так...
2-я: У вас были тогда только усы... О, как вы постарели! Как вы постарели!
1-й: Да, тогда меня звали влюблённым майором, я был ещё молод, был влюблён. Теперь не то.
1-я: Но у вас ещё ни одного седого волоса. Вы постарели, но ещё не стары.
1-й: Какая у вас здесь широкая, какая богатая река! Чудесная река!
1-я: Да, но только холодно. Здесь холодно и комары.
1-й: Что вы! Здесь такой здоровый, хороший, славянский климат. Лес, река... и здесь тоже берёзы. Милые, скромные берёзы, я люблю их больше всех деревьев. Хорошо здесь жить. Только странно, вокзал железной дороги в двадцати верстах... И никто не знает, почему это так.
2-й: Я знаю, почему это так. (пауза) Потому что если бы вокзал был близко, то не был бы далеко, а если он далеко, то, значит, не близко.
1-й: Шутник, Василий Васильевич.
1-я: Теперь и я вспомнила вас. Помню.
1-й: Я вашу матушку знал.
2-й: Хорошая была, царство ей небесное.
2-я: Мама в Москве погребена.
1-я: В Ново-Девичьем...
2-я: Представьте, я уж начинаю забывать её лицо. Так и о нас не будут помнить. Забудут.
2-й: А я, знаете ли, жениться я не успел, потому что жизнь промелькнула, как молния, да и потому, что безумно любил вашу матушку, которая была замужем...
2-я: Вы любили мою мать?
2-й: Очень.
2-я: А она вас?
2-й (после паузы): Этого я уже не помню.
(3-й снимает мундир, бросает его на сцену, выходит из-под луча прожектора)
1-й: Да, нас забудут. Такова уж судьба наша, ничего не поделаешь. То, что кажется нам серьёзным, значительным, очень важным, - придёт время, - будет забыто или будет казаться неважным.
3-й: Кто, знает? А быть может, нашу жизнь назовут высокой и вспомнят о ней с уважением.
1-я: Вы говорите: прекрасная жизнь. Да, но если она нам только кажется такой?
1-й: Всё-таки жалко, что молодость прошла...
ВСЕ повторяют на разные лады уже без фонограммы: Всё-таки жалко, что молодость прошла... Всё-таки жалко, что молодость прошла...
2-я читает стихотворение А. Фета (все, кроме 2-й, резко бросают играть роли):
Жизнь пронеслась без явного следа.
Душа рвалась. Кто скажет мне: куда?
С какой заране выбранною целью?
Но все мечты, всё буйство первых дней
С их радостью, всё тише, всё ясней
К последнему подходят новоселью...
Так, заверша беспутный свой побег,
С нагих полей летит колючий снег,
Гонимый ранней, буйною метелью,
И, на лесной остановясь глуши,
Сбирается в серебряной тиши
Глубокой и холодною постелью.
3-й (всем про 2-ю): Чего это с ней, а?
1-я: Ну, наверное, думает, что она актриса!
ВСЕ: А-а!..
(звучит песенка "маза-фака PIMР", все вольно расходятся, подмигивают зрителям, корчат друг другу и зрителям рожи, пьют пиво, кое-кто закуривает, постепенно начинают пританцовывать под музыку; 2-я продолжает играть свою роль, читает стихи А. Фета "Жизнь пронеслась". На последних строках стихотворения 2-я ложится на середину сцены, съёживается в комочек; 1-й проходит мимо неё, крошит на неё конфетти.)
2-я (вскакивает; захлёбываясь от ощущения счастья): Нет, всё будет хорошо! И через сто, и через двести лет люди будут счастливы! Мы победим быт! Мы преодолеем пошлость и леность! Люди будут умны, красивы, благородны и счастливы! Я верю в это!..
1-й: Стоп! Я - не верю. (пауза) Не верю! Мой горький опыт подсказывает - что-то одно: либо счастливы, либо умны, либо красивы, либо благородны. А так, чтобы всё вместе, - не бывает.
1-я: Может быть, и не бывает - но так хочется в это поверить!..
1-й: Нет, стоп. Тут нет не только жизненной правды, но и сценической. А раз нет - перерыв.
2-я: Ну, да - мы же всего лишь репетируем. Хотя...
1-я: Нет! Нет, я не могу!
ВСЕ: Что случилось?
1-я: Я ненавижу театр! Там всегда говорят только заученные тексты, нет ничего живого, всё нечестно, пронизано игрой, фальшью, всё не по-настоящему!
2-я: Милочка, что ты! Так нельзя. Это же богохульство!
1-й: Она права. Хочется чего-то человеческого, родного, тёплого, а этого в театре нет.
3-й: Насчёт тёплого ты хорошо заметил. У меня пальто весенне-осенне-летне-зимнее, коллекция моей прошлой жизни. И пожрать по-человечески хочется... Так что к критике театра я присоединяюсь. Деньгами здесь и не пахнет. А гений наш - человек мира, режиссёр вселенной - неплохо устроился.
2-й: Чего ты гонишь! Если не доволен - вали!
3-й: И сказать ничего нельзя...
2-й: Нет, если что конкретно - говори, а сиси мять - это не надо, это очень всех огорчает. (показывает кулак) Понял?
3-й: Понял.
2-я: Нет, он прав - как-то неприятно без денег себя чувствуешь. А что, если поискать мецената?
1-й: Да искали уже...
1-я: Стоп! Я же недавно снималась в рекламе! А что, если предложить той фирме рекламу в театре, во время спектакля?
1-й: Да это как-то...
2-й: К чёрту условности! Люблю рекламу - она меня кормит. Ну-ка, начинай...
(1-я начинает делать стриптиз, её партнёры - все актёры на сцене; наконец, она почти раздевается, мужики уже доведены до предела, она говорит: "Милый, не сегодня...", и уходит)
ВСЕ: Только порнокассеты нашей фирмы избавят вас от необходимости иметь женщину!
1-й: Да, в этом что-то есть...
2-й: Не то слово! Порнушку разрекламируем - деньги будут! Деньги будут - спектакль поставим! Спектакль поставим... Спектакль поставим...
3-й: Спектакль поставим - публика поаплодирует. А там снова за дело - порнушку рекламировать!
1-й: Да, невесёлая у нас судьба...
2-й: Да ну, выкрутимся! Слушай, я тут с такой девчонкой познакомился!..
3-й: У тебя же уже жён шесть было, если не больше.
2-й: Не, только три! Официальных...
3-й: Так что за девчонка?
2-й: Слушай, такая вся лапочка, живёт одна в отдельной двухкомнатной квартирке...
3-й: С этого и надо было начинать.
2-й: Да не перебивай ты! Так вот, я как увидел, так сразу и обомлел: сидит такая вся ладненькая, грудки налитые, попка пухленькая, но в самую меру, а глаза-то, глаза! И самое главное, что меня потрясло - как она в эту свою квартирку вписывается. Понимаешь?
3-й: Понимаю.
1-й: И я понимаю. Только пойми и ты. Знаешь, почему у тебя все жёны бывшие? Потому что когда они вписываются в свои квартирки - то они вписываются без тебя. И когда ты туда же к ней, к ним пытаешься втиснуться - то ты не вписываешься. Понимаешь? Без тебя она лапочка, а с тобой - это уже с тобой, и совсем не вкусно. В этом-то и заключается проблема человеческого счастья...
2-й: Чего за проблема?
3-й: Да вся проблема-то в том, что человеческое счастье вообще невозможно, в принципе.
2-й: То есть?..
3-й: Счастье - это всего лишь миг. Мы, человеки, мечтаем о кондовом, на века, счастье, чтобы во всех коленах рода твоего все поголовно без исключения были счастливы. Но так не бывает. Возможен миг, минута, лёгкое прикосновение, дуновение ветерка, чей-то шёпот, улыбка... Кстати, этим ощущением пронизан весь Чехов, тут наш гений прав.
1-й: А можно, я всё-таки буду Вершининым?
2-й: Ну, попробуй.
2-я: Да, Вершинин должен быть такой парящий, почти неземной, чтобы в него хотелось влюбиться, и жить долго и счастливо, и умереть с ним в один день...
3-й: Ну, уж я-то точно на Вершинина не потяну. Из того, что ты сказала, со мной может сбыться только одно: умереть в один день.
2-й (с участием): Причём, в первый. Ну, уж видно судьба у тебя такая.
3-й: Спасибо! Очень благодарен тебе за доброе слово!
2-й: Да, не за что! Всегда рад душевно поучаствовать!
1-й: Ну, что - поехали?
1-я: В лес за орехами. Только давайте на этот раз попробуем на потребу публики. Идёт?
1-й: Это как?
1-я: Ну, не классически, а на откуп толпе - чтобы нравилось всем.
1-й: Всем? Нет, так не бывает - кому-нибудь всё равно не понравится.
1-я: А мы попробуем! А в серединке ту рекламу втиснем. Идёт?
(начинают играть II акт как комедию, наполненную молодёжным сленгом - типа, прикинь, прикольно, блин, ты чё и т. д. Причём, 1-й и 3-й надевают мундиры - они как бы играют ХIХ век, остальные - век ХХI).
1-й: Честь имею представится: подполковник Вершинин! Очень, очень рад, что наконец я у вас.
1-я: Прикинь, да - подполковник!
2-й: Прикольно!
3-й: Александр Игнатьевич из Москвы.
2-й: Оба-на - круто!
2-я: Не, мужик, ты го-онишь! Ты, типа, из Москвы? Не-е, го-онишь!
1-й: Как я рад, как я рад! Но ведь вас три сестры. Я помню - три девочки. (три "девочки" похабно ржут)
1-й: Не, ты слышь, типа прикололся как - три девочки!