Театр, которого не было, или Коврик для одного актёра
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Свою новую книжку "ваяю" уже давно, но пока только первую часть вчерне закончил. Впрочем, может и не вчерне? Выношу на суд придирчивой публики
|
Театр, которого не было, или
Коврик для одного актёра.
"...сосочек. Маленький, вкусный, трогательный сосочек... Я так люблю играть с ним языком. Сначала просто нежно ласкать его, гладить, делать мокрым, дразнить и, наконец... взять этот сосочек в рот.
Какой он вкусный! Какой приятный, нежный и упоительный! Я хочу сосать его до бесконечности, теребить его, придавливать языком к нёбу, вызывая тихий стон у его хозяйки, но я ничего не могу с собой поделать - я хочу этот сосочек, у меня нет сил его отпустить. Я его люблю.
Я его люблю! Но не его одного.
Я люблю ещё и второй сосок. До этого момента я всего лишь касался его рукой, слегка надавливая и чуть покручивая подушечкой пальца. Это происходило помимо моего сознания, рука сама нашла этот сосочек, иного и не могло быть... Как это сладостно... Но только бы не потерять сознание. Ибо от беспредельности женского тела можно сойти с ума."
Это цитата из меня, любимого. Ведь если самого себя не читать, кто ж ещё меня читать-то будет? А цитировать? На хрен никому не нужен.
А цитатка эта из моей пьесы. Которую никто никогда не ставил. И вряд ли поставит. Но я для себя её сочинил, сотни раз в себе самом сыграл, сам себе посопереживал - что ещё надо? Зрители? Да я, в общем-то, ещё и сам себе зритель.
В одном театре поставили "Грозу" Островского. Финальная сцена была решена так: на заднем плане виднелась набережная, за ней - как бы Волга, в которую должна броситься Катерина, подкрашенный голубеньким цветом задник (как бы небо над Волгой), а внизу, вместо волжской воды, - пустые картонные коробки, старый каскадёрский трюк, для того, чтобы Катерине падать было не больно.
И вот финал: Катерина произносит свой монолог, страстный, обличительный - ей нет места в этом лживом мире, в тёмном царстве, где она была лучиком света (лучикам вообще жить тяжело). Произносит свой монолог Катерина, разбегается - и бросается в Волгу: звучит музыка, заглушающая звуки приземления тела актрисы на коробки, зрители пускают слёзы и слюни - катарсис, панимашь...
И вот театр с этим спектаклем приезжает на гастроли в какой-то крупный город. Репетируют, проверяют коробки за сценой, уходят чуток отдохнуть, собраться перед спектаклем, всё-таки ответственность... За время отсутствия актёров и режиссёра появляется завпост тетра; спрашивает, а что это за коробки тут валяются. Ему объясняют: на них, мол, падает актриса, чтобы удар смягчить... Да что мы, пальцем деланные, что ли? - вопрошает завпост, и от щедрости своей душевной велит натянуть батут для дорогих гостей-артистов...
Ничего не подозревающие артисты играют спектакль, зрители очень тепло принимают их, проникаются судьбой лучика-Катерины, финальная сцена... Катерина просто гениально читает свой монолог, разбегается - ах! слёзы текут по щекам даже самых чёрствых зрителей, Катерина падает в Волгу, но... через пару секунд летит вверх, не принимает её вода-батут, и так несколько раз - падает в воду, и пробкой из воды обратно, слёзы текут по щёкам зрителей, только это уже слёзы смеха...Искусство!
Театр.
Любите ли Вы театр? Этот волшебный мир, который способен перенести нас в сказку, оторвать от земли и вознести наши души вверх, под самое Небо? Лично я театр ненавижу. Я не верю актрискам, играющим в любовь - они любят только самих себя, и им дела нет ни до кого в целом мире. Я не верю артистам, ибо их работа - играть. И в их играх так мало того подлинно настоящего, что есть в играх детских. Лишь немногие способны играть, оставаясь людьми и детьми одновременно - но их сейчас уже почти нет; легенды вымерли, оставшись легендами лишь в воспоминаниях - не те нонче времена.
Но я всегда обожал цирк. Никогда не анализирую: за что люблю, за что хочу - если имею привязанность, то без объяснений, на все сто. Меня завораживал оркестр, я замирал от фокусов, акробаты приводили в восторг, а уж фигурками акробаток я любовался всегда, сколько себя помню (ау, дедушка Фрейд!). Даже сам запах цирка, его вид - а в Питере стоит первый стационарный цирк России, цирк Чинизелли! Но вершиной моих грёз перед походом в этот Храм искусств на Фонтанке были клоуны! Я начинал предвкушать их появление, как только приезжал в конце лета с дачи в город - родители обязательно поведут меня в цирк, это уже традиция, и я увижу ИХ! Они меня могут даже не смешить, пусть только выйдут на арену, но пусть поскорее настанет этот самый-самый день в году, когда меня поведут в ЦИРК!
Это уже потом один мудрый человек объяснил: цирковые артисты, в отличие от остальных, никогда не соврут - уж если ты под куполом, то соврать или недоиграть не сможешь, на кону твоя жизнь. И ещё: учитесь у цирковых, говорил этот человек артистам, учитесь у цирковых...
Станиславский пришёл в церковь на исповедь.
- В чём грешны, сын мой?
- Да есть грех, один, но страшный, - НЕ ВЕРЮ!
Но в цирк идти работать я собирался лишь в раннем детстве, и именно клоуном. Может, та жизнь, которая не состоялась, и должна была стать моей подлинной жизнью?
Желание стать артистом театра и кино пришло позже, и теперь иногда о цирке жалею. Точнее, жалею об отсутствии цирка в своей жизни. Нет, театр меня не удовлетворил. И с кино романа не получилось. Что вышло из меня - Бог весть. Только вот жаль, что нельзя отмотать жизнь назад и начать всё сначала...
Легендарная история про Станиславского и Немировича-Данченко. Смотрят, стало быть, корифеи спектакль какого-то режиссёра. На всём протяжении спектакля Станиславский смеётся, толкает в бок Немировича, - мол, чего не смеёшься? такой спектакль смешной! А Немирович сидит, отвернувшись, периодически взглянет на сцену - и со словами "О, Боже!" отворачивается... И так - всё действо.
Наконец, спектакль заканчивается, Станиславский уже плачет от смеха, аплодирует, и уже когда овации заканчиваются, вытирает слёзы платком, и говорит:
- Какая пошлость!
На что Немирович ему отвечает:
- Но ведь это же гениально!
Цирк - это настоящее, подлинное. А театральные артисты... В массе своей они НИКОГДА не интересуются творчеством других. Только из зависти. Придут на спектакль, зайдут за кулисы, с притворным криком радости бросятся на шею: "Гениально!", а потом выйдут из гримёрки со словами: "Ну и говно..." Но с каким трепетом к себе-любимым они относятся! Да, в сущности, "весь мир - театр, люди в нём - актёры"...
Наверное, театр - это отражение мира; впрочем, не знаю.
Одному баянисту дали большую награду - сыграть дуэтом с самим Ростроповичем. Ну, долго репетировал, готовился, и вот - немой от счастья, выходит он с баяном на сцену, рядом - Маэстро со своей виолончелью, начинают играть.
Через какое-то время крик из зала:
- Эй, дед! Не пиликай, дай гармошку послушать!
И всё же - что такое театр? Почему через тьму и непогоду, преодолевая болячки и паршивое настроение, продираясь сквозь пробки и заторы, люди идут на спектакль?
...Тёмная сцена, освещённая тусклой дежурной лампочкой. Вчера на ней бушевали страсти, зрители затаив дыхание наблюдали за происходящим, сопереживали вымышленным отношениям, готовы были помочь героям, но - разве поможешь? И в слезах расходились после спектакля.
"Да, и на этот раз Чапай не выплыл..."
А сейчас на сцене - мусор, пыль, а самое главное - ПУСТОТА, нет НИЧЕГО. И пустые стулья смотрят безглазыми спинками зрительного зала.
Пустота... Какая гигантская разница между сценой сегодняшней и сценой вчерашней! Но где-то между ними и находится Театр.
Кто-то сравнил искусство актёра с рисунками на песке. Если бы на песке! Мне думается, более уместное сравнение - с полоской мокрого песка на самом краешке, между морем и сушей; постоянно, каждую секунду, море слизывает только что нарисованное - а мы всё рисуем и рисуем, как дети малые, думая, что рисуем в Вечность.
Знаком с одной девушкой (когда-то была девушкой, сейчас у неё уже самой дочка на выданье - старею), она - дочь популярной певицы и очччень известного композитора (промолчу, дай Бог им всем здоровья).
Так вот, заперся как-то её папа в своём кабинете, день не выходит, два, три...
Наконец, выбегает, счастливый:
- Девочки, родные мои! Я сочинил то, о чём может каждый композитор только мечтать! Но не каждый это совершает...
Я сочинил мелодию, простую, но гениальную!
Слушайте!
Подходит к инструменту, и начинает играть...
Жена и дочка очень боялись, что правда убьёт Гения, но всё-таки решили сказать.
"Гений" сочинил... "Однозвучно гремит колокольчик".
P.S. В интернете есть видеоклип, где эта моя знакомая поёт дуэтом со своей мамой - в ту пору её маме было меньше, чем моей знакомой сейчас, а моей знакомой - меньше, чем её дочке, всего шестнадцать... Как быстро летит время, и что остаётся от прошлого? Видеоклипы в интернете, и то - не всегда. И не у всех. Только у девушек, мамы которых популярные певицы, а папы - очень известные композиторы.
Актриса.
Она - Актриса. Это не профессия даже, не должность или название её деятельности. Это - она вся.
Такой она была с детства. Конечно, училась в институте, играла в театре, снималась в кино...
Но сколько их на свете, таких актрис! Ведь не может каждая стать известной, популярной, даже сколько-нибудь состоявшейся. Да и век актрисы короток. Ещё вчера мечтала о Джульетте, а сегодня и на Гертруду не возьмут - есть претендентки помоложе. Но она всё мечтает. Никогда не выключает мобильный телефон (как это удобно! Ведь могут позвонить в любой момент! Правда, почти не звонят...). Всегда заботится о своём возрасте - никогда его не называет. Бедная жизнь, но достойная - потому что духовная. И всегда живёт тем, что однажды, в один прекрасный момент...
Когда-нибудь наступит момент, и каждый уйдёт. Это будет свой собственный момент для каждого из нас. Также уйдёт Актриса. Уйдёт с улыбкой на губах. Потому что будет верить, что вот-вот настанет тот самый прекрасный момент когда...
Позвонил приятелю, тот был в хорошем подпитии. Спрашиваю, как, мол, дела:
- Да вот, дали "Оскара", Пальмовую ветвь, Серебряного Льва, кучу призов, а самое главное - Серебряный Хуй в жопу!
Без комментариев.
Актриса. Пост-скриптум.
Нет-нет, только не злиться - злость ничему не поможет, будет только хуже... Пусть в нищете, пусть он всё пропил, но ему тоже тяжело. Наверное, ему надо помочь, но как? Почему опять не позвонили? Почему мою роль дали ей? Конечно, она моложе, но я ещё тоже ничего! Но почему, почему, почему? Я ведь всё делала, как надо... Ладно, вечером - спектакль. И пусть роль не моя, и партнёры почему-то злятся, но всё равно - это же ТЕАТР, это так прекрасно, когда выходишь на сцену!
...Я гляжу на эту женщину, я вижу морщины на её лице даже отсюда, из десятого ряда, я чувствую, когда она забывает текст (обманщица! Пытается представить забывчивость паузой), я многое вижу... Но иногда я забываю про то, что ВИЖУ, потому что есть такие моменты, когда она - АКТРИСА.
Одному артисту 1-го апреля позвонили по телефону, и голос с сильным акцентом представился ассистентом по актёрам из Голливуда. Нужно ли объяснять, куда актёр послал "ассистента" 1-го апреля? Но тот позвонил снова.
- Слушай, ну всякая шутка имеет свои границы! Я всё понял насчёт твоего "Голливуда", так что иди на хуй!
Но "ассистент" звонил и звонил, говорил про какие-то тысячи долларов гонорара, что роль не главная, но интересная, просил уточнить график, но методично был посылаем всё по тому же нехитрому маршруту.
В результате... Это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО оказался ассистент по актёрам из Голливуда, и через пару месяцев артист таки снялся в кино, получив несколько тысяч долларов!
И так тоже бывает...
Уж сколько лет меня мучает один и тот же ночной кошмар: театр, вот-вот должен начаться спектакль, но какой спектакль - я не знаю, а мне не говорят; зал переполнен зрителями, напряжение перед началом нарастает, и тут ко мне подходит режиссёр и говорит:
- Ты сегодня играешь.
- Что играю?!
Но его уже нет, он ушёл, и гаснет в зале свет, и открывается занавес, и я стою под палящими лучами прожекторов... и просыпаюсь в холодном поту.
Сон в руку? Бог весть...
На спектакль пришла Она - всем известная критикесса (писательница, драматург, член многочисленных жюри и прочая, прочая, прочая). Села в первом ряду, взяла в свои руки блокнот и авторучку, и... Весь спектакль мы, актёры, слышали её гнусавый голос - спектакль ей понравился, и она громко комментировала каждую сцену, каждого актёра, каждую режиссёрскую находку. Вслух. На весь зал. Громче нас, актёров на сцене. Более тяжёлого спектакля в моей жизни не было.
Однажды, перед самым выходом на сцену, мой товарищ-артист схватил меня за рукав и страстно прошептал:
- Ты знаешь, КАК я люблю театр!
В тот вечер он играл, как никогда. Да и вообще - очень талантливый артист этот парень. Но что останется от него? Роли в театре? Нет, всё больше малоизвестные работы. Даже в пределах родного Питера его знает лишь ограниченный круг актёров, близких знакомых, может, кто-то из немногих зрителей... Роли в кино? А где оно, кино? Несколько сериалов, которые сотрутся из памяти, и даже сам артист не вспомнит, где и когда он снимался.
И сколько таких талантов?
Где хранятся сыгранные роли? Куда ушли отыгранные спектакли? Неужели, всё умерло?
Гримёрка театра, сидим - ждём, когда будет наша сцена.
Душа кампании - Владимир Александрович, седой, статный, усатый - ну, прямо Станиславский! И рядом - молодой мудак, приехавший в Питер из глухой жопы, и пошедший в артисты.
Разговор о театре...
Чтобы "подколоть", спрашиваю мудака:
- А сколько языков ты знаешь?
- Два, русский и английский, специально выучил, чтобы в голливудских фильмах играть.
Зная никакой актёрский уровень мудака, давимся с Владимиром Александровичем от смеха.
Но мудак - непробиваем. Спрашиваю, а на каком языке ты речь "толкать" будешь, когда тебе "Оскара" вручат.
- На английском, конечно, - отвечает мудак торжественно и чинно.
Потом сам спрашивает:
- Скажите, Владимир Александрович, я вот слышал, что есть народные артисты, есть какие-то ещё...
Владимир Александрович терпеливо объясняет мудаку про заслуженных, народных, тот слушает, потом спрашивает:
- А Вы, Владимир Александрович, кто - народный или заслуженный?
- Я - Мастер... - вальяжно раскинувшись, очень театрально отвечает артист. Мудак верит. Мы от смеха уже чуть не плачем. Потом мудак снова спрашивает:
- Скажите, а вот все эти... ну, народный, заслуженный, мастер - это дают за выслугу или как?
- Ну, когда к юбилею, когда за очень хорошую роль...
- Владимиру Александровичу дали по инвалидности, - вставляю я свои пять копеек, мудак поверил, "мастер" закашлялся.
...Владимир Александрович вышел на пенсию, иногда где-то играет, я - как жил, так и живу. Практически на каждой гастрольной афише московского нашумевшего спектакля - фамилия и фотография того мудака. Мне не завидно, я вообще завидовать не умею. Но я знал действительно достойных и талантливых артистов, которые вышли на пенсию, так и не реализовавшись полностью, а ведь мудак - он не просто мудак, но редкостно бесталанный человек...
Впрочем, попробую как-то по порядку.
Когда пытаюсь вспомнить свою жизнь, то, по сути, самому понятию "биография" соответствует только первая часть: родился, учился, закончил, принят на работу, ушёл по собственному желанию... Дальше - тянет на эпизоды. Что ж, всё же начнём с БИОГРАФИИ.
Из многих школьных педагогов мне запомнился педиковатый учитель пения.
- Дети! Назовите ваших любимых композиторов.
Дети стали тянуть руки: "Моцарт", "Чайковский" (этот композитор учителю пения почему-то нравился больше всех), "Гайдн", "Шопен", "Мусоргский" - дети порадовали своего педагога. Но тут дошла очередь до меня:
- Высоцкий, - сказал я, и в общем-то, сказал правду.
- Вон из класса, родителей в школу!!!
Так я стал диссидентом.
Пожалуй, рассказ о моей персоне в исхуйстве я бы начал издалека, с детства.
Обычные интеллигентные мама и папа, обычные интеллигентные бабушки и дедушки. Что примечательно, ВСЕ ближайшие родственники - преподаватели. ВСЕ достигли чего-либо в своих жизнях ТОЛЬКО благодаря самим себе. Когда мой двоюродный дядя занимал генеральскую должность в министерстве обороны, то ему звонит очень важный начальник и говорит:
- Я думаю, мой сын Г., ваш подчинённый, созрел для получения очередного воинского звания. Когда вы его представите к полковнику?
- Никогда, товарищ генерал! - спокойно ответил мой дядя. Потому что когда он получал свой красный диплом в своём училище, то передал привет начальнику училища от моего деда (то есть своего дяди) уже диплом ПОЛУЧИВ. Видимо, и мой дед, и мой дядя - люди ЧЕСТНЫХ ПРАВИЛ.
Дядя рассказывал. На зачисление в военное училище пришёл начальник этого училища в звании вице-адмирала (две большие звезды на погонах). Подходит к одному из абитуриентов, который сдал все экзамены на "отлично".
- Готов посвятить свою жизнь военно-морскому флоту?
- Так точно, товарищ мичман (две маленькие звезды на погонах)!
"Товарищ мичман" побагровел, и абитуриента не приняли из-за "плоскостопия".
Итак, я жил в хрущёвке на северной окраине Ленинграда, теперь это престижный район, считается почти что рядом с центром...
В садик ходил ровно три дня - и все три дня истошно орал, как потом выяснилось, просто-напросто хотел пить. Садиковское руководство испугалось, желание моё не угадало, и потому всё детство я просидел дома - бабушки-дедушки скинулись, и платили небольшие деньги одной очень доброй женщине, которая стала моей няней, но которую я всегда называл и считал бабушкой.
В начальной школе, после уроков, мы с бабушкой обязательно играли "в дурачки". Она так переживала и так громко кричала "ОЙ!", когда клала вместо короля вольта, а внучек ей на это указывал, что я боялся ей говорить об её ошибках.
Она жарила вкуснейшие котлетки, варила самые вкусные супы на свете, а в её сумке всегда лежал кулёк конфет-"подушечек".
С тех пор ТАКИХ котлет, ТАКИХ супов и ТАКИХ "подушечек" я больше никогда не ел.
Потом, после бессадиковского детства, прошедшего под чтение бабушкой сказок, вкусных обедов, игр в "дурачки" и тихих прогулок, была обычная школа, обычное бурное гуляние по дворам. Во втором классе чуть было не выгнали из октябрят - под юбки девочкам заглядывал (ведь интересно же! До сих пор интересуюсь...), но формулировку "сексуальные домогательства" в советском союзе ещё не знали.
Когда я заканчивал школу, то... умер.
Звонок из поликлиники:
- Простите, пожалуйста, тут у Вас мальчик один... жил... Как он сейчас?
- А в чём дело?
- Ну, как его здоровье, если, конечно, он ещё... Где он сейчас?
- Я у телефона.
Человек на том конце провода падает в обморок.
Оказывается, когда я сдавал анализы, то мочу отнёс в баночке из-под мёда (были такие, на бочонки похожие), так вот баночку-то я вымыл, а крышечку... Говорят, количество сахара в моче было такое, с которым не живут вообще.
Запах весны.
Я вышел на улицу: какой-то очень знакомый запах, свежий, вольный, весенний, запах обновления, тающего снега, чистоты, запах, наполненный жизнью...
Я вспомнил этот запах - такое ощущение, что перенёсся на четверть века назад, в ту весну, когда заканчивал школу. Я отсидел от звонка до звонка десять лет (чуток оставалось), и через совсем небольшой отрезок времени покину свой 10 класс, и жизнь открывалась своими просторами, передо мной был весь мир! И именно эти ощущения будущей жизни и предстоящей свободы связались у меня навсегда с этим запахом.
А сегодня... Нет, эти ощущения лишь эхом откликнулись в душе - я прошёл мимо школы, такого же стандартного здания 60-х годов, в которое и я ходил в своё время; только в этой школе училась моя старшая дочка, и учатся младшие дети. Моя жизнь пролетела, хоть и кажется, что выпускной вечер был чуть ли не вчера, а у них - вроде как всё впереди...
Урок начальной военной подготовки в школе. Он был обязателен для всех в 9-10 классах нашей самой мирной страны в мире. "Мы мирные люди - но наш бронепоезд..." - так и остались мы на своём ржавом бронепоезде посередь разбитой дороги с украденными рельсами да шпалами в то время, как остальной мир... Ладно, я не об этом.
В 9-м классе занятия вёл абсолютно лысый капитан в отставке, который перед каждым уроком доставал расчёску и делал ею какие-то пассы над своей головой - класс ржал до следующей перемены, и класс было не остановить.
Но ведь он действовал правильно, он причёсывался, всё по УСТАВУ.
На следующий год прислали другого военрука - полковника, демобилизованного после контузии (мы же мирная страна, мы боевых действий никогда не вели...). Так вот, мужик был отличный, но только когда он оказывался у политической карты мира и видел на ней Соединённые Штаты Америки, то с ним начиналась истерика - он выплёвывал свою вставную челюсть, и начинал орать про "загнивающих вонючих империалистов", которые чуть ли не подползли к нашим границам - он их просто видел, чуял за окнами школы - а за окнами школы цвела черёмуха, слышался звон трамваев, а где-то в двухстах километрах мирно жила Финляндия, а за ней - остальная Европа, а через океан - Америка, и если что-то где-то и пахло - то это не запах гнили империализма, это воняло с окрестных полей, где самые передовые совхозники прошлой осенью в очередной раз не убрали урожай (зима пришла как всегда неожиданно)... А мы ехали после занятий, как идиоты, с деревянными автоматами на автобусе к городской свалке, и под крики нашего контуженного полковника ползали на животах, охраняя родной город от врагов...
Иногда мне кажется, что больная душа нашего полковника клонировалась и атмосфера ползания на животах и борьбы с врагами душит нашу страну до сих пор, и не даёт нам нормально жить.
Первый театр с моим участием... Наверное, это случилось, когда мне исполнилось лет пять-шесть. С нарочным из Америки (вдумайтесь, ТОГДА Америка была дальше, чем сейчас иная галактика!) мне прислали вязанный на специальной машине жилет.
Мама была счастлива! Ещё бы - её сын щеголял в НАСТОЯЩЕМ вязанном жилете, чего у миллионов мужиков-соотечественников и в помине быть не могло.
И вот, на первый же семейный день рождения я в сей жилет был одет. Взрослые занимались своими скучными, как мне казалось, делами, то есть разговаривали за столом, а я в своей комнате думал: чем бы их развлечь. Может, это были первые проявления актёрского инстинкта?
Идея в голову пришла шикарная - мне нужно их всех поразить. Ну, прямо семилетний Шекспир! Я прокрался на кухню, нашёл длинный нож с деревянной ручкой, отрезал горбушку от батона за 13 копеек, спрятал горбушку у себя на уровне сердца, нож взял в руку, заведя её за спину, и вышел на ПУБЛИКУ.
- Смертельный номер! - объявил я. Гости замерли. Я взял нож, и прямо сквозь американский вязаный жилет вонзил оный в горбушку (а для публики - в сердце). Публика остолбенела (от ужаса, думал я, - от моего идиотизма, как оказалось на самом деле), а моя мама с криком бросилась ко мне.
Ага, молчание публики и крики мамы, вот он - успех! Но мама кинулась спасать жилет - увы, ножик порезал его основательно...
Байка из моей студенческой жизни (сам не видел, но рассказывали).
Час пик на Невском проспекте, на остановке стоит троллейбус, к нему сзади подходит человек в рукавицах, снимает пантографы и просит кого-нибудь их подержать, пока он в двигателе поковыряется, пара минут. На просьбу откликается хорошо одетый, интеллигентный человек с портфелем - ну, как не помочь водителю троллейбуса! Человек стоит, держит дуги эти троллейбусные за верёвки... Тут подходит к нему настоящий водитель троллейбуса...
Далее - немая сцена.
Вообще, многие либо не помнят, как БЫЛО, либо НЕ ХОТЯТ помнить, либо просто не понимают. Когда своей старшей дочке, рождённой в 91-м, пытаюсь объяснить, что в год её рождения в магазинах не было еды, она с улыбкой спрашивает:
- Папа, а что - в другой магазин слабО пойти было?
Нет, дочка, в конце 80-х на основные продукты были введены карточки, по которым можно было за деньги купить определённое количество данного продукта, но и эти продукты нужно было искать. Кстати, у меня где-то сохранились карточки на продукты, которые я так и не смог достать. Да, ДОСТАТЬ - это именно советское слово, потому что КУПИТЬ очень часто было невозможно. Это в больших городах. А что творилось в городах маленьких?
Экскурсия по Золотому Кольцу в самом начале 80-х. Мамы-папы снабдили своих детей провиантом на весь срок, но нас кормили в одном кафе, где мы довольно капризно питались - нам, полустоличным школьникам, было НЕВКУСНО. И вот, накануне Нового Года, шеф-повар кафе говорит нам:
- Ребята! Сегодня вечером по случаю праздника у нас будет (театральная пауза) МЯСО!
Мы, полустоличные малолетние хамы, вяло среагировали на её душевный порыв - ну, мясо, и что?
Вечером на ужин нам торжественно выносят сваренные, видимо, из каких-то стратегических военных запасов, катышки без вкуса и с запахом бумаги. Такое в провинции в те годы было МЯСО.
Вообще, как мы все всё быстро забываем! И как не любим вспоминать плохое... Может, потому и наступаем так часто на одни и те же грабли? Помнить нужно. И думать. И сопоставлять. Один мудрый человек говорил мне: самый страшный грех - это когда лень подумать.
А бабушка учила: всегда себя представляй на месте другого человека. Уже позже я узнал, что это перефразированная мудрость Гилеля, современника Христа, но мудрость эту почему-то приписывают самому Иисусу; и ещё: не пожелай другому того, чего не хотел бы пожелать самому себе.
Но поставить себя на место другого человека - это задача для многих совершенно ненужная. А зря. Бед бы в мире намного меньше было...
Одному советскому фильму дали Пальмовую Ветвь Каннского Кинофестиваля. Почётнейший приз! За что? За гениальный показ в реальности душ ушедших людей, за талантливое изображение существования персонажей в параллельных мирах. Это так западные кинокритики поняли сцены с изображением обычной советской коммунальной квартиры!
Как было
Магазины были такие: хлебный, молочный, мясной, рыбный, овощной, были магазины продовольственные с отделами - хлебным, молочным, бакалейным, мясным, рыбным, овощным. И не важно, что в мясном отделе чаще всего мяса не было, а в бакалейном бывали перебои с любым из товаров - но была некая незыблемость. На рубль можно было купить бутылку молока (поллитровая, с широким горлышком и белой пробкой из толстой фольги), бутылку кефира (поллитровая, с широким горлышком и зелёной пробкой из толстой фольги), нарезной батон за 13 копеек, кирпич чёрного хлеба за 16 копеек, и несколько коробков спичек на сдачу. И в общем-то, сварив на молоке манную кашу на завтрак (крупы стоили копейки и в кухонном шкафу у каждого хранился небольшой запасец), на полдник выпив бутылку кефира, а вместо ужина почаёвничав булкой с вареньем, практически на рубль решалась продовольственная программа на день, за исключением обеда. А на обед при отсутствии финансов можно было сварить щи: капуста, картошка и морковка продавались в овощном отделе или магазине, на тот же рубль можно было сварить щей на пару-тройку дней, и если ещё оставались деньги на сметану - чего ещё нужно было для счастья? Правда, мясо не всегда бывало и в крупных городах, и его ДОСТАВАЛИ. Также, как и рыбу, и сливочное масло, не говоря уже о деликатесах. А как вкусен был индийский чай со слоном! Но ТАКОЙ чай был очень большим дефицитом.
Студенческая общага, восьмое марта, идём с приятелем на пьянку - но на входе облава, идёт борьба с алкоголизмом и заодно война с посетителями общежитий.
А мне не даёт покоя старый анекдот:
- Алё, женское общежитие? А Лену можно?
- Можно. У нас тут всех МОЖНО.
Говорю приятелю - ты будешь пьяным, а я - дружинником. Одеваю повязку дружинника (она мне не один раз добрую службу сослужила, хотя я в дружине всего-то один раз отметился). Беру парня за руку и говорю:
- А ну, качайся! - и уже громко, чтобы все слышали:
- Давай, иди! Помнишь, где твоя комната? Вот нажрался-то! А ещё комсомолец...
"Коллеги"-дружинники на входе с пониманием нас пропускают...
Общежитие, последние дни перед стипендией, ни у кого нет денег. Скинулись несколькими комнатами, купили картошку, решили пожарить. Пока жарили - полтора-два десятка скинувшихся буквально захлёбывались слюнями. Наконец, "главный повар" берёт сковородку за ручку, снимает с плиты и... сковородка перевешивает, и переворачивается вокруг ручки - вся жаренная картошка оказывается на полу... После немой сцены, картошку собирают всем миром, снова кладут на сковородку, обжривают, и - несут в одну из комнат, где съедают.
Студенческие годы... Жили бедно, но на один день ездили в Москву или в Таллинн - всего ночь езды в плацкартном вагоне, зато СТОЛЬКО впечатлений!
Но вернёмся к тому, как жили. Ещё были игрушечные магазины: там продавались настоящие игрушки, и при большом желании можно было купить гэдээровскую железную дорогу - почти как настоящую, только в уменьшенном виде!
Да и полуфабрикатные советские игрушки можно было усовершенствовать самому, я уже не говорю о моделях самолётов, которые нужно было склеить.
В любом случае, куда как интереснее, чем современные компьютерные игрища! Есть, конечно, полезные и интересные виртуальные игры, но затягивает и ограничивает - а когда своими руками!..
Промтовары продавались в одноимённых магазинах, и качество и фасон, например, одежды были отвратительные, да и цена по сравнению с зарплатой большая. Какое это издевательство над женщиной: купить дорогую некрасивую уродующую тебя вещь, да ещё и за большие деньги! Потому и здесь "доставали". А многие шили-вязали сами. "А у тебе подруги, Зин, все вяжут шапочки для зим, от энтих скучных образин дуреешь, Зин!" Да, так и было, но были и те, кто умудрялся сохранять себя, и не вызывать процесс дурения у окружающих.
А по вечерам смотрели фигурное катание. По чёрно-белому телевизору.
Спорят два еврея:
- Чёрный - это цвет!
- Нет, чёрный - это не цвет!
- Хорошо, пойдём, спросим у раввина.
Идут к раввину. Тот смотрит в Тору - говорит, что в Торе написано: чёрный - это цвет.
Но евреи спорят дальше:
- Хорошо, чёрный - это цвет! Но белый - это не цвет!
- Нет, раз чёрный - цвет, то и белый - цвет!
- Нет, белый - это не цвет!
Снова идут к раввину, тот смотрит в Тору, говорит, что белый - это тоже цвет.
- Хаим! Что я говорил?! Белый - цвет, чёрный - цвет. Я тебе продал ЦВЕТной телевизор!!!
А уж воображение каждого чёрно-белые цвета могло ТАК раскрасить!.. Это сейчас, когда показывают фигурное катание, и не только в цветных лучах танцуют фигуристы, а на меняющем цвет льду, а тогда... И программ телевизионных было всего по пальцам одной руки, но кажется, что лучше не стало.
Туго было, не всегда знал, что будешь есть завтра, но была некоторая стабильность: отчасти подмороженная из-за преобладания холодной стылой погоды над бОльшей частью СССР, из-за отсутствия горизонтов, из-за в общем-то постоянного нахождения во внутренней эмиграции (это я про НОРМАЛЬНЫХ людей говорю).
Но и тут находились свои лазейки. Например, когда настала пора выбирать институт, то я выбрал Горный, ибо в театральный было идти как-то неловко: ну, какой из меня артист? И я не жалею, потому что кроме неплохого образования, получил ещё и возможность нормальной работы. Когда основной массе выпускников после окончания института светило по восемь часов в день корпеть в закрытой конторе с полупонятными функциями (и моими, и самой конторы), то я распределялся в геологический НИИ. Да, полгода приходилось сидеть в стенах этого самого Научно-Исследовательского Института, изображать работу, но полгода я мог проводить в геологических экспедициях - романтика!
Правда, очень часто романтика обламывалась. Комары и гнус, змеи и фаланги, капризы погоды - но всё это закаляло, и давало вкус настоящей жизни.
И я ничуть не жалею о нескольких летах, проведённых в палатках и спальниках в самых разных уголках нашей необъятной страны. Потому что это была очень хорошая ШКОЛА ЖИЗНИ.
- Скажите, а кто тут бельё стирает, - спросил я на третий день после приезда в казахскую степь на практику в геологическую экспедицию у старшего товарища.
Не знаю, что старший товарищ подумал, но ответил он следующее:
- А ты знаешь - никто. Мамы тут нет. Не захочешь говном пахнуть - научишься стирать.
Мамы тут нет... И слава Богу! С тех пор стираю, глажу и готовлю я без особых проблем.
Да, ещё я вспоминаю прачечные. К каждой наволочке, к каждой простыне, к каждому пододеяльнику пришивался номерок. И когда мама меняла постельное бельё, то его сворачивали в кучи, заворачивали, например, в одну из наволочек, в угол клали квитанцию, на которой было отмечено - какое количество какого постельного белья, писали от руки дубликат такой же квитанции, и бельё несли в прачечную. Там бельё бросали как в Небытиё - в гигантскую щель в белой стенке, за которой работали безмолвные женщины. Через пару недель приходили в ту же прачечную, но расположенную с другой стороны дома-пятиэтажки, и по квитанции бельё получали.
Почему я так подробно об этом пишу? Для памяти. Чтобы не забывать. Потому что была совсем другая Эпоха.