Ниссен Василий Д : другие произведения.

Оглашение - почти стенограмма огласительной беседы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Зачем нужно это собеседование перед крещением? Правильно в церкви оно называется оглашение. В древней церкви оглашение длилось в течение года и крещение производилось один раз в году на Пасху. Было даже название таким людям - оглашенные. В память об этом сохранилась ектенья на литургии, приглашающая оглашенных покинуть храм перед началом таинства, при котором обычно присутствовали только верные, уже крещёные прихожане. Так зачем же нужно это оглашение перед принятием крещения?

  Православные люди начинают любое значимое для них дело с молитвы. Делают это обычно стоя, при этом осеняя себя крестным знамением, собирая три больших пальца в щепоть - знаменуя троичность Бога (Отца, Сына и Святого Духа), и прижимая остальные два - знаменуя единство Бога и человека в Иисусе Христе.
  Помолимся. (Царю Небесный...)
  Зачем нужно это собеседование перед крещением? Правильно в церкви оно называется оглашение. В древней церкви оглашение длилось в течение года и крещение производилось один раз в году на Пасху. Было даже название таким людям - оглашенные. В память об этом сохранилась ектенья на литургии, приглашающая оглашенных покинуть храм перед началом таинства, при котором обычно присутствовали только верные, уже крещёные прихожане. Так зачем же нужно это оглашение перед принятием крещения?
  Дело в том, что в православной церкви нет магии и волшебства. В чём сущность магии? Если ты знаешь соответствующие заклинания, умеешь производить определённые манипуляции или имеешь какие либо степени посвящения или магические предметы, то получаешь власть над волшебными силами, которые, безусловно, тебе подчиняются и результат гарантирован. У нас такие приёмы отсутствуют. Церковь это место где встречаются Бог и человек. Место, где они не просто встречаются, но и пытаются вместе что-нибудь сделать - сотрудничать. И Бог никогда не делает что-либо против воли человека. Более того, для того чтобы Бог мог что-то сделать с человеком, тот должен иметь Веру, которая позволит Богу что-то сделать. Даже во время земной жизни Иисус Христос, прежде чем исцелить человека, смотрел - имеет ли тот веру для этого и исцелял только тех, кто эту веру имел.
  Попробуем разобраться, что же такое Вера, что значит это слово? В течение жизни человеку постоянно приходиться делать выбор перед совершением поступков, из которых и состоит течение нашей жизни. Выбор этот всегда есть и более того - любая жизненная ситуация может быть описана цепочкой ответов между "да" и "нет", на этом основан принцип работы современных компьютеров в сути которой лежит манипуляция с двоичным кодом, в котором только две цифры - 0 и 1, "да" и "нет". Так вот то, чем руководствуется человек, делая выбор, и называется Вера. Вера в то, что он считает для себя лучшим, в то, что он думает, принесёт ему счастье. Ведь что бы мы ни говорили, все мы желаем одного - быть счастливыми. Все наши усилия направлены на одно - достижение счастья. И поэтому всегда есть Вера в то, с помощью чего или кого наше счастье может состояться. И поэтому - неверующих людей нет. Есть разные предметы Веры. Кто-то верит, что обладание деньгами принесёт ему счастье и все свои усилия прикладывает к тому, чтобы заработать как можно больше. Кто-то считает, что власть сделает его счастливым и всю жизнь рвётся к руководству. Кто-то считает, что мерилом счастья является секс, кто-то демократию, кто-то социальные гарантии, безопасность и т.д. И имея перед собой эту морковку, пардон - веру, человек и делает свой выбор. Причём не всегда это происходит осознанно, многие предметы веры прописываются на подсознании в процессе формирования личности, и усвоение их происходит по принципу коллективного бессознательного. Как все, так и я, либо следуя за своими кумирами. И первый шаг на пути христианского трезвения состоит в том, чтобы честно попытаться понять истинные мотивы наших поступков.
  Так какую Веру мы должны принести к купели крещения, чтобы таинство это состоялось в своей полноте? Из книги Деяния Апостолов, Нового Завета нам становится известно, что для принятия крещения достаточно веры в Иисуса Христа, в то что Иисус, родившийся от Девы Марии, претерпевший крестную смерть, и в третий день воскресший и есть Христос. Обещанный Творцом Мессия, который спасет человека от последствий катастрофы произошедшей в райском саду.
  Сразу встает вопрос - а что такого произошло в Райском саду от чего нужно человека спасать? От вкушения яблока? Читаем первые главы книги Бытия. Бог Творец создаёт наш мир как квартиру, место обитания, куда Он потом помещает венец своего творения - человека. Причём человек создаётся последним и по особой процедуре. Вначале устраивается производственное совещание. Если до того всё происходит довольно ритмично - сказал Бог: да будет свет и свет появился, да соберутся воды и воды собираются, да произрастит земля и произрастает и т.д. по каждому пункту. То непосредственно перед созданием человека Творец задаёт себе вопрос:
  -Создадим человека, по образу и подобию Нашему?
  Именно этот момент изображен на иконе преп. Андрея (Рублёва) "Троица", которая правильно называется - "Предвечный Совет".
  Тут надо разобраться с некоторыми вещами:
  1. Мотив творения. Зачем Бог это делает? Все святые отцы в один голос утверждают - из Любви. Для того, чтобы человек мог разделить с Богом Его бытие. Какой-то необходимости, по которой происходит Творение и создание человека - нет. Это исключительно добровольный акт Творца, движимого любовью. Но чтобы полноценно разделить любовь, нужен кто-то другой, равный тебе. Дрессированной собачкой можно какое-то время позабавиться, но по настоящему разделить радость можно только с равным. Поэтому и происходит уму непостижимое - Всемогущий Бог вне себя творит мир и хочет там создать человека по Своему Образу и Подобию и готов наделить его (человека) свободной волей. По настоящему свободной. С возможностью до полного Его (Бога) отвержения, что потом, собственно, и произошло... А иначе никак, иначе только дрессированные собачки могут получиться, с вариациями на тему длины поводка. Поэтому и счастье человека возможно только в осуществлении божественного замысла. Вся остальная цивилизация наслаждений летит в пропасть. Наиболее ярко это иллюстрирует Пушкин в сказке о рыбаке и рыбке.
  2. Время. Время - атрибут тварного мира. Для чего оно нужно - чуть попозже. Сейчас важно понять, что в бытии Бога времени нет, только в бытии мира, который творится для человека. Именно модус бытия тварного мира обладает измерением времени. И потом, когда наступит конец этого света, время тоже выключат, за ненадобностью.
  Соответственно, находясь за пределами создаваемого мира и его времени, Творец прекрасно видит, к чему это приведёт. И что единственным способом спасти отпавшего будет воплощение Бога Слова (на иконе Он в центре) с восхождением его на крест и последующим воскресением. И только по этой протоптанной Богом дорожке человек сможет вернуться к своему Создателю и разделить с ним его бытие. Крест - страшная смерть. Одно из самых ужасных и мучительных "изобретений" падшего человечества. Но ещё страшнее осознавать, что на крест восходит сам Творец мира, всемогущий Бог. В одном из песнопений Пассии поётся: "Днесь (сегодня, сейчас) висит на древе тот, Кто на водах подвесил землю".
  Так вот, Бог Слово, Сын Бога Отца, один из Святой Троицы соглашается взять на себя последствия свободной воли человека. На иконе изображено как Он благословляет эту чашу. И Господь создаёт человека, используя довольно сложную технологию - вначале своими руками изготавливает тело из материи уже созданного мира и лично вдыхает в него дыхание жизни, наделяя заготовку своим образом. И вот тут кроется один нюанс. Образом человек наделен, а вот достичь подобия предлагается ему самому. Для этого и потребовалось время, чтобы в его течении человек, имея Образ Божий, смог стать подобным ему. Равным Богу. Как предполагалось это достигнуть? Да, в общем, очень просто - исполняя заповеди. Новосозданного человека Бог помещает в огороженное место - Райский сад, создав ему максимально комфортные условия. Как новорожденного сажают в манеж. И даёт три заповеди:
  1. Заповедь труда - райский сад нужно возделывать.
  2. Заповедь познания мира - человек должен наречь имена всему живому в мире.
  3. Заповедь поста - не вкушать от древа познания добра и зла.
  Причём практика такова, что пост это временное упражнение, нужное в первую очередь для приготовления к следующему за ним празднику. Но человек не устоял, и свершилось страшное. Пересказывать историю нет смысла - все её знают. И вопрос не в том, что он провинился перед Богом как нашкодивший ребёнок. Всё оказалось намного серьёзней. Отпав от Создателя, изменилась сама природа человека, он стал подвержен тлению, распаду, а вместе с ним и вся вселенная из материи, которой он и был изготовлен. В физике есть даже такой термин - энтропия, феномен разложения вещества и исчезновения энергии. И самое ужасное то, что человек потерял способность усваивать Божию Благодать, которая и гарантировала его бессмертие и возрастание в Подобие Богу. В мир пришла смерть...
  Но, как говорит Господь через пророка: "Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя." Определяя новое житие человека на земле Господь обещает послать в мир Мессию - Христа, который сможет исправить сделанное человеком и даёт новые заповеди Адаму и Еве. Видоизменяясь в течение истории промысла Божьего эти заповеди постепенно выльются в ветхозаветный закон народа израильского. Народа, созданного Богом, чтобы в его среде смогла появиться та, которая сможет, наконец настолько поверить Богу, что Он сам сможет воплотиться в её девственной утробе и выйти в мир уже человеком. Человеком, не имеющем печати греха, не заражённым тлением смерти. Человеком и Богом. Иисусом Христом.
  Для ликвидации последствий вселенской катастрофы Богу и Человеку пришлось пройти весь путь: как человеку - до врат смерти и далее за них в царство тьмы, и сломать эти врата - как Богу. Именно это и изображено на иконе Воскресения. Воскресая Господь ломает врата, за которыми стоит непроглядный мрак и выводит из него всех праведников. Таким образом, теперь у людей есть выбор - либо царство теней, либо последовать за Христом, который выломал ворота этого царства.
  Но последовать за Спасителем можно только обретя веру в Него и эту веру мы и должны принести к купели крещения.
  Но как приобрести эту новую веру? Предыдущую мы взращивали всю свою жизнь и невозможно её сменить, как будто щелкнуть выключателем. В принципе, это занятие нам на всю оставшуюся жизнь. По-гречески это называется словом метаноя, что можно перевести как изменение ума, перемена образа мысли. На славянский язык это слово перевели как - покаяние. С этого и начинается проповедь Предтечи Господа Иоанна Крестителя - покайтесь, приблизилось Царствие Небесное. И не просто покайтесь - сотворите плоды достойные покаяния.
  Так как же нам начать эту дорогу изменения ума, покаяния? Читаем писание - нужно креститься во имя Господа нашего Иисуса Христа. Не рождённый от воды и Духа не войдёт в Царствие Мое. В таинстве Крещения Бог восстанавливает первую природу человека, которая была у него до грехопадения. Следующим за ним таинством Миропомазания преподаётся дар Святого Духа. Но вот беда, природу-то нам восстановили, а личность наша осталась старая, зараженная страстями. И мы довольно быстро опять начинаем падать из нашего состояния чистоты в болото грехов. И тут Господь нас не оставляет. Помимо Крещения и Миропомазания в церкви христовой оставлены ещё два важнейших таинства - Исповедь и Причастие. Многие святые уподобляют исповедь новому крещению, только теперь в воде слёз покаяния. В ней Господь опять исцеляет нас от язв грехов, которые мы искренне исповедуем. Причастие же даёт нам возможность вкусить самого Бога, Тела и Крови его под видом хлеба и вина. Усваивая не просто Благодать Бога, а принимая Его Самого внутрь нас как еду. Еду будущего века, когда времени уже не будет. И эта Еда подкрепляет нас на пути к Вечности. Понятно, чтобы не помереть с голоду подкрепляться надо регулярно. Святые отцы рекомендуют делать это как можно чаще, как минимум - каждый многодневный пост.
  Вокруг этих главных таинств и строится вся соборная (совместная, общественная) жизнь Церкви, её Богослужение. Литургия, центральная служба, на которой и происходит Причастие, в переводе с греческого так и значит - общее, совместное дело. Но помимо общего дела у каждого христианина есть и дело личное - пост и молитва. Пост в христианском понимании практически идентичен пониманию армейскому. Находясь на посту христианин должен быть предельно внимателен, чтобы ничего чужого не могло проникнуть и похитить с таким трудом нажитые плоды покаяния. Понятно, что в это время желательно не объедаться и не упиваться, иначе ни о какой службе не может быть и речи. Потому и предписываются ограничения в скоромной (мясной и молочной) пище, алкоголе и развлечениях. Посты есть многодневные - четыре в течении года и однодневные - в среду и пятницу, за исключением сплошных (праздничных) седмиц (недель) и на Воздвиженье Креста и Усекновение главы Иоанна Предтечи.
  С молитвой дело обстоит немного сложнее. Молитва, это разговор с Богом. Как ребёнок учится говорить, чтобы наладить интерфейс общения с родителями и остальным миром, так и христианин молится, чтобы наладить и никогда не терять связь со своим Творцом. Понятно, что поначалу наши потуги напоминают несвязный детский лепет. Для этого и составлен молитвослов, в котором собраны самые выдающиеся молитвы, написанные святыми в моменты максимального напряжения и вдохновения Святым Духом. Читая их мы пробуем приобщиться к их духовному опыту общения с Богом. Что-то подобное происходит когда мы читаем прекрасные стихи или слушаем замечательную музыку, приобщаясь к переживанию чувства прекрасного пережитого автором в момент создания шедевра. Понятно, что для успеха это не должно происходить от случая к случаю, поэтому и составлены утреннее и вечернее правило, рекомендованное всем. Апостол сравнивает упражнения христианина в посте и молитве с тренировками атлета. Только атлет тренируется ради победы на соревнованиях, а наш приз - сам Господь Бог и радость бытия с ним в жизни вечной.
  Как и у спортсменов существует разный уровень подготовки и способности к восприятию нагрузок, так и в духовной жизни путь каждого человека уникален. И как спортсмену требуется опытный тренер, так и христианину нужен духовный отец, который поможет преодолеть трудности на пути, правильно рассчитать силы и определить меру подвигов. Таким духовным отцом обычно становится священник, которому через чреду апостольского преемства (рукоположения), идущего без перерыва от самих апостолов, даётся Богом особая благодать для несения такой службы. Священник, которому вы готовы доверять и к которому вы будете ходить на исповедь.
  Понятно, что в короткой беседе невозможно пересказать всю полноту богатства, накопленного церковью за две тысячи лет существования. Богатства праздников, богослужения, писания, аскетической традиции всего того что называется - Предание Церкви. Предание, в которое вошли и ветхозаветные ценности. Но как говорят святые отцы, что под всеми этим богатствами сутью Предания является личная встреча с Богом каждого христианина, которая и наполняет смыслом эти богатства. Без которой нет смыла всему тому, о чем мы говорим. А мы сейчас говорим только о технической стороне дела, практически не касаясь вопросов вероучения. О том пути, начало которому полагается в Крещении, и без которого оно не просто бессмысленно, а может быть и в осуждение. Почти все святые в один голос говорят о том, что таинства - это огонь и важно, что мы принесём к этому огню: руду покаяния, из которой в огне выплавится золото; или солому грехов, с которой вместе можем сгореть и мы сами. Поэтому с крещением стоит спешить только тогда, когда есть непосредственная угроза жизни человеку. Если же таковой нет, то стоит как можно лучше подготовиться к этому шагу, изучая вероучение церкви. Сделать это можно на катехизических занятиях в воскресной школе, читая рекомендованную для этого литературу, посещая богослужения. Возможно уже на этом этапе стоит попробовать найти опытного человека, который поможет разобраться с первыми трудностями.
  Теперь наверняка возникает вопрос - всё выше сказанное хорошо для взрослого сознательного человека, но как быть, когда мы крестим грудных детей, у которых ещё и понимания нет о том что происходит? Для этого и существует институт восприемников (крёстных). В случае крещения детей, крещение осуществляется по вере восприемников и они приносят обеты за крещаемых. Тем самым обещая Богу, что когда их крёстники вырастут, они будут соответствовать принесённым обетам. Таким образом, крёстные - это не просто свидетели происходящего. Впоследствии они должны принимать участие в воспитании детей и в первую очередь в сфере жизни церкви. До семи лет детей причащают без исповеди и поэтому важно в этот период как можно чаще их приобщать Святых Тайн. Помочь с началом молитвенной и постовой практики, подготовить к первой детской исповеди. Понятно, что научить можно только тому, что умеешь сам, поэтому восприемниками обычно выбирают воцерковлённых (живущих церковной жизнью) людей, либо стремящихся к этому. Имеющих возможность регулярно общаться со своими крестниками.
  И последнее, о чём хочется сказать - это церковно-славянский язык. Язык богослужения и молитвы. Язык этот появился в результате деятельности святых Кирилла и Мефодия. Когда они взялись за перевод богослужебных книг, то выяснилось, что половины понятий, существующих в греческом, в древне-славянском языке нет. И фактически в процессе перевода они создали новый язык. Все православные прекрасно понимают, что тут не обошлось без действия Святого Духа и потому этот язык и перевод являются богодухновенными. Язык этот стал отправной точкой для появления целой семьи славянских языков, как латынь для языков западно-европейских. В процессе истории каждый из языков впитывал в себя окружающие реалии - иностранные слова, новообразуемые жаргонизмы, просторечия. Как река вбирает в себя песок, ил, ветки деревьев и другие вещи, с которыми она соприкасается пока течёт. Ближе к устью река становится судоходной, начинает вращать турбины генераторов электростанций и приносит много пользы человеку. Но для питья лучше использовать воду из источника, из которого эта река появилась, там она самая чистая. Вот этот источник для питья и бережно сохраняет церковь. Разобраться с ним ничуть не трудно и потом, когда начинаешь вчитываться в те образы и выражения, то вопрос "зачем?" отпадает сам собой. Настолько очевидными становится поэтика, сила и глубина церковно-славянского текста.
  Если у кого есть вопросы, самое время их задать.
  (Общение с оглашаемыми)
  Если вопросов больше нет, то закончим нашу встречу как начали - молитвой. (Достойно есть и отпуст)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"