Ниссен Василий Д : другие произведения.

Феномене Русской цивилизации

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Попробуем применить векторный подход в попытке понять с чем мы имеем дело, когда говорим - Русская цивилизация. Данное размышление можно рассматривать как моё личное видение вопроса сквозь призму поиска базовых символов формирующих основное русло процесса. Определяющих направление развития событий. Детальный анализ самих событий оставим специалистам.

  Попробуем применить векторный подход в попытке понять с чем мы имеем дело, когда говорим - Русская цивилизация. Данное размышление можно рассматривать как моё личное видение вопроса сквозь призму поиска базовых символов формирующих основное русло процесса. Определяющих направление развития событий. Детальный анализ самих событий оставим специалистам.
  I
  Возникновение этого феномена связано с принесением на территорию населённую славянскими племенами христианства. Начиная с Фотиева крещения и заканчивая крещением Владимира. Надо отдать должное гению Владимира сумевшего получить христианство и не стать вассалом Восточной Римской империи. За что греки его очень не любили и канонизировали только тогда, когда уже не сделать это было невозможно. Это позволило сформироваться собственному уникальному процессу не погибшему под развалинами Византии.
  II
  Консолидация славянских племён и трансформация их в единое цивилизационное поле происходит вокруг духовных центров. На этапе Киевской Руси - Киево-Печерская лавра, на этапе Московской Руси - Троице-Сергиевская лавра. Именно через них происходит сплочение и самоосознание в единое целое русского народа.
  III
  Исторический путь Русской цивилизации определяется Промыслом Божиим в котором можно проследить две главные тенденции - сохранение Благой Вести внутри и защита от внешних врагов. Часто решаемые в одном ключе. Например три самых ярких примера:
  1) Ввиду разного рода причин в богослужебные книги и обряды просочилось народное творчество довольно сильно отклоняющее их от Предания Церкви. Господь посылает на Русь тихого учёного монаха, энциклопедиста св. Максима Грека дабы дело поправить. Но туземцы уже настолько свыклись с отклонениями что устроили бедному библиотекарю козью морду. Большую часть времени продержали в тюрьме и чуть не кончили совсем. Задача осталась невыполненной. Поэтому решать её уже начал человек больше практического склада, митрополит Никон. Для облегчения задачи внедрена идея Третьего Рима и жестоковыйные дрогнули. Ну правда попутно устроили раскол и чуть ли не гражданскую войну. Но перегиб в другую сторону позволил сохранить в правильном направлении общее движение.
  2) В процессе благоденствования церковь оказалась обладателем серьёзных ценностей. Земель, деревень, производств, промыслов и прочих земных радостей. Да скопилось их столько, что государству уже стало неуютно у себя в доме. Государь и спрашивает на соборе - а правильно ли это? Не стоит ли церкви о небесном думать, а земное поручить государю? На что церковь ответила - не, никак нам не можно без этого! И придумала смехотворную отговорку. Но Господь поругаем не бывает и вот к власти приходят такие правители, что не только ценности отбирают, но и само патриаршество ликвидируют. Для смирения, полезно. В результате расчистилось место на котором впоследствии стали появляться небольшие монастыри-пустыни, где начинает возрождаться духовное делание. История от Стоглавого собора до Екатерины.
  3) Но иерархия наша, подруга неугомонная. Со временем оправилась, зажирела и ... впрочем об этом есть даже библейские изречения:
  ;И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего. (Книга Второзаконие 32:15).
  Нет, храмы стояли, купола золотились, колокола звонили. Но богатые и умные жирели и бесились а народ погибал в беспросветной нищете и невежестве. Чему опять же есть библейская цитата:
  Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
  (Св. Евангелие от Матфея 23:23)
  Плюс ко всему внешний враг окреп настолько, что стало под угрозу само существование Русской цивилизации. И Господь привел к власти людей восстановивших суд и милость и сумевших сплотить народ перед лицом врага. Сделав главными народные интуиции о справедливости и правде. Понятно что сделали они это уже руководствуясь собственными соображениями и церкви не поздоровилось ещё больше. Но в результате общее движение удалось скорректировать. Надеюсь всем понятно, что речь идёт уже о временах истории Новейшей.
  ***
  Думаю для иллюстрации достаточно. Русская цивилизация существует как часть уравнения в итоге которого лежит сохранение Благой Вести. Вокруг Благой Вести возникает церковь со своим преданием и люди церкви строят цивилизацию, это то что получило название Византийской Симфонии. Плюс к этому мы видим возникновение нового исторического феномена, ещё одной части этого уравнения - народа богоносца. Несущего в недрах своих интуиций Благую Весть. Народа сформированного не по национальному признаку а именно по принципу усвоения этих интуиций. По сути подобный процесс присходит сейчас в США, только интуиции там другого рода. И слово русский фактически значит то же что сейчас слово американец, обозначая принадлежность цивилизационную.
  Наиболее примитивно эта формула была выражена как - самодержавие, православие и народность. Сегодня пожалуй стоит немного поправить - государство, церковь, народ. На каждом лежит определённая функция, но церковь занимает центральную позицию в этой связке. И надо сказать, что основные формирующие моменты лежат именно в её недрах. Так церковь должна формировать нравственные доминанты опираясь на которые народ и государство выстраивают общественные и экономические отношения. Говоря проще - занимаются домостроительством.
  И тут стоит вспомнить великого нашего соотечественника А.А.Ухтомского исследовавшего феномен доминант. Вкратце можно сказать, что доминанты не формируются декларативно. Почему Господь и говорит - что вам говорят делайте, но по делам их не поступайте. То есть для существования русской цивилизации принципиально важно не только что говорит церковь, но и чем живёт, что реально осуществляет. Поэтому когда говорят о возрождении русской цивилизации я призываю посмотреть именно в эту сторону. 70 лет русская цивилизация прожила на народных интуициях, без церкви. Дольше вряд ли бы смогла. Сейчас эта инерция ещё есть, но это именно инерция, которая по законам падшего мира, законам энтропии рано или поздно закончится. И с чем останемся мы? Церковь, лишившись уздечки посредством которой государство иногда могло приводить её в чувство, начинает возрождать всё то что в прошлом привело к катастрофам. И с каждым разом катастрофы были всё серьёзнее и серьезнее. Сейчас происходит именно то о чём писал апостол:
  Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников. (Послание к Римлянам 2:24)
  Механизмов отрезвления в церкви я не вижу. Эти функции обычно выполняло государство, христианское государство*. И даже сама модель церковного устроения была построена с расчётом именно на это взаимодействие. В самой церкви тормоза практически отсутствуют уступая место деспотизму епископата мутирующего в тиранию. А епископат ныне, это жестко форматируемая секта. Так что судьбы России решаются не в политических кулуарах и банковских подвалах. Пока в церкви не наступит протрезвление я не вижу никаких шансов у Русской цивилизации. Следующей катастрофы она не переживёт.
  14. О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями!
  15. Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их:
  ...
  17. Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их медом из скалы.
  (Псалтирь 80:14-17)
  *В истории зафиксирован случай, когда в отсутствии государства эту функцию выполнили братства восстановив православие на Юго-Западной Руси, которая находилась под властью Речи Посполитой а вся иерархия уклонилась в Унию. В связи с этим становится понятен разгром братств в конце 90-х начале 00-х осуществлённый иерархией. Это был последний механизм способный воздействовать на ситуацию.
  
  PS:
  После того как текст "К вопросу о феномене Русской цивилизации." выплеснулся на бумагу и был осмыслен, осталось некоторое послевкусие требующее уделить ему внимание. Далее по пунктам:
  I
  Не совсем понятно почему стало возможно усвоение Благой Вести и формирование Русской цивилизации на базе выбитых со своих земель и загнанных в леса разрозненных славянских племен. Дело в том, что в результате этой катастрофы у славян сформировался абсолютно новый тип общественного устройства - соседская община. Формируемая не по кровно родственному типу а по территориальному. Именно это позволило им усвоить над национальный характер Благой Вести не превращая её в ещё один вариант национальной религии (язычества). Что-то подобное можно было наблюдать в Восточной Римской империи, пока она была ромейской христианской державой. Но как только все разбежались по своим национальным квартиркам - Византия рухнула. Именно наличие такого общественного устройства, а впоследствии и такого общественного сознания, и обусловило такой мощный этногенез на такой огромной территории формируя цивилизацию над национального типа.
  II
  Понятно, что мы, воспитанные в марксисткой - ленинской исторической школе, заявляющей о первичности экономических и общественных причин формирующих ход истории (формационный метод), сейчас, как слепые, начинаем только ощупывать саму идею цивилизационного подхода к осмыслению исторического процесса. Пока, на сегодня, ни одна из представленных гипотез подобного толка не может претендовать на исчерпание темы. Но, отсутствие устоявшейся общепринятой теории не отменяет самого метода. Из представленных систем мы можем взять отдельные положительные элементы - анализ Шпенглера, структуру этногенеза Гумилева, доминанты Ухтомского, культурно исторический тип Данилевского. И попробовать объединить их в созерцании процессов как таковых. Мне больше интересно не потрошить внутренности, а отойти в сторону и попытаться за деревьями фактов и причинно следственных отношений увидеть лес общих тенденций. Которые мне нравится называть - векторами. Ёмким и самодостаточным понятием.
  III
  В цивилизационном подходе доселе рассматривались, в основном, код и сам культурно исторический тип в его проявлениях. Но пока мало уделялось внимания движущим механизмам, если можно так выразится, позволяющим воплощаться коду в конкретную историческую форму. Главный прорыв мне видится тут в понимании феномена доминант, описанных Ухтомским, формирующим, как личное так и общественное поведение людей, воплощаемое в конкретные поступки. Наибольшую ответственность за формирование доминант несут структуры непосредственно обслуживающие код цивилизации. Религиозные конфессии. Именно они должны выполнять роль закваски о которой говорит Исус Христос. Соли земли, останавливающей процессы гниения. Поэтому мои апелляции к Русской Православной Церкви не несут антиклерикального характера а лишь указывают на источник проблемы. Самое тонкое место в системе. Перефразируя героя Булгакова, когда иерархи и специально назначенные ими для этого люди начинают обличать упадок нравов и прочая - то им стоит взять туфлю и начать колотить себя ей по голове, так как это прямой результат именно того, что в этой голове происходит. Аз первый от них есть ... Новосибирск, 2016.11.11
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"