Васильев Александр Валентинович : другие произведения.

Господь мой и Бог Мой!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Главный лейтмотив статьи этой можно выразить, пожалуй, всего двумя словами - ПОДЛИННОЕ И НЕПОДЛИННОЕ ХРИСТИАНСТВО. Статья эта затрагивает пожалуй самый глобальный и существенный из вопросов, так или иначе стоящий всегда перед всяким, причисляющим себя к вере христианской: - ЈЧто такое истинное, подлинное христианство, какова его высшая суть, и каковая религиозная система может быть названа подлинной христианской церковью в этом мiре?"Ответов на это вопрошение всегда существовало, да и поныне продолжает существовать бесчисленное множество - от приписывания высшей христианской благодати различного рода обрядностям и традициям, до утверждения, что суть христианства заключается в непротивлении злу и великонищенстве.Но, как показано в этой статье, главная суть христианства заключается прежде всего именно в определённом представлении о природе Божества вообще, и достаточно конкретном представлении относительно божественности человечности Господа Иисуса Христа в частности, в Котором, согласно Новому Завету Јвся полнота Божества пребывает телесно". (Колоссянам 2:9)


Васильев А.В.

ГОСПОДЬ МОЙ И БОГ МОЙ

   Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Иегове, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;
   Ибо явится слава Иеговы, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Иеговы изрекли это.
   Вот, Господь Иегова грядет с силою, и мышца Его со властию. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его.
   Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных. (Ис. 3, 5, 10, 11)
   И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Иегова; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! (Ис. 25, 9)
   Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
   После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
   Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие. (Иоан. 20, 24-29)
   Известно, что в Господе была Божественность и Человечность, Божественность от Иеговы Отца, а Человечность от девы Марии, поэтому Он был Богом и Человеком, и следовательно в Нем было Божественное Естество и Человеческая природа, Божественное Естество - от Отца, Человеческая же природа от Матери, посему Он был равен Отцу Божественностью и ниже Отца Человечностью; Он не изменил эту Человеческую природу от матери в Божественное Естество, и не смешал её с ним, как этому учит Учение веры, называемое Афанасьевым, ибо Человеческая природа не может ни измениться в Божественное Естество, ни с ним смешаться.
   По нашему же учению Божественность приняла Человечность, то есть с нею соединилась, как душа со своим телом, так что они не два, а одно Лицо. Из этого следует, что Он совлекся Человечности от Матери, в Нем походившей на Человечность каждого человека, и которая, поэтому, была вещественна, и облекся в Человечность от Отца, которая была сходна с Его Божественностью и, следовательно, была субстанциональна, отчего Человечность также стала Божественною.
   Поэтому Господь, в Пророческом Слове, относительно Человечности называется Иеговою и Богом, в Евангельском же Слове - Господом, Богом, Мессией или Христом и Сыном Божьим, в Которого должно веровать и Которым люди могут быть спасены. А так как в Господе сначала была Человечность от матери, которую Он постепенно совлекал, то, в Его бытность в Мире, в Нем было два Состояния, называемые Состоянием уничижения или истощения, и Состоянием прославления или соединения с Божественностью, называемой Отцом. Когда и сколько Он пребывал в Человечности от Матери, тогда и столько было в Нем Состояния уничижения; когда же и сколько Он пребывал в Человечности от Отца, тогда и столько в Нем было Состояния прославления.
   В состоянии уничижения Он молил Отца, как от Себя отдельного, в состоянии же прославления Он говорил с Отцом, как с Собой. В этом состоянии Он говорил: Отец в Нем и Он в Отце, Отец и Он одно суть; в состоянии же уничижения Он испытывал Искушения и Крестное Страдание, и молил, чтобы Отец Его не оставил; ибо Божественность не могла быть искушаема, а менее того страдать на Кресте. (Эм. Сведенборг Учение о Господе 35)
  
  
   И сказал Господь Фоме - подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой (Эмм. Сведенборг Учение о Господе 35)
   Последняя и завершающая книга Слова Нового Господнего Откровения, или же Учения Веры Нового Иерусалима, была названа, провидением Господним, Истинной Христианской Религией. Главной особенностью книги этой, столь заметно отличающей её среди текстов Нового Господнего Откровения, является, прежде всего, то, что книга эта есть универсальное изложение всего, относящегося к Учению Веры Новой Церкви, в окончательной и совершенно однозначно зафиксированной форме. Именно в этой книге все частности этого Учения были сконцентрированы Господом в едином и неразрывном комплексе, о котором сказано было, что он, комплекс этот, является универсальной наукой веры Новой Церкви, или же основой и фундаментом её внешних, или же природных познаний, происходящих из Слова, и относящихся к Божественности Господа, и к духовным началам церкви.
   И так как церковь всегда зачинается, как у отдельного человека в частности, так и в любом сообществе человеческом вообще, именно во внешних, или же в природных началах, к которым и относятся все научные познания из Слова, принадлежащие науке веры в церкви, то, посему:
   Когда эта книга была окончена, Господь созвал двенадцать Своих учеников, которые воспоследовали Ему в мiре; и выслал их, на следующий день, проповедовать всей общности духовного мiра Евангелие о том, что Господь Бог Иисус Христос владычествует отныне, и что Царствие Его пребудет во веки вечные, как и предсказано было. (Э. Сведенборг Истинная Христианская Религия 791)
   Отсюда увидеть можно, какое значение имеет эта книга для Новой Господней Церкви, а также и то, что именно через это книгу Господом утверждено было, в Его Новой Церкви, всё то, что относится к области религиозных познаний у человека природного и мiрского, в которых последние, или же природные начала церкви зачинаются и покоятся. Отсюда также видно, каким именно образом возникло и название книги этой. Из названия же этого, приёмом антитезы, можно сделать также и весьма интересный вывод, заключающийся в том, что поскольку там изложено всё, что относится к ИСТИННОЙ христианской религии, то существует также и НЕИСТИННАЯ христианская религия. Слово неистинная, кстати, здесь вовсе не означает непременно ложная, ибо понятие неистинного может колебаться в некоторых пределах - от незначительно затеняющей видимости, скрывающей в себе внутреннюю истину, до совершенно однозначного заблуждения в ней.
   Отсюда возникает с неизбежностью и вопрос, какую же именно религиозную позицию в христианстве Слово Нового Откровения определяет как неистинную, или же какую разновидность христианской религии, какую веру, относимую к области христианства, оно, Откровение это, объявляет неистинной и, поэтому, не весьма христианской.
   Для того, чтобы это понять, нам нужно, прежде всего, определиться, что же именно отличает и выделяет христианство из общего ряда других религий, что именно исключительно и делает его тем религиозным явлением, которое можно определить исключительно его собственным названием. И ответ здесь непосредственно заключён уже и в самом названии религии этой. Христианство определяется и выделяется, в ряду других религий, прежде всего и исключительно своим абсолютно религиозным отношением к Божественности личности Иисуса Христа, личности, о Которой нам говорят, и Которую нам открывают и описывают исключительно книги, относящиеся к Новому Завету. Отсюда следует вывод, что христианство является феноменом религиозного отношения к Божественности Личности Иисуса Христа, в том Её описании, которое было зафиксировано в книгах Нового Завета.
   Ничего в этом определении, кстати, изменить не может и существование апокрифов. Книги эти, хоть и говорящие также о Божественности Личности Иисуса Христа, являются, с религиозной точки зрения, не более чем антитезой к Слову Нового Завета, которая соотносится с религиозной позицией, относительно Его Божественности, основанной на Новом Завете, как тень соотносится с отбрасывающим её предметом.
   Вполне очевидно отсюда, что когда Небесное Учение Веры говорит об истинной, неистинной или же ложной христианской религиозной позиции, оно имеет ввиду, прежде всего, именно отношение к Божественности Господа. И хотя учение, в подобном же разрезе, часто рассматривает и другие аспекты жизни и веры той или иной ветви христианства, всё же позиция, занимаемая по отношению к Божественности Господа, там всегда называется главной, и всё последующее определяющей. Это потому так, что, согласно учению:
   Идея относительно Бога входит во всё, принадлежащее церкви, религии и богослужения, и понятия теологические занимают, в уме человеческом, наивысшее положение, а идея о Боге среди них располагается выше, чем все остальные. Отсюда и следует, что если она ложная, то всё, расположенное под нею, в согласии с этим высшим принципом, от которого всё остальное лишь истекает, также с необходимостью будет ложным, или же олжетворённым, ибо то, что господствует, будучи высочайшим, составляет самую суть всего того, что от него производимо бывает. Эта существенность, как душа, формирует всё, ей подлежащее, как бы в своё тело, по подобию своему, и когда она входит, своим собственным светом, в истины, то неизменно наваждает их своими порочностью и извращенностью. (Э. Сведенборг Краткое Изложение Учения Веры 40)
   Отсюда следует, что истинно христианской может быть названа только та церковь (или же та деноминация в христианстве), в основу которой положено истинное, верное, и неискажённое восприятие Божественности, принадлежащей Господу, ибо если эта истина, определяющая самую сущность христианства, была усвоена неверно, или же, более того, ложно, то, соответственно, и всё иное, к церкви такой относящееся, будет искажено и извращено, соответственно степени заблуждения в главной и определяющей идее. Небесное Учение Веры говорит нам об этом так:
   Только тогда, когда поклонение воздаётся исключительно Господу, в Котором заключена совершенная троичность, и Кто пребывает в Отце, как и Отец в Нём, как Он Сам говорит: Если не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во мне и Я в Нём (Иоан. 10, 38); Видевший Меня видел Отца; разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне (Иоан. 14, 9-11); И видящий Меня видит Пославшего Меня (Иоан. 12, 45); И всё Моё Твоё, и Твоё Моё (Иоан. 17, 10), то лишь тогда и присутствует христианская церковь. (Э. Сведенборг Тайны Небесные 4766)
   Собственно сама проблема столь укоренённого нынче разногласия в отношении к Божественности Господа возникла в христианстве потому, что, благодаря некоторым особенностям Слова Нового Завета, где троичность Господа описана завуалировано, подлинное понятие об этой троичности может быть даровано уму человеческому, при чтении Нового Завета, только если в его понимании изначально утверждена будет идея о том, что Человечность Господа Божественна, или же, что Господь Нового Завета и Иегова Завета Ветхого, Бог и Создатель Вселенной, Тот, Кто Есть Само Бытие, и кто называем в Новом Завете Отцом, являют собою нечто Единое, и что Господь и Отец - это, по сути, одно и то же. Слово Небесного Учения Веры Говорит, относительно этого, что:
   Если эта Божественная Истина, заключающаяся в том, что Человечность Господа Божественна, не принята, то затем с необходимостью воспоследует, что поклоняться следует троице, а не кому-либо одному; а также и то, что лишь одной части Господа, или же Его Божественности, следует воздавать поклонение, но никоим образом не Его Человечности; ибо кто же будет поклоняться тому, что не Божественно? И что тогда останется от церкви, в которой поклонение воздаваемо троице, то есть каждому из её (человечности этой) составляющих в отдельности, или же, что адекватно, в которой обожествляемы трое? Ибо, не взирая на то, что трёх называют одним, тем не менее разумение всегда различает именно трёх, и лишь уста об одном глаголят. Там же, где поклоняются трём богам, ни о какой церкви не может быть и речи. (Э. Сведенборг Тайны Небесные 4766)
   И так как незавуалированное учение о Божественности Человечности Господа, в понятиях рационального мышления, было дано только в Слове Нового Господнего Откровения, или же в Небесном Учении Веры, то поэтому и церковь, на этом Слове основанная, называется там Истинно Христианской, в отличие от церкви Христианской прежде бывшей, которая там, соответственно, называется примитивной, подразумевая - неистинной. Не обязательно, кстати, при этом, ложной, ибо Господь, милосердием Своим, постоянно укоренял в умах некоторых, принадлежащих к той, прежней церкви, более или менее правильное восприятие истин Нового Завета, насколько это тогда сделать Ему возможно было.
   Но, тем не менее, учения ПОДЛИННОЙ христианской истины в прежней, или же примитивной христианской церкви, основанной на Новом Завете, всё же никогда не было, и быть, по определённым причинам, просто не могло бы, ибо, как учит Небесное Учение Веры:
   его не было потому, что если бы оно и было, то не было бы принято; ибо еще не был совершён Последний Суд, до него же Адское могущество превышало Небесное могущество; посему, если бы это Учение прежде было даровано, устами Господа, то не осталось бы в человеке, да и ныне оно остается в тех только, которые поклоняются Одному Господу, и Его признают за Бога Неба и Земли. (Э. Сведенборг Учение о Господе 61)
   И хотя это же Учение прежде было даровано в Слове, но его нельзя было усмотреть из Слова, потому что Церковь, вскоре после своего установления, обратилась в Вавилон, впоследствии же, у некоторых, в Филистию; а Церковь рассматривает Слово только из основания своей религии и ее Учения. (Э. Сведенборг Учение о Господе 63)
   Исходя из этого увидеть можно, что, невзирая на присутствие учения о Божественности Господа в Слове Нового Завета, оно, учение это, не нашло никакого отражения и, более того, было почти полностью искажено и извращено в учениях веры, исповедовавшихся повсеместно всеми деноминациями старохристианской церкви, без единого исключения.
   И именно здесь проходит тот основной водораздел между христианством старым, определяемым в Небесном Учении Веры как примитивное и неистинное христианство, и христианством новым, называемым в Слове Небесного Учения Веры христианством подлинным, истинным и завершённым в своей полноте.
   Причём он, водораздел этот, настолько серьёзен и принципиален, что Небесное Учение говорит нам не о некоем продолжении и улучшении старохристианской церкви, а также и того учения веры, на котором церковь эта основана была, но оно говорит нам об основании Господом церкви совершенно новой, церкви решительно и бесповоротно рвущей со всем старым и устоявшимся в прежнем христианстве. Причём учение веры этой Новой Церкви, в самых своих основах и началах, не выводимо, посредством какой-быто ни было науки веры, из старого, бывшего прежде у христиан Слова, но оно, учение это, даруемо мiру Самим Господом через Его Небеса, или же есть непосредственное откровение, исходящее исключительно от Единого Господа, или же есть само Его Новое Слово. И Откровением этим установляются, для этой будущей церкви, такие принципы и начала веры, которые, с соответствующими им принципами и началами, принадлежавшими старой церкви, попросту не имеют, да и не могут, по сути своей, иметь ничего общего.
   В Слове Нового Откровения прямо было сказано, что:
   Вера Новой Церкви ни в коем случае не может уживаться с верою церкви прежней, и если они будут соединяемы между собою, то отсюда произойдёт такое столкновение и разногласие, что абсолютно всё, относящееся к церкви у человека, разрушено будет. (Э. Сведенборг Краткое Изложение Учения Веры 102)
   Это потому неизбежно так, что вера прежней церкви и вера Новой Церкви совершенно разнородны, ибо вера прежней церкви порождаема была идеей о трёх божествах, но вера Новой Церкви порождаема идеей одного Бога. Из этого следует, что те, кто утверждён в вере прежней церкви, не в состоянии, не подвергая жизни своей духовной великой опасности, войти в относящееся к вере Новой Церкви. Это они сделать смогут лишь тогда, когда совершенно разуверятся в наималейших частностях, и искоренят в себе совершенно всё, к этой старой вере относящееся, вместе со всеми её догматами. (Э. Сведенборг Краткое Изложение Учения Веры 103)
   Основополагающие же эти принципы, которыми Новая Господня Церковь, или же Новый Иерусалим, столь решительно и бескомпромиссно отмежевываема от старого христианства, и которые делают её именно церковью подлинного и абсолютного христианства, христианства как по букве учения, так и по его духу, в отличие от того, прежнего, вроде бы христианства, где Человечности Господа, под любым теологическим предлогом, так или иначе всегда отказывалось в неотъемлемой от неё Божественности, так вот, принципы эти заключаются в следующем:
   Есть две существенности особо Новой Господней Церкви принадлежащие. Первая из них та, что Господь единый есть Богом неба и земли, и что Его Человечность божественна. Из этого следует, что Бог един как сущностью, так и личностью, и в Нём заключена Божественная Троица, и что Господь и есть этот Бог. Вторая же (существенность) заключается в том, что только те обладают благолюбием и верой, кто живёт в соответствии с заповедями Десятисловия, заключающимися в том, что зла не должны быть творимы, и лишь в той мере насколько кто-либо избегает зол, отвращаясь от них, как от грехов перед Богом, в той же мере он творит и добро, принадлежащее благолюбию, и в той же только мере он почитает истины, вере принадлежащие. (Э. Сведенборг Апокалипсис Открытый 484, 537)
   Может показаться, что вторая из этих существенностей была присуща также и старому христианству, по некоторому внешнему подобию проявлений добра природного, совместно обретающегося в жизни как у находящихся в заповедях старого христианства, так и у подлинно живущих в заповедях учения веры Новой Церкви. Но, невзирая на всё их внешнее подобие, если заповеди эти извлекаемы исключительно и единственно из Слова Нового Завета, то они, во-первых лишены того подробного и непосредственно согласующего их с повседневной практикой жизни благолюбия в мiре истолкования, которое дано им в Небесном Учении Веры, а, во-вторых, в уме верующего, руководствующегося учением о Человечности Господа, присущего вере старой церкви, они, по этой причине, подвергаются постоянно затемняющему наваждению этого учения, как уже выше было об этом сказано.
   Затемняющее же это наваждение лишает ум человека всякого наития Господнего, которое только и может оживить для него букву Святого Писания, откуда он черпает непрестанное руководство для жизни своего благолюбия. Без такого же оживотворения, буква Писания для него почти лишена какой-быто ни было духовной жизни, и ввергает ум его постоянно или же во зло присвоения заслуги за творимое им добро, или же в противоположную крайность - погружение в учение оправдания одной верою, и отвержения любого доброго дела, как не ведущего к спасению. Вся история существования старохристианской церкви является живописной и исключительно поучительной иллюстрацией такого положения дел.
   В определённом смысле это похоже на замкнутый круг - отсутствие верной идеи о Господе лишает человека Его наития, а отсутствие этого наития мешает человеку извлечь верную духовную идею о Божественности Господа из Слова, которое для него тогда - не более чем просто мёртвая буква. Именно поэтому, для завершения первого пришествия Господня, совершённого Им во плоти, или же для исполнения обетований Слова Его Нового Завета, где непросветлённому взгляду явлена исключительно Его непрославленная человечность, и существовала необходимость Его второго пришествия. В этом же втором Своём пришествии Господь нисшёл в мiр Своей Прославленной Человечностью, или же таким Своим Словом, где Его Божественность не отделена от смысла буквы, но со смыслом этим согласована. Поэтому и наитие Господне теперь, в Его Новом Слове, может нисходить в рациональное начало мышления человеческого независимо от состояния воли последнего, и там утверждать подлинно духовные идеи Слова Божьего в соответствующих им природных познаниях, или же научностях, извлекаемых человеком из буквального смысла Святого Писания.
   Поэтому-то провозглашение этих принципов, без признания которых вхождение человека в Новую Церковь попросту невозможно, и зафиксировано было столь однозначно в Кредо Новой Церкви, помещённом в самом начале книги Истинная Христианская Религия. Поэтому, также, эти принципы, и, особенно, первый из них, провозглашающий веру в Божественность Человечности Господа, вошли непременной составной частью, в положения учения веры Новой Церкви, представленные вопрошениями, обретающимися в формулах обряда её крещения, а также и в определения минимума исповедания веры, необходимого для принятия крещения в ней.
   Другой вопрос, разумеется, в том, что человек, провозглашающий принципы эти, при его вступлении в Новую Церковь, обязуется не только мыслить в соответствии с ними, но также и жить в соответствии с принципами этими. Разрушающий эти принципы, после искреннего их принятия, то ли жизнью своей, то ли искоренением и искажением их в убеждениях своей веры, подвергает вечное благополучие духа своего более чем просто смертельной опасности. Слово учит нас, в отношении этого, что:
   Те, кто уничтожат эти две главные существенности, принадлежащие Новой Церкви Господа, погибнут от любови адской, ибо тот, кто не живёт в соответствии с заповедями Десятисловия, так же как и не приходящий к Богу Спасителю и Искупителю, не может пребывать иначе чем в любви адской, и не может он также избежать и участи быть ею погубленным навсегда. (Э. Сведенборг Апокалипсис Открытый 494)
   И уж совсем, кажется, излишне говорить о том, что причисляющие себя к Новой Церкви и:
   Отвращающиеся от этих двух главных существенностей Новой Господней Церкви, не в состоянии получать никакой истины с неба, каковой истиною является истина учения веры из Слова, ибо они пребывают в своих собственных лжах и заблуждениях. И они постоянно низвергают себя во зло и ложь всякого рода, в той же степени, насколько они от этих двух существенностей отвращаются и их разрушают. (Э. Сведенборг Апокалипсис Открытый 496, 498)
   Для таковых Слово Нового Господнего Откровения, или же Небесное Учение Веры Нового Иерусалима навсегда останется не более чем просто забавным курьёзом, любопытной игрой просвещённого ума человеческого, и закрытой наглухо книгой, которая не сможет доставить им ни подлинно духовного наслаждения Божественной Господней Истины, ни подлинного блаженства Духовного Царствия Господня, ни сейчас, ни, тем более, в вечности.

31 января 1999 года

  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"