|
|
||
Очень часто люди задаются вопросом (или задают его в религиозных дискуссиях) - а зачем собственно абсолютный и самодостаточный Творец сотворил вселенную, а также и человека? В чём был смысл этого акта? Какую пользу может для себя извлечь Абсолютное бытие Творца из существования материальной вселенной? Именно на этот вопрос и отвечает данная статья. |
Васильев А.В.
Для чего Господь сотворил человека
Эпиграф:
Есть две составляющие сущности Бога: любовь и мудрость; но у сущности Его любви - три составляющие: любить других, вне себя, хотеть быть с ними одним целым и приносить им счастье. Те же три принципа составляют сущность Его мудрости, поскольку, как было показано, любовь и мудрость составляют одно в Боге. Любовь хочет этого, мудрость осуществляет.
Первая существенная составляющая - любить других, вне себя - познаётся по любви Бога ко всему человеческому роду. Ради него Бог любит всё, что Он создал, поскольку это средства для цели, а кто любит цель, тот любит и средства. Все и всё в мироздании - вне Бога, поскольку конечно, а Бог бесконечен. Любовь Бога направляется и распространяется не только на добрых и доброе, но и на злых и злое, и посему не только на тех и то, что в небесах, но и на тех и то, что в аду, не только на Михаила и Гавриила, но и на Дьявола и Сатану. Ибо Бог везде и от вечности в вечность один и Тот же. Ведь Он говорит, что повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Матф. 5:45). В самом злом и самих злых - то, что они злые, поскольку они принимают любовь Бога не как она есть, какова она внутренне, но как они сами есть. То же самое делает терновник или крапива с теплом солнца и дождём небес.
Вторая существенная составляющая любви Бога - хотеть быть с другими одним целым - познаётся по соединению Его с небесами ангелов, с церковью на земле, со всеми, кто в них, и со всем добрым и истинным, что составляет и образует человека и церковь. Ведь любовь, рассмотренная сама по себе, не что иное как стремление к соединению. Для осуществления этого принципа любви Бог создал человека Своим образом и подобием, чтобы с ним можно было соединиться. Что Божественная любовь целью своей постоянно имеет соединение, ясно из слов Господа, когда Он говорит, что хочет быть единым со своими учениками, Он в них и они в Нём, и чтобы любовь Бога была в них (Иоанн 17:21-23, 26).
Третья существенная составляющая любви Бога - приносить другим счастье - познаётся по вечной жизни, которая есть блаженство, благополучие и счастье без конца; такую жизнь Бог даёт принимающим в себя Его любовь. Ибо Бог, сама любовь, есть и само блаженство. Ибо всякая любовь распространяет вокруг себя удовольствие, а Божественная любовь распространяет само блаженство, благополучие и счастье в вечности; таким образом, Бог делает ангелов и людей счастливыми от Себя посредством соединения с ними. (Э. Сведенборг "Истинная Христианская Религия" ? 43)
Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Сие заповедаю вам, да любите друг друга.
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них. (Иоанн 13:34-35; 15:9-17; 17:24-26)
Сущность любви в том, чтобы любить других, вне себя, хотеть быть с ними одним целым и приносить им счастье. (Э. Сведенборг "Истинная Христианская Религия" ? 43)
Причина, по которой Абсолютный Творец, который, по абсолютной природе своей есть Самодостаточным, ни в чём не испытывающим нужды, и ни в ком, ради Самого Себя, не нуждающимся создал человека, заключается в том, что Он нуждается в ком-то, кого Он мог бы благодетельствовать вечно, ибо Господь есть абсолютная Любовь, а суть любви в абсолюте - это желание благодетельствовать кого-либо вне себя самого. Именно потому создание человека и есть неизбежность для Абсолютно Благого Творца.
Как говорит об этом Божественное Слово:
Господь ... желает присваивать всякому Своё Собственное, и, таким образом, сообщать каждому вечное блаженство. Известно, что свойством любви есть отдавать другому всё то, что есть её собственностью. ... Насколько же более это должно быть свойственно Любви Божественной! (Э. Сведенборг "Тайны Небесные" ? 4320)
Господь создал Вселенную не для Себя, но для тех, с которыми Он должен быть в Небе; ибо любовь духовная такова, что хочет дать свое другому и насколько это может, настолько она в своей Сущности, в своем Мире и в своем Блаженстве; духовная любовь извлекает это из Божественной Любви Господа, которая такова в бесконечной степени (Э. Сведенборг "Ангельская Премудрость о Божественном Провидении" ?27)
Человек изначально был создан для того, чтобы служить восприемником того, что есть в Господе Самого абсолютно благого, т.е. Его Подлинной Сути - Божественной Любви, ибо столь велика любовь Творца к своему творению, что Он желал бы всего Самого Себя отдать, если б это только возможно было бы. Именно поэтому человек был и создан по образу и подобию Божию, чтобы мочь быть вместилищем Его Самого, насколько это тварной природе человеческой возможно только было бы. "Ибо самоей главнейшей сущностью любви есть желание сообщить все, свойственные ей самой блаженства благополучия её тому, на кого она направлена" (Э. Сведенборг "Увеселения Премудрости о Любви Супружественной" ?335)
Вне этого стремления создание вселенной было бы совершенно невозможно для Абсолютно Благого Творца. Ибо:
К чему бы послужило Господу все творение Вселенной, если бы Он не создал образов и подобий Самого Себя, которым бы мог сообщить свое Божественное! ... Что бы сталось с Божественным в этих образах и подобиях, если бы они существовали не ради цели служить субъектами, воспринимающими Божественное ближе, видящими и ощущающими его? А так как Божественное неисчерпаемой славы, то удержано ли бы, и могло ли бы удержать оно это в себе одном? Ибо любовь желает сообщать свое другому, и даже давать от своего, сколько может, тем много более Божественная Любовь, которая Бесконечна. Может ли она давать, и тут же отнимать? Дать то, что должно погибнуть не есть ли это дать то, что внутренне в себе не есть чем-либо, так как оно, погибая, становится ничем, и в нем нет того что Есть. Но она дает то, что Есть и не перестает Быть, а это вечное. (Э. Сведенборг "Ангельская Премудрость о Божественном Провидении" ?324)
Так как Господь в Себе Един, то наиболее адекватно ему отвечал бы единственный тварный человек, как абсолютный восприемник Его полноты в творении. Но если бы Господь создал бы только одного человека, то таковой человек, в свою очередь, не смог бы воспринимать любви Господней во всей её полноте, ибо Господь в благодетельствовании от своего творения не нуждается, и тогда человеку некуда было бы проявлять полноту Господней Любви в себе, т.е. некого было бы, в свою очередь, благодетельствовать.
Именно поэтому Господь и создал множество людей, которые, воспринимая в себя Его полноту, могли бы друг друга благодетельствовать, и, чем больше они благодетельствовали бы друг друга, тем большей любовью от Господа исполнялись бы, и тем блаженнее, счастливее и полнее становились бы.
Это-то проявление любви Господней к ближнему и называется служением у человека, которое есть стремлением ко благу ближнего своего, и которое только в нём и может служить вместилищем Господней Любви. Именно поэтому Царствие Господне в Слове и называется "Царством Служений", ибо:
Отправлять служение значит хотеть блага, а не отправлять служения значит хотеть блага другим не ради общего блага, а ради себя самого и при этом более всего любить себя, а в первом случае более всего любить Господа. Таким-то образом все живущие на небесах составляют как бы одно целое; не сами по себе, однако, но по Господу; на Него они взирают как на Единого, от которого исходит все, а на царство Его - как на общину, о которой должно печься. Это самое разумеется в словах Господа: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам " (Мат. 6. 33). Искать правды Его значит искать блага Его.
Что же касается человека, то насколько он живет согласно Божественному порядку, т.е. насколько он живет в любви к Господу и в милосердии к ближнему, настолько действия его суть служения в образе и соответствия, которыми он соединяется с небесами; любить Господа и ближнего значит вообще отправлять служение. (Э. Сведенборг "О Небе и об Аде" ?64, 112)
Каждый человек, внутренне, в духе своём, создан как орган - восприемник любви. Ибо Источник любви во вселенной только Один - сам Господь, люди же - те органы, которые эту любовь от Него воспринимают, по силе и качеству восприятия, на которое они способны, и "перерабатывают" её в служения всех уровней бытия, самыми низшими из которых есть служения тела, или же мiра природного.
Ибо любовь есть жизнь человека (и не только человека). Всякий человек живёт только духовной любовью, и это-то и есть та таинственная "жизнь" которую материалисты так безуспешно ищут в мёртвой материи, не возмогясь понять, чем же, всё-таки, живое отличается от мёртвого.
Как говорит об этом Божественное Слово:
Дух всякого человека есть чувство и затем мысль, и так как всякое чувство принадлежит любви и всякая мысль - разумению, то всякий дух есть своя любовь и затем свое разумение; от этого когда человек мыслит только по духу, что бывает, когда он дома, размышляет в себе, то мыслит он по чувству, принадлежащему его любви ... он - чувство дурное или вожделение, если в нем была любовь ко злу и чувство доброе, если в нем была любовь к добру; и каждый обладает чувством добрым, насколько избегает зол как грехов, или чувством дурным, насколько не избегает зол. Теперь, так как все духи и все ангелы суть чувствами, то очевидно, что все Ангельское Небо - ничто иное как Любовь всех чувств добра и затем мудрость всех постижений истины, и так как всякое добро и всякая истина исходит от Господа и Господь есть сама Любовь и сама Мудрость, то следует, что ангельское Небо есть образ Господа (Э. Сведенборг "Ангельская Премудрость о Божественном Провидении" ?61)
То, что каждый человек живёт своей особой любовью, это без труда можно увидеть, понаблюдав за людьми. И "выявить" любовь в человеке нельзя никакими природоведческими науками, ибо любовь - это феномен мiра чисто духовного, который в мiре природном проявляется только следствиями, природными феноменами. В том числе и органическими тканями человеческого тела, через которые реализуются поступки и деяния его жизни общественной, моральной и чувственно-телесной, которые и есть проявлениями духовного феномена - любви, в феноменах чисто природных.
Именно это и есть то, что заставляет мiр природный существовать вопреки второму закону термодинамики, во всём разнообразии его бесчисленных форм и предметов.
Падение человечества с того и началось, что люди захотели не воспринимать любовь непосредственно от Господа, а жить сами по себе, думая, что источник любви в них самих находится. Так и возникло себялюбие, которое затем превратило человека в совершенно противоположную изначально задуманной форме - он стал жить не ради восприятия любви от Господа, для благодетельствования от восприятия такого ближних своих, а наоборот, для поддержания и благодетельствования исключительно самого себя, любимого, любой ценой - за счёт Бога и ближних своих.
Но став таковым, человек начал воспринимать Любовь от Господа себе не в духовную жизнь, а в духовную погибель. Ибо он перестал быть органом, в котором Любовь может оживотворятся и непрестанно обновляться через служения к ближнему, а стал органом, в который стремится коллапсировать сам в себя, и чем больше он коллапсирует, тем меньше он в состоянии воспринимать в себя Любви Господней. Он стремиться восполнить это за счёт ближних, но чем больше он это делает, тем больше сжимается и коллапсирует. Ибо человек может получать жизнь от Господа лишь в предначертанных ему Провидением Господним служениях, направленных к ближнему, а вне таковых служений он обращает жизнь эту в смерть в себе.
Как сказано было об этом предмете в Божественном Слове:
Человек был создан, чтобы получать любовь и мудрость от Бога, хотя ему представляется, что от самого себя, ради приятия и соединения. И, исходя из этого, человек рождается безо всякой любви и навыков к такому соединению, а также безо всякой собственной любовной силы и премудрости. И покуда он приписывает Богу всякое благо, которое получает от любви, и всякую истину, которая приходит с мудростью, его можно считать живым, а если он приписывает все это себе, его можно считать мертвым. (Э. Сведенборг "Увеселения Премудрости о Любви Супружественной" ?136)
Вот почему "жизнь" человека в мiре сегодня - это медленное его умирание, ибо, при рождении, он получает от Господа, по милосердию Его, как бы в виде аванса неконтролируемый им орган внутреннего восприятия божественной любви, но, по мере взросления, и вхождения в восприятие любви этой по своей соби, унаследованной от родителей, он постепенно удушает в себе этот "заимствованный" орган, и, в результате, кончает смертью - не природной, ибо природная "смерть" - это лишь переход из природно-материального бытия в бытие чисто духовное, а смертью духовной, обращаясь в вечности в орган непрерывного убийства и удушения в себе Господней Любви.
Так что спасение человека, верой в Господа и жизнью по заповедям Его Слова, есть именно преобразование и возрождение его из органа, обращающего Любовь в духовную смерть, и служения её к ближнему в их противоположность, в орган, правильно и чисто эту Любовь воспринимающий, и обращающий её в себе в комплекс служений ближнему - служений природных в мiре природном, и служений духовных, по отшествии своём в мiр духовный.
Именно поэтому Господь и сказал в Евангелии:
"Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет" (Марк 12:33)
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"