|
|
||
Статья посвящена исследованию вопроса внутреннего строения духовных структур человеческого сознания |
1. Книга "Духовный Дневник" очень часто содержит такие в себе замечания, мысли и выводы, не присутствующие явно в иных книгах Латинского Слова, но, при этом, необыкновенно важные и характерные для прояснения очень многих вопросов в Слове, которые, иногда, открывают в там такую грань постижения, до которой из его других книг человеку самому дойти было бы практически невозможно.
2. Сегодня я хотел бы остановиться, и подробно разобрать здесь одно такое описание, заимствованное оттуда, которое там определяется как рассуждение о вообще Небесах, и о степенях небесных. Хотя, и это станет видно из дальнейшего, значение приведенных там рассуждений отнюдь не ограничивается исключительно и единственно космографией небес, а имеет прямое и непосредственное значение для определения внутренних степеней сознания человеческого, и могущее оказать весьма существенную помощь в постижении внутренней структуры сознания и духа всех сотворённых существ во вселенной.
3. Что, впрочем, и не удивительно, ибо, как мы знаем, в мире духовном расстояния и продолженности - это лишь видимости, по которым раскрываются духовные сущности, или же субстанциональности, и составляющие, в степенях своих, как раздельных, так и продолженных, реальность подлинных видимостей духовного мира, которая есть там единственной настоящей и истинной реальностью.
4. Итак, вот это место:
Есть небеса над небесами, а также и сообщение между ними. Духи и ангелы не осведомлены о том, как дело обстоит с этим сообщением и сочетанием [между различными небесами], исключая тех, которые пребывают в высших небесах.
Существуют семь степеней ..., по которым различаются, в общем, между собою внутренние и внешние [ангелы]. Внутренние из них называются небесными, а внешние - духовными. В свою очередь, внутренние [ангелы] также различаются, между собою, тремя [степенями]; внешние [ангелы] также различаются между собою совершенно аналогичным образом - тремя [степенями]; и это таким образом, что между пребывающими во внутренней и внешней [степенях] существует посредие, сочетающее [их между собою]. Составляющие это посредие [называются небесно-духовными [ангелами]. ...
Первая степень, которая составляет наивысшее начало у внутренних [ангелов], принадлежит исключительно Единому Господу, о каковой может быть сказано, что она является собственно Господним обиталищем в небесах, ибо всё, что там происходит, остаётся для ангела чем-то совершенно непостижимым, и, тем не мене, именно посредством этого [начала] он и управляем Господом. Вторая степень у внутренних ангелов уже постижима ими посредством наития, таким же образом, как, скажем, внутреннее у человека бывает постижимо в его внешних началах. Третья степень является той [степенью], где эти [небесные] ангелы обитают, и где обретается наитие их, там же пребывает и их человечность, а также и дух их, во второй своей степени, совершенно подобно тому, как человек, мыслящий в своих природных и чувственных началах, а не внутренним мышлением.
Таковым именно образом пребывающие в этих небесах обладают внешними началами, как и все иные духи, но у них оно упокоено совершенно, как это бывает со внешними началами у человека, когда тот спит. Но, тем не менее, это их внешнее начало постоянно исполняемо бывает их началами внутренними. Посредством этого начала и совершается сообщение с пребывающими во внешних началах, или же в мире духов, посредством духовно-небесных.
Ангелы, обретающиеся в небесах духовных, пребывают не во внутренних, но исключительно во внешних началах. Эти внешние начала также в себе тройственны. Или же делятся на внутреннейшие, средние, и внешние. Внешнее здесь, которое приближено ко внешнему чувственному в мире, у них упокоено [или же усыплено]. В средней степени они обитают относительно мышления и сознания своего. Внутреннее же начало есть для них как душа. Они и в самом деле совершенно лишены того внутреннего, которое обретается выше [этой их внутреннейшей степени], и которое у них совершенно закрыто. По этой причине сообщение [Господне] с ними совершается исключительно посредством небесно-духовных небес, через небесное начало. Отсюда и проистекает, что духовные ангелы обретаются во внутреннем природных начал. ...
Таким образом существуют три степени в небесах, или же ангелов в небесах. Таковые же степени, также, пребывают и у тех людей в мире, которые [внутренне] есть ангелами, но тогда они не имеют ни малейшего представления о происходящем у них внутри. Ибо эти степени открываются у них лишь по смерти.
Эти степени между собою совершенно раздельны...
Человек, или же человечество, есть последними началами, и тем, в чём небеса завершаются. ... Его чувственное начало, которое наиболее приближено к мирскому, и есть собственно тем самым крайним последним началом [в котором завершается весь порядок небес], ... ибо существует сочетание всего [сущего], от самых первых начал, и до начал самых последних, к тому же чувственные начала у человека относительно неизменны. (SD 5547-5552)
5. Семь степеней небес, по сути, являются семью степенями существования Большого Небесного Человека, и, совокупности своей, образуют и составляют его.
6. По сути, в частности, всякий ангел, в идеале, также должен был бы обладать всеми этими семью степенями.
7. Более того, для того, чтобы Божественное наитие от вечности могло бы нисходить от самых высших начал творения, и до начал самых последних, в каждом человеке степени эти попросту обязаны присутствовать, ибо без их присутствия, и, соответственно, без нисхождения наития этого индивидуальный человек не может не только существовать хотя бы единое мгновение, но и даже попросту возникнуть. Именно поэтому и говорится в Слове, что: "в состав человека при создании его вошли все начала Божественного порядка, так что сам человек стал образом этого порядка, а следовательно, и небес в малом виде" (HH 30).
8. Так как человек является последним началом существования всего небесного порядка, и в нём этот порядок завершается и оканчивается, то если бы существовал разрыв в степенях этих, и какая-либо из высших степеней отсутствовала бы, то существование нижних степеней было бы уже попросту невозможно по определению.
9. В реальности же всякий человек зачинается изначально исключительно в степени природной, и более высокие степени порядка в нём Латинском Слове:
Человек, как только родится, приходит начально в степень природную, и она возрастает у него через продолженность по мере увеличения познаний, или, скорее, по мере развития разума, приобретаемого им посредством познаний этих, и восходит таким образом до высшего рассудочного состояния, называемого рациональностью; но все же этим средством не открывается еще у него другая Степень, называемая Степенью Духовной, которая открывается не просто через любовь служений из принадлежностей рассудка его, но через любовь служений духовную, которая Любовь есть любовь к ближнему. Эта степень может также возрастать по степеням продолженным, до самого высшего ее состояния, и возрастает через познания истинного и доброго; или, что то же, через истины духовные. Но через все это не открывается еще третья Степень, называемая Небесной; которая открывается только через Небесную Любовь Служения, которая Любовь есть Любовь к Господу; любовь же к Господу - есть не что иное, как углубление в жизнь заповедей Слова, которые все в общности своей состоят в убегании зла, как адского и диавольского, и в делании добра, как Небесного и Божественного. (DLW 237)
10. Возникает вопрос, как же может существовать человек от самого своего рождения, если в нём актуально открыта, с момента рождения, лишь природная степень, да и потом, отнюдь далеко не все из ныне живущих, в целую вечность свою, в состоянии подняться даже до степени духовной в своём развитии.
11. Суть же здесь в том, что у каждого человека все степени творения существуют, от рождения, потенциально, хотя актуально они в нём могут так никогда и не открыться. Как об этом говорит Слово:
У каждого человека воля и разум природные, духовные и небесные пребывают в возможности от самого рождения, и переходят актуальное состояние лишь по мере того, как они открываются у него. Словом, сознание у человека, состоящее из Воли и Разумения, от самого сотворения, и потому от самого рождения, имеет три степени, вследствие чего у человека есть сознание природное, духовное и небесное; и через них он может возвышаться в мудрость Ангельскую, и обладать ею, живя еще в Мире, хотя приходит в нее только по смерти, если становится ангелом. (DLW 239)
12. Но, в свою очередь, этот ответ порождает вопрос, чем же тогда отличаются потенциальная и актуальная степень в человеке?
13. Дело же заключается в том, что степени порядка существуют, в своей совокупности, актуально в Большом Человеке Неба, каждый же из рождённых в мире, на самом деле, существует как часть тела этого Человека Неба, как клеточка его организма, где индивидуальность конкретного человека есть как бы внешней оболочкой всей общности тела этого Большого Человека, заключённой внутри этой индивидуальности.
14. Если это внешнее, затем, согласуется с составляющим внутреннее его внутренним, то оно становится частью и выражением этого внутреннего, и индивидуальное начало затем унифицируется и оформляется всё более и более внутрь, аж до самого высокого уровня, если же оно не желает согласовываться и унифицироваться в согласии с этим внутренним, то оно затем, изолируется от целого навсегда, как, например, в организме капсулируется и отделяется от тела умершая или переродившаяся ткань (пример - бородавка). Но именно эта потенциальная связь с целым и даёт возможность затем даже этой отвергнутой части существовать в целую вечность, пусть хоть и не непосредственной частью всего единого организма Большого Небесного Человека.
15. По сути, как видно из вышесказанного, даже у ангела высших небес открыты бывают лишь шесть степеней, ибо седьмая степень принадлежит не ему лично в нём, но исключительно Единому Господу.
16. Собственно, единственный, у кого актуально открыты эти все семь степеней, от высшей, и до самой последней, это Господь после своего пришествия и прославления. Именно поэтому он и называется Совершенным Человеком, и Единственным Человеком в творении, который есть Человеком Сам от Себя. (от вечности, понятно, Он Единственный Сущий Человек уже просто по определению).
17. Даже уже небесный ангел, сам по себе, существовать попросту не смог бы. Поэтому даже высшие ангелы существуют лишь потому, что существует Большой Человек Неба, который, по сути, и есть Телом Господним.
18. Собственно все мы, от высших ангелов, и до самого последнего демона, существуем эти телом, и наше индивидуальное тело есть лишь частным проявлением, по качеству индивидуальности нашей, этого общего тела.
19. В первом приближении тут подходит аналогия с деревом и его ветвями, где дерево в совокупности - это Большой Человек Неба, а составляющие его ветви - это индивидуальные существования людей, демонов и ангелов.
20. До сих пор это были общие рассуждения, но если мы хотим понять весь процесс в его совокупности. Нам нужно углубиться в его частности.
21. Итак, у всех без исключения седьмая, или же высшая степень принадлежит исключительно Единому Господу. Но, более того, высшие степени бытия актуально существуют, и принадлежат лично лишь ангелам высшим, или же ангелам небесным.
22. Согласно разбираемому нами месту из Духовного Дневника:
Вторая степень у внутренних ангелов уже постижима ими посредством наития, таким же образом, как, скажем, внутреннее у человека бывает постижимо в его внешних началах. Третья степень является той [степенью], где эти [небесные] ангелы обитают, и где обретается наитие их, там же пребывает и их человечность, а также и дух их, во второй своей степени, совершенно подобно тому, как человек, мыслящий в своих природных и чувственных началах, а не внутренним мышлением. Третья степень является той [степенью], где эти [небесные] ангелы обитают, и где обретается наитие их, там же пребывает и их человечность, а также и дух их, во второй своей степени, совершенно подобно тому, как человек, мыслящий в своих природных и чувственных началах, а не внутренним мышлением.
23. У небесных ангелов, собственно говоря, хотя они и имеют в себе свои индивидуальные и личные нижние степени, вплоть даже до самой духовно-природной, сознание обитает лишь в двух высших степенях. Более того, последней степенью для их сознания, или же последними началами личности их для них служит эта самая третья сверху степень их бытия. Эта степень является дли них последней степенью бодрствующего сознания, ибо все нижележащие степени у них хоть и имеются, но совершенно, при этом усыплены.
Пребывающие в этих небесах обладают внешними началами, как и все иные духи, но у них оно упокоено совершенно, как это бывает со внешними началами у человека, когда тот спит. Но, тем не менее, это их внешнее начало постоянно исполняемо бывает их началами внутренними. Посредством этого начала и совершается сообщение с пребывающими во внешних началах, или же в мире духов, посредством духовно-небесных.
24. Т.е. даже для ангела духовного ангел небесный представляется некоей сомнамбулой, погружённой в спячку, а его реальность представляется ему разновидностью сна, у этой сомнамбулы протекающего.
25. И это потому так, что у ангела духовного напрочь отсутствуют в актуальности те составляющие личности его, благодаря которым он мог бы приобщится к этой реальности. Это как со слепым. Для которого реальность света и зрения попросту не существует, и даже если он верит в её существование, по рассказам зрячих, она, тем не менее так навсегда и продолжает оставаться для него лишь легендой о реальности. Реальностью же для него является лишь то, что он может услышать и пощупать руками.
26. Что же значит тогда наличие у него потенциальных высших степеней?
27. Дело в том, что потенциальное для одного, тем не менее, должно быть актуальностью хоть для кого-либо, чтобы мочь вообще существовать. Так вот, потенциальные степени ангелов духовных есть актуальными степенями ангелов небесных. Именно это имеет Слово ввиду, когда говорит о ПРИСОЕДИНЕНИИ одних духов к другим.
28. Небесные ангелы имеют как свои индивидуальные нижние степени актуально, так и, потенциально, они владеют степенями всех тех, у кого нет своих высших степеней, от ангелов духовных, и даже до людей и демонов ада. Они, своими высшими степенями, служат им как бы протезами, посредством чего у тех могут происходить процессы нисхождения божественного наития по степеням вселенского порядка, которые с их личными возможностями были бы попросту невозможны. Как говорится об этом в нашем отрывке из Духовного Дневника:
[духовные ангелы]и в самом деле совершенно лишены того внутреннего, которое обретается выше [этой их внутреннейшей степени], и которое у них совершенно закрыто. По этой причине сообщение [Господне] с ними совершается исключительно посредством небесно-духовных небес, через небесное начало.
29. В свою очередь духовные ангелы служат подобными же протезами для ангелов природно-духовных, а те, в свою очередь, таковыми же для духов, людей и демонов.
30. Собственно для людей такими протезами служат все, кто обитает над ними хоть на одну степень выше. Именно поэтому в Латинском Слове и говорится, что человек управляется присоединёнными к нему духами, и все его побуждения, чувства, стремления, мысли, идеи и т.д. на самом деле результат деятельности присоединённых к нему духов, которые общаются с ним не через продолженные степени, а через раздельные. Например, дух инициирует в человеке чувства и затем присоединяется к ним, но он не становится непосредственно частью его личности. Опять же, из-за того, что это степени не продолженные, а раздельные, - человек, представляющий из себя общежитие существующих в нём духов, всё же не является просто суммой существований этих духов, а является как бы высшей интегральной суммой, т.е. в результате он представляет собой не механическую сумму их личностей, а синтезированную собственную личность, которая, тем не менее, синтезирована из личностей бесчисленного множества других, окружающих его духов, демонов, ангелов и т.д. И в зависимости от качества этого окружения меняется и качество человека. Если его внутреннее составляют демоны ада и просто природные грубые духи, ибо одни демоны ада не могут составить человека, ибо у них нет необходимого более менее чистого духовно-внешнего. Однако, если человека составляют исключительно эти два типа духов - он сам как бы адского духа. Если его составляют исключительно ангелы высших небес - он как бы высшего небесного духа. Но опять же, в материальной реальности это всё проявляется очень слабо.
31. Здесь имеются ввиду, разумеется, те люди, у которых эти степени не раскрыты. Ибо человек-ангел, у которого, способом, о котором говорилось здесь выше, степени эти открыты уже при жизни в мире, всё обстоит совершенно иначе. Он уже имеет степени эти в себе актуально, хотя ничего может и не знать об этом в своём природном сознании. Но, даже обитая в теле, когда он от него отрешается, он может появляться актуально в степенях этих среди ангелов различных небес (в зависимости оттого, какая степень у него открыта). Если же у него открыты все высшие степени (кроме самой последней, разумеется) он тогда является подлинно человеком, которого внутренне исполняет непосредственно Сам Господь, и ангелом высших небес, у которого внутреннее уже при жизни исполняет его внешнее.
32. Окружающим его внешним людям он может казаться мечтателем, постоянно погружённым в свои внутренние сны наяву, и даже попросту сумасшедшим. Причём с их точки зрения это так и есть, поскольку они не обладают органами, при помощи которых могли бы присоединиться к этой высшей реальности: они как бы совершенно плоские, не объёмные, не многомерные через эти семь степеней. Но вообще они многомерны, иначе не могли бы существовать. Но их личность, их человечность обитает только в этой самой последней степени, и в ней же она замыкается. Все же остальные степени у них составляют личности и человечности совершенно других духов. Именно поэтому, всё, что приходит к ним, приходит как бы из ничего как не их собственное, поэтому не воспринимается ими как реальность, а как фантазия, потому что для них это действительно не реальность, ибо это чья-то реальность, причём реальность тех, кто для них как бы не существует, потому что они вне их реальности. А реальность того, что не существует, у нас собственно и называется фантазией или выдумкой, т.е. реальностью, которая существует только в воображении.
33. Однако нет такой реальности, которую человек может вообразить себе, и которая не существовала бы. В той или иной форме это всё где-то и как-то существует. Именно поэтому человек, в котором раскрыты все шесть степеней, - для него все эти внутренние реальности, т.е. реальности мира духов, духовных небес и высших небес, - становятся абсолютно реальными. Более того, для него эти реальности гораздо более существенны, завершены и интересны, чем то, что люди привыкли называть подлинной реальностью, т.е. самый последний уровень, - даже не духовно-природный, в котором и обитают на самом деле последние начала, который большинство людей и считает реальностью, потому что могут его почувствовать и ощутить с помощью своих непосредственных органов чувств. Однако каждому уровню реальности присущи и свои органы чувств, т.е. человек, в котором раскрыты все шесть высших степеней, - есть бесконечно большое количество органов чувств, которые попросту отсутствуют у человека, обладающего только самой последней, нижней степенью. Поэтому первый видит из реальности гораздо больше, чем совершенно плоский, мирской человек. Для мирского человека всего этого не существует, как для слепца не существует всего, связанного со светом солнца, звёзд, великолепного неба, облаков. Для него это сказки, легенды и фантазии. Когда человек, обладающий высшими органами чувств, начинает рассказывать, что есть то-то и то-то, окружающие думают, что это его фантазии, что он, как говорится, поехал разумом. Хотя для того это абсолютная реальность, более того, с гораздо большей охотой он присочетается к этим высшим реальностям, чем возвращается вниз, в нашу реальность. Поэтому для людей своего круга он будет всегда выглядеть как сомнамбула, т.е. человек, живущий снами, иллюзиями и фантазиями. В лучшем случае от него всегда будут стараться изолироваться, в худшем - обвинить в сумасшествии и куда-нибудь запрятать, чтобы не портил общественного порядка. Их трудно обвинить, потому что у них просто нет соответствующих органов чувств, поэтому для них это не может быть реальностью. Но они виновны в том, что не стремились и не стремятся развивать их, не желают возрождать (регенерировать) их в себе. Дело в том, что когда в человеке постепенно наращиваются эти отсутствующие степени (органы чувств), у него отнимаются соответствующие духи, исполнявшие роль протезов, и остаются последующие, более высшие. И тогда человек постепенно превращается в нечто более-менее человечное, ибо человек, у которого есть только чувственное начало, в духовном мире выглядит как скелет или разлагающийся труп; в лучшем случае - просто как животное того или иного рода. Латинское Слово говорит, что седьмая степень (высший тайник), который отличает человека от животного, находится в нём актуально лишь тогда, когда у того есть все остальные шесть степеней порядка. Тогда эта седьмая степень, или тайник, отличает его от животного, делает человекоподобным духовно оживотворённым существом. Если же этого нет, то этот тайник сообщается с ним только через эти протезные уровни, т.е. пребывает в нём как бы потенциально. И это в том смысле, что однажды он может стать так же и его, если человек будет возрождён и все эти степени регенерируют в нём, и потом прирастут к высшему Божественному тайнику. Но пока этого нет и Божественный тайник (седьмая степень) пребывает в нём потенциально - это означает, что остальных высших степеней в нём нет, а они, как протезы, присоединены в нём от кого-то другого. Он находится как бы на подпитке, что становится совершенно очевидным, когда он приходит в духовный мир и оказывается на том уровне существования, в каком его человечность пребывала в этом мире, т.е. не в раздельных степенях, а в продолженных, ибо в природном мире раздельные степени существуют в степенях продолженных, только более внутренних.
34. Но всё открывается, в подлинном свете своем, после того, как он отбрасывает полностью эти природные начала, в которые, пока что, погружено его сознание. Ибо:
Человек, пока живет в Мире, не знает ничего об открытии у него этих Степеней, вследствие того, что он находится тогда в природной Степени, которая есть Степень последняя, и из нее тогда он мыслит, произволяет, говорит и действует; и Степень Духовная, которая есть Степень более внутренняя, сообщается с природной не через продолженность, но через соответствия, а сообщение через соответствия не ощутительно. Но как скоро человек совлекается степени природной, что бывает при его смерти, то он входит в ту степень, которая была у него открыта в Мире: в Духовную входит тот, у кого была открыта Степень Духовная; в Небесную тот, у кого была открыта Степень Небесная; и тот, кто входит после смерти в Степень Духовную, мыслит, произволяет, говорит и действует уже не природно, но духовно; а тот, кто входит в степень Небесную, также мыслит, произволяет, говорит и действует сообразно своей Степени. (DLW 238)
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"