Васильев Александр Валентинович : другие произведения.

Проповедь на рождество 2004 года

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Текст проповеди, прочитанной в общине Новой Церкви города Львова на Рождество 2004 года. Проповедь была посвящена современному состоянию духовного сообщения Господа Иисуса Христа со Своей Церковью в нашем мире.

Здесь под "тьмой кромешной" не понимается, что они находятся в абсолютных неправдах, но что они не обретаются хоть в каких-либо истинах учения веры, так как истины учения, которые происходят из Слова, пребывают во свете. Из этого следует, что не пребывать в истинах, значит не обретаться в свете, следовательно быть во тьме кромешной. Сведенборг "Апокалипсис Открытый" 107-111)

1. В прошлое воскресенье мы говорили о том, что все существующие ныне в мире христианские конфессии, являющиеся наследниками церкви старохристианской, есть, с точки зрения нынешнего духовного порядка вещей, христианско-языческим окружением Новой Господней Церкви, или же Нового Иерусалима.

2. Как мы знаем из Небесного Учения, время существования примитивной христианской церкви завершилось с окончанием последнего Господнего суда над ней, свершённого Господом, в духовном мире. Согласно описанию, относящемуся к предмету этому, в книге "О Последнем Суде":

Последний Суд происходит не на земле, а в духовном мире, где собраны все, жившие от сотворения мира. Поскольку это так, то никому не дано знать, когда происходит Последний Суд. Ибо каждый ожидает его совершения на земле, сопровождаемого изменениями всего на видимых небесах и на земле, а также в человеческом роде. Таким образом, чтобы люди церкви, живущие в такой вере по неведению, и те, которые размышляют о Последнем Суде, постоянно ожидая его, не разуверились, в конце концов, в сказанном о нем в буквальном смысле Слова; и во избежание отречения большинства людей от веры в Слово, мне было позволено видеть собственными глазами, что Последний Суд уже состоялся. Я видел грешников, низвергающихся в ады, и праведных, восходящих на небеса, и что таким образом все было приведено к порядку, и установлено духовное равновесие между добром и злом, или между небом и адом. Мне было позволено видеть, как совершается Последний Суд от начала до конца; а также, как был разрушен Вавилон, и как те, кто понимаются под драконом, ввергались в бездну; и затем как создавались новые небеса, и как была установлена Новая Церковь на небесах, называемая Новым Иерусалимом. Мне было позволено видеть все это собственными глазами, чтобы я мог засвидетельствовать. Этот Последний Суд начался в начале прошлого, 1757 года, и был полностью завершен к концу его.

3. Итак, старое, или же примитивное христианство сменилось после этого христианством новым, или же христианством просветлённым духовно и полностью рациональным, а старая христианская церковь, после этого, уступила своё место в духовной иерархии всеобщей Господней Церкви на земле Новой Господней Церкви, разделив, тем самым, судьбу всех предшествовавших её в нашем мире церквей, от Церкви Древнейшей, и до Церкви Иудейской, ибо, как говорит нам об этом Писание:

От сотворения этой земли было, вообще говоря, четыре церкви, сменивших одна другую. Об этом можно заключить как из исторических, так и из пророческих книг Слова, ... Первая церковь, которую можно назвать Древнейшей Церковью, существовала до потопа. Она была небесной церковью, или же церковью, в которой царствовало благо любви к Господу. Её упадок и гибель произошли оттого, что они были соблазнены себялюбием, отошли совершенно от блага любви, и начали рассуждать, руководствуясь чувственными познаниями, о вещах Божественных, не желая верить никакому откровению, если только оно подтверждаемо не было чем-либо принадлежащим чувственному и памяти. Потоп изображает её конец, или гибель. Вторая церковь, которую можно назвать Древней Церковью, существовала в Азии и в части Африки; к концу и гибели её привело идолопоклонство. Третьей была Израильская церковь, началом которой послужило провозглашение Десяти Заповедей на Горе Синай, а продолжением - Слово, написанное Моисеем и Пророками. Конец и истребление этой церкви были следствием осквернения Слова. Осквернение это достигло своей вершины в то время, когда в мир пришёл Господь. Поэтому-то они и распяли Того, Кто есть Слово. Четвёртой была Христианская церковь, основанная Господом через Евангелистов и Апостолов. В её развитии было два этапа: первый - от времени Господа до Никейского Собора, второй - от этого Собора до настоящего времени. В своём развитии эта церковь разделилась на три: Греческую, Римско-католическую и Реформированную, которые, однако же, все называются Христианскими церквями. Кроме того, внутри каждой из этих разделившихся между собой церквей было ещё множество отдельных церквей, которые, несмотря на то, что вышли из состава основных, сохранили общее название ересей в Христианской церкви. (Сведенборг "Истинная Христианская Религия" 760; см. также "Апокалипсис Истолкованный" 208, 277, 411, 518; "Тайны Небесные" 127, 194)

Возникновение на этой земле четырёх церквей со времени творения мира соответствует Божественному порядку, который требует, чтобы всё начиналось, а затем заканчивалось до того, как начнётся новое. Поэтому-то каждый день начинается с утра, продолжается и заканчивается ночью, после которой наступает другой день. Подобно тому и год начинается с весны, продолжается летом и осенью, и заканчивается зимой, после чего начинается снова. Чтобы были возможны все эти изменения, солнце встаёт на востоке, движется через юг к западу и завершает свой путь на севере, после чего снова встаёт. То де самое и с церквями. Первая из них, Древнейшая Церковь, была как утро, весна и восток. Вторая, Древняя церковь, была как день, лето и юг. Третья была как вечер, осень и запад; четвёртая - как ночь, зима и север. (Сведенборг "Истинная Христианская Религия" 762)

5. После того, как завершились, со старым христианством, в истории нашей земли духовные ночь, зима, и север, в откровении Небесного Учения для людей воссияли духовный Восток, духовное Утро и Духовная Весна, ибо человечество нашему дано было такое Учение, которое, даже в смысле буквы своей, не только содержит смысл внутренний, или же духовный, не только соответствует своему духовному смыслу, является его опорой, заключает и облекает его, как в Божественном Слове Ветхого и Нового Заветов, но, при этом, также согласуется, даже и в букве, со своим духовным смыслом.

6. Отвергнув Откровение это, все конфессии, составлявшие до Последнего Суда примитивную, или же первую христианскую церковь, обрекли себя в дальнейшем на полную и кромешную духовную тьму, потеряв, благодаря рассеянию и исчезновению, в процессе Страшного Суда, того "первого неба" посредством которого до этого старохристианская церковь обладала непосредственной связью со всеобщностью Господних небес, и, посредством этого, непосредственно и с Самим Господом.

7. Ибо, как мы об этом уже говорили в прошлый раз, хоть у них и осталось в обладании Слово Ветхого и Нового Заветов, они утратили прямую связь и соединение с живым и непосредственным Господним наитием в этом своём Слове. Ибо в разумении у человека Церковь Господню составляет не собственно Священное Писание, но просветлённое разумение этого Писания, которое человек обрести может лишь от Единого Господа, и без которого Писание для человека - это закрытая и запечатанная семью печатями книга.

8. Как говорит об этом Латинское Слово:

Что Слово без Учения непонятно - это потому, что Слово, в буквальном смысле, состоит из одних соответствий, на тот конец, чтобы духовное и небесное в нём находились, и чтобы каждое слово было содержащим и подпорою их. Посему и в смысле буквальном, в некоторых местах находятся, не обнаженные истины, но облеченные, которые именуются видимостями истинного; и есть в нём многое, приспособленное к понятиям простых, не возносящих мыслей своих выше того, что видят пред глазами; и есть также нечто кажущееся как бы противоречием, хотя в Слове, если его рассматривать в Его же собственном свете, нет никакого противоречий ... Из сего видеть можно, что читающие Слово без Учения, или не снискивающие себе Учение из Слова, находятся во тьме в отношении ко всякой Истине, и что дух их находится в состоянии скитания и сомнения, наклонен к заблуждениям, и также легко вовлекается в ереси, которые они и принимают, когда покровительство или власть тому потакают, и доброе имя от того не в опасности. Ибо Слово для них - как подсвечник без светила, и они, находясь во тьме, думают, что многое видят, между тем как едва ли что-нибудь усматривают; ибо только Учение Веры просвещает. (Сведенборг "О Священном Писании" 51, 52)

9. Вполне можно было бы подумать, прослушав вышеприведенную цитату, что обладающие Словом Ветхого и Нового Заветов могли бы и сегодня столь же успешно извлекать для себя Учение Веры из него, как они это делали до эпохи Страшного Суда, и Второго Господнего Пришествия. Но такое представление возникает лишь от недопонимания того, что именно есть то самое Учение, которое человек для себя может извлекать из Божественного Слова.

11. Как мы уже говорили об этом неоднократно, Божественное Слово - это не собственно писанный книжный текст, и даже не познания из текста этого, пребывающие в памяти человека, читающего его, но это Сам Господь, вживе присутствующий в сознании каждого человека, живущего в мире.

12. Письменный же текст Священного писания есть лишь орудие, посредством которого Господь преобразует нижние слои сознания человеческого, относящиеся к памяти, рассудочности, интеллектуальности и рациональному мышлению, без какового преобразования он не может наитствовать в человеке вплоть до его телесных начал.

13. Ибо Господь внутренне, в духе человеческом, пребывает у каждого человека, как у святого так и у грешника, как у верующего, так и у атеиста, так как без пребывания такого человек не мог бы не только жить в мире, но и попросту существовать как личность, и разница заключается лишь в способе и образе восприятия этого присутствия в нижних слоях человеческого сознания.

14. Ибо если одни воспринимают наитие этого присутствия, обращаясь в образ и подобие Божие, то другие, согласно своему качеству, искажают это восприятие в образ и подобие дьявольские, так же, как один и тот же солнечный свет произрастает в одних семенах в прекраснейшую розу, а в других - в отвратительнейшие и вреднейшие сорняки.

15. И у человека духовного, как известно из Писания, в отличие от человека древнейшей церкви, Господь присутствует не в волительной части, которая у него дьявольская от рождения, а в части рассудочной, посредством духовной составляющей Любви Своей, или же Благолюбия.

16. Благолюбие же у человека духовного может быть воспринимаемо правильно лишь в свете подлинной духовной рациональности, и реализуемо неискажаемо в поступки его новой воли лишь сквозь присущие рациональности такой подлинные познания очищенной и упорядоченной духовными истинами памяти.

17. И так как в человеке духовном божественный порядок нарушен, то у него, в отличие от человека небесного, не формируется свыше, посредством перцепции, сначала просветлённое рациональное начало, а из него уже всё нижележащее, вплоть до научностей памяти, а наоборот, посредством мирских познаний формируется природное рациональное начало. И если б не было вспомогательного орудия для формирования таких познаний памяти, которые соответствуют истинам духовным в последних началах у человека, или же писанного Слова, или Священного Писания, то Живое Слово внутри человека, или Сам Господь в своей Божественной Человечности, никогда не смогло бы пробиться ко внешним слоям человеческой личности в чистоте своего Божественного Образа и Подобия. И, соответственно, человек не мог бы быть Господом преобразован и возрожден в духовный образ Его Небесного Царствия, который, как мы знаем, есть образ совершенно человеческий.

18. Но опять же, не сами эти мёртвые научности образуют у человека в душе его Живое Божественное Слово, а они есть лишь вспомогательным инструментом, посредством которого жизнь человеческая преобразуется для восприятия Этого Живого Божественного Слова в Его Совершенном Человеческом Образе.

19. Восприятие же такое, естественно, не может происходить во всей полноте, ибо во всей полноте это присутствие возможно лишь в Самом Господе, но оно происходит согласно качеству и способности конкретного человека к восприятию полноты Господнего присутствия в нём.

20. Т.е. человек не в силах вместить в Себя Господа - Божественное Слово, в Его полноте, но лишь ограниченно, согласно своей способности к восприятию.

21. Однако, с другой стороны, Господь не может существовать в человеке как-либо ущербно, т.е. не в полноте Самого Себя. И, поэтому, хотя человек может воспринимать это присутствие лишь ограниченно, но присутствие само в себе всегда совершенно и божественно.

22. Писанное Слово, в оборотах, приспособленных к человеческому восприятию, описывает этот мистический процесс в виде взаимоотношений Слова у человека, и извлекаемого человеком оттуда Учения. Именно поэтому там и сказано, что:

Всё учения происходит из Божественного Господа, ибо нет ни одной частности этого учения, ни его наималейшей частицы, которая была бы не от Господа, ибо Господь Сам есть Учением. Поэтому-то Господь и назван Словом, что Слово есть учением. (Сведенборг "Тайны Небесные" 3364)

23. Без всего что сказанного было здесь ранее это высказывание просто невозможно понять. Ибо в самом же деле, не могут же доктринальные тексты сами по себе, ни даже человеческие познания, из которых тексты эти возникают, быть собственно Самим Господом, да ещё в полноте Его Божественного Человеческого?

24. Думаю, нелишне будет здесь также напомнить и то, что Господне присутствие в человеке осуществляется органическими формами, от органических форм духовных, до материальных форм биологических телесных, облекаемые в деяния благолюбия, или же добрые дела его жизни, всё из которых есть чистейшего рода соответствиями бесконечных Божественных сущностей, восходящих, по ступеням мироздания, даже вплоть до высших Господних Небес в творении, и до самого Господа от вечности.

25. Так вот, если вернуться к современным наследникам примитивной христианской церкви, то хоть у них и есть тексты Священного Писания вовне, и есть присутствие Господне в Его Божественной Человечности, или же Святое Божественное Слово в полноте своей внутри их духа, но у них внутри отсутствует то важнейшее звено, посредством которого, соответствиями, Божественная Господня Человечность была, до распада примитивной христианской церкви, связана, в сознании человеческом, с этими Писаниями - а именно рассеянных при последнем страшном суде Первых Небес.

26. Вместо этих Первых Небес, как известно из книги "Апокалипсис Открытый", которые, в отличие от вторых и третьих, были созданы не Господом непосредственно, а духами, приходившими в тот мир из старохристианской церкви, но которые, до поры до времени были терпимы, и посредством которых и совершалось всё соединение Господа со своей Церковью, а через неё - и со всем остальным миром, так вот, вместо них были созданы новые Первые Небеса, созданы уже непосредственно Самим Господом, и в полном соответствии со всем вышестоящим Божественным порядком мироздания.

27. В мирских писаниях первым небесам соответствовало то, что в старохристианской церкви принято было называть святоотеческим наследием, от первых писем апостольских, и до протестантского богословия лютеранства. Новому же небу соответствуют Писания Небесного Учения Веры.

28. До страшного суда, и рассеяния первого неба, посредством такого рода сообщения святоотеческого наследия, священные писания Нового и Ветхого Заветов были используемы Господом для формирования сознания членов старохристианской церкви в Свои Образ и Подобие. Но именно деградация первых небес, и полнейшая невозможность их более служить для такого рода связи и употребления, и привели к необходимости Господнего Пришествия, Страшного Суда, и отвержения прежних небес, и прежней Церкви, а также к необходимости создания Новых Первых Небес, и соответствующей им новой доктрине восприятия Ветхого и Нового Заветов, которой есть Небесное Учение, данное нам через Сведенборга.

29. И уж если доктринальное наследие старохристианской церкви не могло, под конец, обеспечить духовной связи и Господнего присутствия в Церкви посредством этого писанного Слова уже и в последние времена существования прежнего Первого Неба, то уж тем более чего можно ожидать от него сейчас, когда более не существует того духовного начала, которым эта связь когда-то осуществлялась?

30. Не то, чтобы Господь ныне не работал с ними, ради их спасения, и не то, чтобы они не спасаемы были бы Господом лишь потому, что они, по обстоятельствам, ныне оказались вне круга Господней Церкви на земле сией, как, в своё время, там же оказались, по совершенно сходным причинам, и иудеи. Ибо Господь, как мы знаем, милосерд, и не желает ничьей погибели.

32. Но именно о них также ныне эти слова из Писания:

Обыкновенно думают, что люди, рожденные вне церкви и называемые язычниками, не могут быть спасены, потому что у них нет Слова, и что, следовательно, они не знают Господа, без которого нет спасения. Но тем не менее они могут спастись, и эту истину можно познать уже из того, что милосердие Господне объемлет всех, т.е. простирается на каждого человека, что язычники рождаются такими же людьми, как и рождающиеся внутри церкви, число которых в сравнении с первыми весьма незначительно; и, наконец, из того, что не их вина, если они не знают Господа. Всякий, кто мыслит по рассудку несколько здравому, может ясно понять, что ни один человек не рожден для ада, ибо Господь есть сама любовь, и любовь Его состоит в том, чтобы хотеть спасения каждого человека. Вследствие этого Им и было предусмотрено, чтоб у каждого человека была хоть какая-нибудь вера, которая приводила бы его к признанию Божественного начала и внутренней жизни, ибо жить по вере значит жить внутренне: тогда человек обращает взоры свои к Божественному началу, а не к миру; он даже тогда удаляется от мира и, следовательно, от жизни мирской, которая есть жизнь внешняя. (Сведенборг "О Небе и об Аде" 318)

33. Именно поэтому о них и говорит писание, что язычникам "подобны те в Христианском мире, кто находится в одних делах и ни в каких истинах учения, поэтому они не должны быть названы иначе, как язычниками. Они действительно знают о Господе, но однако, они не приближаются к Нему; и они имеют Слово, но они не ищут там истины"

34. Они слышали, конечно же о Господе из Нового Завета, но они познают Его лишь как историческую личность Иисуса Христа, а не как своего единого Живого и Всеприсутсвующего Господа и Бога. Они имеют Слово Ветхого и Нового Заветов, но это Слово не служит им для формирования в них базиса для восприятия наития Небесного Божественного Света Духовной Господней Премудрости, который и есть в Себе Подлинное Слово Господне.

35. Ибо Божественное Слово во всей полноте и святости своей отныне пребывает лишь у тех, в кого оно внутренне входит посредством Небесного Учения Веры, или же Латинского Слова Третьего Завета, ибо лишь у таковых возможно формирование того природного рационально базиса сознания, полностью соответствующего, во всех частностях своих, подлинным истинам духовным и небесным, куда Господь может затем входить во всей полноте Своего Божественного Человеческого, и в сознании которых, посредством воспринимающих органических форм и субстанций, Он может затем действовать Благолюбием Своим, преобразуя и возрождая человека в образ и подобие Своего Духовного Царствия.

36. Только таковые люди и могут принадлежать внутренне, своими внутренними духовными началами, к Подлинной Господней Новой Церкви, или же Новому Иерусалиму, в котором только и пребывает Живое Господне Божественное Слово, в Божественном Человеческом образе, и в своих Божественных Органических Субстанциях, которые суть чистейшие Божественные Соответствия.

37. Именно исключительно посредством этого Слова сегодня и:

Соединяются небеса и с теми людьми, которые находятся вне церкви и у которых нет Слова, ибо церковь Господня - вселенская и находится во всех тех, кто признает Божественное начало и живет во благолюбии. Эти люди также после смерти поучаются ангелами и приемлют Божественные истины. Вселенская церковь на земле перед лицом Господа как один человек, точно так же, как и все небеса, ... но церковь, в которой находится Слово и в которой, следовательно, признан Господь, подобна в том человеке сердцу и легким. Известно, что все черева и члены тела заимствуют различными путями жизнь свою от сердца и легких; таким же образом живет и та часть рода человеческого, которая вне церкви, обладающей Словом, и которая образует члены того человека. Соединение небес посредством Слова с этой отдаленной частью рода человеческого можно также уподобить свету, который из середины распространяется во все стороны. Свет Божественный присущ в Слове вместе с Господом и небесами, и силой этого присутствия даже отдаленные народы пользуются светом, но этого бы не могло быть, если б Слово не существовало. (Сведенборг "О Небе и об Аде" 308)


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"