Васильев Александр Валентинович : другие произведения.

О внутреннем и внешнем церквей духовных

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Проповедь посвящена сравнению определённых аспектов, характерных для различных генераций церквей духовного гения

8

О внутреннем и внешнем церквей духовных

Услышьте Слово Господне, как проречено было Господом в третей книге "Царств":

И обложил Соломон храм внутри чистым золотом, и протянул золотые цепи пред давиром, и обложил его золотом. Весь храм он обложил золотом, весь храм до конца, и весь жертвенник, который пред давиром, обложил золотом. И сделал в давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей. Одно крыло херувима было в пять локтей и другое крыло херувима в пять локтей; десять локтей было от одного конца крыльев его до другого конца крыльев его. В десять локтей был и другой херувим; одинаковой меры и одинакового вида были оба херувима. Высота одного херувима была десять локтей, также и другого херувима. И поставил он херувимов среди внутренней части храма. Крылья же херувимов были распростерты, и касалось крыло одного одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены; другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом. И обложил он херувимов золотом. (6:21-28)

Здесь завершается наше первое чтение из Слова

Слушайте, из святого Слова Господнего, как проречено было в книге евангелия от Луки:

Один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег. Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом. Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее? Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто. Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять. Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы-как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того. (Лука. 11:37-44)

Здесь завершается наше второе чтение из Слова

Слушайте снова из святого Слова Господнего, как проречено было в книге "Тайны Небесные"

Внутреннее богослужение, которое происходит от любви и благолюбия, является самим богослужением, а внешнее богослужение без этого внутреннего вовсе не является богослужением. Сделать внутреннее богослужение внешним - значит сделать главным внешнее богослужение вместо внутреннего, что противоположно самому богослужению. Это подобно тому, как сказать, что внутреннее богослужение без внешнего не является богослужением, тогда как истина состоит в том, что внешнее богослужение без внутреннего не является богослужением. ...

Там, где существует Церковь, должно быть внутреннее и внешнее; ибо человек, представляющий Церковь, имеет и внутреннее и внешнее. Прежде, чем человек становится Церковью, то есть прежде, чем он возрождается, он пребывает во внешних началах; но когда он возрождается, то ведется от внешнего - или, вернее, посредством внешнего - к внутреннему; а впоследствии, когда он становится возрожденным, все, принадлежащее внутреннему человеку, заключается во внешнем. Поэтому всякая Церковь должна быть, как внутренней, так и внешней, какой была Древняя Церковь, и какой в наши дни является Христианская Церковь.

Внутренними началами Древней Церкви было все, принадлежащее благолюбию и вере, происходящей от благолюбия, всякое уничижение, всякое поклонение Господу, происходящее от благолюбия, всякое доброе расположение к ближнему и тому подобное. Внешними началами Древней Церкви были жертвоприношения, возлияния и многое другое, что через прообразование относилось к Господу. Поэтому внутренние предметы там пребывали во внешних и составляли одну Церковь. Внутренние свойства Христианской Церкви совершенно подобны внутренним свойствам Древней Церкви, но изменились внешние начала, а именно, вместо жертвоприношений, и прочего в том же роде были установлены таинства, которые подобным же образом соотносились с Господом, откуда, опять же, внешнее и внутреннее образует единство.

Древняя Церковь не отличалась от Христианской Церкви относительно внутреннего, но лишь относительно внешнего. Поклонение Господу, которое происходит из благолюбия, никогда не может отличаться, как бы ни разнообразилось внешнее. (AC 1175, 1083)

АМИНЬ

Здесь завершается наше чтение из Слова

Внутренние свойства Христианской Церкви совершенно подобны внутренним свойствам Древней Церкви, но изменились внешние начала, а именно, вместо жертвоприношений, и прочего в том же роде были установлены таинства, которые подобным же образом соотносились с Господом, откуда, опять же, внешнее и внутреннее образует единство (AC 1083)

Как нам известно из книги Слова "Тайны Небесные", наше человечество, падением своим, было обращено в совершенно новое качество своего существования, которое Слово, в отличие от предыдущего качества, или же Небесного, называет качеством Духовным.

Самой существенной разницей между человеком небесного, и человеком духовного человечества является то, что человек небесный существует в порядке творения, и собственно есть этим самым порядком. Человек же духовный обретается в извращении порядка творения, и является собственно этим самым извращённым порядком. У него извращено практически всё - от общностей, до самых последних частностей, и поэтому, для его преобразования и возрождения Господу пришлось создать совершенно новый порядок, отличный от порядка прежнего, или же естественного.

Поэтому Слово и разделяет между Древнейшей Церковью, или же Человеческим естественного порядка, и всеми остальными Церквами - от Древней, вплоть до Христианской и Новой Церкви, невзирая даже на то, что последняя там называется короной всех предыдущих церквей. Ибо даже и она, или же Новый Иерусалим Господень, тем не менее относится именно к духовному типу человеческого сознания. И пусть она заключает в себе, как в драгоценном сосуде, все влияния предыдущих состояний человечества нашего, вплоть до самого высшего, или же Небесного Неба, образованного посредством Древнейшей Церкви, но, тем не менее, в своих основаниях она покоится именно в рассудочной части человека, а не исходит от его волительной части, как это должно было бы быть по предустановленному порядку творения.

Это, кстати, отражено и в её названии - Церкви Нового Иерусалима, где Иерусалим собою символизирует и представительствует город, или же Учение по соответствиям. Ибо церковь эта, как и все предыдущие после падения человечества, идёт не от внутреннего к внешним, а от внешнего ко внутренним, или же от Небесного, Божественного Учения в рассудочной части ко внутреннейшим Благолюбия, или же духовной составляющей Господней Божественной Любви в Творении, из которого, и посредством которого затем уже в человеке и формируема новая воля, которая в нём тогда не его собственная и небесная, но исключительно господня и духовная.

В этом, собственно, и состоит принципиальная разница. У человека допотопного воля служит восприемником Небесной Любви Господней, от чего у него пребывает Собь Господня в чистом виде, у человека же послепотопного его собь служит лишь восприемником любви адской, и поэтому должна быть отделена на периферию и усыплена, и покрыта извне духовным посредием, могущим служить восприемником духовной составляющей Соби Господней. Которая от Небесной Составляющей той же Соби отличается меньшей оживотворённостью, и большей отдалённостью по степеням от Солнца мира Духовного, или же от первосубстанции Господней в Творении.

По этой причине, и сказано было, что "Внутренние свойства Христианской Церкви (включая сюда и Новую Христианскую Церковь) совершенно подобны внутренним свойствам Древней Церкви". Ибо общее качество человеческого остаётся совершенно одинаковым, что у самых древних представителей послепотопного человечества, что у нас с вами, даже после Второго Господнего Пришествия. Мы одинаково существуем злом соби своей, или же совокупностью всего того наследственного зла, которое накопилось в нас от падения. Только что у нас этой совокупности гораздо больше, и она гораздо страшнее, чем у тех, в древней Церкви. Мы одинаково должны быть отклоняемы от этого зла, для спасения и оживотворения нашего. И должны быть приводимы к одинаковому общему внутреннему состоянию в этом отклонении и оживотворении. Только что небеса нашего времени расположены ниже небес древнейшей церкви, ибо собь наша тяжелее и с большим трудом преобразовываема и оживотворяема.

Но у нас в Церкви, по сравнению с древними, тем не менее, совершенно "изменились внешние начала, а именно, вместо жертвоприношений, и прочего в том же роде были установлены таинства, которые подобным же образом соотносились с Господом, откуда, опять же, внешнее и внутреннее образует единство". И это требует пояснения.

Как уже было сказано выше, процесс преобразования и возрождения людей духовных начинается из внешнего ко внутреннему. Казалось бы, если результирующее внутреннее должно быть одинаковым в обоих случаях, то и то внешнее, посредством которого преобразование совершаемо, также должно быть одинаково, в пределах некоторого разнообразия. Но между нами, и древними, или же их и нашим преобразованием и возрождением лежит одно существенное различие. И это различие заключается в, так сказать, направленности вектора спасения. Ибо для них спасение было УПОВАНИЕМ, или же чем-то, лежащим в пусть и неизбежном, но всё же неопределённом будущем, для людей же после Господнего Пришествия во Плоти оно стало АКТУАЛЬНОСТЬЮ, то есть тем, что находится актуально ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС.

Как об этом я уже говорил когда-то подробно в проповеди "Суть и формы Слова" до Господнего Воплощения в Творении не существовало духовной составляющей Божественной Любви, или же благолюбия, но лишь его подобие, по соответствиям, ибо:

Область, где должно было быть впоследствии сформировано духовное небо, была занята тогда теми, кто пребывали во лжи и во зле, но кто могли быть содержимы в некоторой истине, и некотором добре с помощью посредий внешних, и, особенно, посредством представлений о высоких чинах и достоинствах, точно таким же образом, как это происходит и в мире, где обретающиеся во зле и во лжи, понуждаемы, тем не менее, как бы мыслить и говорить по истине, и как бы хотеть и делать доброе, с помощью средств внешних, к которым относятся почести и прибыли. Причина же тому, что эта небесная область была тогда занята таковыми духами заключалась в том, что добрых недоставало, и принадлежавшие к церкви духовной не были ещё тогда приуготовлены должным образом, и, тем не менее, всякая область [в мире духовном], всё же должна быть заполнена соответствующими духами, ибо должна существовать непрерывная протяжённость от Господа вниз, к человеку, ибо если бы не существовало протяжённости этой, то человек должен был бы непременно погибнуть. (AC 8054)

Существовали лишь изобразительности благолюбия, или же духовной любви ко ближнему, так сказать сосуды, или формы для отливки, которые должны были, после низведения во вселенную духовной и природной составляющих Божественной Любви быть этими составляющими изнутри исполнены. После чего эти формы должны были быть рассеяны, а духовное их наполнение, обретя внешние формы этих "форм отличных", стать тем, что мы называем сегодня Духовным Царством Господним, в котором обретали спасение своё те, кто до Первого Господнего Пришествия приуготовили в себе эти самые соответствующие формы, жизнью по заповедям жизни Слова, и по формировании сознания своего богослужениями соответствий, бывшими принадлежностью всех церквей до Господнего Пришествия.

Главным здесь, разумеется, была жизнь по заповедям. Как об этом говорит Господне Слово:

Всякое внешнее богослужение есть внешняя форма внутреннего богослужения, ибо внутреннее богослужение является самой сущностью. Полагать богослужение во внешней форме, лишенной внутренней сущности, - значит делать внутреннее богослужение внешним. Как, например, сказать, что если бы человек жил там, где нет никакой Церкви, никакой проповеди, никаких таинств, никакого духовенства, он не мог бы быть спасен или не мог бы иметь никакого богослужения, хотя он может почитать Господа из внутреннего. (AC 1175)

Но и формы богослужения играли, и продолжают играть, при этом, немаловажную роль. Ибо, как завершает вышеприведенную цитату Слово: "Но из этого не следует, что не должно быть внешнего богослужения" (AC 1175)

Здесь дело в том, что внешние формы богослужения служат тем сосудами, которые заключают в себе духовности Церкви, и посредством которых создаются те состояния святости, которые затем служат людям этой Церкви после прихода в мир духовный. В этих внешних священных формах завершаются, как своих последних началах, духовности конкретной Церкви. И без таковых они не могут существовать, ибо, как нам известно из Слова, формы духовные должны быть завершаемы в соответствующих формах природных, дабы была полнота существования.

Скрытая ирония вышеприведенной цитаты состоит в том, что у человека могут быть священные формы внешнего богослужения, которые для него самого могут быть мёртвыми и неспапсительными, но, при этом, создавать те состояния святости, которые могут послужить спасению человека, пребывающего во внутренней святости форм благолюбия этого богослужения, но, по каким-либо причинам, лишённого его форм внешних.

Ибо в идеале у человека должна быть гармония святого внешнего, реализуемого в священном внутреннем. И когда такая гармония наличествует, человек есть церковью как во внешних, так и во внутренних. Но если у человека есть внутреннее церкви, то отсутствие внешнего, по независящим от него обстоятельствам, его не губит. А губит его именно наличие внешнего без внутреннего, которое тогда, хотя и свято в себе, и служит святостью для других, для него, тем не менее, остаётся лишь мёртвым обрядом, и ничем более.

Именно об этом и говорит Евангелие от Луки в следующем месте - "Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет" (9:26)

Так что жизнь по заповедям, как тогда, так и теперь, оставалась главной сутью богослужения. Но вот заповеди тогда были существенно отличны. Даже и тогда, когда кажутся нам теми же самыми, что и сегодня, как например заповеди Десятословия.

И различие заключалось в том, что совершенно различны были духовные формы, составляющие внутреннее наполнение следованию этим заповедям.

Как уже говорилось выше, тогда не существовало ещё Благолюбия, или же подлинной любви ко ближнему, но лишь его внешние, изобразительные формы. Нам же известно из Латинского Слова, что поступки часто совершенно одинаковые в формах внешних могут быть даже диаметрально противоположны в формах внутренних, или же в побуждениях и намерениях. Поскольку чистых побуждений благолюбия тогда не существовало, они были совершаемы из побуждений неочищенных, или же плотских. Точно также, к примеру, как сегодня дела добродетельные совершают в мире и внутренние негодяи, и атеисты. Которые творят часто дела, предписываемые Десятословием, которые сегодня относятся к "общечеловеческой морали", но совершают их исключительно ради себя и мира, в результате чего их внешне добрые деяния полны хищений и нечистот духовных.

Но если для сегодняшнего человека существует альтернатива, зависящая от состояния религии в его сознании - в каких побуждениях совершать добрые дела, то для древних такой альтернативы не было. Для них существенной была степень нечистоты побуждений, которая и определяла, смогут ли они быть, после Господнего пришествия, и Страшного Суда, заменены во внешних формах, которые они унесли с собою в вечность, на побуждения подлинного благолюбия от Господа, или же нет.

И это именно и даёт разницу в священных обрядах всех древних, или же представительных Церквей, и Церкви Христианской, как примитивной, так и Новой Господней Церкви. Ибо обряды древних церквей отображали, и засевали в сознании исполняющих их соответствия Божественного Человеческого, которые могли бы в будущем стать сосудами того, чего ещё не было, но непременно должно было прийти. Обряды же богослужения церкви христианской отображают актуальное Божественное Человеческое Господа, которое их и немедленно исполняет, если они верующим совершаемы в духе внутренней святости. И именно по этой причине, как говорит нам Слово, хотя:

"Внутренние свойства Христианской Церкви совершенно подобны внутренним свойствам Древней Церкви, но изменились внешние начала, а именно, вместо жертвоприношений, и прочего в том же роде были установлены таинства, которые подобным же образом соотносились с Господом, откуда, опять же, внешнее и внутреннее образует единство."

АМИНЬ

6 декабря 2009 года


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"