|
|
||
Проповедь посвящена раскрытию внутреннего, духовного смысла евангельских описаний Страстей Господних |
5
Пасхальная проповедь 2010
Услышьте Слово Господне, как проречено было Господом в книге пророка Исайи:
Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем. (Исайа 53)
Здесь завершается наше первое чтение из Слова
Слушайте, из святого Слова Господнего, как проречено было в книге евангелия от Иоанна:
Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам. Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек! Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. ... Пилат .. вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. ... Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, -да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины. ... После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух. (Иоан. 19, 1-30)
Здесь завершается наше второе чтение из Слова
Разумеется о Господе (у Исайи) там, где говорится: " Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни, Иегова возложил на Него грехи всех нас, чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет". (Ис. Гл. 33) Во всей этой главе говорится о Страдании Господа. Он, как Величайший Пророк, прообразовывал состояние Церкви относительно Слова, это видно из малейших Его Страданий, как например: Он был предан Иудой, был взят и осужден Архиреями и старцами. Ему наносили заушения. Главу поразили тростью. Наложили на Него терновый венец. Одежды Его разделили, а об облачении Его бросили жребий. Распяли. Дали Ему пить уксус. Пронзили бок. Он был погребен, и в третий день воскрес. Он был предан Иудой, это означало предание Иудейским племенем, имевшим тогда Слово; ибо Иуда это прообразовывал. Он был взят и осужден Архиреями и старцами, означало осуждение Его всей Церковью. Его били, плевали в лицо, давали заушения и поражали главу тростью, означало, что они тоже совершили со Словом в отношении его Божественных Истин, кои единственно говорят о Господе, возложили на Него терновый венец, означало олжетворение и опрелюбодействование этих истин; разделили одежды, а об облачении Его бросили жребий, означало, что они рассеяли все истины Слова, кроме его духовного смысла, облачение Господа означало этот смысл в Слове; Его распяли, означало, что они разрушили и осквернили все Слово; заставляли Его пить уксус, означало, совершенное олжетворение и ложь, посему Он не пил и тогда же сказал: Совершилось. Пронзили Его бок, означало совершенное истребление всякой истины в Слове и всякого его блага. Он был погребен, означало совлечение Человеческого остатка от матери; в третий день воскрес, означало Прославление. Тоже означается у Пророков и у Давида в тех местах, где есть об этом предсказание. Поэтому по избиении и по выведении Его в терновом венце и по возложении на Него воинами Багрянной одежды, Он сказал: "Се Человек". (Иоан. Гл. 19: 15). Это для того было сказано, что Человек означает Церковь. Сын же Человека - Истину в Церкви, поэтому Слово. Из этого же следует, что, под несением беззаконий, разумеется, в себе прообразовывать и изображать грехи, противные Божественным Истинам Слова. (DL 16)
АМИНЬ
Здесь завершается наше чтение из Слова
Его били, плевали в лицо, давали заушения и поражали главу тростью, означало, что они тоже совершили со Словом в отношении его Божественных Истин, кои единственно говорят о Господе, возложили на Него терновый венец, означало олжетворение и опрелюбодействование этих истин; разделили одежды, а об облачении Его бросили жребий, означало, что они рассеяли все истины Слова, кроме его духовного смысла... Его распяли, означало, что они разрушили и осквернили всё Слово. (AC 10047)
Страсти Господни, Господни страдания, искушения Господни, распятие Господне, и Его последующие Воскресение и Прославление - всё это, с одной стороны, сугубо исторические события, страшные и великие даже по своему сугубо земному, человеческому, и телесному смыслу. Именно на этом их смысле, на этом их значении, на этих их сугубо земных, сугубо телесных подробностях и сосредотачивалась веками Христианская Церковь.
И совершенно нельзя сказать, что подобный подход был бы хоть сколь-нибуть ошибочным, или незначащим. Ибо, как нам известно из Божественного Писания:
Слово находится в святости своей и в полноте своей, в смысле природном, который есть смысл буквальный. ... Слово, в этом же смысле, находится также в Могуществе своем. (SS 49)
Всё могущество Божественного истинного заключено в смысле буквальном Слова. В смысле духовном без смысла буквального нет никакого могущества, но лишь в смысле буквальном, в котором пребывает смысл духовный. (De Werbo 20)
По этой причине сосредоточение ума человеческого даже на плотских и телесных деталях величайшего таинства Боговоплощения и Прославления несёт в себе великое могущество сочетания засеянного Господом в жизнь человеческую доброго природного с Божественным духовным благом, от чего происходит соединение в человеке жизни природной с жизнью небесной, дарующее ему возрождение и вводящее его в духовноме спасение, или же в Царствие Небесное.
Но уже из этих цитат также видно и то, что могущество это пребывает не просто в смысле буквальном всех детальностей описания Страстей Господних, и Его прославления, но "лишь в смысле буквальном, в котором пребывает смысл духовный".
Ибо: Слово в букве своей состоит из представительностей принадлежностей небесных и духовных, относящихся до неба и церкви, и поэтому в смысле внутреннем говорится лишь о них. По этой причине Слово Господне может быть названо небом в последних своих, ибо в последних неба всё видимое и слышимое есть представительностями всего того, что ангелы высших небес обсуждают и помышляют, и что относится исключительно к истинностям веры, и благам любви. (AC 10126)
Откуда следует, что высшей ценностью для человека Господней Церкви в описательносях таинства Страстей Господних и Господнего Прославления и Воскресения являются, всё же, отнюдь не собственно их телесные и исторические подробности, служащие там смыслу буквальному, но то наставление Гласа Господнего с Его высших Небес, в котором заключены таинства, относящиеся к истинностям жизни и благам любви. Ибо именно эти наставления, извлекаемые из смысла буквального просветлением Господнего Святого Духа и есть тем живым Гласом Господним, который учит, и который наставляет нас всему, относящемуся в таинстве Страстей Господних, и Господнего Воскресения и Прославления непосредственно именно к нашей сегодняшней жизни.
Первый слой этого наставления духовного, который был снят Господом в Откровении Его Второго Пришествия, совешонного им из Своего Слова посредством Небесного Учения, дарованного нам через служителя Его Эммануила Сведенборга, говорит нам, в определённой степени, также лишь об определённых историчностях. А именно о тех прообразованиях извращения истинного и доброго, которое совершилось в Церкви иудейской, и которые были представительствуемы и прообразовываемы всеми телесными ужасами Страстей Господних. А также о возобновлении всего этого истинного и доброго через Завет Нового Господнего Слова в первоапостольской Христианской Церкви.
Но при всей значимости этого наставления в духовном внутреннем Слова Господнего, при всей тоё определённой духовной пользе, которую мы можем извлечь из историчностей этого небесного наставления, при всей полноте соединения благ и истинностей природных сознания нашего с духовностями Господних небес через смысл буквы этого наставления, всё же его непосредственная, злободневная польза для нашего духовного развития остаётся весьма относительной до тех пор, пока мы не в состоянии будем услышать там живого, непосредственного Гласа Небесного, наставляющего нас об относящемся к нашей именно сегодняшней, духовной жизни, и к тем процессам духовным, которые происходят в духовных глубинах нашего сознания именно теперь и сегодня, в общем - ко всему тому, что "относится исключительно" именно к нашим личным, сегодняшним "истинностям веры, и благам любви."
Здесь я хочу процитировать следующее место из сказанного в 1930 году членом Голландской Общины Новой Церкви Грюневельдом:
"В предисловии к книге "Каноны Новой Церкви" нам было открыто, что Новая Церковь есть Церковью к которой все существующие Церкви, с самой первой, стремились. Нам также известно из Третьего Завета, что в последних все предшествующие частности сосредотачиваемы бывают. Поэтому в Новой Церкви присутствуют абсолютно все предшествовавшие ей Церкви."
Присутствие предшествующих Церквей в Новой Господней Церкви, о котором здесь говорится, это присутствие, разумеется, совершенно духовное, или же присутствие в определённого вида духовных состояниях, которые, в определённом порядке, насаждаемы свыше Господом через небеса в сознании каждого, принадлежащего к Новой Церкви.
Всякий, входящий в Новую Церковь, проходит последовательно, в духе своём, состояния, относящиеся к Церкви Древнейшей, к воспоследовавшей ей Церкви Древней, затем, нисходит до Церкви Израильской, и проходит также через состояние и Церкви Иудейской, в которой он переживает внутреннее Господне Воплощение, восприятие в этих Его Состояниях Человеческого Божественного в его душе, а также, затем, и Его в нём прославления, через внутренние состояния Страстей Господних, Господнего Распятия, и Господнего Воскресения в нём.
И если Господь не пройдёт всех страстей Своих в душе у человека Новой Церкви, не потерпит там, не будет распят, и не воскреснет в нём, и в нём не прославится, и не воскреснет, то исторические страсти, историческое Прославление, и историческое Воскресение Господни тогда будут для человека Церкви совершенно бессмысленны и бесполезны. Ибо духовную пользу человеку дарует лишь внутренняя духовная сопричастность всему этому, происходящая от внутреннего духовного взятия своего креста, внутреннего духовного следования за Господом и внутреннего Ему духовного сораспятия. И лишь тогда для человека и возможны внутреннее возрождение, которое соответствует Господнему Прославлению и внутреннее воскресение в новую жизнь духовную, которое соответствует Светлому Господнему воскресению во плоти.
И в этом внутреннем действе Господнего воплощения и Прославления человек Новой Церкви пребывающий во внутренних состояниях духовного Иудейства принимает на себя какую-либо внутреннюю духовную роль, обозначенную через представительности и соответствия в природном действе исторического Господнего пришествия и Прославления.
Он может восприять на себя внутреннюю духовную роль ученика и Апостола Господня, стоящего рядом и следующего с ним до конца, как Иоанн, просто молча остающегося верным и послушным в вере, как Андрей, или же временно отступающим, но раскаивающимся, возвращающимся, и впоследствии с Ним и за Него сораспинающимся, как Пётр.
Но он может и присоединиться внутри себя к противникам и распинателям Господним. Он может внутренне предать духовную истинность Его, как Иуда, он может духовно осудить Его внутренние истинности, как Иудейский Первосвященник. Он может внутренне бить, плевать Ему в лицо, давать заушения и поражать главу Его тростью и возлагать на Него в себе терновый венец, совершая олжетворение духовных истинностей Его Слова, и опрелюбодействование духовного доброго Блага Его новой воли, насаждаемого Им внутренне в человека Церкви посредством истинностей этих. Он может внутренне учувствовать в дележе одежд Его, рассеивая в себе духовные истинности смысла природного Его Нового Латинского Слова. Он, в конечном итоге, может, вместо того, чтобы сораспяться Ему в Себе, наоборот - сам распять Его в себе, окончательно разрушив и осквернив в себе всё духовно истинное и доброе. И тогда такому человеку останется лишь испить духовного уксуса совершенного олжетворения и лжи всего в себе, относящегося до Неба и Церкви.
По этой причине таинство Господнего Пасхального Священнодействия имеет для человека Новой Церкви отнюдь не историческое, и сугубо ритуальное значение, каким оно стало для большинства христиан, принадлежащих к старохристианской церкви, но оно имеет для него значение живого, внутреннего духовного действа, которое происходит во внутреннем духа его здесь и сейчас. Которое не ограничено для него единственным днём в году, единственным ритуальным богослужением, и сугубо внешними действиями его природного тела.
Но для него таинство Господнего Пасхального Действа становится реальной духовной дорогой на внутреннюю, духовную Голгофу, построенную из внутренних духовных соответствий и представительностей, во внутреннюю, живую, реальную духовную процессию, которой он с неизбежностью должен отыскать и занять своё сугубо реальное, однозначное место.
И из которой он должен выйти затем внутренне или духовно обновлённым, возрождённым, прошедшим сопричастность внутреннего сораспятия, сопрославления и совоскресения Господу, разумеется в пределах возможного для него, или же преобразоваться, очиститься и возродиться, или же совершенно наоборот, сознательно выбрать и занять место отступника и внутреннего преследователя и распинателя Господня, со всем, оттуда вытекающим и воспоследующим.
И именно по этой причине нам необходимо внимать со всем прилежаниям тем наставлениям, и тем поучениям, которые ниспосылаемы нам Господом с Его Небес в букве Его Нового Божественного Слова, или же Господнего Третьего Завета. Памятуя постоянно, что вся сила там принадлежит заповедям смысла Его Буквального, но что подлинная, просветляющая святость заключена там во внутренних наставлениях, получаемых из смысла внутреннего Небес Господних, без какового наставления все наши усилия, и все наши старания во внешнем исполнении и следовании могут часто обратить нас не в Учеников господних, сопричастных Его Прославлению и Воскресению, но в нечто им совершенно противоположное. А именно - в иудействующих фарисеев, распинателей Господних, совершающих отвержение всего внутреннего Божественного и святого ради показной приверженности внешней святости Писания, отделённой от его внутренней духовной святости.
Ибо не зря предостерегает нас Господь в Своём Слове:
Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. (Матфей 23:26-32)
АМИНЬ
Текст проповеди, прочитанной в Общине Господней Новой Церкви, или же в Новом Иерусалиме,
г. Львова, Украина
Пастором общины Васильевым А.В.
4 апреля 2010 года
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"