Васильев Александр Валентинович : другие произведения.

О Святом Духе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья посвящена раскрытию понятия "Дух Святой" в божественном Господнем Слове. В ней также раскрываемы механизмы действия Святого Духа в сознании человеческом.

О Святом Духе

I

Последователи современной ортодоксии полагают, что вера, благолюбие, добрые дела, покаяние, отпущение грехов и всё остальное не может быть даровано человеку, прежде нисшествия на него Святого Духа. Но, как было прежде показано, Святой Дух есть Божественное исходящее Господа, и Господь непрестанно присущ у всякого человека, у злого равно с добрым. Ибо без Его присутствия никто не смог бы жить; и Господь постоянно действует, побуждает и борется, дабы быть воспринятым; откуда следует что присутствие Святого Духа непрестанно. Для подтверждения, это было доказано в мире духовном, в отношении некоего дьявола, посредством отъятия у него господнего присутствия. И дьявол лежал мёртвым, совершенно как труп. Тысячи духов, в том числе и духовенство видели это, и были этим буквально ошеломлены. Ибо от непрестанного Господнего присутствия человек обладает способностью мышления,, разумения, и хотения. Эти способности у него исключительно от наития жизни из Господа. (INV 23)

Святой Дух есть Божественное исходящее Господа, и Господь непрестанно присущ у всякого человека, у злого равно с добрым (INV 23)

1. Как нам известно из исторических материалов, последняя, опубликованная Сведенборгом книга Латинского Слова - "Истинная Христианская Религия", в рукописи содержала не 68 тетрадей, которые и были затем опубликованы, а 80. Оставшуюся часть Сведенборг видимо собирался опубликовать в Лондоне, отдельной книгой. Но в Лондоне Сведенборг то ли не успел, то ли не сумел отдать рукопись в типографию до того, как был сражён тяжким ударом. Дальнейшее развитие событий было изложено в популярной биографии Сведенборга следующим образом. "Во время болезни Сведенборга за ним ухаживали доктора Месситер и Гампе ... В своё последний визит Месситер взял с собой его рукопись из 72-х страниц. Сведенборг позднее вспомнил о рукописи, и спросил о ней, и был совершенно поражён известием о её отсутствии. Это была его последняя работа - "Венец, или Дополнение к Истинной Христианской религии". По странному стечению обстоятельств, которое доктор позднее никогда не мог вразумительно объяснить, практически половина листов бесценной рукописи затерялась, и пропала! То, что осталось, было позднее издано. .. Некоторая часть потерянного была позднее частично восстановлена по черновым запискам и также опубликована."

2. В этих черновых записках была обнаружена также фрагментарная рукопись, впоследствии изданная под заглавием "Приглашение в Новую Церковь". О важности предметов, содержащихся в этой небольшой рукописи говорит следующее место, извлечённое оттуда: "Если эта небольшая работа не будет добавлена к прежде опубликованному, церковь не в состоянии будет исцелиться. Ибо иначе это будет лишь успокоительное псевдоисцеление; после которого останется рана, в которой затаятся в все прежние яды, из которой они будут заражать всё, с нею соседствующее. Ортодоксальность есть этим ядом, и хотя Учение Новой Церкви и приносит здесь исцеление, но это - лишь исцеление совершенно внешнее". (INV 23)

3. Мы знаем, что в мире ничего не происходит случайно, и что даже самое малейшее здесь происходит по Божественному Провидению Господню. Соответственно, и в произошедшем с этой книгой, точно также, как и с книгой "Апокалипсис Истолкованный", которое дважды едва не погибло в пожарах (первый раз - в знаменитом, упоминаемом в каждой биографии Сведенборга стокгольмском, и второй раз - в лондонском, в доме у человека, готовившего её к изданию) также проявилось нечто, предначертанное Божественным Провидением. И если в случае с книгой "Апокалипсис Истолкованный" дважды произошло чудесное спасение её рукописи, то вот важнейшая часть рукописи этой книги была практически утрачена, и лишь частично восстановлена впоследствии по записям. А насколько важна была эта утраченная часть мы видим совершенно ясно из вышепроцитированного сохранившегося отрывка. Так сказано, что если эта работа не будет добавлена к уже опубликованным, то Церковь не сможет быть спасена. Но, видимо, Господь посчитал тогда, что написанного, по каким-то причинам, всё же недостаточно для исцеления и спасения Церкви в её тогдашних состояниях, и поэтому попустил написанному тогда исчезнуть. Но по всему сказанному мы также можем заключить, что даже уцелевшие фрагменты представляют, на самом деле, совершенно исключительную ценность для правильного разумения всего остального наследия Латинского Слова.

4. Книга "Приглашение в Новую Церковь", невзирая на свои небольшие размеры, содержит материалы исключительной важности и значения, которые позволяют совершенно по новому взглянуть на многое, содержащееся в предыдущих книгах Латинского Слова. Я собираюсь в будущем, насколько Господь попустит, понемногу извлекать эти темы оттуда и рассматривать их в последующих проповедях.

5. Начать же я хотел бы с темы о Святом Господнем Духе. Эта тема не на одну, и даже не на две проповеди, так что сегодня я лишь начну её рассматривать.

6. Тема Святого Духа всегда являлась одной из ведущих тем ортодоксии Старой Церкви. Как её господствующих линий, так и всевозможных ересей, часто строящих на своём понимании этого предмета всю свою догматику.

7. В это догматике были два основополагающих принципа: Первый - это определение Святого Духа как третьей личности некоей "божественной троицы". Некоего оного из "богов от вечности", который, в отличие от остальных двух членов триумвирата, может входит в человека и обитать в нём. Как личность в личности. Откуда следует второй принцип - принцип необходимости "стяжания святого духа". Ради чего? - Ради "его даров". Под дарами же в основном понимаются экстраординарные свойства - от дара пророчествования и способности к исцелениям, до дара красноречия на духовные темы и способности получать некие "тайные откровения свыше".

8. Основой этих ортодоксальных принципов служит, прежде всего, представление о том, что духовная вселенная есть некая "совокупность духов". Где наличествует некая "иерархия духов". В эту систему вполне прекрасно вписывается и триумвират равноправных "богов от вечности", и подчинённая им иерархия "малых богов" - архангелов, святых, ангелов-хранителей и прочая, и прочая. А также - существование у человека, фактически "от вечности" его собственного, личного, отдельного духа, который существует и живёт совершенно автономно - практически сам по себе. ОН, конечно, в этой системе представлений, зависит от "больших и малых духов" - как небесных, так и адских. Он должен совершенствоваться, он подвержен возможным спасению и проклятию, но, теоретически, он мог бы существовать во вселенной и без всех этих хлопот, в том числе и без непрерывной связи с Творцом, поелику Тот его уже и так создал. И поэтому в этой концепции скрыто присутствует убеждение в том, что он, этот самый автономный дух, сам себе хозяин, и его взаимоотношения с Богом - это взаимоотношения двух равноправных сущностей, пусть одна из них и неизмеримо могущественнее. Это отношения хозяина со слугой, отца с сыном, в лучшем случае - старшего и младшего партнёров. Но это именно - взаимоотношения. Где одна личность хоть и зависит от другой личности, скажем - нуждается в ней для защиты, и для обретения "даров", но теоретически может и сама прекрасно прожить как-то, если б не внешние принуждающие обстоятельства.

9. И вот именно по этой-то причине Латинское Слово и говорит, что без концепций, заключённых в "Приглашении..." "церковь не в состоянии будет исцелиться". Ибо если рассматривать всё, сказанное в книгах этого Слова под углом вышеприведенной концепции, то хотя отдельные извращения и будут приведены в некоторое структурное исцеление, самый главный корень извращения будет влиять изнутри, и обращать эти исцеления лишь в маскирующие притирки, под которыми продолжает разлагаться гниющее тело. Вроде евангельских "гробов повапленных", которые сверху блестят концепциями нового Откровения, но изнутри выгнивают от совершенно ложного разумения этих концепций. А в любой концепции, тем более, в концепции, извлечённой из буквального смысла Слова, как мы об этом с вами недавно говорили, важна не столько сама внешняя словесная форма, сколько её внутреннее разумение.

10. Даже развеивание представления о Святом Духе, как об одном из трёх "богов от вечности" всё равно не уничтожает главного, базового заблуждения прежнего восприятия, а именно восприятия автономного существования у человека некоего его личного, собственного духа. Пусть не от вечности, пусть лишь в творении. Но - тем не менее, имеющего в этом творении способность к существованию от самого себя, то бишь - по сути несущего в себе зародыш своей собственной абсолютности, путь и абсолютности несколько ограниченной.

11. И именно развенчивание такого вот представления о наличии пусть ограниченно, но, тем не менее, всё же автономной абсолютности человеческого духа и есть одним из тех основных пунктов, на которых основано изложение в этой последней книге Латинского Слова.

10. Итак, в книге "Приглашения в Новую Церковь" относительно Святого Духа сказано было, что: "Святой Дух есть Божественное исходящее Господа, и Господь непрестанно присущ у всякого человека, у злого равно с добрым. Ибо без Его присутствия никто не смог бы жить; и Господь постоянно действует, побуждает и борется, дабы быть воспринятым; откуда следует что присутствие Святого Духа непрестанно."

12. Здесь, по сути, поставлено равенство между понятием Святого Духа и понятием Господа, как единого источника жизни, которого всякий человек, ангел или демон есть лишь восприемником, или же лишь органом этой жизни. Откуда, между прочим, совершенно очевидно следует тот вывод, что во вселенной вообще нет никакого иного духа, кроме Духа Святого, или же Божественного исходящего от Господа. И что и все обитатели мира духовного - равно ангелы, просто духи, или же демоны, являются духами лишь постольку, поскольку исполняемы Духом Господним, или же Его жизнью. И что в каждом из нас живёт лишь один-единственный дух - Святой Дух Господень. Один, между прочим, на всех на нас. Ибо, согласно Латинскому Слову: "Божественное, находясь Само вне пространства, присуще во всяком пространстве, так точно, находясь Само вне времени, присуще Оно во всяком времени; ибо никакой собственности Природного к Божественному отнести нельзя; пространство же и время составляют собственность Природного" (DLW 73)

13. По этой причине Единый Дух Господень может быть и присущ во всяком пространственном и всяком временном каждого отдельного человека. Ибо хотя временности и пространственности, во внешних своих формах, представляются чем-то раздельным и множественным, но поскольку Господь пребывает вне пространственного и временного, то он может обретаться во всём этом как бы одновременно и многообразно - с точки зрения пространственного и временного, которая, поэтому, есть лишь иллюзией восприятия относительно этого Господнего.

14. И без такового присутствия всякий человек, всякий ангел и даже всякий демон не в состоянии обладать не только хоть какой-либо личностностью, или же жизнью внутренней, но даже и никакой жизнью внешней, представляя без такового присутствия Духа Господнего лишь совокупность безжизненных органических форм. Как форм природных, так и форм субстанциональных. И хотя принято, в том числе и в Писании, часто называть формы органические субстанциональные, относительно форм природных, формами духовными, а мир этих форм, находящихся по отношению к миру природному в раздельной степени - миром духовным, тем не менее отсюда видно, что духовным этого мира есть лишь Господне исходящее или же Сам Господь в Творении, который Единый есть во всём этом "дух и жизнь" (Иоан. 6:63). А всё остальное - и мир форм композитных, и мир форм субстанциональных, есть лишь плотью для этого духа. Плотью композитной, и плотью субстанциональной. О которой в Слове было сказано, что "Дух животворит; плоть не пользует нимало" (Иоан. 6: 63)

15. И более того - согласно Латинскому Слову: "Дух Святой, или же Божественное исходящее, никогда не присвояется человеку, но есть всегда принадлежностью Господней в нём". (Canons 36)

16. Откуда между прочим следует, что это именно Сам Господь, кто в нас живёт, чувствует и существует, и от которого происходит и проистекает всё наше личностное, духовное, внутреннее, и даже вплоть до чувственного. Ибо мёртвые формы и своей собственной чувственности, даже самой внешней, иметь не в состоянии. Откуда следует, что это именно Сам Господь живёт всеми кошмарами, ужасами и мерзостями личностного качества бытия даже самого последнего демона, но - отдельно от них. Присваивая проявления своей жизни по качеству этого существования, как личностную жизненность, но - никогда не присваивая человеку собственно той Своей Жизни, от которой эта жизненность в нём проистекает, и посредством которой она в нём образуема.

17. Как это всё происходит в деталях, мы с вами рассмотрим уже в следующей проповеди.

18. Пока же, как заключение, приведём здесь тот однозначный вывод, что так называемое "стяжание духа святого" есть действием совершенно бессмысленным. Ибо господь и так даёт нам Своего Святого духа в полнейшем и совершеннейшем изобилии. Сдерживая напор этого своего излияния лишь настолько, насколько это спасает человека от опасности взорваться от напора такого, как воздушному шарику, в который перекачали воздуха компрессором. Ибо Господь, по Своему Милосердию, никого и никогда ничем не обделяет, если только это не идёт во вред принимающему, и поэтому сказано было в Писании, что "не мерою дает Бог Духа" (Иоан. 3-34)

19. "Ибо, согласно Латинскому Слову -"Всё в мире наполнено Богом, и каждый человек берёт свою долю из этого изобилия" (TCR 364)

II

Божественные сила и действие, которые понимаются под Святым Духом - это, вообще говоря, преобразование и возрождение, а затем - обновление, оживление, освящение и оправдание, далее - очищение от зла и отпущение грехов, и наконец - спасение.

Таковы в своём порядке возможности, которые Господь реализует в тех, кто верит в Него, приспосабливает и располагает себя к принятию Его, как в жилище. Совершается это посредством Божественной истины, а у христиан - посредством Слова, ибо это единственное средство, позволяющее человеку обращаться к Господу, и Господу - входить в него. Ведь, как сказано выше, Господь и всё, что исходит от Него, есть сама Божественная истина. Но следует понимать, что Божественная истина происходит от блага, как вера - от благолюбия, поскольку вера есть не что иное как истина, а благолюбие - не что иное как добро. Посредством Божественной истины от блага, то есть посредством веры от благолюбия, человек преобразуется и возрождается, затем обновляется, оживляется, освящается и оправдывается. А по мере продвижения и развития этих процессов он очищается от зла, и это очищение есть отпущение грехов.

...Следует знать, что Господь постоянно приводит в действие эти средства спасения у каждого человека, ибо это ступени в небеса, а Господь желает спасения всех. Поэтому спасение всех - это цель, а кто хочет цели, тот хочет и средств. Ради спасения людей были Его пришествие, искупление и страдание на кресте ... Итак, поскольку спасение людей было и будет вечно Его целью, следовательно, вышеупомянутые действия - это промежуточные цели, а спасение - цель конечная. (TCR 142)

Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (INV 23)

1. Латинское Слово рассказывает нам о том, что:

Всякий из сословия священников, как только входит в духовный мир ..., если у него есть сколько-либо правильное понятие о Господе нашем Спасителе, прежде всего получает наставление о Божественной Троице, и в особенности о Святом Духе, что Он не является Богом сам по себе, но под ним в Слове понимается Божественное действие, исходящее от одного вездесущего Бога. Причина того, что их в особенности наставляют о Святом Духе, состоит в том, что большинство вдохновенных проповедников после смерти впадают в безумные иллюзии, что они сами и есть Святой Дух. Другая причина в том, что многие из церкви, в мире верившие, что через них говорит Святой Дух, пугают других словами Господа у Матфея, что говорить против того, чем вдохновил их Святой Дух, есть непростительный грех (Матф. 12:31,32). (TCR 138)

2. Из этого наставления очень хорошо видно, насколько важной является тема правильного разумения, понятия и сущности Святого Духа в Священном Писании. Ибо заблуждения в этом вопросе составляют одну из самых существенных духовных опасностей. Благодаря заблуждениям в этом предмете очень многие в мире впадают в различного рода духовные безумия, и подвергают огромной опасности как своё личное духовное благополучие, так и духовное благополучие многих вокруг себя самих.

3. Ибо люди, подпадающие под ложности подобных представлений становятся попросту одержимыми в навязывании своего собственного всем остальным. Да ещё они это и творят часто с очень жёстким запугиванием, ссылаясь на приведенные здесь выше слова Господа о том, что кто, дескать, не внимает им как "богу", тот обречён на вечное проклятие. Ибо в таком своём состоянии они начинают искренне верить в то, что раз Бог говорит через них, то всё их собственное есть в себе божественным. То есть, они воспаляют в себе свою собь безумными представлениями о её божественности, и ведут себя соответствующе.

4. И, к сожалению, подобного рода одержимость не так уж и редка и среди тех, кто причисляют себя также и к Новой Церкви. Тут она принимает формы от желания стать единственным полномочным пророком этого Откровения, который единственный знает его истинную сущность, и до стремления получить непосредственное Откровение от Господа, как минимум равнозначное, так сказать - "развивающее", данному Господом через Сведенборга. А ещё лучше - получить, как говориться, "следующий том", чтобы стать пророком "последней фирмЫ", затмевающим собою и самого Сведенборга.

5. Если говорить более конкретно, то заблуждения о присутствии святого духа в человеке делятся на два основных типа.

6. Первый тип я бы условно определил как "стяжание святости". Подобного рода заблуждения мы уже рассматривали с вами с месяц где-то тому назад в цикле проповедей о Римо-Католической религиозной убеждённости. Люди, пребывающие в подобного рода заблуждениях стремятся стать равными Богу. И поскольку любой более-менее разумный человек всё же понимает, что он по рождению своему несколько не дотягивает до Творца Вселенной, то для них как раз и оказывается очень кстати теория о некоем "третьем боге", который может вселяться в людей. Им остаётся лишь доказать себе самим, что их личность - это воплотившийся в тело член "святой троицы", и поэтому всё, что они ни делают, ни говорят, ни творят - всё это божественное действие осуществляемое в них Духом Святым.

7. Большинство просто скромно называет себя при этом "святыми во плоти", но кое-кто доходит и до утверждения, что он есть "сам воплощённый бог" на нашей грешной земле. И что все его действия в нашем мире божественны, а в мире ином именно он будет соизволять, кого пустить в рай, а кого низвергнуть в преисподнюю.

8. В рамках Новой Церкви такого рода одержимость принимает более тонкие формы. Обычно одержимый такого рода заблуждением считает себя просветлённым от Святого Духа, а своё понимание Писания выдаёт за божественное понимание. И обрушивается на всякого, не принимающего его мнения как божественного.

9. Разницу с действительно просветлённым человеком можно определить по тому, что действительно просветлённый человек напирает на своё собственное разумение, и не полагается на него в себе самом, но целиком и полностью смиряется перед Словом Божьим. Он никогда не считает, что именно его понимание есть абсолютной истиной, но лишь указует на то, что согласно его пониманию видимое им извлечено было из таких-то и таких-то мест смысла Буквы Священного Писания, и подтверждено такими-то и такими-то местами оттуда. И, что самое главное, он не выдаёт своего понимания за абсолютно божественное, не навязывает его, а лишь предлагает рассмотреть его в подтверждающих аргументах Писания.

10. Тут важно понимать, что всякий раз, когда в нас действует желание навязывать своё разумение Писания окружающим от самих себя, то даже если положения этого разумения есть истинностями, самими в себе, и даже если они действительно были нам открыты, в соответствующих состояниях жизни нашей, просветлением Господним, то в тот момент, когда мы начинаем навязывать их окружающим по нашей соби, они тут же обращаются в нас самих в ложности нашего сознания, пусть и обличённые во внешние вербальные формы истинностей. Ибо как только мы начинаем приписывать заслугу святости не Писанию, в его силе, то есть силе его последних начал, а нашему собственному, личному разумению, мы сразу же впадаем в ересь внутреннего представления о том, что мы, наше разумение, есть тогда как бы обожествлённым в себе. То есть, мы внутренне входим в те состояния сознания, которые во внешних формах были описвыаемы в Латинском Слове как самые худшие поползновения Римо-Католической религиозной убеждённости. А именно - поползновения на персональную святость и обожествлённость.

11. Кстати, очень способствует такого рода безумию сознания представление о своей собственной безгреховности и освящённости. Которое, как это ни странно продолжает и посегодня встречаться даже среди людей, причисляющих себя к Новой Церкви. Ибо как только человек начинает считать себя избавленным от греховной натуры, как только он начинает думать о своём собственном, о своём личном, как о проявлении некой святости господней в образе личностных форм его сознания и жизни, то в нём немедленно начинается опрелюбодействование и олжетворение всего того святого и чистого, которым Господь в нём до этого момента, возможно, присутствовал. Именно по этой причине Господь никогда не спешит одухотворять внутренне действия человека по отрешению от внешних зол жизни, совершаемых им по буквальному смыслу Священного Писания. Именно по этой причине, то есть по причине ограждения человека от опасности опрелюбодействования Святого Господнего в нём, каковое опрелюбодействование приводит человека к самой страшной духовной погибели, и к самому ужаснейшему духовному неблагополучию в вечности, Господь и производит практически всегда введение человека в духовную святость присвоенных ему состояний борьбы со злами на уровне природном лишь после завершения его земного пути, и - практически никогда до перехода в вечность. Именно потому и говорит Господне Слово, что лишь "претерпевший же до конца спасется". (Матф. 24:13)

12. Примыкает к этому и приписывание себе заслуги в преодолении искушений. Но поскольку об этом мы много говорили в предыдущих проповедях, то я сейчас на этом особо останавливаться не буду.

13. Второй тип - это так сказать тип "медиума", или же "рупора святого духа".

Об этом типе заблуждения Латинское Слово говорит следующее:

Люди, которые много думают о предметах веры и до того ими постоянно заняты, что как будто видят их внутри самих себя, также начинают слышать духов, разговаривающих с ними; ибо мысли о вере таковы, что когда человек постоянно предается им, не разнообразя их другими земными занятиями, то мысли эти проникают в его внутренность, поселяются там и овладевают всем духом человека; затем проникают в духовный мир и действуют на духов. Такие люди - духовидцы и исступленники , принимающие всякого духа, который говорит с ними, за Святого Духа, меж тем как это только какой-нибудь восторженный дух. Такого рода духи, принимая ложь вместо истины, убеждают себя в том, что эта ложь есть истина, и такое убеждение передают тем, которые, сообщаясь с ними, подпадают под их влияние; а как эти духи стали тем же путем внушать зло и люди стали их слушаться, то они были постепенно удалены. Восторженные духи отличаются от других тем убеждением, что они сами Святой Дух и что все их изречения Божественны; эти духи не вредят человеку, потому что он оказывает им Божественное почитание. (HH 249)

14. Из этого, и из некоторых иных мест Латинского Слова видно, почему для современного человека было господом запрещено непосредственное общение с духами. Дело в том, что современный человек, воля которого извращена с самого рождения, лишён чистой перцепции, ибо чистая перцепция в сознательную часть возможна лишь из чистой волительной составляющей сознания. Но поскольку волительная часть у человека была извращена падением, то ему и было дано писанное Слово, из которого его рассудочное могло бы быть наставляемо внешними путями, минуя влияние его волительной части.

15. Поэтому же человеку запрещено наставляться и непосредственно поучаться не только духами, но даже и ангелами. Ибо даже если ангел будет говорить ему чистейшую духовную истину, то его невозрожденное сознание будет обращать её автоматически в ложное и злое.

16. Именно поэтому человек должен быть наставляем из Слова посредством формирования в нём духовного рационального из рационального природного. Каковое формирование возможно лишь Господу из Его Благолюбия. А благолюбие прививается лишь служениями добра, по мере жизни в заповедях. И никаким иным образом.

17. Именно поэтому Латинское Слово и говорит, что:

Божественные сила и действие, которые понимаются под Святым Духом - это, вообще говоря, преобразование и возрождение, а затем - обновление, оживление, освящение и оправдание, далее - очищение от зла и отпущение грехов, и наконец - спасение. (TCR 142)

18. И что:

Совершается это посредством Божественной истины, а у христиан - посредством Слова, ибо это единственное средство, позволяющее человеку обращаться к Господу, и Господу - входить в него. Ведь, как сказано выше, Господь и всё, что исходит от Него, есть сама Божественная истина. (TCR 142)

19. Это очень важно чётко понять и запомнить.

20. О том, что Святой Дух присутствует в КАЖДОМ, будь то ангел, человек или даже демон - мы уже говорил в прошлый раз. Напомню соответствующее место из Латинского Слова, где было сказано, что - "Святой Дух есть Божественное исходящее Господа, и Господь непрестанно присущ у всякого человека, у злого равно с добрым. Ибо без Его присутствия никто не смог бы жить; и Господь постоянно действует, побуждает и борется, дабы быть воспринятым; откуда следует что присутствие Святого Духа непрестанно" (INV 23)

21. Откуда следует, что нет никакой такой особой необходимости в "стяжании" Святого Духа, ибо если б его не было бы в нас, то мы были бы просто мёртвой материей, и ничем более. В нас не было бы не только личной жизни, но и никакой жизни в принципе. Но, также, и то, что само по себе присутствие Святого Духа никакой такой святости человеку не гарантирует. А гарантирует её СВЯТОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ этого духа. То есть - в святость этого присутствия Святой Дух может быть воспринимаем лишь человеком полностью преобразованным и возрожденным. А поскольку современный человек, или же человек гения духовного, по причине наличия в нём составляющей падшей воли, может быть возрожден и преобразован лишь до определённой степени, то нам на тему святости восприятия Святого Духа лучше забыть сразу же и навсегда. Так будет гораздо лучше для нашего вечного благополучия.

22. Ибо восприемником Святого Духа в нас, сегодняшних, может быть лишь та новая воля, которая образуется в нашей рассудочной части посредством, и из Господнего Благолюбия. По мере привития его в этой нашей сознательной части слежениями благолюбия в последних началах, или же добрыми делами в последних, природных началах нашей жизни. Поскольку же эта воля формируема исключительно из благолюбия, или же духовной степени Божественной Любви, которая в нас принадлежит Единому Господу, в Его Божественной Человечности, то и приемником Святого Духа в нас, соответственно, есть лишь Сам Господь. В Своей Божественной Личности. Который может нам присваивать, по милосердию своему, чувство присутствия этого Духа, но Который сразу же предупреждает, при этом, в Слове Своём, что мы должны относить чувство этого присутствия в нас исключительно к Нему Самому, и ни в коем случае себе его не присваивать. Ибо иначе мы впадём в очень опасную для нашего духовного благополучия профанацию.

23. И уж тем более мы не должны стремиться к какому-либо "духовному поучению" помимо собственно Священного Писания в его последних началах, или же в его смысле буквальном.

24. Ибо, подчеркну ещё раз, единственное реальное действие Святого Духа в нас, это лишь действие, направленное на "преобразование и возрождение, а затем - обновление, оживление, освящение и оправдание, далее - очищение от зла и отпущение грехов". То есть, Святой Дух в нас действует всякий раз, когда мы пребывает в уничижении, раскаянии, в побуждении к исследованию в себе зол жизни, и прекращении, остановлении их в себе, как греха перед Господом. Именно это и есть главнейшим и единственнейшим действием Святого Духа в нас, в котором мы можем с ним кооперировать. Как это было сформулировано в Символе Веры Новой Церкви - "Нельзя делать зло, потому что оно дьявольское и от дьявола. Нужно делать добро, потому что оно Божье и от Бога. Делать его человек должен, как если бы он делал сам, а верить нужно, что это от Бога в нём и через него." (TCR 3) Именно здесь вся полнота действия Святого Духа в современном человеке и сформулирована, так сказать, в кратчайшей и универсальной форме.

25. А по мере этого действия, в котором человек может с Духом Святым в себе как бы сотрудничать, памятуя при этом, конечно же, что всё это - "от Бога в нём и через него" человеку даруемы и такие плоды Святого Духа, в которых он никак не может сотрудничать, а именно - вера в Господа, и любовь к Нему. Ибо от себя человек не может не только любить Господа, но и даже веровать в него. А может лишь пребывать в некоей убеждённости от своей соби, которую он тогда принимает за веру, но которая есть тогда лишь суетностью его соби. И эти дары святого духа, единственные ПОДЛИННЫЕ его дары, на самом деле настолько же выше тех псевдодаров - вроде исцелений, экстраординарных способностей и даже возможностей общения с самыми высшими ангелами, и приобретения невиданных "откровений" оттуда, о которых так мечтают суетные людские умы в своих усилиях "стяжания Святого Духа" насколько небеса Господни выше преисподней.

26. А единственное орудие подлинного стяжания этих настоящих даров - это послушание в жизни по заповедям, и наставлениям Слова, которое совершаемо у христиан лишь только "посредством Слова, ибо это единственное средство, позволяющее человеку обращаться к Господу, и Господу - входить в него". (TCR 142)

АМИНЬ


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"