|
|
||
Данная статья посвящена выявлению более внутренней сути того, что в Латинском Слове описываемо как Благолюбие, или же любовь ко благу. |
Эпиграф:
О Иегова! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков! Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои - бездна великая! Человеков и животных хранишь Ты, о Иегова! Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны: насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет. (Пс. 34;5-12)
По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. (Мф. 17; 1-9)
Древнейшая Церковь не признавала никакой другой веры, кроме самой любви. Небесные ангелы также не знают иной веры, кроме происходящей от любви. Любовь наполняет все небо, ибо на небесах нет иной жизни, чем жизнь любви. От этого происходит всякое небесное блаженство, которое столь велико, что его нельзя описать или уловить человеческим представлением. Пребывающие в такой любви любят Господа от сердца, но все же знают, говорят и постигают, что всякая любовь, и следовательно всякая жизнь, присущая одной только любви, таким образом, всякое счастье исходит только от Господа, и что сами по себе они не обладают ни малейшей долей любви, жизни или счастья. Что Господь является источником всякой любви, также представлено большим светилом или "солнцем" в Его Преображении, ибо написано: "И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет" (Мф. 17:2). Лицо означает самое внутреннее, одеяния же означают происходящее от внутреннего. Таким образом, Божественность Господа понимается под "солнцем" или любовью, а Его Человечность - под "светом" или мудростью, происходящей от любви. (AC 32)
Статья:
И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17:2)
1. Когда мы говорим об образовании небес духовных, о возрождении и восстановлении человечества после падения его, о преобразовании и возрождении индивидуального у человека современного нам человечества, мы всегда упоминаем духовную степень Божественной любви, или же Благолюбие.
2. Поскольку из Латинского Слова нам известно, что до падения в Древнейшей Церкви, а также и в небесах этой церкви царствовала исключительно Любовь Господа Небесная, а Любовь Господа духовная явлена была лишь после Боговоплощения в Первом Его Пришествии (как это было показано, в частности, в проповеди "Суть и формы Слова") , то может сложиться впечатление, что духовная степень Господней Любви образовалась лишь после Его Прославления, и что это какая-то совершенно отдельная степень Господней Любви, пребывающая в степени раздельной, по отношению к Его любви Небесной.
3. Но хотя первое утверждение и является до некоторой степени истинным, второй вывод, при этом, будет совершенно ложным, ибо утверждение о том, что духовная степень Господней Любви образовалась лишь после Его Прославления истинно только в одном из аспектов своего применения. Что это значит, сейчас и будет показано.
4. Латинское Слово говорит нам, что:
Господня Божественная небесная любовь относится к небесной церкви, или же к принадлежащим этой церкви, и называемым небесными из любви к Господу; Господня Божественная духовная любовь относится к духовной церкви, или же к принадлежащим этой церкви, и называемым духовными из любви ко ближнему. Господня Божественная любовь (направлена) к всем, но поскольку она различно воспринимаема человеками, или же одним образом человеком небесным, и другим образом человеком духовным, то и говорится, (о ней) в относительном ключе. (AC 3325)
Но нужно отметить, что Господня Божественная любовь в небесах называема небесною и духовною из её восприятия ангелами, но отнюдь не из разделения в ней самой; а также и то, что духовная любовь происходит от небесной любви как следствие от своей порождающей причины, и как истинное (происходит) от доброго; ибо доброе духовной любви есть, в сущности своей, истинным доброго любви небесной. По этой причине два эти царства соединены друг с другом, и едины перед Господом. (AE 496)
5. Суть здесь заключается в том, что во вселенной существует лишь одна-единственная Любовь, ибо "всякая любовь, и следовательно всякая жизнь, присущая одной только любви ... исходит только от Господа, ... (и) Господь является источником всякой любви" (AC 32) В ангелах также действует не какая-либо их собственная любовь, а исключительно Единая Любовь Господня. И жизнь, по любви этой, присущая ангелам, не есть их собственной жизнью. А есть жизнью Господа в них. Ведомой Господом по качеству их, как восприемников этой жизни от Его Божественной Любви. Причём эта жизнь в них не есть некоей "жизнью вообще" но она принадлежит Господу во всяком частном своём проявлении, в каждой, даже и наималейшей частности их существования.
6. Любовь эта воспринимаема ангелами в их личную, частную волю, и присваиваема им согласно, и - по мере действий из воли, или же согласно качеству восприятия, и, соответственно, действия из этого восприятия. И когда она ангелам, по действию их, присваиваема, то она и обращается в них как бы в их любовь собственную, получающую качество своё согласно их восприятию. Она становится тогда господствующей любовью их жизни. И тогда называема в них любовью небесной, или же любовью духовной.
7. Но - и это важно понимать, Господня Любовь, даже по мере присвоения своего, отнюдь не обращается в личную любовь восприемника. Да, она воспринимаема там как его личная любовь, ибо действует исключительно по качеству этого восприемника. Она кажется настолько различной во множестве своих восприемников, что творение воспринимаемо как состоящее из множественности автономных, раздельных жизней, каждая со своей собственной, только этому сотворённому существу присущей господствующей любовью. Но это всё - лишь видимость.
7a. Ибо Любовь эта, и действуя по качеству каждого восприемника, всё равно продолжает оставаться, в сути своей, Единой Любовью Господней, не меняющей, в основах своих, присущего ей абсолютного Божественного качества. И пребывающей хотя и во всяком индивидуальном пространстве, во всяком индивидуальном времени, и во всяком индивидуальном личностном, но, тем не менее, вне всякого индивидуально пространственного, временного и личностного. Ибо, "Божественное вне пространства ... Божественное наполняет все пространства Вселенной без пространства ... Божественное находится во всяком времени, без времени" (DLW 283)
7b. И то, что она воспринимается, при этом, в действии как личная, индивидуальная, лишь его личностности, и его временам и пространствам присущая любовь восприемника - это не более, чем видимость, хотя и видимость реальная. Как ни странно, при этом, звучит употребление термина "реальная" по отношению к слову "видимость".
8. Но "реальность" здесь значит не более и не менее как лишь то, что эта видимость есть видимостью, актуализируемой Господом. То есть, видимостью от Господа исходящей, Господом специально сотворяемой, и Господом в существовании поддерживаемой, общим порядком Его творения. И тем отличающейся от видимостей нереальных, или же фантазий, порождаемых посредством сознания, вышедшего из актуальностей божественного порядка, каковое сознание Слово называет сознанием адским. Ибо, согласно латинскому Слову:
Такого рода видимости у ангелов называемы реальными, ибо они представляются как бы действительными. (AC 4882)
(Внешние проявления и действия у них) происходят от их мыслей и побуждений, и есть соответсвиями, а, таким образом, реальными видимостями. (AC 9927)
В небесах все существующие видимости реальны, ибо они есть соответсвиями; ибо внетреннейшие (начала) принадлежащие побуждениям, и, оттуда, мыслям ангелов, еогда они проявляемы перед их взором, облекаемы в такие формы, которые являемы в небесах; они называемы видимостями, ибо они видимы, и они называемы соответсвиями, и реальны ибо они (происходят) от сотворения. Но это совершенно иначе с видимостями в некоторых адах, где обретаются находящиеся в убеждениях ложного из злого; ибо от оных убеждений исходят фантастические виденя, в которых внутренне нет совершенно ничего реального, и по этой причине они моментально исчезают, если только их коснётся хоть малейший лучик света небесного. (AE 553)
9. Поскольку, как говорит нам во многих местах Латинское Слово, актуально не существует ничего кроме Иеговы-Сущего, или же Господа от вечности, Который и Есть в Себе Единственной Актуальной Реальностью, то всё творение есть не более чем видимостью, порождаемой и существующей из этой Единственно Сущей Реальности, и исключительно благодаря Её Собственному Существованию. И актуальность этой видимости, которая в себе совершенно безсущностна, поддерживаема исключительно этим самым Единым Божественным Сущим, в Его добровольном самоограничении.
10. То есть, образно говоря, не существует ничего, кроме Самого же Господа. Создание же Творения - это Его порождения в Самом Себе из Самого же Себя. Ибо, согласно Латинскому Слову - "Господь от вечности, Который есть Иегова, сотворил Вселенную и всё в ней из Самого Себя, а не из ничего" (DLW 282), и, уж тем более, не из чего-либо сущего ВНЕ Его Самого. И сотворил он Творение не в каком-либо там пространстве и времени (внешних по отношению к Его Сущему), которые также есть лишь не более, чем видимостями, да ещё и видимостями самой крайней, или же самой внешней, самой последней степени Творения. И посему Творение есть определённого рода соотношениями Божественностей от вечности, в определённого рода состояниях Божественного Восприятия, или же - из, и посредством этих определенного рода состояний Его Божественного Сознания в Самом Себе, которые в себе есть абсолютными и неизменными, но в актуализированных видимостях становятся КАК БЫ обладающими определённой изменчивостью, а отсюда - многообразием и протяжённостью.
11. Детально всё это было нами рассмотрено на протяжении предшествующих трёх доктринальных занятий, основанных на изучении первой главы "О Божественном Сущем" из кнги Чарлза Августуса Талка "Духовное Христианство". Так что мы сейчас не будем сосредотачиваться на деталях. Но лишь вспомним тот вывод, что "состояния любви и мудрости существуют благодаря изменениям несовершенной кондиции воли, а также интеллекта, и поэтому [Господь] не может иметь никаких изменений ни в любви, ни в мудрости, ибо Он не приобретает ничего от кого-либо иного, но Он Сам есть Полнотой и Совершенством. Ибо все разнообразия и изменения есть лишь следствиями, порождаемыми в восприемнике Божественной Жизни соответственно его состоянию". То есть - все вариации любви, и, как формы этой любви - мудрости в ангелах, поскольку они есть, в сути своей, проявлениями Единой Божественной Любви, есть не более чем видимостями такового. Хотя и реальными, учреждёнными и поддерживаемыми Господом видимостями. Ибо такого рода реальными видимостями и создаётся видимое, и воспринимаемое нами как актуальная реальность разнообразие сотворённых существ во вселенной. А через них - и различного рода предметностей, составляющих самую нижнюю степень видимостей сотворённого.
12. Относительно рассматриваемой нами темы восприятия и присутствия Божественной Любви в её восприемниках, из вышесказанного следует, что всё видимое разнообразие действия Единой Божественной Любви в субъектах её восприятия есть лишь следствиями "порождаемыми в восприемнике Божественной Жизни соответственно его состоянию". Каковое состояние и есть основным инструментом творения индивидуальных восприятий и проявлений нераздельного в себе Единства.
13. Дело в том, что Единая Божественная Любовь, понятно, не может разделиться на множество любовей в каждом восприемнике. В каждом из них пребывает лишь Одна Единственная Любовь - Божественная Любовь Господня. Всё разнообразие её действия в каждом из восприемников - это КАК БЫ реальность. Но это КАК БЫ есть необходимостью, поддерживаемой, и санкционируемой Господом, ибо без этого действия КАК БЫ "от себя самого" не могло бы существовать и никакого Творения.
14. Ибо Творение, по сути, есть изменениями состояний любви и мудрости. А поскольку в Самом Господе нет и не может быть никаких таких изменений, то они, понятное дело, есть лишь видимостями восприятия. Но - восприятия не кого-либо, самостоятельно существующего в Творении, а - Самого же Господа. От вечности. Ибо - поскольку существует лишь Он Один от Вечности, то кому же ещё и воспринимать-то? Поэтому и восприятие всех этих изменений в субъектах творения принадлежит также лишь Единому Господу. И оно одно и то же в каждом из таких субъектов. Этим восприятием Господь и пребывает в каждой личностности, однако же раздельно с этой личностностью, и таким пребыванием создаёт существование этой личностности, раздельно от её существования. А по мере присвоения этого восприятия, согласно личностному качеству воспинимания в воспиемнике, и создаётся видимое в Творении многообразие восприятий. Каковое многообразие есть, тем не менее, лишь видимостью. Хотя и - видимостью реальной.
16. Откуда следует, что, с одной стороны, когда говорится, что есть степень Господней Любви небесная, и степень Любви Господней духовная, то это есть актуальностью. Актуальностью, но - актуальностью относительной. То есть - относительно действия этой любви в восприемниках. И, при этом, это всё же актуальное различие, ибо, в своём действии в восприемнике, Божественная Любовь актуально действует или же Небесной, или же Духовной Своей степенью, хотя, в основе своей, продолжает оставаться Единой и Нераздельной Абсолютной Божественной Любовью. Ибо Божественная Любовь пребывает во всякой степени любой индивидуальной любви во вселенной раздельно с этой любовью, в то же время актуальной в ней пребывая, по качеству этой любви, ДЕЙСТВИЕМ этой любви. И - жизнью этого действия, до самых его мельчайших форм и частностей.
16. Более того - всё вышесказанное относится отнюдь не только к ангелам. Это в равной степени относится и к духам, и к людям, и даже к демонам преисподней. Ибо даже в любви собственного и мирского, составляющей суть господствующей любви всякого адского существования, главной действующей составляющей там есть Единая и нераздельная Любовь Господня, ибо никакой иной любви в Творении нет, и быть не может. Только действует она там, по сохранении свободы воли восприятия, КАК БЫ вопреки Своему Собственному порядку. Но такое Её кажущееся действие вопреки порядку опять же есть лишь видимостью, ибо и тут Она всё равно действует по законам порядка, а именно - по закону сохранения свободы выбора и мышления, согласно совершённому выбору. А то, что выбор был - действовать ВО ВНЕШНИХ не в согласии с высшими степенями восприятия Любви, или же любви к Господу, и любви ко Ближнему, а противно им, то и это также происходит согласно законам порядка Божественного Провидения, или же рабочего органа этой Любви. Только - согласно той части этих законов, которые относятся к законам Божественного попущения.
17. Но можно ли, при этом, сказать, что происходят изменения в этой самой действующей Любви? И да, и нет. Такой ответ выглядит парадоксом, или же внутренне противоречивым. Но, на самом деле, всё становится на свои места, если мы поймём, что есть РАЗДЕЛЬНЫЕ СТЕПЕНИ действия любви. Каждая нижняя раздельная степень представляет из себя ТЕЛО где высшая относительно неё степень любви есть ДУШОЮ этого тела. И тело заимствует жизнь свою от своей души, и жизнь в теле есть жизнью души этого тела. Но - при этом это различные раздельные степени единой жизни, которые соотносятся между собой лишь посредством соответствий.
18. В этом аспекте можно сказать, что Творение есть Телом Господним. По сути всё Творение - это Большой Небесный Человек, оживотворяющей душою которого есть Единый Господь. Природное, или же то, что мы называем миром природным, или мир пространства, времени и композитных предметностей, есть лишь последними началами этого Большого Небесного Человека. Его, так сказать, скелетом. Опорой и содержащим для всех его внутренних степеней. Важной составляющей порядка, но - практически безжизненной. Ибо вся жизнь этого Большого Человека Неба протекает в его внутренних степенях, или же в небесах.
19. Небеса же есть вариациями духовных, или же субстанциональных состояний любви и мудрости, которые в себе есть органическими субстанциональными формами. Отличие форм субстанциональных органических от форм природных органических заключается в том, что субстанциональные формы нематериальны. То есть, они не обладают ни протяжённостью, ни последовательной изменчивостью, а есть прямыми внешними видимостями внутренних духовных состояний любви. Так сказать, теми внешними духовными формами посредством которого внутренние состояния любви и мудрости выражаемы и постигаемы в их более внешних началах.
20. Постигаемы кем? Понятно, что Единым Господом, который есть Единственной Жизнью, и Душой этого, порождаемого и образуемого из Его Сущего Тела, или же Творения. Само же порождение происходит путём добровольного, сознательного ограничения Господом Своих Собственных абсолютных состояний до состояний ограниченных, которыми называются Божественные состояния любви и мудрости в Творении. Ибо - "состояния любви и мудрости существуют благодаря изменениям несовершенной кондиции воли, а также сознания". Ограничения, осуществляемого Самим же Господом, посредством добровольного ограничения Своего восприятия этих абсолютных Состояний.
20a. Ибо Божественности Господа не могут быть сделаны неабсолютными. Но вот их восприятие Господом может быть ограничено до определённой степени. Ограничено - из Любви (для более подробного понимания, из какой, и по какой именно любви - смотрите поповедь "Для чего Господь сотворил человека"). Чтобы в этом ограничении восприятия появилась бы возможность возникновения целой вселенной производных бытий, пусть и иллюзорных, с точки зрения Его Абсолютности, но - вполне реальных, с точки зрения Его ограниченного восприятия. Реальных в меру этой ограниченности. Каковые бытия могли бы чувствовать, что они есть "существованиями в себе". Пусть и это чувствование в них принадлежит лишь Его Собственному Восприятию, так чувствующему по Своему добровольному самоограничению. И - от этого чувства, от такого восприятия, они могли бы как бы жить "от самих себя". В смысле - быть непрерывностью ограниченных в себе изменений.
21. Если вы вспомните, то Латинское Слово говорит, что Господне в Творении, или же Солнце Мира духовного, это не сам Господь, а Первое Его Исходящее:
Солнце это не есть Бог, но оно есть Исходящее от Божественной Любви и Божественной Мудрости Божьего Человеческого (Dei Hominis); одинаково с Теплотою и Светом, существующими от этого Солнца. Под Солнцем этим, видимым для Ангелов, из которого и имеют они Теплоту и Свет, не должно разуметь Самого Господа, но то первое Исходящее от Него, которое составляет самую высшую степень теплоты духовной. Самая высшая степень этой теплоты есть духовный огонь, который есть Божественная Любовь и Божественная Мудрость в первом своем соответствии. (DLW 96)
Отсюда видно, что Солнце мира Духовного есть собственно Божественная Любовь в творении, или же первое соответствие в творении Божественной Любви от вечности, а Свет его - есть Божественная Мудрость в Творении, или же первое соответствие в творении Божественной Мудрости от вечности . Собственно это именно есть та самая ПЕРВАЯ РЕАЛЬНАЯ ВИДИМОСТЬ, из которой, и по которой все остальные видимости, как нрелаьные, так и нереальные затем и обретают своё существование.
22. Солнце мира духовного, или же Господня Любовь в творении не есть Самим Господом ибо оно и есть Его первое Самоограничение. И такое самоограничение производится Господом от Вечности, или же Господом в Самом Себе, посредством формирования ограничивающего сосуда, или же восприемника этой любви. А таковым ограничивающим сосудом, на всех раздельных степенях творения, есть воля. От первейшего сосуда в самой высшей степени, или же воли ангелов небесных, и до самого последнего, в самой последней степени, степени природной творения, каковым есть воля человека в мире природном.
22a. Причём не существует, скажем так, любви отдельно от своего восприемника. Любовь есть сутью, или же содержимым, а восприемник есть формой этой сути. И как не бывает формы без содержимого, или же содержимого отдельно от своей формы, так и не существует любви отдельно от воспринимающей её воли, и воли, отдельно существующей вне своей любви.
23. О воле же, как органической структуре, в Латинском Слове сказано было следующее:
Воля, рассматриваемая в себе, не есть любовь, но есть ее преемник и преемник такой, что не только принимает любовь, но проникается всеми ее состояниями и облекается формами, к ним относящимися, ибо все присущее жизни человека наитствует, так как человек не есть жизнь, но преемник жизни, следовательно, он взаимно принадлежит любви, которая есть жизнь; это может быть пояснено посредством органов (внешних)чувств; в самом деле, глаз есть преемник света, но не свет, будучи образован для принятия всех вариаций света; ухо есть преемник звука, его модуляций и артикуляций, но оно не есть звук; подобно тому все другие внешние чувства человека; то же самое с органами чувств внутренними, которые изменяются и приводятся в действие светом и теплотою духовными, следовательно, то же самое с волею в том, что она восприемник духовной теплоты сущей в естестве своем любовью; этот преемник во всем человеке, но в своих первичных он в мозгах; эти первичные или принципиальные и главные суть субстанции, называемые корковыми и серыми; от субстанций этих воля нисходит повсюду волокнами (нервов), как бы лучами во все части лица и тела; там она круговращается и циркулирует соответственно форме своей, которая есть форма духовно-животная; таким образом ... воля человеческая есть живым усилием в человеке и действует она в последних через посредство фибр и нервов, которые в себе самих суть постоянными усилиями, продолженными от начал в мозгах до последних в теле, где они становятся делами. (DL-DW XIX)
24. Здесь говорится о воле человека, или же о структуре скорее органической природной. Но поскольку мы знаем из Латинского Слова, что у человека органические природные структуры есть лишь соответствиями органических структур духовных, или же субстанциональных, то отсюда мы можем получить представление о том, как воля работает, в своей совокупности, на всех уровнях своего существования.
25. По сути, субстанциональные структуры воли здесь - это "органы чувств внутренние, которые изменяются и приводятся в действие светом и теплотою духовными". Понятно, что органические формы природные, или же материальные, не могут непосредственно воспринимать теплоту и свет духовные. Эти теплота и свет воспринимаются субстанциями органическими воли, которые с органическими формами материальными, или же с органическими структурами мозга, связаны напрямую соответствиями.
25a. Сами же эти субстанциональные органические структуры есть, во внешних формах своих, вариациями, Света Небесного в Самом Себе. Каковые вариации можно сравнить с тем, как электромагнитное излучение, или же свет природный, интерферирует сам с собою. Образуя узлы интерференции, которые, взятые сами по себе, создают некую "надструктуру". Существующую КАК БЫ саму по себе. Которая, тем не менее, есть лишь видимым проявлением различных энергетических вариациий фронта электромагнитной волны. Тут можно, по соответствиям, понять, что аналог такой "надструктуры" в мире духовном, и есть органическими духовыми структурами воли существа духовного, образованными из, и посредством вариаций Духовного Света, или же Божественной Мудрости в Творении. В котором пребывает Духовный Огонь, или же Божественная Любовь в Творении. И которые в себе образуют РАЗДЕЛЬНОЕ ЕДИНСТВО. Раздельное - в смысле по степени раздельной. А единство - однородность природы явления в сути своей.
26. У ангелов, понятно, нет тела природного. И у них органические формы духовные воли завершаются в природных органических формах человека. То есть - существует "человек вообще". В котором есть степень природная, две степени духовные ("духовная" и "небесная"), и одна высшая степень:
В каждом ангеле и в каждом человеке есть самая внутренняя, или высшая, духовная степень, нечто самое внутреннее и высшее, или, так сказать, тайник (intimum), на который всего прежде или всего ближе влияет Божественное, исходящее от Господа начало, которое затем уже как бы из тайника этого располагает и все прочие внутренние начала, следующие по степеням порядка, как в ангеле, так и в человеке. Это внутреннее, высшее начало, или тайник этот, можно назвать в человеке и ангеле входом Господним и даже Господним в них жилищем. Через это внутреннее, или высшее начало человек становится человеком и отличается от животных, у которых этого внутреннего начала, или тайника, нет. ... по этому самому человек может стать приемником разумения и мудрости, говорить по рассудку и, наконец, жить в вечности. (HH 39)
Здесь "человек природный" - это степень природная этого "человека вообще", ангел духовный - это степень "духовная", ангел небесный - это степень "небесная", а высшая степень - это Господь от Вечности. Подробнее разбор этой структуры можно найти в проповеди "Семь степеней Бытия".
26a. Так вот, этот "человек вообще" и есть то самое Божественное Человеческое (Divinum Humanum) в Творении (собственно - есть Сутью Творения, или же Творением в Его "относительной абсолютности"), Которое есть Телом Божьего Человеческого (Divinus Homo) или же Собственно Божественного от Вечности.
27. Правда, у современного человека природного, у которого его формы природные извращены, с этими его формами непосредственно связаны посредствующие духи, в основном - духи адские. С теми же связаны более добрые духи из мира духов. И только уже через них идёт опосредованное соединение с ангелами.
28. О "тепле духовном", упоминаемом здесь выше, Латинское Слово говорит следующее:
Относительно тепла духовного, то оно таким же образом обретается в воле человеческой, как тепло природное в теле (природном), что значит - оно оживотворяет. Но в своих началах, каковые начала (находятся) в Господе, тепло духовное есть ничем иным, как Божественной Любовью, направленной ко всему роду человеческому, и отсюда - взаимной любовью человека к Нему, а также и к ближнему. (AC 6032)
28. То есть начала духовного тепла - это то самое Солнце мира Духовного, или же Божественная Любовь в Творении. А Божественная Любовь в Творении есть, как мы видим - любовь, направленная к роду человеческому.
29. И вот в этом и заключается то ограничение, посредством которого и формируема Божественна Любовь в Творении из Абсолютной Божественной Любви, такой, какова Она в Господе от вечности. Ибо любовь в творении ограничена любовью к роду человеческому. Понятно, что Абсолютная Любовь Господа от вечности не может быть ограничена ТОЛЬКО любовью к роду людскому. Иначе получалось бы, что Бог существует исключительно ради рода людского, и его существование ограничено необходимостями человечества, или же что Он существует ТОЛЬКО ради любви к человеческому роду (пусть даже и вкупе с небесами) что есть полным нонсенсом.
30. К чему направлена, и что любит в Своей Абсолютности Божественная Любовь от вечности - об этом мы не можем даже догадываться. И поэтому об этом даже не стоит задумываться. Для нас достаточно знать, что Божественная Любовь в Творении, или же Господь в Творении, что есть, по сути, одно и то же - это " Любовь, направленная ко всему роду человеческому, и отсюда - взаимная любовь человека к Нему, а также и к ближнему". И что это не есть Господь в Самом Себе, но это есть, всё же, Сам Господь в ОТНОСИТЕЛЬНОЙ полноте своей (относительной по отношению к Его Полноте от Вечности, хотя и абсолютной по отношению к Творению), пусть и ограниченно пребывающий. Ибо Господь от вечности есть душою Господа в Творении, и Господь в Творении, или же Господь в Солнце мира духовного, или же Господь как Любовь к роду человеческому, и отсюда - взаимная любовь человека к Нему, а также и к ближнему, есть телом этой души. Согласно Слову - эта Любовь есть Сыном, а Господь от вечности есть Отцом.
31. Эта любовь ограничена даже тогда, когда она направлена к Нему же Самому от вечности, ибо Она тогда проявляема в восприемниках, которые ограничены по определению. И более того, она проявляема всегда исключительно в Творении, то есть в поле субъектов творения. И этим и задаётся её ограниченность. Ограниченностью восприемников. Ибо нет никакого Солнца Мира Духовного ВНЕ ангелов. Это Солнце - внутри них. Это Любовь, оживотворяющая их волю, и лишь посредством воли их проявляемая. Где воля ангелов - это Тело Божественной Любви в Творении, а Любовь Господня в Творении - это душа этого Тела. Каковое Тело и есть - Большой Небесный Человек. Человечество же есть лишь последними началами, или же скелетом этого самого Большого Небесного Человека.
31a. И вот "Сын" или же Тело Божественной Любви в Творении и может быть изменяем. Ибо поскольку Любовь составляет Единство с воспринимающей волей, то по мере вариаций этой воли меняются и состояния Любви. Хотя все эти изменения - лишь видимости, ибо взятая в совокупности ВСЕХ восприемников эта Любовь неизменна во всём разнообразии своих вариаций.
31b. Для понимающих, о чём речь, можно привести следующий пример из высшей математики. Круговой интеграл по замкнутому контуру от аналитической функции равен нулю. При этом, вся эта функция - непрерывная цепь изменений. Но интеграл, или же объединяющая сумма всех этих изменений равна нулю. То есть - в интегральной сумме, самой по себе, ноль изменений. Так и тут, с Божественным Человеческим в Творении. Хотя "дифференциалы" этого Божественного Человеческого, или же индивидуальные проявления Его в восприемниках, есть совокупностью непрерывных изменений, их Интеграл "по замкнутому контуру" (а Творение, согласно Латинскому Слову - это "замкнутый контур" ибо оно КОНЕЧНО и ОГРАНИЧЕНО), или же изменчивость Божественного Человеческого в их совокупности, как в Своём "тварном теле", так вот - этот интеграл равен нулю. Что значит - Божественное Человеческое в Творении столь же низменно, в Своей Абсолютной Форме, как и Божественное от Вечности. Хотя его ЧАСТНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ с необходимостью будут изменчивы. Не могут не быть таковыми. По определению. Но эти изменчивости - лишь видимости, пусть и - ВИДИМОСТИ РЕАЛЬНЫЕ. Впрочем, этот вопрос подробно уже рассматривался когда-то в проповеди "Единородный Сын".
32. В Большом Человеке Неба ангелы небесные составляю органические субстанциональные формы воли его, ангелы же духовные - органические субстанциональные формы его разумения. Как об этом сказано в Слове:
Духовная любовь есть любовью истинного, и, в высшем смысле, любовью Божественного истинного, исходящего от Господа; и, таким образом, также и любовью к Господу, но в более низкой степени нежели та, в которой обретаются ангелы небесные. Ибо небесные ангелы (пребывают) в любви к Господу из восприятия Божественного доброго от Него, тогда как духовные ангелы (пребывают) в любви к Господу из восприятия Божественного истинного от Него. Разница здесь как между любовью в воле, и любовью в разумении, или же между пламенем, и его светом. (AE 831)
33. Воля же и разумение, по сути, связаны, как содержащее и форма. То есть разумение есть формой воли. По сути, духовная степень Божественной Любви, или же благолюбие, есть внешней формой небесной степени Божественной Любви. Пребывающей с нею в раздельной степени, но - составляющей с ней неразрывное единство. Так что это одна и та же любовь, но в восприемниках её проявление различно, и поэтому представляется, что ангелы небесные живут одной Божественной любовью, а ангелы духовные - другой. Но это - лишь видимость. Хотя, и реальная видимость. Ибо, согласно Латинскому Слову:
Духовная любовь происходит от небесной любви как следствие от своей порождающей причины, и как истинное (происходит) от доброго; ибо доброе духовной любви есть, в сущности своей, истинным доброго любви небесной. По этой причине два эти царства соединены друг с другом, и едины перед Господом. Но это было сказано для тех, кто любят исследовать внутреннее вещей. (AE 496)
АМИНЬ
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"