|
|
||
Текст проповеди посвящённой истолкованию внутреннего, или же духовного смысла вина, употребляемого во время таинства Святой Господней Вечери |
2
Вино Святой Господней Вечери
Эпиграф:
И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте;
Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию; вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней. (Бытие 9:1-7)
Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.
И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.
И, воспев, пошли на гору Елеонскую. (Иоанн 6:52-57, Матфей 26:26-30)
То, что "кровью" разумеется благолюбие можно увидеть по многому. И поэтому она означает также и новую волю, которую возрожденный духовный человек получает от Господа, и которая есть то же самое, что и благолюбие, ибо новая воля создаётся из благолюбия. Благолюбие, или же любовь, составляет самую суть жизни воли, ибо никто не может сказать, что он хочет чего-либо без избрания или же любви к этому. Ибо думать о чём-либо ещё вовсе не означает хотеть этого, если только воление заключено уже и в мысли. Эта новая воля, созданная из благолюбия, и понимается здесь под "кровью", и эта новая воля принадлежит не человеку, но Господу в человеке. И поскольку она Господня, то она не должна никогда быть смешиваемой с относящимся собственно к личной воле человеческой, каковое в себе есть одной мерзостью. Именно по этой причине в представительной церкви и запрещено было есть плоть с духом, или же кровью, что означало, что они не должны быть смешиваемы. (AC 1001)
Статья:
Истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Иоанн 6:53-55)
1. В таинстве Господней Святой Вечери первым следует вкушение Хлеба, символизирующего Плоть Господню, а вторым - употребление Вина, символизирующего Господню Кровь. Этот порядок таинства был учреждён Самим Господом, во время описанной в Евангелиях Последней Господней Вечери:
И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Матфей 26:26-28)
2. В таком порядке совершения таинства заложен очень глубокий смысл, а заложен он был в согласии с порядком актуального возрождения и спасения, а также духовного восстановления Господом внутренних начал в человеке.
3. Согласно Латинскому Слову, в порядке этом "тело или плоть Господа, а также хлеб, суть доброе любви; а кровь Господа, а также вино - доброе веры, ядение же - усвоение и связь" (NJHD 212)
4. Вино, по соответствиям, в таинстве Святой Господней Вечери означает не просто истинное из Священного Писания само по себе, или же принадлежности памяти, заимствованные из Священного Писания, но оно означает здесь "доброе веры".
5. Согласно Латинскому Слову:
Виноградник" или " виноградная лоза" означает духовную Церковь или человека духовной Церкви; "виноград", "кисти" и "грозди" являются его плодом и означают благолюбие и все, происходящее от благолюбия. "Вино" же означает веру, оттуда происходящую, и все, что ей принадлежит. (AC 1071)
6. Здесь видно, что вино, даже в принципе, и не только в таинстве Причащения, означает не просто истины из Священного Писания в памяти у человека, и даже не просто веру, на этих истинах основанную, но именно веру, происходящую от благолюбия в человеке, или же такую форму его сознания и восприятия, которая является внешним выражением, или же внешней формой духовной любви к доброму в нём.
7. Согласно Латинскому Слову, в человеке Духовной Церкви его собственная воля не подлежит преобразованию и возрождению, и он преобразуем и возрождаем посредством новой воли, формируемой в его рассудочной части из, и - посредством насаждения туда духовного доброго от Господа. Благолюбие, или же любовь к духовному доброму и есть то субстанциональное, или же те духовные органические формы, принадлежащие в человеке Единому Господу, из которых в нём формируются органические формы его новой воли.
8. Эти органические формы, или же субстанции, как духовные, так и природные, в нём также принадлежат Одному лишь Господу, и поэтому ни в коем случае не должны быть в нём смешиваемы, путём присвоения, с органическими субстанциями его собственной воли, и происходящими оттуда формами его собственного сознания, которые, согласно Латинскому Слову, "в себе есть одной мерзостью".
9. Духовное доброе в человеке может, однако же, насаждаться лишь в природное доброе, внешними формами которого являются природные служения благолюбия, или же добрые дела.
10. И поскольку, согласно Латинскому Слову, "первым благолюбия есть взирание к Господу, и отвержение зол (жизни), как грехов (перед Господом), что совершаемо исключительно покаянием (в них)" (Charity 1), то отсюда видно, что никакого насаждения духовного доброго, никакой новой воли, и, соответственно, никакого нового разумения, и никакого доброго веры у человека нет и не может быть прежде вступления его в подлинное покаяние жизнью, которое и заключается в отвержении внешних зол жизни, поименованных в Священном Писании, как зол против Господнего Порядка, или же грехов против Господа.
11. Отсюда видно, что истины из Священного Писания, заимствуемые человеком в его память природную, отнюдь не образуют в нём подлинной веры, и не приводят его к доброму этой подлинной, духовной веры. И, соответственно, отнюдь ещё не являются в нём тем подлинным духовным вином, которое, по соответствиям, представительствуется вином таинства Вечери Господней.
12. Подобного рода истинности природные тогда обращаются в нём из "вина жизни" Священной Господней Вечери в "вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его", которое пьющий "будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем" (Откр. 14:10). Именно поэтому в Латинском Слове и сказано было, что "связь с Господом посредством Таинства Причащения создается только в тех, которые находятся в добром любви и веры в Господа, от Него происходящих. У этих посредством Тайной Вечери создается связь, у прочих же - лишь присутствие Его, а не связь." (NJHD 213) Здесь человек, нераскаянно пребывающий в адских похотях жизни, а, между тем, приобщающийся к истинам природным Священного Писания описан как мучимый огнём и серой - каковые есть духовным соответствием этих похотей, "пред святыми Ангелами и пред Агнцем" то есть перед лицом Господа и Его Небес, присутствующих, по соответствиям, даже в буквальностях, заимствуемых человеком из писанного Слова, или же Священного Писания.
13. Упивающийся же таким "вином гнева" описываем в латинском Слове под прообразом упившегося Ноя, о котором там сказано было - "что Ной "выпил вина" означает, что он желал исследовать предметы веры по рассудку, (и это) видно из того, что он опьянел, то есть впал в заблуждения." (AC 1071)
14. Ибо в пребывающем в похотях нет никакой любви духовной ко благу, и, соответственно, в него не может быть насаждено нисколько этого самого духовного блага, даже если в нём и пребывает некоторая природная любовь к доброму, которая тогда в нём совершенно опрелюбодействована его любовью ко злому. А поскольку в нём нет никакого духовного доброго, то в нём нет ни наития, ни просветления Господнего в Слове, и он с неизбежностью исследует предметы веры по рассудку своей соби, и столь же неизбежно впадает во все возможные виды заблуждений в предметах веры. Соответственно, в нём нет ни подлинной веры, ни её доброго.
15. Принимая причастие во время богослужения такой человек, по соответствиям духовным, обращает внутри себя похоти своей непокаянной жизни в "огонь и серу" вечного духовного проклятия пред Лицом Господа и Его Небес, а вино причастия - в "вино гнева" от которого он впадает в духовное опьянение, или же в различного вида духовные безумия.
16. Поэтому мы должны очень ответственно относится к таинству Причащения, и понимать, что оно будет обращаться в нас в священные духовные состояния лишь в том случае, если в нашей внешней жизни есть чему в это Господне благословение обращаться. И поэтому мы должны всегда помнить, что таинство Господнего Причащения начинается не в Храме, во время обряда, но оно начинается в нашей актуальной, ежедневной жизни вне храма. Там, где мы актуально стяжаем доброе благолюбия, посредством актуальных служений нашей повседневной жизни, первым из которых есть покаяние жизнью, или же отвержение зол, как грехов перед Господом.
17. Причащение Господне в Храме, во время Богослужения, есть последним действием благолюбия, или же завершающим действием господнего преобразования и возрождения в человеке, во время которого и происходит духовное обращение всех природных служений благолюбия, или же того природного хлеба и вина, которыми поддерживается жизнь веры в человеке природном.
18. Именно это и есть тот самый "хлеб насущный" о котором мы молимся в Молитве Господней, посредством ядения которого образуются "усвоение и связь" с Господом. Именно этот самый "хлеб", или же добрые служения нашей жизни природной, посредсвом которых питается и растёт природное тело нашей жизни в Господе, и есть той плотью и кровью Господними, о которой Он Сам говорит нам в Своём Благовестии, что:
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. (Иоанн 6:54)
АМИНЬ
14 октября 2012 года
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"