Васильев Александр Валентинович : другие произведения.

О восприятии жизни от Господа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Цикл доктринальных занятий, послуживший основой для данной статьи, был посвящён детализации и прояснению термина "ВОСПРИЯТИЕ" в рамках Небесного Учения, изложенного в книгах Эммануила Сведенборга

О Восприятии жизни от Господа

I

1. Сегодня я хотел бы сосредоточится на определённом термине, который я, в последнее время, достаточно часто и обширно употребляю. Из различных форм общения по поводу доктринальных занятий и проповедей, прочитанных в общине за последнее время (так сказать - "возвратная реакция") я выяснил, что понимание того, что именно имеется ввиду при употреблении этого термина вызывает определённого рода затруднения. Именно поэтому я и решил определиться с этим термином более основательно. В том числе, возможно, и для себя же самого.

2. Итак, термин, о котором я хочу поговорить сегодня - это слово "восприятие".

3. Если говорить о самом первом значении, в котором оно может быть употребляемо, то тут можно начать и с простых словарных определений. Самые простые из них следующие:

4. Восприятие - это "Способность воспринимать явления окружающего мира; усвоение, осознание". Или же - в более развернутом виде: "Форма чувственного отражения действительности в сознании, включающая в себя понимание и осмысление её на основе предшествующего опыта."

5. Вообще говоря, словарные определения этого термина гораздо более обширны. Но поскольку то значение, в котором я его конкретно употребляю - это достаточно узкий диапазон значений, то поэтому я и позаимствовал именно эти определения. Но даже в этих определениях происходит некое расширение значения. К примеру, тут, в качестве одного из значений приведен термин "осознание". Но в том значении, в котором я употребляю слово "восприятие", "осознание" не присутствует, или же, скорее всего, присутствует лишь опосредовано. Попробую пояснить это на примере.

6. Скажем, человек смотрит на некий летний пейзаж, воспринимая его целиком, в общем - как некое трёхмерное пространство, в котором происходят определённого рода изменения. В частностях же его восприятия, одно из изменений - это постепенное перемещение маленького, но раскалённого и горячего солнца по небосклону. У него, в его восприятии, таких частностей присутствует, разумеется, достаточно большое множество. И он воспринимает пейзаж целиком как некий неразделяемый синтез этих частностей восприятия. Что и создаёт в его сознании некую модель существования. Как существования некоей многообразной реальности вне него, так и присутствие его самого, определенном образом, в этой реальности.

7. В этом его восприятии "осознание" присутствует, по большей части не как внутренний процесс непрерывного анализа всех этих частностей, а скорее как некая стабильная, сугубо шаблонная парадигма, сформированная "на основе предшествующего опыта". То, что можно назвать "механистическим осознанием". Это можно сравнить с шаблонными действиями, которые человек осуществляет не задумываясь - вроде, допустим, завязывания шнурка. Скажем - когда в человеке "зашит" определённый предшествующий "опыт шаблонного действия", то он завязывает шнурок совершенно механически, даже не задумываясь о порядке производимых пальцами движений, и просто не смотря на происходящее - чисто на уровне осязательной памяти. Хотя если возникает необходимость завязать незнакомый узел - то человеку придется совершать этот процесс с постоянным напряжением сознания, контролируя глазами каждое движение рук, и хорошо помучившись, пока он, путём проб и ошибок, приходит к более-менее правильному результату.

8. Точно также и с процессами, происходящими в нашем сознании. Для проведения активного осознания какого-либо относительно нового явления человеку приходится напрягать все свои интеллектуальные способности, и производить определённые операции анализа и синтеза внутри своего сознания, даже если он понятия не имеет о таких мудрёных терминах, как "анализ" и "синтез". Но вот когда процесс завершён, и в сознании человека сложилась определённая парадигма этого явления, то дальше его сознание действует уже "по шаблону", что называется без размышлений, а лишь "на основе предшествующего опыта". То есть, его сознание начинает "завязывать внутренние шнурки" сугубо механически, не занимаясь больше никаким таким анализом и синтезом, а просто привязывая к воспринимаемому готовую, шаблонную парадигму внутреннего восприятия.

9. Вообще говоря, процесс протекает следующим образом. Сначала происходит первая фаза восприятия, а именно - работа органов чувств и порождаемые ею в сознании субъективные образы - ощущения. Такого рода восприятие свойственно всему живому. Во всяком случае - высокоорганизованным формам жизни. Думаю, даже у самых примитивных форм, скажем - растений, или бактерий, эта цепочка работает точно также, то есть присутствует и восприятие, и какие-то порождаемые внутренние ощущения, пусть и весьма примитивные. Сложно, конечно же, говорить об образах в сознании бактерии, или, там дерева, но какое-то сознание присуще и им тоже. О чём говорят многочисленные научные опыты.

10. Скажем, растения, и даже примитивные инфузории болезненно реагируют на определённого рода неприятные им контакты, а болезнетворные бактерии умудряются меняться, и приспосабливаться к тем же смертельным для них антибиотикам. И такая реакция не может быть объяснена чисто автоматическим действием. Автомат не может сам по себе изменять поведение с изменением условий окружающей среды. Он будет производить заложенные в него программированием шаблонные действия в любой обстановке. Как тот робот-уборщик, который будет пытаться пылесосить траву и песок на лужайке, куда его вынесли, пока не сломается. И даже автоматы со сложным поведением проявляют не более сложности в поведении, нежели чем в них было изначально заложено программировавшим их создателем. Как только варианты поведения, заложенные им, исчерпаны, то сразу же обнаруживается, что никаких САМОМСТОЯТЕЛЬНЫХ приспособительных действий автомат совершить попросту не в состоянии.

11. Точно также и с теми же бактериями. Если мы полагаем, что там нет никакого сознания, его восприятия, и сознательного изменения параметров реакции на изменение внешней среды, то нам остаётся лишь признать, что бактерии были созданы неким гениальным Мастером, предусмотревшим исключительно сложный набор комбинаций, который крайне трудно исчерпать. Но тогда нам надо и себя, то есть людей признать такого рода автоматами, то есть на несколько порядков более сложными, но - не более чем механизмами. С чем вряд ли согласится любой, взявший на себя труд проанализировать своё сознание, и свои собственные ощущения. Ведь это и есть именно то, на основании чего мы отделяем ЖИВОЕ от НЕЖИВОГО.

12. Так вот - эта первая фаза, а именно - работа органов чувств и порождаемые ею в сознании субъективные образы-ощущения свойственна ВСЕМУ живому. И именно наличием этой самой фазы восприятия живое от неживого, согласно нашему опыту, и отличается. Образ, возникающий в сознании, должен формироваться на основании работы всех ПЯТИ органов чувств - зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Собственно, ощущения от этих органов чувств в сознание приходят постоянно, но частично они могут в формировании воспринимаемого "образа действительности" и не участвовать.

13. Скажем, в примере с солнечным пейзажем в основном работают зрение, и - частично осязание, и, в незначительной степени, слух и обоняние. Вкус там вообще не учувствует, ибо заглушен на постоянное внутреннее восприятие закрытого рта. Да и обоняние со слухом почти не работают. Во всяком случае в восприятии образа движения Солнца по небосклону они практически не учувствуют. Ну, разве что немного информации (о действии тепла) приходит от осязания, да и то опосредованно - Солнца на небосклоне непосредственно руками не пощупаешь.

14. Затем начинается вторая фаза, а именно - синтез ощущений с помощью внутренних представлений сознания, и имеющегося опыта, базирующегося на основании "зашитых" на уровне механистического восприятия шаблонов, основанных на осмыслении предыдущего чувственного опыта. Если последние отсутствуют, то синтез ощущений происходит с порождением представлений. Которые затем и откладываются во внутренней памяти, как некий опыт, для дальнейшего использования при последующей повторяемости ощущений. Именно в этом контексте говорят о новизне впечатлений, которая разнообразит рутину устоявшейся жизни.

15. Безусловно, впечатления от органов чувств никогда не бывают абсолютно одинаковыми. Но они могут быть достаточно однообразными, чтобы создавать ощущение одинаковости, благодаря чему наше сознание будет внутри себя постоянно как бы завязывать одни и те же "узелки" на одном и том же "шнурке", делая это уже совершенно автоматически.

16. Вот именно это и есть то, что зовётся "устоявшейся парадигмой восприятия". И эта самая "парадигма восприятия" и есть то, что человек полагает внешней реальностью, в которой он и существует, как определённая предметность среди предметностей в пространстве и времени.

17. В прошлый раз, в теме "Что именно мы воспринимаем", мы уже обсуждали с вами тот предмет, что реальность человека - это, по сути и есть его внутреннее восприятие, в котором, и - только в котором обретается весь образный чувственный мир его сознания.

18. Если отталкиваться от приведенного здесь выше примера с солнечным пейзажем, то восприятие человека таково, что он находится на плоской земле, из-за одного края которой "встаёт" маленькое, горячее Солнце, которое затем обегает небосклон, и "закатывается" за другой край земли. Варианты же осознания этого восприятия могут быть, при этом, совершенно различны.

19. Скажем, осознание средневекового крестьянина, базирующееся исключительно на осознании синтезируемых в его восприятии чувственных образов, и ТОЛЬКО на них, непосредственно вытекает из этого восприятия. В его осознании реальности оно так и есть, как по восприятию - маленькое Солнце крутится вокруг необъятно плоской земли. В его осознании земля именно бесконечно убегает за горизонт. Не в том смысле, что в его осознании присутствует абстрактный образ бесконечности, а в самом простом и примитивном смысле осознания - "она уходит в даль, и конца этому я не наблюдаю". Для его осознания всё, конца чего он не наблюдает - "бесконечно". А поскольку его сознание сугубо конкретно, а база этого осознания очень ограничена, то даже его фантазии весьма конкретны и ограничены. Поэтому и та внутренняя вселенная, в которой обитает его сознание, весьма ограничена в себе, и не выходит за рамки представлений его простого и конкретного восприятия.

20. У образованного человека, скажем, начала XXI века, осознание этого пейзажа будет принципиально отличатся от осознания средневекового крестьянина. Но - лишь в том случае, если он будет рефлексировать параллельно своему восприятию. Если он будет рефлексировать на основании опыта восприятия, основанного не непосредственно на восприятии пяти органов чувств данного пейзажа, а на основании неких абстрактных построений и выводов, основанных на более обширном опыте восприятия. Скажем - информации, заимствованной от абстрактных построений в сознании Коперника и его последователей. Но это осознание, ещё раз подчёркиваю, совершенно не будет оказывать НИКАКОГО влияния на собственно то его восприятие, которое возникает "в результате синтеза ощущений с помощью представлений и имеющегося опыта". Потому что имеющийся здесь "прошлый опыт восприятия" основан в его чувственном сознании исключительно на опыте такого же чувственного восприятия посредством пяти органов чувств - И НИ НА ЧЁМ ИНОМ.

21. Вот именно здесь, на этом примере, хорошо проявляется разница между восприятием, как ощущением реальности, и восприятием как результатом осмысления реальности. Для человека реальностью восприятия является именно та образная внутренняя реальность, которая возникает в его сознании, как завершающий синтез чувственных ощущений присутствующих внутри его сознания, а также имеющегося, внутри его чувственной памяти, предыдущего опыта этих самых ощущений. Он может ОСОЗНАВАТЬ, из какого-либо иного опыта, что всё это не более чем видимость восприятия, а не собственно реальность. И что реальность В СЕБЕ должна, по сути, выглядеть совершенно иначе. И что его восприятие есть не более, чем обман чувств. Но - это знание не будет, при этом, оказывать на его восприятие СОВЕРШЕННО НИКАКОГО ВЛИЯНИЯ. Во всяком случае - на его внешнее, непосредственно чувственное восприятие. Которое, хотя, и обретается во внутреннем его сознания, но, тем не менее, является именно внешним чувственным восприятием, ибо базируется непосредственно на чувственных ощущениях.

22. Оно может оказывать влияние на его ДЕЙСТВИЯ в этой самой реальности его чувственного восприятия. Которые, с точки зрения этого самого восприятия, будут выглядеть иррациональными. Скажем, конструктор, конструирующий ракету для выхода на орбиту, будет руководствоваться в своих действиях опытом, вытекающим не из своего собственного чувственного восприятия Земли, Солнца, Луны, а также предполагаемой в этом чувственном восприятии траектории ракеты. А из опыта внутреннего восприятия, заимствованного им из справочников по астрономии и ракетостроению. И, с точки зрения его чувственного восприятия, все его действия будут выглядеть полным нонсенсом. Ибо реальность круглой Земли, вращающейся вокруг Огромного Солнца выходит за опыт его НЕПОСРЕДСТВЕННОГО восприятия. Эта реальность есть не более чем АБСТРАКТНОЙ МОДЕЛЬЮ его внутреннего ОСМЫСЛЕНИЯ. Осмысления, которое он прилагает к реальности чувственного восприятия, сопрягает как-то в сознании с нею, но которая для него так и остаётся АБСТРАКЦИЕЙ ОСМЫСЛЕНИЯ, но НЕ РЕАЛЬНОСТЬЮ ВОСПРИЯТИЯ.

23. И даже если он получит конкретные доказательства верности и ошибочности этих моделей - то есть модели чувственного восприятия в сознании, и модели абстрактного осознания восприятия, скажем, построив ДВЕ ракеты - как по осмыслению из абстрактной модели, так и из реальности своего субъективного чувственного восприятия, и одна из них, созданная по абстрактным построениям, таки выйдет на орбиту, а другая, построенная по всем канонам вроде бы объективно существующей чувственной реальности упадёт обратно - изменит ли это хоть что-либо собственно в его чувственном восприятии реальности? Да никоим образом! Он будет воспринимать чувственную реальность, как ПРЕДМЕТ, доступный его восприятию в чувственных ощущениях, совершенно также, как и тот самый средневековый крестьянин! Абсолютно так же! Совершенно в одинаковых с тем чувственных ощущениях восприятия.

24. Вот если он сядет в ракету, и взлетит на орбиту, то, в процессе этого путешествия, он приобретёт НОВЫЙ ОПЫТ чувственных ощущений, и из этого опыта, НАХОДЯСЬ НА ОРБИТЕ, будет видеть реальность в новой плоскости восприятия. А именно - Землю, вращающуюся вокруг своей оси, и - Солнца. И пока он будет пребывать на орбите, реальность его чувственных ощущений будет именно такой - Земля, вращающаяся вокруг Солнца. В доступных его восприятию ощущениях. Но - ЛИШЬ ДО ТЕХ ПОР ПОКА ОН БУДЕТ ПРЕБЫВАТЬ НА ОРБИТЕ. Ибо стоит ему вернуться на Землю, как его чувственное восприятие опять будет воспринимать, с осознанием достоверности воспринимаемого, Солнце, вращающееся вокруг Земли. И хотя такое путешествие может оказать огромное влияние на его ОСОЗНАНИЕ, оно, тем не менее, не сможет оказать хоть сколь-нибудь заметного влияния на механизм его внешнего восприятия, который АБСОЛЮТНО зависит от своего собственного рефлекторного чувственного опыта восприятия, никак не связанного с контролируемой сознанием областью "ОСОЗНАНИЯ". Как, скажем, рефлексы тела, и процессы во внутренних органах, которые совершенно не контролируются человеческим сознанием.

25. Тут можно сказать, что у человека сознание состоит из некоего "тела восприятия", и обитающего в этом теле ОСОЗНАТЕЛЬНОГО элемента. И индивидуальное, личностное сознание у человека синтезируется посредством структур восприятия этого самого "тела восприятия", в котором все восприятия, как рефлексы в физическом теле, совершенно так сказать рефлексивны, и не только не зависят от ВОЛИТЕЛЬНО ОСМЫСЛИТЕЛЬНОЙ части, но и более того, оказывают на неё практически подавляющее влияние. Такое, что всё, что не согласованно с этими рефлексами, воспринимается как нечто абстрактное, то есть не имеющее НИКАКОГО чувственно реального существования.

25. Более того, если поместить в эту гипотетическую ракету средневекового крестьянина, взятого со своего поля, и проделать с ним тот же трюк, то на орбите и этот самый крестьянин будет воспринимать реальность вращения Земли вокруг Солнца именно как ЧУВСТВЕННУЮ РЕАЛЬНОСТЬ. Другой вопрос, что сам по себе он не сможет осознать того, что эти два восприятия составляют собою две различных точки восприятия ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ РЕАЛЬНОСТИ. И, по возвращении, он будет рассказывать, что ПОБЫВАЛ В ДРУГОМ МИРЕ, где есть "такая маленькая круглая планета, которая вращается вокруг огромного раскалённого шара".

26. Совершенно тот же подход с восприятием, основанный на этой наглядной модели, можно применить и ко всему остальному, что связанно с восприятием так называемого "мира природного". Человек может сколько угодно упражняться в абстрактом осознании того, что пространство и время - это только видимости, что все материальные предметы, согласно Латинскому Слову, есть лишь соответствиями предметов духовных, что вся материальная вселенная его чувственного восприятия - это лишь внутренний театр в его сознании, возникающий посредством воздействия на внешнюю степень его восприятия, и представительствующий собою духовное Царствие Господне, которое - вне протяженности и какой-либо изменчивости. И всё равно, в его чувственном восприятии она будет оставаться тем, чем она есть во внутреннем, "зашитом" в тело его восприятия осознании. А именно - трехмерным пространством, наполненным трёхмерными вещами, существующими, меняющимися и развивающимися по СВОИМ СОБСТВЕНЫМ внутренним законам, которые происходят от их собственного существования, зависящего от их собственного, реального бытия вне его сознания.

27. Ибо в его чувственном восприятии материальная вселенная - это АБСОЛЮТНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ. И если он признаёт существование Бога, то этот Бог с неизбежностью должен если уж и не присутствовать в этой самой материальной реальности как Абсолютная Вещь среди остальных вещей, то, по крайней мере СОСУЩЕСТВОВАТЬ с этой материальной реальностью, что называется - НА РАВНЫХ. Даже если, в его представлении, Он когда-то и задал начало её существованию. Пусть даже сосуществовать в некоей РАЗДЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ, как ДУХ, но всё равно - СОСУЩЕСТВОВАТЬ НА РАВНЫХ.

28. Единственное, что может его разубедить в этом, так это ИЗМЕННЕНИЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ его восприятия. То есть перенесение его восприятия из позиции "в материальном мире" в позицию "вне материального мира". Это и будет тогда для него как бы та самая "ракета" из предыдущего примера, посредством которой его чувственное восприятие будет "перенесено" в другую точку, откуда он будет воспринимать подлинную Реальность с ИНОЙ ТОЧКИ ВОСПРИЯТИЯ.

29. Но проблема заключается в том, что хоть он будет тогда воспринимать это всё с иной "точки", но воспринимать-то он будет по прежнему всё тем же самым чувственным восприятием. Что не будет оказывать на его ОСНОЗНАНИЕ воспринимаемого совершенно никакого влияния. Как в том примере со "средневековым крестьянином". Он также будет потом рассказывать, как он "побывал в другом мире". Он будет говорить о том, что есть мир природный, и мир духовный. Что это две совершенно различные реальности. Что в той реальности есть всё то же самое, что и в этой, но "как-то совсем по другому". И он НИКОГДА не сможет соотнести своего опыта с тем, что он видел ОДНУ И ТУ ЖЕ РЕАЛЬНОСТЬ. Но - просто с различных точек одного и того же чувственного восприятия.

30. Ярким примером здесь может послужить восприятие Божественного Слова. С точки зрения чувственного восприятия оно есть книгой, говорящей о вещах сугубо природных и материальных. В книгах Ветхого Завета это мифы о древнейших временах, и исторические мифы, или же хроники истории древнего иудейского племени. Плюс - поэзия о взаимоотношении этого племени и его мифологического Бога, с определённого рода вкраплениями видений "из другого мира". В книгах Нового Завета - это история жизни в материальном мире Богочеловека Иисуса Христа - исторической материальной личности среди других таких же исторических материальных личностей в материальном мире. В книгах Латинского Слова - описание реальных материальных историй древних церквей и народов, описание и анализ материальной истории иудейской и христианской церквей, вполне чувственные и материальные в своём текстовом изложении описания путешествий Сведенборга в "мир иной", вкупе со вполне абстрактной теологией и теософией, тем не менее, изложенной во вполне материальных терминах. Да, говорящей о "внутреннем смысле Слова", о "духовных аспектах бытия", о "нематериальном мире". Но восприятие-то всего этого у читателя, при всё притом - сугубо материально.

32. Да, сам Сведенборг был вознесен Господом в "иную точку восприятия ". Но был вознесен "в теле", то есть "пребывал среди духов не покидая своего тела природного". И именно потому, что Сведенборг мог пребывать ОДНОВРЕМЕННО в ДВУХ ВОСПРИЯТИЯХ, то есть в восприятии чувственном природном, которое и есть то самое "тело природного восприятия", которое есть подлинным "телом природным" у всякого человека, и в восприятии СВЕРХЧУВСТВЕННОМ, или же духовном, он и мог трансформировать восприятие сверхчувственное в восприятие чувственное природное. Но восприятие сверхчувственное в нём принадлежало не ему, то есть не было его собственным "телом духовным", а принадлежало в нём непосредственно Единому Господу. О чём он сам не раз свидетельствует в своих книгах.

33. Собственно это и есть те самые "тело природное" и "тело духовное", о которых постоянно упоминает Латинское Слово. То есть это есть "тело восприятия" с "зашитыми" в него рефлексами восприятия. Тело природное - это восприятие, которое воспринимает Господа от Вечности, а точнее говоря всё Его бесконечности, пребывающие в Нём в раздельном единстве, ВООБЩЕ. А тело духовное - это восприятие КОНКРЕТНЫХ ЧАСТНОСТЕЙ в Господе.

34. Как это было объяснено в номере двести восьмидесятом "Истинной Христианской Религии", где разбиралось различие между природным и духовным, когда Сведенборг объяснял Ангелам суть этого различия:

Вы в духовном мире субстанциальны, а не материальны, а субстанциальное есть начало материального. Что такое материя, как не сочетание субстанций? Таким образом, вы - в началах и поэтому в отдельном, мы же - в производных и составном. Вы - в частностях, мы же - в общностях. Как общности не могут войти в частности, так и природное, то есть материальное, не может войти в духовное, то есть субстанциальное. Точно так же корабельный канат нельзя вдеть или протянуть в ушко швейной иглы, или сухожилие нельзя ввести в одно из волокон, из которых оно состоит. Этим объясняется, почему природный человек не может мыслить так же, как духовный. (TCR 280)

35. Так вот, воспринимая в "тело", или же в своё собственное чувственное восприятие, восприятие Господне духовное, или же восприятие Господом Творения внепространственное и вневременное, Сведенборг имел из этого Господнего Восприятия Духовного ПОСТИЖЕНИЕ или же ОСНОЗНАНИЕ смысла природного Ветхого и Нового Заветов из духовного восприятия, откуда он и мог ВОСПРИНИМАТЬ смысл духовный Слова, и облекать его в доступные своему, а также и всякого иного человека восприятию природному рациональные формулы науки соответствий.

36. Но мы, в отличие от него, даже выучив все эти формулы наизусть, всё равно не воспринимаем скажем, буквального смысла Ветхого Завета иначе, нежели чем они пребывают в букве своей.

37. Да, мы можем ПЕРЕОСМЫСЛЯТЬ буквальные формы Ветхого Завета внутри себя, согласно формулам Латинского Слова. Мы можем, как конструктор ракет в предыдущем примере, руководствоваться именно этим переосмыслением при прокладывании своего курса жизни согласно заповедям этого Писания. Хотя принципы, которыми мы руководствуемся, часто кажутся противоречащими букве Ветхого, да и Нового Заветов. И результат получается более удачным, чем если б мы следовали своему прямому чувственному восприятию. Но мы - НЕ ВОСПРИНИМАЕМ всего этого непосредственно. И даже более того, если б нас, как того средневеково крестьянина, поместили бы в "духовную ракету" (на что многие, кстати сказать, неразумно напрашиваются, движимые чувством собственного несмирения), то мы бы всё равно НИКОГДА не увидели бы Единого Слова в Его ДВУХ смыслах. А по возвращении всё равно видели бы ДВЕ реальности Слова, и на наше его восприятие это не оказало бы НИ МАЛЕЙШЕГО ВЛИЯНИЯ!

38. Более того, это не оказало бы никакого влияния и на наше ОСМЫСЛЕНИЕ Божественного Слова, во всех его смыслах. Ибо, как в вышеприведенном примере, конструктор ракет, даже никуда не летая, по своему образованию, будет владеть гораздо лучшим осмыслением астрономии и космогонии, даже если он никогда не покидал своего кабинета, чем средневековый крестьянин по впечатлениям своего ЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ, даже если его провезти на звездолёте по всей видимой вселенной с заездами во все галактики. Хотя у последнего, при этом, будет и гораздо больше ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА, разумеется. Но вот уровень ОСМЫСЛЕНИЯ этого опыта будет крайне низким, а ценность качества этого осмысления будет практически нулевой.

39. Откуда и следует тот вывод, что, оставаясь ну уровне чувственного восприятия, индивидуум не приобретает практически ничего, кроме существования. Качество же его существования зависит исключительно от уровня ОСМЫСЛЕНИЯ этого восприятия.

40. Ибо у демонов ада восприятие совершенно такое же как и у ангелов неба. Их духовные восприятия, или же духовное тело ничем не отличаются. Отличается же качество их существования, которое зависит от ОСМЫСЛЕНИЯ воспринимаемого. Ибо ангелы неба это воспринимают по Божественной перцепции - небесные, от перцепции, исходящей от ИХ собственного волительного начала, которое в них есть Небесное Господне, а духовные - от перцепции, исходящей от Господнего Духовного Начала, которое в них принадлежит волнительному ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО И ЕДИНСТВЕННО ОТ Господа. Демоны же ада обладают "чёрной перцепцией" проистекающей от их собственного волительного извращённого, или же не оживотворяемого Господом, а наоборот, в этом начале постоянно погибающего. А так - восприятие у них у всех одно и то же. Духовное восприятие определённых Господних частностей от вечности.

II

1. На протяжении нескольких предыдущих занятий мы с вами обсуждали значение такого понятия, как восприятие в человеческом сознании. Если вы вспомните, мы рассматривали его как определённого рода физиологическую способность, которая присуща человеческому сознанию, и благодаря которой это сознание чувствует, воспринимает, и, в общем и целом, существует. Ибо в первом приближении вполне однозначно можно утверждать, что человеческое сознание - это есть восприятие вкупе с осмыслением воспринимаемого.

2. Мы также пришли к тому заключению, что хотя восприятие в человеческом сознании и кажется происходящим "снаружи внутрь", но, что на самом деле, по сути это есть процесс, присущий внутренним состояниям сознания.

3. В процессе двух предыдущих занятий я сознательно отошёл от догматического, или же отталкивающегося исключительно от буквы Латинского Слова подхода к рассмотрению этого вопроса, а сосредоточился на рассмотрении его исключительно с точки зрения того чувственного восприятия, которое свойственно сознанию нашему, когда оно опирается сугубо на опыт восприятия пятью своими органами чувств. И именно с той целью, чтобы показать, что осмысление восприятия, основанное исключительно на этих чувственных ощущениях, есть не более чем ВИДИМОСТЯМИ ВОСПРИЯТИЯ. Видимостями, неизбежно лимитированными сугубой ограниченностью этого восприятия. И поэтому являющимися видимостями, что называется - "по определению".

4. Или же, иначе говоря, что такого рода восприятие есть, по своей структуре, не более чем восприятием ограниченным, и, таким образом, восприятием одних лишь видимостей. А сознание, формируемое некритически на основе такого восприятия, будет не более чем комплексом видимостных форм, ложностей, и заблуждений. А также проистекающим из этих ложностей осознания потоком совершенно ошибочных намерений, стремлений и побуждений волительного начала такого сознания.

5. Теперь же я хотел бы вернуться к определениям Латинского Слова, и показать, какое именно определение понятия "восприятие" может быть извлечено нами оттуда. Ибо все представления человека Церкви должны быть формируемыми и извлекаемыми исключительно из Божественного Откровения, или же Господнего Слова.

6. Тут, правда, необходимо помнить, что наше сознание природное в состоянии извлекать из Божественного Слова лишь присущее его смыслу буквальному. И хотя Божественное Слово в себе неограниченно и Божественно, тем не менее всегда необходимо помнить, что НАШЕ восприятие Божественного Слова ограничено степенью свойственного нам несовершенного восприятия. И в этой ограниченности мы видим там лишь то, что доступно нашему восприятию, и - не более этого. То есть, мы по определению пребываем в видимостях осознания ограниченного опыта нашего чувственного восприятия. Хотя это ограниченное восприятие и может быть просветляемо от Господа, обращаясь тогда из ложностей ограниченного осознания в видимости ограниченного просветлённого восприятия. Если мы, при этом, конечно же, допускаем Господу расформировывать в нас ложности нашего ограниченного осознания Слова.

7. Ибо, согласно Писанию:

Божественности, или же бесконечности не постигаемы иначе как посредством конечностей, о которых человек может иметь определённое представление. Вне представления, лишённого конечностей, и, особенно принадлежностей пространства и времени, человек не может постигать ничего Божественного, и ещё менее - бесконечного. Ибо вне представления о пространстве и времени человек не может иметь никакого мышления вообще. Ибо относительно своего тела он обретается во времени, и, таким образом (он обретается там) относительно своих помышлений, которые (в нём существуют) от внешних органов чувств; тогда как ангелы, не обретаясь во времени и пространстве, обладают представлениями о состоянии, по каковой причине пространства и времена в Слове означают состояния. (AC 3938)

8. Опираясь на всё, что прозвучало в наших последних занятиях, можно увидеть, что здесь "тело", относительно которого человек обретается "во времени", означает именно "тело внутреннего чувственного восприятия природного". Которое, по сути, также есть СОСТОЯНИЯМИ ВОСПРИЯТИЯ СОЗНАНИЯ. Внешними представительностями которого как раз и являются внешние предметности этого восприятия. А именно - пространства, времена, и предметности этих пространств и времён. Которые, то есть пространства, времена и предметности, есть не более чем представительностями, существующими лишь в этом самом восприятии, а не в каком-либо реальном пространстве и времени, состоящем из самосущных предметностей.

9. И поскольку это "тело восприятия" у человека базируется на его чувственных восприятиях, то даже в самом лучшем случае он не в состоянии, как это было здесь, в этой цитате показано, воспринимать ничего Божественного, и, тем более бесконечного, если оное не будет приспособлено к этому самому его "телу восприятия". По крайней мере, пока он обретается в этом самом "теле восприятия", и пока он его не совлечётся. Процесс какового совлечения, для его восприятия ВНУТРЕННЕГО, и представляется ему процессом совлечения ВНЕШНЕГО природного тела, и облачения во ВНЕШНЕЕ тело духовное. Через каковой процесс в нём, собственно и может быть сформировано осознание происходящих в нём внутренних преобразований. Ибо только так, а не иначе его личностное восприятие и может быть сформировано.

10. И, кстати, не только у человека. Мы об этом уже говорили на одном из предыдущих занятий, где это подробно показывалось цитатами из Латинского Слова. Там было показано, что так называемая "внешняя реальность", или же так называемая "внешняя реальность мира духовного" для ангелов и духов, которая в себе есть лишь видимостями их внешнего восприятия, представительствующими, по соответствиям, процессы внутренней смены их состояний сознания, и существует как раз потому, что ангел в небе, или же какой иной дух только через эти видимости восприятия и может осмыслять и постигать эти самые внутренние процессы восприятия жизни от Господа, в нём происходящие. Через каковое осмысление формируется его индивидуальное сознание.

11. Ибо его индивидуальное, совершающееся по его личностному качеству восприятие жизни от Господа, происходящее в нём по нисходящей последовательности, не принадлежит его индивидуальному личностному восприятию, и есть в нём принадлежностью исключительно Господней. И не только в ангеле, но и в любом духе, в том числе даже и адском. Но вот присвоение этого нисхождения в нём, совершаемое в восходящей последовательности, посредством чего образуется его ЛИЧНОСТНОЕ восприятие жизни от Господа, совершается в его осознании именно посредством "тела восприятия", заключающегося в видимостях существования этого "как бы" внешнего духовного мира с пространствами и изменчивостями, в котором он "как бы" пребывает своим духовным органическим телом, со всеми его "как бы" внешними органами чувств.

12. Именно по этой причине пространства и времена и являются базовыми основаниями для этой "как бы" внешней реальности. Как в восприятии у ангелов, духов, и демонов, так и в восприятии у людей. Ибо они, по соответствиям, отражают для внешнего восприятия те базовые внутренние состояния сознания, которые являются основной для формирования всякого индивидуального существования.

13. Как это было показано в Латинском Слове:

Существуют два состояния [духовных], или же состояние, соответствующее пространству и состояние, соответствующее времени. Состояние, соответствующее пространству, есть состояние относящееся к бытию, и состояние, соответствующее времени, есть состояние относящееся к существованию. Ибо существует два начала, которыми человек сотворяется, а именно - бытие и существование. Человеческое бытие - это ничто иное, как восприятие вечного, исходящего от Господа, ибо люди и ангелы есть не более чем восприемниками, или же формами восприемлющими жизни, исходящей от Господа. Восприятие жизни есть то, что определяемо как существование. Человек верит, что он есть, и таким образом (есть) от себя самого, хотя, на самом деле, это неправда, что он есть сам от себя, но он просто существует. Ибо "бытие" есть исключительно в Едином Господе, и называемо "Иеговою" ("Сущим") Из бытия, которое есть Иеговою, есть всё, что является, как существующее. (представляется как существующее). (AC 3938)

14. Бытие и существование, согласно Латинскому Слову, связаны, как содержание и форма. Существование есть формой бытия, а бытие есть содержанием, или же сущностью этой формы.

15. Господь в себе есть Божественная Любовь, которая существует как абсолютное Божественное Истинное, или же Божественная Премудрость. Божественное Бытие, или же Божественная Любовь в себе абсолютно неизменчива, а Божественное Существование, или же Божественное Истинное в себе неограниченно. Именно поэтому Господу в Себе и приписываемы атрибуты вечности и бесконечности. Не как положительные качества, а как отрицающие определения. Отрицающие всякую Его в себе изменчивость и ограниченность. Поскольку Он есть Абсолютное Существование в Абсолютном Бытии, то Он есть в Себе и абсолютная Жизнь.

16. Человек, дух или же ангел есть ограниченное восприятие этой самой Абсолютной Жизни. Собственно творение, или же сознание "как бы" отделённое от Господа в Самом Себе и возникает именно как ОГРАНИЕЧЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ этой самой Абсолютной Жизни.

17. Как это было сказано в вышеприведенной цитате, тварное сознание есть"восприемлющей формой жизни, исходящей от Господа". То есть тварное, или же "как бы" отделенное сознание появляется в Господе тогда, когда образуется определенная отделённая форма восприятия.

18. В Самом Себе Господь Себя воспринимает абсолютно и неограниченно. Именно это самое неограниченное восприятие Себя и есть Божественным Существованием Божественного Бытия. Но вот когда форма восприятия КАК БЫ отдаляется от абсолютности Божественного Бытия в Себе, то появляется существование КАК БЫ отделённое от Божественного Существования в себе.

19. В этом определении "как бы" относится не собственно к существованию, ибо существование продолжает оставаться существованием, хотя и обращается в существование относительное, а "как бы" здесь относится именно к ОТЕДЛЁННОСТИ от его Бытия. Ибо не может быть формы без своего содержания. Не может быть существования без бытия. Или - с меньшим количеством бытия. Ибо любая форма ВСЕГДА соответствует своему содержанию. И форма без содержания, или же с содержанием, не соответствующим форме - это чистой воды фикция, которая не может существовать по определению.

20. Отделённость восприятия от Собственного Божественного Бытия в Господе не есть фикцией. Или - даже видимостью. Так как это есть часть Его Собственного Существования, то эта отделённость в Нём есть одной из тех "бесконечностей", который в Нём пребывают в "раздельном единстве" (см. DLW 17) В этой отделённости Божественное Бытие воспринимается не как "присущее Себе", а как "исходящее от Себя". Вот Божественное Бытие "исходящее от себя" уже и есть чистой воды видимостью. Ибо Божественное Бытие не может исходить никуда ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ, ибо нет ничего такого вне Бога куда хоть что-нибудь могло бы там "исходить". Тут эта видимость восприятия порождается реальной особенностью восприятия. Вроде, скажем, того, как видимость восприятия движения Солнца вокруг Земли порождается некоей реальной особенностью реального восприятия.

21. Вопрос о механизмах этого "выделения восприятия" в Господе от вечности, или же в Господе как Он есть Сам в Себе, обсуждать попросту бессмысленно. Ибо что может обсуждать ограниченность о процессах в Абсолютности? Нам достаточно знать лишь абсолютную необходимость существования такой структуры в Господе от вечности, или же Господа в Самом Себе, ибо свидетельством оного является наше собственное существование.

22. Ибо бытие нашего существования как раз и есть такое восприятие вечного Господом в Самом Себе. И это восприятие в нас, ещё раз подчеркну - принадлежит исключительно и единственно Самому Господу. Это есть Господне Восприятие Себя Самого как бы отдельно от Себя же Самого. Где "как бы" относится не собственно к восприятию, а к отдельности, или же собственно качеству этого восприятия.

23. И наше существование и есть КАЧЕСТВО этого самого восприятия. Именно поэтому мы и КАК БЫ существуем. То есть наше существование не есть существованием абсолютным, но существованием обусловленным. Обусловленным КАЧЕСТВОМ этого самого Господнего Восприятия, существующего в РАЗДЕЛЬНОМ ЕДИНСТВЕ с остальными Его восприятиями в Самом Себе. Ибо, ибо - стоит Господу ИЗМЕНИТЬ качество этого восприятия в Себе самом с того относительного аспекта, которое обеспечивает наше бытие на аспект восприятия абсолютный - и наше существование тут же испарится. Как комета, упавшая на поверхность Солнца.

24. Можно было бы даже сказать, что в Господе от вечности существует как бы иерархия восприятий. Которые пребывают в раздельном единстве. Хотя, по сути, это ОДНО И ТО ЖЕ ВОСПРИЯТИЕ, пребывающее в Себе в РАЗДЕЛЬНОМ ЕДИНСТВЕ. Где его бесконечное разнообразие обеспечивается раздельностью этого Единства. И основа этого восприятия - восприятие Господом Самого Себя в Своей Абсолютности. А частность этого восприятия - это восприятие Себя как бы "со стороны". В бесконечном разнообразии такого восприятия.

25. Ибо, думаю, излишне говорить, что это самое "восприятие себя со стороны" не делится на бесконечное количество различных, самостоятельно существующих в Господе от вечности восприятий. Оно есть в себе Одним Единым Восприятием. Именно поэтому в Латинском Слове и говорится о "Большом Небесном Человеке", а не о множестве этих самых "небесных человеков". Но вот в этом единстве существует бесконечное разнообразие аспектов этого самого единого восприятия. И каждый из таких аспектов - это КАК БЫ самостоятельное существование каждого как бы ОТДЕЛЬНОГО сознания в Творении. Ибо, согласно Слову - "восприятие жизни есть то, что определяемо как существование"

26. И поскольку бытие нашего существования есть ограниченным восприятием Своего вечного Господом в Самом Себе то оно связано с Божественным Бытием сугубо опосредовано. Именно поэтому в Слове, по соответствиям было сказано, что Божественное исполняет все пространства отдельно от пространств, и все времена отдельно от времён. Если понимать это выражение по парадигме восприятия существования вещных времён и пространств в вещной вселенной, то это утверждение выглядит чем-то совершенно непостигаемым. Но если понимать, что пространства и времена здесь означают состояния бытия и существования сознания в творении, где его бытием есть восприятие Господом Самого Себя как бы оделённое от Самого Себя, то всё становится на свои места, и это утверждение начинает сверкать совершенно изумительным светом небесным.

27. Оно тогда начинает означать, что восприятие Божественной Любви и Божественной Премудрости хоть и обуславливает бытие и существование тварного сознания, но присутствует в этом сознании опосредованно. То есть, что хотя бытием тварного сознания и есть Божественное ограниченное восприятие Самого же Себя, но его существование, или же его личностное восприятие отделено от этого восприятия Господнего раздельной степенью. Ибо Господне Восприятие, пусть даже и ограниченное, в себе есть абсолютно субстанциональным, тогда как форма восприятия в тварном сознании совершенно композитна. То есть состоит из множества элементов восприятия. Каждый из которых - также композитен. И вся эта композитность композитности хоть и является множественной переливчатой рефлексией Господнего ограниченного восприятия, которое и Есть Солнцем Неба, и его Светом Небесным, но даже в своих основах вовсе не состоит из Его субстанциональности. Хотя эта субстанциональность является основной существования этого самого тварного сознания.

28. Для пояснения тут можно было бы привести опыт осмысления физики макромира. Где учёные долго искали тот абсолютный материальный "элементарный кирпичик" из которого, будто бы, состоит всё это бесконечное разнообразие композитных материальных тел. Но, в результате, ничего такого "абсолютно материального" на дне своих экспериментов так и не отыскали. А отыскали лишь рефлексии, на субатомном уровне, каких-то загадочных энергетических процессов. Которые никак не могут быть идентифицированы как эти самые так долго взыскуемые абсолютные материальные кирпичики. Каковой пример, собственно, лишь отражает, в чувственно воспринимаемых соответствиях, внутренние структуры духовных состояний тварного сознания.

29. Именно поэтому Латинское Слово и говорит затем, что:

Бытие Господне, или же Иегова не может быть сообщаемо никому, но лишь Божественному Человеческому. Оно было соделано Божественным Сущим, или же Иеговою. Существование также относимо к Господу, но лишь тогда, когда Он был в мире, где он облёкся в Божественное Сущее. Но после того как Он стал Божественным Сущим, Существование уже не может быть к Нему относимо, как лишь только нечто, от Него исходящее. Исходящее от Него представляется Сущим в Нём, но оно не в Нём, но от Него, и сотворяет человеков, духов и ангелов сущими, или же живущими. Ибо в человеке, духе и ангеле существование есть жизнью, и жизнь его есть вечным благополучием. Благополучие же вечной жизни есть то, что, в смысле высшем, соответствует вечному от Божественного Сущего Господа. (AC 3938)

III

1. О сотворении человека Латинское Слово, в книге Тайны Небесные, говорит следующим образом:

Существует два начала, которыми человек сотворятся, а именно - бытие и существование. Человеческое бытие - это ничто иное, как восприятие вечного, исходящего от Господа, ибо люди и ангелы есть не более чем восприемниками, или же формами восприемлющими жизни, исходящей от Господа. Восприятие жизни есть то, что определяемо как существование. Человек верит, что он есть, и таким образом (есть) от себя самого, хотя, на самом деле, это неправда, что он есть сам от себя, но он просто существует. Ибо "бытие" есть исключительно в Едином Господе, и называемо "Иеговою" ("Сущим") Из бытия, которое есть Иеговою, есть всё, что является, как существующее. (представляется как существующее). (AC 3938)

2. Сотворение человека, разумеется, совершается отнюдь не в пространстве и по времени. Ибо пространства и времена, согласно Латинскому Слову, есть лишь соответствиями внешнего, чувственного восприятия, отражающими те состояния духовные, посредством которых совершается сотворения человека. Согласно Латинскому Слову: "существуют два состояния [духовных], или же состояние, соответствующее пространству и состояние, соответствующее времени. Состояние, соответствующее пространству, есть состояние относящееся к бытию, и состояние, соответствующее времени, есть состояние относящееся к существованию" (AC 3938) И поскольку сотворение человека совершается именно существованием из бытия, то отсюда видно, что пространство и время есть лишь рефлексиями процесса сотворения человека в его внешнем чувственном восприятии.

3. По видимостям чувственного восприятия человек природный обретается в пространстве, где он существует в изменчивостях по времени. По этим видимостям сотворение человека происходит посредством его материального зачатия в утробе, как некоей материальной биологической формы, последующего материального вынашивания и материального же рождения, путём извлечения из утробы.

4. Но что это всё лишь видимости восприятия, представительствующие, по соответствиям внутренние процессы состояний сотворения его сознания - это можно установить лишь по рациональным истинностям смысла буквального Латинского Слова. Именно эти рациональные истинности и говорят нам, что все времена и пространства, со всеми содержащимися там пространственными формами, и временными изменениями этих форм есть не более чем представительствующим театром. Театром, в котором, по соответствиям, представительствуются состояния духовные, то есть состояния пребывающие вне всякой размерности и изменчивости. Ибо, согласно Латинскому Слову, в мире духовном размерности и изменчивости, которые там также присутствуют как атрибуты чисто внешнего восприятия, есть не более, чем видимостями внешнего чувственного восприятия.

5. И, как мы выяснили на протяжении ряда последних занятий и проповедей, и материальные представительствующие формы также есть лишь театром, существующим во внутреннем восприятия человеческого сознания. То есть, они не существуют как некая самостоятельная и самосущная материальная реальность вне человеческого сознания, а есть лишь реальность виртуальная, которая существует лишь в этом самом чувственном восприятии, как результат "равновесия сфер" различных чувственных восприятий. При этом все эти чувственные восприятия не являются самостоятельно существующими отдельными восприятиями, а есть лишь различными аспектами одного и того же, единого в Себе, и в Себе же максимально ограниченного Господнего восприятия.

6. Сотворение человека, в последних началах, есть лишь частью Творения вообще. Которое включает в себя сотворение всей этой пирамиды "нисходящих сфер" - вершиной которой есть Солнце мира духовного, или же Божественное Восприятие Господом Самого себя КАК БЫ вне Себя Самого, а подножием, или же основанием, служит максимально ограниченное, или же так называемое "природное восприятие", которое и есть восприятием человеческим.

7. Как мы уже говорили, под "восприятием" здесь имеется восприятие Жизни от Господа. То есть "восприятие природное" - это восприятие жизни от Господа максимально ограниченное, или же максимально ограниченное восприятие Им Себя же Самого. Ограниченное настолько, что появляется потенциальная возможность даже полного забвения Самого Себя в определённых аспектах такого восприятия. А именно в тех его аспектах, в которых происходит злоупотребление свободой воли в этом восприятии.

8. То есть само "восприятие жизни" в таком случае продолжается. Но вот качество этого восприятия меняется настолько, что в нём Господь от вечности уже не воспринимается по Своему Собственному качеству, то есть как нечто Абсолютно Человеческое и нераздельное в Себе, но воспринимается как нечто мёртвое и максимально раздельное. То есть, как некая самосущная материя, из которой, будто бы, состоит существование некоего "внешнего мира", в котором человек обретается как самостоятельная вещь среди вещей, существование и выживание которой зависит исключительно от его личной предусмотрительности, ловкости и изворотливости.

9. В этом качестве "восприятия жизни" все жизненные силы такого восприятия направлены исключительно на поддержание существования этой самой "материальной вещи" за счёт остальных "материальных вещей". Сродство с которыми воспринимается лишь в одном аспекте - а именно аспекте так сказать "питательном". То есть, исходя из того подхода, что они могут быть чем-то полезны и приятны лишь потому, что могут служить для отъёма и присвоения нужных материальностей, для поддержания существования вот именно моего личного материального тела.

10. Такой подход в осознании посредством материального восприятия есть лишь соответствием процесса творения человеческого сознания происходящего, на самом деле, вне всякого пространства и времени. Но - по аспектам восприятия, строящемся на абсолютизации существования того, что есть не более чем видимостью чувственного восприятия, а именно - восприятия материальной вселенной пространства и времени как чего-то действительно и реально существующего. И - сознания воспринимающего как производной функции от этого, вроде бы реально существующего материального мира.

11. Вот тут, в этом аспекте восприятия и появляются те роды любви, которые изначально в "сотворении" не присутствовали. А именно - любовь собственного и любовь мирского.

12. "Изначально" здесь, понятно, означает не по времени в пространстве, а по качеству творения в самой последней, или же в самой максимально ограниченной степени восприятия.

13. В этой самой последней, или же самой ограниченной степени восприятия Господнего человек возникает как "восприятие вечного, исходящего от Господа". Как мы уже говорили об этом в прошлый раз, здесь реальным является собственно само восприятие (принадлежащее Господу), и то вечное, которое им воспринимается. А вот видимостью восприятия является то, что это вечное "исходит от Господа". Ибо поскольку ничего не существует такого вне Господа, куда Он мог бы "изойти", то видимость такого "исхождения" есть, на самом деле следствием добровольного самоограничения, накладываемым Господом на Своё собственное восприятие. Где даже это ограничение, само по себе, вполне реальное в Нём Самом, ибо есть реально существующим составляющим Его восприятия в Себе Самом. Но вот следствие такого самоограничения в этом восприятии, или же восприятие Себя Самого как исходящего от Себя Самого, вот оно и есть той самой видимостью восприятия, благодаря которой всё творение и представляется существующим.

14. Здесь и лежит собственно разница между бытием человека, которое также есть исключительно Господней Принадлежностью в человеке, и собственно Бытием Самого Господа. Согласно Латинскому Слову - ""бытие" есть исключительно в Едином Господе, и называемо "Иеговою" ("Сущим") Из бытия, которое есть Иеговою, есть всё, что проявляется, как существующее." (AC 3938) То есть из Господнего Бытия, которое присутствует как суть Его самоограниченного восприятия, рождается существование людей, духов и ангелов. Но этому существованию Господне бытие не может быть сообщено непосредственно, ибо "Бытие Господне, или же Иегова не может быть сообщаемо никому, но лишь Божественному Человеческому" (AC 3938) Поэтому бытие в этом существовании есть бытием чисто иллюзорным. Иллюзорность же лежит не собственно в самом бытии, ибо оно, как раз, вполне реально, и есть сущностью, формой которой является Господне ограниченное восприятие, но в его КАК БЫ отделённости от собственно Бытия Господня в Себе Самом.

15. Даже в самоограниченном Господнем восприятии Его бытие присутствует во всей Своей полноте. И восприятие присутствует во всей своей полноте. Но вот полнота восприятия при этом ограничена. И само по себе ограничение тоже есть нечто полное и абсолютное в Господе. А вот результат такого восприятия - вот он-то и есть той видимостью восприятия Самого Себя, которое и есть существованием человеков, духов и ангелов.

16. Тут надо заметить, что различие аспектов этого самого восприятия относится не только к каждому такому "отдельному личностному восприятию" в целом, но к структуре каждого такого "отдельного личностного восприятия" в частности. Что это значит? А то, что хотя человек, дух, или же ангел и чувствует себя как некое цельное, или же единое личностное восприятие, на самом деле это самое "цельное восприятие" состоит, в свою очередь, из бесчисленного множества частных аспектов, которые в сумме, или же в синтезе и порождают чувство некоего "единого личностного восприятия".

17. Это можно сравнить с тем, как у человека в теле происходит бесчисленное множество биологических и химических процессов, бесчисленное множество сокращений органических волокон, выделений всяческих органических жидкостей и секреций, сокращений мускульных волоконец, бесчисленных электрических импульсов, бегущих по нервным волокнам. И, тем не менее, человек ощущает себя неким единым сознательным целым, а не простой суммой всех этих бесчисленных материальных процессов, происходящих в его теле. Он действует, чувствует, и воспринимает себя как это самое единое целое.

18. Точно также и с восприятием. Сознание у человека формируемо синтезом бесчисленного количества ограниченных частных восприятий Господом Самого же Себя от Вечности. В каждом таком частном восприятии, в свою очередь состоящем из бесчисленного количества частных аспектов, присутствует ограниченный частный аспект восприятия полноты Господа от вечности, который в этом восприятии обретает существование представления о какой-либо ОГРАНИЧЕННОЙ ПРЕДМЕТНОСТИ. Которая существует лишь в ограниченности этого частного восприятия, и есть лишь видимостью, являющейся следствием ограниченности этого восприятия.

19. Поэтому все эти предметности ограниченного восприятия существуют лишь КАК БЫ. Ибо реально никаких таких предметностей нет. Есть лишь полнота какого-либо аспекта Господнего Единства от Вечности, воспринимаемая ограниченно. В котором есть реально существующее Его Восприятие Самого Себя. Есть реальное ограничение этого Его восприятия в Самом Себе. В результате которого и возникает КАК БЫ предметность, существующая лишь в воображении этого самого ограниченного восприятия. То есть Господь ВООБРАЖАЕТ в Себе все эти предметности, и ограниченностью Своего Восприятия сообщает им КАК БЫ абсолютность их существования. А вот из этих бесчисленных ВООБРАЖАЕМОСТЕЙ Его восприятия и рождается сознание человека, ангела или же духа.

20. Причём это не разные сознания, а это разные уровни одного и того же сознания. Рождающиеся путём всё более и более нисходящего ОГАРНИЧЕНИЯ восприятия. От самого высшего ВООБРАЖАЕМОГО сознания, или же Господа в Творении, то есть Господа Существующего КАК БЫ вне Себя Самого. И - до самого низшего, или же уровня восприятия природного и материального. То есть, до человека как вещи существующего в некоем абсолютном вещном мире, существующим по своим собственным абсолютным "природным законам".

21. И всё это бесчисленное разнообразие этого самого "мира природного", на самом деле, есть лишь следствием кажущейся раздельности бесчисленных аспектов восприятия Единого в Себе Господа от вечности. Именно кажущаяся раздельность этих самых бесчисленных аспектов восприятия и создаёт эту кажущуюся бесчисленность разнообразия форм мира творения. Как, скажем, одна-единственная свеча, отражаясь от неисчислимого множества зеркал с разнообразной кривизной и чистотой полировки поверхностей будет создавать в восприятии иллюзию наличия бесчисленного множества КАК БЫ реально существующих свечей в самых различных направлениях. И если такое восприятие самоограничится, или же абстрагируется от знания о том, что, на самом деле, реальны лишь одна свеча и множество зеркал, то оно погрузится в полную иллюзию того, что существует некий реальный мир бесчисленных реально существующих свечей, в котором есть ОДНА СВЕЧА более, так сказать, ИДЕАЛЬНАЯ, чем все остальные. Но - лишь одна из многих. Пусть и лучшая. А может, и вообще не лучшая, чем все остальные.

22. Вот так и рождается, собственно, материалистическое восприятие приписывающее некое реальное существование миру внешнего чувственного восприятия. СОЗДАЮЩЕЕ для себя эту самую "реальность самосущностной материальной вселенной" в осмыслении результатов своего чувственного восприятия. В каковой "материальной вселенной" Бог существует как личность среди не менее реальных личностей. Или - которого существование которого отрицается вообще, а утверждается лишь бесчисленное количество личностей возникших "из материи". Каковая материя тогда единственная признаётся реально существующей.

23. То есть такое ограниченное восприятие, при отсутствии наставляющего наития, в результате обращает всё в свою противоположность. Единственно реально существующее - или же Господь в Своём Божественном Человеческом, объявляется фикцией, а полная фикция восприятия, или же "материя", объявляется единственно реально существующей, хотя и абсолютно мёртвой в себе вещью. И, исходя из такого восприятия, жизненные силы направляются не на внутреннее восприятие жизни, то есть Любви к Господнему Доброму ради Него Самого и Любви к Ближнему ради этого самого Господнего Доброго, но на убивание этих любовей в конкретных деяниях, направленных на противоположные этим любвям служения. То есть - на обращение восприятия Жизни от Господа в превращение состояний частного восприятия в духовную смерть. Каковой есть существование из любви собственного и любви мирского отделённого от целей высших любовей.

24. Всё это бесчисленное множество частных аспектов ограниченного Господнего восприятия, которое есть не множеством различных отдельных восприятий, а именно множеством различных частных аспектов одного и того же ограниченного восприятия, которое мы называем "Господом в Творении", так вот, всё это множество существует в определённой поступательной иерархии. Где существуют, так сказать, "ареалы восприятий", сгруппированные по степеням сплошным, и степеням раздельным.

25. И эти ареалы сосуществуют между собой, как вложенные друг в друга матрёшки. Каждая степень, или же каждый такой ареал воспринимается как отдельный "мир", в своей собственной степени восприятия. Или же КАК БЫ отдельно существующая вселенная. Есть ареал степени восприятия небесной, который есть как бы вселенной небесных видимостей восприятия. Есть ареал мира восприятия духовный, который есть как бы вселенной духовных видимостей восприятия. Есть ареал восприятия адский (по сути - низшая фракция природно-духовного восприятия), который есть как бы вселенной адских видимостей восприятия. И есть, наконец, ареал восприятия природный, в котором все высшие раздельные степени восприятия пребывают в степени восприятия сплошной, и который есть как бы материальной вселенной. Которая представляется в этой степени восприятия как бы абсолютно и реально существующей, но которая есть, на самом деле, вселенной небесных, духовных и адских видимостей восприятия, собранных как бы в единую видимость восприятия.

26. Но всё это, понятно, не разные раздельные миры, существующие сами по себе, но - всё это бесчисленные аспекты восприятия, построенные по определённой единой схеме, отражающей и представительствующей, по соответствиям, Господне Человеческое от вечности.

27. В каждом аспекте этого восприятия Господне Человеческое присутствует, пусть и в ограниченном качеством этого восприятия проявлении, во всей полноте Своего Человеческого. Хотя это полнота относится не собственно к данному аспекту восприятия, ибо Божественное Человеческое, хотя и составляет самую суть восприятия этого аспекта, но, тем не менее, присутствует в нём отделено от качества этого аспекта восприятия. Но Господь "нисходит" в это восприятие именно во всей полноте Своей, и проявляется там всем Своим Божественным Человеческим, отчего каждый такой аспект восприятия есть аспектом именно полноценного восприятия человеческого из человеческого.

28. По этой-то причине всякий человек, дух или же ангел чувствует и воспринимает как человек. А также чувствует и воспринимает себя самого человеком, а других, вокруг себя - людьми. Не только в общем аспекте, но и в каждой малейшей частности своего восприятия. Ибо:

Всякое благо и истина, исходя от Господа и образуя небеса, являются в образе человеческом, и притом не только в целости и высшей степени своей, но и во всех частях и в малейшей степени. Образ этот проникает всякого, кто приемлет от Господа благо и истину, почему всякий на небесах и сам принимает образ этот по мере приема благ и истин. Вот почему небеса себе подобны как в целости, так и в частностях и образ человеческий свойствен всему цельному, как каждому обществу, так и каждому ангелу. К этому должно еще прибавить, что тот же образ свойствен и каждой отдельной мысли ангельской, исходящей от небесной любви. (HH 460)

27. Именно поэтому Латинское Слово и говорит нам, что:

Божественное присуще во всем и в каждом в сотворенной Вселенной, и .. потому Сотворенная Вселенная, как говорится в Слове, есть Дело рук Иеговы, то есть, Дело Божественной Любви и Божественной Мудрости, ибо они то разумеются под Руками Иеговы, и .. хотя Божественное и присуще во всем и в каждом в Сотворенной Вселенной, но ..., однако же, нет ничего в бытии из такого, что было бы Божественным в себе, ибо Сотворенная Вселенная не есть Бог, а только происходит от Бога, и что потому именно, что она от Бога, в ней есть образ Его, подобно образу человека в зеркале, в котором хотя и кажется человек, но со всем тем нет ничего от человека. ... Из этого и из многого другого, согласного с сим ... можно достоверно познать, что Бог есть Человек, и что сотворенная Вселенная есть Образ Его; ибо всё состоит в общем отношении к Нему, точно так же, как в частном к человеку. (DLW 59, 64 )

Аминь


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"