|
|
||
Статья посвящена прояснению понятии "Дух" и "Духовное" в определениях Священного Писания Христианской Церкви, или же Господнего Слова |
Если известно, что именно означает, относительно человека, "дух", то отсюда может быть известно также, что оное означает, когда относимо к Иегове (Сущему), или же Господу, к которому относимо всё то, чем человек обладает, а именно - лицо, глаза, уши, руки, кисти, а также сердце и сознание, как также и дух, который в Слове называем "Духом Божьим", "Духом Иеговы", "Духом Его ноздрей", "Духом Его уст", "Духом истины", "Духом Святости", а также и "Святым Духом"
Дух означает Божественное истинное, исходящее от Господа ... Божественное истинное исходящее от Господа есть "Дух Божий" потому что от него люди обретают всё их жизни; и те, кто обретают это Божественное истинное в веру и в жизнь, те обретают жизнь небесную. То, что это и есть "Дух Божий" Сам Господь учит (в Евангелии) от Иоанна: "Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь" (John 6:63). У Исайи (также было сказано): "И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на Нем Дух Иеговы, дух премудрости и разума, дух совета и крепости", (Исайя. 11:1, 2), и у него же - "Положу дух Мой на Него, и возвестит суд нациям" (Исайя. 42:1) ... Всё это было сказано там о Господе.
То, что Святой Дух есть Божественное Истинное, исходящее от Господа, это можно увидеть в Евангелии от Иоанна: "Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придёт к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам. ... Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, потому что от Моего возьмет и возвестит вам". (Иоан. 16:7, 13, 14).
То, что "Утешитель (Параклете на греческом)" здесь есть Божественное истинное, исходящее от Господа, то это совершенно очевидно, ибо сказано было, что Господь говорил им всякую "истину", и что, когда Он должен будет уйти, то Он пошлёт им Утешителя, или же "Духа Истины", который "наставит их на всякую истину", и что он "не от Себя говорить будет" но от Господа. Тут сказано " от Моего возьмет", ибо Божественное истинное исходит от Господа, и то, что исходит (от Него) называемо "Ему (принадлежащим)", ибо Господь Сам есть Божественной Любовью, и исходящее от него есть Божественным Истинным, то есть есть "Его (принадлежностью)". ... "Быть посылаемым" и "посылать" означает исхождение, и продвижение вперёд. То же самое здесь означаемо под "пошлю Его к вам". То, что "Утешитель" есть Святой Дух, то это очевидно из (Евангелия) от Иоанна: "Утешитель же, Дух Святый, ... научит вас всему" . (Иоан. 14:26). И там же: "Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен." (Иоан. 7:37-39)
Отсюда очевидно, что Святой Дух есть Божественное истинное, исходящее от Господа, которое втекает в человека, как непосредственно от Самого Господа, так и опосредованно, через ангелов и духов; ибо Господь говорит сначала, что "Кто верует в Него, у того, из чрева потекут реки воды живой", и затем, что "Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять"; ибо "вода", в смысле духовном, означает истинное, и "река воды живой" - Божественное истинное от Господа в преизобилии; и то же самое означаемо "духом, которого имели принять". ... и так как Божественное истинное исходит от прославленного Человеческого Господнего, а отнюдь не непосредственно от Собственно Божественного, ибо оное было прославлено в Себе от вечности, то поэтому тут и сказано, что "ибо еще не было Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен". "Прославить" - означает соделать Божественным, и Господь полностью прославил Своё Человеческое, то есть соделал Его Божественным посредством Своего последнего искушения, и победы на кресте.
То, что "Дух Божий" есть Божественное истинное, и, отсюда, жизнь духовная у человека, обретающего её, это далее очевидно из следующего ... у Матфея: "Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем". (Матф. 3:11). В смысле духовном "крестить" означает - "возрождать"; здесь "Святой Дух" есть Божественное Истинное, а "огонь" - Божественное доброе (любви). ...
Отсюда же можно увидеть, что означают следующие слова Господа Своим Ученикам: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Матф. 28:19). Здесь "Отец" есть Собственно Божественное, "Сын" есть Божественное Человеческое, и "Дух Святой" - исходящее Божественное, которым есть Божественное истинное; и таким образом существует единственное Божественное, и, всё же, есть также и троичность. То, что это так, этому Господь учит у Иоанна: "И отныне знаете Отца и видели Его. Видевший Меня видел Отца Я в Отце и Отец во Мне" (Иоан. 14:7, 9-10). (AE 183)
1. Итак, вначале давайте разберёмся, что в Слове означает понятие "дух". В вышеприведенной цитате: "Дух означает Божественное истинное, исходящее от Господа ... Божественное истинное исходящее от Господа есть "Дух Божий" потому что от него люди обретают всё их жизни; и те, кто обретают это божественное истинное в веру и жизнь, те обретают жизнь небесную".
2. Относительно "всего в жизни человеческой" Латинское Слово, в том же параграфе книги "Апокалипсис Истолкованный", говорит следующее:
Всё жизни человеческой имеется ввиду под (выражением) "сердца и духа", и так как вся его жизнь относима к следующим двум, а именно - к доброму и к истинному, и, в смысле духовном, к любви и вере, то поэтому эти две жизненности в человеке и называемы (в Слове) "сердцем и духом". Отсюда также следует, что "сердцем и духом" означаемы воля и разумение у человека; так как эти две способности в человеке сотворяют всё его жизни; по этой-то причине ни в чём ином, как лишь в оном, человек имеет (всё) своей жизни; и это по той причине, что воля есть восприемником доброго, и любви оного, или же злого, и оного любви; а разумение есть восприемником истинного и веры оного, или же ложного и оного веры; и, как было сказано, всё в человеке относится к доброму и истинному, или же ко злому ложному, и, в смысле духовном, к любви и вере (см. "Новый Иерусалим и его учение" н. . 28-35) Поэтому, в отношении к человеку, "дух" означает истинное или же ложное, и жизнь человеческую из одного, или же другого, ибо под "духом" разумеем особенно дух, в человеке пребывающий, и то, что (в нём) мыслит, и оный мыслит из истинного, или же из ложного. Как сказано было только что, есть две принадлежности, которые сотворяют жизнь в человеке - разумение и воля; жизнью разумения есть мыслить или же из истинного, или же из ложного, жизнью же воли есть побуждаться, или же воспламеняться любовью тех принадлежностей, из которых мыслит разумение. Эти две жизненности в человеке соответствуют двум жизненностям его тела, каковые есть жизненностью дыхания лёгких, и жизненностью биения сердца; это именно посредством оных соответствий дух и тело у человека соединяемы (в единое целое) (см. выше н. 167 и книгу "О Небе и об Аде" н. 446-447) Именно от такого соответствия слово, означающее "дух" в еврейском языке, точно также, как и во многих иных языках, означает ветер, или же дыхание, и по этой же причине "испустить дух" выражаемо как "отдать душу". (AE 183)
3. Как видно из вышесказанного - "в отношении к человеку, "дух" означает истинное или же ложное, и жизнь человеческую из одного, или же другого, ибо под "духом" разумеем особенно дух, в человеке пребывающий, и то, что (в нём) мыслит, и оный мыслит из истинного, или же из ложного" . Сравнив это со сказанным выше о "духе" в форме абсолютной, а именно с тем, что "Дух означает Божественное истинное, исходящее от Господа ... от него люди обретают всё их жизни", мы можем сделать здесь тот вывод, что "дух человеческий" есть частное, ограниченное восприятие "Духа Божьего", воспринимаемого, согласно качеству восприемника, более или менее совершенно, или же более или менее извращённо. Когда "Дух Божий" воспринимаем человеком, в рассудочном его, в неискажённом виде, то человек из такого восприятия обретает более или менее совершенное существование небесное. Когда же этот же дух извращаем в процессе восприятия, то человек обретает, посредством этого, более или менее ужасную противоположность жизни небесной, или же смерть духовную в той или иной её степени.
4. Именно по этой-то причине Латинское Слово и говорит нам, что:
Святой Дух есть Божественное исходящее Господа, и Господь непрестанно присущ у всякого человека, у злого равно с добрым. Ибо без Его присутствия никто не смог бы жить; и Господь постоянно действует, побуждает и борется, дабы быть воспринятым; откуда следует что присутствие Святого Духа непрестанно. ... Ибо от непрестанного Господнего присутствия человек обладает способностью мышления, разумения, и хотения. Эти способности у него исключительно от наития жизни из Господа. (INV 23)
5. "Божественное исходящее Господа" и есть то, что выше было определяемо тут как "Божественное истинное, исходящее от Господа". В своём наиболее внешнем выражении "Божественное истинное" есть "законами порядка" (DLW 58). Законы же порядка, по сути, есть внешними структурностями всего сущего в чувственном восприятии, каковыми структурностями отражаема внутренняя структурность духовных состояний, вплоть до структурности Божественного от вечности, или же божественного в Себе Самом.
6. Более того, все структурности чувственного восприятия у человека, которые воспринимаемы им как некая "внешняя" по отношению к его сознанию реальность - начиная с его "материального тела", и кончая "материальной вселенной" вокруг этого тела - с пространствами, временами, материальными предметностями, а также различного рода "иными телесностями" - от вирусов, до членов окружающего его человеческого сообщества, всё это, по сути, есть отражениями, в его чувственном восприятии, внутренних духовных состояний, представительствуемых пред его осмыслением определёнными "законами порядка". От законов геометрической перспективы и "законов природы", до законов социальных, моральных и религиозных.
7. Именно отсюда, кстати, и можно понять, каким это именно образом "относимо к Иегове (Сущему), или же Господу, ... всё то, чем человек обладает, а именно - лицо, глаза, уши, руки, кисти, а также сердце и сознание". Дело в том, что все эти структурности вселенной, которую мы КАК БЫ наблюдаем вне своего сознания, все они лишь отражают, по соответствиям, внутренние духовные состояния в нашем сознании, пребывающие в высшей по отношению к нему раздельной степени. Которые также КАК БЫ "структурны" в своей степени, и эта их КАК БЫ "структурность", в свою очередь есть лишь представительством для восприятия духовных состоянии более высокой раздельной степени. И так - всё более вовнутрь, до самого "первого исходящего в творении", или же до Солнца мира духовного, которое в себе пребывает, естественно, в совершенной человеческой форме, и, по сути, есть Господом в творении, совершенно отражающем всю КАК БЫ структурность Господа от вечности. В Господе же от вечности - "бесконечности составляют раздельное единство" (DLW 17).
8. То есть - в Господе от вечности существует абсолютная структурность совершенного в Себе Человеческого, которую, по образу и подобию, отражает КАК БЫ видимая чувственному восприятию структурность человеческого тела в КАК БЫ внешних, по отношению к сознанию временах и пространствах. И - прежде всего, разумеется, КАК БЫ внешняя структурность Тела Господа Иисуса Христа после Его Прославления, в Котом, после оного, 'вся полнота Божественности обитает телесно' (TCR 109). Каковая структурность, представительностями по соответствиям, и отражает, как в зеркале, доступно чувственному восприятию, в конечном итоге именно эту самую совершенную человеческую структурность Господа от вечности, у Которого эти бесконечности в раздельном единстве (вне, естественно всякой пространственной раздельности и какой-либо временной изменчивости) есть "всё, что составляет Тело, как то: Лицо, Грудь, Чрево, Чресла, Ноги, ибо без них Он не был бы Человеком; имея же эти части, имеет Он также Очи, Уши, Ноздри, Уста, Язык, и равно и все, что находится внутри у Человека, как-то Сердце и Легкие, и прочее, что зависит от оных, и от чего, вместе взятого, человек есть человек. В человеке сотворенном все эти части многочисленны, а по частицам, составляющим их, бесчисленны; но в Боге-Человеке они бесконечны, - в них нет ничего недостающего, - из чего и следует бесконечное Его совершенство". (DLW 18)
9. И именно степень и качество осмысления КАК БЫ той предметной реальности, которая КАК БЫ предстоит этому восприятию, присущая его сознанию в последовательности восходящей, и сотворяет в человеке его "индивидуальный дух", который может быть выражением как осмысления в истинностях, под влиянием просветления от света "Божественного истинного", присущего степени нисходящей сознания в нём, или же осмысления в ложностях, возникающего от "света мирского", или же мышления из подтверждённых видимостей чувственного восприятия, воспринимаемых тогда в этом осмыслении восходящей последовательности как некие "абсолютные природные истинности".
10. У человека непадшего человечества просветление, или же перцепция, присуща его волительному (вернее - Божественному доброму там), наитствующему в его сознательное. И располагающего там все мыслительные процессы осознания таким образом, что они представительствуют структуру его собственного волительного в его осмыслительных процессах, и, через это, его волительное, его осознавательное, и его внешне-природное, или же его чувственное восприятие, образуют в нём неразрывное единство, в котором господствующая в нём частная любовь, или же его частная жизнь, образует его дух, или же совокупность духовных истинностей его осмыслительного, который обитает тогда в соответствующем духу этому телесном, или же в соответствующих формах познаний памяти, и представительствующих служений его чувственного восприятия.
11. В человеке же падшего человечества, или же в человеке гения духовного до его преобразования и возрождения, его мыслительное, в котором формируем его "индивидуальный дух", образуемо видимостями, опирающимися на чувственность его внешнего восприятия, и представительствующими собою, по соответствиям, внутренний, или же духовный порядок состояний сознания, или же Божественного истинного в самой внутренней степени восходящей последовательности в нём. Это в человеке таком или же "Дух Святости", или же "Дух Святой" - в зависимости от того, какую именно "духовную эпоху" его существование представительствует - до Господнего Воплощения в состояниях природных сознания нашего человечества, или же после оного. "Дух Святости" представительствует "Истинное Божественное" в нисходящей последовательности его сознания, "Святой Дух" же представительствует "Божественное Истинное", или же Божественное Человеческое в неразрывном соединении с Собственно Божественным, или же "Сына", прославленного в "Отце".
12. Так как согласно Латинскому Слову "Дух Святой, или же Божественное исходящее, никогда не присвояется человеку, но есть всегда принадлежностью Господней в нём". (Canons 36), то из этого видно, что ни Дух Святости, ни Святой Дух, или же Божественное Исходящее в человеке, хотя и являются жизнью его духа, но отнюдь не присеваемы ему как собственно его личный дух. Ибо его индивидуальный дух есть не собственно истинности мышления, присутствующие в сознательной части в нём, но ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ этих истинностей, присутствующее в нём как самое внешнее последовательности восходящей.
13. Истинности там составляют базовые элементы осмысления, а также и общий порядок осмысления. Всё это - последовательность нисходящая, ибо есть в сознании представительностями по соответствиям, которыми там чувственно воспринимаемы духовности вышележащей раздельной степени. Они там являются теми самыми "законами порядка", которыми в сознании присутствует Божественное истинное, или же Дух Святой. Собственно сам порядок осмысления есть то, что образует стержень последовательности восходящей в человеке. Без этого стержня существование последовательности восходящей в человеке было бы попросту невозможно. И, соответственно, невозможно было бы и никакое его индивидуальное, личностное существование.
14. Ибо это "исходящее" является ВНУТРЕННИМ БЫТИЕМ, или же СУТЬЮ последовательности восходящей, или же личностного СУЩЕСТВОВАНИЯ в каждом человеке - безразлично, верующем, или же атеисте, добром или же злом. Именно поэтому латинское Слово и говорит, что "Господь непрестанно присущ у всякого человека, у злого равно с добрым. Ибо без Его присутствия никто не смог бы жить; и Господь постоянно действует, побуждает и борется, дабы быть воспринятым; откуда следует что присутствие Святого Духа непрестанно. Для подтверждения, это было доказано в мире духовном, в отношении некоего дьявола, посредством отъятия у него Господнего присутствия. И дьявол лежал мёртвым, совершенно как труп" (INV 23)
15. Но вот внешние выводы из такого порядка осмысления зависят от того, к чему они направляемы тем, что в человеке составляет КАЧЕСТВО его индивидуального существования. Ибо в человеке есть не только жизнь "духа", но и жизнь "сердца", как это было показано в выше приведенной цитате из книги "Апокалипсис Истолкованный": "есть две принадлежности, которые сотворяют жизнь в человеке - разумение и воля; жизнью разумения есть мыслить или же из истинного, или же из ложного, жизнью же воли есть побуждаться, или же воспламеняться любовью тех принадлежностей, из которых мыслит разумение." А те принадлежности индивидуального разумения, из которых оное мыслит в восходящей последовательности, или же индивидуальные принадлежности человеческого духа, в которые в нём воспринимаемо внутреннее наитие Господне, или же Его Святой Дух, в человеке определяемы господствующей в нём любовью.
16. О любви же, составляющей самую суть того качества восприятия, или же осмысления, которым формируем индивидуальный человеческий дух из Духа Святого, присущего каждому человеческому сознанию в последовательности восходящей, Латинское Слово говорит следующее:
Всякая Любовь следует за человеком по смерти его, потому, что она есть Бытием (Esse) жизни его, и Любовь господствующая, будучи главою всех прочих, пребывает у каждого человека вечно, а с нею вместе и любови, подвластные ей. Истина эта доказывается тем, что Любовь есть сутью духа человека, а от духа - и тела,-человек же по смерти делается духом, следовательно и любовь свою приносит туда же с собою. Что Любовь есть Бытие жизни человеческой, об этом явствует из того, что каковым был человек в Мiре естественном, таковым бывает и жребий его по смерти. (CL 46)
17. Как Святой Дух есть бытием человека гения духовного, так и господствующая в человеке любовь есть ЖИЗНЬЮ этого его духа. Жизненные формы своего существования человеческий дух заимствует от бытия в нём Духа Святого, и поэтому даже человек, а также и всякий адский дух сутью, или же бытием которого является какая-либо любовь адская, мёртвая в себе совершенно, тем не менее, сохранят, во внешних образностях своего существования, ту самую, присущую Духу Святому абсолютную жизненность, которая обеспечивает его внешнее "жизненное существование" даже в преисподней, хотя в нём тогда это обращается в непрестанное внутреннее убивание этой жизненности, и соответствующие этому убиванию внешние формы его чувственного восприятия, представительствующиеся ему его КАК БЫ внешней адской "реальностью", с её КАК БЫ пространственностями, временностями, и исполняющими их формами предметностей и телесностей.
18. Как раз по этой-то причине именно "Любовь есть сутью духа человека", определяющей, в конечном итоге, качество его духа, и качество ЛИЧНОСТНОЙ жизни, в этом духе обретающейся (хотя лишь паразитирующей, при этом, на жизни Господа в нём). И это потому так, что, согласно Латинскому Слову:
Любовь есть самоею жизнию человека, и какова его любовь, такова и его жизнь; даже более - таков и весь человек. Но именно управляющая, или же господствующая любовь, или же любовь того, что есть главенствующим стремлением его жизни и делает человека. Эта любовь имеет в своём подчинении множество частных, или же особенных любовей, которые из неё извлекаемы, и представительствуемы (для восприятия) в различных образах; но, тем не менее, господствующая любовь пребывает в каждой из оных и их направляет, и как сквозь них, или же как сквозь посредствующие стремления, оная взирает и движется к своему господствующему стремлению, каковое (стремление) есть первым и последним во всякой из них; и это как непосредственно, так и опосредованно (AC 7081)
19. Осмысление в падшем человеке гения духовного, т.е. в человеке, лишённом, в осмыслении своём, направляющего действия Божественного просветления, или же Божественной перцепции из его собственного волительного, в восходящей последовательности его сознания начинается, и, поэтому, абсолютно засвистит от познаний его природной памяти. Согласно же Латинскому Слову:
Расположение .. познаний памяти в природном варьируется у каждого человека; ибо господствующая любовь формообразует их, эта любовь пребывает в самом центре и располагает всё вокруг себя. От этого познания памяти и обретают форму своего существования. (AC 6690)
20. И именно от этой самой "формы существования" природных познаний памяти и зависит то, как в сознании у человека будет происходить процесс осмысления принадлежностей его чувственного восприятия. И, соответственно, каким образом будет в нём формируем его дух.
21. Священное Писание, или же Слово в своём смысле буквальном именно для того и предназначено, чтобы образовывать, в природных сосудах памяти у человека те формообразующие предметности, в которые в них мог бы, по мере преобразования у оного жизни природной, наитствовать Господь Своей духовной любовью, или же Благолюбием.
22. Начиная с первого писанного Слова Древней Церкви, и кончая Латинским Словом, все природные образности смысла их буквы всегда НЕПОСРЕДСТВЕННО отражали законы божественного порядка АДАПТИРОВАННЫЕ для чувственного восприятия человеческого сознания конкретной эпохи (духовной, и представительствующей её по соответствиям - материальной). Ибо законы Божественного порядка, воспринимаемые чувственно как некая ВНЕШНЯЯ РЕАЛЬНОСТЬ, слишком ОБЩИ для того, чтобы через познания памяти природной, формируемые ими в человеке, Господь мог бы воздействовать на индивидуальные аспекты осмысления, или же формирования индивидуального духа в падшем человеке гения духовного. Это как слишком яркий свет, который ОСЛЕПЛЯЕТ взор.
23. Вот у людей Древнейшей церкви Господь мог действовать через эти самые представительности ОБЩЕГО ПОРЯДКА посредством небесной перцепции. А в падшем человеке гения духовного, у которого перцепция отсутствует, и в котором Господь может управлять осмыслением лишь через общий порядок наития в его рассудочную часть, смысл буквальный Слова должен быть совершенно адаптирован к структуре его рассудочности. Для того, чтобы он мог этому верить, это принимать, и за этим следовать.
24. Падший человек духовного гения не может поменять господствующую в нём любовь, из которой формируемо его волительное. Но всё же, через особенности его духа, являющегося в нём не моносубстанциональным, а, в значительной степени композитным, и который формируем поэтому, в отдельных своих частностях, не только через жизнь его господствующей любви (которая в нём относится к какой-либо частной разновидности любви собственного, или же любви мирского, отделяемых от высших любовей), он может быть приобщён также и к любви Господа духовной, или же ко благолюбию. И если в процессе преобразования и возрождения благолюбие в нём также начнёт господствовать, пусть лишь хоть в некоторых частных аспектах его духа, то после отделения его духа от телесного он может быть, в том мире, преобразован таким образом, чтобы часть его духа, зависящая от любви, господствующей в его собственном волительном, была бы усыпляема, а та часть, в которой действует благолюбие, стала бы единственно бодрствующей и оживотворяемой непрестанным наитием Святого Духа. То есть - стала бы частью Божественного Царства Духовного, которое, в сути своей, есть полнотой Божественного Святого Духа в частных его проявлениях во всех субъектах творения.
25. Именно по этой-то причине "Божественные сила и действие, которые понимаются под Святым Духом - это, вообще говоря, преобразование и возрождение, а затем - обновление, оживление, освящение и оправдание, далее - очищение от зла и отпущение грехов, и наконец - спасение". (TCR 142) И действование оное в человеке, или же формирование в нём нового человека с новым, преобразованным и возрожденным духом, совершаемо, в рассудочной части его сознания "посредством Божественной истины, а у христиан - посредством Слова, ибо это единственное средство, позволяющее человеку обращаться к Господу, и Господу - входить в него. Ведь, как сказано выше, Господь и всё, что исходит от Него, есть сама Божественная истина". (TCR 142)
АМИНЬ
Текст доктринального занятия, проведенного в Общине Господней Новой Церкви, или же в Новом Иерусалиме,
г. Львова, Украина
Пастором общины Васильевым А.В.
7 декабря 2014 года
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"