|
|
||
Это доктринальное исследование, опирающееся на некоторые пункты из книги Эммануила Сведенборга "Духовный Дневник", в котором автор фиксировал то, что он созерцал в духовном мире, показывает, каким образом происходит распространение и передача наития внутренней мудрости - как в мире духовном, так и в мире природном. |
1) В книге Латинского Слова "Духовный Дневник" о мудрости ангельской было сказано следующее:
Вся мудрость ангельская обретаема посредством Слова, ибо в своём внутреннем, или же самом высшем смысле оно (Слово) есть Божественной Мудростью, которая сообщаема ангелам через Слово, когда оное читаемо людьми, и когда мышление из оного практикуемо (человеками). Но, всё же, надлежит ведать что мудрость даруема им (ангелам) опосредовано - исключительно через ангелов Древнейшей, и Древней Церквей, которые (будучи людьми) пребывали в научности и постижении представительностей и соответствий. Они были такого свойства (сознания), пребывая в мире, что они ведали внутренние тайны Церкви, а также (ведали) и соответствия, посредством которых (соответствий) и сообщаема бывает премудрость; и когда оная (премудрость) сообщаема бывает, то она являема в тех, кто (таким образом) обретает её, так, словно она принадлежит им самим. Таково свойство подобного рода сообщения, и, по сей-то причине, ангелы Древнейшей Церкви рассеяны по Небесам, с тою целию, дабы другие также могли бы обладать премудростью. (SD 5187)
2) Здесь можно отметить несколько важных доктринальных моментов. Первый из них состоит в том, что, "Вся мудрость ангельская обретаема исключительно посредством Слова", и она обретаема ангелами только опосредованно, то есть - "когда Слово читаемо людьми".
3) Об этом предмете мы с вами, однажды, уже говорили, когда обсуждали перевод проповеди Эдварда Хьятта "Не хлебом единым", где автором проводилась та мысль, что "когда Слово читает человек, считающий его святым, то происходит постоянное "совлечение покровов", или же эволюционирование его смыслов внутренних, но это совлечение происходит для человека совершенно бессознательно, ибо человек не входит в степень высшего постижения, или же в ту степень, где пребывает смысл духовный Слова, прежде своей смерти", ибо, согласно Латинскому Слову:
"Через буквальный смысл Слова образуется соединение с Господом, ... и сообщение с ангелами небес. ... Через буквальный смысл Слова образуется соединение с Господом, потому что Он есть Слово, то есть самое Божественное истинное и самое Божественное доброе в нём. Это соединение образуется через буквальный смысл, потому что в нём Слово присутствует в своей полноте, святости и силе. ... Это соединение не видно человеку, но заключено в побуждении к истинному и в постижении оного. Через буквальный смысл образуется и сообщение с ангелами небес, потому что внутри него содержатся духовный и небесный смыслы, а в этих смыслах пребывают ангелы: ангелы духовного царства Господа - в духовном смысле, ангелы Его небесного царства - в небесном смысле. Оба эти смысла эволюционируют в природном смысле Слова, когда его читает человек, считающий Слово святым. Эта эволюция происходит немедленно, а поэтому, также, немедленно происходит и сообщение (с ангелами). (T.C.R. 234)
4) Мы с вами уже не раз обсуждали, в прежних занятиях, то, что ангелы и духи, по преимуществу обитая в памяти природной человека, и пользуясь ею, как своей собственной, обитают там исключительно в тех её составляющих, которые отвечают их собственной господствующей любви. Как мы знаем, каждый дух есть воплощением какой-либо одной, особой любви - так сказать "одной, но пламенной страсти".
5) В этом, собственно, и заключается отличие всякого духа - безразлично, доброго или злого, от человека, в котором этих самых побуждений может быть какое угодно множество. Человек выбирает, до определённой степени, какого рода побуждение в себе допустить, до степени вхождения в его собственное волительное стремление к действию. Допустить вплоть даже до воплощения в этого рода действие, если внешние обстоятельства тому будут способствовать. Дух же, как воплощение особой, однородной в себе любви, действует исключительно по её велению, и, если не может отыскать в памяти человека ничего, своей любви соответствующего, или же, отыскав, не может побудить человека принять свою любовь хотя бы в его желание к действию, то он, тогда, уходит от человека. И та часть памяти, в которой у него обитал этот дух, тогда у человека усыпляема. Иногда - навсегда. Иногда - до возвращения этого духа, если человек не предпринял определённых усилий для полного и окончательного огораживания своего волительного от воздействия побуждений, свойственных данному роду духов.
6) Это касается, разумеется, как злых, так и добрых духов, и даже ангелов. Если в человеке был злой дух, в соответствующих принадлежностях его памяти природной, и его вытеснило воздействие духов добрых, склоняющих человека, путём влияния на его рассудочное, к добровольному воздержанию от этого конкретного злого, свойственного данному духу, но человек, при этом, впоследствии не предпринял достаточных усилий к закреплению воздействия побуждений этих духов в своём сознании, путём предоставления им, в себе, познаний памяти, свойственных этим духам для проявления их побуждений в действие добрыми служениями его жизни природной, то с ним происходит то, что было описано в Слове Евангельском: "Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого". (Матф. 12; 43-45)
7) Если же наоборот - человек давал в себе волю к побуждениям в действие духов зла, но, при этом, не заградил окончательно возможностей для определённого присутствия в своём сознании, через почтение к истинности Священного Писания, пусть даже и очень слабое, иногда для него почти незаметное, и не отверг его бесповоротно для себя, тогда для него всегда остаётся возможность к возращению, через такое почтение к святости истинностей Слова, к побуждениям этих добрых духов. Каковое возращение в нём тогда может проявиться действием к покаянию, и к дальнейшей борьбе с побуждениями злых духов в себе.
8) Дух же, проходящий постепенно все три состояния, свойственные духам в Мире Духов, которые подробно были описаны в соответствующем разделе книги "О Небе и об Аде" (н. 491, и до н. 520), дух, преобразуясь от состояния практически одинакового с человеком, то есть - составного состояния из множества побуждений, и переходя, постепенно, через опустошения, в состояние лишь одного единственного побуждения своей господствующей любви, теряет постепенно возможность присоединяться к различным областям памяти в человеке, в зависимости от перемены в своём состоянии, и, так сказать, обретает для себя "постоянную родину" в мире духов. "Почвой" которой навсегда становятся лишь чётко определённые области памяти человека природной, свойственных, и представительствующих по соответствиям всё, относящееся к господствующей любви этого самого духа.
9) Но дух, любой дух, понятное дело, обитает в высшей раздельной степени этой памяти, или же в её степени духовной. Сознание человека, обитающего в нижней, или же самой внешней степени этих принадлежностей памяти природной, линейно осмысляет области своей памяти природной исключительно в степени осмысления природной. То есть он чувственно постигает, и чувственно присваивает всё, свойственное этой памяти, исключительно в её непосредственно внешних, чувственно-природных образах. В сознании же любого духа образы памяти человеческой, как это было сказано в вышеприведенной цитате, "эволюционируют" из свойственных оной, в последней степени её, природностей, когда человек, из внутреннего удовольствия, позволяет побуждению этого духа проявляться и воплощаться в своё собственное побуждение чисто природное, соответствующее побуждению духа, пребывающего в более высокой раздельной степени.
10) Эта "эволюция" совершается, при этом, "немедленно", а поэтому, также, немедленно происходит и сообщение с соответствующим духом. В результате чего человек входит в присвоение уже своей собственной жизнью этого побуждения, (и его возможного действия), принадлежащего в нём духу, в своей собственной, КАК БЫ внешней реальности своего КАК БЫ внешнего (по отношению к сознанию) существования, в степени восприятия сознания природной, различного рода чувственными образностями, представительствующими по соответствиям все состояния духовные, свойственные оному побуждению, дух же, посредством той же памяти природной, входит, при этом, в свою собственную, также КАК БЫ внешнюю (по отношению к сознанию) реальность, в которой ему также происходит присвоение жизнью соответствующих, КАК БЫ "внешних обстоятельств" его духовной реальности, в его "духовном теле". И "внешняя реальность" духа находится, при этом, в раздельной степени, по отношению ко "внешней реальности" человека, из природной памяти которого он действует. И связана с этой, КАК БЫ реальностью у человека исключительно представительностями по соответствиям. Но, при этом, хотя один и не видит "реальности" другого, это не две различных реальности - а лишь две различных раздельных степени одной и той же реальности существования. Впрочем, мы с вами это не раз уже обсуждали в подробностях прежде.
11) Исключение здесь составляли лишь люди небесного свойства сознания, или же люди, возрожденные Господом, в своё время, до этого состояния сознания. Но об этом мы с вами подробнее поговорим уже несколько позднее.
12) Так вот - духи ангельские и ангелы обитают у человека исключительно в тех областях его рассудка, которые сформированы у него познаниями памяти природной, основанными На Божественном Слове. Отсюда они заимствуют как всю премудрость своего сознания, так и все внешние формы для проявления побуждений доброго в своей собственной небесной, КАК БЫ внешней, по отношению к их сознанию, реальности. Ибо "Божественное Истинное, или же Слово, и Учение оттуда учат жизни" (AE 850) во всяком добром, исходящем от Господа, и поэтому "все принадлежности Слова являются исключительно предметностями жизни, и посему всё там имеет непосредственное отношение к (актуальной) жизни" (AC 9383), а также и потому, что "учение из смысла буквального Слова есть исключительно и единственно учением благолюбия и любви - благолюбия в отношении ко ближнему, и любви к Господу; ибо это учение и жизнь, относительно оного и есть Слово во всей его полноте" (AC 3445) Ангелы же Учение из Слова, содержащееся в природных познаниях памяти у человека, заимствуют, по преимуществу, сразу же в актуальную жизнь, особенно же - ангелы небесного свойства сознания.
13) Но далеко не всегда, и вовсе не всякие познания памяти из Слова могут быть исключительно плодородными почвами для обитания ангелов. Они могут быть также и пустынями, и жуткими чащобами, и непроходимыми гиблыми болотами, и всякого рода жуткими обиталищами для адских духов. Ангелы же обитают, в познаниях из Слова, исключительно у тех, "которые не осквернились с женами, ибо они девственники, (или же) не опрелюбодействовали истины Церкви и не осквернили их неправдами веры, но они любили истинности (Слова), потому что они -истинности", то есть - любили их исключительно по той причине, что оные истинности учат их правильной жизни в Господнем добром.
14) Но всё же - без познаний из Слова в своей памяти природной, пусть даже оные, пока что, в человеке неплодны, или, даже, опрелюбодействованы и извращены, ангелам в нём просто негде будет укореняться, если человек, хоть когда-нибудь, всё же подвигнется Господом к покаянию, и к преобразованию. Именно поэтому Господом и было предусмотрено, чтобы в мире всегда было Слово, пусть даже и только в виде мертвой буквы, посредством познаний из которого в памяти природной у людей ангелы имели бы у себя под ногами как бы почву для своего в нём обитания, или, хотя бы, плацдарм для будущей экспансии в данном сознании. Буде таковая, всё же, состояится.
15) Как говорит нам на эту тему Латинское Слово:
Относительно Слова, в частности - оно существовало во все времена, но не то самое Слово, которое мы имеем у себя ныне. Существовало иное Слово в Церкви Древнейшей, бывшей перед потопом, и другое, Слово - в Церкви Древней, после потопа; затем пришло Слово, писанное Моисеем и пророками в Церкви Иудейской; и - последним, то Слово, которое было написано Евангелистами в новой церкви. Причиною же тому, что Слово существовало во все времена, есть то, что посредством Слова осуществляемо сообщение неба с землёю; а также и потому, что Слово говорит о добром и истинном, из которых человек будет жить всегда счастливо (если оные, конечно же, всё же будут присвоены ему Господом в процессе преобразования и возрождения); и посему, в смысле внутреннем оно говорит исключительно о Господе, ибо всё доброе и истинное происходит единственно от Него. (AC 2895)
Слово в Церкви древнейшей, существовавшей до потопа, не было Словом Писанным (или же текстовым Священным Писанием), но было открываемо (путём внутреннего просветления) всякому, принадлежавшему этой Церкви. Ибо они были людьми небесного (свойства сознания), и, посему, пребывали в перцепции доброго и истинного, как в оном пребывают ангелы (с которыми они были во (внутреннем) общении сознанием), и посему они имели Слово, писанное в их сердцах. Поскольку они были людьми небесного (свойства сознания), и были в сообщении с ангелами, то все, что они видели или постигали своими чувствами, было для них представительностью и обозначением (чего-либо) небесного и духовного, пребывающего в царстве Господнем; таким образом, они могли видеть мирские и земные вещи собственными глазами, или постигать их какими-либо другими чувственными ощущениями, но через них, и посредством оных, они мыслили (исключительно) о принадлежностях небесных и духовных. Именно посредством оного (способа постижения принадлежностей небесных и духовных посредством принадлежностей чувственных и материальных) они и могли пребывать в сообщении с ангелами, ибо ангелы обретаются (сознанием своим) исключительно в принадлежностях небесных и духовных, и если они нисходят к человеку, то они тогда впадают в те принадлежности (постижения) которые у него (находятся в чувственном его постижении) в мире. То, что всякая принадлежность (восприятия) в мире представительствует и означает что-либо в небесах, это уже было показано (ранее). (AC 2896)
Всё, что есть на земле, относится вообще к одному из трех видов природы, называемых царствами, т.е. к животному, растительному или ископаемому. ... Соответствия в животном царстве суть разного рода живые существа, как ходящие и ползающие по земле, так и летающие по воздуху. ... К соответствиям царства растительного принадлежит все, что растет и цветет в садах, лесах, полях и равнинах. ... К соответствиям царства ископаемого принадлежат все благородные и неблагородные металлы, простые и драгоценные камни, разного рода земли и также воды. Кроме этих произведений природы, все, что из них промыслом человека изготовлено для службы, как-то: разного рода пища, одеяния, жилища, постройки и тому подобное, - также принадлежит к соответствиям. Все небесные тела: солнце, луна, звезды, также облака, тучи, дождь, гром, молния - суть соответствия. Явления, зависящие от солнца, от его присутствия или отсутствия, как-то: свет и тьма, тепло и холод, равно и зависящие от этих явлений времена года, называемые весной, летом, осенью и зимой, и времена дня, т.е. утро, полдень, вечер и ночь, суть также соответствия. Словом, все, что есть в природе, от самого малого предмета и до самого большого, есть соответствие, потому что мир природный, со всеми своими принадлежностями, заимствует свое бытие и существование от мира духовного, а тот и другой - от Божественного. (HH 104-106)
Мне было сообщено, что люди Древнейшей Церкви получали исключительно усладительные сны, а также и видения, и что в них было внушаемо (посредством внутреннего просветления сознания), что именно все оные (сны и видения) означали (в смысле внутреннем, или же духовном). Отсюда и происходили у них райские представительности (их внутреннего, небесного существования), и также и много иное. Приметности внешних чувств, которые (в себе) земные и мирские, были, посему, для них ничем; и они не извлекали никакого удовольствия от этих предметностей, а только из того, что они означали и представительствовали (во внутреннем смысле). Следовательно, когда они взирали на земные предметности, они мыслили не о них самих, но о лишь о том, что они означали и представительствовали, что составляло для них наибольшее удовольствие, ибо они становились тогда (для их внутреннего постижения) тем, что пребывает на небесах, и через оные (тогда) они могли узревать Самого Господа. (АС 1122).
16) Как видим из вышесказанного, для людей небесного свойства сознания, или же для составлявших Древнейшую Церковь, которые "имели Слово, писанное в их сердцах", в познания памяти для Слова обращалось всё, что они созерцали и ощущали своими внешними, или же природными чувствами. Можно сказать - что они обращали в Божественное Слово всё, что видели, слышали, и с чем соприкасались. Ибо "когда они взирали на земные предметности, они мыслили не о них самих, но о лишь о том, что они означали и представительствовали, и они становились тогда (для их внутреннего постижения) тем, что пребывает на небесах, и через оные (тогда) они могли узревать Самого Господа." Мир вокруг был для них тем самым "Эдемским Садом" в котором они могли свободно обитать и, постоянно - "узревать Самого Господа" ходящего там свободно, и доступного их чувственному постижению.
Именно отсюда (то есть из постижений людей Древнейшей Церкви) и пришли (в познание человечества нашего) все соответствия и означательности, которые, когда началось постепенно разрушаться сообщение с ангелами, и были собрании теми, которые названы были (в Писании Ветхого Завета) "Енохом". (AC 2896)
Именно от этого источника (то есть - записанного "Енохом") и произошло Слово Церкви Древней, бывшей после потопа. И так как человек этой Церкви был духовного (свойства сознания), а не небесного, то он и ведал, но, при этом, отнюдь не постигал (внутренним просветлением) то, что соответствия и означательности в себе содержали; а так как оные содержали в себе вещи Божественные, то они были употребляемы этими людьми, и оные применяли в их Богослужениях; и это всё с той целию, дабы (посредством такого Богослужения) они могли бы сообщаться (сознанием своим) с небом; ибо, как уже ранее было сказано, все принадлежности в мире представительствуют и обозначают что-либо, пребывающее в небесах (внутренними духовными состояниями). У них также было и писанное Слово, которое состояло из Историчностей и Пророчеств, подобно Слову Ветхого Завета, но со временем это слово было утрачено. (AC 2897)
Мне было сказано (с неба), что первые семь глав книги Бытия существовали в этом Древнем Слове, вплоть до последнего слова. (SS 103)
17) Из вышесказанного мы вполне можем уразуметь, насколько мудрость людей Древнейшей Церкви, и, даже, мудрость людей Церкви Древней превышала наш собственный способ восприятия и мышления. Люди небесные мыслили наитием внутреннего доброго, которое сходило в их ЧИСТОЕ волительное от Господа. Именно поэтому-то они, взирая и ощущая, своими внешними чувствами, природное, мыслили и постигали, при этом, своим внутренним, рассудочным постижением, исключительно небесное и духовное.
18) Мудрость их постижения была бы, для нас, совершенно непостижимой в принципе. Ибо даже для их чувственного восприятия не существовало, как таковой, никакой такой внешней реальности, в реальных пространствах, с реальными временными прогрессиями, и наполненной реальными предметностями. Ибо для их чувственного постижения существовала лишь реальность небесных и духовных представительностей, для которых эта самая "предметная материальная реальность" была лишь "мёртвой буквой", их чувственного восприятия. Которое это их чувственное восприятие использовало как основу, но которое этим их чувственным восприятием не воспринималось, как реальность. Ибо "все предметы в (материальной) вселенной, как вообще, так и в частности, представительствовали (для них) исключительно Царствие Господне; до такой степени, что вселенная с всеми её созвездиями, атмосферами, и тремя царствами (была для них) не более, чем театром, представительствующим Славу Господню, пребывающую исключительно на небесах (то есть - в вышележащей раздельной степени духовной). (Для них) в царствии животном, не только (окружавшие их люди), но и всякое отдельное животное, даже самое малое и примитивное, было лишь представительством (по соответствиям вещей духовных и небесных)". (AC 3000)
19) Мы, даже зная из Латинского Слова, о том, что такой-то предмет соответствует таком-то духовному, или же небесному состоянию, всё равно не можем войти, нашим чувственным восприятием, в ощущение, и даже - попросту созерцание этих, соответствующих материальностям нашего актуального чувственного восприятия состояний духовных. Мы можем о них размышлять. Мы можем, на основании этих познаний, преобразовывать своё рациональное, и учится мыслить просветлённо обо всём, постигаемом нами, в материальности, чувственно. Но вот ВОЙТИ в то же чувственное восприятие, которое было свойственно этим Древнейшим, мы попросту не в состоянии. Как не в состяонии, скажем, слепорождённые, увидеть всю славу мира, освещаемого Солнцем. Попросту - по причине ОТСУТСВИЯ у них органа восприятия солнечного света.
20) И даже постижения человека Церкви Древней, хотя он и "не постигал (внутренним просветлением) то, что соответствия и означательности в себе содержали" (ибо его падшее НЕЧИСТОЕ волительное, уже было закрыто для внутренней, духовной перцепции, чтобы помещать ему обратиться немедленно в демона преисподней), совершенно недоступны нашему сознанию. Обо он, человек Древней Церкви, хоть также уже и не постигал, как Древнейшие, всей Славы Царства Господнего небесного чувственным восприятием, ибо у него уже и тогда не было соответствующих "глаз духовных", для такого чувственного восприятия, но, тем не менее, он их внутренне, тем не менее, "ведал", и, из этого ведания, мыслил, хоть так же, как и мы, то есть путём научного анализа и синтеза, но - мыслил по той глубинной науке соответствий, и в том внутреннем сознания, которое нам, увы, по преимуществу, ныне также совершенно недоступно. Ибо мы - дети эпохи совершенно полного внутреннего опустошения.
21) По этой-то причине, хотя нам и дарована была свыше, в Латинском Слове, мудрость древней науки соответствий, мы можем приобщаться к подлинной мудрости этой науки лишь исключительно посредством соединения, и принятия в познания памяти природной тех, прежних духов, которые, живучи в мире, преобразовали своё внутренне постижение, и образовали свою внутреннюю память Божественным наитием из подлинного доброго небесного. Именно посредством оных Господь, который, после Своего вознесения "воссел одесную Бога" - то есть исполнил Собою сознание ангелов царств небесного и духовного, и может, опосредовано, через них, даровать нам постижение неизреченной премудрости Своего Слова в Трёх его Заветах. Без какового постижения даже Господне Латинское Слово остаётся для нас, для нашего собственного рассудочного исследования, совершенно закрытым, и неизбежно обращается, для нас, в "книгу ересей".
22) Именно по этой-то причине Латинское Слово и говорит нам, что "Слово без Учения непонятно. Что Учение должно быть почерпнуто из буквального смысла Слова. Но Что Божественное Истинное, которое есть предмет Учения, никому не открывается, как лишь пребывающим в озарении от Господа. ... Озарение же происходит от единого Господа, и находится у тех, которые любят истинное потому, что оно истинно, и обращают оное в дело жизни. У других не бывает озарения в Слове." (SS 57)
23) Отсюда видно, что озарение в Слове, даже и в Латинском Слове, при всей его кажущейся доступности для рассудочного осмысления, происходит лишь тогда, когда в человеке, и - посредством человека, его осмысляют ангелы, получившие свою мудрость путём жизни в служениях доброго от Господа из своего собственного волительного, и которые в человеке могут присутствовать лишь в своём собственном добром, если человек, жизнью своей, позволяет это доброе в нём укоренить служениями, или же действиями актуальной жизни - так как "Озарение находится у тех, которые любят истинное потому, что оно истинно, и обращают оное в дело жизни". Ибо даже и ангелы духовные не могут осмыслять Слово в человеке, и - через человека, сами по себе, а лишь из той мудрости, которую они, в мире ином, заимствую от соединения с ангелами, произошедшими от Церкви Небесной, или же Древнейшей, что, собственно, и было показано в той цитате, с которой начинается это занятие.
24) Как об этом говорится в её последующем продолжении, в книге "Духовный Дневник":
Должно быть известно, что пребывавший в мудрости в мире, также пребывает в мудрости и жизни иной - что благоприобретаемо им (во время жизни в мире); те же, кто не пребывал в мудрости в мире, но, всё же, (пребывают) в добром жизни, (те также) могут стяжать премудрость через первых (т.е. - стяжавших мудрость ещё в мире); но тем не менее оная (приобретённая таким образом мудрость) им не присваиваема (как тем, первым). И если они отходят от тех, посредством которых премудрость стяжаема бывает, то они становятся такими же простецами, как и прежде. (SD 5188)
Наука соответствий и представительностей есть крайним (или же - последним) основанием мудрости ангельской; и поскольку эта наука была, в нынешние дни, совершенно утрачена, настолько, что ныне неведомо, что нечто подобное даже существует, то поэтому ныне оная (наука соответствий) и вновь открываема. Мне было дано видеть одного из древнейших, кто обретался в огромном ангельском сообществе, уходящим оттуда; и, следом, видимость тьмы немедленно покрыла это сообщество, и (всякая) премудрость оттуда исчезла. Ибо тот, древнейший, кто удалился (оттуда) пребывал в познаниях премудрости (сам по себе); остальные же обладали премудростью исключительно по сообщению (оной от его к ним). (SD 5189)
25) Отсюда видно, что хотя ныне, посредством Латинского Слова, наука соответствий снова становится доступной рассудочному постижению у человека, но дар этот может быть для него исключительно опасен, по последствиям для его жизни духовной, и последующей судьбы в вечности, если в познания о науке этой из Латинского Слова в нём войдут не ангелы Господни, а демоны преисподней. Как об этом говорено было в Господнем Слове:
Что Духовный Смысл Слова теперь Господом открывается, это потому, что Учение подлинно Истинного сообщается отныне посредством откровения, и что это самое, а не другое Учение, согласуется с Духовным смыслом Слова. (SS 20-24)
Но духовный смысл Слова после сего (откровения) никому не будет сообщен, разве тому только, кто находится в подлинно истинном от Господа. Причина сему та, что никто Духовного смысла видеть не может иначе, как только от Единого Господа, и тогда, когда он находится в подлинно истинном от Него. Ибо смысл духовный возвещает о Едином Господе и о Царстве Его, и этот смысл есть тот самый, в котором находятся Ангелы Его в Небе, ибо Божественное Его есть там - Истинное. Этому смыслу может человек сделать насилие, если он введен в науку соответствий, и посредством оной захочет, из собственного разумения, исследовать духовный смысл Слова, ибо он может, из некоторых ему известных соответствий, извращать смысл ея, и принуждать оный также к утверждению ложного; а это было бы - насиловать Божественное Истинное, равно и Небо. Почему, если кто хочет постигать этот смысл от себя , а не от Господа, то Небо заключается; а когда оно заключено, то человек или не видит ничего, или духовно безумствует. Причиной сему и то, что Господь учит каждого посредством Слова, и учит из тех истинностей, которые у человека находятся, а не вливает в него непосредственно новых. Почему, если человек не находится в Божественном Истинном, или находится только в немногих истинностях, и - вместе с тем, в ложном, то может он из них искажать истинное, как это делается также всякими еретиками в отношении к буквальному смыслу Слова, что тоже известно. Но чтобы, таким образом, кто-нибудь не вторгнулся в духовный смысл Слова, или не извратил бы подлинно истинного, находящегося в этом смысле, то поставлены Господом стражи, которые в Слове разумеются под Xерувимами.
Что стражи поставлены, - это представлено мне было таким образом: мне дано было видеть большие кошели, кажущиеся в виде мешков, в которых сокрыто серебро в большом количестве; и как они отворены были, то казалось, будто всякий мог вынимать положенное там серебро и даже расхищать его, но подле этих кошелей сидели два Ангела, как стражи. Место, где они поставлены были, казалось в виде яслей в конюшне. В ближайшей комнате видны были скромные Девы, вместе с целомудренной Супругою, а близ этой комнаты стояло двое детей, и сказано было, что с ними надлежит не играть по детски, а воспринимать их как воплощение мудрости. После того, показалась Блудница, потом лежащий мертвый конь. Увидев это, я был наставлен в том, что сими предметами прообразуем был буквальный смысл Слова, в котором пребывает Его духовный смысл. Большие кошели, наполненные серебром, означали познание истинного в большом количестве. Что они были отворены, но однако же охраняемы Ангелами, означало, что всякий отсюда почерпнуть может познания истинного, однако наблюдается за тем, чтобы никто не исказил смысла духовного, в котором находятся одни чистейшие истины. ясли в конюшне, в которой лежали кошели, означали наставление духовное для разумения, это самое означают ясли; ибо конь, который ест из них, означает разумение; Скромные Девы, виденные в ближайшей комнате, означали расположение к истинному, а целомудренная супруга - союз доброго и истинного. Дети означали невинность мудрости, в том находящуюся; они были Ангелы третьего Неба, которые, если показываются, то в виде детей. Блудница с мертвым конем означала искажение Слова у многих ныне, от чего погибает все разумение истинного. Блудница означала искажение, а мертвый конь то, что нет никакого разумения. ...
Можно было бы подумать, что Учение подлинно Истинного можно снискивать посредством духовного смысла Слова, которое получается чрез науку Соответствий; но Учение не снискивается чрез него, а только озаряется и укрепляется им, ибо ... никто чрез соответствие не приходит в духовный смысл Слова, если он наперед не находится в подлинно истинном из Учения. Если Человек не находится наперед в подлинно истинном, то может он, посредством некоторых соответствий, искажать Слово, совокупляя и изьясняя их к утверждению того, что к духу его, из принятого уже начала, приметилось. Сверх того духовный смысл никому не дается иначе, как единым Господом, и Им охраняется, как охраняется Небо, ибо Небо находится в нем. Итак, лучше, чтобы человек прилежал к Слову в смысле буквальном, из него одного сообщается Учение. (SS 26, 56-59)
26) То есть человеку гораздо безопаснее обретаться в смысле буквальном Латинского Слова, научающем его, гораздо полнее, чем смысл буквальный Ветхого и Нового Заветов практической жизни по заповедям жизни, ибо в именно в Латинском Слове "Учение подлинно Истинного сообщено было посредством откровения, и это самое, а не другое Учение, согласуется с Духовным смыслом Слова". И старательно поучаясь оттуда тому образу мышления, и тому образу жизни личной, семейной гражданской и церковной, который "согласуется с Духовным смыслом Слова", он сможет, постепенно становиться основой и почвой для ангелов Господних. А уже впоследствии, если то будет угодно Господу, и полезно в человеке для какого-либо духовного служения, то Господь Сам дарует ему должное просветление в Своём Слове, путём приобщения его к тем осмыслениям Слова, которые, посредством его познаний из смысла буквального там, производят в нём присоединённые к нему ангелы.
27) И лишь тогда человек, от Господа, и возможет, должным и правильным путём, обретать ту премудрость ангельскую, посредством которого сознание его, хоть лишь и до определённой степени, сможет сообщаться с ними, приблизительно так же (хотя, разумеется, и далеко не в той же полноте, и по несколько иной механике) как это происходило во времена Древнейшей Церкви. И тогда это будет происходить отнюдь не путём воспаления его соби, как это, весьма часто, пытаются осуществлять разного рода эзотерики, в том числе и имеющие смелость причислять себя к Новой Господней Церкви, а путём органичного составления с ангелами подлинного единства жизни, согласного с Божественным порядком.
28) О таком же соединении в Латинском Слове, в продолжении той цитаты, с которой и началось сегодня наше занятие, нам было говорено следующее:
Относительно премудрости ангельской. Ангелы составляют единство с человеком, ибо люди и ангелы соединяемы как внутреннее и внешнее, или же как первое и последнее. Ангелы небесные (пребывают) в первейшем (Божественного восприятия), а человек - в последнем (оного восприятия). И поскольку человек - в последнем (восприятия), то он и мыслит материалистически, или же - чувственно. Меж этими (способами мышления) существует соответствие; и посему человек есть как бы тем основанием, на котором ангельские помышления упокаиваемы бывают; и посему - у людей, пребывающих в побуждениях истинного и доброго из Слова, существует соединение (с ангелами). Ангельская премудрость, также, обретается в высшей (степени); ибо премудрость возрастает по степеням, относительно (продвижения к) внутреннейшему (постижению). (SD 5190)
Ведомо также должно быть, что чем более совершенны ангелы, тем с большим совершенством они способны мыслить; ибо пребывающие во (взаимном) согласии, и обретающиеся в (совершенной духовной) красоте, то есть - (пребывающие) во благе превыше остальных, оные способны мыслить более разумно, нежели пребывающие в (относительно) низшей степени (сознания), ибо оные (обретаются) в высшей степени (сознания). Что те (кто пребывает в низшей степени сознания) не могут делать (этого столь же совершенно, как и пребывающие в высшей степени), ибо ангелы говорят из собственного доброго, и из собственного истинного; ибо они (сами) есть этим (добрым и истинным), посему пребывающие в низшей степени (сознания) никоим образом не могут (мыслить) так же, как пребывающие в высшей (степени сознания). Откуда и следует, что злые никоим образом не могут постигать, что такое доброе духовное, ни того также, что истинное есть истинным. (SD 5191)
Ангельские идеи (существуют в их сознании) в соответствии с теми состояниями истинного и доброго, в котором оные (ангелы) пребывают. О том, что идеи природные обращаемы в идеи духовные и небесные, по соответствиям - смотри (книгу Тайны Небесные) н. 10604, где также этот предмет рассматриваем. (SD 5192)
Всё осознание, и вся мудрость ангелов (происходит) от Господа, посредством Слова, которое (находится) у человека и духа; обо оное (Слово) есть такой природы, что во всякой своей детали оно соответствует и обращается (в ангельском восприятии) в идеи ангельские, в их должном порядке; и в каждой (даже наималейшей) частности Слова пребывает мудрость Божественного, в Божественной форме, и в Божественной связи. (SD 5193)
Аминь
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"