Хаятт Эдвард : другие произведения.

О том, что Господь воздвигает над всякою славою покров

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Тема проповеди, прочитанной в конце 19-го века священником Новой Церкви в Канаде, Эдвардом Хаяттом, посвящена описанию сути и практического применения того "покрова над внутренней святостью" Божественного Слова, или же его смысла буквального, который Господь воздвыигает на ВСЯКИМ Своим откровением.

- О том, что Господь воздвигает над всякою славою покров -

9

О том, что Господь воздвигает над всякою славою покров

"Слово без своего смысла буквального было бы как дворец без своего фундамента, и, таким образом, как дворец в воздухе, а не на земле, что было бы лишь его тенью, которая тут же бы и рассеивалась. Также Слово без своего смысла буквального было бы как храм, в котором обреталось бы множество священностей, со святилищем посредине, и - при этом, без крыши и стен, которые служат (всему этому) вместилищем, и оные если бы отсутствовали, или же были бы удалены оттуда, то все эти святыни были бы расхищены ворами, или же они были бы порушены дикими зверями земными, и птицами небесными, и, таким образом, совершенно были бы рассеяны. Точно также это было бы как скиния (в сокровенности которой был сокрыт ковчег завета, и в центре её - золотой светильник, золотой алтарь на котором совершалось воскурение, а также стол на котором возлежали хлебы предложения, которые там были священностями) без её самых внешних принадлежностей, которыми были её занавесы и покровы. Более того, Слово без своего смыла буквального было бы как тело человеческое без своих покровов, называемых кожею, и без поддерживающих принадлежностей, называемых костями, без чего все его внутренности попросту развалились бы. И это было бы также, как сердце и лёгкое в груди без своего покрова, называемого плеврою, и своего поддержания, называемого рёбрами. Или же как головной мозг без своего покрова, называемого твёрдой мозговой оболочкой, а также без своего обычного покрытия, содержащего и поддерживающего его, и называемого черепом. Всё (вышеперечисленное и) было бы подобно Слову без его смысла буквального; почему и было сказано у Исайи, что "Иегова воздвигает над всякою славою покров" (4:5) (Такого рода) защита, дабы (Церковь) не понесла бы ущерба от слишком сильного света, или же от чересчур мощного затенения и означаемо "столпом облачным днём" и "дымом и сверкающим столпом огненным ночью", почему и сказано, что "над всякою славою (пребывает) покров" (A.E. 504) "Слава здесь есть смыслом духовным Слова" (A.E. 29)

Отметьте, что "покров" здесь был сказан (пребывающим) над ВСЯКОЮ славою. Ибо слава духовного никогда не даётся ни человеку, ни ангелу непокрытою, хотя в одном Откровении из Слова оная и может быть полагаемой ОТНОСИТЕЛЬНО несокрытой, сравнительно с иным (каким-либо) Откровением из Слова. Всякое Откровение обладает своим собственным покровом, более или менее плотным, как это может быть в каждом конкретном случае. Таким образом, в тексте, откуда была извлечена вышеприведенная цитата, употребляемы два других слова для обозначения (такого) покрова, а именно - "Облако" и "Дым", и одно из них - это относительно лёгкий покров, тогда как другое - покров гораздо более тёмный. Наиболее толстый покров лежит на Слове Ветхого Завета, лежащий же на Слове Нового Завета - гораздо прозрачнее, а тот, который лежит на Слове Писаний (Сведенборга) - и ещё гораздо тоньше. Но, тем не менее - всё же на КАЖДОЙ "славе" здесь лежит свой покров. В писанном Откровении Слова покров такой состоит из вербальностей того человеческого языка, посредством которого оное было даровано, совместно с тем смыслом, который мы были обучены ассоциировать с этими словами и словесными оборотами. И именно этот смысл вербальный (в нашем сознании) и есть смыслом буквальным (этого конкретного Откровения). Откуда следует, что каждое Откровение с необходимостью облекаемо, или же покрываемо смыслом буквальным, который сохраняет смысл духовный в себе, и соответственно препятствует узреванию оттуда (человеком) большего объема света (духовного), нежели человек приуготовлен бывает воспринять.

Но хотя всякое Откровение и обладает смыслом буквальным, смысл буквальный в каждом из Откровений - это отнюдь не одно и то же. Тогда как смысл буквальный одного из оных, скажем, такого, как Слово Завета Ветхого, относительно удалён от своего смысла духовного, смысл природный Писаний (Сведенборга) гораздо ближе к своему смыслу духовному. Но даже и в последнем (смысл природный) не может являть (сознанию) своего смысла духовного до тех пор, пока слова там разумеемы исключительно в их просто природном значении. Всякое откровение должно быть тщательно изучаемо в своём собственном свете, прежде чем мы сможем проникнуть там далее исключительно его смысла буквального. И более того - после того, как конкретное Откровение уже было однажды извращено мёртвой Церковью, оное может быть подлинно постигнуто в дальнейшем исключительно в свете (совершенно) нового Откровения. По этой-то причине, ныне, прежде, чем мы сможем видеть далее смысла буквального Старого и Нового Заветов, мы, перед этим, должны изучить Писания (Сведенборга) в их собственном свете, и затем постигать Слово Старого и Нового Заветов исключительно в свете, заимствованном из Писаний (Сведенборга).

Но если мы будем изучать Писания (Сведенборга) в свете мира, то слава внутреннего смысла будет от нас совершенно сокрытой, и тогда формы буквальные там, точно также, как и оные в Старом и Новом Заветах, будут исполняемы, в нашем сознании, тем совершенно извращённым разумением Слова, которое мы будем тогда заимствовать от Старохристианской Церкви. И дабы (в таком случае) истинное и ложное разумения Слова не были бы (в сознании) безнадёжно смешиваемы, то (в Слове) на ВСЕЙ (его) славе и лежит покров, под который проникнуть совершенно невозможно до тех пор, пока абсолютно не будет изжито (из сознания) то извращённое разумение Слова, к которому мы склонны бываем совершенно естественным образом.

Когда человек впервые входит в этот мир, его сознание совершенно пусто. Природный рассудок формируем (у него) посредством видимостей, влияющих на сознание посредством органов чувств. И поскольку природный рассудок формируем, подобным образом, исключительно едиными видимостями, то Господь и не может подойти к человеку, дабы спасти его в свободе (его воли), если только Он не явится ему (при этом) облечённым в такие видимости, из которых сформирован его, человека рассудок природный, таким образом приспосабливая Своё изложение (истинного), или же Слово к человеческому разумению. Ибо, в противном случае, Слово останется для человека совершенно непостижимым. Эти самые (чувственные) видимости (природного рассудка) и есть то, посредством чего смысл буквальный Слова (в рассудке у человека) формируем. Но так как рассудок природный обладает тремя степенями, то Господь, дабы приспособить Себя таким образом, чтобы действовать в каждой из этих степеней, и должен являться (там) обличённым в три (различных) рода (этих) видимостей.

В Своём Новом Откровении (Латинского Слова) Он пришёл будучи облачённым в такие видимости, которые составляют рациональную степень рассудка природного, и этого рода видимости, по сей причине, и есть смыслом буквальным Его нового Откровения. Ибо собственно смысл духовный исходит от Господа через небо, и состоит поэтому из такого рода духовных видимостей, в которые Божественное Истинное облекаемо в небесах. Эти духовные видимости могут быть духовно узреваемы в Писаниях (Сведенборга), если только мы будем отвергаться света природного, и пытаться узреть их в их собственном свете; в противном же случае, даже тогда, когда видимости небесные (там) описываемы (совершенно) открыто, оные (с неизбежностью) будут привносить в наш рассудок исключительно видимости мирские. После чего, вместо наставления нас относительно порядка небесного, они лишь будут снабжать нас средствами для утверждения (нашего сознания) в сугубо природном рационализме - состоянии, которое постоянно наваждает (Новую) Церковь, и способно овладевать (в ней) всеми теми, кто не допускает себя быть защищаемым против этого (наваждения) тем духовным рациональным, которое может быть в нас мало-помалу формируемо лишь постижением Писаний (Сведенборга) в их собственном свете. Ибо мы должны обретать наставления оттуда в состояниях (рассудочной) опрощённости (от стереотипов нашего природного рассудка), и с той определённого рода невинностью, которая одна лишь и может сделать нас действительно поддающимися обучению. Совершенно неизбежным является то, что мы начинаем (наше постижение Писаний Сведенборга) из видимостей смысла (их) буквы, но если мы в оных видимостях так и останемся, то мы (с неизбежностью) пребудем (в сознании нашем) лишь сугубо природными, ибо (в этом случае) мы совершенно закроем (для себя) то наставление (там), которое единственное было бы способно помочь нам стать духовными.

(В Писаниях Сведенборга было сказано):

"Слово относительно буквы предназначено для человека, а относительно смысла внутреннего - для ангелов, а также и для таких людей, которым, по милосердию Господнему, дарована способность, ещё обитая в мире, становится подобными ангелам" (A.C. 2242)

Но мы отнюдь не становимся подобными ангелам лишь потому, что обладаем книгами Писаний (Сведенборга), а (мы становимся таковыми) лишь в процессе восхождения в разумение их содержания, подобное тому, которым обладают ангелы, основной же целью (стяжания) такого разумения может быть лишь (наша) дальнейшая жизнь в соответствии с оным разумением. Прежде же этого мы с неизбежностью будем обречены видеть лишь смысл буквальный Слова, который предназначен исключительно человекам. Ибо те внешние вербальные формы, в которых Откровение (Писаний Сведенборга) было нам даровано, оные есть лишь СРЕДСТВАМИ, посредством которых мы можем, если только захотим, обрести такое (ангельское) разумение из Слова, но, при этом, мы никогда не должны полагать Средства конечной целью, или же принимать (внешний) покров за собственно (саму внутреннюю) славу, под ним сокрытую. Необходимость же существования этих средств (в Писаниях Сведенборга) описываема следующим образом:

"Человек вне понятий, заимствуемых из природностей, не может мыслить совершенно ничего; по сей причине, если б истинности (непосредственно) Божественного происхождения были бы обнажено (перед ним) явлены, оные никогда не были бы (им) восприняты, ибо (неизбежно) превосходили бы его способность восприятия" (A.C. 2520)

Отсюда совершенно очевидно, что божественные истинности никогда не могут быть явлены обнажено, ибо в этом случае они никогда не смогут быть восприняты. Откуда также с необходимостью следует и то, что божественные истины ни в коем случае не были явленны обнажено в Писаниях (Сведенборга), но что и там также "покров лежит на всей славе", то есть что и там также есть свой смысл буквальный, который внешне взирает к природному, а внутренне - к духовному.

Принадлежности мира природного есть конечностями творения. Они формируют как бы те точки и линии, которыми ограничиваемо действие Божественного истечения и являемы (конечные) следствия оного в ограниченных (чувственным восприятием) формах. На этих конечных формах, как на (своём) содержащем и основании, всё, пребывающее в сознании ограниченного бытия с необходимостью должно завершающе упокаиваться. Ничто не может быть в постижении, или же сознательно получено конечным бытием, как лишь то, что упокаивается (в нём) на вышеописанной основе. Всё же, не могущее, тем или иным образом, ограничится с необходимостью всегда будет оставаться для нас непостижимым. По этой-то причине и самое Слово Господнее нисходит к нам тем самым языком человеческим, посредством которого мы выражаем исключительно лишь конечности, и те (конечные) взаимоотношения между оными, которые мы (чувственно) созерцаем.

Это и есть человеческая сторона Слова - его смысл буквальный. И в той степени, в которой мы рассматриваем оный единственно из его внешнего, в той же степени оные мирские принадлежности, и человеческие рассуждения, оттуда проистекающие, и остаются тем единственным, что мы оттуда в состоянии бываем увидеть, ибо в этом случае мы видим там лишь покров, который, хотя и является (там) необходимостью, тем не менее не имеет (сам по себе) ни малейшей ценности отдельно от того, что он там предназначен сокрывать. Его ценность заключается в обеспечении той необходимой основы, которая является лишь отправной точкой, с которой мы должны начинать наши поиски исключительно принадлежностей жизни вечной. Ибо оный есть не просто основой, но основой абсолютно идеальной, которая может обретать (в себе) и поддерживать все те возможные познания духовные, которые только и могут быть доступными для нашего восприятия, из чего следует, что оный (покров) идеально приспособлен для той цели (для которой он был создан), если только мы не будем заваливать его (сверху) мусором нашего собственного интеллектуальничанья.

И именно то наше наследственное, которое мы влачим с собой из Старой Церкви и служит основополагающей причиной того, что мы этим постоянно и занимаемся. Откуда следует, что первейшей нашей обязанностью является усерднейшее удаление (из своего сознания) всего того мусора, который совершенно скрывает там для нашего восприятия это основание, и (в конечном итоге) превращает его в совершенно бесполезную для нашего ума вещь. И не только смысл буквальный Старого и Нового Заветов подобным образом заваливается всякого рода (интеллектуальным) мусором в нашем сознании; но также и смысл буквальный того Откровения из Слова, которое было даровано (нам) с целью образования основания для восприятия Слова на (сугубо) рациональном уровне нашего рассудка. Смысл буквальный этого Откровения, точно также как и оный (смысл) Завета Ветхого, есть такого рода, что он может быть выкручиваем в разные стороны, и обращаем к подтверждению вещей совершенно противоположных и противоречивых. Оный (смысл) есть тем фундаментом, на котором небо может быть формируемо в нашей рациональной рассудочности; но мы также можем и совершенно задавить в себе это основание посредством того природного рационализма, который столь популярен ныне.

Насколько бы ни было совершенным основание само по себе, мы не сможем возвести на нём совершенно ничего путного, если только оное будет покрыто (густым слоем) песка и мусора. Конечно, мы можем попытаться возвести что-нибудь и собственно на песке. Но давайте же ясно осознаем и рационально усвоим тот факт, что качество смысла буквального всякого Божественного Откровения таково, что оный может быть разумеем как на мирском, так и на небесном уровнях (восприятия); и что естественная тенденция нашего сознания безусловно постоянно склоняет нас к разумению оного (смысла) исключительно и единственно именно в (его) мирском ключе, или же в таком ключе, в каком оный (всегда) разумела бы и Старая (Христианская) Церковь. Поэтому содержание этого основания в нашем сознании в состоянии более-менее очищенном от мирских "мудрости" и "благоразумия", постоянно нас наваждающих - ибо пыль и песок личной рассудочности неизменно наполняют и самый воздух вокруг нас, такое вот поддержание (в относительной чистоте ото всего оного) требует нашего постоянного и неусыпного внимания. Мы должны поддерживать оное совершенно очищенным (ото всей этой "мирской мудрости"), если только мы действительно хотим узреть тот (внутренний) порядок, на котором это основание было заложено.

Именно из самого этого порядка мы и должны постигать, каким именно образом хоть что-либо может быть оттуда возведено (в нашем постижении); ибо оное основание (в себе) есть столь совершенным, что если мы попросту будем лишь содержать его в чистоте от (нашего) собственного интеллектуализма, мы (тогда без особых проблем) сможем постичь оттуда общий порядок того небесного дома, который оное (основание) и предназначено (было) поддерживать в нас. Откуда следует, что мы сможем всё это совершить, если только мы оснуем на всех трёх уровнях (нашего) природного рассудка абсолютно завершённое основание, в том его порядке, в котором оное было предоставлено (нам) в смысле буквальном тех трёх форм Слова, каковые были нам дарованы (свыше). Ибо оное основание с необходимостью заключает в себе полный порядок того дома, который с ним (был изначально) связан.

Именно таким образом смысл буквальный Слова, который существует для (обеспечения) основания неба в нас, и СОДЖЕРЖИТ (в себе тот) смысл духовный, который наставляет нас порядку небесному, со всеми частностями того небесного дома, который каждый из нас обязан возвести на оном (основании) в своём сознании, если только мы действительно желаем обрести для себя небо. Нам даровано основание, и нам дарованы указания (как его использовать), но вот собственно сам дом в его завершённом виде нам отнюдь не дарован, и оный может быть возведен в каждом из нас лишь посредством нашего личного соучастия (в этом его возведении), путём применения, как бы от себя самих, истинностей Откровения в нашей собственной жизни. Отсюда мы совершенно ясно и можем увидеть, каким же собственно образом смысл буквальный (Слова) есть, в конце концов, основанием и содержащим смысла духовного (там), и каким образом оный есть (одновременно) и тем, что сокрывает, и тем что раскрывает смысл духовный. "(Это так) по той причине, что природное есть тем завершающим, на котором духовности и небесности упокаиваемы, и на котором, как дом на своём основании, оные пребывают, и что иначе смысл внутренний без внешнего будет как дом без своего основания. Слово, поскольку оно таково, есть содержащим духовного и небесного смысла" (H.D. 262)

Смысл буквальный содержит (в себе) оное, как совершенное основание (потенциально всегда) уже содержит в себе и общий план (своего будущего) строения; но вот относительно нашего восприятия (всего этого), то (там ещё реально пока что) никакого дома не существует, но лишь единственно его (возможное) основание, пока мы (что-либо там) не построим, используя оттуда истинности, которые нас наставляют относительно всех частностей плана (этого будущего строения), по которому небо должно быть формируемо в нас. Таким образом, насколько смысл буквальный всё это от нас скрывает, и насколько оный всё это (нам) открывает - это зависит исключительно от нас же самих; но в любом случае оный (смысл буквальный) до определённой степени всегда скрывает (от нас) смысл духовный, так как в противном случае бесконечные частности плана небесного были бы совершенно вне нашей возможности постичь (хоть что-либо там), и даже если бы оные и были бы раскрыты (перед нами) в большей степени, нежели в той, в которой единой Господь провидит, своим Божественным Провидением, их употребительность (для нас), мы были бы таким (раскрытием) лишь совершенно сбиты с толку.

Но смысл буквальный всякого Божественного Откровения открывает содержащееся в нём для нас лишь постепенно, по мере того, как мы прилежно исследуем оный, и возводим на нём основание - то есть лишь настолько, насколько мы бываем приуготовлены для его (практического) употребления. Это совершенно истинно даже и относительно Слова в небе, и будет оставаться столь же истинным (для нас) во всю вечность, ибо никакое конечное бытие никогда не сможет воззреть на Бесконечное, в его обнажённом присутствии. По этой-то именно причине - "Господь воздвигает над всякою славою покров".

Поскольку Новая Церковь, обладает (таким) Божественным Откровением из Слова, в котором покров (этой славы) гораздо более прозрачен, нежели оный был в двух предшествующих формах Слова, то отсюда следует, что у нас эти три Откровения должны быть рассматриваемы и постигаемы исключительно в свете последнего (из них). Ибо лишь оттуда мы и можем узнать, в чём именно состоит ценность смыла буквального в каждом из оных (Откровений), или же где именно их смысл буквальный должен быть воспоследуем (нами), а где - нет. Ибо, для примера, мы наставляемы (в последнем из Откровений) следующим образом:

"Относительно законов, постановлений и уставов для Израильской и Иудейской Церкви, которая была церковью представительной, то там есть и такие, которые всё ещё правомерны в каждом смысле, как во внешнем, так и во внутреннем, и оные есть те, которые должны быть абсолютно воспоследуемыми даже в своём смысле внешнем, там также есть и такие, которые могут быть употребительными, если кто-либо решит им воспоследовать, но там есть и такие, которые были совершенно отменены. Хотя Слово и божественно даже относительно тех (его) принадлежностей, которые были упразднены (для практической жизни члена Новой Господней Церкви)" (H.D. 262)

Ибо хотя все эти принадлежности (в Слове) заимствуемы там человеком, они (также) заимствуемы оттуда и Господом, и таким образом (оттуда) выбираемы и располагаемы (в сознании у человека) дабы (посредством их) образовывалось бы необходимое основание, или же покров, совершенный в своём приспособлении к его применению (в человеке). Но об этом мы совершенно ничего не можем ведать, если только не из смысла внутреннего; и о внутреннем смысле мы совершенно ничего не сможем узнать, если только мы не будем постигать Писания (Сведенборга) в их собственном свете, и с намерением к их употреблению (в нашей практической жизни). Ибо:

"Все те пребывают во внешних (принадлежностях) без (принадлежностей) внутренних, кто обретаются в любви собственного и мирского, ибо у оных человек внутренний совершенно закрыт, а открыт лишь (человек) внешний; и то, что человек внешний, когда он читает Слово, там видит без внутреннего (человека), он видит в абсолютной тьме, ибо свечение природное, без света с неба, в принадлежностях духовных есть лишь одной густейшей тьмою; и (лишь) свет с неба входит через человека внутреннего во внешнего и просветляет (там) это. Именно отсюда и происходит такое множество ересей, и по этой-то причине и совершенно неизвестно, что в Слове есть хоть что-либо внутреннее; и даже те, кто думают, что оное (внутреннее) там всё же содержится, даже и они, всё же, не имеют ни малейшего понятия, где оное там содержится." (A.C. 10400)

Природное расположение заключается или же в полном отвержении Слова, или же в идолизировании смысла буквального там; поэтому для сохранения от, и для подавления (в себе) такого расположения, мы должны быть очень осторожны в постижении того именно, что делает Слово священным - а этим есть то, что пребывает внутри (его) внешнего покрова, и лишь ради оного единого покров (этот) свят. Поэтому будем же сохранять себя от утверждения во внешних (принадлежностях) Слова, без взирания к его (принадлежностям) внутренним. Поскольку: "Пребывающие во внешних (принадлежностях) Слова без (его) принадлежностей внутренних (совершенно) не могут выносить внутренностей Слова" (H.D. 262)

Ибо внешнее, когда оному внимают отдельно (от внутреннего), лишь отражает свет мира, тогда как (исключительно именно) внутреннее и открывает свет небесный. Эти две разновидности света противоположны (друг другу) и, поэтому "совершенно не выносят друг друга" (A.C. 10694) Более того - "когда свет небесный втекает в свет мира, то оный вносит (туда) густейшую тьму, и вводит в полнейший ступор, откуда следует, что внешнее без внутреннего не может выносить внешнее, когда внутреннее в оном (внешнем) пребывает". (A.C. 10694) "Поскольку Иудейская нация была таковой, то они совершенно не могли переносить ничего (сказываемого) о Господе, о любви и вере в Него, каковые являются внутреннейшими (принадлежностями) Слова, Церкви и Богопоклонения" (A.C. 10694)

Поэтому насколько телесные и чувственные состояния в нас преобладают, настолько же мы и являемся (внутренне) Иудеями, и действуем аналогично оным. И насколько мы (внутренне) есть таковыми, настолько же мы не желаем даже и слышать что это Именно Сам Господь обращается к нам в Своём Новом Откровении через Писания (Сведенборга). И пока мы таковы, мы, подобно иудеям, можем испытывать суеверное почтение к смыслу буквальному Слова, тогда как мы, в то же время, подобно оным (Иудеям) отвергаем собственно Слово (в его подлинностях). Ибо для нас совершенно недостаточно того, что мы, во внешнем, принимаем Откровение, дарованное Новой Церкви; мы обязаны также принимать и Господа Таковым, каковым Он там Себя открывает во всей Своей славе, памятуя (однако же, при этом) что "Господь воздвигает над всякою славою покров".


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"