|
|
||
Итоговый синтез по двум книгам Библии - первой главе книги Бытия и Откровению Иоанна (Апокалипсису). |
В предыдущих двух исследованиях, - "Сотворение из ничего" и "Символы Апокалипсиса" - посвященных анализу первой главы книги Бытия и Откровения Иоанна, была сделана попытка разобраться, что же хотел сказать Творец через избранных пророков своему последнему Творению, эдакому "гадкому утенку" земного царства жизни. И оказалось, что именно в этих книгах даны если не ответы, то по меньшей мере подходы к разрешению самых главных вопросов бытия человека: о его изначальном происхождении, законах его актуального существования и развития, и даже о его конечной участи. Вот только чего не сказано - так это о сущности и природе самого Творца, с которого все и началось. А раз так, нам ничего не остается кроме как самим попытаться хоть что-то понять о нем, исходя из того, что нам известно, примерно так, как мы можем понять характер скульптора по созданным им произведениям. Может быть тогда мы сможем уразуметь, зачем он нас создал, почему мы таковы, каковы есть и что же ему от нас нужно.
В течение многих тысяч лет люди, поначалу практически ничего не знавшие о строении материи и ее законах, представляли своего Творца как нечто запредельное, существующее вне времени и пространства и обладающее поистине необыкновенными и чудесными качествами и способностями - от всеблагости до всемогущества. Множество религий исходят из этого "факта". С тех пор человечество далеко продвинулось в части раскрытия тайн природы и добралось до таких глубин, какие и представить не могли даже недавние наши предки. И если теперь посмотреть с современной научной точки зрения, то, в соответствии с нынешними физическими представлениями, нашего Создателя, которого люди всегда называли Творцом и Богом, мы можем представить себе как распределенный в пространстве квантовый космический Разум, ограниченный только размером Вселенной, существующий внутри этой Вселенной, так же как и мы сами, и ограниченный теми же физическими законами. При этом нам не придется насиловать свой здравый смысл и прибегать к сказочным объяснениям, ведь возможность существования такого разума сейчас активно и вполне открыто обсуждается в научном сообществе.
Причем, у современного ученого, придерживающегося материалистических взглядов и даже вроде как давно дискредитированной, но не сдающей свои позиции дарвиновской теории эволюции, не может быть возражений против того, что мыслящий "мозг" мог возникнуть и в других местах Вселенной (организованы даже его поиски), в том числе и на других физических принципах, раз он уже смог возникнуть на Земле, ведь время существования Вселенной в несколько раз больше, чем Земли. Зато такая последовательность событий - сначала вселенский Разум, а потом уже биологическая жизнь - гораздо лучше объясняет высочайшую сложность живой материи на Земле, ведь естественным образом самоорганизовавшиеся структуры, в том числе квантовый разум, неизбежно должны быть весьма простыми, так же как гораздо более простой является исходная неживая материя. Для матрицы квантового "мозга", функционирующего в вакууме, не требуются такие сложные элементы как нейроны человеческого мозга и вся остальная инфраструктура по их обслуживанию, ведь он, как любой процессор, может состоять из миллиардов и триллионов повторяющихся элементов атомного и субатомного уровня, объединившихся в нейронную сеть и использующих для обмена информацией квантовые механизмы. Искусственно же создаваемые физические макрообъекты неизбежно несут на себе печать избыточной сложности и тяжеловесности. Кстати, мы фактически ничего не знаем о том, за счет чего обеспечивается фантастическая емкость нашей памяти и высочайшая скорость обработки информации в мозге, использующем не электромагнитные, а на порядки более медленные электрохимические сигналы - возможно, частично как раз за счет квантовых эффектов, пока нами не открытых (хотя многие физики сомневаются, что такое возможно при комнатной температуре и в "мокрой" среде).
А так как квантовый "мозг" фактически бесплотен и не может творить чудес, нарушающих законы природы, можно предположить, что он вполне мог найти способ манипулировать объектами на квантовом и атомном уровне и создать молекулярные основы жизни на Земле, но для него должна была стать проблемой работа с объектами макроуровня. Именно поэтому ему и мог потребоваться разумный материальный "помощник", который бы стал хранителем создававшегося миллиарды лет заповедника на планете Земля, и смог научиться защищать его от глобальных катастроф. Точно так же человек создает роботов, которые могли бы заменить его там, где он сам не в состоянии справиться. Очень похоже передает Р.Бейнтон взгляд Мартина Лютера на подобную проблему: "Бог призывает людей трудиться, поскольку трудится Он. Он выполняет самые обыденные работы. Бог - это и портной, сшивший оленю одежду, которой хватит на тысячи лет. Он и сапожник, давший оленю башмаки, которых ему не износить за всю жизнь... Если трудились Бог, Христос, Дева Мария, первый среди апостолов и пастухи, значит и нам следует трудиться на том поприще, на которое мы призваны. У Бога нет Своих рук и ног. Он должен продолжать Свои труды посредством людей. Чем обыденнее дело, тем лучше. Молочник и работник, вывозящий навоз, делают работу, которая более угодна Богу, чем псалмопения монаха-картезианца".
Именно такого помощника, немало потрудившись (миллиарды лет!), Творец и создал, назвав его Адам, то есть "Землянин" ("адама" в переводе с еврейского - "земля", причем не только как почва, но и как территория). В первой главе книги Бытия он говорит людям: "наполняйте землю, и овладейте ею", то есть научитесь управлять ей. И всего-то - научиться управлять климатом, тушить вулканы, предупреждать землетрясения, исправлять орбиты опасно сближающихся с Землей астероидов и поддерживать экологическое равновесие на Земле. Все это уже сейчас человечество могло бы научиться делать... будь оно разумным. Но вместо этого оно все силы положило на уничтожение Земли и жизни, с таким трудом созданной на ней. Богу же предложило молитвы, поклонения и жертвоприношения, будто именно это ему и нужно, и для этого он нас создал. Пророки неоднократно получали откровения о том, что Богу нужны не жертвоприношения, а реальное выполнение простых заповедей: не убий, не кради, люби ближнего и т.п., вполне достаточное для поддержания мира и благоденствия на Земле. Недаром главным свидетельством прихода Мессии считается пророчество Исайи: "И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать" (Ис.2:4). Но всегда находились те, кто умудрялся переиначить весть от Творца и главными сделать обряды и молитвы, а заповеди можно было не выполнять, откупаясь от Бога через священнослужителей так же, как всегда откупались от своих земных правителей. Вместо того чтобы поверить своему Творцу и все силы положить на обуздание собственных страстей и выполнение хотя бы минимума из того, чего он ждет от нас, мы создали веру в Бога, формально исполняя ее требования, но на деле игнорируя те заповеди, которые, как любящий отец, пытался внушить нам наш Создатель.
Как же это случилось? Почему первый, по сути экспериментальный, вариант "искусственного разума" вдруг взбунтовался и вырвался из-под контроля своего Творца, вообразив себя вершиной эволюции во Вселенной, и не собирается ему подчиняться? И почему Творец его не останавливает, пока он не разрушил все Творение?
Когда Творец создавал человека (вкладывал способность мыслить фактически в обезьяну), он, вероятно, еще до конца не мог знать, что у него в результате получится, ибо невообразимо огромный, бессмертный и бесплотный разум и ум плотского смертного существа несоизмеримы. Все происходило постепенно и чрезвычайно медленно - в течение сотен тысяч лет. А куда торопиться бессмертному Творцу? Весь животный мир к тому времени был весьма проработан, оптимизирован и гармонизирован, у каждого существа "на скрижалях сердца" были записаны законы, как ему жить, как поступать в тех или иных случаях, чтобы не нарушать всеобщую гармонию и равновесие в природе. Например, можно - и даже нужно - избегать смерти, но только до определенного предела, ибо тем самым ты можешь оставить голодным того, кто тобой питается. Оставалось только усилить мыслительные способности самого продвинутого существа и тоже дать ему необходимые законы жизни, совсем иные, нежели у животных. И всего-то - добавить чуток новых генов и управляющих последовательностей в ДНК и научить доброму, все остальное довершит разум.
Сейчас ученые, исследуя ископаемые артефакты, определяют принадлежность того или иного существа к виду человека разумного, кроме физических признаков вроде прямохождения, главным образом по умению изготавливать орудия труда, руководствуясь предположением классиков марксизма-ленинизма, а так же теории эволюции, что именно труд превратил обезьяну в человека (чем не насмешка над цивилизацией, отказавшейся от идей коммунизма). Но если исходить из того, что движущей силой возникновения и эволюции всего живого были не мутации и естественный отбор, а целенаправленное постепенное изменение природы разумным Творцом, то окажется, что главное здесь вовсе не орудия. В конце концов, даже некоторые птицы (врановые, попугаи), не говоря уже о приматах, замечательно умеют изготавливать и использовать подручные инструменты, при этом еще и обучая друг друга.
Признаками же человека разумного (заметьте, название этого вида включает в себя кроме материальной биологической составляющей еще и нематериальную - разум) являются, во-первых, умение осознавать, анализировать и создавать информацию (мышление), свободно ей обмениваться (речь) и сохранять ее на материальных носителях (письмо) для последующего использования, а во-вторых, и главным образом, способность выйти за пределы познанного и понять смысл совершаемого и совершающегося, понять, кто он есть и зачем существует. Причем он должен начинать учиться всему этому с раннего детства. Как бы ни был ребенок, выросший среди животных ("маугли"), внешне похож на человека, он человек (homo) только биологически, но человеком разумным (sapiens) он уже стать не сможет. Разум у него имеется только в потенции, и он не является чисто биологическим признаком, так что правильнее было бы его определить как "потенциально разумный". Биологическая классификация совсем не учитывает этой важной особенности, обращая внимание на прямохождение (многие приматы прямоходящи), объем мозга (у слонов, китов и дельфинов - больше), изготовление орудий (масса примеров у животных и птиц) и т.п.
Птица, выращенная в неволе и затем выпущенная на свободу, без всяких проблем найдет пару, совьет гнездо и выкормит птенцов, ее инстинкты неуничтожимы. Не то с человеком. Он может стать разумным только в случае обязательного обучения навыкам, языку и общению (пусть даже это будет язык жестов в случае глухонемого ребенка или тактильный в случае слепоглухонемого). Причем способности к такому обучению у него неизмеримо выше, чем у любого примата, и сохраняются довольно долго, даже если по какой-то причине не развиваются в детстве.
Отсюда следует, что главными признаками людей разумных мы можем считать скорее пещерную живопись и украшения, свидетельствующие о возникновении ощущения собственного "я" как личности, и желания зафиксировать это не только в своей памяти, но никак не прямохождение или оббитую гальку. Более того, если птицы могут строить весьма сложные гнезда, требующие нетривиальных знаний и умений (тот же ткачик), и мы при этом не называем их разумными, почему мы говорим о разумности древних гоминид только на том основании, что они изготавливали орудия? Это могло быть таким же вложенным Творцом инстинктивным актом, как и строительство гнезда, чтобы они не умерли с голоду.
Первыми "подопытными" Создателя стали, по всей видимости, неандертальцы - именно у них начали активно развиваться речевые зоны мозга. Вот только за несколько сот тысяч лет они так и не смогли продвинуться достаточно далеко. Возможно, им не хватило темперамента и жизненной энергии - посмотрите на двух таких разных представителей приматов как орангутанги и шимпанзе. Большеголовый, флегматичный, добродушный орангутанг при встрече с соперником или какой-либо опасностью просто ретируется и не будет "выяснять отношения", ему почти не приходится напрягать свой мозг для быстрого поиска нужной стратегии. Зато шимпанзе - полная его противоположность, и это дает ему огромные преимущества в развитии и жизнестойкости. Поэтому в качестве дублера неандертальцу, явно "тормозившему", позже было выбрано именно такое весьма неуравновешенное, конфликтное, но пронырливое и всеядное существо. Ему-то мы и обязаны нашими весьма неприглядными качествами, с одной стороны обеспечившими новому существу широчайшую гамму чувств, переживаний и эмоций, а с другой сделавшими его неуправляемым, страстным и безрассудным до опасных, самоубийственных пределов.
Кстати, недавно было обнаружено, что у дружелюбных и ласковых собак имеются вполне определенные генетические мутации, аналогичные тем, что свойственны людям с синдромом Уильямса, сопровождающиеся задержкой умственного развития, и в то же время повышенной дружелюбностью и гиперсоциальностью (синдром эльфа). Похоже, что дружелюбие и разумность вещи несовместные, вот и пришлось Создателю пойти на компромисс и даже в чем-то пожертвовать одним ради другого.
Тем не менее, работа продолжалась. Оставалось дать человеку законы, которыми он должен руководствоваться, чтобы жить в гармонии со всем остальным миром и с самим собой. Но не тут-то было...
Сначала все шло достаточно неплохо. Если рассмотреть законы Хаммурапи или обычаи и табу, которыми руководствовались племена, жившие на атоллах, можно обнаружить, что уже много тысяч лет назад даже самые дикие народы хорошо понимали, как нужно себя вести, чтобы не деградировали ни природа, ни сам человек. Откуда они брали эти так эффективно действующие (пусть даже и весьма жестокие) обычаи, традиции и законы?
В древних документах, начиная с шумеров, говорится, что правители получали эти законы непосредственно от богов. Можно, конечно, считать это мифами и легендами, но тем не менее слишком многие факты говорят о том, что у людей действительно когда-то был некий канал связи с Творцом. Но когда их разум усложнился до максимума и стал самодостаточным, он, вероятно, заглушил этот канал (либо Творец намеренно ограничил общение), и на этом этапе многое было потеряно - откровения теперь могли получать лишь единицы, которых стали называть пророками. Возможно, человеческая плоть оказалась не в состоянии вынести одновременно все то, что в нее было вложено. Вспомните, как развиваются осязание, слух и ориентирование в пространстве у слепого, как понимает речь по губам глухой, как читает слепой шрифт Брайля, как общаются друг с другом глухонемые - все это возможно только при полном выключении одного или нескольких каналов восприятия, когда другие чувства занимают освободившееся место в мозге. Огромная масса нейронов понадобилась для обеспечения высшей нервной деятельности, речи, письма, чтения, абстрактного мышления. А увеличивать мозг больше не было возможности и по энергетическим причинам (он и так пожирает львиную долю ресурсов), и по физическому размеру головы, и по сложности связей между его отделами. Общеизвестно, что слишком высокие умственные способности (гениальность) очень часто приводят человека на грань безумия, а то и за эту грань. В принципе, вся наша разумная деятельность обеспечивается весьма небольшим количеством нейронов, ведь, например, в одном мозжечке, заведующем в основном управлением движением, содержится более половины всех нейронов мозга.
Окончательно эпоха "богов", разговаривавших с человеком, закончилась, по-видимому, в VII веке, когда получил откровение Мухаммед, но возможно, последним был Лютер. На близкую тему есть любопытное исследование американского психолога Дж.Джейнса о бикамеральном мозге.
Поначалу древние народы жили в простоте, фактически бессознательно, как дети живут под властью любящего, но грозного Отца, ослушаться которого они не могут, ведь он не только наказывает, но и спасает их, еще почти ничего не знающих о законах природы и о своей собственной природе. Однако с расширением рамок познания пришло и взросление, осознание самого себя. Именно в этот момент и появилось сознание и самосознание как таковое (все это отразилось в библейском мифе о съедении плода древа познания). Но вследствие такого преображения человек, который до этого ощущал себя неотъемлемой и равноправной частью природы, умирающей и возрождающейся, вдруг осознал себя смертным, причем окончательно смертным, и это его испугало и поставило перед ним множество вопросов о смысле жизни и участии в ней Творца. И тогда он понял, что Отец, хоть он и силен, уже не будет защищать его всегда, пора вставать на ноги и идти самому, брать ответственность на себя, и в первую очередь разбираться, что такое болезнь, старость, смерть, добро и зло, и как дальше жить с этим знанием, чтобы не погибнуть, и чтобы жизнь имела смысл. В это время во многих народах пророки получили каждый свой, пригодный только для конкретного народа, для его психики и менталитета, совет, и передали его соотечественникам. Человечество начало переходить от "внешнего управления" к самостоятельности.
Это можно представить так, как если бы человек сначала жил в почти полной темноте, освещаемой лишь крошечной свечой нарождающегося разума и сознания, когда видны только твои руки, а все окружающее выглядит непонятным и устрашающим, когда фантазия дорисовывает облик окружающих предметов, и вся надежда только на Того, кто в нужный момент может внезапно взять тебя за плечи и развернуть в нужную сторону, чтобы ты не сверзился в пропасть. Но постепенно оглядевшись, мы поняли, что эту свечу можно усовершенствовать, и более того - зажечь от нее факел разума и осветить путь, которым мы идем...
Это случилось в VII веке до нашей эры, когда сразу у нескольких народов появились свои пророки - в первую очередь Будда и Конфуций, а так же Заратустра и еврейские пророки. Но если первые поняли что главное, чего от них ждет Создатель - это жить в мире и быть милостивыми и милосердными к ближнему, не пытаясь понять хоть что-нибудь о небесах, о Творце или влезть в его "лабораторию", то вторые все силы положили на попытки увидеть, что там на небесах, понять пути Бога (или богов), и даже говорить от его имени, вместо того, чтобы понять свои пути и свой долг перед Творцом жизни. А это впоследствии во многом определило характер новой христианской религии откровения, о которой Бог предупредил всех: "Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин Божиих, сказываю, что не наложу на вас иного бремени" (см. "Символы Апокалипсиса", комм. к Откр.2:24).
А народы Европы в то время еще "не доросли" и откровения не получили (впрочем, и у греков в то время был великий Солон), - их черед пришел только через 600 лет, когда они переросли рамки языческого миропонимания и погрузились в тяжелейший кризис. Их поиски нового смысла и новой религии совпали с появлением среди иудеев очередного пророка, который был призван Творцом, чтобы восстановить у них понимание глубинной сути религии, данной еврейскому народу через Моисея за 1200 лет до этого, и в основе своей говорившей о том же, чему учили Будда и Конфуций, но извращенной и дополненной человеческими измышлениями за сотни лет жизни бок о бок с другими народами. К великому разочарованию, иудеи, к тому времени уже начавшие работу над тем, что потом назовут Талмудом, его не поняли и не приняли (недаром Бог назвал их народом жестоковыйным). Зато новые пророки (или вообразившие себя пророками) радостно подхватили новые идеи и понесли их в мир, но будучи по природе язычниками, не сумели по-настоящему понять их, да еще и соединили со всеми теми религиозными идеями, которые уже успели проникнуть в их среду, и которые вообще-то предназначались и соответствовали менталитету иных народов. Впрочем, греко-римская империя как раз и была эдаким новым Вавилоном, в котором как в плавильном котле смешалось множество народов земли.
У тех, кто взялся продолжать дело пророка Иисуса, во всяком случае, у самых первых, без сомнения, были благие намерения и великие прозрения, без этого христианство бы просто не состоялось. Но они так и не поняли главного, того, что к этому времени уже стало ясно Творцу, - человек в той форме, в какой он им создан, - обречен. У него нет Будущего. И они предложили ему это Будущее в том виде, как они сами его понимали - позитивно и оптимистично, за Бога решив, как мы будем спасаться, и как он будет нас спасать.
До появления человека равновесие и гармония в природе (больше, конечно, равновесие, нежели гармония) отрабатывались и совершенствовались в течение миллионов лет, неспешно и основательно. Но с человеком Творца подстерегала неожиданность - после сотен тысяч лет постепенного приближения к разумности вдруг произошел прорыв, и стало ясно, что интеллектуальное и научно-техническое развитие вскоре должно пойти такими темпами, что нужно будет срочно тормозить его, чтобы этот "разумный", не имея еще внутренних нравственных тормозов, раньше времени не уничтожил и самого себя и всю Землю вместе с собой. Из истории нам известны как минимум три весьма успешные попытки торможения технического прогресса - Катастрофа бронзового века, Темные века в Европе и нашествие татаро-монгольских орд в Азии, уничтожившее зачатки новой мусульманской цивилизации. Вот только попытки перевести стрелку нашего развития с интеллектуальных рельс на духовные потерпели - теперь это ясно со всей очевидностью - полный крах.
Дело в том, что когда разум человеческий наконец развился в достаточной степени, чтобы можно было понять, что же из него выйдет, оказалось, что он содержит такой изначальный изъян, обусловленный его животной природой, что дальнейшее его развитие не принесет пользы, а только усугубит страдания существа, имевшего несчастье попасться Творцу под руку, да еще и погубит весь проект создания жизни на Земле. Стало очевидно, что проект человека разумного нужно перерабатывать в самой своей основе, тут заплатками не обойдешься.
Поэтому Творцу после неудачи с пророком Иисусом стал ясен как финал, так и вообще весь путь, по которому пойдет новая религия. И именно поэтому тогда же, в самом начале, он и передал людям Откровение (Апокалипсис) в надежде, что они поймут и сумеют хотя бы в какой-то степени исправить свои пути и продлить свое существование. Создатель решил сказать всю правду и подготовить человечество к неизбежному завершению истории данного вида homo. Так настоящий врач открывает безнадежному раковому больному дальнейшую перспективу и направляет его в хоспис, где будут ухаживать за ним до конца, облегчая его страдания насколько это возможно, но и не скрывая от него всей правды. Но не тут-то было!
Набежали родственники и знакомые, благодетели и доброхоты, целители и экстрасенсы, мистики и эзотерики: "Ты никогда не умрешь, ты будешь жить вечно! Только всем сердцем и всем помышлением поверь нам, и все будет хорошо, произойдет чудо! Тот, кто сказал тебе о неизбежной смерти и исчезновении, просто жесток и ничего не понимает в настоящей медицине! Мы поместим тебя в самую лучшую лечебницу, которую мы уже организовали, где гарантия излечения стопроцентная, ведь эту гарантию дает сам Бог, от которого мы получили все необходимые откровения и полномочия! Вера, деньги и полное послушание спасут тебя!"
И они начали его лечить, именно так, как во все века лечат шарлатаны, совершенно не задумываясь и не переживая о том, чем все это закончится, в надежде, что закончится очень не скоро, а может быть и никогда. А великое Откровение было исправлено и дополнено с такой ловкостью, что за две тысячи лет никто не усомнился в аутентичности новой версии.
Впрочем, складывается такое впечатление, что и Творец был не против. В конце концов, он же предупредил, да и ведь это самому человеку придется доживать свой срок, ему виднее, что он сможет вынести, а что нет. Если ему больше по душе красивая сказка, ну пусть будет сказка. Через 600 лет будет дано откровение новому народу, в надежде, что ему повезет больше, и он исправит ошибки предшественников. Но и у мусульман не хватило ни сил, ни разума, хотя они и сумели избежать многих ошибок своих предшественников.
К началу нашей эры современный человек достиг своего максимального развития и физически, и умственно. Еще большее усложнение, как показал пример Древнего Рима, вело к деградации, смерти и саморазрушению. А дальнейшее исследование и познание человеком природы ровно ничего не давало Творцу, зато неизбежно привело бы к разрушению гармонии и экологии на всей планете. Все законы природы Творец знает и без нас и вполне мог бы помочь нам и в их познании, а от нас ему прежде всего этого нужно, чтобы мы познали самих себя, свое предназначение, развили свой духовный разум и научились жить по-человечески, а не по-звериному. Уже в это время Творцу все стало понятно, и можно было закончить эксперимент с этим конкретным видом человека, но он, как настоящий ученый, должен был довести его до логического конца и выжать из него до сухого остатка все, что он мог дать в духовном плане, одновременно по возможности притормаживая его научное и техническое развитие. Он прекрасно понимал, чем это кончится, но ему, вероятно, нужна была вся полнота информации, поэтому людям был дан шанс, который растянулся уже на две тысячи лет. Творец не то что бы потерпел неудачу, но он понял пределы возможностей созданного им существа и они его не удовлетворили, нужно начинать заново. Недаром было сказано: "Не вливают ... вина молодого в мехи ветхие" (Мт.9:17), то есть разум, вложенный в тело животного, слишком ограничен, ненадежен, и эта дорога ведет в тупик.
Характерно, что поначалу Творец был уверен, что новому пророку удастся справиться со Зверем, - теми страстями, которые всецело владеют человеком - он даже загодя дал пророчество Даниилу, у которого в седьмой главе говорится об этом пророке, Сыне человеческом, и победе Бога. Но не сбылось...
И эксперимент был продолжен. Потерпев буквально сразу неудачу с попыткой через пророка Иисуса возродить на новом уровне прежнюю религию, данную когда-то небольшому еврейскому народу, Творец позволил людям воспользоваться радикальным средством, синтезом всех религий, где только были заметны прорывы за пределы обыденного человеческого естества, чтобы подвигнуть человека справиться со своими желаниями и страстями и не дать ему окончательно погибнуть. В новую религию вошло все: вера, дуализм и эсхатология зороастризма, обряды митраизма, медитации и монашество буддизма, египетские таинства, мистерии и некромантия, эллинистическая философия, римское стремление к унификации всех народов и вера в возможность обожествления человека, ну и главное - единобожие, мессианство и древние писания иудаизма. Причем христианство стало не синкретической комбинацией прежних культов, несовместимых и противоречивших друг другу, а совершенно новой религией, принципиально отличной от всех предшествовавших и идеально подошедшей для переживавшей кризис идентичности греко-римской цивилизации (была ли она подходящей для народов России - большой вопрос).
Человечеству была предложена высокодуховная религия, основанная на вере, любви и "соработничестве" человека и Бога (кстати, любимое выражение патриарха Кирилла). Человек был представлен венцом творения, созданным как подобие Бога, но потерявшим это подобие при грехопадении прародителей. Но только поверь в Христа, покайся, приложи усилия - и восстановление прежнего подобия, духовного и нравственного совершенства неминуемо, тем более что Бог - он тут, рядом и обязательно поможет. Фактически, подобный призыв к "обожению" был обманом, повторением соблазна райского змия - "будете как Бог". Недаром было дано то же самое обещание "нет, не умрете", будете жить вечно. В результате, преображения не получилось, ведь человек не может окончательно подавить свою животную сущность и страсти, а Бог - всю жизнь вести его за руку, но дало мощный импульс "духовным полетам" и попыткам нравственного совершенствования. Творец прекрасно понимал, что человек не в состоянии выйти за пределы своего естества, но хотя бы у него будет надежда на лучшее, и благодаря этому он сможет максимально развить свои способности и возвысить душу, а тот, кто не сможет, хотя бы будет иметь надежду и утешение до самой смерти. Возможно, в будущем удастся создать нового человека, в котором не будет такого количества недостатков. Но сначала нужно по максимуму разобраться с этим, пока он еще окончательно не деградировал физически и нравственно.
Конечно, мы не можем уверенно утверждать, что эта религия напрямую была ниспослана Творцом. Вполне вероятно, что человек, до предела изострив свой ум, сам дошел до таких высот и решил, что он в состоянии помочь Богу, и если тот обещал написать на "скрижалях сердец" наших новые законы, то почему мы сами не можем достичь этого? Достаточно только обрести веру, дополнив ее полезными находками всех остальных народов, а Бог в этом случае просто обязан помогать своему творению. Вот только эти находки были естественны и полезны исключительно для тех народов, которые их когда-то обрели, а пересаживание их на чужую почву привело либо к уродствам и шизофреническому разрыву с действительной жизнью, либо к полному извращению их сути.
Тем не менее, огромное влияние и распространение этой поистине мировой религии, а так же необыкновенно точное предсказание дальнейшего хода истории в Откровении, называемом Апокалипсисом, явно говорят о том, что без воли Творца здесь не обошлось. Видение (обращение) апостола Павла тоже как бы намекает на этот вариант, ведь именно с Павла и началась христианская церковь в том виде, какой мы ее знаем. Еврейская Тора и пророки, логии пророка Иисуса и элементы других религий были лишь затравкой, на которой выкристаллизовалось новое учение церкви.
Сначала в течение более тысячи лет цивилизация, фактически созданная и ведомая новой религией (после тотального уничтожения предыдущей), сжималась как пружина, не только не идя вперед, но во многом даже отступая в архаику, практически остановив всякий прогресс, распространяясь вширь, и в то же время накапливая силы, чтобы в какой-то момент "выстрелить". И она действительно выстрелила, набрав такую скорость, что за несколько сотен лет изменилась до неузнаваемости. Вот только не стоит забывать, что этот "выстрел" смог состояться только благодаря тому, что после того, как Европа ввалилась в темную христианскую эпоху мракобесия и дикости ("Темные века"), лидерство в научном, техническом и социальном прогрессе перехватили внезапно появившиеся из ниоткуда мусульмане, ведь недаром период с VIII по XII век историки называют Золотым веком ислама, исламским Возрождением. Множество "открытий" европейского Возрождения часто было откровенным плагиатом, скопированным из арабских трактатов. А великая исламская цивилизация к тому времени пала под натиском новых варваров - сельджуков.
По-хорошему, конкуренция между двумя религиями, произошедшими из одного корня, должна была привести к соревнованию в нравственном совершенствовании тех и других, ведь именно к этому призывали их основатели. Но на деле она заглушила и те слабые ростки доброго, которым удалось пробиться через задубевшую корку язычества, и вылилась в жесточайшую вражду и ненависть. Речь зашла о выживании кого-то одного, пришлось забыть о любви и сострадании и возгревать в себе ненависть и бесчувствие. Вообще-то, как это ни это ни прискорбно, но проведение Творцом такого опыта столкновения двух мировоззрений мало чем отличается от научного эксперимента с двумя культурами микроорганизмов в чашке Петри.
Но что произошло дальше? После победы над исламом, после столетий Реформации, Возрождения и Просвещения пружина разжалась и ослабла, а общество, освободившееся от пут, наложенных церковью и сдерживавших его тысячу лет, быстро поняло, что каждый отдельный человек потенциально вовсе не так прекрасен и богоподобен, как это представлялось христианской религией. Сначала многим казалось, что вот-вот, только дай ему свободу и возможности развития, и он проявит все самое лучшее и высокое, что от рождения вложено в него Творцом или Природой. Разве не на это надеялись реформаторы и революционеры всех времен и народов? Но Творец прекрасно понимал, что даже остановившись на добрую тысячу лет в материальном развитии, человечество не успеет за это время так развиться духовно и нравственно, чтобы последующий прорыв в знаниях и технологиях не стал слишком разрушительным. То есть оказывается, что вложено-то и не было. Разным народам были только даны краткие "инструкции по эксплуатации", а уж дальше, пожалуйста, выплывайте сами как можете.
Поэтому получилось так, как описано в Откровении, огромный срок впрок не пошел - когда церковь "отпустила вожжи", наружу выплеснулось прежде всего все самое низменное, все наши подлейшие, гнуснейшие страсти, и вместо того, чтобы подниматься к небесам мы свалились, как пьяный в канаву. Мы сами не ожидали от себя таких "подвигов". Произошло как в сказке про золотую рыбку. Старуха прожила тяжкую трудовую жизнь, в терпении, смирении и лишениях, родив и воспитав всех детей, перенося тяготы, болезни, нищету, смерть близких. Почему бы хоть в конце жизни ей не получить награду? И вот она ее получила. И что?!..
Мы думали, что человек достоин всего самого лучшего, а оказывается, он только и может оставаться человеком, когда не живет, а выживает, перенося тяжкие испытания. Жизнь в довольстве и безопасности не по нам, недаром в Библии говорится, что первые люди были изгнаны из рая - нам более прилична жизнь в тяготах и смирении, и вовсе не из-за первородного греха - такими уж мы вышли из лаборатории Творца.
Творец сумел вложить в обезьяну эмоции, чувства, ум, сознание, подсознание, интуицию и даже зачатки нравственности и духовности, но не сумел или не успел уравновесить и гармонизировать их так, чтобы из всего этого получился прочный сплав, который можно было бы на самом деле назвать разумом, ведь как бы мы ни называли свой вид разумным, история показывает, что разумными наши дела на Земле никак назвать нельзя, и даже под угрозой полного истребления мы не можем обуздать наши страсти и желания.
К сожалению, осознание человеком мощи своего ума и овладение все новыми и новыми технологиями ведет его к ложному ощущению своего всемогущества и желанию изменять мир по своему произволу, не считаясь ни с чем, в том числе со своей природой, а короткий срок жизни, атомизация общества, социальное разобщение и жесткая конкуренция приводят к принятию поспешных и однобоких решений, препятствуют обретению главного спутника и помощника разума - мудрости. Это приводит к излишней самоуверенности, надежде на свои силы и ум и опять же ложному ощущению своей защищенности. При этом важнейший инстинкт, вложенный в нас, - инстинкт самосохранения - отказывает, заглушается обещаниями небывалого технологического рая на земле и полной свободы "самовыражения". В результате мы досамовыражались до того, что женщины перестают быть женщинами, мужчины мужчинами, а к детям нередко относятся хуже, чем к домашним питомцам. Самым страшным ударом по психике человека и его нравственности оказалось овладение технологиями прерывания беременности в XX веке, откуда во многом и проистекли остальные извращения и отклонения от природной и социальной нормы. Но с другой стороны при увеличении средней продолжительности жизни и снижении смертности вопрос перенаселения становился жизненно важным, и решать его было необходимо. К сожалению, мы так и не смогли найти нужный баланс между необходимыми и неизбежными изменениями и осторожностью в деле овладения Землей, о котором говорил Творец.
После того, что мы уже успели сотворить с планетой и ее обитателями, в том числе с самими собой, впору снова накладывать узду и включать тормоза, что скорее всего Творец и делает. Возможно, дарвиновская теория эволюции, быстро превратившаяся в догму, ничем не отличающуюся от религиозных, и до сих пор тормозящая прогресс генетики, на самом деле является таким же благом для нашей цивилизации, как и в свое время христианство, затормозившее развитие науки на тысячу лет, и не будь ее мы бы давно ввергли Землю и человечество в кошмар, куда более страшный, чем ядерный апокалипсис. То же самое можно сказать и о большом количестве физических теорий, разработанных в XX веке, прежде всего квантовой механике и теории относительности, полностью оторвавшихся от физической реальности и по большей части представляющих собой чистую математику. Кто знает, какое еще оружие мы смогли бы изобрести, если бы проникли в глубинные тайны материи, пока, слава Богу, нам еще недоступные. Странные события, исчезновения и смерти, связанные с гениальными учеными, стоявшими на пороге неких глобальных прорывов, такими как Матвей Бронштейн, Этторе Майорана, Вольфганг Паули, Клод Шеннон, Джон Белл, Владимир Воеводский не позволяют легкомысленно отбросить подозрение, что у Творца есть основания не доверять нам и избирательно тормозить наше развитие. И в самом деле, неужели он будет спокойно смотреть, как его лабораторию разносит вдребезги вышедший из-под контроля биоробот?
Мы попали в тяжелейшую ситуацию, из которой нет выхода. Для того чтобы оставаться человеком, человеку необходимо постоянно создавать (буквально "придумывать") душевные и духовные феномены, которые бы заслоняли собой низкоуровневую деятельность мозга и все, что может роднить его с одной стороны с животным, а с другой - с искусственно созданным биороботом. Без такого облагораживания действительного положения вещей знание физиологической подноготной нашего функционирования и мышления может привести нас к потере всего, что собственно мы и называем человечностью. Но чем больше человек узнает тайны природы, тем меньше у него остается иллюзий и относительно природы своей "души". Этот процесс идет неостановимо, и когда он дойдет до логического завершения, мы окажемся больше не нужны Создателю, ибо он все-таки старался создать человека, а не робота с искусственным интеллектом.
Продолжая нашу прежнюю аналогию со светом, эту ситуацию можно сравнить с включением мощного электрического светильника. И вот теперь в неестественном, холодном и безжалостном свете нашего переразвитого ума и знаний о своей истинной природе все те размытые и неопределенные формы, которые мы привыкли считать нашей человеческой сутью и нравственными законами, вдруг обнажились, и стало окончательно видно на каких хлипких веревочках и подпорках они держатся. Почему бы нам не освободиться от "пут" и не стать полностью самостоятельными? И мы это сделали...
Итак, итоги получаются неутешительные. Творец, без сомнения, не собирается забрасывать или уничтожать этот заповедник, терпеливо и настойчиво создававшийся им миллиарды лет. Остались ли у него способы исправить нашу психику и все-таки заставить нас принять от него законы, благодаря которым мы смогли бы жить дальше в гармонии с природой и самими собой? Или мы - тупиковый вид, и нам, как неандертальцам, придется уступить дорогу новому Человеку, уже действительно разумному, а так же нравственному и духовному? Творцу не составит труда создать новый вид, по результатам первого эксперимента исправив недостатки прежнего, пусть даже на это уйдут десятки и сотни тысяч лет. На фоне непрекращающихся попыток человечества "самоубиться" второй вариант выглядит более вероятным. Тем более что и Апокалипсис откровенно говорит нам, что дальнейшие события в мире от нас никак не зависят, мы просто должны сделать последние шаги, чтобы добраться до финиша. Но вот от этих шагов зависит очень многое, как в нашей личной судьбе, так и судьбе наших будущих наследников, которые когда-нибудь придут нам на смену.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"