Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Управление жизнью -105

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Рофман В.М. - 105
  
  
   Рофман В.М.
  
  
  
  
  
   УПРАВЛЕНИЕ ЖИЗНЬЮ - 105
   О возможности непрерывного продления человеческой жизни
   в бессмертие
  
   Осмыслительный комментарий на книгу Рофмана В.М. написал
   Васильев Владимир Ильич
  
   Комментарии Васильева В.И в тексте книги выделены так: ==... ==
  
  
  Исторической границей очеловечивающего развития гоминид она в это время не стала.
  Став постоянным спутником индивида, орудие определяло естественный отбор
  более подходящих изменений в строении кисти его руки и эволюционным путѐм
  приводило животного предка человека к реализации возможности обработки несъедобных
  предметов природы. Исторический же переход от зоологических форм производства
  орудий к человеческому способу производства начал происходить значительно позднее.
  Хронологически его относят к культурам Ашель и Мустье древнего палеолита (100-40
  тыс. лет до н.э.), когда в семействе гоминид стали зарождаться исторические изменения
  отношений, получившие впоследствии название Первой социальной революции.
  
  Подведѐм некоторые итоги:
  
  1. Функциональное развитие прайдовой формы биологической организации по
  вектору структурообразующей функции размножения привело к морфологическому
  разделению семейства гоминид на иерархический центр (самцов-монополистов) и
  периферийные районы слабых и молодых самцов-изгоев, отстранѐнных от функции
  воспроизводства жизни.
  
  2. Особи, вытесненные на границу жизненного пространства прайда, оказались
  под двойным давлением: внутренним (организационным) вытесняющим воздействием,
  исходящим из центра прайда, и внешним (экологическим), связанным с ухудшением
  условий пищедобычи на его границах. Наиболее остро функциональное противоречие
  прайдовой иерархии отразилось на самом слабом звене еѐ функционального потенциала -
  процессе индивидуальной пищедобычи.
  
  3. Разрешение функциональных противоречий пошло по традиционному, для
  животных, пути морфологического развития процесса индивидуальной пищедобычи.
  Произошло эволюционное изменение формы связи животного предка человека со средой
  - неорудийная индивидуальная пищедобыча (собирательство) была дополнена
  индивидуальной естественно-орудийной деятельностью, что могло быть только
  временным решением пищевой проблемы отдельной особи, но не историческим решением
  проблемы выживания прайдовой формы организации гоминид и всего их биологического
  вида Homo.
  242
  
  4. Всѐ более широкое распространение приѐмов естественно-орудийной
  деятельности на новые и новые объекты природы, привело к появлению технологий
  использования этих приѐмов по отношению к самим естественным орудиям, а потом и к
  сырьевым материалам, пригодным для из изготовления. Последнее привело к зарождению
  четвѐртой функции функционального потенциала семейства гоминид - процессу
  индивидуального производства орудий, уже не являвшемуся биологической функцией.
  Одновременно произошел эволюционный сдвиг в процессе индивидуальной орудийной
  деятельности - естественно-орудийная деятельность дополнилась искусственно-
  орудийной.
  
  III.
  Как было показано в предыдущих разделах, в рамках прайдовой формы
  организации животных предков человека, без нарушения еѐ иерархической структуры,
  способны эволюционно развиваться лишь животнообразные - индивидуальные формы
  орудийной деятельности. Дальнейшее развитие "индустрии" палеолита было связано с
  очеловечивающим, историческим сдвигом, связанным с появлением качественно новых
  организационных форм связи - общественных отношений производства и общения в
  трудовом коллективе охотников-холостяков, новой структурообразующей функцией
  которого стал коллективный, совместный производительный орудийный труд /2,3/.
  
  Являясь побочным продуктом функционирования прайдовой формы организации (случайной организационной мутацией), агрегация охотников-холостяков
  превратилась в общественную ячейку нового качества - производственный коллектив,
  основанный не на биологических функциях, свойственных всем живым организмам, а на
  уникальной человеческой функции - социальной, существо которой составляет
  производство самой формы общения. В коллективе пищедобыча стала осуществляться в
  новой форме присваивающего хозяйства - коллективной пищедобыче, осуществлявшейся
  в процессе совместной орудийной охоты.
   == Волчья стая... человеческая стая... ==
  
  В своих первых проявлениях коллективная охота, возникшая на базе стадной
  диахронной функции коллективной защиты, представляла из себя простое, механическое
  сложение физических усилий, при котором индивидуальное совершенство в производстве
  и применении орудий играло второстепенную роль. Положительный эффект,
  позволивший разрешить жизненные противоречия прайдовой формы биологической
  организации гоминид, полностью достигался за счѐт кооперации - качественно новой
  производительной силы социальной, исторической природы.
  
  С этого момента согласованное сложение физических сил открыло прямой путь к более сложным формам коллективных действий, а предметом естественного эволюционного отбора стали организационные мутации - различные формы коллективной трудовой деятельности.
  В агрегации охотников-холостяков при одновременном совершении
  однотипных орудийных действий, одинаковыми орудиями труда возникает исторически
  новая форма связи древнего человека со средой - коллективная орудийная пищедобыча.
  
  Арсенал средств производства обогащается качественно новым организационно-
  243
  
  технологическим средством - "коллективным орудием", которым является форма
  организации трудового коллектива.
  
  В условиях прайдовой формы организации животных предков человека еѐ
  техническое и технологическое развитие ограничено индивидуальным производством
  орудий и их индивидуальным применением. Весь процесс совершенствования орудийной
  деятельности хронологически ограничен жизнью отдельной особи. При этом
  благоприобретѐнный производственный опыт по наследству не передаѐтся (возможно
  только редкое самообучение отдельных особей подражанием). А отношения в центре
  прайдовой иерархии, состоящей из самцов-монополистов, которые терпят друг друга
  лютой ненавистью лишь постольку, поскольку они равны между собой в доступе к
  функции размножения, совершенно не способствуют обмену технологическим опытом по
  изготовлению орудий.
  
  Совершенно иные отношения складывались в сообществе охотников-
  холостяков, объединѐнных трудовой функцией коллективной охоты. Сосуществование
  животного способа производства орудий с человеческих способом их применения
  приводит к противоречию между биологическим (животным) "Я" и социальным
  (человеческим) "МЫ".
  
  Это противоречие становится движущей силой исторического развития производительных сил "индустрии" палеолита. Первоначально, это противоречие разворачивается традиционным - эволюционным способом морфологического развития орудий и умножения объектов их применения, перед которым социальная форма организации снимает все зоологические барьеры прайдовой формы существования.
  
  При индивидуальном изготовлении было неизбежно появление самых разнообразных типов орудий, работоспособность которых зависела от массы случайностей. Орудие-мутант, форма которого наиболее эффективно соответствовала функции применения, давало временное преимущество изобретателю, которое, потом, неизбежно утрачивалась с его смертью. Поэтому потомкам ничего не оставалось, как начинать поиск оптимума самостоятельно, с самого сначала. Соответственно, вполне понятен и закономерен тот известный факт, что единственным массовым орудием палеолита, до первой социальной революции, было примитивное шельское ручное рубило, которое без заметных изменений производилось гоминидами более 300 тысяч лет (400 - 100 тыс. лет до н.э.)
  
  Это универсальное средство производства представляло собой кремневый желвак, поверхность которого с обеих сторон была оббита более или менее частыми и крупными сколами.
  В коллективе же охотников-холостяков в работу совершенствования
  орудийного арсенала и технологий их использования начитает включаться социальная
  функция мозга - сознание. Коллективная орудийная деятельность, в процессе охоты
  создавала условия для обмена информацией, сравнения, анализа эффективности орудий
  различных производителей, отбора, сохранения и тиражирования наиболее действенных
  244
  
  их образцов. Но сам способ производства орудий пока оставался старым, животным -
  методом случайных, бессознательных "проб и ошибок".
  
  До момента зарождения первого трудового коллектива, производственную деятельность гоминид следует рассматривать только как дочеловеческую форму инстинктивного "труда", существенную лишь для антропогенеза - процесса морфологических изменений их телесной оболочки. Из трѐх составляющих данного К.Марксом определения составляющих труда - предмет труда, средства труда и целенаправленность деятельности /4/, - "труд", в форме индивидуального производства орудий, содержал только первые два элемента.
  
  Третья составляющая - целенаправленная деятельность, зародилась лишь в коллективе охотников-холостяков, совместно использовавших орудия в процессе пищедобычи. Мозг животного предка человека, владевший оперативной функцией индивидуального мышления, стал получать принципиально новую информацию - социальное знание, сформировавшую новую, социальную, историческую функцию умственной деятельности - сознание (социальное знание).
  
  Исторический переход к качественно новому способу производства -
  коллективному труду, сразу же привѐл к скачку в развитии производства орудийных
  форм. Уже начиная с культуры Мустье, археологами найдены, наряду с новыми
  модификациями шельского рубила, разнообразные остроконечные скребла, скобели,
  резцы и костяные орудия (иглы, крючки).
   Возросло количество технологических приѐмов обработки камня, дерева, кости. Орудийная деятельность гоминид, до этого не отличавшаяся в течение более миллиона лет особым разнообразием, приобретает ту высокую временную динамичность и быстрое изменение форм орудий в деталях, которые многие исследователи ошибочно принимают за причину очеловечивания гоминид, в то время как этот прогресс в индивидуальном изготовлении орудий был только отражением, следствием действительной исторической революции, которая произошла в способе организации человеческого труда.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"