Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Вопросы о "пассионариях" у Льва Гумилева

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  
  3.07.17 5.10.16; 30.06.17; 3.07.17
  
  
   Вопросы о "пассионариях" у Льва Гумилёва
  
   Я лет 18 знаю про эту концепцию Гумилёва -и за столько лет ничего в ней себе не уразумел. Поскольку не пытался записать свои ходы мыслей. Попробую ещё раз...
  
   Субъекту А 25 лет. И он типичный молодой болванный обыватель.
   Но увидев его через 15 лет мы посчитаем его за личность пассионарную уже...
   Вопрос: где именно и как именно субъект А вдруг набрался некоей "энергетики от природы" как нам объясняет Гумилёв?
   А шпанята оголтелые от наглости в 15-17 лет -это "пассионарии"? И когда в 27 лет эти шпанята на 90% жиденькие дураки пассивные -куда девалась их пассионарность?
   Вопрос: пассионарность человека -это черта его личности на всю жизнь или поветрие его психологии ...- на сколько времени?! Можно быть пассионарным только 5 минут за всю жизнь? Можно оказаться временно пассионарным на 5 дней или 5 недель, притом -в любом возрасте?
  
   Уголовник, который отсидев за 4 ходки 25 лет и выйдя на свободу, через три дня или три месяца задумал новое преступление -временно пассионарный, или какой?
   Этот уголовник может чего-то натворить и после выпивки. Стало быть пассионарность начинается лишь при условии, что человек не меньше 3 суток -72 часа - имел в виду что-то сделать. А иметь желание что-то сделать неограниченное время, но по разным причинам не сделать даже через 5 лет -означает ли быть в состоянии пассионарности?
   Лев Гумилев ввёл понятие "отрицательной пассионарности".
   Но почему же он не оставил после себя хотя бы черновых замечаний по проблеме развития во времени положительной и отрицательной пассионарности? Он ввёл термин, но сам не смог дать всестороннее обоснование ему?
   Понаслышке я знаю, что этот термин в концепции Гумилева был раскритикован серьёзным исследователем.
  
   На что направил свою деятельность бывший лаптем в райцентре субъект А после того как стал пассионарием? А если бы он стал буйным сумасшедшим -его возбуждение можно отнести к проявлению пассионарности?
   А на что можно направить энергию в городе где меньше 50 тыс. жителей (из них половина -бабы возрастом от 1 года до 85 лет...)? Обязательный признак пассионарности -человек находит себе дело дальше чем за 25 километров от родного дома?
   Первое. Наш А до 45 лет жил в избе, 9 метров на 7 человек, а теперь строит себе дом 30 метров на всех. Это уже признак наличия пассионарности?! Где и какой "природной энергии" набрался А, если взялся за постройку дома?
   Все его знакомые за всю его жизнь -с детсадика... -жили в избах или домах где было от 12 до 40 метров на всех... Только 2-3 имели жильё больше 20 метров на каждого, только 3-4 вообще не имели жилья, снимали в аренду.
  
   Субъект А -взялся строить дом. А ещё в городе на 50 тыс. жителей есть 120 семей, имеющих жилье в 12-15 метров на каждого и есть до 300 жителей, которые снимают жильё. И только субъект А взялся строить дом. Прочие домостроители города и до этого имели не меньше 20 метров жилья на каждого. Значит субъект А -пассионарий, а прочие домостроители -просто захотелось дом построить, у них пассионарностью не пахнет...
   Но откуда на А плюхнулась эта куча "энергии живой природы", которую обнаружил Гумилёв? Разве пассионарность имеется только при условии -отправился человек за тридевять земель убивать и грабить?
  
   Пассионарность -это появление практического интереса, который гарантированно можно удовлетворить в пределах ближайших 5 лет? Или что-то другое, результат чего крайне неясен и по достижимости, и по времени достижения?
  
   Пассионарий может ставить себе цели "там где живёт", или пассионарность есть лишь тогда, когда человек срывается с места к чёрту на кулички?
   Пьянчуги всех пошибов, которые нанимаются тысячами на рыболовные суда -это пассионарии или сброд жрущих-пьющих?
  
   Кого мы не можем признать пассионарным в 25 лет -может он никогда и не будет пассионарным, каким бы двухжильным хозяином он ни оказался через 20 лет в своем курятнике и свиноферме?
   То есть практический материальный интерес, ради которого масса людей рвёт жилы и здоровье, не делает людей пассионариями? Пассионариями они станут лишь если сорвутся с места и будут больше 3 лет бездомными бродягами в какой -угодно шайке?
  
   В незапамятные времена ватаги русских, добравшиеся до Порт -Артура, были пассионариями или были сборищами бомжей обыкновенных?!
   А те субъекты из этих таборов бродяг, которые осели около Хабаровска -до Хабаровска были пассионариями, а у Хабаровска стали обывателями? Или пассионарность -вроде ревматизма, если прилипнет, то до конца жизни?
  
   Заметьте, если признать, что если обыватели с их огородами или машинами -не пассионарии, то надо признать за пассионариев всех этих бандитов, набежавших из России в Луганкондомию грабить и убивать...
   Чем принципиально уголовники отличаются от пассионариев которые "движут историю государства"?! Уголовников и дураков на Руси уже 100 лет тьма -тьмущая. А где же кругом дела гордые людей пассионарных? За 100 лет -сколько миллионов людей и чего могли бы натворить...
   Пассионарность требует сил ума, или это проявление сил глупости? На что конкретно надеются пассионарные личности отправляясь куда-то там?
  
   Среди пассионариев глупых и тупых людей меньше чем среди обывателей? Все эти сталинские патриоты 1935-1950 года были пассионариями? Или они были тупыми
  дураками и поэтому их дети и даже внуки через 30 -70 лет тоже тупейшие и подлейшие дураки и дуры?
  
   Давайте считать, что никаких "энергий природы" которые с чего-то вдруг обильно входят в Ивана или Петра, не существует. А существует стихия природы, по непонятным законам которой в разные десятилетия и столетия в данном народе появляется разное количество людей с некоторым определённым типом психологии. Явление непредсказуемое...
   Можно ли сказать, что пассионарность -это тип психологии завоевателей и грабителей? Не природная стихийная энергия выходит из этих людей и они останавливаются в их странствиях или мерзопаскудностях, а их за сколько-то лет истребляет население на территориях, через которые они попёрли?
  
   Но как же тогда объяснить единство истории всех народов, которые просуществовали свыше 1000 лет, которое Гумилёв объясняет "пассионарным толчком"?
   Это утверждение недоказуемое. К этой исторической схеме истории всех народов можно и другие пояснения придумать? Где их почитать? Если их не придумали противники Гумилёва за прошлые 30 лет -это не гарантия, что в следующие 50 лет не будет предложено ничего правдоподобного.
  
   Моё предположение о разном распространении стихийной психологии конкретных типов людей в данном десятилетии или столетии -ничем не хуже концепции Гумилёва. И также не имеет фактографических оснований.
   Если мы займёмся делом создания фактографической базы типов психологии, их количественного распространения в каждом десятилетии и столетии истории России-это ведь работа лет на 300? И этой работой за 300 лет должны заниматься не 20-30 человек на каждое столетие, а 5-8 тысяч на столетие?
   Стало быть такой фактографической базы человечество никогда не сможет создать? Или её создадут только в 3-5 наиболее богатых стран мира? И что эти страны будут иметь от этого знания?
  
   Уж если психиатры до бесконечности спорят кого и на каком основании можно признать здоровым, то чего ждать от психологов, которым надо как-то кого-то различать психологически на уровне "от Петра полутень не такая, как от Ивана"?! Ведь пройдёт полгода или пять лет и психологические типы у Ивана и Петра могут как бы взаимно поменяться.
   Всё сказанное, в частности, разве не показывает всю бредовость идей о возможности манипулировать сознанием населения в масштабах больше 20 лет?
  
   И ведь ход природных смен типов психологии может в любой стране в любом столетии создать массовый тип психологии характерной для древних инков с их практикой человеческих жертвоприношений, или для соседей евреев 3000 лет назад которые (соседи, а не евреи...) бросали своих младенцев в раскалённые котлы...
  
   Эти стихийные силы природы в любой стране, включая Россию, могут на несколько столетий превратить почти всё население в типичных неандертальцев, которые несогласным будут объяснять свою правоту кирпичом или ножом...
   С чем мы имели дело в застенках НКВД России в 1919-1986 годы?
  
   Какая психология у северных корейцев? А у чеченов? Вы сравните чеченов и крымских татар: у татар с 1949 года шло развитие сознания национальной истории, а чечены остались теми же дикарями, как 180 лет назад...
   И что вы сможете сделать со стихийными силами природы?!
  
   * * * * *
   А может быть пассионарные личности видны уже среди детей возрастом от 5 лет и старше?
   Отъявленные дураки, хулиганы и подонки среди детей до16 лет -это пассионарии или кто-то другие?
   У Гумилёва говорится и о "субпассионариях". Но ведь и про диких людей можно выстроить систему вопросов вроде тех, что я выше привёл. Хотя, вроде, в жизни не наблюдается, чтобы человек, бывший до 30 лет вполне человеком, после 30 лет вдруг стал одичалым, но не сумасшедшим?
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"