Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Зотов С.С. Объективный реализм -25

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Зотов -25
   Васильев В.И
  Читаем книгу Зотов С.С Объективный реализм -25
  
  
  Некоторую информацию люди расценивают как результат непосредственного познания, например, документальные фильмы, репортажи с мест событий. Однако не следует забывать, что у каждого такого "продукта" есть автор, а он порой субъективен и способен искажать истину, тем более, что для этого на сегодняшний день имеется множество технических возможностей. Авторы художественных произведений вообще не обязаны воспроизводить то, что было на самом деле. Такие работы могут, конечно, содержать объективные сведения, но вполне допустим и вымысел  создание воображаемой реальности.
  
  Информация, поступающая от источников, в сознании приемника осмысливается, классифицируется, то есть сопоставляется с базой имеющихся в памяти знаний и возвращается в память. Попутно замечу: источник, претендующий на объективность, может обладать информацией, полученной им не только в результате собственного непосредственного познания. Он получает информацию и от других носителей. В таких случаях для приемника подобная информация станет дважды, трижды (и более) опосредованной.
  
  Конечно, опосредованный характер информации не исключает ее объективности, но есть вероятность и того, что она, пройдя через нескольких носителей, окажется искаженной.
  
      При оценке "готовой" информации, поступающей от источника, должно учитываться:
  1. Соответствие информации общим представлениям о реальности.
  2. Правдоподобие и непротиворечивость информации.
  3. Обоснованность утверждений, тем более, если они не очевидны для всех сторон информационного процесса.
  4. Первичность (когда источник - очевидец), или опосредованный характер информации, исходящей от источника.
  5. Надежность источника (компетентность; способность к восприятию, осмыслению, запоминанию; черты характера - лживость или правдивость; умение выражать свои мысли в доступной форме).
  6. Заинтересованность или, наоборот, незаинтересованность источника в передаче правдивой информации.
  7. Отстраненность источника от обстоятельств, которые могли бы повлиять на его объективность.
  8. Подтверждение данной информации другими источниками.
  9. При наличии нескольких источников, - их надежность и независимость друг от друга.
   == В России вы можете и за 20 лет не встретить человека способного к обработке информации... Что такое "дурак умеющий читать"?! ==
  
   3. ОБЪЕКТИВНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ
  
   Процесс познания имеет конечной целью обладание объективной информацией. Но что подразумевается под понятием "объективная информация"? Мы часто употребляем его не задумываясь и полагая, что оно не нуждается в пояснениях. Однако на практике, в отсутствие договоренности об определении понятия, возникают недопонимание и ошибки. Итак, что понимать под "объективной информацией"?
  
  Объективность предполагает: адекватность и полноту знания о предмете; соответствующее обозначение предмета; полноценное (ясное и достаточное) определение данного обозначения.
      Адекватность информации - точность повторения отражаемого в отражении. Иными словами, соответствие информационной модели (отпечатка и обозначения) отражаемому предмету познания. При этом должно быть понятно, какому времени и месту в пространстве соответствует данная модель. Однако точно отразить предмет  еще не значит получить все необходимые сведения о нем. Наряду с адекватностью отражения важна и полнота.
  
  Полнота информации предполагает:
  1. Глубину и всесторонность  детальность модели, отражение в ней структуры изучаемого предмета в качественном и количественном отношении. Полный "охват" отражаемого предмета.
  2. Знание внутренних и внешних соотношений данного предмета.
  3. Знание контактов изучаемого предмета и хронологию его бытия.
  4. Знание законов и закономерностей существования предметов той же группы и подгруппы, что и изучаемый предмет.
  
  При условии адекватного и полного воспроизведения в сознании предмета, а также при наличии соответствующего обозначения и полноценного определения, данную информационную модель можно считать объективной.
      В ходе познавательного процесса цель формирования в сознании объективной модели реальности и ее составляющих приближается постепенно. В каком-то полностью завершенном виде для человека эта цель, вероятно, всегда будет недостижимой, поскольку обладание абсолютно объективным знанием предполагало бы адекватную и исчерпывающую осведомленность обо всей познанной реальности во всем ее бытии.
  
  Тоже касается и конкретных объектов. Вспомним, что каждый из них наделен комплексом свойств, имеет множество контактов с иными объектами и собственную историю существования. Обладать полными знаниями об объекте  значит располагать в сознании абсолютно точным его отображением, включая свойства и нюансы поведения на протяжении всего существовании.
  
  Помимо этого, для абсолютного знания пришлось бы иметь в виду все соотношения и контакты данного объекта с иными объектами (следовательно, знать многое и о контактирующих с ним объектах).
  
  Такая задача человеку не под силу. Кроме того, остается еще непознанная реальность. Таким образом, человек не располагает возможностью абсолютного знания и о конкретных объектах. И все же, мы в состоянии, хотя не абсолютно, но все же адекватно и более или менее полно отражать отдельные объекты так же, как иметь более или менее объективное представление обо всей познанной реальности, действующих в ней законах и закономерностях.
  
  Человек сам определяет, насколько внимательно ему нужно изучить тот или иной предмет, что именно его интересует в первую очередь и от чего можно в данный момент отвлечься. В практике познания действует принцип достаточности сведений (ПДС), по которому степень адекватности и полноты информации об изучаемом предмете определяется потребностями познающего. А потребности эти, как мы понимаем, у разных людей неодинаковы.
  
  Они зависят от самих познающих, от их способностей, желания и вопросов, которые они ставят перед собой, а также от конкретных ситуаций. Так, многие вещи в обыденной жизни нас вполне устраивает понимать лишь в общих, или, наоборот, в отдельных чертах, приблизительно, неточно. Например, пользователю нет необходимости в деталях изучать принципы работы телевизора, тем более, если тот исправен и выполняет свою функцию (при неполадках мы обращаемся к специалисту). Также и шофер -любитель обычно не стремится освоить устройство автомобиля на уровне квалифицированного автомеханика.
  
  Тем не менее, когда в обиходе употребляются понятия "телевизор", "автомашина", сказанного вполне достаточно, чтобы понять о каких предметах идет речь. Эта информация, применительно к конкретным ситуациям, адекватна и полна. В то же время в научных целях, как правило, ставится задача более тщательного исследования предмета. Однако и в этом случае требуется понимать, что конкретно нас интересует, ибо изучение ради изучения процесс не только бесконечный, но и бессмысленный.
  
  Таким образом, принцип достаточности сведений, как естественный регулятор наших устремлений к знаниям, действует и в повседневной жизни и в науке.
      Говоря об объективности информации, нужно иметь в виду еще одно исключительно важное обстоятельство, о котором я уже упоминал. Собственно, оно является "краеугольным камнем" реализма и одним из непременных условий объективного познания: Истина инвариантна.
  
  Иными словами, информационная модель, объективно отражающая данный предмет познания, чего бы это не касалось, всегда одна. Она не имеет вариантов и не находится в зависимости от того, как к ней относятся.
   == Но ведь в быту мы постоянно находимся в непроглядном тумане ситуации "тут сколько людей, столько и мнений".
   Интересно, а тут мнения умного человека и мнения дурака, мнения честного человека и мнения брехляка, мнения порядочного человека и мнения подлеца по своей сути "мнения"?
  Или тут у дураков, брехляков и подлецов не мнения, а нечто, для чего нужно придумать особый термин в науке? ==
  
  Равно, как не зависит от персоналий и количества носителей. Данное положение базируется на законе определенности и, применительно к процессу познания, выражается в следующих формулах:
  1. Если данное утверждение объективно, то исключающее его - необъективно, ложно.
  2. Если третьего не дано, то из двух взаимоисключающих утверждений одно будет объективным, другое - ложным.
  3. Из двух взаимоисключающих друг друга утверждений, по крайней мере одно - необъективно, ложно.
  4. Из множества взаимоисключающих утверждений одно может быть объективным.
  
   == "В этом стакане вода без сахара" -пример истины, которая единственна. "Президент России -по его интеллекту ещё один болван из толпы" -пример истины которая относится к разновидности "сколько людей, столько и мнений". "В этой ситуации можно поступить так или так или вот так" пример истины которая лежит за рамками области "сколько людей, столько и мнений".
   Потому что если "поступить так" означает необходимость затратить на дело больше 6 часов -это одно, "или поступить вот так" -означает необходимость затратить на дело больше 40 часов -и много может быть вариантов вроде "чтобы поступить так придётся сначала туда приехать" -а ехать туда от 5 минут до 10 часов поездом, самолётом, на плоту...
   Следовательно "истина о возможных для человека действиях" безусловно содержит прямо противоположные утверждения об одном предмете. Или эти утверждения не имеют никакого отношения к понятию "истина". ==
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"