Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Зотов С.С. Объективный реализм -36

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Зотов -36
   Васильев В.И
  
  
  Понятно, что в данной ситуации материальная точка и система находятся в состоянии абсолютного покоя и занимают пространственные координаты, остающиеся неизменными, пока какая-то сила не приведет точку или систему в движение. Данные пространственные координаты вполне определенны. При этом, естественно, не имеет значения  есть ли граница в целом у пространства или нет; наблюдает ли кто-нибудь за этой материальной точкой (системой) или нет; неважно, как расположены вокруг другие объекты; находятся ли окружающие объекты в движении или в покое. Все это совершенно не влияет на данность и определенность пространственных координат.
  
  Но вот материальный объект получил воздействие и начал движение. В движении он приобретает все новые пространственные координаты. Прежние координаты не изменились, теперь их может занять другой объект. Пространственные координаты и фрагменты пространства имеют абсолютный характер в том смысле, что не зависят от того, какой объект их занимает и как расположены относительно них другие объекты. Пространственные координаты и фрагмент пространства, где расположен абсолютно неподвижный объект ( объект, находящийся в состоянии абсолютного покоя), справедливо назвать абсолютными пространственными координатами и абсолютным фрагментом пространства.
  
  Если объект находится в движении (самостоятельно или вместе с другим объектом), значит он меняет пространственные координаты и фрагменты пространства. Иного не дано. В силу закона определенности данные абсолютные пространственные координаты и фрагменты пространства не являются другими пространственными координатами и фрагментами. А объекты в пространстве в каждый данный момент времени непременно занимают определенные абсолютные пространственные координаты и фрагменты пространства. Они не в состоянии одновременно находиться в другом месте.
  
  Пространство представляет собой бесконечную (условно) протяженность, включающую в себя множество абсолютных координат и фрагментов, занимаемых теми или иными объектами. Человек, ориентируясь в пространстве, вынужден опираться на некоторые условности. Нам неизвестно - имеет ли пространство границу или оно безгранично.
  
   == Интуитивно проблема воспринимается как аксиома согласно которой некоторые системы не имеют начала и конца, представляют собой в одних случаях внешнюю или внутреннюю поверхность сферы, а в других случаях замкнутое кольцо. Для примера, вспомним психологический тест который условно делит всё множество характеров людей на 16 групп. Можно это множество изобразить как линию, но можно изобразить как замкнутый круг.
  
   В самом ли деле если мы на примере такого теста как угодно составим полный список групп характеров, то можно будет сейчас или в далёком будущем определить, для примера, что характер "абсд" обозначает начало такой линии, а характер "дсба" -её конец?
   Формально можно договориться что в начале такой линии встречается наиболее редкий на 10 млн. населения данной страны характер, а в конце -наиболее многочисленный. Но если в быту мы разыщем по 100 человек из первого и последнего характеров и соберём их в доме отдыха -заметим ли мы полное "не общение в быту" между людьми двух типов?
   И если в вопроснике этого теста мы случайным образом перемешаем вопросы -перестанет ли тест выдавать на выходе возможность деления людей на 16 типов характеров?
  
   И можно предполагать что в разных странах население по количеству выразителей каждого типа характеров окажется разным... ==
  
  Если бы такая граница существовала, то, при наличии возможностей, мы смогли бы ориентироваться, "отталкиваясь" от нее. Однако на сегодняшний день пространство считается безграничным, значит принципы ориентирования должны быть другими. Мы не в состоянии практически добиться абсолютной неподвижности ориентира, установленного на пересечении трех векторов. В жизни человек имеет дело с движущимися объектами  любой объект на Земле двигается вместе с планетой, планета двигается вокруг Солнца и так далее.
  
  Поэтому для ориентирования выбираем удобный объект, как точку отсчета пространственных координат и условно считаем его неподвижным, то есть занимающим относительно неизменные координаты или относительно неизменный фрагмент пространства. Если речь идет о "земных делах", то, конечно, желательно, чтобы такой объект был неподвижен относительно поверхности нашей планеты. Именно к нему, как к точке отсчета "привязываются" иные объекты, их координаты фиксируются относительно данного объекта. Так, например, приняв какой-то объект, неподвижный относительно поверхности Земли, за точку отсчета, мы считаем себя неподвижными, если стоим без движения или сидим в кресле.
  
  Относительно нас и поверхности Земли с объектом отсчета это справедливо, однако относительно абсолютных координат  нет, поскольку вместе с Землей и Солнечной системой мы совершаем сложные перемещения в пространстве. Количественное выражение пространственной протяженности между двумя (или более) координатами принято называть расстоянием. Роль координат у нас, как правило, выполняют материальные объекты. При этом между людьми достигнута договоренность о том, что именно данное расстояние между пространственными координатами будет соответствовать некоему эталону  единице измерения. Ей дается обозначение и она позволяет потом сравнивать характеристики разных объектов.
  
  Таким образом, пространство представляет собой объект-субстанцию и обладает присущими ей свойствами, к которым относятся:
   1. Бесструктурность  отсутствие структуры.
   2. Собственная трехвекторная безграничная (условно) протяженность.
   3. Изотропность  равноценность векторов.
   4. Непрерывность.
   5. Тотальное присутствие.
   6. Объем безграничный (условно).
   7. Абсолютная неподвижность.
   8. Неуправляемость.
   9. Проницаемость для всех иных объектов полная.
  
  Все объекты реальности существуют в пространстве, никак на него не влияя и не изменяя его. Пространство предоставляет им определенное "место внутри себя" (фрагмент пространства) и определенные пространственные координаты.
  
   10. Проникновение во все объекты полное. Пространство пронизывает все иные объекты, наделяя их пространственной протяженностью. Но никак иначе на них не влияет.
   11. Вечность существования во времени (условная).
   12. Изохронность. Во времени пространство сосуществует вместе с другими объектами. Как видим, пространство отличается от материи и вакуума, в частности, тотальным присутствием и непрерывностью. Кроме того тем, что предоставляет место и координаты всем иным объектам, пронизывает их и наделяет протяженностью.
  
  В отличие от материи, у пространства нет формы, отсутствует масса и плотность. Оно органически неподвижно, не поддается управлению и полностью проницаемо. В отличие от вакуума  не замещается материальными объектами.
      В истории науки содержание понятия "пространство" получало всевозможные интерпретации. Пространство понималось как:
   - абсолютная протяженность, пустота, в которую включались все тела и которая от них не зависела (Демокрит, Эпикур, Ньютон);
   - протяженность материи и эфира (Аристотель, Декарт, Спиноза, Ломоносов) или
   - форма бытия материи (Гольбах, Энгельс);
   - порядок сосуществования и взаимного расположения объектов (Лейбниц, Лобачевский);
   - комплекс ощущений и опытных данных (Беркли, Мах) или
   - априорная форма чувственного созерцания (Кант).
  
  Как видим, представления о пространстве имеют широкий спектр  от близких к объективной реальности до полного абсурда. В настоящее время пространство почему-то считается категорией философской: "Пространство и время, философские категории. Пространство  форма сосуществования материальных объектов и процессов" (Большой энциклопедический словарь) [80].
  
  Что значит "философская категория"? Разве физика не оперирует понятием пространства? А другие науки? Да и в повседневной жизни мы опираемся на свое понимание пространства как на явление объективной реальности. Поэтому вряд ли правильно "записывать" его в категорию специфических, присущих только философии обозначений.
  
  Но это замечание не единственное. Пространство не может быть "формой существования материальных объектов и процессов", потому, что представляет собой самостоятельный объект-субстанцию со своими свойствами. Некоторые свойства-особенности отличают пространство от других объектов реальности.
  
  К сожалению, в естественных науках и философии нет ясного понимания пространства. Отсюда проистекают явные ошибки и нелепости. В математике, например, пространство:
  
   "Множество объектов, между которыми установлены отношения, сходные по своей структуре с обычными пространственными отношениями типа окрестности, расстояния и т.д." [81]. Занятное определение, не правда ли? Комментировать подробно не берусь ввиду явных признаков бессмысленности. Осмелюсь только спросить, зачем затуманивать очевидное? Как может пространство быть множеством объектов, да еще таких, между которыми кто-то установил непонятно какие отношения, сходные... и так далее?
  
  А если мы рассматриваем один объект, значит он "выпадает" из пространства и не имеет пространственной характеристики? Что за структура у этих отношений? Чем они сходны с "обычными пространственными отношениями" и чем отличаются от них?
  
  Философия марксизма-ленинизма тоже ничего не проясняет: "С точки зрения марксистской философии неправомерно разделять мир на две самостоятельные реальности  материю и пространство  время. Время и пространство относятся к числу всеобщих атрибутов материи, они есть не что иное, как совокупность бесчисленного множества пространственновременных свойств и структур, реально существующих материальных систем... Пространство как форма бытия материи выражает существование, структурность и протяженность любых взаимодействующих объектов и систем" [82].
   Лучше бы "Диамат" не "новаторствовал", а остановился бы на том, что пространство  пустота, вмещающая в себя материю. Было бы ближе к истине. Но тогда материя оказалась бы не единственным объектом составляющим реальность. А вот как раз этого то, материалисты-диалектики допустить не могут.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"