Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Философия свободы -33

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  ФС-33
  
   Вл.И.Васильев
  
   Н.А.Бердяев "Философии свободы" -33
   Комментарии читателя
  
  Гносеологи произвольно конструируют природу познания и все, что не соответствует их конструкции, не хотят называть познанием. Гносеологи хотят иметь исключительно дело с фактом положительной науки; Кант - даже исключительно с фактом математического естествознания. Но материал, с которым оперируют гносеологи, оказывается слишком беден и узок, чтобы построить полное учение о познании.
  
  Нужно решительно порвать с тем гносеологическим предрассудком, что всякое познание есть рационализирование, объективирование, суждение, дискурсивное мышление. Критические гносеологи имеют дело лишь с частной и ограниченной формой познания. Кроме их царства есть еще безмерные и безграничные области познания.
   == В условиях советской России какие выводы вываливались из сопоставления интеллектуального уровня райцентровых начальников и населения района? А областные начальники были ещё более тупы и глупы? А кремлёвские начальники фактически были готовой палатой в психбольнице? ==
  
  Гносеологи же видят у врат этих иных царств лишь предел, за которым начинаются иррациональные переживания, - неизреченная область хаоса и тьмы. Из иррационального хаоса и тьмы изнимается лишь маленькая область рационализированного и объективированного, область суждения, в котором царит ценность истины.
   == И в ходе дел жизни эта "ценная истина" реально влияет на ход 2-5% всех дел, а ход всех прочих дел в жизни -стихия пузырящегося "грязевого вулкана". ==
  
  Мы же полагаем, что в безмерной области первичного, нерационализированного сознания есть царство света, а не только тьмы, космоса, а не только хаоса. В этой области раскрывается Логос, смысл мира. Хаос и тьма, "мир сей", даны именно рационализированному сознанию, сознанию же иному, первичному, дан "мир иной", мир истинно сущего.
  
  Различение двух сознаний, о которых идет речь, и есть различение рассудка и разума, или малого и большого разума. Разум, большой разум познает, познает сущее, его сфера не есть исключительно сфера переживаний, не имеющих никакого отношения к знанию.
  
  Сами гносеологи выходят из той сферы, которую считают единственной сферой познания, так как делают объектом своего познания познающий субъект, который не поддается объективированию.
  
  В этом основное противоречие гносеологии. Ведь у гносеологии нет органа ее специфического познания, обычное дискурсивное мышление тут недостаточно. Гносеологи хвастают, что работа их предшествует познанию, что сами они над познанием, но они не в силах постигнуть тайну познания и трагедию познания. Гносеологи все хотят поднять себя за волосы.
  
  У них нет точки опоры, и потому ничего они не могут сдвинуть и перевернуть. Положительная наука есть в конце концов единственная точка опоры гносеологов, но сама положительная наука может обойтись без их услуг. "Гносеологи" - паразиты науки.
  
   == Позвольте мне оставаться с моим подозрением, что гносеологи не только России, но и всего мира, до сих пор не удосужились опровергнуть эти убийственные выводы Бердяева... А они высказаны 105 лет назад...
   И легче вам будет от сознания, что в России на 100 философов нет и 3 собственно гносеологов? ==
  
  
  
  ј 3
  
  Критические гносеологи жаждут освободиться от психологизма и антропологизма и ставят эту проблему очень остро, иногда даже остроумно.
   == Когда в России будут переведены 10 главных книг критических гносеологов? Когда в России уже выпускники средней школы в 17 лет будут основательно знать, что так называемое "словесное дуэлянтство" -первый признак дурака медицинского? ==
  
  Но претензии на полную свободу от психологизма - смешны. Роковым для гносеологов является тот факт, что философствует человек, что познание совершается в антропологической среде. Гносеологи пытаются преодолеть этот непреодолимый факт тем соображением, что познание совершается в "сознании вообще", в трансцендентальном сознании, а не в индивидуальном психологическом сознании, что сверхиндивидуальный субъект производит суждения и оценки.
  
  Но тут гносеологи явно переходят на почву метафизическую и делают предположения онтологического характера. Так шло развитие от гносеологии Канта к метафизике Фихте, Шеллинга и Гегеля. Новейшие неокантианцы также не в силах удержаться от этого рокового перехода к метафизике и онтологии. С одной стороны, гносеологов подстерегает метафизика и онтология (сверхиндивидуальный субъект, сознание вообще и т. п.); с другой, подстерегает психология и биология (психофизическая организация, субъект психологический и биологический).
  
  Таким образом, критическая гносеология фатально разлагается на метафизический онтологизм и психобиологический позитивизм. Она не в силах удержаться на острие иголки и неизбежно падает вправо или влево. Проблема, так остро поставленная Гуссерлем и взволновавшая весь философский мир, не может быть разрешена "критицизмом" и критической гносеологией. Сам Гуссерль выходит из пределов гносеологии.
  
  Для критической гносеологии познание есть все же дело человеческое, и потому освобождение от психологизма есть поднятие себя за волосы. И трансцендентальный человек - все же человек. Лишь тогда познание будет свободно от психологизма и антропологизма, если определяться оно будет не трансцендентальным человеком, а трансцендентальной вселенной, т. е. церковью.
   == Как теоретический постулат это звучит безупречно...
   Но что мы имеем на уровне практических попов православия и таких же практических старух в деревенской церкви? Которые там знают друг друга больше 40 лет... А кто и кого знает в церкви поселения, если в нём больше 7 тысяч жителей?
   И должны мы вдолбить богомольцам в голову понятие о разнице "знакомые, которые постоянно бывают в церкви" и "знакомые, которые постоянно бывают на рынке"?
  
   Так как же практически должна выглядеть та основа, из которой может выйти "трансцендентальная церковь"? Это что, "глас из Синода" - "трансцендентность церкви"? Или это глас единодушный хотя бы из 3 соседних приходов где-то у чукчей? ==
  
  Критицизм остается компромиссом метафизики (трансцендентальное сознание и сверхиндивидуальная оценка) и позитивизма (отрицание трансцендентных реальностей, имманентизм, психобиологизм в генетической точке зрения). По-прежнему остается выбор между психологизмом и онтологизмом, между психологической и антропологической логикой и онтологическим и мистическим Логосом. Логика - человеческая и относительная, лишь Логос - сверхчеловеческий и богочеловеческий. Школа Когена делает нечеловеческие усилия признать познание трансцендентным человеку. Но такая победа над психологизмом достигается тем, что познание перестает иметь какое-либо отношение к человеку: познание, конструируемое когенианством, просто недоступно человеку.
  
  И приходится думать о том, чтобы поднять человека, найти в нем универсально-божественные начала.
   == Через 25 лет эти проблемы решены в работах Вочмана Ни в Китае... ==
  
  Чтобы окончательно освободиться от психологизма и антропологизма, необходимо перейти к космической, церковной гносеологии, утвердиться на почве соборного сознания. Критицизм есть продукт протестантского индивидуализма, его антропологическая и психологическая подоплека может быть исторически вскрыта. Критическая гносеология - человеческого происхождения, и где же ей возвыситься над антропологизмом, как хочет Гуссерль и др.
  
  Только гносеология не человеческого происхождения, только гносеология, открывающая действие Духа Божьего в философском познании, только такая соборная, церковная гносеология, исходящая от изначальной данности Божественного Логоса в нас, может возвыситься над антропологическим и психологическим релятивизмом.
   == И Бердяев тут ни строчки не посвятил разбору известной проблемы "сколько людей -столько и мнений". Которая и в церкви не более умна и благородна, чем в толпе на рынке. ==
  
  Органом философствования является Божественный Логос, а не человеческий рассудок. Поэтому опасность психологизма и антропологизма остается лишь для тех, которые не в силах совершить того акта самоотречения, через который человек приобщается к универсальному разуму. Но Божественный Логос живет, действует и сообщает дары благодатного познания лишь в церкви, лишь в ее мистическом вселенском организме. Вне церкви нет соборности, нет большого разума. Вот истина, которая не была достаточно постигнута германским идеализмом, так много сделавшим для утверждения идеи универсального разума, но воспринявшим и впитавшим протестантский индивидуализм. Даже Гегель не преодолел антропологизма и психологизма, потому что его Логос не был церковен, его путь философствования был рационалистический. Даже Шеллинг был слишком рациональным гностиком. Поэтому германский идеализм, значение которого огромно, показал лишь бессилие диалектической мысли в конечных ее выводах, он обнаружил саморазложение разума как начала рационалистического. На верном пути стоял, быть может, лишь один Франц Баадер. Да великий Гете остается представителем истинно научного духа, полного здорового объективизма, реализма, интуитивизма, врагом болезненного субъективизма и критицизма. Гете был в глубочайшем смысле слова церковнее, ближе к мировой душе, чем Кант, Фихте и Гегель, и потому осуществлял в своей жизни идеал цельного знания.
   == В какой мере в России после 1911 года были доступны соответствующие тексты "великого Гете" (это уже из советского времени оценка...)? Сколько сборников статей или фундаментальных исследований творчества Гете в этом аспекте произведено в России или в Русском зарубежье? Если эти исследования и статьи написаны иностранцами -в какой мере они уже переведены на русский язык? ==
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"