Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Философия свободы -51

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  ФС-51
  
   Вл.И.Васильев
  
   Н.А.Бердяев "Философии свободы" -51
   Комментарии читателя
  
  
  
  
  
   Часть вторая
  
  
  
  Глава V. Происхождение зла и смысл истории
  
  
  
  
  Введение
  
  Болезненный кризис современного человечества связан с трудностью выхода из психологической эпохи, эпохи субъективизма, замкнутого индивидуализма, эпохи настроений и переживаний, не связанных ни с каким объективным и абсолютным центром. Гнет позитивизма и теории социальной среды, давящий кошмар необходимости, бессмысленное подчинение личности целям рода, насилие и надругательство над вечными упованиями индивидуальности во имя фикции блага грядущих поколений, суетная жажда устроения общей жизни перед лицом смерти и тления каждого человека, всего человечества и всего мира, вера в возможность окончательного социального устроения человечества и в верховное могущество науки - все это было ложным, давящим живое человеческое лицо объективизмом, рабством у природного порядка, ложным универсализмом.
  
   == Это сказано в 1911 году... до российской катастрофы. Которая фактически вместила в себя почти десяток отдельных катастроф. Но из этого следует, что тему истории России после 1917 года надо изучать как тему каждой отдельной катастрофы.
   Никакой "общей истории России" после 1917 года не было и быть не может. Теперь история России -от 5 до 12 "отдельных линий развития внутри неопределённого целого (точнее "целого без образа" или "без образного целого"... )
  
   Если взять за исходное только "5 линий развития", то где гарантия, что сохранились достаточно полные наборы фактов по каждой линии?
   Например, в Центральный Комитет партии коммунистов (фактически муляж партии политиканствующей группы канцелярских бандитов...) или в Верховный Суд ежегодно поступали под 350 -450 тысяч писем, жалоб... Ну и где весь этот материал сегодня хранится -хотя бы начиная с 1957 года?! А ведь надо бы чтобы такие же фонды ежегодно формировались из обращений в 12-18 разных Областных комитетов партии коммунистов... Притом за каждый год список этих Комитетов менялся.
  
   И каждую "линию развития" должны разрабатывать хотя бы 5 групп учёных разнесённых территориально больше чем на 700 километров... И в каждой группе должно быть хотя бы по 9 учёных плюс по 20-25 "лаборантов" которые пролистывают папки с документами по инструкции от учёного...
   Уже подготовить под 45 учёных для данной работы -потребуется 7 лет? Лаборантов тоже придется готовить около 3 месяцев... Не переоценивайте количество людей согласных каждый день и всю жизнь внимательно вычитывать примерно 80 страниц в архивных папках...
  
   И не думайте, что хотя бы половина этих "лаборантов" будет добросовестно вычитывать документы... ==
  
  Человеческий род механически подчинил себе человека, поработил его своим целям, заставил служить его своему благу, навязал ему свое общее и как бы объективное сознание. И не мог осмыслить человек этой власти над ним естественного, обожествленного человечества, человеческого общества, человеческого рода, вечно умирающего и вечно рождающего, беспощадно разбивающего все надежды личности на вечную и совершенную жизнь. Земной дух человечества, пошедшего по пути змия, загипнотизировал человека заманчивой идеей прогресса и грядущего в конце прогресса земного рая, и так обольщен был человек, что не заметил безумия своего служения прогрессу и своего подчинения счастливцам грядущего рая.
   == Бердяев имеет в виду концепцию "вы тут живите с голой жопой хоть триста лет -это нужно для счастья тех, кто будет жить в России через триста лет. Вдохновляйтесь счастьем ваших потомков в десятом будущем поколении!!... Их счастье тогда -это ваше счастье уже сегодня, это важнее, чем ваши голые жопы, зато и Крым наш и танки наши быстры..." ==
  
  Прогресс цветет на кладбище, и вся культура совершенствующегося человечества отравлена трупным ядом. Все цветы жизни - кладбищенские цветы. В природном порядке, в жизни человеческого рода все подчинено закону тления; каждое поколение съедается поколением последующим, унавоживает своими трупами почву для цветения молодой жизни; каждое человеческое лицо превращается в средство для новых человеческих лиц, которых ждет та же участь; каждое лицо рождает будущее и умирает в акте рождения, распадается в плохой бесконечности. Вся человеческая энергия направлена вовне, на создание несовершенной, дурной множественности, на поддержание прогресса, закрепляющего закон тления, а не внутрь, не в глубь вечности, не на победу над смертью и завоевание всеобщей, полной и вечной жизни.
  
  И живет человеческий род, весь отравленный этим трупным ядом своих предшественников, всех предыдущих поколений, всех человеческих лиц, так же жаждавших полноты жизни и совершенства; живет человек безумной мечтой победить смерть рождением, а не вечной жизнью, победить ужас прошлого и настоящего счастьем будущего, для которого не сохранится ни один живой элемент прошлого. Ни один из боровшихся и страдавших не войдет в рай будущего, и нет с этим будущим живой, реальной связи ни у одного человека. Связь человека с будущим человечеством в порядке смертной природы - фиктивна, иллюзорна; связь эта есть результат гипноза, безумного самообмана.
  
  Будущее не реальнее прошлого: то, что будет через тысячу лет, и то, что было тысячу лет тому назад, или одинаково призрачно, или одинаково реально. Безумно думать, что бытие грядет во времени, но что его еще не было и нет. Реальность бытия не зависит от времени, как хотят уверить поклоняющиеся будущему.
  
  Примечание:
  [19 - Уже после напечатания моего этюда "О происхождении зла и смысле истории" я познакомился с интересной книгой В. А. Кожевникова о Н. Ф. Федорове, замечательном человеке и мыслителе. Я был поражен сходством некоторых моих религиозно-философских мотивов с религиозно-философскими мотивами Федорова. Таков прежде всего мотив отношения к предкам, к "отчеству", сознание необходимости работать для предков и для восстановления их жизни не менее, чем для потомков.]
  
   == Удивительная умственная загогулина - "жить и работать для наших предков". И ни резвый спекулятор Федоров (от Федора -баба) или Фёдоров (от Фёдор -мужик), ни умничающий Бердяев не поставили главного вопроса -и как же на деле будет выглядеть моя жизнь для моих "предков"? Вспоминать что у меня были 2 деда и 2 бабки через каждые 2 часа?!... ==
  
  Позитивизм упразднил бытие, вытравил ощущение реальностей и окончательно отдал несчастного человека во власть призрачных феноменальностей. Человек перестал даже сознавать, существует ли он реально, есть ли он нечто в мире, некоторое бытие в себе, потерял самоощущение личности. Напряженно хватаясь за утверждение жизни в природе, угрожающей со всех сторон уничтожением, человек теряет сознание и ощущение смысла жизни, он ищет просто жизни и умирает. Ложная философия и ложная религия, выданная за положительную науку, утверждают в человеке сознание ничтожества его происхождения и божественности его будущего, не его, конечно, не данного конкретного лица, а человека вообще.
  
  Согласно современному сознанию человек не имеет глубоких корней в бытии; он не божественного происхождения, он - дитя праха; но именно потому должен сделаться богом, его ждет земное могущество, царство в мире. Духовное плебейство человеческого происхождения сделали гарантией аристократического будущего человека: человек - ничто и потому будет всем, человек - червь и потому будет царем, человек не божествен по своим истокам и потому именно будет божественным. Странность этой логики не бросается в глаза современному сознанию, гордящемуся своей рациональностью. Странность эта определяется желанием построить жизнь независимо от того, есть ли бытие и что есть бытие, безотносительно к существу человека, к его происхождению и предназначению, его месту в мироздании и смыслу его жизни. Ложный объективизм оправдывается и обосновывается натуралистическим миросозерцанием, якобы научным.
  
  Но как обосновывается верховенство науки? Обоснование это не может быть делом самой науки: оно вне ее и до нее; обоснование это есть особая форма веры. А что если наука изучает лишь болезненное состояние мира, если в ее ведении лишь природный порядок, который есть результат греха и мирового недуга, если наука только патология?
  
   == Безусловно в науке определённая её часть является патологией. Любую общественную науку вполне можно разделить на прогрессивную (честную), болотную (бездарные перепевы из других учёных вместо производства личных научных ценностей) и реакционную (лживую или тупую). ==
  
  Наука говорит правду о "природе", верно открывает "закономерность" в ней, но она ничего не знает и не может знать о происхождении самого порядка природы, о сущности бытия и той трагедии, которая происходит в глубинах бытия, это уже в ведении не патологии, а физиологии - учения о здоровой сущности мира, в ведении метафизики, мистики и религии. Царство науки и научности есть ограниченная сфера "патологического" знания; ее законам подведомственна не безграничность бытия, а лишь состояние этого бытия в данной плоскости.
   == Точнее -в данный интервал времени, условно -35 лет... ==
  
  Можно изучить точно данную комнату, установить закономерность для действующих в ней сил, но правомерно ли отсюда заключить о том, что происходит во всем остальном мире и что произойдет, когда силы всего мира проникнут в эту комнату. Так и наука: ее сфера есть помещение больницы, мира, заболевшего от греха и подпавшего закону тления, подчинившегося закону необходимости.
  
   Культурный человек конца XIX века возжелал освобождения от натуральной необходимости, от власти социальной среды, от ложного объективизма. Индивидуум вновь обратился к себе, к своему субъективному миру, вошел внутрь; обнажился мир внутреннего человека, придавленный ложным объективизмом природы и общества. В самом утонченном и культурном слое началась эпоха психологическая, субъективная; все объективное сделалось пресным, все закономерное - невыносимым.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"