Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Сурожский Антоний: Школа духовной жизни -79

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  ШДЖ-79
  
   Вл.И.Васильев
  
   Школа духовной жизни -беседа 79
  
  
  А. В эмиграции (примерно в 1920-1940г., во Франции -В.В.) храмов у нас не было; были гаражи, были комнаты, были подвалы, были иконостасы из фанеры, были иконы бумажные, всё было очень бедно. (Как в христианстве до 3 века -В.В.). И вот в этой бедноте жил Живой Бог. И это первое, что меня поразило. А дальше, продумывая и переживая, я обнаружил, что во Христе нам дано откровение о Боге такое, какого ни ветхозаветный человек, ни философ языческого мира не мог себе представить. Философ древнего мира не мог бы пойти на такое унижение, чтобы его Бог был человеком, признанным преступником, осуждённым на смерть; а ветхозаветный человек воспринимал такое представление как кощунство. Во Христе мы видим Бога, Себя отдающего беззащитно нам; не великого, могущественного Бога, а беззащитного Бога; Бога, Который отдаёт Себя на произвол человеческий; Бога, Который Себя смиряет не только до приобщения нашей человеческой природе (вспомните тут моё замечание про бассейн полный наших отходов... -В.В.), но до всех условий, самых, может быть, страшных условий падшего мира; Бога, Который приобщается не только жизни человека, но смерти человека; Бога, Которого всякий верящий только в могущество, во власть и силу, конечно, будет презирать; Бога, Которого можно было, как казалось Его распинателям, снять со счетов истории. с.249-250
  
  В. Может быть, только после воплощения Бог стал "Вездесущим", согласно Символу веры? И если "солнце одинаково светит и злым и добрым" ("посылает дождь на праведных и неправедных" Мф. 5:46), и если став "Вездесущим" Христос после Воскресения остаётся среди нас навечно вездесущим, то это означает, что Он приобщался, приобщается и будет приобщаться и ко всем мерзостям нашего мира, ко всем даже истязаниям и убийствам, которые вытворяют самые гнусные бандиты. Заметьте, не стоит в стороне как Судья, который смотрит и записывает в протокол для будущего Суда, а Сам переживает миг за мигом состояние души и у насильника, и у жертвы. То есть, продолжает бродить по бассейну, о котором я говорил. Возможно, на всю Русь и найдутся сто человек, которые посчитают возможным для чего-то самим побродить по такому бассейну. Но кто из них захочет второй раз когда-то опять туда лезть? А для третьего раза много ли их останется? Я имею в виду не людей с улицы, а, скажем, не меньше чем епископов или самого Патриарха... Людей с улицы к подобному действию категорически нельзя подпускать потому что получится такое же безобразие, каким были "скопцы"...
  
   И тут я подумал, а может и в самом деле для епископов и Патриарха следует ввести даже вот такую процедуру, чтоб они в этой мерзости минут 10 подвигались, а уж потом -омылись в водах крещения (а не под заурядным душем)?! Вы же не спорите, что Господь через всё подобное проходит бессонно день за днем, секунда за секундой, век за веком... Вы вот даже к бочке с этим веществом постараетесь не подходить ближе 10 метров, а каково же Господу веками быть в этом? Включите ваше воображение...
   Согласитесь, будет странным утверждать, что Вездесущий Господь нигде в нашем мире не ощущает того зловония, которое мы в некоторых местах ощущаем. Когда в 1914 году солдаты умирали от газовой атаки -Господь ощущал их через их плоть?
  
   Тут я хочу вспомнить, что Антония Сурожского задевает тот момент богослужения в Страстную Пятницу, когда на кресте мучительно умирает молодой человек, а души и чувства прихожан пребывают где-то вне, а не перед Христом в тот день и час... И никто не решается подумать, что надо изменить в содержании богослужения чтобы люди сопереживали именно такую смерть молодого человека, а не театральный символ распятия Христа? Но понятно и то, что богослужение не должно бить по людям, у которых больное сердце или больная психика... Так как же быть, если таких больных в приходе -от 5 до 12%?
  
  А. Изложенное представление о Боге исходит именно из того, что я раньше говорил о сотворении человека любовью Божественной, и притом любовью "крестной": Агнец Божий, закланный до создания мира, реально, телесно заколается в сердцевине мировой истории.
   И этим Он перед нами раскрывает нечто, на что я уже указывал, когда говорил о близости Божией: Он нам говорит, как потенциально велик человек. Если Бог мог стать человеком, это значит, что человек так велик, его как бы метафизическая емкость такова, что он может вместить сущностное приобщение Живому Богу, стать причастником Божественной природы (2 Пет. 1:4). с.250
  
  В. Тут отец Антоний говорит то самое, за что псевдохристиане мира почти 40 лет гневно порицали Вочмана Ни... Получается, что в духовном смысле Православие оказывается наиболее развитым среди христианства...
  
  А. Я хотел бы рассмотреть то, как мы ставим под вопрос Бога, с двух точек зрения: с одной стороны, посмотреть, как Сам Бог ставит под вопрос тот Его образ, который мы создаём. с.251
  
  В. Давайте, зайдём в пару храмов в любом городе Руси и там поищем среди прихожан людей, у которых есть что-то похожее на "образ Бога"... Что можно говорить о том, что во всём мире имеется только у десяти необразованных и двухсот вполне образованных людей? Вам не кажется, что если Иван или я где-то пересекутся один раз в жизни с человеком в котором существует этот "образ Бога" -этот человек не оставит у нас неопределённого или отрицательного впечатления, а мы почувствуем что он в чём-то "необычный"?
  
   Понимаете ли вы, что, для примера, священник на своём приходе должен создавать положительное впечатление о своей личности не у этих безмозглых старушонок, которые даже в Новом Завете двадцати страниц не прочитали, а у вполне серьёзных людей, которые молчат о своём глубинном интуитивном нерасположении к нему? И я думаю, что когда на приходе в деревне умирает вот такая почитавшая священника бабка без ума, -священник о её отсутствии забывает начисто на следующий день... Если ваша тупость не позволяет вам понять, что такое я тут имею в виду, я специально вас, тупые и убогие, спрошу: а если у священника умрёт мать или брат -он на их смерть отреагирует так же, как на смерть этой старой идолопоклонницы около христианства? Сколько на Руси людей, которые на смерть родителей реагируют так, словно это у соседа собака сдохла непонятно отчего? По моему впечатлению -таких 280 из 300...
  
  А. ... и с другой стороны, то, как мы ставим под вопрос Его Самого, не в категориях образа, но в категориях Личности.
  В. Легче стало? В быту вас, меня, его, за тридцать лет после школы по местам работ увидели несколько сотен людей, и что же они, за исключением 2-9 человек за тридцать лет, понимали про нас "в категориях личности нашей"?! И если этих 2-9 человек, которые что-то про нас понимали, сопоставить с остальными 450-800 людьми, которые ничего в нас не понимали, -не понимали, хотя в жизни сами насмотрелись уже на несколько сотен человек... -то вот эти непонимающие, с какими-то другими, так сказать "своими" 2-9 людьми равноценны тем, кто понимал про нас? Кто нас не понимал -олухи и болваны? Или те, кто нас понимал -олухи и болваны, а остальные 450- 800 человек куда лучше наших понимателей?
   Если вы никогда в жизни не задумывались о людях с этой стороны, то как с вами разговаривать? Ведь подлинное понимание и чувство этой стороны жизни в человеке вызревает по 35-55 лет...
  
  А. Начать хотел бы с проблемы образа и представить её вам, так сказать, в четырёх выражениях: вера, сомнение, истина и реальность. с.251
  В. Мне кажется что все эти аспекты очень обстоятельно продумал Вочман Ни до 1952 года, пока ему не было запрещено заниматься богословскими трудами.
  
  А. Современный мир, современная жизнь очень жестко ставят под вопрос веру.
  Мне кажется, только подлинная, истинная вера может выдержать это испытание, но любые суррогаты веры...
  В. А трудно ли было за прошлые 50 лет определить хотя бы 3-5 видов этих суррогатов веры, которые заполняют головы и души почти 95% прихожан любого прихода и вести с ними духовную войну на уровне "звучит тихий голос уразумения"?
  
  А. ... все поверхностные подходы к вере -слава Богу! -бывают сокрушены и уничтожены.
  В. Увы, множество безбожников, которые соизволяют иногда ввязаться в разговоры про Бога -это люди, которые не способны обдумывать то, что им говорят сведущие христиане... Интуитивно они поколебания своего безбожия боятся не меньше, чем самые нелепые христиане боятся "сомнений"... А какие "сомнения" могут быть у тупого и глупого христианина с минимальными знаниями христианства?
  
  А. В христианском обществе, то есть в обществе, где христиане ещё в большинстве, где и многие неверующие ещё сохраняют былую связь с христианством, эта проблема легко подменяется проблемой безразличия и легковерия. В обществе, где господствует атеизм, особенно там, где атеизм безудержный, агрессивный, проблема веры встаёт более чётко, потому что является личной ответственностью и начинается в какой-то момент с события -с обращения, с открытия. с.251-252
  
   Одна из проблем западного мира в том, что человек рождается в обществе нейтральном или ещё христианском; то, что составляет интеллектуальное или эмоциональное содержание веры, нам даётся с самого начала -когда мы ещё способны всё воспринять и ещё неспособны применить свой критический ум, поставить под сомнение, поставить под вопрос, сделать выбор. с. 252
   В. Эти слова означают, что мы ещё не способны открыть для себя внутреннюю структуру христианства и динамику его внутренних взаимосвязей. Христианство -не догма, христианство -это какой-то живой взгляд на проблемы бытия. И этот взгляд неизбежно должен меняться вместе с проблемами бытия. То есть, в христианстве, которое действительно является частью жизни, в принципе не может быть догматов, установленных сотни лет назад и обязанных для признания на сотни лет вперёд.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"