Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Сурожский Антоний: Школа духовной жизни -80

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  ШДЖ-80
  
   Вл.И.Васильев
  
   Школа духовной жизни -беседа 80
  
   Но разве это могут понять люди тупые и глупые? Может быть даже три четверти профессиональных богословов не смогут понять всю глубину противоречий между живым отзывом христианства на своё время и догматами определёнными тысячу лет назад...
  
   Пока не было догматов -как шевелились думы и споры в социуме христиан. И что осталось от этого шевеления после установления догматов?
   Принимая во внимание беспредельную умственную слабость населения в течении столетий, задаю вопрос: чему равна вероятность, что догматам было придано непомерно широкое правоприменение? Предположим, что нормальное живое христианство -то где догматы занимают пятнадцать процентов в его интеллектуальной продукции за столетие, а всё остальное приходится на вопросы и ответы. А мёртвое христианство -это где девяносто пять процентов интеллектуальной продукции за столетие приходится на обмусоливание догматов цитатами, и только пять процентов приходится на вопросы и ответы. Для примера, за сто лет было напечатано двести книг христианского толка, но только десять из них отражают вопросы и ответы...
  
   Было ведь время, когда по меньшей мере каждый пятый духовный писатель говорил о чём-то ранее не сказанном. И настало время, когда из тысячи духовных писателей только двое говорят о чём-то новом, а остальные топчутся на месте? В прошлые годы, когда я даже и не думал, что в будущем начну что-то писать о христианстве, я, читая разные духовные книги, часто замечал, что в них нет ответа на какие-то интересные духовные вопросы. Поскольку я тогда находился в процессе духовного роста -я успел забыть, на какие вопросы тогда не было ответа.
  
   И я ставлю вопрос: если человек прочитал больше трёх духовных книг и у него не возникло способности вопрошания -живёт ли этот человек как христианин или хотя бы как светский человек? Есть огромная разница, когда один человек живёт, а другой -существует на обывательском уровне. Вероятно среди светских людей тоже можно заметить подобное различие. Самый примитивный пример: Иван как был всю школу троечником, так и остался таким, а Егор после школы стал хотя бы кандидатом наук. В сети множество сайтов, где мы с вами можем публиковать свои тексты. И где среди авторов любого массового сайта реальные христиане?
  
   Посмотришь на иного -написал он под две сотни стихов, где употребляются слова из христианского мира, но сам по себе он в этой Сети ничем не отличается от людей светских -пишет такие же бессодержательные замечания на чужие тексты и также часто даже из вежливости не отвечает, когда ему пишет что-то другой христианин... Где в таких людях живой и деятельный христианский дух?! Они считают, что в жизни они только христианские обряды должны соблюдать? А за пределами обрядов можно быть совершенно светскими людьми по их понятиям и поведению? Вежливость христианина и вежливость светского человека разве могут где-либо совпадать? Может вежливость -это только для светского человека, а для христианина -сердечность. Сердечность, когда мужчины и женщины общаются на зависть самым непутевым людям безбожия? Когда никого на приходе не смущает разница возраста больше чем в двадцать лет, когда при встрече на улице человека, которого видели на собраниях хотя бы три раза -не проходят мимо "я его/её не знаю/ не узнал"?
  
  А. В результате вера сохраняется, пока является актом простого доверия: у ребёнка или у людей, интеллектуально не склонных ставить что бы то ни было под вопрос. Время идёт, человек растёт, и неизбежно наступает момент, когда внутри человеческой личности сталкивается ребёнок с его детской верой и взрослый человек с его опытом и светским образованием. Начинается диалог, который часто -поединок между взрослым человеком, у которого нет данных для веры, и ребёнком, у которого нет данных для разумения.
  
   Иногда взрослый ум разбивает в пух и прах способность верить того ребёнка, который ещё жив в нём, иногда ребёнку удаётся проявить упорство и отстоять своё право на существование. Тогда внутри человеческой личности происходит разделение, бок о бок живут ребёнок с чистым сердцем и взрослый с утончённым интеллектом, и человек лишь поочередно может быть или верующим, или взрослым. с.252-253
  
  В. Это не что иное, как естественное состояние человека тупого и глупого. Да вы посмотрите на окружающих и поищите тех, кто о проблемах ума и глупости, тупости и нервозности думал-передумал за 30 лет после школы на уровне кандидата наук... То есть, кто не записывает свои раздумья, тот объективно не способен иметь развитие ума во времени.
   Вы тут спросите: так что же, если в райцентре сорок тысяч населения -там хотя бы пять тысяч должны что-то писать и на уровне райцентра публиковать?! А почему же нет? В наше время интернета проблем с публикацией фактически нет. Вам этот вариант кажется нелепым... А много ли смысла в варианте, когда на всю Русь найдётся всего 15 человек, способных за год написать не меньше 100 страниц текстов -и эти со всей Руси сбегаются в толпу на московском сайте?! 15 человек на 4500 райцентров, кажется? Всего на 1200 городов, насколько помню?
  
  А. В различные моменты то берёт верх ребёнок, то взрослый человек вступает в свои права, профессионально или в целом как член общества (как усвоивший от окружающих типичную для данных 2-7 десятилетий манеру выдумывать свои мнения или ретранслировать чужие мнения -В.В.). И в конечном итоге в той мере, в какой взрослый всё же участвует в жизни ребёнка, веру в плане интеллектуальном подменяет легковерие... с.253
  
  В. А интересно было бы присмотреться к безбожникам -насколько их безбожие является такой же формой легковерия, но с другим содержанием...
  
  А. ... способность принимать с некоторым безразличием, с некоторой наивностью данные, которые касаются лишь эмоциональной жизни, жизни сердца; интеллект в полном своём объёме как бы отделён от этой жизни. Не то мы видим в Священном Писании. Не о такой вере говорит Послание к Евреям (Евр. 11:1 "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" -Синодальный перевод 1878г;
  "Вера же есть овеществление того, на что надеются, убеждение в вещах невидимых" -Восстановительный перевод Нового Завета -редакционный отдел служения "Живой поток" (планы, примечания около 1200 стр., таблицы и ссылки: Уитнесс Ли); "Есть же вера уповаемых извещение, вещей обличение невидимых" -церковно-славянский текст. -В.В.) ... с.253
  
  В. Что тут обозначают слова "осуществление ожидаемого"?! К чему они относятся?! Ко всему, чего я ожидал за прошлые годы сознательной жизни, ожидаю в данную минуту до отхода ко сну через 8 часов, и ещё буду ожидать между дней предстоящих мне 10-30-50 лет жизни? И если я ожидал дождика и он случился -это имеет отношение к вере во Христа?! Или имеются в виду какие-то ожидания, которых у безбожников нет и быть не может?
   Вот вам два варианта:
  - "вера же есть осуществление при жизни ожидаемого нами в своей жизни";
  - "вера же есть осуществление после смерти ожидаемого нами в посмертной жизни"...
   Нужны кому-либо комментарии?!
  
   Мы не возвращаемся, чтобы сообщить живым, насколько сбылись наши ожидания по поводу нашей посмертной жизни. Так что такое "осуществляется"? Когда оно осуществляется? Где и когда мы при жизни успеваем увидеть осуществление неведомо чего? Не слишком ли много мыла в этих словах Нового Завета? Это ясные слова Бога, или блудливое пустословие разных переписчиков Нового Завета до его канонизации?
  
   Вам не кажется, что было бы яснее говорить "убеждение в существовании вещей невидимых"? Это убеждение тут предполагается -в существовании вещей невидимых? Так кто и по каким мотивам опустил тут слово "убеждение"? Можно ли сказать, что текст 1878 года -это очень плохой образец редактирования подстрочного перевода?
   Если через 50 лет всемирное христианство окажется в силах заново провести новую канонизацию текста Нового Завета -там будут отредактированы хотя-бы 5-45 строчек?
  
  А. ... не такой вера предстаёт в опыте христианства первых веков...
  В. Если я скажу: не такой вера представала в опыте и практике христианства первых веков -а именно до канонизации текста Нового Завета... -если я первый за 1700 прошедших лет говорю подобное, то это какой силы удар получает всё христианство образца и духа "после канонизации текста Нового Завета"? Я дождусь по этому поводу компетентного ответа от компетентных людей? Или даже если я с этим вопросом как-то дойду до лучших богословов России -они отмолчатся?!
  
  А. ... или в опыте христиан, которые открывают своего Бога сейчас... с.253
  В. Ну и где мы с вами можем познакомиться с этим опытом, который какие-то счастливцы наживают "сейчас"?... Раз нет ни статей, ни книг, написанных этак сорока тысячами авторов только за одно столетие ( четыреста авторов в год на всю Россию, только то...) -значит это у нас мифология типа "как может быть, чтобы таких христиан не было?!"... Да найдутся ли по всей Руси хотя бы десять священников, которые скажут: "отец Антоний, я на моём приходе знаю одного такого человека...". Масса прихожан, включая священников, считает себя обязанными говорить, что есть то или иное положительное явление и нет тех или иных отрицательных явлений. И не понимают все эти люди, что это тоже форма лжи, хотя и не на бытовом уровне... Потому что считают себя обязанными это говорить и думать. А душа или молчит, или хранит в себе совсем не такие слова и мысли...
   Вы посмотрите, если человек думает не так как мы -никто из нас не задумается, какие люди окружали этого человека там, где он жил и работал. Мы начинаем думать, что он или злобный человек (это чаще всего думаем...), или он очень уж глуп (хотя сами за всю жизнь может не сможем ни о ком подумать "самый умный за всю жизнь мне встретился..."), или что он совсем тупой...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"