Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Сурожский Антоний: Школа духовной жизни -19

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  ШДЖ-19
  
   Вл.И.Васильев
  
   Школа духовной жизни -беседа 19
  
   В. В наше время исторические события на глазах становятся пылью в сознании. В те времена, конечно, проходили десятки лет, прежде чем память о войне становилась мифом истории. Случись сегодня воскресение десяти человек в один день в десяти странах мира, воскресение людей, которые умерли семь лет назад -наш мир не подавился бы таким событием, только три-четыре человека из ста были бы ошарашены и задумчивы больше десяти дней... Наш мир не подавится, даже если в каждой двадцатой семье найдётся воскресший... Как вовремя воскрес Христос, однако... На сто лет раньше, на сто лет позже, и было бы как-то хуже, нет сомнения. И как же тупы все люди, которые в последние полвека много мечтают о новых чудесах от Бога, но сами -а это сотни тысяч людей? -не поняли того, что я только что понял без всяких усилий про забывчивость толпы людей...
  
  Б. Понятия добра и зла исходят от Бога, не правда ли? или иначе этих понятий не было бы вообще? Это я очень хорошо понимаю, и я всегда считал это самым убедительным доводом в пользу религии, в пользу существования Бога. А вот момент личной встречи с Богом, причём, я думаю, можно оставить в стороне пророков и святых: в конце концов, веруют не только пророки и святые, веруют обыкновенные люди -что означает для обыкновенного человека встреча с Богом? с.79
  
  А. Возьмём молитву. В молитве некоторые люди (и не слишком редкие) и в некоторые моменты (но не в любое время, не по их собственному мгновенному выбору) испытывают порой сознание, что к ним приблизилась какая-то реальность,что они оказались лицом к лицу с каким-то "присутствием", что "кто-то" встал перед ними, открыл себя; они вдруг осознают, что в этом невидимом мире, который вокруг них, кто-то присутствует. Это такое же явственное, такое же четкое ощущение. Устанавливается живой, настоящий контакт, который вас заставляет признать, что кто-то здесь есть рядом с нами. Теперь скажу о Таинствах. Некоторые люди с большой силой испытали: да, когда я приобщился этого Хлеба и Вина, я вдруг обнаружил, что это не были "только" хлеб, "только" вино, они до меня донесли какой-то сверхъестественный опыт. с.80
  
  В. Мало ли какие впечатления при случае переживают некоторые люди... Опыт остаётся с человеком. А что у таких христиан остаётся? Память о сильном впечатлении, совершенно необычном. И что потом? А ничего почти всегда. Как были во всех смыслах заурядные, так и остаются даже через сорок лет после пережитого впечатления. За последние тридцать лет святым на глазах церкви, скорее всего, никто не стал. Начиная с восемнадцатого века -много ли мощей давно умерших людей обрела церковь? Весь этот душевный подъем из церкви определённо улетучивается. И поскольку он незаметно улетучивается в масштабе больше пятисот лет -никто не замечает и не чувствует.
  
  А. В результате причащения некоторые люди переживают чувство и сознание, что открылся какой-то источник внутри, что вдруг я ожил, что во мне бьёт ключом жизнь; а также чувство, что это не просто моя жизнь, которая "оживилась" и будет течь по-прежнему, но что это жизнь другого свойства, которая от меня неумолимо, торжествующе требует какого-то нового качества -этического, внутреннего и внешнего.
  
  В. Мои совершенно теоретические познания в теоретической психиатрии заставляют меня сказать, что подобные переживания, чувства и состояния сознания доступны, и не один раз переживались очень многими психически больными людьми в первые часы обострения душевного расстройства. Уверен, что у многих людей прилив бодрости и сил на срок в пределах от одного до пяти часов могли бы вызывать гипнотизеры. То, что сама церковь не проявила за последние сто лет желания исследовать эти проблемы через психиатрию и гипноз, делает её позицию очень неприглядной. Правда, среди психиатров во всемирном масштабе было много верующих. Но то, что они по своему христианскому разумению не занимались исследованием больных в смысле данной темы, однозначно говорит, что вера у них была пустая и мёртвая.
  
   Как можно ссылаться на то, что кто-то что-то необычное почувствовал на несколько часов и потом через всю жизнь несёт это чувство?! Посмотрите на проблему со стороны психологии. Возьмите за основу статистику психологии чувств -и вы там найдёте много чего, что находится за пределами того потока чувств в котором мы прожили лет двадцать или больше. Давайте вспоминать, что за всеми преступлениями, включая самые ужасные и самые редкие, всегда стоит то, что можно назвать вспышкой того или иного чувства. Из десятков тысяч человек, которые за последние двадцать лет пережили какую-то вспышку чувств, только полсотни, не больше, припишут это событие воле Господа, только один верующий из них начнет поворачивать свою жизнь в другую сторону. И то же самое мы бы увидели среди безбожников, переживших нечто...
  
   У меня первая любовь случилась в пятнадцать лет. Что это любовь, я понял месяца через четыре, седьмого июля. По моим обстоятельствам всё это проходило в молчании и тайне. Я и моя душа, больше никто ничего не знал. А в сентябре её в школе не оказалось. Спросить было некого, и не стал бы в соседнем классе спрашивать. И почти три месяца меня заедала острая грусть. Но ещё за два года до этого я летом раз пять пережил заметную грусть на час-полтора, вообще без причины. В последующей жизни острая грусть у меня побывала раз двадцать, не больше. А тут -почти три месяца, изо дня в день на душе и грустно, и сладко. Что любой психиатр скажет? И когда я начал грустить, дней через пять в мою голову забрело убеждение, что я эту девочку -Риту Калашникову - ещё увижу, притом -седьмого июля. Следующим летом, когда я уже ни разу её не вспомнил месяца за два, именно седьмого июля я её снова увидел. Вот что бывает в лотерее жизни! Обязательно видеть тут Бога?
  
  Б. Скажите: общение с Богом -не означает ли в трудную минуту просто диалог с самим собой о своих проблемах, или, в худшем случае, диалог со своей совестью?
  В. Не говорите мне, что есть какая-то совесть у людей, которые ничтожные, трусливые болваны, особенно у огородных рыл по райцентрам и по загородным садикам! Только один процент подлецов делает подлости. Остальные подлецы -это люди, которые просто не захотели сделать что-то хорошее, это люди, которым в голову не пришло просто по хорошему подумать о человеке, на которого они на работе за полгода насмотрелись... Скажи мне, кто тебе понравился или не понравился по месту работы, и я скажу, свинья ли ты...
  
  А. Говорить о совести так же абстрактно, как говорить о Боге, потому что она физически так же неуловима; это какая-то внутренняя правда, правда межчеловеческих отношений, правда человеческого достоинства. Но где-то за пределами совести мы вдруг обнаруживаем, что есть что-то более глубинное и решительное, чем моя совесть. Я стал верующим в момент, когда я хотел доказать себе, что нет Бога, что Евангелие -чушь сплошная, что не во что верить, что смысла жизни нет, -вдруг мне стало совершенно ощутимо ясно, что я нахожусь в присутствии живого Христа. с.85
  Б. По-моему, Вам просто пришла в голову мысль, простите за такое прозаическое определение.
  
  В. И эти мысли, эти чувства перед этим не один месяц были у Вас за пределами сознания, тем более что Вы росли в семье верующих людей. Все мы в быту переживали ситуацию типа "я вдруг понял!...". И вроде все согласны, что это во мне не один день уже ходило через сознание, искало вот эти слова или чувства, которые я сейчас вдруг понял ни с того ни с сего...
  
  А. Нет, то-то и дело, что это не была мысль. Я читал, и мне пришлось поднять глаза, потому что мне было совершенно разительно ясно, что по ту сторону стола, перед которым я сидел, кто-то находится; мне пришлось посмотреть -так же, как бывает иногда, что идёшь по улице и обернешься, потому что кто-то тебе в спину смотрит. с.85
  
  В. Через эту ситуацию, когда мы вдруг смотрим на того, кто смотрит на нас, особенно на того, кто смотрит нам в спину с расстояния больше пяти метров, не один раз прошли в жизни чуть ли не четыре человека из каждых пяти. Это не может быть случайностью. Это надо как-то объяснить. Но если есть только одно объяснение -существует некоторый психический мир, как реальность в которую мы повсюду погружены, то откуда этот мир идёт? Из всякой комбинаторики мёртвой природы? Или это прямо говорит о присутствии Бога, который так же невидим, как воздух? Думаю, один этот факт, что мы чувствуем совершенно чужой взгляд нам в спину, требует от нас навсегда закрыть обсуждение темы есть ли Бог. Какой должна быть мера нашей тупости, если мы не считаем это за чудо!!
  
  А. Вы говорите, что вы неверующий; это значит, что у вас есть какое-то представление о Боге и что это представление Вы отвергаете, что оно не укладывается в Ваше представление о мире, о жизни. Скажите, в какого Бога Вы не веруете? с. 86
  
  Б. Я не верю в Бога злого, мелочного, глупого и самовлюбленного, Который наказывает людей за то, что они не исполняют формальных правил, нарушая про этом элементарные нормы, Им же установленные или установленные религиозным учением, Который якобы получает удовлетворение от того, что люди во славу Божию творят зло, независимо от того, идёт ли речь о массовых убийствах, религиозных войнах или еврейских погромах или просто о том отношении, которое иногда проявляют верующие друг к другу и к неверующим по чисто формальным причинам. Я не верю в Бога, Который допускает и якобы даже получает удовлетворение от того, что Ему постоянно лгут. Такого Бога, по-моему, нет и быть не может. Насколько можно судить и по личным наблюдениям в повседневной жизни, и по ходу всей истории, были и есть верующие, которые именно так себе и представляют Бога. Это совершенно не вяжется с моим представлением о том, каким Бог должен быть.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"