Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Сурожский Антоний: Школа духовной жизни -35

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  ШДЖ-35
  
   Вл.И.Васильев
  
   Школа духовной жизни -беседа 35
  
  
  А. Картина такова: будет суд, судить будет Христос, -но будет ли это похоже на нормальный, справедливый суд?
  В. Можно ли к делам Бога прикладывать мерки земной жизни?! Почему они должны быть похожи на земные формы?!
  А. В любой нормальной стране есть законодательная инстанция, которая вырабатывает законы по принципу какой-то справедливости, может быть, справедливости с определённой точки зрения, но всё равно на принципиальном основании, затем есть судья, который непричастен созиданию закона и не может закон менять, он должен его "применять", есть обличитель, есть виновный, есть защита.
  
   А теперь поставим себе вопрос: похоже ли на этот трафарет наше представление о Божием суде? Законодатель -Бог, судья -Бог, защитник наш -Христос, искупитель наш -Христос, и если весь род человеческий поставить на суд, один из подсудимых -Сын Человеческий, Иисус из Назарета. Какая же это картина суда?
  
   Разумеется, Павел никогда и не думал представить суд в таком порядке, но если уж мы хотим говорить о правосудии в человеческой форме, то вот вам и правосудие: кто кого может судить в этом деле, кто кого будет засуживать? Кто создал закон? с.134
  
  В. Для всемогущего Господа нет непосильных дел и проблем. Вопрос о суде -не такой намыленный, как вопрос "Может ли всемогущий Бог создать гору, которую Сам не сможет сдвинуть...". Как видите, безбожники прямо до остервенения дошли, прежде чем додумались до подобного вопроса. И что, есть разве люди, которые услышав этот вопрос, оставили веру в Бога?
  
   Безбожники в Сети изобрели болезнь "православие головного мозга"... А почему они не придумали вторую болезнь для себя любимых: "Богофобия головного мозга"? От дури? Или от интеллектуальной подлости -когда человек преднамеренно замалчивает то, что не укладывается в его вкусы?
  
   Самоочевидно, что если нам захочется опровергнуть существование Бога -мы должны придумать этак полторы сотни вопросов про Бога. А не воображать, что знаменитый вопрос про гору в самом деле что-то опровергает. Я когда-то видел дельный ответ на вздорный этот вопрос, но не стал его заучивать. Понятно же, что подлость безбожников простирается до пределов, когда они дельные ответы на подобные вопросы забудут через полчаса...
  
   Если среди христиан встречаются люди, которые годами и десятками лет до надрыва в душе искали "веру в Бога" (а не воображаемое состояние такой веры...), то среди безбожников не было людей, которые годами искали основания для безверия. Потому что их безверие -не имеет основания, которое можно ясно определить и притом надо искать... То есть вера в Бога -где-то в глубине, а безверие -щепка на поверхности.
  И не случайно среди десяти тысяч верующих очень долго надо искать гнусных людей, которые среди каждых ста безбожников представлены разного рода бытовыми группами, например, ворами или алкашами... Каждый Васька Подзаборный безбожник именно потому, что он в жизни никто и ничто, а именно Васька Подзаборный.
  
   Определённая часть людей потому безбожники, что среди христиан они будут выглядеть ещё гнуснее, чем в толпе на рынке. Не мы решаем верить в Бога, а Бог нас среди толпы болванов выбрал, чтобы мы верили в Бога. Можно предполагать, что активные безбожники замолкают и убираются в нети до 27-30 лет. В то время, как масса христиан становятся активными возвестителями или осмыслителями веры после 35 лет и до 90 лет, даже.
  
   Если кандидату наук не положено всерьёз дискутировать с учеником шестого класса, то неужели христианин должен и обязан дискутировать с безбожником, который моложе на 15-25-50 лет?! Это и называется кормить свинью апельсинами? Если вы прочитали внимательно 15 духовных книг, а с вами про Бога взялся базарить молодой хлюст, который даже в Новом Завете не прочитал 25 страниц -просвещать ли вам молодого осла? Одна хорошая духовная книга лучше чем сто кое-каких проповедников христианства?
  
  А. Сущность Царства Божия -любовь, сущность царства тьмы -нелюбовь, ненависть, мертвенность по отношению к любви. И вот представьте себе Царство Божие, в которое вошли беленькие, а снаружи остались чёрненькие, -скажем, овцы и козлища. Каково будет овцам-то в Царстве Божием?
  
   Когда вы думаете теоретически: "овцы и козлища", вас это не особенно волнует, потому что вы никогда ни овцой, ни козлищем не были. Но если себе представить реально: вот, тебя пустили в Царство Божие, а твоего мужа, твою мать или сестру определили в царство тьмы -каково тебе будет в этом Царстве Божием? с.134
  
  В. Давайте сначала договоримся, что в жизни, скорее всего, только в 3-5 семьях из 10 000 всё начиналось с того, что принято называть любовью, если смотреть на ситуацию глазами лучших писателей о любви. Доброжелательные отношения в семье -это вообще не любовь, а психологическая самоорганизованность семьи. То есть взаимного душевного холода -сколько хотите. Что видно по психологии разведённых. И ведь у тех, кто расстался с умершими, тоже очень редко мы видим душевный надрыв. Поэтому вся система суждений Антония тут обваливается...
  
   Мы за наших близких не отвечаем. Мы почти ничего не знаем о жизни тех, кто старше нас и минимально знаем о жизни тех, кто моложе нас. Для сколько-нибудь полного знания наших ближних нам нужно как минимум разговаривать с ними "ни о чём, но о себе" хотя бы три раза в неделю по полчаса лет пять. "Обмен информацией текущего дня" за ужином -да разве это задушевные разговоры "ни о чем, но о себе"?!
  
   И если они виновны перед Богом... Давайте допустим, что в Небесах все окружающие будут общаться с нами так, как это у нас было в немногие самые счастливые минуты нашей памяти о детстве. Давайте допустим, что в Небесах не только наше тело изменит своё материальное качество, но и наша память, наш эмоциональный тип, наше умственное качество изменятся. Среди этого моря "счастья общения" какое нам будет дело до тех, с кем в земной жизни у нас было "иногда хорошее общение" -за всю жизнь раз пять или восемь минут по пять только!? Узнав в небесной жизни всю полноту доброго общения мы глубочайше запрезираем наших родителей, братьев и сестёр за то что они были бездушные свиньи среди людей... Которые, вместо того, чтобы лишний пообщаться с нами, занимались разной чепухой для себя любимых...
  
   Для примера: моя мать со мной прообщалась раза четыре минут по пять с моих трёх до десяти лет. Хотя шесть лет она нигде не работала. Можно, конечно, сказать, что она выросла в семье, где родители работали за троих (были в числе 20 самых богатых людей уезда...) и некогда им было общаться с их 11 детьми и эта карикатура общения стала выучкой для детей... Можно рассуждать ещё глубже во времени -её родители обое были сиротами -кто и как с ними общался в детские годы?
  
   Но решитесь ли вы сказать, что если в тогдашней Руси взять сразу миллион сирот, у которых потом было больше 7 детей -не было там ни одной семьи, где было замечательное общение с детьми? Хотя, если посмотреть тогда или сегодня на детей при родителях, бабушках и дедушках -где у них подлинное общение, которое ярко светит и за пределами семьи? Только у евреев такое можно изредка заметить, а среди прочих россиян -можно за всю жизнь ни одной такой семьи не увидеть...
  
   В лучшем случае мы будем вспоминать близких людей с таким же тёплым чувством "они были", с каким вспоминаем их лет через 5 после утраты... В Небесах об их судьбах мы будем вспоминать не чаще и не серьёзнее, чем вспоминали в земной жизни через 5 или 25 лет после утраты -второе намного вероятнее... Ведь в Небесах мы в самом деле будем "как дети", притом за пределами нашего понимания об этом состоянии. Что не помешает нам быть там намного более мудрыми, чем величайшие мудрецы человечества.
  
  А. Выйти из положения, как Фома Аквинат выходит (говоря, что тогда мы поймём, что Бог справедлив и всё, что Он делает, -правильно), невозможно, недостаточно, потому что я, может быть, и скажу, что Бог во всём прав, а душа-то моя будет разрываться. с.135
  
  В. Ну, если отец Антоний вот так рассуждает, то я должен предположить, что мне было дано подлинное откровение по этому вопросу, изложенное выше...
   Добавлю. У меня возникло впечатление, что в истории христианства все заметные личности, оставившие после себя мнения по этой проблеме, смотрели на проблему как в комнату из окошка "я и мои близкие в комнате". А ведь надо смотреть "вот мои близкие среди моря людей". Что мы знаем про близких, какие у них были отношения с их близкими 50 лет назад, когда им было 8 или 15 лет? Нет оснований думать, что все эти десятки и сотни людей, прошедших мимо нашего близкого за 50 лет его жизни, имели от него такое же хорошее впечатление, как у нас... Если вы кого-то за дело считаете подлецом -означает ли это, что и дома он зверюга, и со всеми окружающими уже сколько лет подлец каждый день с утра до вечера? Так что -не преувеличивайте оценку ваших отцов и матерей, братьев и сестёр, дедов и бабок...
  
  А. А если душа не будет разрываться, значит, во мне любви не так уж много, раз я могу забыть самых родных, самых близких, тех, которые для меня были кровью и плотью моей жизни, просто потому, что сам в рай попал.
  В. Куда страшнее и хуже будет, если мы в раю увидим людей, которых не узнали и не приняли как людей более чем за 30 дней общения по месту работы, а всех почти наших приятелей увидим во Тьме Вечной...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"