Я долго думала, кого выбрать в героини эссе. Искала в Интернете на сайтах, пока не увидела в статье "100 великих женщин" знакомую фамилию - Чехова. И вспомнила, что где-то лежит прибранная ещё летом страница из "Областной газеты" с интересной статьей*, которую я так и не прочла в свое время, но интуитивно сберегла. Почему?
Речь в ней шла об Ольге Книппер-Чеховой, как я подумала - жене известного писателя, а суть статьи - поднимался вопрос: была ли эта женщина русской разведчицей? Собственно, поэтому статья мною и сохранилась до лучших времен.
Оказалось, что героиней была не жена Антона Павловича, а её племянница, тоже Ольга Книппер-Чехова. А ещё, у меня сохранилась только часть статьи. И пришлось обратиться к всезнающему Интернету.
Ежедневно я рылась на его страницах, отыскивая любую информацию про Ольгу Чехову. А оказалось её очень много: многочисленные статьи, мемуары самой Ольги, записи телепередач, воспоминания современников, два телесериала, и ни один из истоников так и не давал ответа на главный вопрос: была ли Ольга Константиновна Чехова нашей разведчицей?
Чтобы высказать да или нет, необходимо изучить её наполненную тайнами биографию с самого начала.
Ольга Константиновна Книппер родилась в России весной 1897 года в городе Александрополь* в семье обрусевших немцев. Отец, Константин Леонардович Книппер был родным братом жены А.П.Чехова, Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой. В семье было трое детей: Ольга, Ада и Лев (на фото Ольга сидит).
Ольга была красавицей и мечтала стать актрисой, как её знаменитая тетя, именно поэтому родители решили отправить девушку в Москву, к Ольге Леонардовне. Ни учиться, ни играть в известном театре у девушки не получилось по простой причине - она влюбилась в бывавшего часто у Книппер-Чеховой племянника Чехова, Михаила, перспективного русского актера, которого высоко ценил сам Станиславский. Влюбленные тайно обвенчались, поставив растерянных и расстроенных родственников в известность после свершившегося.
Брак не удался, Михаил оказался грубоватым и большим любителем дам, которых он умудрялся приводить в дом, не обращая внимания на молодую жену. Терпеть такое самолюбивая Ольга долго не смогла, твёрдо решив разорвать брак, несмотря на родившуюся дочку Аду.
Жилось трудно - в стране бушевала гражданская война, а ребенку нужны были медикаменты и нормальное питание. Ольга подрабатывала редкими выступлениями в маленьком театре, делала шахматные фигурки, за крошечные деньги умудряясь их продавать. Всё чаще крепла мысль покинуть страну.
Чехова выбирает Германию. По данным театроведов, её аристократически утонченная внешность не дала бы возможности играть на сценах известных отечественных театров, фильмы же тогда в России практически не снимали. А в Германии уже активно снимали немое кино, что и повлияло на выбор Ольги.
И вот с этого момента и возникают вопросы. Почти каждое дальнейшее событие из жизни Ольги Чеховой окутано тайнами или легендами.
Наступил 1920 год, просто так уехать из страны было сложно, однако Ольге это удалось, причем разрешения добился сам нарком просвещения Луначарский. Зачем ему это понадобилось? Возможно, повлияли имена известных актеров - Ольги-Книппер Чеховой и Михаила Чехова, а также обращение Станиславского? А, может, это был указ свыше? От Абакумова* и Берии? Завербовав молодую красивую женщину, они подстраховали на будущее себя и оказали ей добрую услугу - избавили от болезненных встреч с бывшим супругом? Точного ответа, увы, нет.
Однако перед отъездом Чехова имела беседу с начальником Контрразведывательного отдела ГПУ Артуром Артузовым. Может быть, ей были поставлены определённые условия? В частности, предоставление своего жилья как конспиративной квартиры или просто для проживания будущих наших разведчиков? Есть сведения, что был озвучен и пароль для явок.
По воспоминаниям Ольги*, она уехала в Германию, выйдя замуж за австро-венгерского военного Фридриха Яроши (интересно, насколько это было возможно - брак с иностранцем?), по другим материалам - одна, а по сериалу, посвященному её судьбе, "Разведчица. Легенда об Ольге"- просто села в поезд, чудом сбежав из-под ареста, который был подстроен подругой детства из состава разведгруппы.
Пара слов о сериале. Советую посмотреть - он есть на Ютубе. Режиссер сериала Кирилл Капица уверен, что Чехова была завербована НКВД, и поэтому так легко смогла выехать из России. Именно эту версию и развивают в сериале, правда, там вербовка идёт через подругу детства, которая и устроила побег, а по другим данным главным вербовщиком был брат Ольги Лев Книппер*, бывший на службе НКВД сразу после окончания гражданской войны.
Есть сведения, что в 1923 году у нее останавливалась другая женщина-миф, "валькирия революции" Лариса Рейснер, прибывшая в Берлин для освещения готовившейся там пролетарской революции. Может, благодаря этому, Чеховой впоследствии удалось забрать из СССР мать и дочь?
В Германии проходит некоторое время, пока Ольга находит работу и жилье, есть легенда, что в этом ей помогла продажа дорогого кольца, провезенного через границу под языком - все ценности изымались пограничниками "в пользу страны Советов", впрочем, способы провезения фамильной драгоценности в разных источниках не совпадают.
Ей повезло - Ольга Чехова отлично подходила по типажу для съемок в немом кино: выразительное, надменное лицо, яркая внешность и решительность жеста. И уже в 1921 году она играет главную роль в фильме "Замок Фогелёд"*.
А, может быть, всё получилось через некую секретную службу? Режиссер фильма Фридрих Мурнау был другом известного драматурга-режиссера Макса Рейнхарда, организовавшего национальный театр в Германии. С приходом нацистов к власти Рейнхард покинул Германию и вполне мог быть связан с нашей разведкой.
Работать было сложно из-за незнания немецкого языка. И девушка начинает усиленно заниматься с репетитором, впоследствии практически научившись говорить с легким акцентом, который придавал её героиням особый шарм. Знание языка позволило играть в театре.
Лично у меня момент изучения языка вызывает насторожённость - ведь это может быть и не только желание самой Ольги, но и указание свыше, из России - в любом случае, язык страны проживания был, разумеется, крайне необходим.
Сама Ольга считает годом начала артистической карьеры 1924, в это время в театре Макса Рейнхарда ставили на немецком языке пьесы русских авторов - Чехова, Дымова, Юшкевича. В то же время Чехову снимают в кино, до шести-семи картин в год. Всего актриса снялась почти в 140 фильмах, став звездой номер один в Германии. При этом Ольга Леонардовна Книппер-Чехова не считала племянницу талантливой, скорее - напористой, красивой, да, но с определенным типажом, очень настойчивой и целеустремленной.
В 1929 году фильм "Мулен Руж" с её участием имел оглушительный успех. (Жаль, нет нормальной копии фильма на ютубе, посмотреть не удалось).
"Я работаю с энергией ста лошадей. Другая жизнь", - пишет актриса в письме к тётушке.
И всё же она постоянно держала связь с Россией - перепиской, встречами с соотечественниками в Германии, многим оказала посильную помощь в устройстве за границей, в том числе бывшему мужу, Михаилу Чехову.
Ещё интересная деталь. Своей тёте в Москву Ольга посылала продукты и другие необходимые вещи, с которыми было трудно в России, так просто это сделать было невозможно, только по согласованию с органами НКВД.
В 1923 году к ней приезжал брат, сотрудник НКВД Лев Книппер. Была ли это только родственная встреча? Во всяком случае, Ольгу можно уважать за то, что не побоялась встречаться с сотрудником русской разведки, пусть даже и братом.
Съездив в Америку, Чехова не осталась в Голливуде, там уже блистала Марлен Дитрих, и вернулась в Европу, какое-то время была замужем за бельгийским миллионером, но, увы, снова не сложилось. И актриса вернулась из Брюсселя в Германию.
Она довольно долго чувствовала себя чужой, говорила с сильным русским акцентом и трезво смотрела на мир.
"Здесь каждое слово - деньги, каждый день - деньги... Зовут в Америку, но я не поеду, не могу я среди людей без сердца и души работать,чужие все, ископаемые какие-то" (из письма к О. Л. Книппер-Чеховой).
Возможно, сыграл роль не принимаемый душою американский менталитет, Германия все же ближе к России, к Родине, а может, был приказ сверху? В то время Америка мало интересовала русскую разведку, а вот Германия - да.
С приходом Гитлера к власти Ольга Чехова становится "звездой" первой величины. Геббельс ее не любил, но для нее это не имело никакого значения. Ее любил Гитлер.
В 1936 Ольге Чеховой было присвоено звание государственной актрисы Германии при активном содействии фюрера.
Будучи популярной актрисой, ведущей светский образ жизни, Ольга в Германии приобрела вторую родину и радовалась её успехам, как своим. Германию Ольга полюбила всей душой.
Но никогда не забывала про Россию, она жила как патриот двух родин, если такое возможно - болела за Россию, видимо, крепко вошли в сердце русские корни, да и оставались у нас ещё близкие Ольге люди, та же Ольга Леонардова Книппер-Чехова. И не один раз актриса помогала бывшим соотечественникам материально, предоставляла свое жильё, а бывшему мужу с её помощью удалось устроиться за границей. А ещё она постоянно приглашалась на встречи с русскими дипломатами и творческими людьми.
Журналист Валентин Бережков писал: "...на всех правительственных раутах в честь Молотова в Берлине рядом с вождями нацизма постоянно бывали киноактрисы - Ольга Чехова, Цара Леандер и Пола Негри. Ольга Чехова встречалась с Гитлером и Муссолини ("он был образованный и начитанный собеседник", - пишет она), Герингом и Геббельсом, дружила с женой Геринга, актрисой Эмми Зоннеман, и пользовалась покровительством ее мужа. Положение примадонны нацистского экрана устраивало ее."
Вполне вероятно, что вхождение в число лиц, близких к обществу фюрера, было важнейшим заданием НКВД, что удачно совпало с менталитетом и определённым кастинговым уровнем Чеховой как актрисы, и на руку нашей разведке сыграло, точно. Конечно, руководители Германии не обсуждали при актрисе стратегические военные и политические вопросы, но из светских бесед можно было узнавать многое, и не только о личных качествах и духовном состоянии всей верхушки рейха. К тому же, актриса обладала достаточно высокой интуицией и была очень внимательным и проницательным человеком, а одной из её близких подруг была Ева Браун.
В мемуарах Ольга так характеризует Гитлера:
"Про Гитлера: Мое первое впечатление о нем: робкий, неловкий, хотя держит себя с дамами с австрийской любезностью; ничего "демонического", завораживающего или динамичного. Поразительно, почти непостижимо его превращение из разглагольствующего зануды в фанатичного подстрекателя, когда он оказывается перед массами."
Когда началась война, Ольга продолжала сниматься, ездила на фронт с концертами, её любили солдаты и офицеры, она поднимала дух германской армии, её фотографии у лётчиков люфтваффе и в солдатских окопах. При этом Чехова категорически отказывалась от выступлений в военных репортажах с Восточного фронта. Выступая по радио, она пела не патриотические песни, а исключительно лирические. И гастролировала - в Вене, Мюнхене, Праге.
В мемуарах Ольга отразила одну из бесед с Геббельсом в присутствии Гитлера, в котором, кстати, она видела не столько властного фюрера, сколько не лишенного чувств человека.
"В этот момент Геббельс обращается прямо ко мне:
- А ведь у нас за столом эксперт по России - госпожа Чехова. Не полагаете ли и вы, сударыня, что эта война закончится еще до наступления зимы, что на Рождество мы будем в Москве?..
- Нет, - односложно отвечаю я.
Геббельс сохраняет невозмутимость.
- Почему же "нет"?
- Наполеон тоже недооценил расстояния в России...
- Между французами и нами маленькая разница, - иронично улыбается Геббельс, - за нами поддержка русского народа, мы идем как освободители. Большевистская клика будет сметена гигантской волной революции!
Я пытаюсь сдержаться, но это мне плохо удается:
- Революции не будет, господин министр. Потому что в момент опасности все русские едины.
Спокойствие Геббельса улетучивается. Он немного наклоняется вперед и холодно произносит:
- Очень интересно. Итак, вы не верите в силу германского вермахта. Вы предсказываете победу русских.
- Я ничего не предсказываю, господин министр. Вы спросили меня, будут ли наши солдаты еще до Рождества в Москве. Я высказала свое мнение. Оно может быть верным, а может быть ошибочным..."
Возможно, именно это высказывание насторожило Гиммлера, которому ранее Ольга отказала в интимной связи, и он распорядился завести на Чехову досье и даже пытался её арестовать, но помешал Гитлер, взяв актрису под свою опеку.
По версии кинорежиссера Капицы во время войны Ольга спасла жизнь русской разведчице, которую вывезла в Швейцарию, рискуя собственной жизнью.
Так ли это было? Неизвестно, но на пустом месте слухи не рождаются.
Война с Россией была тяжела для Чеховой в личном плане. Незадолго Ольга вышла замуж за немецкого летчика, одного из асов Люфтваффе, это была любовь, а не стремление пасть под крылышко. А в 1941, в начале войны с СССР мужа убили на восточном фронте.
"На улице воет ветер. Я вслушиваюсь в него -
Я хочу услышать твой голос и твои легкие шаги
И вправду слышу их...
Ветер продолжает завывать, бесконечно, беспредельно...
Бесконечным должно быть и маленькое "я" во Вселенной..."
(мемуары)
Каково было для женщины не возненавидеть СССР за смерть любимого и не возненавидеть Германию за тяжести тех, кто оставался в СССР в трудные годы войны? Кстати, даже в это время Ольга умудрялась помогать О.Л. Книппер-Чеховой и сестре писателя Марии Чеховой, пересылая продукты. Вот тут у меня снова возникает мысль: без помощи с двух враждующих сторон вряд ли можно было осуществить такое.
Говорят, что Чехова спасла дом-музей великого писателя в Ялте, его не тронули, хотя пушкинское Михайловское, дома-музеи Толстого и Тургенева были разорены и разбиты. Но это тоже документально не доказано. Остается лишь догадываться, почему именно в Ялте за два с лишним года немцы не выполнили указ фюрера: "Никакие исторические и культурные ценности на востоке не имеют значения". Сохранился и чеховский дом в Таганроге. Многовато совпадений, не так ли? Не на пустом же месте возникли слухи о том, что Ольга во время войны прилетала в Ялту?
Литератор Владимир Стеженский рассказывал, что когда "вместе с войсками вступил в освобожденную Ялту, в первый же день навестил Марию Павловну Чехову*. На столе он увидел портрет красивой женщины. Спросил: "Кто это?" - "А это Оля Чехова, киноактриса... Не будь ее - не знаю, уцелел бы наш Дом-музей".
Ольга очень хотела побывать на родине, увы, не получалось, а, возможно, просто запрещали, дабы не лишиться такого удобного агента.
Могла ли Чехова работать на советскую разведку? Мнения расходятся. В частности, в передаче ЖЗЛ прозвучало два противоположных мнения, также расходятся и мнения в других передачах и статьях. Генерал Павел Судоплатов в своей книге "Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930-1950 годы" называл Ольгу Чехову в числе русских разведчиков, имеющих прямой выход на Геринга.
Есть предположения, что на актрису работали три радистки, а сама она была непосредственно связана с Миклашевским, нашим агентом в Германии. Диверсионной разведгруппой планировалось убийство Гитлера, но впоследствии было отменено Сталиным.
Также писали о том, что именно Чехова предупредила Москву о готовящейся операции на Курской дуге - увы, опять же, только предположения.
В 1945 году Чехову арестовали смершевцы, обнаружив в подвале её дома немецких солдат. Актрису доставили в Москву, где она беседовала с Абакумовым и Берией. Содержали её не в застенках, а на квартире при вполне хороших условиях. С ней обходительно беседовали о музыке, литературе, театре и кино, а также интересовались личными сведениями про верхушку рейха*. Ольге даже показали ночную Москву, о чем она написала в своих мемуарах:
"В 3 часа поехали по тихой Москве и направились за город. Восход солнца, сказочно красиво..."
Через пару месяцев Чехову вернули в Германию, мало того, оказали помощь в устройстве семьи и даже дали охрану, о чем докладывал в Центр самолично генерал-лейтенант Вадис, начальник Отдела контрразведки СМЕРШ.
Эта поездка стоила Ольге немалых нервов. Ведь просто общения на короткой ноге с Гитлером хватало на пожизненное заключение или расстрел, плюс погибший муж - один из героев Люфтваффе. А тут - такое!
Ситуация вокруг артистки буквально взорвалась: 14 октября 1945 года английская газета "Пипл" поместила обширную публикацию журналиста Вилли Фришауэра о Чеховой под заголовком "Шпионка, которая овладела Гитлером", где артистку обвиняли в том, что она была лично знакома со Сталиным и получила орден Ленина за свои заслуги перед Советской Россией.
В мемуарах Ольга Чехова отрицает все связи с русской разведкой и только туманно намекает о "шпионской истории", раздутой вокруг ее имени:
"Всё это я не воспринимаю всерьез, потому что за годы жизни в свете рампы научилась не обращать внимания на сплетни и пересуды. Немецкие газеты подхватывают "сенсационное" сообщение. Я мешками получаю письма с угрозами..."
Впоследствии Чехова переехала в ФРГ, как знать, по собственной ли воле? Известно, Берия планировал использовать актрису для переговоров с канцлером Адэнауэром, чтобы распространить влияние СССР на всю территорию Германии, объединив две её части под эгиду СССР. В 1953 году в Германии состоялась встреча Ольги Константиновны с разведчицей Зоей Рыбкиной-Воскресенской, задача которой состояла в организации через Ольгу встречи с Аденауэром, о чем Рыбкина писала в своих воспоминаниях. Но план был отменен - вскоре Лаврентия Берию арестовали.
Ольга же продолжала сниматься, впоследствии открыла косметическую фирму и посвятила себя внукам - детям погибшей в авиакатастрофе дочери Ады, порою встречалась с известными советскими людьми, как Симонов, например. Но никто так и не услышал от неё ни слова о связи с советской разведкой, в том числе и её родные.
Исследователь жизни Ольги Чеховой журналист Михаил Кубеев буквально за два года до смерти актрисы побывал на одном из приемов в посольстве СССР в ГДР. Среди приглашенных оказалась и "звезда с легендарной биографией". Однако его попытки "раскрутить" Ольгу Константиновну так и не привели к успеху.
"О прошлом ни слова", - твердила она.
Ольга Чехова умерла в 1980 году от рака мозга, унеся в могилу то, что она не хотела открывать при жизни. Будет ли когда-нибудь разгадана ее тайна?
Почему, умирая от ужасной болезни, Ольга Константиновна жутко боялась России?
Мне кажется, она боялась за своих родных - Веру и Михаила, ведь, если бы вскрылись источники её разведдеятельности, внукам было бы сложно оставаться в Германии. Вера к тому времени уже была известной актрисой.
Может, это и было условием, заранее оговорённым с Абакумовым ещё в 1921?
Серго Берия писал: "Меня нисколько не удивляет, что органы госбезопасности бывшего Союза, а ныне России, не смогли подтвердить причастность Ольги Чеховой к деятельности советской разведки. Наверняка таких документов нет. Объяснение простое: мой отец ни тогда, в сорок пятом, ни позднее решил ее не раскрывать ("Мой отец Лаврентий Берия").
В начале девяностых судьбой Ольги Чеховой интересовался ее двоюродный брат Владимир Книппер. Он обратился к Леониду Шебаршину - тогдашнему начальнику Первого главного управления КГБ СССР (внешняя разведка) с просьбой уточнить некоторые детали, связанные с деятельностью родственницы. Однако, как выяснилось, спецслужба располагала лишь информацией о ввозе Чеховой в 1945 г. в Москву и протоколами ее допросов. И все.
Качалов был потрясен, когда по просьбе Ольги Леонардовны попытался узнать подробнее об Ольге Чеховой. Знакомый генерал сообщил: "Об Ольге Чеховой я ничего не знаю, и больше не звоните, забудьте о ней".
Любопытно, что один из фильмов, в котором снималась Ольга Чехова, по иронии судьбы любимица двух диктаторов, Гитлера и Сталина, назывался "Человек, который хотел жить дважды". Она и прожила две жизни - одну в России, другую в Германии, оставив заметный след в культуре обеих стран.
Родная мать называла среднюю дочь авантюристкой, известный историк Виталий Вульф считал Чехову женщиной-вамп. Сестра Ада решительным и независимым человеком.
Все, что вместила моя жизнь, я разделила со своими современниками. Как и они, я пережила восхитительные, прекрасные, трагичные и ужасные моменты, как и они, я пыталась после развязки начать все заново. И все же мои часы идут иначе. Ибо каждый человек следует абсолютно личному предопределению, избежать которого он не в состоянии.
В заключение хочу высказать своё мнение. На мой взгляд, Ольга Константиновн Чехова
всё же не была нашей разведчицей. Так получилось, что она оказалась словно на перекрёстке двух больших дорог и никак не могла остаться равнодушной к судьбам тех, кому реально нужна была её помощь. Но даже то, что она сделала для наших соотечественников, заслуживает глубокой благодарности.
Кому-то покажется, что Чехова как сыр в масле каталась. Но лично я восхищена этой незаурядной умной красивой Женщиной, великой немкой с русскою душою.
Примечание: ниже даны сноски лишь на малую долю использованных материалов. Полный список может превысить объём самого текса эссе.
*Николай Долгополов, "Неизвестная роль Ольги Чеховой" - Российская газета,2016 год.
* В настоящее время это город Гюмри, Армения
*Ви́ктор Семёнович Абаку́мов (11 (24) апреля 1908, Москва - 19 декабря 1954, Ленинград) - советский государственный деятель, генерал-полковник (09.07.1945, комиссар ГБ II-го ранга). Заместитель наркома обороны и начальник Главного управления контрразведки "СМЕРШ" Народного комиссариата обороны СССР (1943-1946 годы)
*Лев Книппер - известный русский композитор, ему, в частности, принадлежит известнаяпесня "Полюшко-Поле".
*Письма Ольги Чеховой и ее сестры Ады Книппер к Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой хранятся в Музее МХАТа.
*"Замок "Фогелед" с участием Чеховой был снят в 1921 году, кино немое, игры актеров сейчас кажутся переполненыннми несвойственными для нашего времени эмоциями, но посмотреть советую - интересный сценарий, Ольга там играет одну из главных ролей, баронессу Сафферштадт, фильм есть на Ютубе.
* Страницы допроса сохранились в чеховском музее в Мелихове.