Честно, я долго думала, о чем же конкретно написать? И решила поделиться воспоминаниями о школьных годах, о детстве и далёкой уже юности.
Тому, кто пишет и рассказывает, что было жуть-жуть, не верьте! Да, мы, будучи юными, старались не нарушать правила поведения, но зажатыми точно не были! И даже совершали странные и довольно смелые поступки.
Я многое делала как положено, многое, но не всё и не всегда.
Для начала признаюсь, что очень хотела в школу. Тогда именно там нас учили читать, считать и писать. Причем сначала мы рисовали палочки и писали карандашами, потом постепенно разрешали писать перьевыми ручками, макая из в чернильницы. Читать немного я все же умела. Первой книжкой были рисованные "Приключения Пифа". Про кота и собаку. Мы играли в школу и спорили за роль учительницы.
В школу я пошла в 1959 году. Посадили меня, коротышечку, поначалу с драчуном мальчишкой за последнюю парту, но потом пересадили за первую. Я не помню, что это был за мальчишка, скорее всего его перевели в другую школу.
В первом классе терпеть не могла чистописание! Может, поэтому сейчас порою сама не могу разобрать быстро написанное самою. Что касается остальных уроков, то с самого начала я была твердой хорошисткой. И послушной, многое делала так, как положено, как все.
Как положено, вступила в октябрята. И гордилась, когда выбрали в санитары. Да, была такая "должность" в классе - проверяли руки, воротнички, манжеты. Носили самошитые сумочки тряпичные с красным крестом. Но особо интересного в октябрятской школьной жизни не припомню. Тем более, что весь третий класс я провела в больнице. Где мы снова писали карандашами.
Да, мы ходили строем, маршировали, учили агиткричалки, но нам это не было в тягость. Это была наша жизнь, и она нам нравилась.
После кубинской революции, прицепив кусок красной ткани на палку, нацепив пилотки, мы ходили группой вокруг дома и пели "Куба- любовь моя". И разные пионерские песни. Пели громко! Маршировали. Жалели, что не смогли увидеть приезжавшего к нам Фиделя Кастро. Отгадайте, кто был зачинщиком этого "стихийного" выступления? (😃)
В пионерском лагере я была три раза. После первого класса, пятого и седьмого. Первая поездка запомнилась песней "До чего же хорошо кругом". Последняя поездка научила выдержке.
О пионерах.
В 4 классе меня не приняли в пионеры вместе со всеми. Ревела белугой (я знаю, что ревут не белуги, а белухи, но привычка...).
А проблема была в том, что положенный в портфель, отутюженный под паром галстук весь смялся в комок. "Таня,как тебе не стыдно!?" вопили взрослые тети-учителя, увидя алый изжеваный галстук. И на школьной линейке я стояла в сторонке с "недостойными".
Ревела несколько дней. Как!? Мои одноклассники красуются в пионерах, а я!?
Одноклассники сочувствовали, но ходили гордыми. Родители не вмешивались (они вообще в мои дела не вмешивались).
А потом был торжественный приём в пионеры в ДК УЗТМ имени Сталина, где в том числе торжественно приняли и меня. Одноклассники радовались вместе со мной и расспрашивали, как там все было. "Надо было мне тоже тогда галстук помять",- переживал отличник Игорь Рябков.😄
Кстати, некоторые мальчишки, выйдя на улицу, галстуки прятали в карманы, но это уже в классах постарше.
Из пионерской жизни помню сборы металлолома и макулатуры, торжественные линейки под музыку горнов и барабанов (люблю безумно до сих пор), салюты "Всегда готовы" в ответ на "Будьте готовы!". А вот активная пионерская жизнь прошла мимо меня. И пионерская комната в школе казалась мне чем-то жутко загадочным, а всякие звеньевые и председатели отряда вызывали уважение. Но я сама была просто как все.
Пятый класс у меня связан с мальчиком по имени Юра Мулин. Он был новенький в классе и, видимо, больной мальчик. Ему сразу дали кличку "Муля", и парни орали:"Муля, не нервируй меня!".
Его дразнили, могли стукнуть, били линейками, он в ответ только хихикал и пускал слюни. Но особо настойчиво он доставал учителей, буквально срывая уроки.
Однажды учительница русского языка Анна Сергеевна не выдержала и велела ему выйти из класса. Он дразнил ее и хихикал. И тогда она схватила его за шиворот и поволокла к двери, Юрка вцепился в парту так, что тащила его Аннушка вместе с партой и со всей силой, в результате чего Юрка вылетел из парты в коридор. Что делали мы? Дети жестоки. Мы смеялись.
Юрка проучился с нами всего одну четверть, потом его перевели в 111 школу - для недоразвитых детей, и больше мы его не видели.
Сегодня больно об этом вспоминать, но что я могла тогда переделать?
В шестом классе со мной за первую парту посадили парня Сашку К. По принципу - перевоспитание плохого мальчика хорошей девочкой. Плохишом Сашка считался за прогуливания и покуривание. Сидели мы спокойно, без проблем, общались как любые одноклассники. Но было два момента, о которых хочу рассказать.
Сашка прекрасно рисовал, я же в рисовании как осел на эстраде - ну не умела и не умею! Поэтому уроки рисования для меня были как помехой, так и адскими муками. Возможно, именно из-за этого в дальнейшей жизни рядом со мной, а и то вокруг, всегда было много художников.
И вот как-то сидим, яблоко рисуем с тенью. Яблоко то у меня кое-как получилось, а тень - ни в какую! Сашка быстро справился с работой и сидел, наблюдал за моими мучениями. Сердце художника не выдержало и, когда Колотушкин (учитель рисования) пошел по рядам, взял мой альбом и быстро разделался с яблочной тенью. Колотушкин, возвращаясь, глянул на мой лист и сказал Сашке:
- Ну и зачем ты это сделал? И что вам теперь на двоих поставить?
- Так жалко стало! Мучается же... Ну не получается у неё!
Колотов рассмеялся и махнул рукой. Оценки поделил честно: Сашке пятерку, мне трояк.
Второй случай был иного характера. В школе иногда устраивали "облавы". То на отличников и хорошистов, бесконечно вызывая к доске одних и тех же, то на хулиганов, совершая налеты на мужские туалеты и проверяя портфели.
Шла перемена, вдруг вбегает Сашка, быстро достает из своего портфеля сигареты и смотрит на меня и мой открытый портфель, что стоит между нами. Я киваю, он кидает туда сигареты, я закрываю портфель. Понятно, что проверяльщики ушли ни с чем. У меня остались о Сашке теплые воспоминания. Он ещё и пирожки мне покупал, мне самой было бы нелегко, так как я была мелкая, а старшеклассники налетали на буфет целой армадой.
В шестом же классе у нас появилась девочка Нина, сестра одного из одноклассников, оставшаяся на второй год, у нее была одна рука короче и суше. Не знаю, почему, но она была очень грубой, нервной, возможно, ее дразнили в той школе. И вот Нина решила отыграться. На мне - я прихрамывала с детства, и она стала меня обзывать. Меня никто никогда не обзывал! Ни в школе, ни во дворе. И однажды я не выдержала и разревелась.
Сашка сорвался было с места, но его опередил Вовка, Нинкин брат и вытащил Нинку в коридор, а другой Вовка (у нас в классе было много Владимиров и Татьян) мне сказал:"Таня, перестань! Ты сильнее её, не обращай внимание".
И я больше на нее вообще перестала реагировать и благодарна Володьке, низкий ему поклон - он по сути заложил в меня главное - уверенность в себе на всю дальнейшую жизнь.
Нинка проучилась с нами только одну четверть и тоже отправилась в 111 школу. Сегодня мне ее, ту, по-человечески жаль. Кстати, мы встретились через несколько лет после школы, и она извинилась передо мной. А я сказала, что я ей даже благодарна - тот случай дал мне много.
Кстати, нас в школе не кормили. Только в первой четверти первого класса приносили в класс булочки и по стакану теплого молока. После - сами, сами. Работал буфет. Были и обеды, но за перемену успеть поесть было нереально. После уроков давали бесплатные обеды детям из многодетных семей. А мы таскали в школы печенье, конфеты, яблоки. А после - покупали мороженое или язычки и бублики.
Хочу добавить ещё про дежурства. Каждый класс неделю дежурил по школе. Мы следили за порядком, на переменах вставали, закрывая проходы на чисто вымытые полы. Кроме этого, каждая парта дежурила один день по классу - готовили мел, доску и мыли тряпку для стирания мела. Мыли пол в классе после уроков, переворачивая парты.
Утомляло это нас? Нет. Мы ещё и подуреть успевали.
И вот мы добрались до седьмого класса. В играх и затеях дворовых я была девчонкой активной, в школе более пассивной. В седьмом классе активность вырвалась на свободу и в школе.
Девизом нашей школы было евтушенковское:"Это наша судьба, это наша дорога - пионер, комсомолец, потом коммунист" (забегая вперёд, скажу, что коммунистом я не стала).
Нам было скучно в пионерах! А до вступления в ВЛКСМ оставалось минимум полгода. И вот, как-то оставшись в классе после уроков, мы, ученики 7в класса 103 школы решили создать школьный клуб. Такой промежуточный орган между пионерами и комсомольцами. Догадаетесь, кто был инициатором?😁
Придумали Устав, правила приема и всё прочее! Название "Клуб юных Дзержинцев". Это 1965 год! Видимо, наличие имени Ф.Э.Дзержинского в названии клуба сыграло очень положительную роль. Нас признали! Отличались мы тем, что носили не красные, а синие галстуки (совершенная случайность. Думая, как бы нам отличаться от остальных, хотели сделать значки, а потом увидели в магазине синюю ткань и решили, что это будут галстуки). Шили сами! Собственно, это было единственное, что нас отличало, ну и пожалуй ещё то, что с пионерами вот так мы завязали и были безумно рады.
То, как мы готовились к приему в Комсомол, нужно было снять в Ералаше! Мы зубрили этот хренов демократический централизм до одури. Одна из девочек под конец ходила со стулом на голове, а пацаны стучали крышками от парт.
Кстати, наша клубная инициатива имела продолжение. Когда наступила весна, нас принимали в комсомол и задали вопросы про синие галстуки и наш клуб. Да! Мы пришли в Райком в синих галстуках! А в следующем году в стране были официально введены клубы 13-летних, куда могли вступить лучшие ученики и стать комсомольцами на год раньше, в 13 лет.
Так началась моя активная общественная жизнь. Меня сразу выбрали в члены комитета, и весь восьмой класс я добросовестно исполняла свои обязанности. Ну и ещё записали в школьный хор.
Седьмой класс вообще меня перевернул. Мне попалась книга о жизни Карла Маркса. И я фанатически переняла у него привычку жить по плану.
Меня сдвинуть было нереально. Если я надумала одно, другое предлагать бесполезно.
Дурында вставала в пять утра и до восьми, когда начинались занятия в школе, занималась усовершенствованием. Я ежедневно изучала по два предмета из составленного списка - домоводство, шитье и вышивка, основы марксизма-ленинизма, польский и немецкий языки, черчение, история Урала, сочинения (я писала стихи).
В то время была популярна переписка с зарубежными странами, и я активно в ней участвовала - Польша, Чехословакия, Венгрия, КНДР, Югославия, ГДР, Болгария.
Кстати, у нас всегда были уроки труда. То мы делали кукол, то прибирали территорию школы, то что-то шили, изучали ткани на домоводстве. Но 6-7 классы были особенными - мы, девочки, изучали столярное и слесарное дело. Ну столярка худо-бедно зашла, со слесаркой было с приключением.
Дело в том, что я маленького роста -1,5 метра с кепкой, а меня поставили на фрезерный станок!
И уже на третий урок стружка влетела мне в лицо и застряла под очками в миллиметрах от глаза. Был маленький ожог. После чего испуганный трудовик перевел меня на сверлильный станок, что доставляло мне немалое удовольствие.
Полугодовую контрольную за восьмой класс я написала в стихах. А потом был первый вечер поэзии в школе, к нам приходил Владимир Дагуров. Но с поэзией крепко не срослось - меня замучили стихам к праздникам! У меня любовь на уме, а мне предлагают писать о 1 мая! Я после этого много лет на стихи смотреть не могла.
На восьмом остановлюсь подробнее. Здесь как раз было из цикла "не всё и не всегда".
Итак, восьмой класс. Урок литературы. Только что отошёл от доски одноклассник, получивший четверку. Следующей вышла я, скажу честно, большинство предметов я честно учила и в принципе неплохо, троек почти не было. Считалась "хорошисткой". А тут после ответа мне вдруг Аннушка, учитель русского и литературы выставляет трояк. Это после того, как только что за путаный ответ поставила четверку?
Остапа понесло. Я взбрыкнула и возмущённо заявила, что не согласна с оценкой. Анна Сергеевна была дама довольно жёсткая, резкая (фронтовичка), осадила дурынду, (которой, кстати год назад давала рекомендацию для вступления в комсомол). Не не тут то было. Дурында, садясь за свою парту, заявила:
- Я не буду у вас учиться.
Вот так! Прозвенел звонок. Аннушка ушла в учительскую. А дурында, будучи жутко принципиальной, не пошла на следующий урок литературы, и на другой, и далее. Ни на русский, ни на литературу я не ходила где-то больше месяца. Третья четверть. С нами разбирались, нас уговаривали, пытались примирить. Но ни завучу, ни директору убедить меня не удавалось. Родители меня не трогали, хотя, наверняка с ними тоже беседовали. Одноклассники были на моей стороне.
В конце концов нас доканали, и мы согласились обе на очную беседу. Анна Сергеевна начала первая и признала свою ошибку с оценкой. Я извинилась за пропуски уроков. И в четвёртую четверть, как и все, ходила на ее уроки.
А после был экзамен устный по русскому языку. Признаюсь, я опасалась, что Аннушка занизит мне оценку. Взяла билет, подготовилась и вышла к доске. Написала упражнение и как раз вытирала с доски, чтобы продолжить отвечать на второй вопрос, как Аннушка сказала:
- Таня, ставлю тебе пятерку, я знаю, что ты знаешь предмет. Думаю, остальные меня поддержат.
- Спасибо,- ответила я.
Правда, в свидетельстве пятёрок было только три - по литературе, английскому, геометрии.
Было ещё интересное событие. К нам привезли детей из пострадавшего от землетрясения Ташкента, и летом мы с ними занимались - рассказывали про наш город, ходили вместе на экскурсии, проводили совместные концерты. Они были очень испуганными, а наряды девчонок сильно удивляли - полосатые платья и шаровары, куча косичек, тюбетейки...
Учеба шла своим путём, личные дела - своим. 1968-69 гг.Самое памятное - то, что оказалось довольно неожиданным. Выступление нашего школьного хора по областному радио и праздничный концерт.
Мы готовили совместный концерт с солдатами из подшефной воинской части (хор был общий), и там была сцена танцевальная под песню на эти слова. Год 1967, к 7 ноября.
Кстати, читались там ещё и стихи, это был своего рода музыкальный спектакль:
Гетры серые носила,
Шоколад Миньон жрала.
С юнкерьем гулять ходила -
С солдатьем теперь пошла?
Знаете, откуда это? Блок! Блока мы тогда в школе не учили, я ходила в школьный литературный кружок, там мы читали и изучали, и Блока, и Есенина. Как рискнули включить это в концерт, до сих пор удивляюсь.
Потом мы шли поздно вечером домой пешочком (сейчас там куча транспорта, а тогда - увы), дурили, скользя по первому снегу и орали песни, в том числе про Шарлатанку, сменяя ее на "Марш Энтузиастов"!
Девятый-десятый класс - это ещё и комсомольские районные и городские слеты, которые заканчивались песнями и танцами. Так я полюбила на всю жизнь песню "Люди идут по свету" и научилась танцевать твист и шейк. Да! Песни мы пели, встав кругом и взявшись за плечи, а танцевали даже рок-н-ролл! Это тоже было неожиданно.
Люди идут по свету,
Слова их порою грубы.
"Пожалуйста, извините", -
С усмешкой они говорят.
Hо грустная нежность песни
Ласкает сухие губы,
И самые лучшие книги
Они в рюкзаках хранят.
В конце девятого класса меня выбрали секретарем школы. И понеслось!
Меня сдергивали с уроков то в Райком, то ещё куда-нибудь. Мне разрешали готовить на уроках отчеты по комсомольской работе. А их было много! И по иронии судьбы делала я их в основном на физике - ну, на кой она мне, когда я на иняз собралась?
В десятом на лабораторной по химии у нас с соседкой по парте взорвалась колба, нам повезло, что мы сумели выскочить из парты - иначе получили бы нехилые ожоги. Но химичке я заявила, что больше никакие опыты делать не буду. И не делала. А вот задачки решать любила.
Все экзамены за десятый я сдала на пятерки, кроме физики. Ее сдавала дважды - чтобы исправить тройку в аттестате среди остальных четверок. Ещё была пятерка по английскому языку.
После того, как я не поступила в институт, в школе приняли решение не выбирать в секретари будущих выпускников.
Класс у нас был хороший, никто никого не обижал, не оскорблял. Отношения с одноклассниками у меня были ровные, чуть ближе с теми, с кем сидели за одной партой. Близкие друзья были во дворе. В старших классах нам разрешали проводить классные вечера.
Любили мы традиционные осенние походы на природу, с костром, как полагается.
Хочу рассказать ещё о внешнем виде. Перед девятым классом нас предупредили: никаких крашеных волос и никаких капроновых чулок!
В итоге девушки почти поголовно пришли 1 Сентября с причёсками цвета "красного дерева", насчёт капрона не скажу - я его не носила вообще.
В 8-10 можно было приходить в школу и не в традиционной форме. У меня было полосатое шерстяное платье (сине-коричневые полосы) с расширенными книзу руками, сверху надевала фартук. А в десятом многие ходили в вельветовых сарафанах с блузками, свитерами или водолазками. У меня было два сарафана - черный и синий. Шили мы их сами, это был писк моды. И, да, мы ходили в мини, которые с трудом прикрывали наши попы. И носили шелковые чулки!
А вот парней шныряли, сначала за зауженные брюки, потом за клёши, за цепочки.
Что делали вне школы? Ходили часто в кино. Играли во дворе в теннис, картошку, волейбол, футбол. Гуляли до часу ночи. Слушали и пели песни под гитару. Это были песни о любви, о дружбе, о всякой всячине. Самой популярной песней тогда несколько лет была "Восточная песня"
Но больше всего мне нравился дворовый шансон. Порою довольной острый, но под него можно было потанцевать! Одна из самых популярных - КАк получим диплом", а ещё мы любили песню про Хамардабан и Негр из Айдахо.
Старшие братья и сестры создавали уютные гнездышки в сараях, где могли и ночевать, чему мы были рады - освобождались места на балконах. Спать на балконе было здорово! Звёзды, воздух свежий, и даже комары не мешали - странно, но их тогда у нас было немного, хотя лес всего в ста шагах.
Зимой катались на лыжах и ходили на каток, занимались в секциях, в библиотеках. Играли в карты! Или в лото и другие настольные игры. Летом ходили в лес, в парки, ездили купаться и загорать, собирали ягоды, осенью - грибы.
А самым любимым местом отдыха был Летний Сад Уралмаша. Фонтан, дорожки, беседки. У нас своя беседка была! Аттракционы - качели, колесо обозрения, карусель. Танцплощадка. Гуляли по улицами до поздней ночи. И никого не боялись.
На выпускной вечер мне сшили коротенькое платье из темно-зеленого капрона на подкладке. Было собрание, концерт, небольшой стол - пирожное, бутерброды, чай (учителя пили шампанское). Ну и потом ночная прогулка по улицам района с выходом в город на Плотнику. Было весело и немного грустно.
Грустно было и потом 1 сентября, когда мы многие пришли в школу... Просто так, по привычке. Ещё раз послушать горны и барабаны и постоять рядом со всеми.
Поступала я в Иняз, в пединститут. Сдала на пятерку английский, 4 сочинение, пятерка русский и врезалась на тройку на истории. Проходной был 18. В комиссии мне предложили не забирать документы, а написать заявление на слушателя, после первой сессии бывали отчисления и возможность вот так все же пройти в Институт. Я согласилась. Но когда пошла домой, встретила девушку из параллельного класса, Свету. Она сдала на 16 баллов и была зачислена в Институт как мастер спорта по спортивной гимнастике. Что? Так!? Я развернулась и забрала документы, заявив, что в таком Институте я учиться не желаю. Всё.
Родители не спорили, только сказали, что будем искать работу. Помогла тетушка - закройщица, жена папиного брата. И с 16 октября 1969 года я вошла в большую бухгалтерскую семью, и осталась в этой профессии на всю жизнь. Можно считать это судьбой, можно случайностью, можно мистикой - тетушка с дядькой зашли к нам совершенно случайно!
И на этом мои школьные годы закончились. А они, и вправду, были для меня чудесными!