Колючий взгляд на Конструктивный Хоррор - обзор финальных рассказов конкурса Коса-2
Здравствуйте, самые смелые авторы Самиздата!
Почему самые смелые? Потому что писать хоррор - сложно, а уж конструктивный - ещё сложнее.
Что я жду от ваших рассказов? Я должна почувствовать хоть долю страха, хоть капелюшечку испытать некую жуть вместе с героями, поверить в найденный ими выход из ситуации, увидеть "Побег из клетки". Мне интересны авторские находки, хороший стиль, оригинальность подхода к решению конкурсного задания.
Я не буду пересчитывать недостающие или лишние запятые - главное, чтобы это не влияло на изложение сюжета. Я не стану путать опечатку с орфографической ошибкой - лишь бы их не было слишком много. Также, как и упомянутых запятых.
Рассказ построен по принципу детектива с элементами мистики. Жаль, что довольно большая часть текста занята скучными и пространными разъяснениями Рудниченко о влиянии судьбы на человека да ещё с процентами.
Для чего были все эти слова? Достаточно упомянуть про то, что будет конкретно отражено в рассказе. А так - получилась некая лекция.
Увы, хоррора я не почувствовала, хотя логически увидела и готова поверить в детские страхи, явившие некогда ребенку Айвуна.
Страх ребенка - вот что нужно было описать как можно ярче. Здесь же мы видим слова взрослого человека о том, как не умеющий ещё говорить ребенок в возрасте меньше года...мыслит по-взрослому.
Что значит: "я сразу дал ему имя"? Кто свидетель того, что ребенок " дал имя"? И как родители догадались, чего он испугался? Ему про это могли лишь рассказать родители. Испытать страх мог, закричать мог, потом вспомнить, в четвертом классе и тогда уже дать имя - наверняка мог.
Если будете работать над рассказом - подумайте непременно над возрастом ребенка в первую встречу с Айвуном.
Я верю в то, что детский страх подсознательно долго живет в человеке - сама с этим столкнулась, но многолетнее отсутствие Айвуна и потом неожиданное появление...Довольно странно. Ну и последнее, если Костя - избранный Стерегущим Мрака, то Айвун не мог напугать ребенка. Никак не мог. Зачем пугать своего последователя?
Ещё более странно, что Михаил сам просит профессора помочь Косте...
Рассказ вызвал двоякое впечатление. С одной стороны - есть динамика, нагнетание, сгущение атмосферы отчаяния и одиночества вокруг ГГ, общение с миром у которого ограничено некими разговорами с другом и многочасовыми сидениями за компьютером.
Если честно, я не очень поняла, Энтер - выдуманное нечто или собирательный образ всех, с кем виртуально общался ГГ? судя по сюжету, получается - выдумка главного героя, мистификация.
Страшно мне, пожалуй не было, но психологическое состояние героя описано мастерски, поэтому сюжет рассказа проходит, как перед глазами. Да, впрочем, каждый из нас хоть раз оказывался в ситуации ГГ.
Финал разочаровал. Ожидалась более интересная, более оригинальная концовка. Получается, герой страдает оттого, что некогда в этой квартире жили несчастные люди - утопленники, висельники, самоубийцы...
Как-то непонятно это переплетается с Энтером и виртуальным миром вообще. В итоге - герой думает о том, что не сможет сесть за компьютер. Но ему зачем-то приносят нетбук...
И куда-то в неизвестность исчезает проблема с квартирой...
Ох, какое замечательное многообещающее начало...А потом... Сразу, как обухом, какая-то не то, что грязная, а просто омерзительная кухня... И в каждой комнате нечто явно глубоко важное, но уж слишком надуманное. И в итоге - идея тонет в ненужных подробностях. И уже непонятно - кто из какой клетки нашел выход? Предполагаю, что речь идет об Эвихе - загнав себя размышлениями в некий угол, он все же нашел решение - переход в иное состояние.
"Должно быть, прежде эта каморка служила кладовой или чуланом. Если бы не чрезмерная теснота, здесь было бы уютно: рельефные черно-белые обои, пушистый ковер, алый пейзаж в ореховой оправе. И убогое ложе у дальней стены, а на нем - тот, кого они искали." - что ж так, все разом - чрезмерная теснота, пушистый ковер и дальняя стена? В чулане.
Привлекает стиль рассказа, да и сюжет заставляет поломать голову....
Давно погибшего дедушку пытается отыскать в затопленной шахте внучка - дайвер. При этом - что можно отыскать через столько-то лет? Как можно тащить за собой под воду неопытного человека да ещё не запастись нормальным снаряжением. Тем более, когда у девушки есть постоянный опытный партнер для поисков. Если иметь каплю надежды на спасение того же дедушки - экстрим, возможно, оправдался бы. А так? Через сорок лет? Просто отсутствие элементарной логики и не соблюдение ТБ.
Тем более, как оказалось, парень-то девушке дорог - неужели она не знает об его страхах?
Не очень удачна мистическая встреча Глеба с дедушкой - явно лишний антураж в рассказе.
И то, что девушка попадает в аварию и все так и лежит в кювете, а все попытки к спасению... являются бредом - лично мне стало понятно только из комментариев. Это надо бы показать как-то ярче, эмоциональнее, потому как сама идея очень хорошая, но читателю не видна. У вас получается, словно сон какой-то Зое снится. А мне кажется, что эти видения должны быть более отрывистые, беспорядочные, рваные. И ещё мне не понравились представленные отношения Зои с Антоном и Степаном - нарочито грубые, не партнерские.
Сомнительно нахождение Глеба в шахте без акваланга, где выделяется какой-то газ, а также высасывание воздуха из щелей - непонятно, как он в этих щелях появился? Если автор специалист - хотелось бы услышать пояснение.
Обнаруженный акваланг Крюгера - из разряда фантастики. Почему они его раньше не заметили?
"Ну что, поплыли? - в голосе Зои слышалось нетерпение. - Мне кажется, я знаю, где находится тот штрек. Сплаваем, проверим и быстро вернёмся" - два года Зоя с Антоном исследовали озеро...почему же, "кажется"?
Что понравилось - воспоминание Глеба о детском страхе. Достоверно написано, бьет по нервам. Идея рассказа - избавление от страха ради спасения любимого человека - так автором решается тема конкурса.
Рассказ смотрелся бы много интереснее без большого количества отрублено-отрезанных голов и темных коридоров.
Вообще ситуация неестественная, когда молодой следователь вынужден вот так общаться с подозреваемым в тяжких преступлениях.
У меня несколько вопросов: Георгий - в психиатрической клинике, значит, уже был суд, было обследование, признавшее его невменяемость. Какие могут быть признания от невменяемой личности? Для чего за ним наблюдать?
Тщательно, скрупулезно описывается образ Георгия - особенно глаза, взгляд, но потом - вдруг оказывается, что он просто прячется под ворохом тряпок, а злостный убийца - его брат, разгуливающий на свободе. И образ лопается - ну не может быть у Георгия пронзительного взгляда, "смотрящего в душу"!
Отец - главврач всего заведения, странным образом допустивший этакую "пересортицу". Зачем? С чего бы? Поначалу сюжет напоминает американский фильм о маньяке Ганнибале. Потом вдруг оказывается что отец - сатанист, а из разрушенной стены героям является убийца-призрак...
Конкурсная тема решена довольно оригинально - под выходом из клетки подразумевается уход от стандартного мышления, иной взгляд на события, что и позволяет Аркадию разоблачить преступника.
Идея в рассказе задумана интересная, подать бы её потоньше, поизящнее.
В психиатрической больнице вряд ли держат колбасу. И ещё. Откуда Аркадий взял другой пистолет?
Оговорюсь сразу: страшно мне не было, увы...Возможно потому, что автор любезно предупредила с самого начала, что там - в кургане, в лесу, что-то необычное, не хорошее, и туда ходить нельзя и копать там тоже нельзя.
Странным показалось то, что ребята не знали до этого случая историю Милавки и вообще про нечисть из кургана. Даже, если ребята приезжие, такие легенды - достояние местности. Тем более, что про это им рассказывали на лекциях.
Жаль, что в рассказе история про ведьму подана как-то сухо, как та же лекция. Эмоций бы добавить, вживую показать, поярче. Может, структуру рассказа как-то изменить...Уж очень идея хороша. А вот битву Ростислава с Милавкой, где та нападает на врага аж в расчлененном виде - сократить бы, ограничить звуками: воем, стуком.
Упоминания о клетках лишние - автору и без этого удалось показать две, если не три клетки и выхода из них: студенты, попавшие по глупости в беду, ведьма, превратившаяся в злую тварь и, наконец, Милавка, освобожденная от злых оков.
Отлично выписаны образы Ростислава, Лиды, а также, на первый взгляд, совершенно второстепенной кикиморы. Но я восприняла наличие этого персонажа важным - коли есть домовые, изба ещё жива.
Несколько смутило наличие дорогих машин, как у преподавателя, так и у студентов.
"Дорога была пуста - наш путь лежал в стороне от оживленных трасс и городов." - думаю, не совсем верное представление. Если джип мчался, то дорога заасфальтирована, а значит, довольно оживленная.
Рассказ предостерегает: не привлекай к себе зла. Чужая беда не принесет радости, а вот любовь, наоборот, даст силы преодолеть беду.
Слегка иронический стиль рассказа исключает страх. Повествование от первого лица обещает, что все будут живы, по крайней мере, главная героиня.
Итак, девушка попадает в гнездо гигантской птицы Крок, где, согласно сюжету предназначается то ли в пищу будущим птенцам, то ли в игрушку...
Там встречается с парнем, вместе они совершают неудачную попытку к бегству, в финале юноша погибает, но при этом его превращения становятся движком, толчком для спасения героини.
Рассказ словно разделен на две неравные части. Одна - описанное выше странное приключение и возвращение ГГ домой. Сказка, мистика, фантастика, фантасмагория...
Другая, совсем маленькая по объему, но глубокая по содержанию - размышления героини о черной скорлупе - пожалуй, наиболее сильная часть рассказа. И читая его, я лично ощущала холодок.
Да, мы порою замыкаемся в узком своем мирке, как в тесной скорлупе, и чтобы выйти оттуда, разбить яйцо, нужна вот такая встреча с некой птицей Крок, то ли судьбой, то ли событием, которое всколыхнет тебя и заставит посмотреть на мир иными глазами.
Сильный рассказ. Психологический хоррор. С каждым новым письмом сына Самарии чувствуется нагнетание атмосферы, да и беседы королевы со служанкой Лиз постепенно создают ожидание катастрофы. И она наступает - когда читатель узнает, что замок - это вовсе и не замок, а тюрьма, сын давно умер, а королеву ожидает казнь за содеянные злодеяния.
Глубоко прописаны образы героев, соответствуют общему настроению их каждое действие и окружающая обстановка. Королевская речь отлична от говора служанки - так и должно быть, но, увы, редко бывает.
Особую роль играют звуки: "цок, цок" - разбивает в гулкой тишине яйцо, поданное на завтрак, королева Самария, "шух, шух, шух", - звучат шаги. "кап-та-да-дам" - капает вода. Интересны и необычны порою описания хорошо знакомых нам явлений и предметов: вползающий сквозняк, шелестящая тишина, ползущая жидкость.
Текст наполнен эмоциями: "Зачем!!!" - раздается визг, и читатель действительно слышит, как королева визжит.
Не все гладко в рассказе. Думаю, он несколько затянут. Не совсем понятно, что же конкретно натворила Самария, какие преступления совершила, но ясно то, что она в тюрьме, и должен наступить день казни.
И, наконец, финал, где кроется главная идея рассказа - ты натворил бед, ты грешен? Прости себя и найди силы попросить прощения у других. И сердце замирает, когда читаешь про "два черных силуэта на фоне белизны дня."
Возможно, в тексте лишковато эпитетов, и кое-что нужно поправить. А так - отлично.
Я бы не назвала это рассказом. Скорее, сборник репортажей, очерк, бьющий по нервам выпуск новостей в части "Происшествия". Хотя, каждая часть триптиха вполне может стать основой для полноценного рассказа или сценария боевика, экшна, триллера.
Именно сгущение новостийности делает рассказ не страшным. Почему? Потому, что мы привыкли к ежедневным вбросам в наш мозг энного количества известий об убийствах, терактах, о гибели людей из-за чьей-то халатности или из мести. Услышав, поохав, мы тут же забываем о случившемся, если...
Если это не касается нас.
И рождаемое отстраненностью от происходящего равнодушие не позволяет разделить с кем-то его горе.
Впрочем, часто нас охватывает бессилие - что мы слишком малы против накатившейся на Землю, созданной нами же, волны хоррора.
И вот тут ... предлагается выход - выстрелить первым. Если это призыв к борьбе с терроризмом - выход вроде бы оправданный. Но...Призыв к крови. Если же просто красивые слова - то хочется спросить автора: как могла "выстрелить первой" та девочка в метро? Или пассажиры самолета, заходящего по воле пилота в смертельное пике? Или...
В общем, я не вижу, как можно 'выйти из клетки' в описанных в рассказе ситуациях. Хотя, бороться за жизнь нужно, бесспорно.
Начну с названия - непонятно, какую мысль сюжетной линии оно отражает?
Привычку врача к смертельным исходам у пациентов? Но это не равнодушие, это профессиональное явление. Да и лично я не увидела в рассказе, что главный герой равнодушен к таким случаям в его практике.
Медбрату, в начале рассказа, а потом опытному, по ходу сюжета, врачу, перед смертью каждого пациента являются странные фигуры - трое мужчин в черных костюмах. Главный герой считает их черными ангелами. Они приходят, чтобы забрать душу умершего человека (или самого?).
Если честно, я не вижу ни клетки, ни выхода из клетки. Возможно, автору не удалось воплотить задуманную идею. А, может, я чего-то недопоняла.
А ещё смущает следующее: черные фигуры появляются, как предвестники смерти, при этом все время втроем, а в финале - вдвоем. Очень странно. Я понимаю, что автору хотелось показать видение героем собственного прощания с жизнью, но выглядит это не логично.
Сюжет, в принципе, не нов и не очень оригинален. Но подкупает стиль, переносящий нас в "старую добрую Англию" - неважно, как зовут героев рассказа, и что они едят за ужином - но всё вместе делает рассказ уютным и довольно интересным для читателя. Интрига выдержана вплоть до финала.
Элементами хоррора служат кажущиеся поначалу мистическими, а в итоге вполне осознанно подстроенными явления и события: кукла тетушки Миридит, пупс, пожар в кухне, банановая кожура, странные звонки про таинственные трупы. Все это удовольствие сваливается на головы обитателей старого дома, в котором вынуждены провести рождество в целях вступления в права наследования брат и сестра - племянники тетушки Миридит. В финале преступник наказывает себя сам, замерзнув в снегу.
В принципе, хоррор получился очень мягким.
Я бы убрала из рассказа историю с бананом - это лишний элемент. Кухарка могла бы и не поскользнуться, а просто поднять кожуру, и ещё - бананы не любила тетушка, но ведь её уже нет. А вот сцену с пупсом можно сделать поярче, пострашнее, подольше подержать в ней читателя.
И ещё. Подумайте над этой фразой:
- Сейчас расскажу, - сказала Анита. - Когда я вошла во двор, обняла моего мальчика, в окне спальни показалась рука, а потом и лицо. Лицо юной тетушки Миридит! Я поняла, что он что-то готовит. Я-то не забыла про куклу! Именно поэтому и решила остаться, как только зашла в дом, сразу улучила момент и позвонила в полицию.
Почему Анита не рассказала об этом брату и сестре сразу? И где прятался нотариус?
Рассказ очень хорош для семейного чтения при свечах или у камина в рождественский вечер.
Ещё один рассказ, в котором описывается пограничное состояние героини между жизнью и смертью. Автору удается подвести читателя к основной сюжетной линии постепенно, проводя по бесконечным лабиринтам-комнатам Сторожевой башни, показывая то шутовские карнавальные сцены, то страшных уродцев, то отыскивая вместе с героиней пути спасения. В какой-то момент начинаешь понимать, что все это - обрывочные проблески подсознания главной героини, что замок - башня, на самом деле, находится по ту сторону жизни, в преисподней, вот почему так не хочется, чтобы были в ней свободные номера, и вообще, заходить в неё не хочется. И костюм шута - не просто так, потому что часто именно шуты подсказывали верный ход в трудной ситуации. И периодические то ли засыпания, то ли забывчивость героини - удачно, очень удачно.
Какую-то особую роль играет в рассказе цифра 1969 - это номер машины Пирата, номер комнаты и год, после которого в Башне не стало вина. Что такое произошло в 1969? Возможно, это связано опять же с Пиратом, а что это за известная личность - не знаю. Может, автор подскажет.
Замечательно выписаны образы: и администратор, и сама героиня, и Подруга, и Пират. Причем Пират подан настолько интересно, что образ его иногда кажется словно затушеванным, нарочито небрежным, неприятным, но мне опять-таки кажется, что специально - в финале мы узнаем, что девушка нуждается в помощи, её спасают, она не видит своих спасателей, но чувствует запах, тот, что исходил от сигарет Пирата.
Автору - респект, дважды при чтении мною испытаны пусть не ужас, но неуют и холод.
Странный рассказ, и что-то я не увидела "выхода из клетки". Попытку - да. Хотя, для героини и такой вариант - тоже выход...
С чем я не согласна.
Крысы - умные животные. В пасть зверю не полезут. И по сюжету подъедают оставшуюся пищу, таким образом, проводя некую санитарную уборку лабиринта. С чего зверю их давить? И откуда информация о том, что зверь крыс не любил? Они бы и сами его давн уже сожрали, при их способностях к размножению и описанных размерах.
Девушка готовила себя в жены белым единорогам? Странные рассуждения перед смертью.
Фраза о том, что, будучи девственницей, девушка знала, что может совратить любого мужчину, не имеет биологического и физиологического обоснования, а также опровергает слова автора о том, что девушка была умна.
Итак, брошенная на съедение жертва решает перехитрить зверя, к её услугам в тоннеле кем-то заботливо оставлен мелок, да ещё, похоже, есть свет - иначе как рисовать в темноте?
Но умеющий писать, а, значит - и читать - зверь лично на меня произвел неизгладимое впечатление...
Потом герои друг друга не поняли, и в итоге начались непонятки: зверь все же смертельно ранит девушку, и ту собираются слопать крысы.
Вот, кстати - с чего бы это зверь позволил крысам съесть эту девушку? В общем, мне рассказ напомнил незаправленный салат - вроде все ингридиенты на месте, а чего-то явно не хватает.
Рассуждения девственницы-соблазнительницы и уроки рисования-чистописания вызывают улыбку, снижая главную задачу рассказа - показать конструктивный хоррор.
Рассказ - предупреждение, насыщенный глубокой моралью: за сотворенное некогда зло приходит расплата. За подлый поступок Василия несет тяжелую карму его семья: сын и внуки.
Самый сильный момент рассказа - несколько строк о совершенном дедом Василием предательстве, преступлении, убийстве. Написано кратко, сжато, но хлестко, и вот тут-то и становится страшно, когда читаешь рассказ. Когда представляешь, как гибнут невинные люди, что спасли Василия и пустили его в свой дом, в свой мир, оказав полное доверие. Невинность и беззащитность погибших подчеркивается описанием их одежды: "светлая домотканая с вышитыми красными нитками солнцами".
И в контраст разрушенному светлому миру - тени-мстители. Хорошая, удачная идея.
Хотя само появление теней, их нападения, впечатляют мало - возможно, мы уже избалованы разными ужастиками.
Ну, и кульминация - мольба о прощении, которую дед Василий посылает уже с того света, явившись внуку Ивану в видениях.
"Я всё равно тебя люблю, дед... - выдохнул Иван и, понимая, что это конец - смерть, добавил. - ...и прощаю..." -
в этом и есть главная мысль рассказа, отличное решение конкурсной темы - прощение, полученное от потомков, снявшее злую карму с семьи Василия.
Несколько смутила меня фраза:
"Делайте то, зачем пришли... - еле слышно, одними губами произнёс он. - Свою долю того, что забрал у вас, я уже вернул. Остальное... отдал партии - теперь уже не вернуть".
Кому, когда и каким образом Василий вернул свою долю?
Прелестный сюрреалистический рассказ. Не сказала бы, что хоррор. Очень хороша главная идея: нельзя жить, думая только о работе, возводя работу в некое божество, которому отдается самое главное - время. Минуты, часы, дни, годы... И так уходит жизнь, а человек не видит окружающего мира. Для усиления интриги удачно использованы диалоги, где оппоненты говорят названиями бестселлеров художественной литературы, а Петр Геннадьевич отвечает либо сносками на справочники, либо на прочтенную ещё в школе классику.
Когда читала, думала: все верно, нечего так на работе пластаться, никто не оценит. Никогда.
"Петр Геннадьевич был настоящим деловым человеком", - не думаю, скорее, просто трудоголиком. И также сомневаюсь в отсутствии при таком образе жизни хронических заболеваний - чай, уже не мальчик.
Уставшему от трудовых перегрузок главному герою являются странные видения: жуткая как внешне, так и в действиях, продавщица, некая процессия на похоронах скрипача - я так понимаю, это намек на то, что ГГ проходит по жизни, не видя прекрасного. Автобус и страшные старики в нем....
Вот эта часть - замечательна. Кроме нескольких но. Продавщица слишком
гиперболирована - гвозди вместо кистей рук и прочее. Если честно, было бы изящнее, остановись автор на более скромном образе этой дамы, усилив окружающую атмосферу. Невыстреленными ружьями остались двое стариков из автобуса, канувшие в бездну сюжета. И финал...
"Утром Петр Геннадьевич впервые в жизни не пошел на работу",- и что? Увы, разве это выход? В какой-то степени - да, своеобразный протест. Но завтра ему все равно придется выйти на работу - кушать-то хочется, не так ли? Ментальной связи между описанным в рассказе происшествием и не выходом на работу я не вижу, к сожалению. Скорее - это новая клетка, в которую ГГ запирает себя от страха после ночного приключения.
Как-то бы эту связь обозначить поярче. А вообще - хорошо.
Рассказ сам по себе очень хорош, с глубоким смыслом, серьезной политической подоплекой. Выдержан в едином стиле, почти все действия совершаются быстро, есть несколько лирических описаний, не портящих общую картину сюжета, а скорее, наоборот, сгущающих более жесткие сцены.
Читатель становится свидетелем насильственной смены власти: ликантропы гонят прочь ранее правящих вурдалаков, убивают их слуг, выпуская при этом из неволи волкодлаков - оборотней...
Не сложно представить, чем все это обернется...
Решена ли конкурсная тема? Хоррор все же имеется, а вот выход из клетки...
Подумав, решила, что речь идет о ликантропах, освободивших себя от уз прежних властителей и выпустивших пленников...