Как всё же быстро течет время! Кажется, только вчера проходил первый конкурс Моя Планета, а, надо же, уже и второй подошел к финалу!
Прежде всего, хочу поблагодарить всех авторов, принявших участие в конкурсе.
Признаюсь, оценивать финал было сложно - работы разнообразные и очень достойные.
За несколько дней, в течение которых я читала очерки, удалось, пусть не в реале, пусть виртуально, благодаря вашим описаниям и приложенным фотографиям, побывать в разных уголках Планеты.
Итак, география финала ВС -2014: Германия, Норвегия, Греция, Чехия, Израиль, США, Таиланд, Индия, Бали, Габон, ОАЭ. Приятно, что авторы не забывают и родной край, с любовью описывая города, природу, маленькие российские деревеньки, курганы Крыма, пустыню Калмыкии, Приморский край, Подмосковье...
Мои краткие отзывы основаны, прежде всего, на послевкусии, которое получено от прочтенных очерков.
Существует красивое поверье о том, что у каждого места на земле есть своя душа
Автор очерка заставила поработать - про антропогенную пустыню в Калмыкии захотелось узнать поподробнее. Жаль, что ни в Википедии, ни в других источниках нет указания времени образования "Черных земель", а ещё более жаль, что работа по восстановлению зоны и создания одноименного заповедника была свернута в девяностые годы. Информации о продолжении работ я не нашла, к сожалению.
Хочется отметить натуралистические описания природы Калмыкии, ярко преподнесенную атмосферу пустыни - читатель вместе с героями очерка изнывает от жары и жажды.
Все события и ощущения героев показаны через авторское восприятие, это и хорошо, и не очень
Хорошо, потому что видишь яркую картину Черных Земель через чувства автора, но местами эти чувства оттесняют природу на второй план. Собственно, на итогове впечатление от прочтения очерка это не повлияло.
Несколько слов о мираже, увиденном героями очерка. Здесь автором допущена тактическая ошибка. Ведь мираж появился неожиданно, именно поэтому и был воспринят за натуральное явление - домик с красной крышей и т.д. Представляю бурю эмоций - радость, удивление, открытие, разочарование и восхищение. А вот читателя этой конфетки лишили, заранее предупредив, что герои видели мираж.
Добавлю, что очерк мне лично понравился, как своей информативностью, так и умением автора эту информацию выразить.
Как-то давно, весной, в нашем городе прошел первый дождь. На улицах ещё не растаял снежной покров, термометр показывал чуть ниже нуля градусов, и к вечеру тротуары заледенели. Попытки пройти по снегу ни к чему не привели- снежный пласт превратился в ледовую корку, способную распороть сапоги. Спасением стали дороги, благо, что машин тогда было много меньше,ч ем сейчас, но достаточно, чтобы с помощью насыпанной соли размолотить колесами снежные комочки.
Во льду были и провода, и деревья, и стены домов. Всё блестело, как в сказке. Но. Увы, было не до красоты...
Вот такой случай мне вспомнился после прочтения этого очерка, настолько яркая картина описана автором. Словно слышишь, как плачут под тяжестью ледяных игл хрупкие ветви деревьев.
Не посчитаю пафосным сказать спасибо автору за красивое и чувственное решение конкурсной темы.
Маленькая ложечка дегтя: абзац с размышлениями - сравнением плачущих деревьев с плачущими людьми мне показался лишним, он не добавляет в очерк информативности и эмоций. Вы описали явление так умело, что читатель невольно видит, чувствует задуманную параллель - общность человека и природы.
С тех самых давних пор люди склонны были расценивать эту болезнь как наказание свыше
О проказе я, как и автор очерка, узнала из художественного произведения - это был рассказ Конан Дойла.
Хочу отметить, прежде всего, смелость автора. Представить на конкурс Вокруг Света, где большинство авторов постарались рассказать как можно более яркую и красочную историю о разных уголках Планеты, вот такое произведение - нужно быть очень решительным человеком.
Возможно, выбивание из общего конкурсного ряда и поставило заслон на прохождение очерка в финал по итогам самосуда.
Однако произведение финала достойно. Да, в нем нет красивостей, да они здесь и не должны быть. Строгость, даже некоторая скупость описаний, где каждое слово весомо, и наполнено чувствами, помогает читателю проникнуться состраданием, наполняет очерк образами людей, изолированных от общества в лепрозории. А удачная композиция создает необходимую атмосферу, и поеживающийся от свежего норвежского ветра читатель замирает, задыхаясь от давящего ужаса увиденного и познанного в Музее Лепры, а потом с наслаждением жадно глотает этот пьянящий свежий ветер.
Есть одна маленькая проблемка: он насыщен объемными по размеру абзацами, что усложняет представление описываемой картинки, а также восприятие текста как такового, делает его незаслуженно скучноватым.
Я бы некоторые абзацы разделила - для подчеркивания важности описываемых впечатлений. Сейчас остается чувство некоторой затянутости текста, а последний абзац никакой роли в общем сюжете не играет.
Очерк заслуженно вышел в финал, и оценка будет довольно высокой.
К сожалению, попытка рассказать о путешествии по Приморскому краю напрочь перечеркнута обилием рассуждений героини очерка о понравившемся ей мужчине, в итоге все, что описывается, преподносится так, словно героиня красуется перед этим самым мужчиной. Это, увы, сделало очерк более похожим на обычную мелодраму, снизило его познавательное значение.
Перед нами - воспоминания о флирте на фоне путешествия, а не описание путешествия, как такового.
Ещё мне показалось, что в произведении многое недосказано, я не буду уверенно опровергать, что так не было или не могло быть, но, возможно, автор просто не посчитала некоторые моменты важными, что и вызвало недоумение у читателя.
Начнем с самого начала, когда Алиса сидит с удочкой на камушке.
"Я сидела на одиноко торчащем среди моря камешке, недалеко от берега", - как это - среди моря, если недалеко от берега?
Далее героиня наблюдает ползающих по дну раков-отшельников и раздвигающих клешнями морскую траву крабов, проплывающих мимо больших рыб. А чуть позже Алиса выходит из моря, облепленная водорослями и с мокрыми волосами, с которых течет вода.
Про огромный булыжник, который сумела бросить настолько далеко двенадцатилетняя девочка, обсуждать не буду, и вообще, разглядеть, что упало в воду , было, на мой взгляд, очень сложно.
И вот у меня возникает когнитивный диссонанс - кто облепил Алису водорослями? Почему мокрые волосы? И насколько возможно разглядеть на дне моря раков, причем четко определить их социальный статус?
Ещё большее сомнение вызывает ситуация, при которой группа людей ни с того, ни с сего просит незнакомую девушку сопроводить их поход в пещеру, причем в этой группе есть школьники и отнюдь не старших классов. И перевоз детей в машине Газ-66, ой, как-то уж очень нереально. Вообще, Газ-66, это не газик, никак - это крупная грузовая машина, в которой перевозить детей нельзя. Получается, кто-то взял на себя ответственность на использование ГАЗ-66 в официальной экспедиции в нарушение установленных правил? Я уже не говорю о стоимости такой поездки.
А "газик" - это, скорее всего, Газ-69 , он легковой. Но не настолько вместительный.
Ещё одна странность:
Еду спиной вперёд, лицом к остальным, на первой скамейке. Другие места заняты. Зато при остановке могу первой выходить на отдых, - это как? Хотелось бы пояснения.
А, кстати. Наживка для рыбалки осталась на камне?
В общем, прошу прощения у автора, но лично меня ваше произведение ytcrjkmrj разочаровало, и оценка будет соответственно невысокой.
То, что раньше оставалось за рамками привычных обрядовых действий, с этого момента зазвучало в полный голос.
Хорошая, серьезная работа. Я согласна с автором - порою ради нескольких светлых минут нужно совершить нечто почти невероятное. Не зря же говорят: путь к звёздам усеян терниями.
И хорошо бы каждому хотя бы раз в жизни почувствовать свет и легкость в душе.
Прага - это мир, который каждый открывает для себя заново
К этому очерку у меня двоякое отношение. С одной стороны, читателю представлен огромной материал, констатирующий про разнообразие Праги, с другой - кроме констатации, которую можно скорее считать нечем иным, как путеводителем-справочником, получаешь очень скупую информацию о Праге непосредственно. К этому путеводителю не хватает гида-экскурсовода, если можно так сказать.
Очерк может быть более благосклонно принят теми, кто бывал в Праге, и теми, кто собирается там побывать, но вот мне, например, хотелось бы чего-то большего - конкурсный размер позволяет.
Все же будет справедливым отметить особую атмосферу, которая ощущается от прочтения данного произведения - он не является туристической агиткой, он весь пронизан восхищением и любовью автора, поэтому и оценка будет, пусть и не самой высокой, но достаточно неплохой.
Хочу поблагодарить автора за замечательную прогулку по лесу, теплую атмосферу воспоминаний.
Не каждому удаётся увидеть, разглядеть красоту того, что каждый день рядом - просто проходим мимо деревьев с набухающими на них почками, закрываемся зонтами от теплого дождя, спеша, пробегаем вдоль набережной красавицы-реки и не задумываясь, садимся за рабочий стол в офисе, что расположился в украшенном резьбою старинном особняке.
Автору удалось насытить произведение звуками и запахами, показать одушевлённость не только природы, но и деревенской атрибутики - так слышишь, как поскрипывают калитки, как жужжат пчелы, ощущаешь вкус свежей колодезной воды.
Ложечка дёгтя. Нужно бороться с повторениями, былизмами и местоимениями. А ещё я бы избавилась от большого количества рубленных мелких предложений, объединив их в более сложные, в результате чего ярче заиграют интонации.
И ещё. Не спешите сразу исправлять текст и, тем более, название. "Детские воспоминания", на мой взгляд, более точно отражает атмосферу вашего очерка. Оно более лирично, чем суховатое "Воспоминания из детства".
Оценка будет достаточно высокой.
...
Кстати, сегодня глянула в окно - вместо вчерашних набухших почек на ольхе появились свежие зелененькие листочки. Вот такое маленькое чудо.
...каждому мальчишке хоть раз в жизни с рыбалкой обязательно повезет
Вопрос к автору: почему название с маленькой буквы?
Впечатление о произведении меняется с приближением финала.
У вас задумка замечательная! С реализацией сложнее. Читатель оказывается обманутым - ведь ему обещают рассказ о водном путешествии, но чем дальше вчитываешься в текст, тем более видишь, как сюжет обрастает ненужными, неинтересными фактами, отвлекает от главной цели - а, в чем, собственно, прелесть этого путешествия?
Нет, я разглядела несколько моментов, читая которые, видишь перед собой и мальчишек, и реку, и чувствуешь запах свежей ухи. Но на такой объем текста этих эпизодов маловато!
Нет, произведение по-своему очень хорошее - описать реальное событие неимоверно сложно, некую информативность читатель получает, пусть и довольно скупую. Очевидно играет роль отношение самого автора к тому событию: красота природы как-то мало мальчишек интересовала, они стремились узнать тайну реки. А вот способы достижения цели очень хорошо запомнились путешественникам из-за сложностей, поэтому столько места уделено бытовым проблемам - переносу байдарки, рыбалке, питанию, выбиванию дней отпуска и прочая. В результате в финале автор пишет про счастливых мальчишек, а читатель недоумевает, в чем оно, это счастье, заключается. Иначе говоря, нужно учиться не просто описывать событие, а показывать так, чтобы читатель проживал его вместе с героями.
Есть странности. Мальчишки отправляются на байдарке по реке, не имея понятия, какие в ней водятся рыбы, а также не зная, откуда, собственно, эта река берет начало. И я не поняла, старшему было всего пятнадцать лет?
Автору также нужно поработать над языком - избавляйтесь от излишних местоимений и былизмов.
И все же автору спасибо за тематику произведения. Думаю, многие с удовольствием путешествуют на байдарках по родному краю, а пишут почему-то больше про дальние страны.
От переполняющих чувств и эмоций у меня перехватывало дыхание
Это, на мой взгляд, попытка показать особый мир, где, наряду с воспоминаниями, и воздух чище, и трава зеленее.
Почему попытка?
Увы, автор переборщила с эмоциями. Восклицания и восторги читатель слышит, но они настолько пафосны, что воспринимаются не как описания окружающей автора красоты, а как навязывание авторского мнения.
Возможно, текст нужно почистить, избавить от засилия местоимений, уменьшить авторский восторг, чтобы читатель смог самостоятельно насладиться описываемым миром, почувствовать его.
Несколько выражений мне показались очень странными, в частности, пухлую голубизну неба представить себя не смогла. Голубизна - признак прозрачности.
Однако, есть и очень удачные фразы, например:
Аккуратная выстриженная дорожка привела меня в палисадник. Там на шелковистом багрянце цветов весело звенели пчёлы. Пахло мёдом и свежескошенной травой.
представление о Крыме позапрошлого века, сказочном крае
Тема поднята интересная, несколько смущает исполнение. Такое чувство, что очерк написан либо разными авторами, либо представляет собой коктейль из выдержек официальных источников и личных умозаключений автора.
В принципе, в этом нет ничего предосудительного. Однако вызывает недоумение, когда официальный, практически, язык повествования вдруг перемежается странными косноязычными фразами.
К примеру:
Так что падение этого удивительного человека стало болезненным и дурно пахнущим - это ж явно не нашего века фраза!
Или вот это:
Будущий русский царь хотел осмотреть - вроде бы всё так , но правильнее было бы использовать понятие "цесаревич", дабы не вводить а замешательство читателя.
Впрочем, упомянутые недостатки не уменьшают интерес к очерку, а свидетельствуют о том, что автору нужно быть внимательнее и поработать над языком и стилем.
Привлекает описание загадок кургана, здесь язык посвободнее, поярче, хотя имеется перебор местоимений. Интересно, заключения автора о тьме и свете собственные, основанные на впечатлениях, или про это написано было ранее каких-то источниках?
К плюсам можно отнести то, что автор лично побывала на Царском кургане - отраженные в очерке впечатления читаются интереснее, чем биография Ашика.
В общем, автору есть, чем поделиться, и есть, над чем работать. Очень жаль, что нет фотографий.
Оценка будет ближе к средней.
Несколько слов о громовых звуках.
Много лет я работала в Комбинате Художественного фонда, административыне помещения и несколько мастерских и цехов располагались в бывшей часовне. После войны в часовне был надстроен второй этаж, под куполом художники-портретисты писали портреты. А рядом находилось ещё одно помещение, называемое Алтарем.
Как-то по причине ремонта наш отдел перевели временно в Алтарь.
И вот именно тогда мы столкнулись с громовыми звуками. Сидишь, работаешь, перелистываешь бумажки, и каждый шорох - как раскат грома для того, кто оказывается в определенной точке Алтаря.
Такова особенность построения звукового эффекта в часовнях и других подобного рода заведениях .
Возможно, нечто подобное было применено и при захоронениях в кургане.
подкупающе-доброжелательная аура, дохнувшая на меня в Ки Вест
Проблема данного очерка в его растянутости - право слово, первую треть можно убрать без сожаления - она тяжеловесна, неинтересна, читается с трудом.
Ко второй трети текст становится более живым, появляется конкретика, размышления автора (на мой взгляд, все же порою излишние) принимают более динамичный характер.
Информативен ли данный очерк? Без сомнения. Думаю, автору удалась поставленная перед собой задача: показать атмосферу маленького американского городка, поведать читателю, как жители отдыхают, развлекаются, общаются, чем живут в свободное от работы и учебы время. А главное - очерк пропитан дружескими чувствами, связавшими воедино людей разных национальностей.
Вот в этом главный плюс произведения.
Но за тяжесть языка и небрежность текста оценка будет ближе к средней.
Мы отравлены Бангкоком, это навсегда, и с этим придется как-то жить дальше
Оригинальное решение конкурсного задания. Вообще, перефразируя известное выражение, можно сказать, что "путь к сердцу туриста лежит через желудок".
Автор, как хороший зазывала, соблазняет читателя посетить Таиланд, используя вкусную приманку.
Многие, там побывавшие, настолько влюбляются в тайскую кухню, что, вернувшись домой, не могут обойтись без её блюд или отдельных ингредиентов, специй, в частности. Так, например, случилось с моими родственниками, теперь почти все блюда их кухни изобилуют острыми приправами.
Кто-то говорит о семье как о социальном институте, а я решила сравнить ее с алмазом, самым дорогим камнем
А вот яство для гурманов. Настоящий деликатес.
Спасибо автору за доставленное удовольствие. Удачное решение конкурсной тематики, почти безукоризненный язык и отличный стиль делают очерк информативным, интересным и легко читаемым. Небольшое скопление былизмов в Индии и местоимений на Бали, думаю, легко устранятся автором, но и сейчас я, без боязни быть уличенной в пафосе, могу назвать этот очерк бриллиантом нынешнего конкурса.
Побывать в Европе, пожить в семьях и увидеть местные достопримечательности
Интересный очерк. Германия глазами не просто туриста, а девушки, которая практически живет и работает в этой стране. Поэтому и речь идет не о красоте площадей и замков, а о бытовых условиях, привычках и отдыхе рядовых граждан страны с точки зрения такой же рядовой иностранки.
В дороге всегда так здорово думается - кстати, кто-нибудь знает, почему?
Я решила включить в обзор ещё одно произведение, к сожалению, не вышедшее в финал, но очень достойное.
В нем вроде и нет ничего экстраординарного но я, если честно, заворожена этим маленьким шедевром.
В нем большая доля информативности, много эмоций, а, главное - просто, но оригинально представлена конкурсная тематика. И само повествование певуче, как дорога, без которой, согласитесь, нет жизни.
На этом обзор работ номинации "Вокруг Света" завершён. Ещё раз большое спасибо авторам за интересные произведения.